-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 57494
Комментариев: 6347
Написано: 65289


26 марта родились...

Суббота, 26 Марта 2011 г. 11:31 + в цитатник
 (653x698, 139Kb)
1516
Конрад Геснер (или Гесснер; немецкое имя - Conrad Gesner, а также Konrad Gessner, Konrad GeЯner, Conrad Gessner, Conrad GeЯner, Conrad von Gesner, Conradus Gesnerus)
швейцарский учёный-энциклопедист. Родился в Цюрихе. Сын скорняка; отец был убит во время Второй каппельской войны (1531). Конрад воспитывался дядей, привившим ему вкус к словесности и ботанике. Друзья-протестанты, в первую очередь — Генрих Буллингер, помогли юноше учиться в Цюрихе, Базеле, Страсбурге, Бурже, Париже и Монпелье. В 1537 был избран профессором греческого языка в Лозанне. В 1541 получил степень доктора медицины. В 1557 был назначен профессором натуральной философии в Цюрихе, где вместе с тем занимался медицинской практикой. Геснер устроил Ботанический сад и положил начало первому естественно-историческому музею. Умер в Цюрихе во время эпидемии чумы, леча заражённых 13 декабря 1565 года. Работал в области филологии, фармакологии, медицины, минералогии, зоологии, ботаники, библиографии. Геснеру принадлежит одна из первых попыток классификации растений (Enchiridion historiae plantarum, 1541): он разделил растительное царство, основываясь на признаках цветка и семени; отделил класс, порядок, род и вид, наметив тем самым принципы бинарной номенклатуры. Слава одного из отцов ботаники пришла к нему посмертно, когда в Нюрнберге было издано его сочинение Opera botanica (Vol. 1-2, 1754, 1759). Карл Линней считал величайшим открытием в ботанической науке выбор Геснером генеративных органов растений (цветка, плода и семени) как основы для их классификации. Именно этот принцип и был последовательно осуществлен в линнеевской систематике растений. Геснер — один из основоположников ботанической иллюстрации. Изучая растения, он делал тысячи набросков побегов, цветков и плодов. Благодаря постоянному упражнению руки и глаза, он достиг большой точности рисунка. Обнаруживая тонкие детали структуры органов, вглядываясь в оттенки красок, Геснер выявлял важные для диагностики видов признаки, тем самым развивая метод познания, совершенствуя не только качество научного рисунка, но и понятия органографии и систематики. Оригинальные рисунки Геснера менее условны, чем гравюры по дереву, иллюстрировавшие его естественно-научные труды. Труд Bibliotheca universalis sea catalogas omnium scriptorum locupletissimus in tribas linguis, Graeca, Latina et Hebraica etc. (1545—1555) заложил основы библиографии и имел большое значение для истории литературы. Наиболее известен основополагающий труд Геснера по зоологии Historia animalium (начат в 1551, последний 22 том вышел уже после смерти автора). Взгляды Геснера-зоолога повлияли на Рудольфа-Иакова Камерариуса, Карла Линнея, Жоржа Кювье. Подход, представленный в его труде по сравнительному языкознанию Mithridates. De differentiis linguarum tum ueterum, tum quae hodie apud diuersas nationes in toto orbe terrarum usu sunt (1555, 21 том), был развит Иоганном Кристофом Аделунгом. Борхес не раз обращался к трудам Геснера в своем фантастическом «Бестиарии», а также в фантазиях на темы универсальной грамматики и всемирного языка. Названы в честь Геснера: Геснерия (Gesneria L.) — типовой род семейства Геснериевые (Gesneriaceae Plum.); Валериана Геснера (Valeriana Ч gesneri Brьgger)

 (544x699, 91Kb)
1698
Прокоп Дивиш (Prokop Divi)
чешский физик. Родился в Жамберке, Чехия. В 1719 г. поступил в монастырь, преподавал в монастырской школе. В 1733 г. стал доктором теологии в Зальцбурге. С 1736 г. священник в селе Пршиметице. С помощью усовершенствованной им электрической машины трения исследовал электростатические явления. В 1754 г. построил первый в Европе заземлённый молниеотвод. Применял на практике разработанный им метод электротерапии. Изобрёл оригинальный музыкальный инструмент типа оркестриона – «денидор». Умер в Пршиметице (Моравия) 21 декабря 1765 года. Литература: Цверава Г.К., Прокоп Дивиш, Москва — Ленинград, 1965.

 (576x699, 83Kb)
1709
Василий Евдокимович Ададуров (Адодуров)
русский математик, литератор, переводчик, первый русский действительный член (адъюнкт) Санкт-Петербургской Академии Наук (1733-1741), почетный член Санкт-Петербургской Академии Наук (1778). Родился в Новгороде. Первоначальное образование получил в Новгородском духовном училище, затем в академической гимназии в Санкт-Петербурге, обратил на себя внимание знаменитого Бернулли, сделан был адъюнктом по кафедре математики и переводчиком при Академии. С 1741 г. занимал административные должности. Потом преподавал русский язык невесте наследника престола, принцессе Софии. Став императрицей Екатериной II, она вернула своего преподавателя из почётной ссылки в Оренбурге, куда он отправлен был в 1759 г., и сделала куратором Московского университета. Президент Мануфактур-коллегии. Перевел на русский язык руководство по механике Г.В.Крафта и «Арифметику» Л.Эйлера. Кроме математических исследований, Адодуров издал немало полезнейших переводов с иностранных языков и составил (1738-1740) русскую грамматику — одну из первых русских (а не церковнославянских) грамматик, составленных носителем языка для носителей (издана в 1750 на шведском языке). Умер в Санкт-Петербурге 16 ноября 1780 года.

 (515x699, 159Kb)
1750
Шарль-Жильбер Ромм (французское имя - Charles-Gilbert Romme)
французский политический деятель и математик, активный участник Великой французской революции. Родился в Рьоме в семье королевского прокурора. В 1771 году переезжает в Париж, где изучает медицину, а затем математику. С 1779 по 1786 год живёт в России, в Санкт-Петербурге, где работает учителем и воспитателем графа Павла Александровича Строганова, впоследствии генерал-адъютанта императора Александра I. В 1786 году покидает Россию и вместе с П.А.Строгановым направляется в Женеву, а затем в Париж. Вскоре после начала революции во Франции вступает в Якобинский клуб и принимает активное участие в борьбе с представителями «старого режима»; в это время в революционных событиях участвует и его юный ученик Строганов (под именем Поль Очер). В 1791 году Ромм избирается в Законодательное собрание, а в 1792 году — в Конвент (от департамента Пюи-де-Дом), где голосовал за смерть короля. В Конвенте вначале примыкал к жирондистам. Разрабатывал вопросы, связанные с народным образованием. По докладу Ромма Конвентом был принят республиканский календарь. К перевороту 9 термидора (27 июля 1794 года) Ромм, выступавший против робеспьеристов с левых позиций, первоначально отнёсся сочувственно, но вскоре, в числе небольшой группы последних якобинцев-монтаньяров, заседавших в Конвенте и составлявших «Вершину», боролся против термидорианской реакции. После поражения Прериальского восстания 1795 года был арестован, предан суду и приговорён к смертной казни. Покончил жизнь самоубийством (закололся кинжалом) в Париже 17 июня 1795 года. Литература: Е.В.Тарле. Жерминаль и Прериаль, Сочинения, том 6. — Москва, 1959; Т.Карлейль. Французская революция. История. — Москва, 1991; М.А.Алданов. Юность Павла Строганова; Чудинов А.В. Книжные приобретения Ж.Ромма и П.А.Строганова в революционном Париже (1789-1790) // Век Просвещения. Выпуск 1. Москва: Наука, 2006. Страницы 270-281; Чудинов А.В. О путешествии Жильбера Ромма в «Сибирь» (1781 г.): гипотезы и факты // Европа. Международный альманах. Выпуск 7. Тюмень, 2007. Страницы 84-95.

 (555x698, 142Kb)
1753
Бенджамин Томпсон, граф Румфорд (Sir Benjamin Thompson, Count Rumford, немецкое имя - Reichsgraf von Rumford)
англо-американский ученый и изобретатель. Родился в Вобурне, штат Массачусетс. Систематического образования Томпсон не получил. С 13 лет работал мальчиком-помощником в магазинах Сейлема и Бостона и у врача в Уоберне. В 1766 году стал офицером милиции в Нью-Хэмпшире. Одновременно выполнял секретные задания правительства Великобритании. В 1775 году, после поражения колониальной армии и выдвижения против него обвинений в шпионаже, был вынужден бежать в Бостон, где некоторое время был комендантом порта. В 1776 году, в возрасте 23 лет, вместе с отступающей английской армией Томпсон покинул Бостон и перебрался в Лондон, бросив на произвол судьбы свою жену с грудным ребёнком. C 1779 года Член Лондонского королевского общества. В 1776 — 1781 годах служил в правительственных ведомствах в Лондоне, в 1781 — 1783 годах командовал британским королевским драгунским полком в войне за независимость в Северной Америке 1775 — 1783 годов. В 1784 — 1798 годах занимал ряд государственных постов в Баварии, в том числе пост военного министра. За свои заслуги перед Баварией в 1790 году получил титул графа Священной Римской империи, причём титульным графством было названо графство Румфорд, где он жил до эмиграции из США. Умер 21 августа 1814 года. Научную деятельность Румфорд начал в 1778 году, выполнив количественное измерение взрывной силы пороха. В 1798 году он сделал в мюнхенских военных мастерских важное наблюдение: при высверливании канала в пушечном стволе выделяется большое количество тепла. Чтобы точно исследовать это явление, Румфорд проделал опыт по сверлению канала в цилиндре, выточенном из пушечного металла. В высверленный канал помещали тупое сверло, плотно прижатое к стенкам канала и приводившееся во вращение. Термометр, вставленный в цилиндр, показал, что за 30 минут операции температура поднялась на 70 градусов Фаренгейта. Румфорд повторил опыт, погрузив цилиндр и сверло в сосуд с водой. В процессе сверления вода нагревалась и спустя 2,5 часа закипела. Румфорд объяснил это явление с помощью представления о теплоте как особом виде движения. Вместе с Гемфри Дэви он значительно способствовал установлению кинетической теории теплоты. Кроме этого, Румфорд открыл и исследовал явление конвекции в газах и жидкостях, сконструировал ряд физических приборов и аппаратов (специальные термометры, фотометры для изучения поглощения света веществом и т.д.). Считается, что он изобрёл кухонную плиту, кофеварку, армейскую полевую кухню, печи для обжига кирпича, паровую отопительную систему. В честь Бенджамина Румфорда Лондонское Королевское общество учредило награду для выдающихся учёных — медаль Румфорда.

 (508x699, 55Kb)
1799
Станислав Габриель Ворцель
польский революционный демократ, социалист-утопист. Участник Польского восстания 1830-1831. Родился в селе Степания на Волыни После подавления восстания эмигрировал в Великобританию. Ворцель - идеолог левого крыла эмиграции. В 1835 был одним из организаторов первого польского революционно-демократического общества "Люд польский". Вместе с И.Лелевелем участвовал в создании организации "Зъедночене" ("Объединение"), влившейся после Краковского восстания 1846 в состав Польского демократического общества; в 1847 был избрана его руководящий орган "Централизация". Ворцель был дружен с А.И.Герценом, которому оказал помощь в создании первой вольной русской типографии, и с Дж.Мадзини. Умер в Лондоне 3 февраля 1857 года. Литература: Герцен А.И., Былое и думы, Ленинград, 1947; Limanowski В., Stanisaw Worcell. yciorys, 2 wyd., Warsz., 1948.

 (551x699, 63Kb)
1806
Йосеф Славик (Josef Slavнk)
чешский скрипач. Родился в Йинце, близ города Пршибрам. Учился игре на скрипке с раннего детства под руководством отца Антонина Славика, в 1816-1823 - у Ф.В.Пиксиса в Пражской консерватории; при её окончании исполнил собственный концерт. Начал концертировать в студенческие годы. Играл в театральном оркестре, с 1825 - в придворной капелле в Вене. Выступал как солист в Вене, а также в Праге, Карлови-Вари (там игрой Славика восхищался И.В.Гёте) и в других чешских городах, в 1828 - в Братиславе и Париже. Общался с деятелями «чешского возрождения» (национальное движение конца 18 - 1-й половины 19 вв.) Й.Юнгманом, К.Махачеком (совместно с ним перевёл на чешский язык либретто «Дон Жуана»), композитором Я.В.Томашеком, Л.Мехурой, Ф.Шкроупом, считавшими Славика носителем чешских национальных традиций. Игру Славика высоко оценил Н.Паганини (услышав в Вене в исполнении Паганини его «Кампанеллу» из концерта ор. 6, Славик записал её по памяти и на другой день сыграл автору). Ф.Шуберт посвятил Славику скрипичную Фантазию ор. 159, Ф.Шопен сочинил вместе с Славиком «Вариации на тему Бетховена» и играл с ним в дуэте (в 1830-1831 в Вене), называл его гениальным скрипачом; современники именовали Славика «чешским Паганини». Игра Славика, представителя романтического стиля, славилась красивым певучим тоном, виртуозностью, поэтичностью фразировки. Ранняя смерть Славика, последовавшая в Будапеште 30 мая 1833 года, помешала полностью раскрыться его композиторскому дарованию. Автор более 20 произведений в стиле романтиков, в том числе 2 концертов для скрипки с оркестром, концерта для 2 скрипок, Большого попурри на темы из оперы «Севильский цирюльник» и «Вальса томления» (Sehnsuchtswalzer) Шуберта для скрипки с фортепиано, вариаций на тему из оперы «Пират» Беллини («Вариации на струне соль»; перестроена на си).

 (556x699, 81Kb)
1815
Густав Рюмелин (немецкое имя - Gustav von Rьmelin)
немецкий политик, педагог, статистик. Родился в Равенсбурге. В 1848 г. заседал в германском национальном собрании во Франкфурте-на-Майне. Читал философию и статистику в Тюбингене, был директором департамента по церковным и школьным делам и директором статистико-топографического бюро в Штутгарте. При его участии был издан этим учреждением большой статистический труд «Das Kцnigreich Wьrtenberg. Eine Beschreibung von Land, Volk und Staat» (1863, 2-е издание 1884). Большое значение имеет собрание его речей и статей «Reden und Aufsдtze» (1875 и 1881). В качестве философа Рюмелин является эссеистом; по богословским вопросам высказывается как против ортодоксальных учений, так и против крайностей рационализма; в статьях по школьной политике присоединяется к предложенной ещё А.Смитом системе всеобщего школьного обучения, по которой последнее должно являться обязательным до приобретения всем населением известного минимума знаний. Особенно большие услуги Рюмелин оказал науке в качестве статистика; его следует считать самым выдающимся теоретиком после Кетлэ. Выдающиеся новейшие статистики, например, А.Вагнер, Э.Энгель, Ю.Янсон, могут быть названы его учениками. Положения Рюмелина относительно понятия и задач статистики изложены, главным образом, в двух статьях: «Zur Theorie der Statistik» (вошли в состав его «Reden und Aufsдtze», 1875) 1863 и 1874 гг. Последняя статья переведена на русский яз. под редакцией профессора Янсона, под заглавием «Заметка по теории статистики» (в сборнике: «История и теория статистики в монографиях», 1879). По мнению Рюмелина, статистику как науку не следует смешивать с статистическим методом: первая должна быть рассматриваема как одна из отраслей социальных наук, статистический же метод, который правильнее было бы назвать численным, относится к области логики. Этим методом могут пользоваться все эмпирические науки, занимающиеся изучением групп сходных предметов и явлений, в тех случаях, когда метод индукции оказывается недостаточным, Объединять все отрасли различных наук, пользующиеся численным методом, в одну науку неправильно; в основе научной классификации должно лежать вещественное различие или сходство объектов, а не логические методы исследования. Правда, численный метод является существенным и необходимым орудием статистики как социальной науки, но только потому, что она имеет дело с изменчивыми явлениями, с понятиями собирательными и групповыми; пользуется она им своеобразно, стремясь с помощью его получить из массы фактов признаки групп в численных отражениях. Рюмелин установил деление статистики на техническую и описательную, а последней — на статистику народонаселения, хозяйственную и культурную. Другие труды Рюмелин по статистике (кроме множества статей в «Deutsche Rundschau»): «Die Hauptergebnisse der Berufszдhlung vom 5 Juni 1882» (1883), «Die Bevцlkerungsstatistik d. Kцnigreichs Wurtemberg» (1884), статья «Die Bevцlkeruugslehre» во 2 изд. «Schцnberg’s Handbuch d. Polit. Oekonomie». В немецкой литературной критике Рюмелин занял видное место своими «Shakespeare-Studien» (1875—1881). Эта работа появилась в ту пору, когда в немецкой шекспировской критике царили теории Гервинуса, который хотел сделать из великого драматурга «учителя жизни», нравственного вождя человечества, считал его сочинения наглядным проявлением принципа «поэтической справедливости», находил внутренний, скрытый смысл даже в явно второстепенных деталях его трагедий, приписывал ему сложное миросозерцание, целый кодекс идей — религиозных, моральных и политических, — наконец, содействовал развитию безусловного, доходящего до фанатизма преклонения перед Шекспиром, тормозившего всестороннее и основательное изучение его творчества. Книга Рюмелина имела отрезвляющее значение; высоко ставя Шекспира, хорошо зная его произведения, признавая и заслуги Гервинуса как его истолкователя, Рюмелин восстает против крайностей и преувеличений, которыми отличались порой теории Гервинуса, доказывает необходимость спокойного, трезвого отношения к великому драматургу, считает совершенно недопустимым приписывание ему того миросозерцания, которое в значительной степени является продуктом наших дней или отражением печального, раздробленного состояния, в котором ещё недавно находилась Германия. Рюмелин не соглашается со взглядом на Шекспира как учителя нравственности уже по тому одному, что мы почти ничего не знаем о его жизни. Мы должны — утверждает он — рассматривать и изучать Шекспира не только как мирового, общечеловеческого писателя, но и как сына своего века и члена известного общества, которое не могло не оказать на него влияния. Некоторые преувеличения, парадоксы, даже фактические ошибки Рюмелина, увлекавшегося теориями реалистической школы и иногда слишком склонного решительно все сводить к воздействию среды и эпохи, несколько подорвали авторитет его критики, в которой все же найдется много справедливого и меткого и которая в свое время явилась необходимым противовесом одностороннему, недостаточно объективному направлению шекспировской критики. Умер Рюмелин в Тюбингене 28 октября 1889 года. Литература: Н.И.Стороженко, «Шекспировская критика в Германии» («Вестник Европы», 1869, октябрь); Sigwart, «Gedдchtnissrede auf G. v. Rьmelin» (Тюбинген, 1889); Blenck, «Nekrolog Rьmelin’s» (в «Zeitschr. des Kцnigl. preuss. statist. Bureaus», 1889).

1819
Ипполит Матвеевич Дебу
русский политический деятель, петрашевец, брат Константина Матвеевича Дебу, кандидат прав, чиновник. Родился в Санкт-Петербургской губернии. Учился на камеральном факультете Санкт-Петербургского университета; служил в азиатском департаменте министерства иностранных дел. В 1849 г. отдан в арестантские роты на 2 года, затем в солдаты. Впоследствии переводчик сочинений Ф.Энгельса и К.Каутского. Служил в Азиатском департаменте министерства иностранных дел. Был в числе первых пропагандистов идей утопического социализма в России. Посещал кружок М.В.Петрашевского с зимы 1847—1848. Дебу участвовал в чествовании памяти Фурье 7 апреля 1849 и в подготовке перевода основных сочинений Фурье. Смертный приговор по делу петрашевцев был заменён Ипполиту 2 годами арестантских рот и отдачей в солдаты. По окончании ссылки, будучи определен в рядовые, Дебу участвовал в Севастопольской кампании и за отличие в деле на Черной речке был произведен в подпоручики; затем вышел в отставку. До конца своих дней сохранив верность идеям, усвоенным в молодости, он всю жизнь изучал социалистическую литературу и много переводил. Два перевода — Энгельса, «Происхождение семьи, частной собственности и государства», и Каутского, «Экономическое учение Карла Маркса» — были изданы сыном Дебу в 1906 г. Умер в Харьковской губернии 31 декабря 1890 года. Литература: Дело петрашевцев, том 3, Москва — Ленинград, 1951; Лейкина-Свирская В.P., Петрашевцы, Москва, 1965; Усакина Т., Петрашевцы и литературно-общественное движение сороковых годов XIX в., [Саратов], 1965.

 (409x698, 159Kb)
1819
Луиза Отто-Петерс (Luise Otto-Peters)
немецкая писательница, основательница женского движения в Германии. Основала всеобщий немецкий женский союз и редактировала орган этого союза "Neue Bahnen", выходивший в Лейпциге до ее смерти. Написала "Der Genius des Hauses, der Natur, der Menschheit" (Вена, 1868—1870), "Frauenleben im Deutschen Reich" (1876), а также романы: "Schloss und Fabrik" (1846), "Neue Bahnen" (1864), "Deutsche Wunden" (1872), "Aus vier Jahrhunderten" (1883) и два сборника стихотворений: "Lieder eines deutschen Mдdchens" (1847) и "Gedichte" (1868). Умерла 13 марта 1895 года.В 1901 г. ей поставлен памятник в Лейпциге.

 (500x698, 147Kb)
1821
Эрнст Энгель (немецкое имя - Ernst Engel)
немецкий экономист и статистик, автор «закона и кривой Энгеля». Родился в Дрездене. Занимал должность директора Прусского статистического бюро в Берлине. Основным предметом исследований Энгеля была структура бюджетов рабочих семей. Анализ многолетних статистических данных привёл его к выводу, что с ростом дохода семьи структура расходов меняется. При этом удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, отопление и жилище остаётся на прежнем уровне, а удельный вес расходов на удовлетворение культурных потребностей увеличивается. Эти выводы и получили название «закона Энгеля». Умер в Радебойле 8 декабря 1896 года. Изобретённая Энгелем карточная система сбора статистических данных впоследствии использовалась для переписи населения. Первым такое применение осуществил Павел Иордан в Таллине в 1871 году.

 (481x699, 116Kb)
1827
Александр Иванович Европеус
русский общественный деятель, петрашевец. Родился в Бежецком уезде Тверской губернии. Дворянин, сын инспектора военной школы, окончил Александровский лицей. С осени 1848 посещал кружок Н.С.Кашкина. В квартире Европеуса петрашевцы 7 апреля 1849 чествовали память Ш.Фурье. Привлекался по делу Петрашевского; арестован 7 мая 1849 г.; 22 декабря 1849 г. приговорен к расстрелу, а по конфирмации — к определению рядовым в Кавказский линейный баталион, без лишения прав. С 1857 жил в тверском имении, в 1859 выступил с протестом против запрещения обсуждать крестьянский вопрос и подписал адрес дворян Александру , за что был выслан в Пермь. 14 августа 1861 г. освобожден из-под надзора. Сотрудник "Современника", деятель по крестьянской реформе. В 1860 г. выслан в Пермь за участие в "Тверском дворянском адресе". В 1866 арестовывался в связи с делом Д.В.Каракозова. Умер в Санкт-Петербурге 23 декабря 1885 года. Литература: Дело петрашевцев, том 3, Москва - Ленинград, 1951; Семевский В.И., Петрашевцы, Кружок Кашкина, "Голос минувшего", 1916, № 2-4; Государственные преступники, том I. — Лейкина, Петрашевцы. — В.И.Семевский, "Голос минувшего" 1916, №№ 2—4 (Петрашевцы). — Д. Языков, Обзорный выпуск V (приведена библиография). — Хрущев, Материалы для истории упразднения крепостного состояния поместных крестьян. Берлин 1860, том II. — А.Корнилов, Общественное движение при Александре II. — В.Евгениев, "Голос минувшего" 1915, I (Редакция "Современника" в 1866 г.).

 (600x684, 52Kb)
1827
Александра Ивановна Шуберт (урождённая - Куликова, по второму мужу - Яновская)
русская актриса. Сестра водевилиста и режиссера Александринского театра Н.И.Куликова и актрисы П.И.Орловой, партнерши П.С.Мочалова в Гамлете У.Шекспира. Впервые вышла на сцену в пятилетнем возрасте. Около двух лет училась в Санкт-Петербургском театральном училище, продолжила образование под руководством брата. С детских лет находилась под влиянием личности и сценического дара М.С.Щепкина, в чей дом впервые пришла в середине 1830-х годов. Дебют Шуберт в Александринском театре состоялся в 1842 (Фанни в пьесе Э.Скриба Камилла, или Брат и сестра); после второго дебюта в феврале 1843 (Параша в Параше Сибирячке Н.А.Полевого) актриса была зачислена в труппу, где сыграла за сезон около тридцати ролей. В 1844 была переведена в московский Малый театр, на сцене которого дебютировала в комедии Скриба и Ф.-О.Варнера Вечная любовь. Играла много, в том числе Лизу в Горе от ума А.С.Грибоедова. В 1847–1853 годах служила в Одесском театре, труппа которого была сформирована по рекомендации Щепкина (здесь играл и его ученик С.В.Шумский). Шуберт пользовалась в Одессе неизменным успехом. В 1853 актриса возвращается на Санкт-Петербургскую императорскую сцену; исполняет роли инженю. Отличительными чертами ее дарования, по воспоминаниям современников, были простота и естественность, верность тона и мимики. В 1860, выйдя замуж за военного доктора С.Д.Яновского, снова оказывается в Москве, в Малом театре, где прослужит (с перерывом на сезон 1863–1864, который провела в Орле, играя преимущественно роли комических старух) до 1868. По словам артистки, ее «манило на московскую сцену то, что там серьезно относятся к своему делу». Среди созданных в этот период ролей Мария Андреевна (Бедная невеста), Любовь Гордеевна (Бедность не порок), Василиса Перигриновна (Воспитанница) А.Н.Островского, а также Квикли в Виндзорских проказницах Шекспира. Покинув в 1868 императорскую сцену, Шуберт много играет в провинции (Тверь, Саратов, Казань, Орел), а также на частных сценах Москвы, Санкт-Петербурга и его окрестностей. В 1860–1870-х годах с успехом читает современную поэзию с эстрады и в дивертисментах. В 1874–1876 участвует в спектаклях московского «Артистического кружка». В начале 1880-х годов – вновь на казенной Санкт-Петербургской сцене (приглашение А.А.Потехина, стоявшего в эти годы во главе репертуарной части Императорского Санкт-Петербургского театра). Тогда же ей было поручено заведовать театральной школой. Последний выход Шуберт на сцену состоялся в 1882 в «Пушкинском театре» А.А.Бренко в бенефис П.Стрепетовой (Анна Петровна Незабудкина в Бедной невесте Островского). В круг близких знакомых Шуберт входили Ф.М.Достоевский, А.Ф.Писемский, Потехин и другие литераторы; с некоторыми она вела дружескую переписку. Умерла в Крыму 23 января 1909 года.

 (583x699, 52Kb)
1829
Теодор Обанель (Theodore Aubanel)
провансальский писатель. Вместе с Ф.Мистралем и Ж.Руманилем – организатор (1854) движения фелибров. В лирике автора подчеркнутый прозаизм сочетается с парнасским культом поэтической формы. Главная тема ранней лирики (сборник «Полураскрытый гранат», 1860) – печальная история платонической любви поэта, явившейся источником романтических страданий. В зрелых стихах (книга «Дочери Авиньона», 1886, навлекшая на писателя травлю клерикалов) нравственная строгость сочетается с восхищением буйством плоти; эта трансформация поэтического мироощущения еще в 60-х гг. привела его к разрыву с главными представителями фелибрижа и с патриархальной средой Южной Франции, питавшей литературу т. н. провансальского Возрождения. Автор трех стихотворных драм: «Хлеб греха» (написана в 1863, поставлена в 1878, издана в 1882), «Похищение» (издана в 1928) и «Пастух» (издана в 1935). Умер 1 февраля 1886 года.

 (518x698, 79Kb)
1832
Мишель Бреаль (французское имя - Michel Brйal)
французский лингвист и филолог. Родился в Ландау (Бавария). Учился вначале во Франции (куда перебрались его родители), в Париже и Страсбурге, затем в Берлине у Ф.Боппа. Работал в Парижской национальной библиотеке, с 1866 профессор сравнительной грамматики в Коллеж де Франс – пост, который он занимал до своей отставки в 1905. В 1868 Бреаль стал секретарем Парижского лингвистического общества. С 1868 по 1882 преподавал в Школе высших исследований, с 1879 по 1888 был генеральным инспектором учреждений высшего образования Франции. Умер в Париже 25 ноября 1915 года. Основная область исследований Бреаля – индоевропеистика. Бреаль перевел на французский язык Сравнительную грамматику Ф.Боппа, предпослав ей собственное введение. Автор книги Сборник по мифологии и лингвистике (Мélanges de mythologie et linguistique, 1877); Этимологического словаря латинского языка (Dictionnaire étymologique latin, 3 ed., 1902) и др. Занимался дешифровкой кипрского слогового письма и «гувинских таблиц» на умбрском языке (Les tables Eugubines, 1875). В историю науки о языке вошел как один из основоположников науки о значении – семантики; первым стал использовать сам этот термин. Семантика мыслилась им как историческая наука, и в книге Очерк семантики (наука об обозначениях) (Essai de sémantique, science de significations, 1897) Бреаль впервые предложил опыт исторического (диахронного) анализа значений. В дальнейшем семантика развивалась преимущественно как синхронная наука. Бреаль много занимался также проблемами образования во Франции (реформа орфографии, преподавание классических языков и т. п.). Именно по его предложению в 1894 г. в программу первых современных Олимпийских игр 1896 г. был включён такой вид спорта, как марафонский бег.

1832
Беренд Вильгельм Феддерсен (немецкое имя - Berend Wilhelm Feddersen)
немецкий физик. Впервые установил скорость искры электрического разряда. Вывел важные закономерности в области высокочастотных электромагнитных излучений. Родился в Шлезвиге. Учился в Гёттингенском и Берлинском университетах. В 1857 году он получил степень доктора философии в Кильском университете. С 1858 года жил в Лейпциге, занимался редактированием и выпуском биографического словаря Поггендорфа (в 1897 Феддерсен стал его соиздателем). Работы Беренда относятся к исследованию электрических колебаний и волн, диффузии газов, магнетизму. В 1858—1862 годах он изучал разряд лейденской банки, установил его колебательный характер и пропорциональность периода колебаний корню квадратному из ёмкости конденсатора. В 1859 году Беренд исследовал ферромагнитные свойства вещества в быстропеременных полях. В 1873 году Феддерсен открыл явление термодиффузии. Феддерсен присоединил к конденсатору (устаревшее название — лейденская банка) два металлических шарика, на длинных палочках. Шарики установил на небольшом расстоянии друг от друга. Получившуюся конструкцию он поместил в центр круглого зала радиусом 10 метров. Стены зала Феддерсен обклеил фотопластинками (тогда ещё не изобрели фотобумагу). Конструкцию он соединил с особым двигателем. Двигатель состоял из вала, на который была намотана верёвка с гирей на конце. При падении гиря вращала вал со скоростью до 4,5 м/с. Чтобы увеличить скорость вращения, Феддерсен соединил вал с системой шестерней намного меньшего диаметра. В конце Феддерсен прикрепил сзади шариков изогнутое зеркало. При вспышке искры свет отражается от зеркала на фотопластинки. Из-за движения установки свет отражается на некоторой длине стены. Зная радиус зала, скорость вращения установки, форму отражения света и некоторые другие тонкости, Феддерсен вычислил, что расстояние между шариками искра прошла за 0,00005 секунды. Таким образом был рассеян миф о том, что искра преодолевает это расстояние за 1 секунду (свет отпечатывался на сетчатке глаза и держался там намного дольше, чем сверкала сама искра). Однако учёный не смог до конца объяснить тот феномен, что отпечаток на фотоплёнке был не целой линией, а в форме прерывистой линии. До эксперимента Феддерсена Джеймс Максвелл открыл волновую структуру электромагнитного импульса. Позже Уильям Томсон (Лорд Кельвин Ларгский) открыл то, что электрическая искра пробегает не только от одного заряженного тела к другому один раз, а бегает между ними, пока электрорезонанс того тела, в который она прибежала, не станет меньше энергии заряда самой искры. На основе этого Томпсон смог объяснить прерывистую форму следа на фотоплёнке из опыта Беренда Вильгельма Феддерсена. После опыта Феддерсона Герц на основе предыдущих исследований смог детально разобрать электромагнитные волны, и в частности радиоволны. И уже позже, благодаря всем вышеперечисленным научным изысканиям, А.С.Попов и Маркони изобрели радио. Умер 1 июля 1918 года.

 (563x699, 20Kb)
1833
Антонин Бенневиц (Antonнn Bennewitz)
чешский скрипач и педагог. Родился в Пршиврати, Литомишль. В 1852 окончил Пражскую консерваторию по классу скрипки М.Мильднера. Работал концертмейстером театральных оркестров в Праге (1852-1861), оркестра общества "Моцартеум" в Зальцбурге (1861-1863), в Штутгарте (1863-1866), концертировал в Париже и Брюсселе (1859). С 1865 профессор, в 1882-1901 директор Пражской консерватории. Был одним из крупнейших чешских преподавателей скрипичной игры. Среди учеников Б.Ф.Ондржичек, О.Шевчик, К.Халирж, К.Гофман, О.Недбал, Й.Сук, И.Маржак и др. Как солист и ансамблист внёс ценный вклад в музыкальную жизнь Праги; выступал в трио с Б.Сметаной (фортепиано) и Ф.Гегенбартом (виолончель), с 1880 возглавлял струнный квартет Пражского немецкого камерного общества. Умер в Докси, Литомержице 29 мая 1926 года.


 (700x700, 79Kb)
1833
Александр Федорович Кистяковский
украинский историк права. Уроженец Черниговской губернии, из духовного звания (дед его был крестьянином); учился в черниговском духовном училище и семинарии; окончил курс на юридическом факультете Киевского университета, со степенью действительного студента. Состоял сначала на службе в межевом департаменте Сената, затем в министерстве народного просвещения; поместил в это время статьи об английском судопроизводстве, по Миттермайеру, в "Журнале Министерства Юстиции" 1860 г. В 1863 г. он выдержал экзамен на кандидата прав; в 1864 г. стал читать лекции в Киевском университете, где с 1870 г. был ординарным профессором. В 1871 - 73 годы посетил университеты Венский, Гейдельбергский, Берлинский, Неаполитанский и Римский, знакомясь с способами преподавания и практических занятий. Области уголовного права и процесса принадлежит большая часть трудов Кистяковского, и притом самых выдающихся. Его направление с наибольшим блеском выразилось в его магистерской диссертации - "Исследование о смертной казни" (1867). "На вопрос, который каждому криминалисту приходится слышать: каково ваше мнение о смертной казни", - писал он в предисловии к этому сочинению, - "я отвечаю: спрашивайте не меня, мнение которого, как всякое одиночное мнение не может иметь силы и значения, а выслушайте более полновесное и имеющее более прав на внимание мнение народов". Верный своему лозунгу, он начертал широкими штрихами развитие вопроса о смертной казни, относясь к нему с научно-позитивной точки зрения и резко протестуя против направления метафизического. Другой крупный труд Кистяковского по уголовному праву - его докторская диссертация: "О пресечении обвиняемых способов уклоняться от следствия и суда" (1869), имеющая значение преимущественно как разработка этого института в истории русского процесса; догматическая часть труда, также ограничивающаяся русским правом, оставляет впечатление незаконченности. Монография Кистяковского по вопросу о молодых преступниках и учреждениях для их исправления составилась из публичных его лекций в пользу рубежовской колонии; здесь собран и освещен значительный материал, представляемый практикой русских учреждений этого рода. В разных повременных изданиях, преимущественно в "Журнале Министерства Юстиции", "Журнале Гражданского и Уголовного Права", "Журнале Министерства Народного Просвещения" и "Сборнике Государственных Знаний", Кистяковский поместил много мелких статей по вопросам уголовного права и судопроизводства. (Перечень их приведён в "Библиографическом словаре профессоров и преподавателей университета святого Владимира", изданном по поводу 50-летия университета, он перепечатан в "Журнале Гражданского и Уголовного Права", 1885, ? 2) Основной труд Кистяковского - "Элементарный учебник общего уголовного права", выдержавший при жизни автора два издания (второе - значительно пополненное). Он не закончен, останавливаясь на общей части; но для последней взгляды автора совершенно выяснились. Это программа догматической разработки мирового (общего) уголовного права на почве историко-сравнительной, - программа блестящая, грандиозная, но только программа, оставшаяся в большей части невыполненной, вследствие недостатка необходимого материала и его научной обработки. Кистяковский выступает убежденным проповедником эволюционизма и намечает эпохи развития уголовного права, утверждая, что "не закон созидает уголовное право, а наоборот", что "в создании уголовного закона не остается места произволу законодателя, которому приходится только закреплять уже народившиеся или вызываемые потребностями быта понятия о правом и неправом, созданные сложившимися или слагающимися отношениями". Только немногие учения общей части (например учение о смертной казни) разработаны Кистяковским более или менее радикально; к другим ему оказалось возможным проявить только критическое отношение, а многих учений господствующей доктрины он даже вовсе не мог коснуться. Но и как попытка, труд Кистяковского имеет высокое значение в истории науки уголовного права. Кистяковский не принадлежал к числу умов с готовыми на все ответами; он как бы предпочитал не высказывать своих взглядов, отрицательно относясь к значению личных мнений в науке. "Самые, по-видимому, самостоятельные философские построения, носящие на себе печать индивидуальности писателя-криминалиста" - говорит он в своем "Учебнике", - "в конце концов выражают только то или другое убеждение, живущее в целом народе или в так называемом обществе". Отсюда та высокая важность, которую он придавал моментам историческому и сравнительному; отсюда же и его усилия в интересах разработки обычного права. Ему принадлежит одна из самых первых программ для собирания обычаев по уголовному праву, которая, вместе с программой графа Ефименко , принята в основание географическим обществом при выработке общей программы для собирания юридических обычаев. Значение Кистяковского не ограничивается областью уголовного права. Он занимал видное место в группе южнорусских деятелей, что навлекло на него неприятности по службе. Свои украинские симпатии он проявил, между прочим, участием в журнале "Основа" и изданием обширного сборника "Прав, по которым судится малороссийский народ". По единогласному свидетельству его современников, он пользовался в обществе огромным значением и уважением даже со стороны лиц, не разделявших его мнений; интриги и происки были ему глубоко антипатичны. Он способствовал основанию киевского юридического общества и Рубежовской колонии для малолетних преступников. Убежденный сторонник судебной реформы 1864 г., Кистяковский умер 13 января 1885 года с защитой на устах ее важнейшего института - присяжных заседателей. По свидетельству профессора В.Б.Антоновича, бывшего при кончине Кистяковского, "за час до смерти, в разговоре с одним из друзей, он с большим вниманием расспрашивал о ходе дел в текущей сессии окружного суда. Услыхав характеристику некоторых дел и отношения к ним присяжных, он в последний раз оживился, привстал на постели и громко произнес: я всегда утверждал, что институт присяжных есть святое дело в нашем отечестве! Затем он склонил голову на подушку, и голос его начал более и более ослабевать". Автобиография Кистяковского, биографический очерк его, составленный графом Науменко , и список его ученых трудов помещена в "Киевской Старине", 1895, ? 1; эта книга посвящена памяти Кистяковского, по поводу 10-летия со дня смерти. Там же статья И.Я.Фойницкого , "Кистяковский как криминалист", и И.В.Лучицкого , "Труды Кистяковского в области истории и обычного права". также статью Фойницкого в "Северном Вестнике" (1895, ? 2).

 (555x699, 70Kb)
1838
Уильям Эдуард Хартпол Лекки (William Edward Hartpole Lecky)
ирландский историк и эссеист, родился в Ньютон-Парке близ Дублина. Окончил Тринити-колледж в Дублине в 1859. Несмотря на то что первые книги Лекки не были замечены публикой, он не бросил литературного поприща. Труд Лекки История возникновения и влияния рационализма в Европе (History of the Rise and Influence of the Spirit of Rationalism in Europe, 1865) сразу же сделал его одним из самых популярных авторов своего времени; такой же восторженный прием нашла История европейской морали от Августа до Карла Великого (History of European Morals from Augustus to Charlemagne, 1869). Главный труд Лекки – История Англии восемнадцатого столетия (The History of England in the Eighteenth Century, 8 vols, 1878–1890) отличают здравомыслие и непогрешимая беспристрастность. В 1895–1902 Лекки представлял Дублинский университет в палате общин. В 1903 он выпустил исправленное и имевшее больший успех издание своей ранней работы Вожди общественного мнения в Ирландии (Leaders of Public Opinion in Ireland, 1861). Умер в Лондоне 22 октября 1903 года.

 (529x699, 97Kb)
1840
Джордж Смит (George Smith)
английский ассириолог-археолог. Родился в Лондоне. Работал в Британском музее первоначально гравером, затем, самостоятельно овладев клинописью, стал научным сотрудником. В 1872 г. обнаружил среди табличек из библиотеки Ашшурбанипала аккадскую версию легенды о потопе, явившейся прототипом библейского сказания о всемирном потопе. Он обнаружил также поэму о Гильгамеше, эпос о сотворении мира и др. В 1873-1876 гг. руководил раскопками Ниневии. Участвовал в издании ассирийских текстов в серии «Тhе Сunеifоrm Insсriрtiоns Оf Wеstеrn Аsiа» (1861-1884). Умер в Халебе, Сирия, 19 августа 1876 года. Сочинения: History of Assurbanipal..., L., 1871; The Assyrian Eponym canon, L., [1875]; The Chaldean account of the deluge, L., [1873]. Литература: Lloyd S., Foundation in the dust, [Bristol, 1955].

 (658x699, 300Kb)
1842
Жозеф Александр Сент-Ив Д'Альвейдр (французское имя - Joseph Alexandre Saint-Yves)
французский оккультист, являлся последователем Антуана Фабра Д'Оливе, оказал значительное влияние на Папюса и Станисласа де Гуайта. Родился в Париже. В 1880 получил титул маркиза д'Альвейдр. Поклониик Наполеона. Основатель учения о синархии. Впервые употребил название Агарта. Умер в По 5 февраля 1909 года. Основные произведения: Миссия суверенов — Mission des Souverains (1882); Миссия рабочих — Mission des Ouvriers (1883); Миссия евреев — Mission des Juifs (1884); Миссия индийцев — Mission de l’Inde (1886); Французская правда — La France vraie (1887); Археометр: ключ ко всем религиям и всем древним наукам — L'Archйomиtre : clef de toutes les religions et de toutes les sciences de l'Antiquitй : rйforme synthйtique de tous les arts contemporains (1909). Библиография: Saint-Yves d'Alveydre, une philosophie secrиte, Yves-Fred Boisset, Йditeur : Dualpha, Date de Parution : 2005, 320pp., Collection : Vйritйs pour l'histoire; JEAN SAUNIER - LA SYNARCHIE OU LE VIEUX REVE D'UNE NOUVELLE SOCIETE, PARIS: CELT / CULTURE ARTS LOISIRS, 1971, 287 Pages, collection HISTOIRE DES PERSONNAGES MYSTERIEUX & DES SOCIETES SECRETES.

1851
Юлиус Лангбен
немецкий писатель, один из предшественников теории национал-социализма. В 1890 он анонимно издал книгу, ставшую сенсацией, "Рембрандт как учитель", название которой он заимствовал из третьей части "Несвоевременных размышлений" Фридриха Ницше.

1850
Эдвард Беллами
американский романист и социальный реформатор. Родился в Чикопи-Фоллз (штат Массачусетс). После учебы в родном городке проучился год в Юнион-колледже и в восемнадцатилетнем возрасте совершил путешествие в Европу. В 1871 Беллами вошел в штат газеты «Нью-Йорк ивнинг пост», в 1872–1876 писал передовицы и книжные обзоры для газеты «Спрингфилд юнион». Последующие десять лет целиком посвятил литературному творчеству, благодаря публикации трех с лишним десятков рассказов и трех романов прослыв одним из наиболее обещающих молодых писателей Америки. В своем главном произведении Взгляд назад (Looking Backward, 1888; русские переводы выходили также под названиями Золотой век, В 2000 году и др.), утопическом романе о Бостоне в 2000 году, он описал пригрезившийся ему общественный строй. В книге рассказывается о бостонце, попавшем из 19 в. в 2000 год и обнаружившем некий новый общественный порядок, в сущности, американский вариант социализма: «эпоха трестов обрела свою кончину в Великом Тресте», т.е. в Правительстве. Равенство (Equality, 1897) – своего рода экономический трактат, в котором Беллами ответил на нападки многочисленных критиков его утопии и восполнил пробелы в описании предложенного в ней социального строя. Умер в Чикопи-Фолз 22 мая 1898 года.

1851
Эндрю Сесил Брэдли
английский литературовед и критик. Крупный исследователь с позиций идеализма. Автор работы "Комментарии к поэме Теннисона „In memoriam"" (1901). Его "Оксфордские лекции о поэзии" (1909) посвящены поэтическому наследию У.Шекспира и английских поэтов второй половины XIX в. Основной труд - "Шекспировская трагедия" (1904).

1856
Уильям Фергюсон Мэсси
глава-государства Новой Зеландии (1912-1925).

1859
Адольф Гурвиц
немецкий математик. Окончил Лейпцигский университет (1880). Работал в Кенигсбергском университете (с 1884 г. - профессор) и в Цюрихском политехникуме (с 1892 г. - профессор). Основные направления - теория функций, алгебра и теория чисел. Трактовал проблемы алгебры с функционально-теоретической точки зрения. Установил (1895) критерий, позволяющий узнать, когда все корни многочлена имеют отрицательные действительные части (критерий Гурвица). В аддивной теории чисел доказал, что произведение целых чисел модно выражать в виде сумм квадратов целых чисел лишь для сомножителей, которые составлены из сумм квадратов. Развивал теорию функций комплексного переменного и теорию автоморфных функций. Доказал (1895) одну из теорем теории голоморфных функций, названную его именем (теорема Гурвица). Решил изопериметрическую проблему. Занимался исследованием ряда Фурье.

1859
Николай Александрович Соколов
русский композитор, преподаватель придворной капеллы (1886-1921) и Санкт-Петербургской консерватории (1896-1922, профессор с 1908). Ученик Н.А.Римского-Корсакова, участник Беляевского кружка. Умер в 1922 году. Главные его сочинения: Балет «Дикие лебеди»; Музыка к драме Уильяма Шекспира «Зимняя сказка»; Элегия; Две серенады для оркестра; Полька «Пятницы» для струнного квартета (в соавторстве с А.К.Лядовым и А.К.Глазуновым) ; Пьесы для фортепиано. В их числе кадриль для фортепиано в 4 руки «Шутка» (в соавторстве с Н.А.Римским-Корсаковым, Я.Витолом, А.К.Лядовым, А.К.Глазуновым, Н.В.Арцыбушевым); Хоры; Романсы.

 (527x699, 96Kb)
1859
Альфред Эдвард Хаусман (Alfred Edward Housman)
английский поэт и профессор Кембриджского университета, один из самых популярных поэтов-эдвардианцев, автор стихотворного сборника «Шропширский паренёк» (1896), получившего широкую известность в годы Первой мировой войны. Хаусман считал себя в первую очередь латинистом, вёл уединённый образ жизни, держался особняком от других литераторов, с 1911 г. преподавал латынь в Кембридже и более 30 лет работал над комментариями к изданию сочинений Марка Манилия. Ещё во время учёбы в Оксфорде безответная влюблённость в сокурсника предопределила его пессимистический взгляд на жизнь. «Шропширский парень» — сборник чеканных стихов с парнасским отливом, вдохновлённых чтением Вордсворта и Гейне. Хаусман отстранён от того, что он воспевает, с горечью озирая окружающий мир из «башни слоновой кости». Его лирический герой — простой работяга из Шропшира (края, где сам поэт во время создания сборника ещё ни разу не был). Поэт опубликовал «Шропширского паренька» небольшим тиражом на собственные деньги. Прошло почти 20 лет, прежде чем пессимистический настрой книги был разделён широкой публикой, а некоторые строчки стали хрестоматийными. Следующий стихотворный сборник Хаусмана — «Последние стихи» (1922) — также имел большой успех. В.В.Набоков был высокого мнения об эссе Хаусмана «Имя и природа поэзии» (1933) и не раз упоминал его имя в своих англоязычных романах. Умер в Кэмбридже 30 апреля 1936 года.

1862
Александр Георгиевич Кедроливанский
учитель, преподаватель высшей школы на Дальнем Востоке. Родился в селе Железницы Зарайского уезда Рязанской губернии в семье сельского дьячка. Окончил духовную семинарию. Выпускник Санкт-Петербургского историко-филологического института, преподаватель греческого и латинского языков Владивостокской мужской прогимназии. В 1888 г. А.Г.Кедроливанский вместе с В.П.Маргаритовым вел раскопки каменного угля в Сучанской долине. На обнаруженных ими выходах угля до 1934 г. работали шахты № 1 и № 2. С 1896 г. преподавал в гимназии, работал инспектором гимназических классов мужской гимназии при Восточном институте. С 1903 по 1918 гг. был преподавателем и директором Хабаровского реального училища, в 1917 г. редактировал "Приамурский школьный листок ". В годы гражданской войны вернулся в Приморье, был учителем и директором Шкотовской учительской семинарии, с 1922 по 1938 гг. - преподавателем ДВГУ. Все годы он был активным членом ОИАК. Автор ряда печатных и рукописных работ по методике преподавания русского языка, по педагогике и краеведению, статей "К вопросу о всеобщем начальном образовании в Приморском крае", " Материалы истории Приамурской школы". Награжден четырьмя российскими орденами и медалями. Умер . в Москве в мае 1945 года.

1862
Джордж Маршалл-Холл
Английский дирижер и композитор

1863
Генри Ройс
английский изобретатель, инженер и промышленник, основатель компании «Роллс-Ройс». Сын небогатого мельника. Не получив образования из-за ранней смерти родителей, рано увлекся механикой и электротехникой. В 1884 основал собственную небольшую компанию своего имени. Начав с изготовления электроламп и различного мелкого оборудования, компания к концу 19 века стала признанным производителем рельсовых кранов с электроприводом, моторов и др. Добившись некоторого достатка, Ройс увлекся автомобилестроением и стал усовершенствовать популярный тогда французский «Дековилль». Он сделал коленчатый вал оригинальной конструкции, изобрел трамблерную систему зажигания, сделал постоянную смазку движущихся деталей, многие деревянные элементы конструкции заменил на изготовленные из легких металлов и сплавов. В мае 1904 г. Ройс объединил свои усилия с молодым спортсменом-аристократом Ч.Роллсом и переименовал свою модель в «Роллс-Ройс». В 1905 г. появились уже три новые модели «Роллс-Ройс». В 1906 г. была официально создана компания «Роллс-Ройс». В 1908 г. открылось отделение по выпуску моторов для автомобилей и авиации. В том же году фирма выпустила свое легендарное и совершенное творение — «Серебряный призрак» (Silvеr Ghоst). В 1930 г. Генри Ройс был удостоен титула баронета.

1864
Люсьен Кайе (Cayeux)
французский геолог-литолог. Родился в Семузи. Член Французской Академии Наук (1928), иностранный член-корреспондент Академии Наук СССР (1929 г.). Профессор в Парижской горной школе (с 1907), в Коллеж де Франс (с 1912). Основные работы посвящены изучению вещественного состава и происхождения осадочных пород (известковых, и фосфатных). Кайе дал монографическое описание обломочных и карбонатных пород мелового возраста на территории. Умер в Мов-сюр-Луар 1 ноября 1944 года. Сочинения: Introduction а l"йtude pйtrographique des roches sйdimentaires, v. 1-2, ., 1916; Les minйrals de fer oolithiques de France, v. 1-2, ., 1909-22; Les roches sйdimentaires de France, roches siliceuses. ., 1929; Causes anciennes et causes actuelles en gйologiе. ., 1941.

1867
Станислав-Витольд Владиславович Ноаковский
Художник. Родился в Нешаве, Варшавской губернии. В 1894 окончил ИАХ со званием классического художника 1-й степени. С 1899 — преподаватель и хранитель музея и библиотеки Строгановского училища в Москве. С 1907 — преподаватель архитектуры в МУЖВЗ. С 1905 — товарищ председателя МАО. Возвел по своим проектам несколько мемориальных сооружений в Польше, Швейцарии, Санкт-Петербурге. Известен как знаток истории архитектуры и мастер архитектурного рисунка. Умер в Варшаве 1 октября 1928 года. Литература: Эттингер П. Станислав Ноаковский. Опыт характеристики. — Москва, 1922; Витковские Т. и С. Станислав Ноаковский. Рисунки мелом на лекциях в Политехническом институте в Варшаве. Каталог выставки. — Москва, 1973; Земцов С.М. Станислав Ноаковский. — Москва, 1980.

 (520x699, 90Kb)
1868
Фуад I (урождённый - Ахмед Фуад)
султан и первый король независимого Египта, родился в Гизе (Египет), младший из 12 детей хедива Исмаила. Детство и юность провел преимущественно в Италии, некоторое время учился в военном училище в Турине. В 1890-е годы вернулся в Египет и стал советником своего племянника, хедива Аббаса II Хильми (1874–1944). Он заботился об образовательных и благотворительных институтах, основал в 1908 университет в Гизе, названный в его честь (ныне Каирский университет), и учредил в 1932 в Каире Арабскую академию. Вступление Турции, номинального сюзерена Египта, в Первую мировую войну на стороне Германии и ее союзников привело к смещению Аббаса II британцами в декабре 1914. Ему наследовал старший из оставшихся в живых сыновей Исмаила – Хусейн Камиль (около 1850–1917), получивший титул султана. Египет официально стал тем, чем он фактически был с 1881 – британским протекторатом. В октябре 1917 Фуад наследовал своему старшему брату – Хусейну Камилю. Во время правления сначала султана, а потом короля Фуада Египет и Великобритания находились в постоянном конфликте по вопросу о независимости Египта. Фуад поддерживал движение за независимость, поскольку оно могло усилить его власть, однако выступал против массовой национально-патриотической партии Вафд, созданной в 1918 Саадом Заглюлем. Поэтому победа партии Вафд на выборах 1924 обеспокоила Фуада не меньше, чем англичан. После убийства 19 ноября 1924 британского главнокомандующего египетской армией Ли Стэка Великобритания предъявила ультиматум, и партия Вафд была отстранена от власти. Тупик в англо-египетских отношениях казался безнадежным, пока Фуад и премьер-министр Сарват-паша в июле 1927 не нанесли визит в Англию, где им был оказан сердечный прием, что позволило возобновить переговоры. Смерть Заглюля в августе свела на нет итоги этого визита. Его преемник на посту руководителя Вафда Мустафа ан-Наххас-паша выступил против нового договора и в 1928 добился смещения Сарвата. Однако три месяца спустя Фуад, воспользовавшись сфабрикованным письмом о причастности премьер-министра ан-Наххаса к публичному скандалу, отправил в отставку его и других членов кабинета. Контроль над новым правительством перешел к коалиции партии либералов-конституционалистов и умеренного крыла Вафда. 19 июля 1928 Фуад совершил государственный переворот, и премьер-министр Мухаммед Махмуд-паша распустил парламент на три года. Переговоры с Великобританией привели к заключению нового договора, одним из условий ратификации которого было разрешение Фуада на проведение новых выборов. После победы на них Вафда ан-Наххас в 1930 вновь стал премьер-министром. Его неуступчивость по вопросу об англо-египетском Судане сделала невозможными дальнейшие переговоры с Великобританией. Вскоре Фуад сместил ан-Наххаса и назначил новым премьер-министром Исмаила Сидки. Так, несмотря на оппозицию Вафда и партии либералов-конституционалистов, Фуад установил режим личной власти. Однако в 1934 пошатнувшееся здоровье и требования восстановить конституцию 1923 вынудили Фуада заменить нового премьер-министра Яхья-пашу на Насим-пашу. 12 декабря 1935 конституция была восстановлена. Умер в Каире 28 апреля 1936 года. 25 мая 1919 Фуад женился на Назли, дочери Абдель Рахим Сабри-паши, бывшего губернатора Каира. У него было несколько дочерей и сын Фарук, который стал наследником престола.

1869
Давид Яковлевич Айзман
русско-еврейский прозаик и драматург. Родился в Николаеве, в еврейской семье. Один из братьев — еврейский писатель Моисей Айзман. Окончил Николаевское реальное училище (1886), учился в Одесской рисовальной школе, с 1896 года в Парижской высшей школе изобразительных искусств. По возвращении в Россию, не имея постоянного «права на жительство», скитался, а для пребывания в Санкт-Петербурге использовал фиктивный патент приказчика. В 1907 году уехал в Италию, два года спустя вернулся в Россию. С конца 1880-х годов печатал очерки и рассказы в газете «Южанин» и «Одесском вестнике». Подлинным дебютом считал очерк «Немножечко в сторону» («Русское богатство», 1901, № 5) о судьбе типичного еврейского идеалиста. Первый сборник «Чёрные дни» вышел в 1904 году (издательство «Русское богатство», Санкт-Петербург). В период 1905—1907 годов примыкал к писателям-реалистам, связанным со сборниками «Знание». Часто обращался к общерусской, нееврейской тематике. Однако внимание Айзмана привлекала прежде всего еврейская среда; его повести и рассказы: «Ледоход», «Чёрные дни» (1904), «Кровавый разлив» (1908), «Враги», «Светлый бог» и другие — беллетристическая интерпретация так называемого «еврейского вопроса» (бесправное положение евреев в Российской империи, их взаимоотношения с окружающим населением и т. д.), выдержанная в либерально-народническом духе. Обычный герой его произведений — ассимилированный еврей-интеллигент в непростых отношениях и с еврейской, и с русской средой. Специфически айзмановским считается характерный образ русского еврея в эмиграции, страдающего от ностальгии и мечтающего о возвращении на родину. Айзман по ряду признаков был близок к группе писателей (самым ярким её представителем является С.Юшкевич), которая разрабатывала условный «русско-еврейский» стиль, стремясь оттенить строй еврейской речи. Он мастерски воспроизводил русскую речь полуобразованного, ещё не вполне освоившегося в русской языковой среде еврея. Критики называли Айзмана «специалистом по еврейскому вопросу» и «еврейским Чеховым». Автор трагедии «Терновый куст» (1905), пьесы «Жёны» (1906), пьесы-сказки «Светлый бог» (1914), комедии «Консул Гранат» (1923). Умер в Детском Селе 26 сентября 1922 года. Литература: Айзман Д.Я. Собрание сочинений. Тома 1 — 8. — Санкт-Петербург — Москва 1911—1919; Айзман Д.Я. Редактор Солнцев. Сборник рассказов. — Ленинград 1926; Собрание сочинений Д.Я.Айзман, в 7 томах (издательство «Просвещение», продолжено издательством «Жизнь и знание», Санкт-Петербург, 1911—1916); Максимович А., М.Горький и Д.Я.Айзман, в книге: М.Горький. Материалы и исследования, том 2, Москва — Ленинград, 1936; История русской литературы конца XIX — начала XX веков; Библиографический указатель. — Москва — Ленинград. 1963; Клейнборт Л. Без иллюзий. «Образование». XI. 1904; Кранихфельд Вл., Давид Яковлевич Айзман. «Современный мир». IX. 1913; Горнфельд Айзман, статья в «Еврейской энциклопедии». I.; Русские писатели. 1800—1917: Биографический словарь / Главный редактор П.А.Николаев. Том 1: А—Г. Москва: 1992. Страницы 26—27.

1871
Серафин Альварес Кинтеро
испанский драматург.

1874
Оскар Недбал
чешский дирижер, композитор и альтист. Ученик А.Дворжака. С 1896 г. работал в Праге, в 1906-1919 гг. — в Вене, с 1923 г. — в Братиславе. В 1892-1905 гг. участник «Чешского квартета». Автор оперетт ("Польская кровь", 1913), музыкальных пантомим и др.



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку