-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 57564
Комментариев: 6350
Написано: 65362


5 марта родились...

Суббота, 05 Марта 2011 г. 12:09 + в цитатник
 (645x699, 47Kb)
1887
Эйтор Вила Лобос (правильнее - Вила-Лобуш, Villa Lobos)
бразильский композитор. Родился в Рио-де-Жанейро. В возрасте шести лет под руководством отца начал учиться игре на виолончели, а пять лет спустя уже владел кларнетом, гитарой и другими инструментами. В юности много путешествовал по Бразилии, собирая музыкальный фольклор. Впоследствии впечатления от бразильской музыки, в которой слились народные, популярные и индейские элементы, отразились в его произведениях. Уже зрелым композитором Вила-Лобос приехал в 1922 в Париж, где его музыка получила первое признание. Вернувшись в Бразилию, полностью посвятил себя творчеству. В 1932 стал руководителем музыкального воспитания в Бразилии. Вила-Лобос организовал музыкальные школы и хоровые коллективы в разных городах и стал известен во всей стране. С 1944 по 1959 он неоднократно приезжал в США, где дирижировал премьерами ряда своих сочинений и в 1948 принял участие в постановке своей оперы Малазарте (1921). Умер в Рио-де-Жанейро 17 ноября 1959 года. Глубокое почитание Вила-Лобосом творчества Баха вызвало к жизни знаменитые Бразильские бахианы (Bachianas brasileiras, 1930–1945), десять сюит для разных инструментальных составов. Вила-Лобос культивировал два национальных музыкальных жанра: сереста (тип традиционной песни) и шоро (синтез бразильских, индейских и популярных музыкальных элементов). Вила-Лобос – один из самых плодовитых современных композиторов; жанровый диапазон его творчества простирается от опер и симфонических форм до обработок детских песен. Среди основных его сочинений – симфонические поэмы Уирапуру (Uirapurú, 1917), Амазонки (Amazonas, 1927); Рудепоэма (Rudepoêma, 1921–1926) и Шоро № 5: Alma brasileira (1926) для фортепиано; Шоро № 8 (1925) для двух фортепиано с оркестром; Шоро № 10 (1925) для хора с оркестром; Бразильская бахиана № 1 (1930) для восьми виолончелей и Сересты (Serestas (1924–1941) для голоса и фортепиано. "...Перед нами большой композитор, музыка которого привлекает самобытной мелодией, своеобразной ритмикой, неповторимыми гармониями". (Андрес Сеговия). "Я не стараюсь быть современным. То, как я пишу, – это космический результат изучения и синтеза. То, что я делаю – это зеркальное отражение Бразилии. Я знаю ее вдоль и поперек. Я исследовал ее город за городом, штат за штатом, лес за лесом, тщательно вникая в душу моей земли, характеры людей, чудеса природы. И я нашел во всем этом поддержку правомерности моих идей". (Э.Вила-Лобос)

1887
Казимеж Мошиньский
польский этнограф. С 1926 профессор Краковского университета. Мошиньский пытался сочетать эволюционистский метод с другими новыми методами этнография, науки. Он первым предпринял планомерное сравнительно - этнографческое изучение материальной и духовной культуры славянских народов ("Народная культура славян", т. 1-2, 1929- 1939). Последний капитальный труд Мошиньский "Человек. Вступление к всеобщей этнографии и этнологии" (1958) поев, разбору различных направлений этнографии, науки и сё методологии.

1887
Владимир Афанасьевич Подгорный
российский актер, заслуженный артист РСФСР (1933). Брат Н.А.Подгорного. В 1905 г. на сцене Студии на Поварской, с 1906 г. в Тифлисе в Товариществе Новой драмы под руководством В.Э.Мейерхольда. В 1908-1910 гг. в Театре В.Ф.Комиссаржевской, в 1910-1914 гг. в театре «Кривое зеркало», в 1914-1915 гг. в Камерном театре (Шут - «Сакунтала» Калидасы), в 1915-1919 гг. в театре «Летучая мышь» (Акакий Акакиевич - «Шинель» по Н.В.Гоголю). С 1919 г. в 1-ой Студии МХТ (с 1924 г. МХАТ 2-ой). Роли: сэр Эндрю Эгьючик («Двенадцатая ночь» У.Шекспира), Фрезер («Потоп» Ю.X.Бергера), Юлленшерн («Эрик XIV» А.Стриндберга), Корфункель («Часовщик и курица» И.А.Кочерги) и др. С 1936 г. в Малом театре; сыграл Пимена («Борис Годунов» А.С.Пушкина), Кучумова («Бешеные деньги» А.Н.Островского), Феликса Гранде («Евгения Гранде» по О.Бальзаку) и др. Совместно с Ю.В.Соболевым написал пьесу «Генеральная репетиция» («1905 год»; Театр имени Пушкина, МХАТ 2-ой - 1930).

1888
Джулс Фёртмен
американский сценарист.

1890
Федор Васильевич Григорьев
Актер. Родился в бедной крестьянской семье. Был рабочим на машиностроительном заводе. Пел в любительском хоре. С 1909 работал в театрах провинции. Играл маленькие роли в незначительных пьесах, водевилях с пением. Народный артист Татарской ACCP (1939) и РСФСР (1945). Скончался 13 августа 1954 года.

1891
Курт Дитмар
военный радиообозреватель. Родился в Магдебурге. Кадровый офицер, участник 1-й мировой войны. В 1941 в звании генерала он был назначен командующим 169-й пехотной дивизии. В 1942 Дитмар стал официальным радиообозревателем вооруженных сил Германии. Умер 20 апреля 1959 года.

 (579x698, 54Kb)
1891
Георгий Александрович Шебуев (настоящая фамилия - Гублер)
русский актер. Народный артист РСФСР (1957). Лауреат Сталинской премии СССР (1949). Родился в Самаре. В раннем возрасте увлекся театром, первые опыты связаны с гимназическими годами. Окончил юридический факультет Казанского университета (1913). В студенческие годы много играл в студенческих и профессиональных спектаклях у различных антрепренеров. Начинал под псевдонимом Хрусталев. Придя в Самарский городской театр (сезон 1914–1915), выбрал псевдоним Шебуев. Больших ролей в первый сезон не играл, на лето был приглашен в Пензу, где сыграл Кочкарева (Женитьба Н.В.Гоголя), Яшу (Вишневый сад А.П.Чехова), Миловзорова (Без вины виноватые) и Васю (Таланты и поклонники А.Н.Островского), Шаафа (Месяц в деревне И.С.Тургенева), принца Уэльского (Кин А.Дюма), Загорецкого (Горе от ума А.С.Грибоедова). Работал в Пензе под руководством режиссера и актера Н.И.Собольщикова-Самарина, у которого, по собственному признанию, перенял основы мастерства. Позже играл в Казани, Ростове-на-Дону, Киеве, Харькове, Перми, в других городах. Прославился участием в миниатюрах вместе с Б.Гориным-Горяиновым, М.Бориным, Б.Борисовым, приглашался для участия в опереттах, часто использовал вокал в драматических ролях. В 1916 играл в Одессе (в антрепризе Собольщикова-Самарина), по инициативе антрепренера выступал и как профессиональный эстрадный певец. Там же под руководством Собольщикова начал ставить спектакли (миниатюры, музыкальные инсценировки). Сезон 1916–1917 провел в Екатеринбурге, где сыграл роли, утвердившие за ним репутацию видного провинциального актера: князь Дарбельяни (Ревность М.Арцыбашева), князь Тибо-де-Кляр (Израиль Бернштейна), Чацкий (Горе от ума Грибоедова). До революции кочевал по антрепризам многих сибирских городов, играя в основном ведущие роли в репертуаре. Сезон 1917–1918 провел в Томске, играл Хлестакова (Ревизор Гоголя), Барона (На дне М.Горького), Валера (Тартюф Мольера) в режисуре известного в провинции актера Н.П.Беляева и режиссера А.Э.Рошковского. В 1920 получил приглашение в «Передвижной театр классической комедии ПУРа Реввоенсовета Республики» и вернулся в Самару. С 1920 по 1923 работал главным режиссером (по собственному признанию, «режиссером-копиистом») и артистом театра, поставил Потоп Г.Бергера, Войну женщин Э.Скриба, Шута на троне Лотара, выступал в концертах в качестве чтеца-мелодекламатора и певца, участвовал в спектаклях оперетты и даже оперы. За три сезона работы в Самаре из сильного артиста Шебуев превратился в режиссера и театрального деятеля. В эти годы Шебуев с успехом сыграл царя Федора (Царь Федор Иоаннович А.К.Толстого), князя Мышкина (Идиот по Ф.М.Достоевскому»), Параклета (Самое главное Н.Евреинова), Хлестакова (Ревизор Гоголя). В 1923 успех театра и самого Шебуева пошел на убыль, артист покинул Самару. Следующие 12 лет были для него периодом кочевья по российским городам: Уфа, Воронеж (здесь он сыграл роль, о которой мечтал на протяжении нескольких лет, – Тот в пьесе Л.Андреева Тот, кто получает пощечины), Сызрань, Одесса, Николаев, Севастополь, Пенза, Иваново. В 1935 вернулся в Самару (Куйбышев) и до конца жизни работал в Театре имени М.Горького. В Куйбышеве актер перешел на возрастные роли: Репетилов и Фамусов (Горе от ума), Бен-Акиб (Уриэль Акоста К.Гуцкова), Миллер (Коварство и любовь Фр.Шиллера), Протасов (Дети солнца) и Цыганов (Варвары Горького), Гайдар (Фронт А.Корнейчука), Фаюнин (Нашествие Л.Леонова), Мэрфи (Русский вопрос) и академик Воронцов (Так и будет К.Симонова). Среди крупнейших работ артиста в 1950–1960-е годы – адмирал Миничев (Океан А.Штейна) и князь К. (Дядюшкин сон по Достоевскому). Умер в Куйбышеве 14 декабря 1974 года.

1892
Касьян Ярославич Голейзовский
российский артист балета, балетмейстер, заслуженный артист Белорусской ССР (1940), заслуженный деятель искусств Литовской ССР (1954). По окончании Санкт-Петербургского театрального училища в 1909-1918 гг. артист балета Большого театра. Одновременно ставил танцы в театрах миниатюр («Летучая мышь», «Интимный» и др.). В 1918-1920 гг. для Детского отдела театрально-музыкальной секции Московского совета депутатов трудящихся поставил балеты «Песочные старички» на сборную музыку, «Макс и Мориц» на музыку Л.Шитте. В 1920-1924 гг. руководил Московским камерным балетом, где поставил балеты «Фавн» на музыку К.Дебюсси, «Саломея» на музыку Р.Штрауса, «Мимолетности» на музыку С.С.Прокофьева, танцевальные миниатюры на музыку А.Н.Скрябина. Для его творчества 1920-х гг. характерны стремление эмоционально передать ощущение современной действительности, поиски новых танцевальных форм, в которых классический танец сочетается с акробатикой и свободной пластикой, использование конструктивных сценических установок. Его творческие искания наиболее полно выразились в балете «Иосиф Прекрасный «Василенко (1925, Большой театр). Другие постановки: «Теолинда» на музыку Ф. Шуберта (1925), «Смерч» Бера (1927), «Бахчисарайский фонтан» Асафьева (1939), «Ду гуль» Ленского (1941), «Лейли и Меджнун» Баласаняна (1964). Поставил многочисленные миниатюры, подчас объединенные общей программой («Хореографические композиции», 1960-1961; «Скрябиниана», 1962), сюиты национальных танцев (испанских, славянских), программы на эстраде и в мюзик-холле.

1894
Хенри Дэниелл
англо-американский актер.

1896
Лотте Айснер (Эйснер)
немецкий историк кино.

 (518x698, 42Kb)
1896
Кондрат Кондратович Крапива (белорусское имя - Кандрат Крапіва, настоящее имя — Кондрат Кондратьевич Атрахович, Кандрат Атраховіч)
белорусский советский писатель, поэт, сатирик, драматург, Народный писатель Белорусской ССР (1956), переводчик русской и зарубежной классики. Герой Социалистического Труда (1975). Лауреат двух Сталинских премий (1941, 1951) и Государственной премии СССР (1971). Член ВКП(б) с 1941 года. Родился в деревне Низок (ныне Узденского района Минской области Беларуси) в крестьянской семье. В 1913 году экстерном сдал экзамен на звание народного учителя. Осенью 1914 года получил место учителя в деревне Мнишаны Минской губернии. Проработав год, был мобилизован в армию. В марте 1916 года окончил школу прапорщиков. Воевал на Румынском фронте. Как учитель был демобилизован в феврале 1918 года. Учительствовал в деревне Каменка на Узденщине. В 1920—1923 годах служил в РККА. В 1924 год—1925 годах снова работает учителем начальной школы в посёлке Островок на Узденщине. В 1926—1930 годах учился на литературно-лингвистическом отделении педагогического факультета Белорусского государственного университета. Работал: инструктором Центрального бюро краеведения при Инбелкульте, (1925—1926); заведующим отдела в журнале «Пламя революции» (белор. «Полымя рэвалюцыі») (1932—1936). В 1939 году участвовал в присоединении Западной Белоруссии к СССР. Участник советско-финской войны 1939—1940 годов. В начале Великой Отечественной войны работал во фронтовой газете «За Советскую Беларусь», в 1943—1945 годах редактировал сатирическую газету-плакат «Раздавим фашистскую гадину». В послевоенные годы — редактор журнала «Вожык» (1945—1947). Заведующий сектора языкознания Института языка и литературы Академии наук БССР (1947—1952), директор Института языкознания Академии Наук БССР (1952—1956). В 1946 году в составе делегации Белорусской ССР участвовал в работе I-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В 1956 — декабре 1982 годах — вице-президент Академии Наук БССР. С декабря 1982 года по март 1989 года — ведущий научный сотрудник-консультант в отделе лексикологии и лексикографии Института языкознания имени Якуба Коласа Академии Наук БССР. Доктор филологических наук, академик Академии Наук БССР (1950). Неоднократно избирался депутатом Верховного Совета БССР 2—8-го созывов (1947—1990). В честь Кондрата Крапивы назван Институт искусствоведения, этнографии и фольклора (ІМЭФ) НАН РБ. Творческая биография Кондрата Крапивы началась в 1922 году с публикации в майском номере газеты «Савецкая Беларусь» сатирического стихотворения «Сваты» на белорусском языке. К этому времени он успел побыть и сельским учителем, и прапорщиком на фронтах Первой мировой войны, и командиром РККА. И вот теперь он ищет своё место в новой жизни, обустраивая её действенным словом сатиры. Кондрат Атрахович становится Кондратом Крапивой. Стихотворные фельетоны, сатирические куплеты, басни всё чаще появляются на страницах белорусских газет и журналов под этим псевдонимом. Вскоре он становится мастером комедийного жанра, его пьесы «Кто смеётся последним» и «Поют жаворонки» идут по всей стране, по ним снимаются кинофильмы. На протяжении всей своей творческой жизни Кондрат Крапива, щедро отмеченный многочисленными наградами, званиями и премиями, будет ещё не раз, отрываясь от «высоких» академических дел и общественных занятий, возвращаться к жанру своей молодости — басне. Басни, как и сатирические стихи, появляются под впечатлением каких-то фактов, событий, конкретных причин. Часто они и умирают вместе с тем временем, в котором родились. Лучшие басни Кондрата Крапивы пережили своё время. В предисловии к последней прижизненной книге Кондрата Крапивы «Колючий строй», вышедшей в 1989 году в издательстве «Мастацкая літаратура», известный белорусский писатель и литературовед Иван Науменко писал: «Если бы Кондрат Крапива даже не написал своих драм и сатирических комедий, романа «Медведичи», то одними только своими баснями, сатирическими стихотворениями он занял бы одно из первых мест в белорусской литературе». И чуть ниже пояснил: «Это такой сгусток острого народного ума, разящего смеха, осмеяния зла и утверждения добра, которых до Крапивы не знала белорусская литература». Умер 7 января 1991 года.
 (700x497, 103Kb)
Сатирико-юмористические книги: «Астё» (1925), «Крапива» (1925), «Библия» (1926), «Басни» (1927), «Ухабы на дороге» (1930), «Про наших вредителей, попов и угодников» (1930), «Федос — Красный нос» (1931, стихотворная сказка), «Колючий строй» (1932), «Избранные басни» (1932), «Избранные стихи» (1935), «Избранная сатира» (1938), «Избранные произведения» (1941, 1947, 1948), «Смех и гнев» (1946), «Сатира и юмор» (1954), «Жаба в колее» (1957), «Басни, стихи и пьесы» (1960), «Сорок басен» (1966), «Стихи и басни» (1967, 1990), «Басни и стихи» (1971). Книга для детей «Загадки деда Кондрата» (1986). Пьесы: «Дружба»; «Конец дружбы» (опубликована и поставлена в 1934); «Партизаны» (опубликована и поставлена в 1937); «Кто смеётся последним» (опубликована и поставлена в 1939 г., по сценарию автора поставлена в 1954 г., одноимённый кинофильм); «Проба огнём» (опубликована и поставлена в 1943); «Володин галстук» (1945, поставлена в 1946); «Милый человек» (1945, 1956, поставлена в 1946); «С народом» (опубликована и поставлена в 1948); «Поют жаворонки» (опубликована и поставлена в 1950, по сценарию автора поставлена в 1953 г., одноимённый кинофильм); «Заинтересованное лицо» (опубликована и поставлена в 1953); «Люди и дьяволы» (опубликована и поставлена в 1958); «Врата бессмертия» (1973, поставлена в 1974); «На острие» (1982, поставлена в 1983). Сборники прозы: «Рассказы» (1926); «Люди-соседи» (1928); «Живые проявления» (1930); роман «Медведичи» (книга 1-я, 1932); очерк «Герой Советского Союза Михаил Сильницкий» (1943); Сборник произведений в 3-х (1956), 4-х (1963), 5-ти (1974—1976) томах; Избранные произведения в 2 томах (1986). Один из научных редакторов (с Я.Коласом и П.Ф.Глебкой) «Русско-белорусского словаря» (1953). Научный редактор «Беларуска-рускага слоўніка» (1962, издание 2-е переработанное и дополненное в 1988—1989). Научный редактор «Русско-белорусского словаря» (издание 2-е переработанное и дополненное, 1982). Научный редактор «Толкового словаря белорусского языка» в 5 томах (1977—1984) и другое. На белорусский язык переведены произведения Уильяма Шекспира, Д.И.Фонвизина, И.А.Крылова, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, А.Н.Островского, А.П.Чехова, В.В.Маяковского, А.Т.Твардовского, Т.Г.Шевченко и произведения других авторов. Награды и премии:: Герой Социалистического Труда; 4 ордена Ленина; Орден Октябрьской Революции; Орден Красного Знамени; Орден Трудового Красного Знамени; Орден Отечественной войны II степени; Орден Красной Звезды; Орден Дружбы Народов; Сталинская премия второй степени (1941) — за пьесу «Кто смеётся последним» (1939); Сталинская премия третьей степени (1951) — за пьесу «Поют жаворонки» (1950); Государственная премия СССР (1971) — за комплекс трудов в области белорусской лингвогеографии; Государственная премия Белорусской ССР имени Янки Купалы (1974).

 (517x699, 80Kb)
1898
Чжоу Эньлай
видный китайский политический деятель, премьер Государственного административного совета Китайской Народной Республики в 1949-54 гг., премьер Государственного совета КНР с 1954 г.; в 1956-66 и с 1973 гг. — заместитель председателя ЦК КП Китая (КПК). В 1937-45 гг. — представитель ЦК КПК при гоминьдановском правительстве. Родился в уездном городе Хуайань, провинция Цзянсу. Его дед принадлежал к привилегированному сословию жэньши – ученых на государственной службе, а отец был учителем (по другим данным – мелким чиновником). В 1918, обучаясь в Нанькайском университете в Тяньцзине, Чжоу принял участие в студенческих акциях протеста, за что был приговорен к году тюремного заключения. Выйдя из тюрьмы, в 1920 выехал в Париж, где организовал коммунистическую ячейку китайских студентов. Выезжал на несколько месяцев в Великобританию, около года учился в Германии. По возвращении в 1924 в Китай Чжоу стал горячим сторонником Сунь Ятсена, который возглавил Гоминьдан и вступил в союз с коммунистами. Чжоу был назначен начальником политотдела новой военной школы в Вампу; начальником этой школы был Чан Кайши. В 1925 Чжоу женился на Дэн Инчао, с которой познакомился шестью годами раньше, отбывая тюремное заключение. В 1927 Чжоу Эньлай организовал и осуществил захват Шанхая отрядами рабочих, однако Чан Кайши взял город под свой контроль, приговорив Чжоу и ряд других коммунистических лидеров к смертной казни. Чжоу Эньлаю удалось спастись, выехав сначала в Ухань, а затем в Наньчан, где он внес заметный вклад в организацию восстания 1 августа 1927. Чжоу работал нелегально до 1931, пока не оказался в контролируемых коммунистами районах в провинциях Цзянсу и Фуцзянь, где был назначен политкомиссаром при командире Народной армии Чжу Дэ. После вошедшего в историю «Великого похода» Чжоу занялся созданием объединенного фронта для борьбы с японцами. Когда в декабре 1936 Чан Кайши, упорно считавший своими главными противниками не японцев, а коммунистов, был арестован офицерами генерала-националиста Чжан Сюэляна, Чжоу Эньлай возглавил коммунистическую делегацию, спас жизнь Чана и добился его освобождения. Когда объединенный фронт превратился в реальную силу, Чжоу стал военным советником при Чан Кайши. Тем не менее отношения между Гоминьданом и коммунистами оставались сложными, а в 1941 произошел раскол. Чжоу Эньлай продолжал работать в качестве представителя компартии при правительстве в Чунцине и Нанкине до 1946. В том же году возглавил делегацию КПК на мирной конференции по Китаю, организованной Дж.Маршаллом. В 1948 Чжоу был избран заместителем председателя КПК, в 1949 стал членом ее секретариата. В первом правительстве КНР, начавшем свою работу после официального провозглашения республики 1 октября 1949, Чжоу Эньлай получил пост премьер-министра. В своей деятельности премьер был подотчетен лишь Мао Цзэдуну, совмещавшему посты председателя КПК и председателя КНР. Чжоу занимал также посты министра иностранных дел, члена политбюро ЦК КПК и заместителя председателя реввоенсовета республики. В 1950 в составе китайской делегации Чжоу Эньлай выезжал в Москву для подписания советско-китайского договора о дружбе, союзе и взаимопомощи. Возглавлял китайскую делегацию на женевской конференции по Корее и Индокитаю. В 1958 он оставил пост министра иностранных дел, однако продолжал занимать пост главы правительства КНР. Начиная с 9-го съезда КПК в апреле 1969 Чжоу входил в состав Постоянного комитета политбюро ЦК КПК, 5 членов которого фактически управляли страной. После низложения и смерти в 1971 министра обороны КНР Линь Бяо, которого Мао Цзэдун прочил в преемники, Чжоу Эньлай стал второй после Мао фигурой в политической иерархии Китая. Умер Чжоу Эньлай в Пекине 8 января 1976 г.

1899
Любовь Михайловна Майкова
российский художник (город Тверь). Родилась в деревне Брюханово, Ржевского уезда, Тверской губернии, в многодетной семье. Проучилась всего 1 год в церковно-приходской школе для крестьянских детей и стала помогать родителям крестьянствовать. Пела в церковном хоре, приглашалась петь даже на клирос Покровского собора в с. Кимры, Корчевского уезда. Теперь город Кимры - это районный центр в Тверской области. Впервые взяла в руки карандаш в возрасте 79 лет, потом перешла на краски. Сочиняла стихи, иногда даже говорила стихами, а прибаутки сыпались из неё, как из рога изобилия. В 1986 году в Москве, на Волхонке, 13, состоялась её первая персональная выставка. Участница международной выставки "Наивные художники мира" (1990, Москва), "Наивное искусство центра России" (1997; город Иваново). Потом публикации в журналах: «Работница», «Крестьянка», «Огонёк» и др. К 1998 году на её счету уже более десятка персональных выставок в крупнейших городах России, бывших Союзных республик и за рубежом. Имя «тёти Любы», как её называли все, кто её знал, входит в многие мировые каталоги и энциклопедии по «наивному» искусству. О ней снято несколько документальных фильмов. Её работы хранятся в государственных музеях и частных коллекциях. Ее искусству были посвящены персональные выставки в Москве (1986,1987), Твери (1987), Осташкове (1988). Умерла в 1998 году.

1899
Патрик Хедли
Английский композитор

1900
Александр Николаевич Коробейченко
оперный певец, актёр. Заслуженный артист РСФСР, УССР, первый учитель Анатолия Соловьяненко. Служил в Сталинском (затем Донецком) оперном театре. Притеснялся властями, звание заслуженного артиста получил с большой задержкой относительно других артистов. Причиной послужил отказ спеть на званом ужине по просьбе Климента Ворошилова. В 1960-м году вынуждено покидает сцену, после чего долго болеет. Скончался 11 апреля 1971 года.

1901
Юлиан Пшибось
польский поэт. Окончил Ягеллонский университет (1924). Печататься начал с 1922 г. С 1923 г. как поэт и теоретик входил в группу “Краковский авангард”, связанную с журналами “Стрелка” и “Линия”. Стихи Ю. Пшибося, составившие сборники “Винты” (1925), “Обеими руками” (1926), “Свыше”, явились максимально полным воплощением программы “Авангарда”: отказа от лирической “стихийности” и “субъективности”; понимание поэзии как особой языковой конструкции, отличной от иных форм словесного выражения. В годы второй мировой войны скрывался от немецкой оккупации, печатался в нелегальной прессе. После освобождения Польши – первый председатель Союза польских писателей, в 1947–1951 гг. – посол в Швейцарии, в 1952–1955 гг.– директор Ягеллонской библиотеки в Кракове. Автор сборников статей и эссе “Читая Мицкевича” (1956), “Смысл поэзии” (1963).

1901
Александр Вильямович Февральский
российский театровед, доктор искусствоведения (1962). Занимался в Государственных экспериментальных мастерских под руководством В.Э.Мейерхольда. Литературную деятельность начал в 1919 г. Автор исследований о творчестве В.В.Маяковского и В.Э.Мейерхольда, о грузинских и испанских театрах, в том числе книг: «Десять лет театра Мейерхольда» (1931), «Театр имени Руставели» (1959), «Маяковский — драматург» (1940), «Встречи с Маяковским» (1971), «Первая советская пьеса. "Мистерия-буфф" В.В.Маяковского» (1971), «Записки ровесника века» (1976).

1902
Тадеуш Мантейфель (Тадеуш Мантейфель-Шёге)
польский историк-медиевист, действительный член Польской Академии Наук (1952). Окончил Варшавский университет (1924). С 1930 г. — доцент Варшавского университета. Во время фашистской оккупации Польши (1939-1945) руководил исторической секцией подпольного Варшавского университета. С 1945 г. — профессор Варшавского университета и организатор Исторического института (во главе которого был до 1955). В 1953-1970 гг. — директор Института истории Польской АН.

1903
Наталья Львовна Забила
украинская писательница. Родилась в Санкт-Петербурге. Печатается с 1924 г. В 1927 г. опубликовала сборник стихов "Далёкий край", затем "Дни тревог" (1945), "Стихотворения" (1963). Автор сборников стихов для детей - "Ясочкина книжка" (1934), "Ласточки" (1937), "Наша Родина" (1947), "Маленьким о большом" (1958) и др. Её перу принадлежат книги прозы - "Родственники" (1934), "Катруся уже большая" (1955), "Рассказы, сказки, повести" (1962). Переработала для детей народные сказки: сборник "Под дубом зелёным" (1952). Выступала и как переводчик. Её произведения переведены на многие языки народов СССР и за рубежом. Умерла в 1985 году. Награждена 2 орденами, а также медалями. Сочинения в русском переводе: Солнце смеется. Стихи и сказки, Москва, 1963. Литература: Утевская П., Для маленьких, "Новый мир", 1955, №9; Бичко В., Наталия 3абiла, К., 1963. Умерла в Киеве 18 февраля 1985 года.

1903
Хуан Цзы
китайский композитор. Профессор композиции и истории музыки в Шанхайском музыкальном колледже. Среди сочинений: кантата «Песнь вечной ненависти»; симфоническая увертюра «Думы о старой дружбе»; песни; музыка к кинофильму «Блеск города».

1904
Григорий Сергеевич Медведев
удмуртский писатель, уроженец Татарстана. После окончания Можгинского педагогического техникума учительствовал в Большекибьинской (Можгинский район) и Шарканской средних школах (1923-1929), с 1929 года работал в редакции газеты "Гудыри". Участник Первого съезда писателей СССР. В 1937 году репрессирован, сослан в лагеря в Магаданскую область, где через год скончался в 1938 году. Реабилитирован в 1956 году. В творческом наследии писателя около 30 рассказов, в которых он отобразил жизнь удмуртской деревни в период коллективизации. Лучшие рассказы опубликованы отдельной книгой "Ез юбо кыр?а" (Ижевск, 1930). Событием в истории удмуртской литературы стало создание Г.С.Медведевым первой удмуртской трилогии "Л?зя бесмен". Автор сумел показать молодую советскую деревню, внутренний мир и глубину чувств героев и между строк передать свою боль за все творимое на земле людьми, далекими от забот и интересов подлинных тружеников. Книга неоднократно переиздавалась в республике, также была выпущена издательством "Советская Россия" (Москва, 1979). Член Союза писателей СССР.

 (619x699, 231Kb)
1904
Карл Ранер (Karl Josef Erich Rahner)
немецкий католический теолог, способствовавший обновлению католической теологии в 20 в. Родился во Фрайбурге. В 18-летнем возрасте вступил в Общество Иисуса (орден иезуитов). В 1924–1927 в рамках орденской подготовки изучал философию и теологию в Австрии, Германии (к этому периоду относится увлечение философией Жозефа Марешаля), в 1927–1929 проходил практическую подготовку как воспитатель, в 1929–1933 изучал теологию в Валкенбурге (Нидерланды), затем занимался философией во Фрайбургском университете в семинаре М.Хайдеггера (4 семестра, 1934–1936), готовясь к защите диссертации по философии, поскольку орденское начальство видело в нем будущего профессора истории философии. Защитить докторскую диссертацию (позднее опубликована в виде книги Дух в Мире, Geist in Welt, 1939) во Фрайбурге не удалось (из-за отрицательной оценки рецензента). В 1932 Ранер стал священником. До завершения философской докторантуры орденские руководители переориентировали его на теологию. В 1936 Ранер защитил докторскую диссертацию по теологии в университете Инсбрука, а в 1937 – там же габилитационную (дающую право занимать профессорскую должность) диссертацию. В 1937–1938 Ранер – доцент Инсбрукского университета, но его педагогическая деятельность пресеклась после того, как нацисты закрыли теологический факультет (1938) и запретили деятельность иезуитов. В 1939–1944 Ранер работал в Пастырском институте в Вене, в 1944–1945 был священником в Нижней Баварии. В 1945–1948 – профессор в философской высшей школе («Берхманнсколлег») ордена иезуитов в Пуллахе (близ Мюнхена), в 1948–1964 на теологическом факультете университета Инсбрука, в 1964–1967 в Мюнхенском университете (преемник Романо Гуардини на философском факультете, кафедра христианского мировоззрения и философии религии), в 1967–1971 в университете Мюнстера (снова в качестве профессора догматики и истории догматов). Участвовал во Втором Ватиканском соборе (1962–1965) как советник кардинала Кёнига, а затем как официальный теолог собора. В 1969–1973 член папской теологической комиссии. В 1973 экстраординарный профессор по междисциплинарным вопросам теологии и философии в философской высшей школе ордена иезуитов в Мюнхене. Ранер занимался издательской деятельностью как редактор серии книг по актуальным вопросам теологии «Quaestiones disputatae» и участвовал в подготовке второго издания Словаря теологии и церкви (Lexikon für Theologie und Kirche). После выхода в академическую отставку (1971) и вплоть до смерти Ранер боролся за реализацию в теологии и жизни Католической церкви решений II Ватиканского собора. В 1981 вернулся в Инсбрук. Кавалер ордена «Pour le Mérite», член Британской академии, почетный доктор многих университетов Старого и Нового Света. Число его трудов (книг и статей) превышает 4000. Умер в Инсбруке 30 марта 1984 года. В теологии Ранера, члена Общества Иисуса, присутствуют два измерения – внутреннее и внешнее. Внутреннее – это мистика духовных упражнений основателя ордена Игнатия Лойолы, внешнее – связано с апологетикой, защитой христианства перед лицом современного, антропоцентричного мира. Теологию Ранера называют «переводом мистического опыта на современный язык». Бог открывает себя в благодатном Откровении, которое предполагает наличие тварного существа адресата этого Откровения. Бог дал человеку Откровение не для умножения его знаний, а ради самого человека, для определения цели его существования. Но если Откровение имеет такое отношение к человеку и определяет его экзистенцию, то и человек имеет экзистенциальное отношение к Откровению. Человек предназначен для восприятия Откровения, а это значит, что он располагает для этого некой трансцендентальной структурой, наделен способностью принимать это Откровение. Человек изначально как бы «настроен» на Бога. Трансцендентальная теология, которую развивает Ранер, проясняет «априорные условия в верующем субъекте для познания всякой истины веры». Человек в поисках себя неизбежно сталкивается с тайной бесконечного Бога, и приходит к себе, отдаваясь непостижимой тайне Бога. В Иисусе Христе, в вочеловечении Бога, утверждает Ранер, – «уникальный и предельный случай сущностного завершения человеческой действительности». Во Христе сливаются воедино посюсторонность (имманентность) Бога в человеке и потусторонность (трансцендентность) человека в Боге. Согласно Ранеру, христианское бытие есть подлинное человеческое бытие, а подлинное человеческое бытие есть «анонимное» христианское бытие. Тогда человек, достигший подлинного осуществления своей человеческой сущности, есть христианин, пусть он об этом и не подозревает. Так Ранер в 20 в. решал проблему абсолютного притязания христианства: говоря об анонимных христианах, он стремился преодолеть узость церкви, раздвигая ее границы для современных людей.

1905
Ласло Бенедек
американский режиссер. По национальности венгр. Учился в Венском университете (изучал психиатрию). С 1930 г. был ассистентом оператора, монтажером и оператором в Берлине. В 1933 г. эмигрировал из фашистской Германии. Жил во Франции, Англии, Австрии, работал как сценарист. В 1937 г. переехал в США. С 1943 г. начал деятельность продюсера. В 1948 г. поставил свой первый фильм «Целующий бандит». Лучшие фильмы «Смерть коммивояжера» (1951), и «Дикарь» (1953) отмечены чертами критического реализма. Герои фильма жестоки и циничны, не признают авторитетов, неудовлетворенны окружающей действительностью, не имеют собственных идеалов. В 1952 г. поставил фильм «Малага», в 1955 г. в ФРГ – пацифистский фильм «Дети, матери и генерал». Снимал до начала 70-х гг. в США, ФРГ, Великобритании, Швеции и других странах. С 1976 г. президент кинофакультета Нью-Йоркского университета.

1905
Хадия Лутфулловна Давлетшина
российский башкирская писательница; первая писательница-башкирка. Родилась в бедной крестьянской семье. Печататься начала в 1927 г. Автор повести "Айбике" (1930), рассказов "Сборник рассказов" (1935), романа "Иргиз" (опубликован в 1957).

1906
Николай Владимирович Богданов
русский писатель, перу которого принадлежат книги «Когда я был вожатым», «Легенда о московском Гавроше», «Партия свободных ребят», «Пропавший лагерь», «Чудесники». Умер в 1989 году.

1906
Тарас Гурьевич Гапоненко
советский живописец, народный художник РСФСР (1968), член-корреспондент Академии Художеств СССР (1954). Учился в Москве во Вхутемасе-Вхутеине (1924-30). Член ОМАХРР (1928-1929), АХРР (1929-31), РАПХ (1931-1932). Произведения Гапоненко посвящены главным образом жизни колхозной деревни ("Выход колхозниц на работу", 1933, Третьяковская галерея; "В птичьем городке", 1959-1960, Русский музей, Ленинград). Картина "На обед к матерям" (1935, Третьяковская галерея) сыграла значительную роль в развитии советской жанровой живописи. Гапоненко - автор драматичной картины "После изгнания фашистских оккупантов" (1943-1946, Третьяковская галерея; Сталинская премия СССР, 1947).

1906
Раиса Давыдовна Есипова
российская актриса. В 1925 г. окончила киношколу Б.Чайковского. Родилась в Смоленске. В 1926 г. окончила студию Б.В.Чайковского. До 1935 г. работала на различных киностудиях страны:"Белгоскино", "Украинфильм", "Госвоенкино" . В 1935-1941 гг. — актриса киностудии "Мосфильм", в 1941-1942 гг. — ЦОКС. В 1942-1946 — актриса Первого фронтового театра, в 1954-1957 — актриса Театра-студии киноактера. Среди ролей: Леля Симонович («Свои и чужие», 1928), Нина («К новым берегам», 1929), Наташа («Бог войны», 1929), Елена («Суд должен продолжаться», 1931), Машка («Женщина», 1932), Таня («Совершеннолетие», 1935). Лучшими ролями актрисы были Екатерина Типман («Мы из Кронштадта», 1936) и Сибилла («Семья Оппенгейм», 1939). С 1965 г. занималась литературной деятельностью. Ушла из жизни в Москве 6 ноября 1994 года

 (468x699, 65Kb)
1906
Сергей Иванович Солнцев
комиссар и начальник разведки партизанского отряда Рузского района Московской области, старший лейтенант НКВД. Родился в городе Раменское Московской области. Русский. Окончил 5 классов. С 1924 года работал на Раменской хлопчатобумажной фабрике прядильщиком. Вырос до заместителя директора фабрики. В 1930-31 годах – слушатель высшей школы профдвижения в городе Подольске. Член ВКП(б) с 1930 года. В 1937 году Солнцев назначен помощником оперуполномоченного в Раменский районный отдел УНКВД. В 1939 году его избирают секретарем парторганизации Истринского районного отделения УНКВД. В 1941 году Солнцев направляется в Рузский район и войну встречает в должности начальника районного отдела НКВД. С 25 октября 1941 года, когда фашистские войска захватили Рузу, старший лейтенант Солнцев стал комиссаром партизанского отряда, дислоцировавшегося в лесу у Голубого озера. В Рузском отряде сражалось 105 человек бойцов истребительного батальона, сотрудников НКВД и милиции, подрывников, работников партийно-советских организаций. Все нити разветвлённой разведывательной сети сходились к Солнцеву. Разведгруппой Солнцева в тылу противника было произведено 18 глубоких разведок. По этим данным частями 144-й дивизии в деревне Вишенки был разгромлен штаб одной из частей 87-й пехотной дивизии вермахта. В деревне Горбово нашей авиацией и артиллерией было уничтожено 230 солдат и офицеров, 150 лошадей, много повозок, артиллерийская установка и два пулемётных гнезда. В деревне Богаево истреблено 130 солдат и офицеров, 65 лошадей. 20 ноября 1941 года близ деревни Андреевское Рузского района, обороняясь от нагрянувшего к расположению партизан крупного карательного отряда, комиссар Солнцев, получивший тяжелое ранение, попал в руки карателей. Фашистские палачи подвергли комиссара нечеловеческим пыткам - Солнцеву отрубили два пальца, прокололи штыком ногу, жгли огнём руки и ноги, скальпировали череп - и, ничего не добившись от него, казнили. Партизаны и подпольщики, которых не выдал замученный карателями комиссар Сергей Солнцев, продолжали действовать на Рузской земле, приближая день изгнания оккупантов из Подмосковья. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1942 года за отвагу и мужество, проявленные в партизанской борьбе в тылу врага против немецко-фашистских захватчиков, Сергею Ивановичу Солнцеву посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Похоронен в братской могиле на Площади Партизан в городе Рузе. На площади высится увенчанный пятиконечной звездой памятник. Память о нём увековечена в названии одной из улиц районного центра. У Голубого озера, где самоотверженному офицеру госбезопасности суждено было принять последний бой с врагом, установлен красногранитный обелиск. Надпись на памятнике-мемориале гласит, что здесь 28 ноября 1941 года был зверски замучен Герой Советского Союза начальник Рузского районного отдела НКВД Сергей Иванович Солнцев. В деревне Игумново Раменского района на площади имени Солнцева установлен бюст Героя. Награждён орденом Ленина.
 (699x466, 109Kb)
Памятник С.И.Солнцеву установлен на Площади Партизан в Рузе.

 (525x698, 57Kb)
1907
Галей Иркабаевич Бердин
заместитель по политчасти командира 3-го стрелкового батальона 280-го гвардейского стрелкового полка 92-й гвардейской стрелковой дивизии 37-й ударной армии Степного фронта, гвардии капитан. Родился в деревне Байгузино Ишимбайского района Башкирии. Башкир. Образование среднее. Член ВКП(б)/КПСС с 1928 года. До 1925 года занимался земледелием в хозяйстве отца в деревне Байгузино. В 1925-1928 годах работал секретарем Азнаевского волкома ВЛКСМ Стерлитамакского кантона, в 1928-1930 годах - председателем Кальчир-Табынского волисполкома Стерлитамакского кантона, в 1930-1933 годах - заведующим орготделом Макаровского райкома ВКП(б), с мая 1933 года по сентябрь 1941 года - директором Макаровской, Кармаскалинской МТС БАССР. В Красную Армию призван в сентябре 1941 года Кармаскалинским райвоенкоматом Башкирской АССР. Гвардии капитан Бердин Г.И. отличился при освобождении Украины. Из наградного листа на Г.И.Бердина: "Товарищ Бердин в боях с 1 по 2 октября 1943 года умело организовал партийно-политическую работу, обеспечил высокий наступательный порыв. В отсутствие командира батальона принял на себя командование батальоном и, успешно переправившись на правый берег реки Днепр, обеспечил переправу других подразделений. Умелым маневром и с малыми потерями освободил хутор Зеленый, села Куковка и Колодиевка. В результате боев отразил 8 контратак танков и пехоты противника, подбил 2 танка, 8 бронемашин, захватил 2 пленных и уничтожил до 180 солдат и офицеров. Лично из станкового пулемета уничтожил до 28 немецких солдат и офицеров, тем самым способствовал успеху боевых действий полка ..." Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 2707) Галею Иркабаевичу Бердину присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года. После ранения Г.И.Бердин в марте 1944 года вернулся в родную деревню. Работал председателем исполкома Байгузинского сельсовета Ишимбайского района. Умер 25 октября 1973 года, похоронен в деревне Байгузино. Награждён орденом Ленина, орденом Красной Звезды, медалями. В деревне Байгузино именем Героя названа улица.

1907
Никола Попович
югославский актер и режиссер. Окончил актерскую школу в Белграде, учился в Высшей академии театрального искусства в Берлине. Был учеником М.Рейнхардта и Э.Пискатора. Вернувшись на родину, работал в Национальном театре в Белграде как актер и режиссер. В 1924 г. впервые снялся в кино в фильме «Разбойники из Топчидера». Во время войны снимал венную хронику. Был одним из основателей и руководителей киносекции при Верховном штабе народно-освободительных войск и партизанских отрядов. Большую часть фронтовой хроники использовал в документальном фильме «Белград» (1945). Принимал участие в съемках фильма «В горах Югославии» (1946, совместно с А.Ромом). В 1947 г. самостоятельно снял игровой фильм «Да живет этот народ», затем фильм «Майор Баук» (1951). В числе его актерских работ: Авдага («Зеница», 1957), Митар («Сквозь ветви – небо», 1958), Михал («Три четверти солнца», 1959), Тимотий («День четырнадцатый», 1960), Митар («Земляки», 1963).

1907
Пьер Пфимлин
премьер-министр Франции (1958-1958).

1908
Александр Павлович Бубнов
живописец, автор художественных полотен находящихся в собрании Третьяковской галереи и Радищевского музея, проведший юность в Аткарске.

1908
Вера Андреевна Васина-Гроссман
российский музыковед, доктор искусствоведения.

1908
Хильмар Вульф
датский писатель. Коммунист. В годы оккупации Дании (1940-45) участвовал в Движении Сопротивления, затем бежал в Швецию, где редактировал газету "Нют фра Совьет Уньонен" ("Nyt fra Soviet Unionen"). Романы Вульфа: "Как погода в апреле" (1942), "Такое действительно случается" (1943), "Песнь труда" (1945), составляющие трилогию, посвящены будничной жизни датских рабочих. В романах "Непогода" (1950, русский перевод 1962), "... Но прежде всего хлеб" (1958), "Юноша в поисках" (1959) даны реалистические картины современной Дании. Жизни простого люда посвящена повесть "Солнечный бродяга" (1953, русский перевод 1960), классовой борьбе польских и датских сельско-хозяйственных рабочих - роман "Путь к жизни" (1961). Вульф - участник борьбы за мир.

1908
Теодор Парницкий
польский писатель, автор романов "Серебряные орлы", "Слово и тело", "Убей Клеопатру", "Муза далеких путешествий", "Лицо Луны", "Только Беатриче", "Новая сказка".

1908
Рекс Харрисон (Реджиналд Кэри)
английский актер. В театре с 1924 г. В кино с 1929 г. (фильм «Большая игра»). Одна из первых больших ролей – в фильме «Цитадель» (1938). В 1964 г. снялся в роли Хиггинса («Моя прекрасная леди, США; премия «Оскар»). Интересные образы создал в фильмах «Принц и нищий» (1977), «Ашанти» (1978). Среди других фильмов: «Школа мужей», «Веселое привидение», «Успехи повесы», «Анна и король Сиама» (США), «Постоянный муж», «Клеопатра» (США), «Желтый роллс-ройс», «Лестница».

 (508x699, 46Kb)
1909
Константин Григорьевич Кузнецов
командир пулемётного расчёта 15-го стрелкового полка 49-й стрелковой дивизии, младший командир. Родился в гoроде Балакове Саратовской области. Русский. Окончил начальную школу в 1926 году. В Красной Армии служил в 1931-1934 годах и в 1940-46 годах. В 1940 году окончил курсы младших лейтенантов. Принимал участие в советско-финляндской войне 1939-1940 годов. В начале Великой Отечественной войны окончил курсы "Выстрел". С декабря 1943 года до победы над гитлеровской Германией сражался на 2-м и 1-м Украинских фронтах. Принимал участие в освобождении Украины, Молдавии, Польши, Чехословакии, разгроме врага на территории Германии. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 402) младшему командиру Кузнецову Константину Григорьевичу присвоено 7 апреля 1940 года за отвагу и мужество, проявленные в боях с белофиннами на Карельском перешейке. В 1946 году отважный воин демобилизован. Капитан запаса Кузнецов К.Г., жил и работал в городе Балакове, где скончался 19 октября 1994 года. Награждён орденом Ленина, орденом Отечественной войны 2-й степени (1944 год), медалью "За освобождение Праги" и двумя другими медалями.

1909
Лидия Николаевна Островская
украинский режиссер. Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1960). В 1928 г. окончила Киевский театральный институт. Снималась в фильмах Киевской киностудии. С 1944 г. режиссер «Киевнаучфильма». Ей принадлежит серия кинопортретов: «Тарас Шевченко – художник» (1954), «Иван Франко» (1956), «Михаил Коцюбинский» (1958), «Думы Кобзаря» (1961), «Рассказы о Шевченко» (1963), «Ульяновы в Киеве» (1964), «Наш Рыльский» (1966), «Александр Грин» (1967), «Александр Корнейчук» (1970), «Татьяна Яблонская» (1971). Популярность ей принесли фильмы, посвященные теме «Человек и природа»: «В этом прекрасном и яростном мире» (1971), «Маскарад шестиногих» (1972), «Словарь насекомых» (1973), «Шестое чувство» (1974), «По законам природы» (1975), «Под знаком гена» (1976), «Живущие рядом» (1978) и др.

 (460x698, 111Kb)
1909
Сутан Шарир (индонезийское имя - Sutan Syahrir, Sutan Sjahrir)
индонезийский политический деятель, социалист. Первый премьер-министр Индонезии, также занимал посты министра внутренних дел и министра иностранных дел. В 1962 году эмигрировал в Швейцарию, где жил до своей смерти. Родился в городе Паданг Панджанг. Его отец был главным прокурором в Медане и советником султана Дели. Старшая сестра Сутана, Сити Рохана (индон. Siti Rohana)(по прозвищу минангкабау Картини) был адвокатом, занималась юридическим образованием женщин, работала журналистом в первой феминистской газете Суматры. Шарир получил образование в школах Медана и Бандунга. В Бандунге он стал одним из основателей "Народного университета" — организации, которая боролась с неграмотностью и пропагандировала националистические идеи в Приангане. В 1929 году Шарир уехал в Нидерланды для получения образования; он изучал право в Амстердамском и Лейденском университетах. В университете Сутан впервые познакомился с идеями социализма, был членом нескольких профсоюзов. Некоторое время он был секретарём Индонезийской Ассоциации (индон. Perhimpunan Indonesia) — организации индонезийских студентов в Нидерландах. Также он был одним из соучредителей Jong Indonesia — ассоциации индонезийской молодёжи, позже переименованной в Pemuda Indonesia. Во время своей деятельности в Индонезийской Ассоциации он стал ближайшим соратником Мухаммеда Хатты, будущего вице-президента Индонезии. Позже Хатта и Шарир вышли из Ассоциации. Шарир не успел завершить своё образование в голландских университетах — в 1931 году, по поручению Хатты, он вернулся в Индонезию, где вместе с Хаттой принимал участие в создании Индонезийской национальной партии[4]. За короткое время авторитет Шарира значительно возрос — из представителя Хатты он стал самостоятельным лидером освободительного движения. В ноябре 1934 года Хатта и Шарир были арестованы голландцами за националистическую деятельность; сначала они отбывали заключение на реке Дигул, затем на островах Банда, наконец, в 1941 году, незадолго до нападения японцев на Голландскую Ост-Индию, их перевели в город Сукабуми. Во время японской оккупации Шарир почти не принимал участие в общественной жизни Индонезии из-за того, что страдал от туберкулёза. Однако, он был одним из немногих индонезийских лидеров, отказавшихся от сотрудничества с оккупантами и начавших подпольную освободительную борьбу. Сутану активно помогали Хатта и будущий президент Индонезии Сукарно, которые, однако, продолжали сотрудничать с японцами. В ноябре 1945 года Шарир Был назначен премьер-министром Республики Индонезия. Во время войны за независимость он пользовался уважением у голландцев, поскольку не сотрудничал с японцами во время оккупации. В 1946 году Сутан сыграл важную роль в подготовке Лиггадьятских соглашений. Его идеи часто опережали время, поэтому вскоре после своего назначения новый премьер приобрёл множество политических противников. Национальная революция - это результат демократической революции, на первом плане должна стоять демократия, и только на втором — национализм. Государство Индонезия - это только название для идеала, к которому мы должны стремиться. В 1948 году, когда соратник Шарира Амир Шарифуддин покинул Социалистическую партию и вместе со своими сторонниками перешёл в Коммунистическую партию Индонезии, Сутан основал новую партию. Она получила название Социалистической партии Индонезии (PSI). Несмотря на свою небольшую численность, партия Шарира оказывала значительное влияние на индонезийскую политику, в первую очередь, благодаря хорошему образованию, полученному её лидерами. На выборах 1955 года партия потерпела поражение, получив всего 2 % голосов, в первую очередь из-за того, что программа, написанная Шариром в духе социал-демократии, была сложна для восприятия населением. В 1960 году, за участие в путче 1958 года, Социалистическая партия Индонезии была запрещена. В 1962 году Шарир был арестован без суда за участие в предполагаемом антиправительственном заговоре. Хатта, товарищ Шарира по освободительной борьбе написал письмо Сукарно с просьбой освободить его, но оно осталось без ответа. Во время заключения в 1965 году у него случился инсульт, в результате он потерял способность говорить. Умер Сутан Шарир 7 ноября 1966 года в Цюрихе, куда выехал на лечение. Несмотря на то, что Шарир был убеждённым противником голландского империализма, он пользовался большим уважением в Нидерландах[12]. После его смерти в 1966 году бывший премьер-министр Нидерландов профессор Шермехорн в своём выступлении по радио высоко отметил заслуги Сутана, назвав его благородным воином, сражавшимся за высокие идеалы, и выразил надежду, что будущие поколения индонезийцев также признают большие заслуги этого человека. В Индонезии пересмотр оценок деятельности Шарира начался только в XXI веке.

 (505x699, 48Kb)
1910
Александр Иванович Кобелев
командир эскадрильи 951-го штурмового авиационного полка 306-й штурмовой авиационной дивизии 17-й воздушной армии 3-го Украинского фронта, капитан. Родился в селе Моторное, ныне в черте столицы Башкирии города Уфы, в крестьянской семье. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1932 года. Окончил сельскую школу, курсы трактористов и шофёров в городе Оренбурге. Работал шофёром. В 1934 году окончил Батайскую школу пилотов Гражданского воздушного флота (ГВФ). Работал инструктором-лётчиком в Батайской и Тамбовской школах ГВФ. В Красную Армию призван в 1940 году Ленинским райвоенкоматом города Тамбова. На фронтах Великой Отечественной войны с мая 1943 года. Командир эскадрильи 951-го штурмового авиационного полка (306-я штурмовая авиационная дивизия, 17-я воздушная армия, 3-й Украинский фронт) капитан Кобелев А.И. к маю 1944 года совершил 115 боевых вылетов на штурмовку военных объектов, оборонительных рубежей, скоплений войск противника, нанёс ему большой урон. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками капитану Кобелеву Александру Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 3470). С 1948 года подполковник Кобелев А.И. - в запасе. Жил в городе Уфе. Продолжал летать на самолётах гражданской авиации. Скончался 14 октября 1975 года. Похоронен в Уфе. Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, медалями.

 (460x699, 116Kb)
1910
Константин Михайлович Сергеев
советский артист балета, балетмейстер, педагог, художественный руководитель Ленинградского хореографического училища, народный артист СССР. Родился в Санкт-Петербурге. Занимался на вечерних курсах при Ленинградском хореографическом училище (ЛХУ), затем в самом училище. Ещё будучи студентом, начал танцевать в труппе И.Ф.Кшесинского, в конце 1920-х выступавшей с гастролями по всей стране, а по окончании училища (1930) был принят в Ленинградский театр оперы и балета имени С.М.Кирова, где проработал до 1961 года. Обладая благородной внешностью и высочайшим актёрским мастерством, Сергеев с блеском исполнял ведущие партии классического репертуара, трактуя их в глубоко психологическом, правдивом ключе. В 1930-1940-е годы выступал вместе с Г.С.Улановой; их дуэт считается одним из лучших в истории русского балета. Именно Сергеев и Г.С.Уланова были первыми исполнителями заглавных партий в первой постановке балета С.С.Прокофьева «Ромео и Джульетта» 11 января 1940 года. Сергеев – первый исполнитель партий: Евгений («Медный всадник» Р.М.Глиэра) и Пенни («Тропою грома» К.А.Караева). После Великой Отечественной войны Сергеев танцевал в дуэте с Н.М.Дудинской, с 1946 года работал также балетмейстером, в 1951-1955 и 1960-1970 годах главный балетмейстер Ленинградского театра оперы и балета имени С.М.Кирова. Осуществил первые постановки ряда балетов, а также новые редакции классических спектаклей, среди которых наиболее известны «Золушка» С.С.Прокофьева (1946; Сталинская премия, 1947) «Раймонда» А.К.Глазунова (1948; Сталинская премия, 1949), «Спящая красавица» П.И.Чайковского (1952) и многие другие. 22 июня 1957 года ему было присвоено звание «Народный артист СССР».Автор сценария нескольких телефильмов-балетов («Диалог со сценой», 1988; «Рождение танца», 1991), сам снимался в таких постановках («Концерт мастеров искусств», 1952), вёл цикл передач об истории русского балета. В 1953 году на киностудии «Ленфильм» был снят фильм «Мастера русского балета». В фильм вошли фрагменты балетов Б.В.Асафьева «Бахчисарайский фонтан» и «Пламя Парижа», а также балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского. Сергеев исполнил в этом фильме одну из главных партий. С 1973 года Сергеев – художественный руководитель Ленинградского хореографического училища (с 1991 – Академия русского балета имени А.Я.Вагановой). Указом Президента СССР от 22 марта 1991 года Сергееву Константину Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».Педагогическую деятельность вёл с начала 1930-х годов, преподавал в ЛХУ классический танец и актёрское мастерство, также работал за границей. Жил в Санкт-Петербурге. Скончался 1 апреля 1992 года. Похоронен в некрополе «Литераторские мостки» на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Награждён четырьмя орденами Ленина (3 октября 1970, 10 марта 1980, 10 июня 1988, 22 марта 1991), орденом Трудового Красного Знамени (1 июня 1940), орденом «Знак Почёта» (11 марта 1939), медалями. Лауреат Сталинской премии (1946, 1947, 1949, 1951), Почётной премии Парижской академии танца (1965). Творчеству Сергеева посвящён фильм «Константин Сергеев. Страницы хореографии» (1976). Супруга К.М.Сергеева – Наталья Михайловна Дудинская (1912-2003), артистка балета, педагог, народная артистка СССР (1957), Почётный гражданин Санкт-Петербурга (1998), лауреат Сталинской премии (1941, 1947, 1949, 1951). Награждена советскими орденом Ленина (10.06.1988), тремя орденами Трудового Красного Знамени (11 июня 1940, 18 августа 1972, 10 июня 1988), орденом Дружбы народов (20 августа 1982), орденом «Знак Почёта» (11.03.1939), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (28 октября 2002), медалями.
 (700x489, 61Kb)
Мемориальная доска в Санкт-Петербурге установлена на доме (Каменноостровский проспект, 2), в котором жил Сергеев. (архитектор В.Б.Бухаев, скульпторы М.К.Аникушин и М.Т.Литовченко).

1910
Эннио Флайяно
итальянский писатель и сценарист. В 1939 г. начал работать как кинокритик. В 1942-1943 гг. участвовал в создании сценариев фильмов – «Пастор Анжеликус» и «Стрела в боку». После падения фашизма сотрудничал в журнале «Фильм», писал сценарии вместе с А.Моравиа и С.Чеки д`Дамико. Наиболее интересные работы этого периода – сценарии фильмов – «Рим – Свободный город» (1946) и «Бегство во Францию» (1948). Впоследствии много работал в жанре комедии с различными режиссерами. В соавторстве с драматургом Т.Пинелли, а позже и с Б.Ронди он участвовал в создании картин, поставленных Ф.Феллини: «Огни варьете» (1950), «Белый шейх» (1952), «Маменькины сынки» (1953), «Мошенничество» (1955), «Дорога» (1954), «Ночи Кабирии» (1956), «Сладкая жизнь» (1959), «Искушения доктора Антонио» (1962), «Восемь с половиной» (1962), «Джульетта и духи» (1965). В 1972 г. по рассказу его рассказу «Мелампо» режиссер М.Феррери поставил фильм «Сука».

1911
Кирилл Цочев Братанов
болгарский биолог и иммунолог, член Болгарской Академии Наук (с 1962), член Академии сельскохозяйственных наук Болгарии (с 1962), ее вице-президент в 1963-1973 гг. Окончил Софийский университет (1935). С 1944 г. - директор научно-исследовательского института биологии, иммунологии, репродукции и развития организмов Болгарской Академии Наук, одновременно с 1954 г. - профессор зоотехнического факультета Высшего сельскохозяйственного института имени Г.Димитрова. Член Президиума (с 1963) и директор Центра биологии Болгарской Академии Наук. Основные научные работы посвящены биологии, иммунологии, репродукции и повышению продуктивности сельскохозяйственных животных, вопросам их искусственного осеменения. Провел фундаментальные исследования процесса оплодотворения: изучал его морфологию, биохимию, физиологию, патологию. Исследует факторы, определяющие течение процесса оплодотворения у сельскохозяйственных животных, в частности генетические, экзогенные (условия содержания), эндогенные (гормональные, энзимные, иммунные), а также биологические противоречия родительских организмов, в том числе их несовместимость. Иностранный член ВАСХНИЛ (с 1967), член ряда академий наук и научных обществ. Димитровская премия НРБ (1951).

1911
Джеймс Норман Давидзон (James Davidzon)
шотландский биохимик. В 1937-1938 гг. работал в Институте физиологии клетки кайзера Вильгельма, в 1938-1945 гг. – в университетах Шотландии. С 1946 г. - профессор биохимии Лондонского университета, с 1948 г. – заведующий кафедрой физиологической химии университета в Глазго. Основные научные работы посвящены биохимии нуклеиновых кислот. Одним из первых обнаружил, что нуклеиновые кислоты находятся в животных, и в растительных клетках: ДНК – главным образом в клеточном ядре, РНК – в ядре и цитоплазме. В своих исследованиях использовал изотопы и методы культуры тканей. Один из авторов учебного пособия «Нуклеиновые кислоты». Президент Эдинбургского королевского общества.Умер 11 сентября 1972 года.

1911
Вольфгант Ларрасабаль Угуэто
венесуэльский политический и военный деятель, вице-адмирал. Профессиональный военный. В 1949-1951 гг. военно-морской атташе в США, затем командующий ВМС Венесуэлы. После свержения диктатуры М.Переса Хименеса возглавил временную правительственную хунту (1958). После поражения на президентских выборах (декабрь 1958) назначен послом Венесуэлы в Чили (1959-1962). С 1962 г. председатель мелкобуржуазной партии Народная демократическая сила, выступающая в защиту национального суверенитета. Выдвигался кандидатом в президенты от этой партии в 1963 г. и 1968 г.

 (518x698, 79Kb)
1912
Яков Степанович Задорожный
командир 35-й механизированной бригады 1-го механизированного корпуса 2-й гвардейской танковой армии 1-го Белорусского фронта, подполковник. Родился в селе Вершина Куйбышевского района Запорожской области в семье крестьянина. Украинец. Член ВКП(б) с 1937 года. Окончил 7 классов. Работал заведующим организационным отделом райкома комсомола. В Красной Армии с августа 1932 года. В 1936 году окончил курсы младших лейтенантов. Участвовал в освободительном походе советских войск в Западную Украину и Западную Белоруссию в 1939 году, в советско-финляндской войне 1939 – 1940 годов. В боях Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года. В 1942 году окончил Военную академию бронетанковых и механизированных войск. Командовал танковым батальоном, был заместителем начальника и начальником оперативного отдела штаба 1-го механизированного корпуса. С ноября 1944 года командовал 35-й Слонимской механизированной бригадой. Сражался на Западном, Калининском, Степном, 2-м Украинском, 1-м Белорусском фронтах. В 1941 году участвовал в приграничных боях в районе Белостока (ныне Польша), 2 месяца с боями выходил из окружения. В 1942 - участвовал в многочисленных оборонительно-наступательных боях в районе городов Белый и Ржев. В 1943 - участвовал в боях на Курской дуге, освобождал города Белгород, Красноград, Полтава, форсировал Днепр южнее Кременчуга. В 1944 - участвовал в Корсунь-Шевченковской операции, освобождении Белоруссии, в том числе городов Слуцк, Слоним, Брест. В 1945 – в ходе Висло-Одерской операции освобождал Польшу. В ходе наступления с 14 по 26 января 1945 года 35-я механизированная бригада под командованием подполковника Задорожного прошла около 600 километров, форсировав реки Бзура, Варта и Нетце, и освободила более 450 населённых пунктов. 26 января 1945 года подполковник Задорожный был смертельно ранен в бою за город Штиглиц (ныне в составе Чарнкув, Польша). Умер от ран в полевом госпитале 29 января 1945 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 февраля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство подполковнику Задорожному Якову Степановичу было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Похоронен Герой в городе Чарнкув (Польша). Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медалями. В честь Я.С.Задорожного в райцентре Запорожской области посёлке Куйбышево установлен памятник.

1912
Джон Росс Маршалл
глава-государства Новой Зеландии (1972-1972).

1912
Мария Антуанетта Тоннела
французский физик-теоретик и историк науки. Училась в лицее Луи-де-Гранд (Париж), получила степень доктора в Париже. С 1945 г. работала в Национальном центре научных исследований (с 1956 г. - директор исследований) и с 1956 г. - профессор Парижского университета. Научные работы посвящены общей теории относительности и гравитации, классической теории поля, истории науки (оптика и теории относительности).



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку