-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 57564
Комментариев: 6350
Написано: 65362


29 августа родились...

Понедельник, 29 Августа 2011 г. 00:05 + в цитатник
Gabriel_de_Mortillet (521x700, 323Kb)
1821
Луи Лоран Габриель де Мортилье (Louis Laurent Gabriel de Mortillet)
французский антрополог и археолог, один из основоположников современной научной археологии, создатель классификации каменного века; также считается одним из основателей французской школы антропологии. Получил образование в иезуитском коллеже Шамбери и в Парижской консерватории. С 1847 г. владелец La Revue independante. Участник революции 1848 г. После разгрома в 1849 г. радикально-демократического движения был приговорен к 2 годам тюрьмы и бежал в Женеву, затем поселился в в Пьемонте (в Савойе). До того Мортилье занимался естественной историей, преимущественно конхиологией, в особенности наземными и пресноводными слизняками; в эмиграции взялся за составление геологической карты Савойи, оставшейся неизданной. Открытие в это время (1854) в Швейцарии свайных поселений привлекло его внимание к первобытной археологии; в 1858 г. он исследует остатки свайных поселений, в 1864 г. основал первый археологический журнал «Mat йr iaux pour l’histoire primitive de l’homme» («Материалы по первобытной истории человека»), в котором поместил много статей и заметок по доисторической археологии. В 1865 г., на съезде Итальянского общества естествоиспытателей в Специи, Мортилье предложил основать международные конгрессы антропологии и доисторической археологии, что и было осуществлено. Вернувшись в том же 1864 г. году во Францию по амнистии, поступил на службу в Сен-Жерменский музей, где организовал отдел доисторических древностей (Мортилье возглавлял этот отдел до 1885 г., когда был избран депутатом Национального собрания). С 1875 г. — профессор доистрической истории в Антропологической школе. Умер в Сен-Жермен ан Лэ, мэром которого он долгое время был 25 сентября 1898 года. Как и большинство своих современников, Мортилье переносил в археологию естественнонаучные, прежде всего эволюционные, представления, рассматривая существующие формы орудий как плоды последовательной и единой линии эволюции от зари истории до наших дней и распространяя на археологию геологическую систему периодов, или эпох, характеризуемых определенным набором ископаемых типов (подход, отброшенный с появлением понятия археологической культуры). Главная заслуга Мортилье в том, что он первый предложил классификацию каменного века, основанную на самом археологическом материале (форме и типах орудий), тогда как ранее классификация основывалась на сопутствующем палеонтологическом материале. Согласно системе, сложившейся к 1869 году, Мортилье разделил каменный век на 7 эпох, названных по памятникам, где диагностический материал представлен лучше всего: тенэйская (эолиты, в настоящее время в расчет не принимаются), шелльская, мустьерская, солютрейская, ориньякская, Мадленская, Робенгаузенская (неолитическая, получила название от озерного поселения). С рядом уточнений эта классификация была принята повсеместно и сохранила значение в европейской терминологии до настоящего времени. Сочинения: Musйe prйhistorique, (2 йd.), ., 1903; Доисторическая жизнь. Происхождение и древность человека, перевод с французского, Санкт-Петербург 1903. Литература: Борисковский П.И. и Замятнин С.Н., Габриель де Мортилье, "Проблемы истории докапиталистических обществ", 1934, № 7—8.

1823
Павел Александрович Исаков
русский художник театра. Занимался у А.А.Роллера в мастерских Санкт-Петербургских императорских театров (1838-1843), затем был помощником декоратора (1843-1855) и декоратором (с 1855) при Дирекции императорских театров. С 1855 г. работал декоратором императорских театров. С 1856 г. жил в Москве. Исполнял декорации по эскизам Роллера и др. художников; участвовал в оформлении спектаклей Большого театра в Санкт-Петербурге («Пери», 1844; вариант - 1861, Большой театр, Москва), затем Большого театра в Москве. Оформлял балеты «Эсмеральда» (1850, 1866, 1872), «Крестьянка-госпожа», «Мраморная красавица» (оба 1851), «Фламандская красавица», «Любовь и верность» (оба 1852), «Стелла» (1853), «Газельда, или Цыганы» (1854), «Наяда и рыбак» (1857), «Корсар» (1858), «Сварливая жена» (1859), «Сатанилла, или Любовь и ад» (1860, 1870), «Фауст» (1861, 1866, 1875; вариант - 1867, Мариинский театр), «Два дня в Венеции» (1862), «Пламя любви» (1863), «Мечта художника» (1865), «Катарина» (1866, 1874), «Пахита» (1866), «Валахская невеста» (1867), «Парижский рынок» (1868), «Царь Кандавл» (1868, 1874), «Дон Кихот» (1869; вариант 1871, Мариинский театр), «Трильби» (1870), «Волшебный башмачок» (1871), «Кащей» (1873), «Ариадна» (1875), «Гитана, испанская цыганка» (1876). Начав творческий путь как продолжатель помпезного «историко-археологического» стиля Роллера, Исаков в результате длительного сотрудничества с Малым театром (с 1865) и под влиянием живописи передвижников стал одним из первых мастеров русской реалистической павильонной декорации. Исполнил занавесы «Вид дворца в Ораниенбауме» (1852) для Михайловского театра, «Вид царского дворца» (1853) для Красносельского театра, эскиз занавеса и портала театр, зала для петерб. Благородного собрания (1854). Умер в Москве 1 февраля 1881 года. Литература: Сыркина Ф.Я., Русское театрально-декорационное искусство второй половины XIX в., Москва, 1956.

1831
Америго Сегьери (Amerigo Seghieri)
итальянский шахматист, аналитик и писатель. Умер 11 февраля 18954 года.

1845
Александр Платонович Энгельгардт
русский государственный деятель. Родился в селе Климово, ныне Духовщинского района Смоленской области, в старинной дворянской семье. Окончил Смоленскую губернскую гимназию, затем юридический факультет Московского университета. Более двадцати лет А.П.Энгельгардт был городским головой Смоленска. Много сделал для развития городского хозяйства, культуры и образования, выступал с инициативами, поддержанными общественностью, деловыми кругами. При нем в городе построен водопровод, здание городской думы, завод красок. Открыты три новых начальных школы, три училища, Мариинская женская гимназия. Введено бесплатное пользование губернской земской больницей. Принял самое активное участие в сборе средств на создание и открытие в 1885 году памятника М.И.Глинке в Смоленске. Уделял большое внимание культурной жизни губернского центра, работе печатных органов, изучению смоленской старены, развитию краеведения. Благодаря энергичной деятельности и при его активном участии в1888 году был открыт в Смоленске историко-археологический музей. А.П.Энгельгардт избирался членом многочисленных общественных организаций, в том числе Смоленского благотворительного общества, Смоленского общества помощи юношеству, президентом общества сельского хозяйства и др. В 1890 году А.П.Энгельгардту «за долголетнюю деятельность на пользу города» было присвоено звание почетного гражданина города Смоленска. При этом отмечалось, что «общеполезная для города деятельность г. Энгельгардта сознавалась всеми гласными Думы, его труды были у всех на глазах, а потому отблагодарить его за труды представлением ему звания почётного гражданина города Смоленска являлось общей потребностью.» В 1890-1893 гг. А.П.Энгельгардт был казанским вице-губернатором, 1893—1900 гг. — архангельским, 1901—1903 гг. — саратовским. Избирался почётным гражданином Архангельска и Саратова. В начале 1903 года был назначен товарищем (заместителем) министра земледелия и государственного имущества. Болезнь вынудила его уехать на лечение в Швейцарию, где он и умер 22 ноября 1903 года. Похоронен на кладбище Вознесенского монастыря города Смоленска.

Померанцев_Иллиодор_Иванович (491x700, 60Kb)
1847
Иллиодор Иванович Померанцев
русский астроном-геодезист, генерал от инфантерии (1914), заведующий Ташкентской обсерваторией, Начальник Военно-топографического училища, Начальник Корпуса военных топографов. Родился в Орловской губернии. В 1867 году он окончил Константиновский межевой институт, а в 1869 году Военно-топографическое училище. С мая 1880 года по 1888 год он являлся заведующим Ташкентской физической и астрономической обсерваторией. С 1891 года И.И.Померанцев стал доцентом, а затем профессором Лесного института в Санкт-Петербурге. С 1894 года он стал начальником геодезического отделения Военно-топографического отдела, а с 1903 года начальником Военно-топографического училища. С 1911 года она стал начальником Корпуса военных топографов. И.И.Померанцев умер в Петрограде 1 мая 1921 года. И.И.Померанцев совместно с русским астрономом и гравиметристом П.К.Залесским в период 1881—1886 годов определил точные значения долготы ряда городов Туркестана. Также И.И.Померанцев в 1907 году впервые в России наметил программу построения триангуляции 1-го класса. У него также имеется ряд работ по сейсмологии.

1851
Андрей Иванович Желябов
русский революционер, народник, член Исполнительного комитета "Народной воли". Родился в селе Николаевка Феодосийского уезда, ныне Крымской области, в семье крепостных крестьян (дворовых). По окончании Керченской гимназии в 1869 поступил на юридический факультет Новороссийского университета в Одессе. За участие в октябре 1871 в студенческих волнениях исключен из университета, а затем выслан из Одессы. В 1873 жил в Городище Киевской губернии, поддерживал связь с революционными кругами Киева и с деятелями украинской "Громады". По возвращении в Одессу был в 1873-1874 членом кружка Ф.В.Волховского (одесская группа "чайковцев", вел пропаганду среди рабочих и интеллигенции. Арестованный в конце 1874, Желябов был освобожден под залог и продолжал нелегальную деятельность. Судился по "процессу 193-х". После оправдательного приговора в 1878 в целях пропаганды среди крестьян жил в Подольской губернии. Постепенно пришел к признанию необходимости политической борьбы и террора. Участник Липецкого съезда политиков-террористов (июнь 1879). Принятый в "Землю и волю" на Воронежском съезде землевольцев, Желяюов выступил одним из главных защитников политики террора. После раскола "Земли и воли" при его руководящем участии были основаны рабочая, студенческая и военная организации "Народной воли", народовольческая "Рабочая газета" (осень 1880). Участвовал в создании нескольких важнейших программных документов партии. Один из активных организаторов покушения на Александра 13 марта 1881, накануне которого 27 февраля был арестован. Потребовал приобщения себя к делу 1 марта. Произнес на процессе программную речь. Казнен в Санкт-Петербурге с другими первомартовцами 15 апреля 1881. В.И.Ленин ставил Желябова в один ряд с такими великими революционерами, как Робеспьер и Гарибальди. Литература: Ленин В.И., Что делать?, Полное собрание сочинений, 5-е издание, том 6; его же. Крах Интернационала, там же, том 26; Ашешов Н., А.И.Желябов. Материалы для биографии и характеристики, Петроград, 1919; Клеянкин А.В., А.Желябов - герой "Народной воли", (Москва) 1959; Прокофьев В.А., А.Желябов, 2-е издание, Москва, 1965; Фигнер В.Н., Полное собрание сочинений, тома1, 5, Москва, 1932; Волк С.С,, Народная воля (1879-1882), Москва - Ленинград, 1966; Седов М.Г., Героический период революционного народничества, Москва, 1966; Твардовская В.А., Социалистическая мысль России на рубеже 1870-1880-х гг., Москва, 1969.

1855
Эмиль Паур
Австрийский скрипач, дирижер и композитор

1855
Екатерина Андреевна Бекетова (в замужестве Краснова)
русская поэтесса, писательница, дочь Е.Г.Бекетовой, тетка А.А.Блока, переводчица романа Р.Хаггарда "Копи царя Соломона", произведений Р.Л.Стивенсона, Э.Т.А.Гофмана.

 (600x644, 88Kb)
1857
Пауль Фридлендер (Paul Friedlander)
немецкий химик-органик и технолог, специалист по химии красителей. В 1888-1895 гг. преподавал химию органических красителей в Высшей технической школе в Карлсруэ. В 1895-1911 гг. руководил химической секцией Технического музея в Вене. С 1911 г. – профессор Высшей технической школы в Дармштадте. Синтезировал тионафтен и тиоиндиго (1906), получил диброминдиго и доказал его тождество с пурпуром древних (1909). Осуществил синтез большого числа индигоидных красителей, нитро-, амино-, окси- и сульфопроизводных нафталина, исследовал флавоны и фталеины. Составил 5 сборников немецких патентов по красителям и промежуточным продуктам «Fоrtsсhrittе Dеr Тhееrfаrbеnfаbrikаtiоn Und Vеrwаndtеr Industriеzwеigе» (1888-1901). Умер в Дармштадте 4 сентября 1923 года.

1857
Ян Цепляк
польский священник, первый епископ Войска Польского, католический митрополит Могилевский (1917-24).

1858
Саломон Рейнак
французский историк культуры, искусствовед и археолог. После окончания Эколь нормаль в Париже, где он изучал классическую филологию, был направлен во французский археологический институт в Афинах и участвовал в ряде важных раскопок в Греции, Малой Азии и Северной Африке. Автор многочисленных трудов по археологии, всеобщей истории, истории литературы и религии, филологии, эпиграфике, грамматике и т. д. Особенно известны его искусствоведческие работы – «Аполлон» (1905), справочники по живописи средних веков и Возрождения, Античной скульптуре и вазописи и др. С 1886 г. – смотритель, с 1901 г. – директор Музея национальных древностей в городе Сен-Жермен-ан-Ле, который привел в образцовый порядок (впервые составил и в 1889-1895 гг. опубликовал полный каталог хранящихся в музее памятников древности с приложением снимков каждого из них, – принцип, который затем приняли крупнейшие музеи мира). С 1902 г. – хранитель Национального музея Франции в Париже.

1862
Эрнст Мейман (Meumann)
немецкий педагог и психолог, основатель экспериментальной педагогики. Родился в Ирдингене, близ города Крефельд. Учился в университетах Берлина, Галле, Бонна. Был сотрудником В.Вундта в Лейпциге. С 1897 г. - профессор философии и педагогики в Цюрихе, Кенигсберге, Мюнстере, Галле, Лейпциге, Гамбурге. Наибольшее значение имели экспериментальные исследования развития памяти у детей. Сделал попытку синтезировать различные психологические концепции развития ребёнка, его способностей, успешности обучения и т. п. и положить их в основу теории и практики воспитания. Автор ряда работ по эстетике. Умер в Гамбурге 26 апреля 1915 года. Сочинения в русском переводе: Экономия и техника памяти, Москва, 1913; Лекции по экспериментальной педагогике, 3-е издание, части 1—3, Москва, 1914—1917; Интеллигентность и воля, (Москва), 1917; Очерк экспериментальной педагогики, 2-е издание, Москва, 1922. Литература: Введение в современную эстетику, Москва, 1909; Эстетика, тома 1—2, Москва, 1919; Mьller ., E. Meumann als Begrьnder der experimentellen дdagogik, Z., 1942 (Diss.).

 (499x699, 54Kb)
1862
Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк (Maurice Polydore Marie Bernard Maeterlink)
бельгийский драматург и философ. Писал на французском языке. Родился в Генте, во фламандской семье. Изучал право в Париже. С 1896 жил во Франции. Идеалистические символистские взгляды раннего Метерлинка (изложены в книге "Сокровище смиренных", 1896) - реакция протеста против буржуазного позитивизма и бескрылости натуралистического искусства. В 1889 вышел сборник стихов Метерлинка "Теплицы", в 1896 - сборник "12 песен" (в 1900 - "15 песен"). Человек в ранних пьесах Метерлинка - жертва рока (сказка "Принцесса Мален", 1889; одноактные пьесы "Непрошеная", "Слепые", обе 1890; драма "Пелеас и Мелисанда", 1892); это драматургия молчания, намёков и недомолвок. В пьесе "Смерть Тентажиля" (1894) намечена тема бунта против рока. В пьесах-сказках "Аглавена и Селизетта" и "Ариана и Синяя Борода" (обе 1896) показаны уже не только жертвы, но и борцы. Книга "Мудрость и судьба" (1898) открывает цикл эссе по вопросам познания и этики. В работе "Сокровенный храм" (1902) Метерлинк призывает к творческой и социальной активности; в этот период Метерлинк близок к социалистическим кругам. Драма "Сестра Беатриса" (1900) направлена против аскетизма, воспевает полнокровную жизнь. Историческая драма "Монна Ванна" (1902) утверждает героический подвиг во имя Родины. В статьях этих лет Метерлинк выступает против фатализма в жизни и искусстве. Пьеса "Чудо святого Антония" (1903) - острая антибуржуазная сатира. В 1905 Метерлинк создал пьесу-сказку "Синяя птица", исполненную веры в победу человека над силами природы, голодом, войной. Впервые она была поставлена на сцене МХТ 30 сентября 1908 и с тех пор - в репертуаре этого театра. В годы 1-й мировой войны 1914-18 Метерлинк-публицист клеймит германский милитаризм. Пьеса "Обручение" (1918) продолжает рассказ об одном из героев "Синей птицы". Пьесы, написанные позднее, менее значительны ("Бургомистр Стильмонда" и "Соль земли", 1919; "Жанна д'Арк", 1945, и др.). Трагедия оккупированной немецкой армией в 1914 Бельгии, кризис бельгийского социал-демократии оттолкнули Метерлинка от общественной проблематики. Трактаты Метерлинка "Жизнь пространства" (1928), "Перед лицом бога" (1937) и др. исполнены мистицизма. Метерлинку принадлежат натурфилософские книги "Жизнь пчёл" (1901), "Разум цветов" (1907), "Жизнь термитов" (1926), "Жизнь муравьев" (1930), где наблюдения над природой проникнуты антропоморфизмом. В 1940 Метерлинк уехал в США, вернулся во Францию в 1947. Написал мемуары "Голубые пузыри (счастливые воспоминания)" (1948). Гуманистические пьесы Метерлинка периода 1896-1918 вошли в репертуар мирового театра. Лауреат Нобелевской премии (1911). Скончался в своем замке в Ницце 5 мая 1949 года.

1862
Эндрю Фишер
австралийский государственный деятель. Эмигрировал в Австралию (1885). Участвовал в профсоюзном движении. В 1901 г. избран в парламент. В апреле-августе 1904 г. — министр торговли в первом лейбористском правительстве Австралии. С 1907 г. — лидер Лейбористской партии. В 1908-1909, 1910-1913, 1914-1915 гг. — премьер-министр лейбористских кабинетов. Выступал за укрепление Британской империи. В 1916-1921 гг. — верховный комиссар Австралийского Союза в Лондоне.

 (513x699, 141Kb)
1868
Михаил Николаевич Покровский
русский историк, деятель революционного движения и коммунистической партии. Родился в Москве, в семье помощника управляющего Московской складочной таможни. Уже во 2-й Московской гимназии проявил интерес к занятиям историей. В 1887 поступил на историко-филологический факультет Московского университета, по окончании которого в 1891 получил диплом первой степени и был оставлен «для приготовления к профессорскому званию» сразу при двух кафедрах – русской и всеобщей истории. Занимался в семинариях П.Г.Виноградова и В.О.Ключевского. Ко времени пребывания в университете относится начало литературной деятельности Покровского: журнал «Русская мысль» опубликовал его рецензии на новые книги по отечественной и зарубежной истории. До 1895 Покровский, по собственному выражению, был «совершенно академическим человеком»: заведовал семинарской библиотекой в университете, читал лекции на Московских педагогических курсах, готовился к защите магистерской (кандидатской) диссертации, которую так и не защитил. Защите помешало то обстоятельство, что Покровский все активнее начал интересоваться политикой. Покровский сотрудничал с «легальными марксистами», возглавлявшейся П.Н.Милюковым Комиссией по организации домашнего чтения, организацией «Союз освобождения». Накануне Первой русской революции ученый сблизился с социал-демократами А.А.Богдановым, А.В.Луначарским, И.И.Скворцовым-Степановым, группировавшимися вокруг журнала «Правда». В этом журнале были опубликованы работы Покровского, свидетельствовавшие, как он впоследствии писал, о его отказе «от демократических иллюзий и увлечения экономическим материализмом». Среди них – статья-рецензия Идеализм и законы истории: Риккерт Генрих. Границы естественно-научного образования понятий (1904); критическая рецензия на первую часть Курса русской истории своего университетского руководителя В.О.Ключевского, неодобрительно встреченная бывшими учителями и сокурсниками; статья Земский собор и парламент (1905). Первую русскую революция Покровский встретил восторженно, в апреле 1905 вступил в РСДРП. Активно печатался в большевистской прессе, выступал на митингах и собраниях. Был избран членом Московского комитета РСДРП, одним из руководителей лекторской группы МК, стал фактическим редактором большевистской газеты «Борьба». В дни декабрьского восстания в Москве вместе со своим университетским товарищем Н.А.Рожковым Покровский участвовал в вооруженной борьбе. После разгрома восстания Покровский скрылся от полиции в Финляндию, затем эмигрировал во Францию. Первоначально ученый поддерживал политическую линию Ленина. На 5-м съезде РСДРП в 1907 был избран в состав редакции газеты «Пролетарий» и в Большевистский центр. Затем сблизился с А.А.Богдановым и другими участниками группы «Вперед», выступавшими против политики лидера большевиков. Но и с ними Покровский разорвал, объявив себя «внефракционным социал-демократом». В 1913 примкнул к группе Л.Д.Троцкого. После начала Первой мировой войны выступал «за превращение войны между народами в войну против буржуазии». Годы эмиграции – наиболее плодотворные в научном творчестве ученого. Именно тогда он создал два крупнейших своих произведения – 5-томную Русскую историю с древнейших времен (1910–1913) и Очерк истории русской культуры (ч. I, 1914). После свержения самодержавия в августе 1917 Покровский вернулся в Россию, восстановил свое членство в большевистской партии. В дни Октябрьского вооруженного восстания редактировал «Известия Московского Совета рабочих депутатов», был комиссаром Московского военно-революционного комитета по иностранным делам. 14 ноября пленум Моссовета избрал его своим председателем. В декабре 1917 – январе 1918 Покровский участвовал в составе русской делегации в мирных переговорах с Германией и ее союзниками в Брест-Литовске. Занимал «левокоммунистические позиции» – выступал за «революционную войну», против подписания германских мирных условий. Когда мир был подписан, Покровский воспринял его как нечто «морально ужасное до невероятных пределов». В мае 1918 Покровский был назначен членом правительства, заместителем наркома просвещения РСФСР. Этот пост ученый занимал до конца жизни, совмещая его с руководящей работой в качестве председателя президиума Социалистической (с 1924 – Коммунистической) академии, ректора Института красной профессуры, председателя Общества историков-марксистов, заведующего Центрархивом. С его именем связаны крупнейшие мероприятия по реорганизации высшей школы на коммунистических началах, по отстранению от преподавания старой профессуры, созданию привилегированных условий для приема рабочей молодежи, установлению в общественных науках монопольной гегемонии коммунистической идеологии. При его активном участии были проведены национализация и централизация архивных, библиотечных и музейных фондов, подготовлены и реализованы декреты о введении новой орфографии, охране памятников искусства и старины, ликвидации безграмотности и т.д. Административная и научно-организационная работа в последний период жизни отнимали у Покровского много времени и сил. К тому же он серьезно заболел: в 1928 у него обнаружили рак. Его труды последних лет жизни – Русская история в самом сжатом очерке (1920), Борьба классов и русская историческая литература (1923), Очерки русского революционного движения (1924), Царская Россия и война (1924), Внешняя политика России в ХХ в. (1926), сборники статей Империалистическая война (1928), Октябрьская революция (1929) – это в большинстве популярные учебные курсы и критические обзоры литературы. В этих трудах Покровский высказал немало как интересных и глубоких, так и противоречивых, спорных и неверных суждений о прошлом. В их числе – преувеличенно высокая оценка роли торгового капитала в истории России. В разгоревшейся в начале 1920-х годов внутрипартийной борьбе Покровский сделал ставку на Сталина, выступив на его стороне в дискуссии на исторические темы с Троцким. Покровский всегда – даже если это в душе претило ему – неукоснительно выполнял социальные заказы нового вождя. Надо громить беспартийных ученых из Академии наук, выступать против правых оппортунистов или развенчать какой-либо уклон в науке – Покровский принимался за дело. Своих многочисленных учеников Покровский воспитывал в духе воинствующего большевизма, беспрекословного исполнения партийных директив, использования исторических знаний в борьбе с политическими противниками, прямого подчинения исторических исследований задачам укрепления господствующего режима, монопольного положения в науке одного направления, негативного отношения к опыту предшественников и оппонентов. Известное высказывание Покровского – «история есть политика, опрокинутая в прошлое» – стало руководством к действию для целого поколения историков-марксистов. Умер Покровский в Москве 10 апреля 1932 года. Спустя месяц после его смерти большевистский историк С.А.Пионтковский записал в своем дневнике: «С Покровским отошли в прошлое интереснейшие страницы из истории русской интеллигенции. Как большевик из профессорской среды Покровский принес в партию две вещи: неуклонное презрение и ненависть к профессуре, великолепное знание этой научной среды, отсутствие всякого фетишизма перед ней и прекрасное знание науки. Это был человек с большими способностями, остроумный и парадоксальный. В личной жизни я знал его начиная с 1920 г.: это был самодур и рабовладелец. Он не уважал людей и страшно ценил то политическое положение, которое имел. За него он держался зубами и в кровь грызся за увеличение и укрепление своего положения». После кончины Покровского отдельные его взгляды, в первую очередь отрицание каких-либо достижений у дореволюционной власти и нигилизм в оценке национальных традиций, разделявшиеся многими из его учеников, вступили в противоречие с задачами укрепившегося партийного режима. В новой внутренней и международной обстановке Сталину полезен был опыт старой имперской государственности, нужна была советская государственно-патриотическая концепция истории, объяснявшая и оправдывавшая его безраздельную политическую власть. Поэтому по инициативе вождя во второй половине 1930-х годов в СССР были развернуты беспрецедентная по масштабам кампания критики покойного ученого и его трудов, а также кампания по написанию новых исторических учебников. Эти кампании сопровождались массовыми репрессиями и уничтожением ученых-историков.

1870
Андрей Анатольевич Бочвар
советский ученый-металловед, основатель московской школы металловедения, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, дважды Герой Социалистического Труда (1949, 1953).Его имя носит ФГУП «ВНИИ неорганических материалов (ВНИИНМ)». Умер в 1947 году.

1871
Альбер Лебрен
французский государственный и политический деятель, президент Франции (1932-1940).

1873
Александр Иванович Орлов
советский дирижер, народный артист РСФСР.

1874
Мачадо-и-Руис Мануэль (Machado у Ruiz)
испанский поэт. Член Королевской академии языка (с 1938). Родился в Севилье. Брат А.Мачадо-и-Руиса. Получил образование в Мадриде в Свободном институте просвещения. В 1902 опубликовал сборник стихов "Душа", за которым последовали "Капричос" (1905), "Злая поэма" (1909), книга стихов по мотивам андалузского фольклора "Канте хондо" (1912) и др. Изящные, музыкальные стихи Мачадо-и-Руис посвящены традиционным поэтическим темам - природе, любви, смерти, искусству. Между 1926-1933 в соавторстве с братом написал пьесы в стихах: "Хуан де Маньяра" (1927), "Олеандры" (1930) и другие. Умер в Мадриде 19 января 1947 года. Сочинения: Obras completas de Manuel у Antonio Machado, Madrid, 1957; в русском переводе - Кастилия, Песни, "Иностранная литература", 1971, №2. Литература: Chabбs J., Literatura espanola contemporanea. Habana, 1952, p. 218-31; Brotherston G., Manuel Machado and revalution, (L. - . .), 1968 (библиография страницы 139-52).

 (423x698, 83Kb)
1874
Эйльхард Альфред Митчерлих (Эйльхард Альфред Мичерлих; Eilhard Mitscherlich)
немецкий агрохимик и физиолог растений, член Германской Академии Наук в Берлине (с 1947) и академии сельскохозяйственных наук ГДР (с 1951). Родился в Берлине. Окончил Кильский университет (1901). Профессор Кенигсбергского (с 1906) и Берлинского (с 1950) университетов, в 1949-1956 - директор Института повышения урожайности растений Германской Академии Наук в Паулиненауэ. Основные направления научных исследований - проблемы минерального питания растений и почвоведения. Изучал гигроскопичность почв и теплоту их сжигания как показатель содержания гумуса. Занимался вопросами физиологии растений, в частности определением потребностей растений, в частности определением потребностей растений в удобрениях. Сформулировал закон эффективности факторов роста, способствующих повышению урожайности сельскохозяйственных культур. Разработал метод выращивания растений в вегетационных сосудах (сосуды Митчерлиха). Широко использовал математические методы в биологии. Национальная премия ГДР (1949). Награжден "Орденом за заслуги перед отечеством" (1954).Умер в Паулиненауэ, близ города Науэн 3 февраля 1956 года. Сочинения: Ein Leitfaden zur Anwendung der kьnstlichen Dьngemittel, 2 Aufl., ., 1931; Der Einfluss klimatischer Factoren auf die цhe des Pflanzenertrages. Vortrag..., Halle, 1933 (Schriften der цnigsberger Gelherten Gesellschaft. Naturwissenschaftliche Klasse, . 6, . 183—98); Pflanzenphysiologishe Bodenkunde, ., 1948 (Deutsche Akademie der Wissenschaften zu Berlin, Vortrдge und Schriften, . 28).

 (700x634, 112Kb)
1876
Чарльз Франклин Кеттеринг (Charles Franklin Kettering)
американский инженер и изобретатель. Родился близ Лаудонвилла (штат Огайо). Учился в сельской начальной школе, в средней школе Лаудонвилла. В 1904 окончил университет штата Огайо, получив диплом инженера-электрика. В том же году получил место инженера в фирме «Нэшнл кэш реджистер», затем был назначен директором отдела изобретений. В 1909 основал собственную компанию по разработке электрических узлов для автомобилей. Создал систему аккумуляторного зажигания, электрический стартер, электрогенератор для ферм. Во время Первой мировой войны Кеттеринг руководил группой инженеров, которая работала над созданием управляемых снарядов, получил первый высокооктановый синтетический бензин. В 1916 компания Кеттеринга вошла в состав корпорации «Юнайтед моторс», позже преобразованной в «Дженерал моторс». Здесь Кеттеринг руководил исследовательским отделом, а с 1920 по 1947 был вице-президентом и членом совета директоров корпорации. В числе разработок и изобретений, сделанных в эти годы с его участием, – тетраэтилсвинец (что дало возможность получить высокооктановые бензины и создать двигатели с высокой компрессией); стойкие, быстровысыхающие краски для автомобилей; нетоксичные и негорючие хладагенты без запаха; приспособления для уменьшения вибрации двигателя. В 1927 Кеттеринг организовал фонд своего имени, целью которого была поддержка системы образования, а также исследований и новых разработок. При поддержке Кеттеринга был создан Институт исследований рака. Кеттеринг занимал посты директора Национального института патентной экспертизы и Национального совета изобретателей, председателя Национального географического общества и президента Фонда Т.Эдисона. Умер Кеттеринг в Дейтоне (штат Огайо) 25 ноября 1958 года.

1876
Мечислав Ян Михалович (Michaowicz)
польский педиатр, государственный и общественный деятель, член-корреспондент Польской академии медицинских наук (1947), член Польской академии знаний (1947-1951), Польской Академии Наук (1957). Родился в Санкт-Петербурге. В 1901 г. окончил Санкт-Петербургскую Военно-медицинскую академию. С 1920 г. - профессор, руководитель детской клиники Варшавского университета (в 1930-1931 гг. - ректор университета). В 1935-1938 гг. - сенатор. Основные работы по проблемам детских инфекций, а также туберкулёза. В годы фашистской оккупации был заключён в тюрьму Павяк (Варшава), затем в концлагерь Грос-Розен. С 1945 г. - председатель Славянского комитета, с 1947 г. - почётный его председатель. С 1948 г. - член Главного комитета по изучению немецко-фашистских преступлений. Почётный доктор Краковской медицинской академии, почётный член многих зарубежных педиатрических обществ. Соавтор 3-томного учебника педиатрии (1937-1939). Умер в Варшаве

1878
Александр Андреевич Свечин
российский военный историк и теоретик, комдив (1935). Окончил Михайловское артиллерийское училище (1897) и Академию Генштаба (1903). Участвовал в русско-японской войне 1904-1905. В 1905-1914 служил в Главном и Генеральном штабах. Во время 1-й мировой войны 1914-1918 офицер для поручений при начальнике штаба верховного главнокомандующего, командовал полком (1915-17), дивизией (1917), с июля 1917 начальник штаба 5-й армии, с сентября 1917 начальник штаба Северного фронта. С ноября 1918 профессор Академии Генштаба РККА (ныне Военная академия имени М.В.Фрунзе). В 1918-1921 одновременно председатель Военно-исторической комиссии по исследованию опыта войны 1914-1918. Автор многих трудов по военной истории, тактике и стратегии, в которых с материалистических позиций обобщил опыт войн вплоть до начала 20 в. Он определял военное искусство как науку о закономерностях развития военного дела и ставил его эволюцию в зависимость от экономических и социально-политических процессов. В приёмах и методах исследования являлся последователем Х.Дельбрюка. Его труды, отличаясь обилием фактического материала, широтой постановки вопросов и глубиной анализа, сохраняют значение до настоящего времени. Репрессирован и расстрелян 29 июля 1938 года. Ценность наследия Свечина по-настоящему не осознана и в наши дни.

1879
Александр Александрович Вермишев (псевдонимы - Александр Савицкий, С. A., Save - партийная кличка и др.)
русский советский драматург, поэт, журналист. Член РКП(б) с 1903. В 1904-1906 подвергался арестам, а затем был выслан на Кавказ (в Тифлис). В 1908 написал свою первую пьесу "За правдой", посвящённую событиям 9 января 1905, призывавшую к революции. Пьеса была запрещена, а Вермишев привлечён к суду. Вермишев учился в Санкт-Петербургском и Юрьевском (Тартуском, окончил в 1910) университетах. В 1910-1915 написал ряд пьес ("Гонцы", "Банкроты", "Лихацкая любовь" и др.). Выступал как театральный критик. В последующие годы целиком отдаётся революционной работе, выполняя различные задания партии. В 1918 написал пьесу "Праздник сатаны". В 1919 - своё лучшее произведение - пьесу "Красная правда", показывающую процесс осознания беднейшим крестьянством своих классовых интересов. Пьеса ставилась во фронтовых студиях Пролеткульта, в 1-м революционном рабочем героическом Театре в Петрограде (под название "Красные и белые"), в Красноармейском Театре при Спасских казармах в Москве, в Театрах Пензы, Саратова, Елизаветграда, Ростова, а также во фронтовых агиттеатрах, в первых самодеятельных кружках городских народный домов, сельских клубов, изб-читален. В 1919 Вермишев был послан на Южный фронт политическим комиссаром и корреспондентом РОСТА. 31 августа 1919 при защите города Ельца от набега мамонтовских банд был захвачен белыми и зверски замучен.

1880
Marie-Louise Meilleuer
была жива еще в 117 лет.

1881
Эдвин Кальстениус
шведский композитор.

1881
Valery Nicolas Larbaud
французский писатель и переводчик (Enfantines).

1882
Никола Радойчич
сербский историк-медиевист, член Сербской Академии Наук (1939). Учился в университетах Граца, Вены и Загреба у К.Иречека, М.Мурко и др. В 1906 г. защитил докторскую диссертацию в Загребском университете. В 1908-1920 гг. — учитель гимназии в Сремски-Карловци (Воеводина). Член-эксперт сербской делегации на Парижской мирной конференции (1919-1920). В 1920-1941 гг. — профессор Люблянского университета. С 1945 г. сотрудничал в Институте истории Сербской Академии Наук и других научных учреждениях Югославии. Основные труды — по византиноведению, славянской истории и филологии, истории сербской культуры, православной церкви.

1884
Ehm Welk
писатель.

1884
Иван Ксенофонтович Ксенофонтов
советский государственный и партийный деятель. Член Коммунистической партии с 1903. Родился в Москве, в рабочей семье. Рабочий. В 1908-1914 вел партийную работу в Москве, Риге. Во время 1-й мировой войны 1914-1918 мобилизован в армию. В феврале 1917 один из организаторов и членов большевистского комитета 2-й армии Западного фронта, делегат 1-го Всероссийского съезда Советов. Участник Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде в 1917, делегат 2-го съезда Советов, избран в состав ВЦИК. После Октябрьской революции 1917 один из организаторов ВЧК, с декабря 1917 по апрель 1921 член коллегии ВЧК, в 1919-20 заместитель председателя ВЧК, одновременно председатель Особого трибунала ВЧК и Верховного трибунала при ВЦИК. Участвовал в ликвидации контрреволюционного Кронштадтского антисоветского мятежа 1921. В 1922-25 управляющий делами ЦК РКП (б), затем заместитель наркома социального обеспечения. Делегат 10-го, 12-го и 13-го съездов партии. Избирался членом ВЦИК. Умер в Москве 23 марта 1926 года.

1884
Антуан Марселлен Лакассань (Lacassagne)
французский радиолог, член Национальной академии медицины (1948), Академии естественно-математических наук (1949) и Академии хирургии (1950), доктор медицины (1913). Родился в Вильре, департамент Луара, В 1902 окончил медицинский факультет Лионского университета. В 1937-1955 директор лаборатории института радия Парижского университета и одновременно (с 1941) профессор экспериментальной радиологии в Коллеж де Франс. Основные труды посвящены проблеме возникновения злокачественных опухолей при воздействии на организм различных физико- факторов (эстрогенные гормоны, канцерогенные вещества, ионизирующие излучения и др.). Лакассань (совместно с Ф.Жолио-Кюри) удалось вызвать рак печени у кролика после облучения его нейтронами, а также опухоли молочных желез у мышей при введении им фолликулина. Изучал канцерогенное действие ультрафиолетовых и рентгеновских лучей, a-, b- и g-излучений. В 1925 (совместно с П.Эмиль-Вейлем) дал анализ возникновения пернициозной анемии и миелоидной лейкемии у людей, работающих с радиоактивными веществами. Многие работы посвящены изучению биологического действия ионизирующих излучений. Иностранный член Академии Медицинских Наук СССР (1962). Умер в Париже 16 деккабря 1971 года. Сочинения: Les cancers produits par les rayonnements corpusculaires, ., 1945 (библиография); Les cancers produits par des substances chimiques endogenes, ., 1950 (библиография); Action des radiations ionisantes sur l"organisme. ., 1956 (совместно с G. Gricouroff, имеется библиография).

 (516x699, 129Kb)
1890
Вильгельм Георгиевич Кнорин (настоящая фамилия - Кнориньш)
советский государственный и партийный деятель, публицист, доктор исторических наук (1935). Член Коммунистической партии с 1910. Родился в Лигатне, ныне Цесисского района Латвийской ССР, в крестьянской семье. Был рабочим. Окончил учительскую семинарию. В революционном движении с 1905. Сотрудничал в социал-демократических газетах в Санкт-Петербурге, Риге и Лиспае. После Февральской революции 1917 участвовал в организации Минского совета рабочих и солдатских депутатов и создании большевистских организаций на Западном фронте. С мая 1917 секретарь Минского совета, член редколлегии большевистских газет "Звезда", "Молот". В период Октябрьской революции 1917 член ВРК Западной области и фронта. В 1918-1922 на руководящей партийной и советской работе в Смоленске, Минске, Вильнюсе. В 1922-1925 заместитель заведующего учраспредотделом и заведующий информационным отделом ЦК ВКП (б), затем заведующий агитпропотделом МК ВКП (б). В 1926-27 заведующий агитпропотделом ЦК партии. В 1927-1928 секретарь ЦК КП (б) Белоруссии. Делегат 5-7-го конгрессов Коминтерна; избирался кандидатом в члены ИККИ. В 1928-1935 работал в Исполкоме Коминтерна. С 1932 директор историко-партийного института красной профессуры. В 1932-1934 член редколлегии газеты "Правда", в 1934-1937 член редколлегии журнала "Большевик". С 1935 заместитель заведующего агитпропотделом ЦК ВКП (б). Делегат 8-17-го съездов партии: на 14-м съезде партии избирался членом Центральной ревизионной комиссии, на 15-17-м - членом ЦК ВКП (б). Автор ряда работ по истории партии и многих литературно-критических статей. В июне 1937 исключен из партии, а в сентябре арестован. 22 января 1938 года приговорен к смертной казни. Расстрелян 29 июля 1938 года. В 1955 реабилитирован и восстановлен в партии. Литература: Граудин К., В.Кнорин, в книге: Латышские революционные деятели, Рига, 1958; Бережной А.Ф., Смирнов С.В., Бойцы революции, Ленинград, 1969: Knope Е., Vilis Knorin literaturas kritikis, Rїga, 1970.

1890
Вилем Лауфбергер
чехословацкий физиолог, член Чехословацкой Академии Наук (с 1952 г.), ее вице-президент (1952-1961). Родился в Турнове. Профессор физиологии Карлова университета, руководитель Лаборатории графической диагностики Чехословацкой Академии Наук в Праге (1952-1961). Основные научные работы посвящены изучению действия биологически активных веществ на физиологические функции. Усовершенствовал методику вектокардиографии, предложил метод спациокардиографии. В результате изучения микроструктуры клетки создал теорию клеточной решетки. Впервые доказал, что кормление аксолотлей тканью щитовидной железы ускоряет метаморфоз и превращение в амблистомы (1912). Открыл и выделил ферритин в кристаллической форме. Выяснил механизмы влияния инсулина на организм. Изучал активность центральной нервной системы, предложил теорию памяти, основанную на явлении циркуляции возбуждения. Считал, что механизмы деятельности центральной нервной системы могут быть поняты с позиции моделирования. Государственная премия Чехословакии (1954). Премия имени Я.Пуркине Чехословацкого медицинского общества (1974).

1891
Александр Александрович Касьянов
советский композитор, педагог, общественный деятель, народный артист СССР (1971). Родился в селе Болобоново, ныне Пильнинского района Горьковской области. В 1917 окончил Петроградскую консерваторию. С 1918 живет в Нижнем Новгороде (ныне Горький). В 1924—1949 заведовал музыкальной частью драматического театра и сотрудничал в Радиоцентре (1930—1941). С 1951 преподавал теоретические предметы в Горьковской консерватории (с 1957 профессор). Мастер хорового письма, Касьянов в своем творчестве широко использует интонации волжского песенного фольклора. Автор 5 опер, в том числе "Степан Разин" (1939; 2-я редакция 1953, Горький), "Фома Гордеев" (1946; 2-я редакция 1966, там же), "Ермак" (1957, там же), кантаты, оркестровых соч., инструментальных пьес, произведений для фортепиано, хоров, песен и др. Романсы Касьянова принадлежат к числу значительных образцов советской камерно-вокальной музыки. Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Литература: Полуэктова Н.Н., Коллар В.А., Музыканты-нижегородцы, в книге: Люди русского искусства, Горький. 1960, страницы 301—307.

 (562x699, 158Kb)
1891
Михаил Александрович Чехов
русский актер театра и кино, педагог. Родился в Санкт-Петербурге, племянник А.П.Чехова (сын брата писателя, Александра Павловича). В очень раннем возрасте проявил разносторонние дарования. В письме к М.П.Чеховой А.П.Чехов в 1895 писал: «Я думаю, что из него выйдет талантливый человек». В 1907 М.А.Чехов поступил в Театральную школу имени А.С.Суворина при театре Литературно-художественного общества и вскоре начал с успехом выступать в школьных спектаклях. Из заключения Художественного совета школы: «При больших врожденных способностях оказал весьма большие успехи в комических и характерных ролях». После окончания был принят в труппу Суворинского театра, где с сентября 1911 по апрель 1912 сыграл множество ролей. 26 апреля 1912 Чехов встретился с К.С.Станиславским, читал ему монологи Федора из Царя Федора Иоанновича А.К.Толстого и Мармеладова из Преступления и наказания по Ф.М.Достоевскому, 16 июня был зачислен в штат сотрудников филиального отделения Московского Художественного театра и вскоре введен Станиславским на роль Васьки в Нахлебнике И.С.Тургенева. В августе того же года в прессе появились объявления об открытии студии при Художественном театре. 15 января 1913 1-я Студия МХТ показала свой первый спектакль Гибель «Надежды» Г.Хейерманса. Жизнь молодого артиста делится между сценой Художественного театра, где он занят, в основном, в народных сценах, и работой в Студии под руководством Л.Сулержицкого и Евг.Вахтангова. В это же время Чехов увлекся кинематографом – в 1913 на экраны вышел кинофильм Трехсотлетие царствования дома Романовых, где он сыграл Михаила Федоровича Романова. В студии играл слугу Фрибэ в Празднике мира Г.Гауптмана, в Художественном театре – Епиходова в Вишневом саде А.П.Чехова. В 1914 тайно обвенчался с племянницей О.Л.Книппер-Чеховой, О.К.Книппер, впоследствии известной в Германии актрисой кино, которую высоко ценил Гитлер. В сезоне 1914–1915 Станиславский продолжал занимать Чехова, как и большинство молодых артистов, в народных сценах, оттачивая на их возрастающем мастерстве свою «систему». В 1915 Чехов вновь снялся в кино (дьячок Вонмигласов в Хирургии и Калеб в Сверчке на печи по Ч.Диккенсу), в спектакле студии Потоп Ю.Бергера виртуозно, по признанию коллег и критиков, сыграл Фрезера. В 1916 Станиславский начал репетиции Чайки, где Чехову предполагалась роль Треплева. Репетиции шли, Чехов был нездоров, его физическое состояние усугублялось депрессией. В мае 1917 он ушел с репетиции и в письме к Станиславскому объяснил это вспышкой нервной болезни, «которой страдаю уже два с половиной года». В сентябре репетиции возобновились, но состояние здоровья Чехова не стало лучше, он развелся с женой, увлекся философией. На его тяжелое душевное состояние сильно повлияло самоубийство двоюродного брата, В.И.Чехова. Для него стало невозможным воплотить финал Чайки – самоубийство Треплева. В январе 1918 он открыл частную актерскую студию на своей квартире в Газетном переулке. По свидетельству одной из его сотрудниц, впоследствии режиссера М.О.Кнебель, «он… выздоровел только благодаря работе с нами… Занятия в студии были в основном посвящены элементам системы, поискам творческого самочувствия в этюдах, то есть первому разделу системы Станиславского». В 1919 студию посетил Станиславский и был удовлетворен результатами работы своего ученика. В июне 1918 Чехов женился на К.К.Зиллер, начал работать над теоретическими статьями. В 1919 в журнале «Горн» появились работы Чехова О системе Станиславского и Работа актера над собой. В 1920 Чехов начал преподавать в студиях Пролеткульта и в Студии имени Ф.И.Шаляпина, в том же сезоне сыграл Мальволио в Двенадцатой ночи У.Шекспира, репетировал со Станиславским Хлестакова в Ревизоре Н.В.Гоголя и Эрика в Эрике XIV А.Стриндберга (постановка Вахтангова, премьера 29 марта 1922, которая, по свидетельству критиков, произвела ошеломляющее впечатление в первую очередь игрой Чехова). В апреле начались генеральные репетиции Ревизора, один из ведущих мастеров театра, В.Лужский, записывал в дневнике: «…громадный успех, такой, какого не видел еще ни один актер на сцене МХАТ». В октябре состоялась премьера, в рецензии отмечалось: «Быть может, в первый раз за все те восемь десятилетий, которые насчитывает сценическая история Ревизора на русской сцене, явлен наконец-то тот Хлестаков, о котором писал сам Гоголь» («Вестник театра»). Знакомство тогда же с А.Белым на заседании Вольной философской ассоциации (Белый читал доклад о Преступлении и наказании) оказало сильное влияние на последующую жизнь и творчество Чехова, именно через Белого была глубоко воспринята артистом антропософия Р.Штейнера. В 1922, после смерти Вахтангова, Студия совершила большую гастрольную поездку со спектаклями Двенадцатая ночь, Эрик XIV, Сверчок на печи: Рига, Таллин, затем Германия (где Чехов встретился с первой женой), Прага, Брно (здесь в газете «Лидовы новины» К.Чапек публикует статью Чехов, в которой пишет: «Его игра не поддается описанию, даже если бы я окончательно изгрыз свой карандаш, мне все равно не удалось бы выразить словами ни одного из нетерпеливых, стремительных, резких движений его аристократической руки»). По возвращении в Москву Чехов возглавил 1-ю Студию МХТ. 28 января 1923 торжественно праздновалось ее 10-летие, отмечались артисты, проработавшие в ней со дня основания. Чехов получил 1000 рублей золотом на лечение за границей, лето провел в Германии, а с начала сезона репетировал Гамлета. К этому времени он начинает особенно активно внедрять в репетиционный процесс некоторые из своих упражнений со студийцами. По свидетельству актрисы М.Дурасовой, в репетициях Гамлета использовалось очень помогавшее актерам упражнение с мячами (перебрасывание друг другу мячей в определенном ритме и с определенной эмоцией заменяло произносимые реплики – жест предшествовал слову). В апреле 1924 Белый читал в доме Чехова Санкт-Петербург и вел беседу о пьесе с артистами («Чехов меня увлек, писал роль сенатора для него; он как-то сумел воодушевить меня сценой; и теперь в будущем мечтаю писать драмы», – писал он в письме к Р.В.Иванову-Разумнику). В августе 1-я Студия МХТ была переименована в МХАТ 2-ой, 17 ноября состоялась публичная генеральная репетиция Гамлета. По окончании спектакля А.В.Луначарский передал Чехову грамоту о присуждении ему звания заслуженного артиста государственных академических театров. Хотя работа Чехова в шекспировской трагедии не была единодушно оценена (Станиславский считал, что «вместо подлинной трагедийности у него истеричность», Белый же отмечал: «Сегодня я впервые понял шекспировского Гамлета; и этот сдвиг понимания во мне произошел через Вас»). Известно, что дважды посетил спектакль признанный в мире Гамлет – А.Моисси. В январе 1925 начались репетиции Санкт-Петербурга, параллельно режиссер А.Д.Дикий выпустил Блоху по Н.С.Лескову без участия Чехова. Сохранилось свидетельство М.Ф.Андреевой в письме к М.Горькому по этому поводу: «…хороший, веселый спектакль без дураков и фокусов, но – пролетарская публика предпочитает Гамлета с Мишей Чеховым». В ноябре состоялась премьера Санкт-Петербурга, спектакль вызвал споры, но игра Чехова покорила даже Станиславского, которому спектакль не понравился. В 1926 в театре обозначились первые признаки конфликта: Л.А.Волков подал в правление МХАТа 2-го заявление о необходимости включить в репертуар пьесу Волки и овцы А.Н.Островского, требуя «в случае отрицательного решения указать подробную мотивировку». Через несколько дней группа актеров обратилась к Чехову с письмом, предлагая «располагать всеми силами нашей творческой воли, рассчитывать на всемерную нашу полную с Вами солидарность… И.Берсенев, А.Чебан, Н.Рахманов, С.Бирман, А.Благонравов, В.Татаринов, В.Готовцев (и еще 16 подписей)». Атмосфера в театре становилась тяжелой, конфликт разбирался на уровне Главреперткома, на стороне Чехова и части труппы выступил Луначарский, но достаточно сторонников было и у инициаторов раскола Дикого и Волкова. В 1927 Чехов триумфально играл Хлестакова с артистами ленинградского Большого драматического театра, затем с труппой Малого театра, репетировал Дело А.В.Сухово-Кобылина (где Чехов сыграет одну из великих своих ролей, Муромского, высоко оцененного В.Э.Мейерхольдом, Книппер-Чеховой, В.О.Массалитиновой, многими своими коллегами и критиками). 21 марта 25 ведущих артистов подали коллективное заявление Чехову о том, что они покинут театр, если группа Дикого не будет удалена, 30 апреля Чехов получает заявление уже от 35 актеров, не желающих работать с Диким. В связи с положением в театре Чехов был вынужден отказаться от предложения Станиславского совершить с труппой МХАТа поездку в Америку. В мае он вновь получил коллективное заявление уже с 68-ю подписями и известил Дикого и его группу (8 человек) о том, что в новом сезоне контракт с ними продлен не будет. По предложению Наркомпроса, Чехов заменил коллегиальное управление театра единоличным (замдиректора по финансово-административной части – Берсенев, по художественно-постановочной – Б.М.Сушкевич). В 1927 вышел фильм с Чеховым Человек из ресторана (режиссёр Я.А.Протазанов) по повести И.С.Шмелева (при множестве ролей в немых отечественных фильмах эта роль актера считается самой серьезной), в январе 1928 получила широкий резонанс книга Чехова Путь актера. З.Н.Райх писала автору: «Я пьяна Вашей книжкой....В ней, коротенькой, я почувствовала длинную, замечательную жизнь. Вас замечательного…». Недовольства в театре нарастали, монолитной группы уже не было. В марте Чехов подал заявление об уходе из театра, но собрание это заявление не поддержало. В мае, после премьеры Фрола Севастьянова, Чехов просит разрешить ему двухмесячное пребывание за границей для лечения. Из Германии он отправил письмо коллективу («Меня может увлекать и побуждать к творчеству только идея нового театра в целом, идея нового театрального искусства») и обратился в Главискусство с просьбой о предоставлении годового заграничного отпуска. В октябре 1928 в немецкой прессе появились сообщения о том, что Чехов заключил контракт с М.Рейнгардтом и начал сниматься в фильме Тройка. В ноябре в Вене состоялась премьера спектакля Артисты Г.Уоттерса и А.Хопкинса в постановке Рейнгардта, где Чехов сыграл свою первую роль за границей – клоуна Скида. Начался второй этап жизни Чехова. В Германии Чехов снялся в лентах Глупец из-за любви (1929, фильм имел огромный художественный и коммерческий успех), Призрак счастья (1930), играл в «Каммершпиле» Рейнгардта главную роль в спектакле Юзик по повести О.Дымова Певец своей печали (1929), роль русского князя в спектакле Феа Ф. фон Унру (1930), как режиссер репетировал с актерами «Габимы» Двенадцатую ночь. «Их радость, ритм, цвет и общее очарование даже приводят в замешательство. Вот наконец шекспировская комедия!» – отзывался о спектакле Ш.О''Кейси. Французская газета «Последние новости» писала: «Начинание превзошло всякие ожидания. Германская печать после режиссерской работы М.А.Чехова заговорила о нем как о большом мастере, постановщике европейского масштаба». В 1930 Чехов хлопотал о предоставления ему и группе актеров субсидии для организации театра в Чехословакии; получив отказ, переехал в Париж, заключив в Германии ряд контрактов в театре и кино. В парижской газете появилось интервью с Чеховым, в котором он поведал о намерении организовать в Париже школу драматического искусства: через два-три месяца он надеялся показать первые спектакли – русские сказки, затем труппа перейдет к работе над мировой классикой. В 1931 в Париже было основано Общество друзей «Театра Чехова», в его почетный комитет вошли С.В.Рахманинов, Ф.Жемье, Рейнгардт, М.Моргенштерн, В.Н.Масютин. На пожертвования был заключен договор с Ш.Дюлленом об аренде помещения театра «Ателье». В апреле Чехов уехал на гастроли в Ригу, Двинск, Митаву. В мае познакомился с Ж.Бонер, ставшей его другом и помощницей в создании русского театра. Бонер и Моргенштерн субсидировали «Театр Чехова» в Париже. 1 июня на сцене театра «Ателье» игрался первый спектакль труппы Эрик XIV, в ноябре состоялась премьера спектакля по русским сказкам Дворец пробуждается (режиссер и исполнитель роли Ивана-царевича). Однако настоящего удовлетворения театр не приносил, и Чехов вступил в переговоры с директором Театра русской драмы в Риге о возможности своей работы там. 28 февраля 1932 он приехал в Ригу, где поставил с актерами Национального театра Стриндберга, играл Хлестакова в Театре русской драмы, Мальволио в собственной постановке Шекспира, Фрезера, Иоанна Грозного в собственной постановке Смерти Иоанна Грозного А.К.Толстого в Национальном театре. По приглашению А.Жилинского, бывшего соратника по МХАТ 2-му, с начала нового сезона в Ковно (Каунас, тогда столица Литвы) вел занятия по технике актерского мастерства в Литовском государственном театре, а также поставил Гамлета, Ревизора, Двенадцатую ночь. Одновременно продолжал работу в Риге, репетировал Село Степанчиково по Достоевскому (играл Фому Опискина) в Театре русской драмы, проводил семинары по системе Станиславского с латышскими актерами. В 1935 с «Театром Чехова» выехал на гастроли в Нью-Йорк, предложение остаться в Америке отклонил, получив предложение организовать в Англии свою театр-студию. В 1936–1938 студия в Дартингтон-холле работала много и успешно, но близость Европы и приближение войны заставили Чехова уехать с большей частью студийцев в Америку. В начале 1939 «Театр Чехова» обосновывается в Риджфилде, в 50 милях от Нью-Йорка, в 1940–1941 были подготовлены спектакли Двенадцатая ночь (новая, отличная от прежних редакция), Сверчок на печи, Король Лир Шекспира. В 1942, по воспоминаниям друга и помощника Чехова Г.Жданова, было принято решение до окончания войны временно закрыть «театральное предприятие». В 1944 на экраны вышли фильмы с участием Чехова Песнь о России (колхозник Степанов), В наше время (Леопольд), «Новый журнал» начал публиковать воспоминания Чехова Жизнь и встречи. В фильме Зачарованный (1945) он виртуозно сыграл роль психиатра доктора Брулова, критики оценили работу актера как сенсационную, Чехов был номинирован на «Оскара» и премию Общества театральной кассы «Голубая лента». В 1946 вышли фильмы Призрак розы (Поляков), Клянусь! (Петер), Ирландская роза Эбби (Соломон Леви). Тогда же газеты объявили о создании «Актерской мастерской», где «в настоящий момент разрабатывается «метод Михаила Чехова» (в измененном виде существует по сей день), на русском языке вышла его книга О технике актера. В числе его учеников-голливудских актеров – Г.Пек, Мерилин Монро, Ю.Бриннер). Работал режиссером в Лабораторном театре Голливуда. С 1947 в связи с обострением болезни Чехов ограничил свою деятельность в основном преподавательской работой, вел курсы актерского мастерства в студии А.Тамирова, снялся в фильме Техас, Бруклин и небеса (1948), в конце 1940-х – начале 1950-х годов работал над биографическими повестями о А.П.Чехове, Станиславском, Немировиче-Данченко (книги не были написаны). В 1952 вышли фильмы Приглашение (доктор Фрамм), Рапсодия (профессор Шуман), была опубликована на английском языке книга О технике актера. Умер Чехов в Беверли-Хиллс (штат Калифорния) 1 октября 1955 года, урна с его прахом захоронена на кладбище Форест-Лон-Мемориел («Лесная поляна») в Голливуде. Почти до середины 1980-х годов его имя на родине предавалось забвению, встречалось лишь в отдельных мемуарах (С.Г.Бирман, Кнебель, С.В.Гиацинтовой, Берсенева и др.). На Западе метод Чехова за эти годы приобрел значительное влияние на технику актерского мастерства, с 1992 регулярно организуются Международные мастерские Михаила Чехова в России, Англии, США, Франции, Прибалтике, Германии с участием российских артистов, режиссеров, педагогов.

 (478x698, 96Kb)
1891
Иван Андреевич Ширяев
стрелок 455-го и 459-го Верхнеднепровского стрелковых полков 42-й стрелковой дивизии, красноармеец; самый старший по возрасту из уроженцев Башкирии - полный кавалер орденов Славы. Родился в деревне Черношар (в настоящее время не существует) ныне Дуванского района Башкирии в бедной крестьянской семье. Русский. Окончил 2 класса, и в 11-летнем возрасте начал трудовую деятельность. Работал в частной столярной мастерской, батрачил, пас скот, выращивал хлеб, рыбачил на Волге. В 1912 году был призван в российскую армию. Служил в Сибирской дивизии. Участвовал в первой мировой войне. За спасение жизни ротного командира солдат Иван Ширяев был награждён медалью «За храбрость». Дважды ранен, отравлен газами. В период Февральской революции 1917 года И.А.Ширяев воевал на Западном фронте. Там же на фронте он был избран агитатором. Участник Великой Октябрьской социалистической революции в Петрограде. Участник Гражданской войны, воевал против войск генералов Юденича и Деникина. После демобилизации и возвращения в родную деревню, - был избран председателем комитета бедноты. В 1935-41 годах работал председателем колхоза имени Ленина, кузнецом Ярославской МТС Дуванского района Башкирской АССР. В Красную Армию призван 15 января 1943 года Дуванским райвоенкоматом Башкирской АССР. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. На фронте в Великую Отечественную войну с 9 апреля 1943 года. Обратился с рапортом, чтобы его направили в воинскую часть, где служил его родной сын Аркадий. Просьба была удовлетворена, и отец с сыном стали служить в одной 7-й стрелковой роте 455-го стрелкового полка (в 1944 году Аркадий Ширяев погиб в бою)... Стрелок 455-го стрелкового полка (42-я стрелковая дивизия, 33-я армия, Западный фронт) красноармеец Иван Ширяев 16 ноября 1943 года в боях за Хутора Козьянские, расположенные в 12-и километрах восточнее города Дубровно Витебской области Белоруссии, уничтожил десять и взял в плен четырёх гитлеровцев. За мужество и отвагу, проявленные в боях, 7 марта 1944 года красноармеец Ширяев Иван Андреевич награждён орденом Славы 3-й степени (№ 12644). Стрелок 459-го стрелкового полка (42-я стрелковая дивизия, 50-я армия, 2-й Белорусский фронт) Ширяев И.А. 14 июля 1944 года у деревни Жидомля, находящейся в 19-и километрах юго-восточнее города Гродно Белоруссии, в ходе отражения атак противника истребил свыше десяти автоматчиков. За мужество и отвагу, проявленные в боях, 28 августа 1944 года красноармеец Ширяев Иван Андреевич награждён орденом Славы 2-й степени (№ 31843). 12 сентября 1944 красноармеец 459-го стрелкового полка (42-я стрелковая дивизия, 49-я армия, 2-й Белорусский фронт) Иван Ширяев в числе первых выдвинулся на шоссе в 10—15 километрах западнее польского города Ломжа и ликвидировал четырёх гитлеровцев. На подступах к реке Нарев отважный воин одним из первых бросился в атаку, уничтожил более десяти вражеских солдат и офицеров. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками красноармеец Ширяев Иван Андреевич награждён орденом Славы 1-й степени (№ 61), став полным кавалером ордена Славы. В 1945 году ветеран Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн И.А.Ширяев демобилизован. Жил в городе Куса, в посёлке Магнитка Кусинского района Челябинской области. Работал кузнецом на шахте. Скончался 3 октября 1950 года. Похоронен в Магнитке. Награждён орденами Славы 1-й, 2-й и 3-й степени, медалями, в том числе – медалью «За отвагу». В музеях Вознесенской и Тастубинской средних школ Дуванского района Башкирии имеются стенды, посвящённые полному кавалеру ордена Славы И.А.Ширяеву.

1892
Карл Янович Бауман
советский партийный деятель. Член Коммунистической партии с 1907. Родился в крестьянской семье. Партийную работу вёл в Лемзеле, Пскове, Киеве, Саратове. Окончил Киевский коммерческий институт. Участник Октябрьской революции 1917 в Киеве. С декабря 1920 секретарь Курского губкома РКП (б). С 1923 работал в аппарате ЦК РКП (б); в 1928 член Оргбюро и кандидат в член Секретариата ЦК ВКП (б), заведующий отделом ЦК партии по работе в деревне, 2-й секретарь МК ВКП (б). В 1929-30 секретарь ЦК и 1-й секретарь МК ВКП (б). В 1930 секретарь ЦК и член Оргбюро ЦК ВКП (б), в 1931-34 первый секретарь Среднеазиатского бюро ЦК ВКП (б). С 1934 заведующий отделом науки, научно-технических открытий и изобретений ЦК ВКП (б). На 14-м (1925)-17-м (1934) съездах партии избирался членом ЦК ВКП (б). Избирался членом ЦИК СССР.

1892
Александр Владимирович Койре (настоящая фамилия - Койракский)
французский историк науки. Учился и Гёттингенском университете (1910-1911) и в Сорбонне (1911-1913). Окончил Практическую школу высших наук (1915) в Париже. В 1930-1934 гг. преподавал в Практической школе в Монпелье, в 1934-1938 гг. - в Каирском университете, в 1938-1954 гг. - в учебных заведениях Парижа, с 1955 г. работал в Принстонском институте перспективных исследований (США). Непременный секретарь Международной академии истории наук. Ему принадлежат важные исследования по истории научной революции ХVII в. Автор работ о творчестве Г.Галилея, И.Ньютона. Действительный член Международной академии истории наук. Международной академией истории наук учреждена медаль имени А.Койре, присуждаемая каждые четыре года за важнейшие достижения в области истории точных и естественных наук.

Понравилось: 1 пользователю



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку