-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 58209
Комментариев: 6384
Написано: 66041


21 февраля родились...

Понедельник, 21 Февраля 2011 г. 07:19 + в цитатник
 (489x699, 41Kb)
1886
Алексей Елисеевич Крученых
русский поэт. Родился в посёлке Оливский Херсонской губернии в семье крестьянина. Отец вскоре переехал в Херсон и стал извозчиком. В 1902 Крученых окончил Херсонское городское трехкласное училище и уехал в Одессу, где поступил в художественное училище – одно из лучших средних художественных заведений того времени. Увлечение живописью впоследствии объяснял влиянием школьных учителей, которые знакомили учеников с новыми течениями в изобразительном искусстве. По окончании училища в 1906 вернулся в Херсон и стал учителем рисования в женском профессиональном училище. Уже через год Крученых оставил работу и уехал в Москву. На его решение оказало влияние знакомство с Д.Бурлюком, о котором Крученых впоследствии написал в воспоминаниях Наш выход (1932). В Москве стал сотрудничать как художник в юмористическом журнале «Будильник» и др. изданиях, прославился серией шаржей и карикатур на писателей, художников и ученых под названием Вся Москва в карикатурах. В 1909 принял участие в художественной выставке в Санкт-Петербурге. Тогда же состоялось его знакомство с будущими соратниками по художественному и литературному авангарду – Е.Гуро, В.Каменским, М.Матюшиным. В 1909, приехав на год в Херсон, Крученых дебютировал как прозаик, поэт, фельетонист, эссеист, художественный, литературный и театральный критик. В херсонской газете «Родной край» публиковались его произведения, подписанные либо настоящей фамилией, либо псевдонимами А.Горелин и А.Г. Наиболее значительные из многочисленных публикаций 1909 – эссе Два властных лика любви, рассказ Кровавые люди и стихотворение Полуживой, написанное под влиянием Ф.Сологуба. Вернувшись в 1910 в Москву, Крученых принял активное участие в деятельности возглавляемой Бурлюком группы «Гилея» – прообразом будущего футуризма. С 1912 началось его творческое сотрудничество с В.Хлебниковым, они совместно написали и издали поэму Игра в аду (1912), которую Крученых назвал в своих воспоминаниях «иронической, сделанной под лубок издевкой над архаическим чертом». По мнению Р.Якобсона, в этой поэме содержатся переклички с неосуществленной Адской поэмой А.С.Пушкина. Игра в аду и последовавшая за ней поэма Крученых Старинная любовь (1913) были в основном негативно встречены критикой и оценены как «безнадежное убожество при ухарской позе». В 1913 – важнейшем году в творческом становлении поэта – Крученых принял участие в сборнике Пощечина общественному вкусу, изданному группой «Гилея» тиражом 500 экз. Совместно с В.Маяковским написал манифест футуристов с центральным тезисом: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности». В этом же сборнике было опубликовано «алогичное стихотворение» Крученых Старые щипцы заката заплаты..., построенное по изобретенному им принципу «мирсконца». Работа в сфере алогичной поэзии в 1913 привела его к разработке принципов заумной поэзии («зауми») – т.е. поэзии, написанной «на собственном языке», выходящем за пределы логики, разума и состоящей из «неведомых слов». Языком «зауми» были обрывки слов, окончания, графические и фонетические сочетания. Классическим примером «зауми» стало стихотворение Крученых Дыр бул щыл. Кроме него, он написал стихи Фрот фрон ыт и Та са мае, Го оснег кайт и др. Теория «зауми» была сформулирована Крученых в совместном с Хлебниковым сборнике Слово как таковое (1913): «Живописцы-будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне-речетворцы – разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетаниями (заумный язык). Этим достигается наибольшая выразительность. И этим именно отличается язык стремительной современности, уничтожившей прежний застывший язык». Читателей эпатировало утверждение Крученых о том, что в его стихотворении Дыр бул щыл «больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина». Крученых выпускал поэтические заумные сборники один за другим: Взорваль (1913), ТЭ-ЛИ-ЛЭ (1914, совместно с Хлебниковым) и др. В футуристическом, авангардистском духе написаны и его литературоведческие исследования Выпыт любви Тургенева (1913), Черт и речетворцы (1913), Стихи Маяковского. Выпыт (1914) и др. Была поставлена также его «алогическая опера» Победа над солнцем (1913) на музыку Матюшина. Внутренний кризис и Первая мировая война привели к распаду в 1915 группы «Гилея». Спасаясь от мобилизации, Крученых уехал на Кавказ и работал учителем рисования в женской гимназии г.Баталпашинска. Однако духовно и художественно он по-прежнему был связан с Москвой и Санкт-Петербургом, наезжая туда во время летнего отпуска. В 1916 вышли его поэтические сборники Война и Вселенская война Ъ. В предисловии к последнему он назвал главной задачей зауми «освобождение твори от ненужных удобств (через беспредметность)». Живя в 1916–1919 в Тифлисе, Крученых вместе с другими футуристами – братьями К. и И.Зданевичами, Н.Чернявским, В.Гудиашвили и др. – принимал участие в деятельности художественно-поэтической группы «Синдикат футуристов». Ее программной книгой стал сборник Учитесь худоги (1917), в который вошли стихи Крученых, была выпущена также его книга Нособойка (1917). Из «Синдиката футуристов» в 1918 выделилась группа «41 градус», в которую вошли Крученых, поэт и режиссер И.Терентьев и др. Для пропаганды «зауми» Крученых много работал как критик, а также читал лекции в рамках программы «Футур-всеучбище». В 1919 Крученых переехал из Тифлиса в Баку, где работал в Бакинском отделении РОСТА, сотрудничал в газетах, выпускал поэтические и теоретические сборники. В 1921 вернулся в Москву. Маяковский способствовал возвращению Крученых в круг московских поэтов, организовал его вечер в Политехническом музее. В 1921–1923 Крученых продолжал разрабатывать теорию «зауми» в применении к различным видам искусства. Этому посвящены его сборники Фонетика театра, Сдвигология русского стиха и др. В 1923 поэт вошел в возглавляемую Маяковским постфутуристскую группу «Леф» («Левый фронт»), активно выступал против «упадочной» поэзии С.Есенина, посвятив критике двенадцать книг (все в 1925), писал агитпьесы. В 1928 подготовил сборник 15 лет русского футуризма. 1912–1927 гг. Материалы и комментарии. В 1928 была издана последняя книга Крученых Приемы ленинской речи, после чего его произведения существовали только в машинописи. Так были «изданы» его поэмы Ирониада и Рубиниада (обе 1930), книги Ночные каракули (1932), Арабески из Гоголя (1944), Книга адских сонетов (1947) и многие другие. Смерть Маяковского лишила его последнего защитника. Крученых собирал книги, продавал свои машинописные сборники и написанные им портреты писателей в архивы и музеи. Во время Великой Отечественной войны остался в Москве, продолжал писать стихи, сотрудничал в «Окнах ТАСС». Рекомендация в Союз писателей, данная И.Эренбургом, буквально спасла Крученых от голодной смерти. Истинные ценители литературы отдавали дань уважения творчеству Крученых еще при его жизни. Г.Айги подготовил в 1950-е годы подборку его стихов, однако публикация не состоялась. В 1966 в Центральном доме литератора был организован юбилейный вечер Крученых, ставший значительным событием в культурной жизни Москвы. Быт Крученых был очень тяжел, жил он в нищете. Умер в Москве 17 июня 1968 года.

1887
Павел Афанасьевич Бурышкин
крупный промышленник и коммерсант, в 1917 товарищ московского городского головы, один из организаторов Комитета общественного спасения, объединившего антибольшевистские силы. Родился в Москве в купеческой семье. В 1919 он занимал пост министра финансов в колчаковском правительстве, а в 1920 эмигрировал. Опубликовал книгу воспоминаний "Москва купеческая". Умер в Париже в 1955 года.

 (502x698, 47Kb)
1888
Михаил Александрович Бонч-Бруевич
советский радиотехник, член-корреспондент Академии Наук СССР (1931). В 1909 окончил Инженерное училище в Санкт-Петербурге, в 1914 Офицерскую электротехническую школу в Санкт-Петербурге. С 1922 профессор Московского высшего технического училища, с 1932 профессор Ленинградского института инженеров связи, ныне носящего его имя. В 1916-19 занимался созданием электронных ламп и впервые организовал их отечественное производство. В 1918 Бонч-Бруевич становится во главе Нижегородской радиолаборатории, объединившей лучших русских радиоспециалистов того времени. Своими работами в области радиоламп, радиовещания и дальних связей на коротких волнах Нижегородская радиолаборатория сыграла выдающуюся роль в развитии радиотехники. В письме к Бонч-Бруевичу от 5 февраля 1920 В.И.Ленин писал: "Газета без бумаги и "без расстояний", которую Вы создаете, будет великим делом. Всяческое и всемерное содействие обещаю Вам оказывать этой и подобным работам". По заданию В.И.Ленина Бонч-Бруевичем была спроектирована и в 1922 построена первая в мире мощная (12-киловаттная) радиовещательная станция имени Коминтерна в Москве. В 1919-25 создал конструкцию мощной генераторной радиолампы с водяным охлаждением и разработал схемы радиотелефонных станций. В 1924-30 под руководством Бонч-Бруевича изучались особенности распространения коротких радиоволн, разработаны первые в мире коротковолновые направленные антенны и построены коротковолновые линии дальней радиосвязи. Бонч-Бруевич занимался также вопросами физики верхних слоев атмосферы, исследованиями ионосферы методом радиоэха, ультракороткими волнами и их практическим применением, в том числе в области радиолокации. Автор курса "Основы радиотехники". Скончался 7 марта 1940 года.

1888
Хосе Феликс Эстигарриби Инсаурральде
парагвайский государственный и политический деятель, президент Парагвая (1939-1940).

1888
Эрих Треффтц
немецкий математик и механик. Работал в Аахене и Дрездене. Основные труды относятся к аэро- и гидродинамике, теории упругости.

 (524x699, 149Kb)
1889
Борис Владимирович Анненков
российский военачальник, генерал-майор (1919). Родился в семье отставного полковника, дворянина Киевской губернии. Прямой потомок декабриста И.А.Анненкова. В 1906 г. окончил Одесский кадетский корпус, в 1909 г. — Александровское военное училище в Москве, в чине хорунжего был определен на службу в 1-й Сибирский казачий Ермака Тимофеевича полк. В годы Первой мировой войны первоначально воевал в составе 4-го Сибирского казачьего полка. В 1915-1917 гг. с успехом командовал отдельным партизанским отрядом, созданным командованием для выполнения разведывательных и диверсионных задач в тылу противника. После Октябрьского переворота в январе 1918 г. вместе с отрядом прибыл под Омск в станицу Захламинскую и возглавил организованное выступление сибирских казаков против большевиков. В мае 1918 г. его отряд, соединившись с чехословацкими частями, взял Омск, а в июле вступил в бой с красноармейцами в районе Верхнеуральска. В мае 1920 г., после наступления красных войск, остатки его армии (4 тысячи человек) перешли границу с Китаем и были разоружены. В марте 1921 г. он был арестован китайскими властями. Три года содержался в заключении (китайцы требовали передать вывезенные из России ценности) и был выпущен в феврале 1924 г. лишь благодаря настойчивым хлопотам иностранных дипломатов. 10 апреля 1926 г. неожиданно для всех Анненков со своими ближайшими сподвижниками был отправлен через Монголию в Советскую Россию. Кроме того, он выступил с обращением к своим сторонникам прекратить борьбу с Советской властью. Расстрелян по приговору Верховного суда СССР, заседавшему в Семипалатинске, за массовые убийства и репрессии мирных жителей в 1918-1920 гг. на территории Казахстана 25 августа 1927 года.

1889
Феликс Эйлмер
англо-американский актер.

1890
Федор Васильевич Григорьев
российский актер, народный артист Татарской АССР (1939), народный артист РСФСР (1949). Пел в любительском хоре. С 1909 г. выступал в провинциальных театрах, играл маленькие роли в пьесах и водевилях с пением. В 1920 г. в Одесском театре, в 1924-1933 гг. в театрах провинции. В 1933-1945 гг. в Казанском Большом драматическом театре, исполнял преимущественно комедийные и характерные роли: Городничий («Ревизор» Н.В.Гоголя), Караулов («Чужой ребенок» В.В.Шкваркина), Медведев («Слава» В.М.Гусева), Полежаев («Беспокойная старость» Л.Н.Рахманова), Швандя («Любовь Яровая» К.А.Тренева), Кутузов («Фельдмаршал Кутузов» В.А.Соловьева), Астров («Дядя Ваня» А.П.Чехова), Глоба («Русские люди» К.М.Симонова), Грознов («Правда - хорошо, а счастье лучше» А.Н.Островского) и др. Его творчество отличалось тонким юмором, мягкостью сценической манеры, точным психологизмом, простотой. С 1946 г. в Малом театре. Сыграл Милягина («Великая сила» Б.С.Ромашова; Сталинская премия СССР, 1948), Кряжина («Минувшие годы» Н.Ф.Погодина), Потапова («Московский характер» А.В.Софронова; Сталинская премия СССР, 1949), Романюка («Калиновая роща» А.Е.Корнейчука), Несчастливцева, Курослепова, Шмагу («Лес», «Горячее сердце», «Без вины виноватые» Островского), Фамусова («Горе от ума» А.С.Грибоедова), Лутонина («Семья Лутониных» братьев Тур) и др.

1891
Николай Семенович Голованов
Русский советский дирижер

1891
Георгий Александрович Шебуев (настоящая фамилия - Гублер)
российский актер, режиссер, народный артист РСФСР (1957). Муж З.К.Чекмасовой. По окончании Казанского университета играл в театрах провинции. В 1913-1914, 1920-1923 и 1935-1963 гг. - актер Самарского (в 1935-1991 гг. Куйбышевского) драматического театра. Роли: Яша («Вишневый сад» А.П.Чехова), Протасов, Барон и Цыганов («Дети солнца», «На дне» и «Варвары» М.Горького), Мышкин («Идиот» по Ф.М.Достоевскому), Карандышев («Бесприданница» А.Н.Островского), Фамусов («Горе от ума» А.С.Грибоедова), Реутов («Крепость на Волге» И.Л.Кремлева; Сталинская премия СССР, 1949). Поставил «Разлом» Б.А.Лавренева (1927), «Лес» Островского (1931) - в Севастопольском театре; «Огненный мост» Б.С.Ромашова (1925), «Вишневый сад» (1935) - в Воронежском театре; «Маскарад» М.Ю.Лермонтова (1937), «Стакан воды» Э.Скриба (1938, сыграл Болингброка) - в Куйбышевском театре. В 1963 г. оставил драматическую сцену, до конца жизни выступал в оперетте и на эстраде. Писал статьи и рецензии. Автор воспоминаний «Актерское счастье» (Куйбышев, 1964).

1892
Эдна Сент-Винсент Миллей
американская поэтесса. Тонкий лирик, продолжила традиционные формы романтической поэзии (баллады, сонеты); сборник "Возрождение" (1917), "Вино из того винограда" (1934), "Полуночные разговоры" (1937). Антифашистская поэма "Убийство Лидице" (1942).

 (697x699, 89Kb)
1892
Гарри Стэк Салливан (Garri Stjek Sallivan)
американский психолог. Родился в Норидже (штат Нью-Йорк) После окончания Чикагской медицинской школы в 1917 служил в армии в Мексике, затем работал в больнице святой Елизаветы в Вашингтоне. В этот период Салливан, активно поощряемый директором больницы, Уильямом Алансоном Уайтом, проявил интерес к изучению и лечению шизофрении. Начиная с 1923 продолжал свои исследования в больнице Шеппарда и Пратта в Таусоне (штат Мэриленд). В 1930 занялся частной практикой в Нью-Йорке. В 1930 основал фонд Уайта, а одновременно с ним – Вашингтонскую школу психиатрии и журнал «Психиатрия» («Psychiatry»). В 1941 был назначен директором психиатрического отдела службы призыва. В 1948, сотрудничая со Всемирной организацией здравоохранения и ЮНЕСКО, участвовал в организации Международного конгресса по психическому здоровью, а в 1949 – в создании Всемирной федерации психического здоровья. Салливан был убежден, что личностные расстройства обусловлены в первую очередь характером межличностных отношений. Практическим следствием представлений Салливана о межличностных отношениях стало акцентирование им роли личности психотерапевта и характера его взаимодействия с пациентом в ходе лечения. Убежденность в том, что даже глубоко пораженный разум тем не менее остается разумом, нашла применение в лечении больных шизофренией. Какой бы странной ни была система символов больного шизофренией, она трактовалась им как «попытка иного прочтения жизненного опыта». Салливан не только проводил длительные неформальные беседы с пациентами, но и принимал на работу лиц, которые имели психологические нарушения и могли в силу этого устанавливать более тонкий и доверительный контакт с пациентами. Среди основных работ Салливана – Психопатология личности (Personal Psychopathology, 1934, опубл. в 1970); Концепции современной психиатрии (Conceptions of Modern Psychiatry, 1940); Интерперсональная теория психиатрии (Interpersonal Theory of Psychiatry, 1953); Психиатрическое интервью (Psychiatric Interview, 1954); Шизофрения как человеческий процесс (Schizophrenia as a Human Process, 1962); Синтез психиатрии и социальных наук (The Fusion of Psychiatry and Social Science, 1964). Умер в Париже 14 января 1949 года.

1892
Александр Евгеньевич Хохлов
российский актер, народный артист РСФСР (1946). В 1910-1919 гг. в театрах Винницы, Тамбова, Иркутска, Ташкента, Ярославля, Нижнего Новгорода. Роли: Чацкий, Молчалин, Загорецкий, Репетилов, Скалозуб («Горе от ума» А.С.Грибоедова), Эрекле, Дато, Солейман («Измена» А.И.Сумбатова-Южина), Яго («Отелло» У.Шекспира), Глуховцев, фон Ранкен («Дни нашей жизни» Л.Н.Андреева) и др. С 1919 г. в Москве в Государственном показательном театре, Театре РСФСР 1-м, театре «Комедия». В 1931-1964 гг. в Центральном театре Советской армии. Среди ролей: Кутузов («Давным-давно» A.К.Гладкова и «Полководец» К.А.Тренева), Потемкин («Флаг адмирала» А.П.Штейна), Державин («Мстислав Удалой» И.Л.Прута), Ленчицкий («Бойцы» Б.С.Ромашова), Гайдар («Фронт» А.Е.Корнейчука), Лыняев, Мамаев, Крутицкий («Волки и овцы», «На всякого мудреца довольно простоты», «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н.Островского), Муромский («Дело» А.В.Сухово-Кобылина).

1893
Дмитрий Лебедь
русский революционер, секретарь ЦК КП(б)У, председатель Совнаркома РСФСР.

 (699x686, 172Kb)
1893
Андрес Торрес Сеговия (испанское имя - Andrйs Torres Segovia, c 1981 г. с добавлением титула маркиз де Салобренья, marquйs de Salobreсa)
испанский гитарист, считающийся отцом современной академической гитары. Родился в Линаресе (Испания). Сеговия с детства мечтал сделать гитару столь же признанным инструментом в области академической музыки, как фортепиано или скрипка. Он начал учиться игре на гитаре с детства у своих родственников, вдохновляясь в качестве образца виртуозной техникой гитаристов, исполняющих фламенко. В отрочестве Сеговия переехал в город Гранада, где брал уроки игры на гитаре, а в 16-летнем возрасте выступил с первым концертом в Мадриде, исполняя транскрипции различных произведений, сделанные для гитары Франсиско Таррегой, и выполненные им самим переложения Иоганна Себастьяна Баха. Ранние выступления Сеговии были встречены прохладно — отчасти в связи с тем, что его исполнительская техника заметно отличалась от техники Тарреги и большинства его учеников: вслед за Мигелем Льобетом (у которого, возможно, Сеговия успел получить несколько уроков) он играл с использованием не только подушечек пальцев, но и ногтей, что делает звук сильнее и резче (существует точка зрения, что это различие связано со стремлением Сеговии вынести гитару из гостиных и салонов в большие концертные залы). Начиная с середины 1910-х гг. исполнительское мастерство Сеговии завоёвывало для академической гитары всё большее признание в Испании. В 1919 и 1921 гг. состоялись его первые гастроли в Южной Америке, а в 1921 году — первая поездка в США. Постоянно расширяя гитарный репертуар (в этом состояла одна из главных заслуг этого музыканта), Сеговия перекладывал для гитары широкий круг сочинений разных авторов — в том числе такие выдающиеся и сложные произведения, как «Легенда» Исаака Альбениса и Чакона Баха. В то же время Сеговия обращался к композиторам-современникам с просьбой писать для гитары, и со временем испанские, а также европейские и латиноамериканские композиторы (Ф.Морено Торроба, Х.Турина, М.Кастельнуово-Тедеско, М.Понсе и др.) начали откликаться. Длительным оказалось творческое содружество Сеговии и с Эйтором Вилла-Лобосом, написавшим для знаменитого гитариста целый ряд произведений, начиная с известных «Двенадцати этюдов». Если в 20-е годы имя великого гитариста связывали с рождением нового искусства, то в 30-е его можно было с полным основанием назвать создателем гитарного искусства ХХ века. Его благородной целью было возвысить гитару, а достойное место гитаре мог обеспечить только высокохудожественный профессиональный репертуар. Сеговия не прекращал поиски новых сочинений, обращаясь к разным композиторам. На его просьбы откликнулись Морено Торроба, Пабло Казальс, Хоакин Родриго, Федерико Момпу, Гаспар Кассадо, Мануэль Понсе, Вила Лобос и многие другие композиторы Европы и Америки. Многие до встречи с Сеговией не сочиняли для гитары. Благодаря Сеговии в большинстве консерваторий и музыкальных училищ мира был введен класс гитары. С 1955 года он занимался с учениками в живописном итальянском городе Сиене, а затем преподавал в Сантьяго-де-Компостела, средневековом городе в Испании (в Галисии), где для развлечения богатых туристов с 1958 года стали устраиваться двухнедельные фестивали, названные "Музыка в Компостела", основной целью которых была пропаганда испанской старинной и современной музыки. Организаторы фестиваля привлекли к участию в них и Сеговию, который стал проводить здесь занятия с учениками. Помещение, где они проводились, - большой зал с каменными сводами, - напоминало церковь или монастырь. Тишина, суровая архитектура феодального замка с его внутренними двориками, благоухающими розами, стенами, покрытыми вьющимся виноградом. В этой обстановке каждое указание авторитетного музыканта воспринималось с почти религиозным трепетом, а занятия запоминались на всю жизнь.
 (493x699, 96Kb)
Среди его учеников множество выдающихся современных гитаристов (Д.Вильямс, Д.Брим, А.Диас, К.Паркенинг и др.). В 1958 году Сеговия стал обладателем премии Грэмми за лучшую запись сольной академической музыки. В 1981 году король Испании Хуан Карлос I в знак признания заслуг Сеговии перед испанской культурой возвёл его в дворянское достоинство с титулом маркиза. В 1985 году Сеговии была присуждена престижнейшая награда в мире академической музыки — Премия Эрнста Сименса. До глубокой старости Андрес Сеговия продолжал концертную и педагогическую деятельность. Более семидесяти лет длился творческий путь этого великого артиста! Умер в Мадриде 3 июня 1987 года.

1893
Ханна Хонти
венгерская певица, танцовщица, артистка оперетты

 (525x698, 120Kb)
1894
Михаил Игнатьевич Белоусов
командир взвода 1179-го стрелкового полка 347-й стрелковой дивизии 44-й армии Южного фронта, лейтенант. Родился в посёлке Здолбунов, ныне город Ровенской области Украины, в семье рабочего. Русский. Образование начальное. В Красной Армии в 1917-24 годах и с июня 1941 года. С того же года на фронте. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. Командир взвода 1179-го стрелкового полка (347-я стрелковая дивизия, 44-я армия, Южный фронт) лейтенант Михаил Белоусов показал себя не только умелым командиром, но и отличным снайпером. К концу мая 1943 года на личном счету М.И. Белоусова числилось двести сорок пять уничтоженных из снайперской винтовки вражеских солдат и офицеров. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм лейтенанту Белоусову Михаилу Игнатьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1286). С 1946 года гвардии старший лейтенант Белоусов М.И. - в запасе. Жил в посёлке городского типа Гирей Гулькевичского района Краснодарского края. Работал на станции «Гирей». Скончался 1 марта 1956 года. Награждён орденом Ленина, орденом Красной Звезды, медалями.

1895
Евгений Александрович Беляев
российский историк, специалист по истории ислама и истории арабских стран в средние века, доктор исторических наук (1962), почетный член Академии Наук ОАР (1964). Окончил Московский институт востоковедения (1922), с 1924 г. — преподаватель этого института, а также Военного института иностранных языков. В 1945-1955 гг. — заведующий кафедрой истории стран Ближнего и Среднего Востока в Московском институте востоковедения, затем в Институте международных отношений. С 1951 г. — старший научный сотрудник Института востоковедения Академии Наук СССР.

 (507x699, 90Kb)
1895
Хенрик Карл Петер Дам (датское имя - Carl Peter Henrik Dam)
датский биохимик, удостоенный в 1943 Нобелевской премии по физиологии и медицине (совместно с Э.Дойзи) за открытие витамина K. Родился в Копенгагене. Учился в Политехническом институте в Копенгагене и Копенгагенском университете. В 1934 защитил диссертацию по биохимии. В 1920–1923 преподавал химию в Сельскохозяйственной и ветеринарной школе, в 1923–1941 – биохимию в Копенгагенском университете. В 1940–1941 Дам читал курс лекций в США и Канаде; в 1941 эмигрировал в США, где работал в медицинской школе Рочестерского университета (штат Нью-Йорк) (1942–1945), затем в Рокфеллеровском институте медицинских исследований в Нью-Йорке (1945–1948). В 1946 вернулся в Данию. С 1956 заведовал биохимическим отделением Датского института исследования жиров. Основные работы Дама посвящены изучению биохимических свойств витаминов и стеролов. Ученый обнаружил, что геморрагические поражения кожи и мышц у цыплят, находящихся на безжировой диете, связаны с отсутствием в их рационе вещества, названного им витамином K (от слова «коагуляция»). Этот витамин был обнаружен, в частности, в тканях печени животных, что указывало на механизм его действия. Обнаружилось, что в печени вырабатывается фермент, участвующий в свертывании (коагуляции) крови; в отсутствие витамина К он не работает, и вся система свертывания выходит из строя. В 1928–1930 Дам разработал методы выделения и очистки витамина К, указал пути его применения в медицине (остановка кровотечений, хирургические операции, лечение заболеваний печени). Кроме того, он показал, что отсутствие витамина E в рационе животных вызывает мышечную дистрофию. Умер в Копенгагене 17 апреля 1976 года.

1895
Алексей Васильевич Жильцов
российский актёр, народный артист СССР (1968 г.). Родился в городе Гаврилов Посад (ныне - Ивановская область). В 1924 г. окончил 3-ю студию МХАТа и вступил в труппу МХАТа. Лучшие роли: Клеш, Губин, Тетерев Квач, булочник Сучков, Павлин в произведениях Горького ("На дне", "Достигаев и другие", "Мещане", "Враги", "В людях", "Егор Булычов и другие"), Наркис ("Горячее сердце" Островского), Комендант ("Глубокая разведка" Крона), второй мужик ("Плоды просвещения" Л.Н.Толстого), Рославлев ("Битва в пути" по Г.Николаевой). В 1927 г. основал студию народно-героического театра, до 1937 г. был её руководителем; поставил там спектакли "Егор Булычов и другие", "На дне" Горького, в которых выступал и как актёр. Осуществил постановку ряда спектаклей по радио и на телевидении. Лауреат Сталинской премии (1952). Награжден орденом "Знак Почета" и медалью. Умер в Москве 29 февраля 1972 года.

1895
Федор Александрович Оцеп
кинорежиссер, сценарист, актер и художественный критик. Вместе с Алексеем Толстым и Алексеем Файко он написал сценарий первого советского фантастического фильма "Аэлита" (режиссер Яков Протазанов). В 1931-41 годах жил в Париже. Начавшаяся во Франции "странная война" прервала его карьеру. Протомившись больше года в лагере для перемещенных лиц, он в 1941 году перебрался в Марокко, оттуда в США, а чуть позже - в Канаду.

1896
Мара Василева
болгарская артистка оперы (лирико-колоратурное сопрано). Одна из основоположников болгарской национальной вокальной школы. Музыке обучалась в Музыкальном училище в Софии (по классам пения и виолончели), затем - в Миланской консерватории. Принимала участие в организации в Софии товарищества "Оперна дружба". В 1912- 1928 Василева - одна из ведущих солисток Софийской народной оперы. Партии: Гергана (оперная постановка Атанасова), Пена ("Камен и Пена" Иванова и Кауцкого), Виолетта, Микаэла; Филина ("Миньон" Тома), Маргарита ("Фауст"), Розина ("Севильский цирюльник"), Джильда, Чио-Чио-сан и др. Для творчества Василевой характерно следование традициям итальянской оперной школы, реалистическая трактовка образов, высокая вокальная культура.

 (500x698, 52Kb)
1896
Василий Васильевич Глаголев
командующий войсками 46-й армии 3-го Украинского фронта, генерал-лейтенант. Родился в Калуге в семье врача. Русский. рано остался без отца, окончил начальную школу и городское реальное училище. С 1916 года в Российской императорской армии. Участник Первой мировой войны, был старшим разведчиком бригады, затем фейерверкером на Западном фронте. В Красной Армии с 1918 года. Участник Гражданской войны - красноармеец, старшина эскадрона в 1-м запасном и в 68-м кавалерийском полках 12-й кавалерийской дивизии. Участвовал в боях на Урале и Северном Кавказе. После гражданской войны продолжил службу в 12-й кавалерийской дивизии, которая вошла в состав Отдельной Кавказской армии в 1921 - 1924 годах был командиром взвода, помощником командира эскадрона, заведующим разведкой 68-го кавалерийского полка, командиром эскадрона 68-го и 66-го кавалерийских полков. Член ВКП(б) с 1925 года. Окончил 3-е Бакинские командные курсы в 1921 году, кавалерийские курсы усовершенствования командного состава в Новочеркасске в 1926 и в 1931 годах, Высшие академические курсы при Военной академии имени М.В.Фрунзе в 1941 году. С декабря 1924 года - командир отдельного эскадрона в 2-й отдельной кавалерийской бригаде Отдельной Кавказской армии. С июня 1931 года - руководитель тактики старшего курса кавалерийских курсов усовершенствования комсостава РККА в Новочеркасске. С снваря 1934 года - командир и комиссар 76-го кавалерийского полка в своей "родной" 12-й кавалерийской дивизии Северо-Кавказского военного округа в Армавире, а с июля 1937 года - начальник штаба этой дивизии. С августа 1939 года командовал 157-й стрелковой и 42-й отдельной кавалерийской дивизиями Северо-Кавказского военного округа. В начале Великой Отечественной войны продолжал командовать 42-й кавалерийской дивизией. Впервые вступил в бой в январе 1942 года на Крымском фронте. С февраля 1942 года затем командовал 73-й стрелковой дивизией 24-й армии Южного фронта, участвовал в Ворошиловградской оборонительной операции. Там дивизия полковника Глаголева попала в окружение под Миллеровом и ценой больших потерь смогла вырваться оттуда. С октября 1942 года командовал 176-й стрелковой дивизией Северо-Кавказского фронта, отличился в оборонительных боях за Моздок и Орджоникидзе и в последующем мощном контрударе советских войск. Там дивизия и её командир были награждены орденами Красного Знамени. С ноября 1942 года по февраль 1943 года - командир 10-го гвардейского стрелкового корпуса в составе 9-й и 56-й армий Северо-Кавказского фронта, участвовал в наступательном этапе битвы за Кавказ. Генерал-майор (27 января 1943). С февраля 1943 года исполнял должность командующего войсками 9-й армии, с марта 1943 года - командующий 46-й армией на Северо-Кавказском, Юго-Западном, Степном, 3-м Украинском фронтах. Генерал-лейтенант (27 октября 1943). Во главе армии участвовал в Донбасской наступательной операции. С сентябре - октябре 1943 года 46-я армия генерала Глаголева отличилась в битве за Днепр. Части армии форсировали Днепр, захватили и удержали плацдарм на западном берегу, успешно действовали при освобождении крупных промышленных центров Днепропетровск и Днепродзержинск. За умелое руководство войсками, успешное форсирование Днепра и прочное закрепление плацдарма на его западном берегу генерал-лейтенанту Василию Васильевичу Глаголеву 1 ноября 1943 года присвоено звание Героя Советского Союза (медаль "Золотая Звезда" № 1935). Продолжая командовать 46-й армией, генерал Глаголев отличился при освобождении Правобережной Украины - в Никопольско-Кроворожской, Березнеговато-Снигирёвской и Одесской операциях. С мая по декабрь 1944 года он командовал 31-й армией на 3-м Белорусском фронте, участвовал в Белорусской стратегической операции, в частности в освобождении Орши, Борисова, Минска, Друскеников, Гродно, в октябре 1944 года - участвовал в Гумбиннен-Гольдапской операции. Генерал-полковник (15 июля 1944). С января 1945 года и до конца войны командовал 9-й гвардейской армией в составе 3-го и 2-го Украинских фронтов. Сформированная из частей воздушно-десантных войск, эта армия блестяще действовала в Венской и Пражской наступательных операциях. После войны продолжал командовать 9-й гвардейской армией. В 1946-1947 годах - командующий Воздушно-десантными войсками. Был депутатом Верховного Совета СССР 2-го созыва (с 1946 года). Умер на учениях 21 сентября 1947 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 1). Награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова I степени, орденом Кутузова I степени, медалями, а также иностранными орденами: Почетного Легиона (Франция) "За воинскую доблесть" ("Виртути Милитари", Польша). Имя Героя носят улицы в Москве, Минске,
 (526x698, 113Kb)
Калуге.
 (699x546, 126Kb)
Памятный знак установлен в городе-герое Москве возле пересечения улицы Генерала Глаголева с улицей Маршала Тухачевского (дата рождения указана неверно: В.В.Глаголев родился в 1896 году).

1898
Евгений Кудрявцев
в числе первых получивший в 1934 г. звание “Заслуженный мастер спорта”, один из сильнейших спортсменов в истории отечественного тенниса. Трехкратный чемпион Всесоюзной Спартакиады 1928 г., семнадцатикратный чемпион СССР, победитель многих международных встреч.

1899
Теодор Ионеску
румынский физик, член Академии Наук Румынии (1955). В 1923 г. получил степень доктора в университете в Яссах, в 1924 г. – также в университете в Нанси. В 1925-1941 гг. – профессор экспериментальной физики университета в Яссах, в 1941-1969 гг. – Бухарестского университета. Исследования относятся к электронной и ионной физике, ядерной физике, физике плазмы.

1899
Дмитрий Емельянович Милютенко
украинский актер, народный артист СССР (1960). Родился в Славянске, Украина. Сценическую деятельность начал в любительских кружках. С 1923 г. актер Драматического театра имени И.Франко (Юзовка, Харьков), в 1927-1936 гг. – Харьковского украинского театра имени Т.Г.Шевченко (до 1934 г. «Березиль»), в 1936-1966 гг. – Украинского театра имени И.Франко. В кино — с 1931 года. Роли: Пузырь («Хозяин» Карпенко-Карого), Микола Задорожный («Украденное счастье» Франко), Чеснок («В степях Украины» Корнейчука), Воевода («Свадьба Свички» Кочерги), Шуйский («Борис Годунов» Пушкина), Тут («Король Лир» Шекспира) и др. Снимался в кино: Гетман Потоцкий («Богдан Хмельницкий», 1941), Бережной («Подвиг разведчика», 1947), Усков («Тарас Шевченко», 1951), Дядька Иван («Сон», 1964), Макар Задорожный («Наш честный хлеб», 1965) и др. Скончался в Ташкенте 25 января 1966 года.

1900
Мадлен Рено
французская актриса, совершенная актерская техника, особенно в пьесах Мольера и А.Мюссе; в 1921–1946 в «Комеди Франсез» ; в 1946 вместе с мужем Ж.-Л.Барро организовала театральную труппу Рено – Барро (с 1985 – Театр Рено – Барро); лучшие роли в спектаклях Мадам Сан-Жен(Мadame Sans-Gene, 1957) В.Сарду, Парижская жизнь(La vie Parisienne, 1958) Ж.Оффенбаха, Маленький Мольер(La petite Moliere, 1959), Вишневый сад(Раневская) А.П.Чехова, Пройти сквозь облака(Il faut passer par les nuages, 1964); много гастролировала, в т.ч в СССР. Умерла в 1994 году.

 (485x699, 96Kb)
1901
Василий Иванович Вайнонен
русский советский артист балета и балетмейстер. Заслуженный артист РСФСР (1939). Лауреат двух Сталинских премий (1947, 1949). Родился в Санкт-Петербурге. После окончания в 1919 году Петроградского хореографического училища (класс В.И.Пономарёва) до 1938 года работал в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова. Исполнял небольшие характерные партии (например, Арап в «Петрушке» И.Ф.Стравинского, поставленной М.М.Фокиным возобновленной в 1920 году Л.С.Леонтьевым, Сатир во «Временах года» А.К.Глазунова, поставленных 26 марта 1924 года Фокиным и Леонтьевым). Работу балетмейстера начал в 1920-е годы с постановки концертных номеров. Первая большая работа постановка балета «Золотой век» Шостаковича в 1930 году[3]. В 1932 году в Ленинградском театре оперы и балета осуществил премьерную постановку балета «Пламя Парижа» Бориса Асафьева, через год создал новую редакцию (1933), а в 1947 году поставил его в Большом театре. Балет Чайковского «Щелкунчик» был поставлен в 1934 в Театре имени Кирова (Маша-Галина Уланова, Щелкунчик-принц — Сергеев; дирижёр Мравинский. художник Селезнёв), а в 1938 году в Большом театре (Маша — М.Семёнова, Щелкунчик — А.Ермолаев, Дроссельмейер — Рябцев; дирижёр Файер, художник В.В.Дмитриев). Творчество балетмейстера пришлось на годы становления социалистического искусства, когда ко всем видам искусства предъявлялись требования социалистического реализма. Применительно к балету эти требования требовали существенных новшеств. Новаторство Вайнонена сказалось в сближении с реальностью, постановке массовых танцев, использовании фольклора, например танца басков в балете «Пламя Парижа». Роль кордебалета, представлявшего народ, значительно возросла, он стал активным персонажем. Мужские групповые танцы были явлением принципиально новым для балета, они обеспечивали героизацию спектакля, в спектаклях преобладало бравурное, активное начало. Полученные Вайноненом награды (Сталинские премии) свидетельствуют о принятии его творческих методов коммунистическими идеологами, но каковы бы ни были причины появления данных новшеств, они существенно обогатили балетное искусство, расширив диапазон его возможностей. Умер в Москве 23 марта 1964 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Постановки: Балетмейстер опер в Ленинградском театре оперы и балета:. 18 февраля 1926.: «Любовь к трём апельсинам» С.С.Прокофьева (дирижёр В.А.Дранишников, режиссёр С.Э.Радлов, художник В.В.Дмитриев); 13 июня 1927 « Воццек» А.Берга (дирижёр В.А.Дранишников, режиссёр С.Э.Радлов, художник М.З.Левин); 16 февраля 1928 «Борис Годунов» М.П.Мусоргского(дирижёр В.А.Дранишников, режиссёр С.Э.Радлов, художник В.В.Дмитриев); 24 ноября 1928 «Кавалер роз» Р.Штрауса (дирижёр В.А.Дранишников, режиссёр С.Э.Радлов, художник Е.П.Якунина); 13 апреля 1929 «Евгений Онегин» П.И.Чайковского (дирижёр Гаук, режиссёр Э.И.Каплан, художник В.В.Дмитриев); 25 января 1930 «Черевички» П.И.Чайковского (дирижёр В.А.Дранишников, режиссёр Э.И.Каплан, художник В.В.Дмитриев); 14 июня 1931 «Чёрный яр» Пащенко (дирижёр Ельцин, режиссёр А.Б.Винер, художник В.В.Дмитриев); 5 ноября 1934 «Мазепа» П.И.Чайковского (дирижёр В.А.Дранишников, режиссёр А.Б.Винер, художник В.В.Дмитриев); 4 ноября 1935 «Пиковая дама» П.И.Чайковского (дирижёр В.А.Дранишников, режиссёр Н.В.Смолич, художник В.В.Дмитриев); 19 ноября 1938 «Щорс» Фарди (дирижёр С.В.Ельцин, режиссёр Журавленке и Милешко, художник Константиновский); 22 февраля 1950 «Мазепа» П.И.Чайковского (дирижёр Хайкин, режиссёр И.Ю.Шлепянов, художник Константиновский). Балеты в Ленинградском театре оперы и балета: 26 октября 1930 «Золотой век» Д.Д.Шостаковича дирижёр Гаук, режиссёр Э.И.Каплан, художник Ходасевич); 7 ноября 1932 «Пламя Парижа» (дирижёр В.А.Дранишников, режиссёр С.Э.Радлов, художник В.В.Дмитриев); 18 февраля 1934: «Щелкунчик» (дирижёр Евгений Мравинский, художник Селезнев); 10 мая 1937: «Партизанские дни» Асафьева (дирижёр Дубовской, художник В.В.Дмитриев). 22 марта 1938: «Раймонда» А.К.Глазунова по новому либретто созданному балетмейстером совместно с Ю.И.Слонимским по произведениям В.Скотта (дирижёр Дубовской, художник Ходасевич, Раймонда — Галина Уланова, Наталья Дудинская, Коломан — Сергеев, Вахтанг Чабукиани, Алиса — Фея Балабина, Берг, Абдерахман — Дудко, Борис Шавров); 29 декабря 1947 «Милица» Б.В.Асафьева (дирижёр Дубовской); 16 декабря 1950 «Пламя Парижа» Б.В.Асафьева (дирижёр Дубовской, художники Дмитриев и Доррер); 21 марта 1954 «Щелкунчик» П.И.Чайковского (дирижёр Хайкин, художник Вирсаладзе). Ленинградский Малый оперный театр: 13 ноября 1928 «Джонни наигрывает» — опера Э.Кшенека (дирижёр — С.А.Самосуд, постановка Смолича, художник В.В.Дмитриев). Балетмейстер оперетт в Ленинградском театре музыкальной комедии: 5 ноября 1937 «Золотая долина» — И.О.Дунаевского (дирижёр С.Я.Орланский, постановка Соловьёва, художник Руди); 1938 «Свадьба в Малиновке», Б.А.Александрова (дирижёр Орланский, постановка Энритона, художник Басов). Балетмейстер опер в Большом театре: 1941 «Черевички» П.И.Чайковского (дирижёр А.Ш.Мелик-Пашаев, режиссёр Р.Н.Симонов, художник А.Г.Петрицкий); 23 марта 1944 «Царская невеста» Н.А.Римского-Корсакова (дирижёр Л.П.Штейнберг, режиссёр Б.А.Покровский, художник Кустодиева); 26 октября 1948 «Проданная невеста» Б.Сметаны (дирижёр К.П.Кондрашин, режиссёр Б.А.Покровский, художник В.В.Дмитриев); 16 мая 1953 «Демон» А.Г.Рубинштейна (дирижёр М.Н.Жуков, режиссёр Т.Е.Шарашидзе, художник Старженецкая); 1954 «Снегурочка» — опера Н.А.Римского-Корсакова (дирижёр К.П.Кондрашин, режиссёр Б.А.Покровский, художник В.Ф.Рындин). в Филиале Большого театра: 1949 «Галька» — С.Монюшко (дирижёр К.П.Кондрашин, режиссёр Б.А.Покровский, художники Петровский и М.М.Сапегин). Балеты в Большом театре: 6 апреля 1933: Пламя Парижа» Б.В.Асафьева (дирижёр Ю.Ф.Файер, художник В.В.Дмитриев); 28 апреля 1939 : «Щелкунчик » П.И.Чайковского (дирижёр Ю.Ф.Файер, художник В.В.Дмитриев); 9 апреля 1947: «Пламя Парижа» Б.В.Асафьева (дирижёр Ю.Ф.Файер, художник В.В.Дмитриев); 16 января 1949 : «Мирандолина» Василенко (дирижёр Сахаров, художник Шифрин); 22 мая 1957: «Гаянэ» А.Хачатуряна (балетмейстер Нина Аисимова) (дирижёр Ю.Ф.Файер, художник Рындин). В театрах Минска, Новосибирска и других городов: 1946 — «Арлекинада» Дриго (Белорусский театр оперы и балета, Минск); 1949 — танцы в опере «Проданная невеста» Б.Сметаны (Большой театр, Сталинская премия); 1952 — «Берег счастья» Антонио Спадавеккиа (Новосибирский театр оперы и балета). Либретто: Совместно с Слонимским создал по В.Скотту отличающееся от традиционного либретто для балета Глазунова «Раймонда», поставленного Вайоненом в Ленинградском театре оперы и балета 22 марта 1938; Совместно с П.Маляревским создал по сказке П.П.Ершова либретто для балета Родиона Щедрина «Конек-Горбунок», впервые поставленного балетмейстером Радунским в Большом театре 4 марта 1960. Награды и премии: Сталинская премия первой степени (1947) — за балетный спектакль «Пламя Парижа» Б.В.Асафьева (1947); Сталинская премия второй степени (1949) — за оперный спектакль «Проданная невеста» Б.Сметаны (1948); заслуженный артист РСФСР (1939); орден «Знак Почёта» (1939).

1901
Федор Васильевич Константинов
советский философ, академик Академии Наук СССР. Ректор Академии общественных наук при ЦК КПСС (1954-1955), главный редактор журнала «Коммунист» (1958-1962), директор Института философии Академии Наук СССР (1962-1967). Умер в 1991 году.

 (469x699, 70Kb)
1902
Евдокия Андреевна Крайнева
звеньевая колхоза «Свобода» Пучежского района Ивановской области. Родилась в деревне Палашино ныне Пучежского района Ивановской области в крестьянской семье. Русская. С 9 лет работал в поле, помогала родителям. ВВ 1930 году вступила в сельхозартель, позднее колхоз "Свобода". Сельхозартель имела семеноводческое направление и специализировалось на производстве льна - наиболее трудоемкой культуры. Многие годы работала в палашинской бригаде льноводов, была звеньевой. В 1949 году в колхозе "Свобода" льноводы собрали особенно высокий урожай - по 7,3 центнера льноволокна и по 6,07 центнера льносемян с гектара. Был в этой победе и вклад звеньевой Евдокии Крайневой, ее звено собрало 7,74 центнера льноволокна и по 6,8 центнера льносемян с гектара на площади в 2 гектара. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 июня 1950 года Крайневой Евдокие Андреевне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Продолжала работать в своем колхозе, с 1960 года – колхоз «Победа», до выхода на пенсию в 1966 году. Последние годы жила в городе Пучеж. Скончалась 11 сентября 1989 года. Похоронена на городском кладбище города Пучеж. Награждена орденом Ленина, медалями.

1902
Николай Адольфович Солнцев (настоящая фамилия - Солнцев-Эльбе)
российский физикогеограф и ландшафтовед, один из основоположников региональной школы ландшафтоведения, доктор географических наук (1964). Профессор географического факультета МГУ (с 1965). Основные экспедиционные исследования в Арктике (остров Колгуев, Новая Земля, Карское море, Кольский полуостров) и в Европейской части СССР (центральные районы). Исследования морфологической структуры и динамики ландшафтов и их составных частей - урочищ и др.; рельефообразующей роли снежников; истории физической географии и ландшафтоведения; проблем физико-географического районирования. Его именем названа бухта на восточном побережье Новой Земли.

1903
Тимофей Семенович Ищенко
пропагандист марксистской философии, автор первого советского философского словаря.

 (700x700, 116Kb)
1903
Раймон Кено (Raymond Queneau)
выдающийся французский писатель, поэт, эссеист, переводчик, участник сюрреалистического движения, один из основателей УЛИПО (Мастерской Потенциальной Литературы или Управления ЛИтературной ПОтенцией), Трансцендентальный Сатрап Патафизического Коллежа, директор «Энциклопедии Плеяды». В своем творчестве Кено осуществляет эксперименты в литературном построении и письме: использует фонетический т. н. «ново-французский» язык, разговорную и жаргонную лексику, архаизмы и неологизмы, а также разрабатывает целую систему «литературных протезов» — сознательно заданных формальных ограничений (палиндромов, липограмм, анаграмм и т. д.), стимулирующих авторское воображение и позволяющих отказаться от штампов и стереотипов. В разнообразных по жанрам произведениях Кено — от математических шарад до философских эссе — всегда остаётся неизменными чувство юмора (цитирования, пародии, заимствования и мистификации) и виртуозная игра со словом. Умер в Париже 25 октября 1976 года.

1903
Уильям Х. Клоузир
американский кинооператор.

1903
Анаис Нин
американская писательница испанского происхождения. С 1929 г. до Второй мировой войны жила в Париже, дружила с А. Арто, Г. Миллером и др., увлекалась психоанализом. Кроме автобиографических романов и эротических сочинений, оставила содержательные «Дневники» (тома 1-7, 1966-1980).

1903
Фёдор Михайлович Хитров
российский хирург, заслуженный деятель науки РСФСР (1971). В 1927 г. окончил медицинский факультет Северо-Кавказского университета. С 1941 г. - заведующий клиникой челюстно-лицевой хирургии Центрального института травматологии и ортопедии (с 1962 г. в составе Центрального научно-исследовательского института стоматологии). Предложил методы пластики носа с использованием тканей из отдалённых участков тела; мионевротизации языка при его параличе. За теоретическое обоснование и практическую разработку методик восстановления целости глотки, гортани, трахеи и пищевода удостоен Ленинской премии (1964). Премия имени Спасокукоцкого Академии Медицинских Наук СССР (1955) за монографию "Пластическое замещение дефектов лица и шеи филатовским стеблем". Умер в 1986 году.

1904
Владимир Геннадиевич Карцов
профессор пединститута. Родился в Царском Селе. В 1930–1934 работал в Красноярске. Он инициировал изменение преподавания истории в школе в послесталинский период. В соавторстве с С.П.Алексеевым написал новый, яркий и образный, учебник истории для начальной школы. Умер в Калинине 18 января 1977 года.

 (520x699, 41Kb)
1904
Алексей Николаевич Косыгин
первый заместитель Председателя Совета Министров Союза Советских Социалистических Республик; председатель Совета Министров Союза Советских Социалистических Республик, член Политического бюро Центрального Комитета Коммунистической Партии Советского Союза. Родился в Санкт-Петербурге в семье рабочего. Русский. В Красную Армию вступил в юном возрасте добровольцем в 1919 году, и служил в её рядах до 1921 года. После демобилизации с 1921 учился в Ленинградском кооперативном техникуме, по окончании которого в 1924 году в течение шести лет работал в системе потребительской кооперации Сибири. Член ВКП(б)/КПСС с 1927 года. В 1935 году окончил Ленинградский текстильный институт имени С.М. Кирова, после чего работал в Ленинграде на текстильной фабрике имени А.И. Желябова мастером, затем начальником цеха; с июля 1937 по июнь 1938 года - директор Октябрьской прядильно-ткацкой фабрики. В 1938 году - заведующий промышленно-транспортным отделом Ленинградского областного комитета ВКП(б). В октябре того же года был избран председателем Исполнительного Комитета Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся. 2 января 1939 года Алексей Косыгин назначен Народным Комиссаром текстильной промышленности СССР. С 28 марта 1940 года по 21 марта 1941 года он член Экономического Совета при Совете Народных Комиссаров СССР (СНК СССР), с 16 апреля 1940 года по 21 марта 1941 года - председатель Хозяйственного совета при СНК СССР по товарам широкого потребления, а с 17 апреля 1940 года по 5 марта 1953 года - заместитель председателя СНК СССР – с 1946 года – Совета Министров СССР. В годы Великой Отечественной войны А.Н.Косыгин проводил большую организаторскую работу по перестройке народного хозяйства СССР на военный лад, по созданию военно-промышленной базы в восточных районах страны. В 1941 и 1942 годах А.Н.Косыгин, являясь заместителем Председателя СНК СССР и одновременно с 24 июня 1941 года заместителем председателя Совета по эвакуации, выполнял важные государственные задания по перемещению из прифронтовых районов страны населения, промышленных предприятии и материальных ресурсов. 11 июля 1941 года по решению Государственного Комитета Обороны (ГКО) при Совете по эвакуации была создана специальная группа инспекторов во главе с А.Н.Косыгиным. Под её контролем из прифронтовой зоны во второй половине 1941 года на восток было вывезено полностью или частично одна тысяча пятьсот двадцать три предприятия, в том числе одна тысяча триста шестьдесят крупных. Алексей Николаевич Косыгин непосредственно осуществлял организационно-хозяйственные мероприятия ВКП(б) и советского правительства, направленные на ускорение темпов ввода в строй эвакуированных предприятий и наращивание мощностей заводов, производивших вооружение и военную технику. С января по июль 1942 года А.Н.Косыгин находился в блокированном немецко-фашистским войсками Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург) как уполномоченный ГКО, выполняя титаническую работу по обеспечению снабжения города, участвовал также в работе местных советских и партийных органов и Военного совета Ленинградского фронта. Он непосредственно руководил эвакуацией населения Ленинграда. Весной 1942 года А.Н.Косыгин осуществлял контроль над выполнением постановления «О прокладке трубопровода по дну Ладожского озера». В последующие годы войны А.Н.Косыгин, как заместитель Председателя СНК СССР, проводил в жизнь решения партии и правительства, занимался разработкой и решением проблем военной экономики, подготовки резервов для Красной Армии, снабжения её всем необходимым. После войны, являясь заместителем председателя Совета Министров СССР, А.Н.Косыгин с 16 февраля по 28 декабря 1948 года - министр финансов СССР. С 3 сентября 1948 года по 18 октября 1952 года он член Постоянной комиссии по внешним делам при Политическом бюро ЦК ВКП(б)/КПСС, а с 4 сентября 1948 года - член Политического бюро ЦК ВКП(б)/КПСС. Однако в сформированном 5 октября 1952 года Президиуме ЦК КПСС А.Н.Косыгин стал лишь кандидатом в члены Политического бюро ЦК КПСС. А после смерти 5 марта 1953 года И.В. Сталина он утратил пост заместителя председателя Совета министров СССР, был выведен из Президиума ЦК КПСС и с 15 марта по 24 августа 1953 года стал министром легкой и пищевой промышленности СССР, а затем с 24 августа 1953 года по 23 февраля 1954 года - министром промышленных товаров широкого потребления СССР. С декабря 1953 года А.Н.Косыгин был одновременно заместителем Председателя Совета Министров СССР, а с февраля 1954 по декабрь 1956 года он занимал пост заместителя Председателя Совета Министров СССР. С 25 декабря 1956 года Косыгин назначен первым заместителем председателя Государственной экономической комиссии Совета Министров СССР по текущему планированию народного хозяйства - министром СССР. С мая по июль 1957 — первый заместитель председателя Госплана СССР - министр СССР. С 5 июля 1957 года вновь заместитель Председателя Совета Министров СССР и с 20 марта 1959 года по 4 мая 1960 года одновременно – председатель Госплана СССР. С 4 мая 1960 года – первый заместитель Председателя Совета Министров СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 февраля 1964 года за большие заслуги перед Коммунистической партией и Советским государством в коммунистическом строительстве и в связи с 60-летием со дня рождения Косыгину Алексею Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». После смещения на октябрьском (1964 года) Пленуме ЦК КПСС Н.С.Хрущёва, с 15 октября 1964 года А.Н.Косыгин занял один из высших государственных постов – председателя Совета Министров СССР, став вместе с Л.И.Брежневым и Н.В.Подгорным членом «руководящей тройки». С 8 апреля 1966 года А.Н.Косыгин - член Политического бюро ЦК КПСС. На посту председателя Совета Министров СССР А.Н.Косыгин принимал непосредственное участие в разработке и осуществлении политического курса КПСС, её решении по укреплению политической, экономической и оборонной мощи и международных позиций СССР. На сентябрьском (1965 года) Пленуме ЦК КПСС А.Н.Косыгин выступил с докладом об улучшении управления промышленностью, о совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства. На XXIII (1966 год) и XXIV (1971 год) съездах КПСС он выступал с докладами о Директивах по пятилетним планам развития народного хозяйства СССР на 1966-1970 и 1971-1975 годы. На XXV (1976 год) съезде КПСС А.Н.Косыгин выступал с докладом об основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 годы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 февраля 1974 года за большие заслуги перед Коммунистической партией и Советским государством в коммунистическом строительстве и в связи с 70-летием со дня рождения Косыгин Алексей Николаевич награждён второй золотой медалью «Серп и Молот» с вручением ордена Ленина. Алексей Николаевич Косыгин активно участвовал в проведении ленинской внешней политики Советского Союза. Он неоднократно представлял СССР на международных конференциях и совещаниях, возглавлял советские партийно-правительственные делегации во многих государствах мира. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 2-9-го созывов. В октябре 1980 года А.Н.Косыгин вышел на пенсию. Скончался 18 декабря 1980 года. Урна с его прахом покоится на Красной плошади Москвы в Кремлевской стене. Награжден шестью орденами Ленина, орденами Октябрьской революции, Красного Знамени, медалями. В 1982 году в городе-герое Ленинграде – Санкт-Петербурге именем А.Н.Косыгина назван проспект.
 (466x699, 161Kb)
Бронзовый бюст дважды Героя Социалистического Труда А.Н.Коыгина установлен в 1977 году в Санкт-Петербурге в Московском Парке Победы (скульптор - Н.В.Томский, архитектор - Л.Г.Голубовский)
 (700x525, 194Kb)
В 2006 году в Москве у дома № 8 по улице Косыгина, где жил выдающийся деятель советского государства, установлен подобный бронзовый бюст, изготовленный народным художником СССР, академиком Российской академии художеств Н.В.Томским в 1979 году (сейчас находится в Москве в парке Дома архитектора).
 (700x525, 148Kb)
Мемориальные доски установлены: в Москве на доме, в котором он жил, Романов переулок (бывшая улица Грановского),
 (543x699, 202Kb)
в Новосибирске на здании Облпотребсоюза (Красный проспект, дом 29), в котором ранее располагался Сибирский краевой совет, заведующим плановым отделом которого в 1928-1930 годах работал А.Н.Косыгин;
 (499x699, 128Kb)
в Санкт-Петербурге на здании Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна (в прошлом - Ленинградский текстильный институт имени С.М.Кирова) (улица Большая Морская, дом 18), в котором в 1930-1935 годах учился А.Н.Косыгин
 (699x318, 72Kb)
и на здании прядильно-ткацкой фабрики «Октябрьская» (улица Фокина, 1), в которой с июля 1937 по июнь 1938 года А.Н.Косыгин был директором. Сочинения: Избранные речи и статьи. Москва, 1974; Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 годы. Доклад XXV съезду КПСС. Москва, 1976.

 (443x699, 58Kb)
1904
Никифор Максимович Озорнин
сапер 598-го отдельного саперного батальона 314-й стрелковой дивизии 21-й армии Ленинградского фронта, рядовой; командир отделения 598-го отдельного саперного батальона 314-й стрелковой дивизии 59-й армии 1-го Украинского фронта, младший сержант; сержант. Родился в деревне Меркушино ныне Камышловского района Свердловской области в семье крестьянина. Русский. Окончил 3 класса. Жил в городе Невьянск Свердловской области. Работал лесозаготовителем. В Красной Армии и в боях Великой Отечественной войны с января 1942 года. Сражался на Ленинградском и 1-м Украинском фронтах. Был трижды ранен. Сапер 598-го отдельного саперного батальона (314-я стрелковая дивизия, 21-я армия, Ленинградский фронт) рядовой Никифор Озорнин 15-20 июня 1944 года в 10 километрах западнее села Райвола (ныне поселок Рощино Выборгского района Ленинградской области) участвовал под огнем противника в возведении моста, переправы, в обеспечении продвижения боевой техники и обозов. 20 июня 1944 года при штурме города Виипури (ныне город Выборг) снял восемь противотанковых мин. Приказом от 1 июля 1944 года за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками красноармеец Озорнин Никифор Максимович награждён орденом Славы 3-й степени (№ 250268). Командир отделения того же батальона, дивизии (59-я армия, 1-й Украинский фронт) младший сержант Никифор Озорнин с отделением 14 января 1945 года при овладении населенным пунктом Дзялошице (14 километров северо-западнее населенного пункта Казимеж-Вельки, Польша), сопровождая самоходные артиллерийские установки, сделал ряд проходов через минные поля противника. Приказом от 10 февраля 1945 года за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками младший сержант Озорнин Никифор Максимович награждён орденом Славы 2-й степени (№ 10110). 8 мая 1945 года на подступах к городу Глатц (ныне Клодзко, Польша) сержант Никифор Озорнин разминировал мост через реку Нейсе. Вместе с отделением ликвидировал более двадцати солдат противника и семнадцать взял в плен. У деревни Ригерсдорф (11 километров северо-восточнее города Глатц) захватил в плен офицера. Отделение Никифора Озорнина в городе Глатц разминировало мост, обезвредило несколько фугасов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками сержант Озорнин Никифор Максимович награждён орденом Славы 1-й степени (№ 1123) и стал полным кавалером ордена Славы. В 1945 году Н.М. Озорнин демобилизован из рядов Красной Армии. Вернулся на родину. Был бригадиром в колхозе «Пролетарская долина». Умер 2 июля 1958 года. Похоронен в селе Калиновское Камышловского района Свердловской области. Награждён орденами Славы 1-й, 2-й и 3-й степеней, медалями.

1905
Лев Константинович Атаманов
советский режиссёр мультипликационного кино, заслуженный деятель искусств РСФСР (1964). В 1926 окончил Первую госкиношколу. Один из зачинателей советской мультипликационной кинематографии. Работал в Армении, поставил там фильмы: "Пёс и кот" (1938), "Волшебный ковёр" (1948). С 1949 режиссёр киностудии "Союзмультфильм". Поставленные им фильмы "Жёлтый аист" (1950), "Аленький цветочек" (1952), "Золотая антилопа" (1954), др. награждены премиями и дипломами международных кинофестивалей.



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку