-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 58162
Комментариев: 6384
Написано: 65994


12 января родились...

Среда, 12 Января 2011 г. 07:45 + в цитатник
 (518x699, 43Kb)
1925
Михаил Анисимович Соколов
командир взвода 416-го стрелкового полка 112-й стрелковой дивизии 13-й армии 1-го Украинского фронта, лейтенант. Родился в деревне Ново-Останково Бакалинского района Башкирии в крестьянской семье. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1951 года. Окончил 6 классов в селе Васильевка Шаранского района Башкирии. Работал в колхозе "Красный боец" Бакалинского района. В Красную Армию призван 8 января 1943 года Бакалинским райвоенкоматом Башкирской АССР. В действующей армии с февраля 1943 года. Окончил курсы младших лейтенантов. Командир взвода 2-го стрелкового батальона 416-го стрелкового полка (112-я стрелковая дивизия, 13-я армия, 1-й Украинский фронт) комсомолец лейтенант Михаил Соколов, преследуя отходящего противника, 27 января 1945 года со своим взводом переправился через реку Одер у местечка Домбзек, что южнее польского города Сьцинава. Участвовал в отражении многочисленных вражеских атак и удержал рубеж до подхода подкрепления. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество лейтенанту Соколову Михаилу Анисимовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 6668). После войны старший лейтенант Соколов М.А. - в запасе. Вернулся в Бакалинский район Башкирии. Работал учителем физкультуры в Новогусевской начальной школе, в колхозе "Красный боец". В 1957 году окончил Башкирский сельскохозяйственный институт. Работал агрономом в Уфимском и Бакалинском районах, до 1980 года - старшим агрономом-инспектором Башгоссельмининспекции в городе Уфе. Скончался 14 января 2003 года. Похоронен на Северном кладбище в Уфе. Заслуженный агроном Башкирской АССР. Награждён орденами Ленина, Октябрьской Революции, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, медалями. Именем Героя названа улица в селе Бакалы.

1926
Борис Андреевич Адамович
Ученый, конструктор в области систем обеспечения жизнедеятельности экипажей КА. Окончил Московский авиационный институт имени С.Орджоникидзе (1948). С 1948 г. - в НИИ-4 Минобороны. В 1957-1965 гг. - в ОКБ-1. По рекомендации С.П.Королева в 1965 г. назначен заместителем директора - главным конструктором Института медикобиологических проблем Минздрава СССР. Кандидат технических наук. Лауреат Государственной премии СССР. Член-корреспондент Международной академии астронавтики.

1926
Эндрю Ласло
американский кинооператор (по происхождению венгр, родом из Югославии).

 (562x699, 122Kb)
1926
Мортон Фелдман (Фельдман, Фелдмэн; Morton Feldman)
американский композитор. Родился в Нью-Йорке. Родители будущего композитора были русско-еврейскими эмигрантами и владельцами прачечных и текстильных магазинов, в которых работал (а позже продолжал семейный бизнес до приглашения преподавать в Университет) молодой "Морти". Свое музыкальное образование Фелдман получил у замечательных музыкантов, связанных - что тоже очень примечательно - с Ферручxо Бузони. Бузони был не только великим пианистом и интересным композитором, но и человеком, верующим в новое, высказавшим пророческие идеи и сделавшим очень много для пропаганды музыки своих современников. Учительницей фортепиано Фелдмана была некая мадам Вера Морина-Пресс, учившаяся у Бузони, а также знакомая Скрябина. Кстати, некоторое влияние русского композитора (молодой Мортон интересовался его музыкой) прослушиваются и в зрелых фортепианных сочинениях Фелдмана, а его самого почти всегда можно застать за ф-но (я думаю, он сочинял за ф-но, подобно Дебюсси, ища нужное ему созвучие). Записи Фелдмана-пианиста существуют. Первым учителем композиции был американский композитор получивший образование в Европе - Уоллингфорд Риггер. Риггер вместе с Кауэллом были из окружения Айвза, и являлись самыми радикальными американскими "модернистами" своего времени. Следующим учителем Фелдмана стал Штефан Вольпе - ученик светил Европы начала ХХ века: Шрекера, Юона, Бузони и Веберна! Вольпе был не просто замечательным педагогом (среди его учеников - Ч.Вуоринен и Д.Тудор), но довольно сильным и интересным композитором, восхищавшим своим творчеством такого титана, как Эллиотт Картер. Учась у Вольпе, Мортон Фелдман пишет музыку близкую "нововенцам". Характерны фортепианные "Illusions"( 1948 ). Вообще Фелдман начал активно заниматься композицией в 16-17 лет. Почти сразу он стал писать музыку для оркестра, камерные сочинения, сонаты. В 1943 написал Первую сонату для ф-но с посвящением Беле Бартоку. Так же есть "характерные" пьесы: "Автопортрет" для ф-но (1945),""Ночь" для струнного оркестра (1943) и др. В один из прекрасных вечеров 1950 года Димитрий Митропулос в Карнеги-холл исполнял Симфонию ор.21 Антона Веберна и "Симфонические танцы" Сергея Рахманинова. После исполнения Веберна из зала вышли 2 взволнованных человека,потрясенные этой музыкой. Это были Джон Кейдж и Мортон Фелдман, ставшие с того вечера друзьями. Днем Мортон работал у своих родителей и дяди (все тот же бизнес), а ближе к ночи ходил на встречи к Кейджу, где собирались художники и поэты. Фелдман там познакомился и сблизился с художниками - представителями "абстрактного экспрессионизма" - Филиппом Густоном (Филипп Гольдштейн) и Джексоном Поллоком. Из поэтов - с Фрэнком О'Хара. С этим событием связаны и первые музыкальные эксперименты Мортона Фелдмана - цикл пьес для различных инструментов Projections, созданный в период с 1950 по 1951. К этому времени начинает формироваться оригинальный и узнаваемый фельдмановский стиль. Обилие повторов (обычно чуть-чуть изменяющихся), хроматизированные гармонии, неожиданные паузы. Уже с ранних сочинений 50-х преобладание piano и pianissimo, forte - очень большое событие. Интересно и в отношении формы: музыка состоит как бы из кусочков, которые чередуются и чуть-чуть изменяются. Т.е. это можно примерно представить так: a-a1-a-a-пауза-b-b-пауза-b-b-b-пауза-a1-пауза-b-a-a-c-a3-пауза-b2-c-c1-c3-g-g-пауза-a-g1... Этот каждый "кусочек" - а можно это было бы назвать и "моментом" в штокхаузеновском понимании, но у Фелдмана они, все-таки, вновь появляются и даже развиваются; можно найти общее и с паттернами - некий комплекс звуков, обычно вертикально изложенных (либо одновременно взятый аккорд, либо разложенный, арпеджированный). Стоит отметить, что, в основном, звуковысотное положение данного "кусочка" (момента) не меняется, за исключением переноса на октаву (есть, кончено, и др. исключения). Все основные изменения - во времени, в ритме. Однако у него есть много сочинений (до 70х), где этого ничего почти нет, но сохраняются (это уже его "лицо") чисто фельдмановские созвучия, неопределенные ритм и метр, отсутствие частых (а есть и вообще все на ppp) динамических изменений. Фелдман пребывает как бы в поисках какого-то созвучия, и находя его, автор, как и слушатель ,ощущает некое чудо. Так же хочется скачать о минимализме. В принципе, Фелдмана можно причислить к минималистам: повторы с незначительными изменениями, медитативность. С другой стороны, от таких американских минималистов, как Райх и Райли Фелдмана отличает: 1) почти полное отсутствие диатоники, торжество хроматики; 2) аккордовый склад, сонорика; 3) совершенно другие стилистические и образные ассоциации. Вообще, наверное, Фелдман - представитель "абстрактного экспрессионизма" в музыке (напомню художников: Поллок, Ротко, Густон - с ними Фелдман общался с 1950 года). В 1976 году Фелдман познакомился с семидесятилетним классиком ирландской литературы - Сэмюэлем Беккетом. Случилось это так: Фелдман вошел в Берлинский Театр Шиллера, и, будучи очень близоруким, зайдя в темный театр стал спотыкаться, увидев Беккета. Оказалось, что они оба не очень любят оперу... и решили создать оперу (антиоперу?). Беккет написал либретто, а Фелдман, естественно, музыку. Опера «Neither» написана для сопрано и оркестра. Длительность этой оперы впечатляет - менее 50 минут. Все бы ничего, но как известно, 2й квартет Фелдмана длится 6 часов, а самые короткие миниатюры - минимум минут пять... Стоит отметить, что Фелдман часто давал названия такого рода: "Фортепиано", "Флейта и оркестр","Джону Кейджу" (оперу можно было бы назвать "Сопрано и оркестр") и .т.п. Т.е. название нам мало что дает. Нам остается только внимательно слушать и входить в мир Мортона Фелдмана. Особенно интересно это должно быть исполнителям, потому что они могут ощутить в этой музыке настоящую свободу. Но только чуткий и хороший музыкант сможет понять эту свободу и получить огромное удовольствие это исполнения это музыки. Беккет ценил музыку Фелдмана, и у них была ещё одна совместная работа для радио. А последним оркестровым сочинением Мортона Фелдмана было "Сэмюэлю Беккету". Так же Беккет попросил его написать музыку к его «Cascando», но случилось несчастье - Мортон Фельдман умер 3 сентября 1987 года от рака в Буффало, штат Нью-Йорк. По воспоминаниям, Фелдман, несмотря на свою тихую и углубленную в себя музыку, был очень общительным человеком, и даже поговаривают, его живой интерес к женщинам был взаимным (что должно было быть странно, при его не совсем привлекательной внешности). Он довольно много путешествовал, был большим коллекционером ковров. Фелдмана стали приглашать вести курсы в Дармштадте, где он однажды вдруг всех поразил, сказав: "Люди, которых вы считаете консервативными, могли быть действительно радикальными" - и начал напевать 5-ю симфонию Сибелиуса. Бизнес его семьи и родственников принес большой доход, и в конце жизни Фелдман стал обладателем довольно большого состояния, которое он часто тратил на бедных композиторов и художников. В 1973 году Фелдмана пригласили преподавать в Университет Буффало (штат Нью-Йорк), где Фельдман и проработал до самой смерти. Среди его учеников: Джулиус Истмэн - наделенный большим талантом, но не очень счастливой судьбой композитор, пианист и вокалист(участвовал в записях сценических сочинений П.М.Дэвиса), Бунита Маркус и жена Фелдмана - композитор Барбара Монк. Ян Сибелиус был одним из самых любимых композиторов (среди них ещё и Веберн, который несомненно оказал влияние на его музыку) Мортона Фелдмана. Так же Фелдман давал ученикам задания анализировать его музыку, что было в те времена странно, т.к. музыка Сибелиуса считалась ретроградной.

1927
Игорь Васильевич Бестужев-Лада
русский ученый в области проблем экономики и социологии, социолог и футуролог, академик Российской Академии Образования, заслуженный деятель науки РСФСР, доктор исторических наук, профессор. Автор книг "Контуры грядущего" (с О.Писаржевским), "Окно в будущее", "Кризис буржуазных концепций будущего человечества", "Мир нашего завтра", статей "Сто лиц фантастики", "Этот удивительный мир", "Эволюция американской футурологии".

1927
Сальваторе (Джованни) Мартирано
Американский композитор

1928
Хью Закари (Маркус Ван Хеллер; Эван Иннес; Питер Канто; Пабло Кейн; Зак Хьюз)
американский писатель, автор романов "Книга целителя Рэка", "Мир грома", "Легенда Майари", "Семена богов", "Темная сторона".

1928
Николай Павлович Мащенко
украинский режиссер. В 1953 г. окончил Харьковский театральный институт. С 1956 г. – ассистент режиссера Киевской киностудии имени Довженко. Совместно с режиссером И. Ветровым поставил фильмы: «Радость моя» (1961), «Новеллы Красного дома» (1963). В 1965 г. поставил фильм «Хочу верить», в 1966 г. – «Всюду есть небо», в 1967 г. – «Ребенок»

1929
Марк Леонидович Костров
писатель, путешественник, краевед, фотохудожник.

1929
Ференц Марта
венгерский физикохимик, член Венгерской Академии Наук (с 1976). Родился в Кишкундорожме. Окончил Сегедский университет (1953). С 1953 работал там же (с 1966 - профессор). В 1961-1962 совершенствовал образование в Кембриджском университете в Англии. Вице-президент Венгерской Академии наук, бывший главный директор Научного Центра по химическим исследованиям ВАН, бывший ректор Сегедского Университета имени Аттилы Йожефа (в 1967–1973 гг.). С 1975 - генеральный секретарь Венгерской Академии Наук.
Основные научные работы посвящены изучению элементарных стадий реакций разложения и окисления органических соединений. С помощью экспериментальных и развитых им полуэмпирических методов рассчитал параметры многих радикальных реакций. Иностранный член Академии Наук СССР (с 1982). Лауреат венгерской Государственной премии,
В 2007 году академику Ференцу Марта был присужден Средний Крест Ордена Венгерской Республики. До 2009 года академик Ференц Марта был президентом Общества венгерско-российской дружбы. Иностранный член Российской Академии Наук и почетный доктор Государственного университета. Умер 25 февраля 2010 года.

1929
Николай Павлович Мащенко (Микола Мащенко)
украинский кинорежиссер, сценарист, продюсер. Родился в селе Меловатка (ныне — Луганской области), Украина. Окончил актерский факультет Харьковского театрального института (1950), затем режиссерский факультет того же института (1953). Народный артист Украины (1983). Снимался в фильме "Сон". Режиссер и автор сценария фильмов "Хочу верить", "Ребенок", "Комиссары", "Парижская драма", "Накануне", "Венчание со смертью", "Богдан-Зиновий Хмельницкий". Режиссер фильмов "Как закалялась сталь", "Путь к Софии", "Овод". В 1987-2003 гг. генеральный директор Национальной киностудии имени Довженко. Лауреат премии Ленинского комсомола (1974), Государственной премии Украины имени Т.Г.Шевченко (1982)

1929
Вик Тауэл
южноафриканский боксер, чемпион мира.

 (700x698, 77Kb)
1929
Яаакко Хинтикка (Jaakko Hintikka)
известный финский логик и философ. Родился в городе Вантаа (Финляндия). Философское образование получил в Хельсинкском университете и Вильямс Колледж (США). В 1953 защитил диссертацию под руководством видного финского философа и логика Г.фон Вригта. С 1956 по 1959 стажировался в Гарвардском университете (США), одновременно работая в Хельсинском университете. С 1965 служебные обязанности Хинтикки делятся между Стэнфордским университетом (США) (1965–1982), Хельсинским университетом (до 1970), а затем и Академией Финляндии (1970–1981). С 1978 по 1990 он был профессором Университета Флориды в г.Таллахасси (США), а с 1990 становится профессором Бостонского университета (США). Признанием заслуг Хинтикки явилось его избрание в Финскую академию наук и искусств (1961), академию Финляндии (1970), Американскую академию искусств и науки (1974), Норвежскую академию наук и искусств (1991), а также во многие международные философские организации. Среди его главных работ – Модели для модальностей (Models for Modalities. Selected Essays, 1969); Логика, языковые игры и информация. Кантианские темы в философии логики (Logic, Language-Games and Information. Kantian Themes in the Philosophy of Logic, 1973, русский перевод – М., 1980); Знание и известное. Исторические перспективы в эпистемологии (Knowledge and the Known. Historical Perspectives in epistemology, 1974, русский перевод – М., 1980). Большой интерес вызвала его книга Пересмотр принципов математики (The Principles of Mathematics Revisited, 1996). Я.Хинтикка является (наряду с С.Крипке) одним из создателем семантики возможных миров для модальной логики, получившей широкое распространение в логических исследованиях. Однако наиболее признанным его достижением является так называемая теоретико-игровая семантика, основанная на концепции языковых игр Л.Витгенштейна. Истинность или ложность утверждения в подобной семантике является результатом некоторой игры, партнерами в которой выступают Я и Природа. Точнее говоря, некоторое утверждение будет истинным, если нам известна стратегия, позволяющая в каждом случае выиграть эту игру. Хинтикка также разработал теорию дистрибутивных нормальных форм, которая позволила выяснить, что тавтологии (всегда истинные утверждения), вопреки установившемуся мнению, являются информативными утверждениями, а не пустыми утверждениями, не содержащими никакой новой информации. В последнее время Хинтикка разработал так называемую IF-логику (логику, дружественную к независимости), которая позволяет пересмотреть основания современной математики, лингвистики и теории индуктивных рассуждений. В языке этой логики существуют средства, позволяющие проводить независимое параллельное использование индивидных переменных, чего нет в классической логике, где это использование всегда взаимно детерминировано. Использование этой логики приводит к пересмотру концепции истины А.Тарского, когда истинность выражений данного языка определяется с помощью метаязыка: в языке IF-логики определение истинности утверждений возможно в нем самом же. Однако это приводит к неполноте логической системы (модели богаче систем, которые они моделируют), в связи с чем Хинтикка предлагает пересмотреть само понятие полноты, утверждая, что в математике, в частности, подобная ситуация имеет место всегда. Перу Хинтикки принадлежат также труды по философии науки, истории философии и истории идей, интерпретации современных философских учений, философии образования, эстетики. Труды, кроме указанных в статье: Jaakko Hintikka Selected Papers. Vol. 1–5. Kluwer, Dordrecht. 1996–1999; Логико-эпистемологические исследования. Москваа, 1980

1930
Наталья Анатольевна Крымова
российский театральный критик, театровед, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1997), кандидат искусствоведения (1971). Жена А.В.Эфроса. В 1953 г. окончила театроведческий факультет ГИТИСа (курс П.А.Маркова). Автор статей, анализирующих современный театральный процесс; основные исследования по драматическому театру ХХ в. (статьи в журналах «Театр», «Дружба народов», «Новый мир», «Московский наблюдатель» и др., а также в текущей газетной периодике). В 1953-1972 гг. заведующая отделом критики журнала «Театр». Автор предисловий к сборникам: «Арбузов А.Н. Избранное», в 2-х томах (1981), «Ермолинский С.А. Драматические сочинения» (1982), «Высоцкий Владимир. Избранное» (1988). В 1990-1998 гг. член редколлегии журнала «Московский наблюдатель». Книги: «Имена. Рассказы о людях театра», «Станиславский-режиссер» (обе - 1971), «Владимир Яхонтов» (1978) и др. С 1975 г. автор и ведущая цикла передач на ТВ «Любите ли вы театр?» (телефильмы, посвященные драматургии А.С.Пушкина, А.П.Чехова, М.Горького; режиссуре О.Н.Ефремова, Г.А.Товстоногова, А.В.Эфроса; актерскому искусству Ф.Г.Раневской, А.И.Райкина, В.С.Высоцкого, С.Ю.Юрского, В.С.Золотухина и др.). С 1989 г. преподает в ГИТИСе (с 1991 РАТИ). Умерла в 2003 году.

1930
Николай Павлович Лаверов
государственный деятель, ученый-геолог, академик Российской Академии Наук и Академии наук Киргизии, вице-президент Российской Академии Наук. Директор Института геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии. Председатель попечительского совета Регионального общественного фонда содействия отечественной науке. Лауреат независимой благотворительной премии "Триумф" (2001). Автор исследований в области геологии, минералогии, геохимии природных и техногенных радиоактивных элементов, которые сыграли заметную роль в создании ресурсной базы отечественной атомной промышленности

1931
Дьёрдь Палашти
венгерский режиссер.

1931
Георгий Витальевич Семенов
российский писатель. Автор сборников рассказов "Сорок четыре ночи", "Фригийские васильки", "Реквием", "Бесова нога", книги "Голубой дым" (Государственная премия РСФСР имени М.Горького). Умер в 1992 году.

1932
Пётр Григорьевич Лёвушкин
Заслуженный летчик-испытатель CCCР, капитан. Окончил Балашовское ВАУЛ. В 1965 окончил Школу лётчиков-испытателей. Провёл испытания по оценке устойчивости, управляемости и определению лётных характеристик Ан-24РТ на малых скоростях полёта в условиях естественного обледенения (1975); исследования по определению изменения статического давления в пограничном слое фюзеляжа на Як-28ЛЛ; испытания двигателей: РД-35-51В на Ту-16ЛЛ, Д-18 на Ил-76ЛЛ; ряд других испытательных работ на самолётах-истребителях и тяжёлых самолётах;

1933
Татьяна Александровна Воронина
композитор, педагог. Родилась в Ленинграде. В 1957 окончила Ленинградскую консерваторию по классу композиции О.А.Евлахова, в 1958 по классу фортепиано М.Я.Хальфина, в 1960 — аспирантуру по сочинению (руководитель Б.А.Арапов). С 1960 ассистент кафедры композиции и преподаватель по классу камерного ансамбля Ленинградской консерватории Сочинения: кантата — Память людская (для солиста, хора и оркестра, слова Азарова и Чернушенко, 1957); для оркестра — сюита (1955); Концерт-баллада для фортепиано с оркестром — (1961); 2 струнных квартета (1959, 1969); для струнного квартета — сюита (1953); для фортепиано — Сказки (1964), Прелюдии (1952), Концертное скерцо (1962), Концертная фантазия на темы оперы "Война и мир" (1962), Ария и юмореска (1965); для фортепиано — Весенняя музыка (1968); для скрипки и фортепиано — соната (1965), Поэма (1951), для голоса и фортепиано — вокальный цикл (слова Р.Тагора, 1961), Думы о мире (слова Н.Хикмета и М.Алигер, Шиля, Дарье и Чернушенко, 1956), вок. цикл Вереск (на слова Р.Бернса, 1970); для голоса с сопрано трио скрипок — вокальный цикл Песни одинокого странника (слова Басе, 1966); для хора, органа и оpкестра — поэма Памятник (слова А.Луначарского, 1967); хоровой цикл на слова пролетарских поэтов (1961) и др.

1936
Лилиана Кавани
итальянский кинорежиссер, сценарист. Училась в Болонском университете, затем в Экспериментальном киноцентре в Риме. Начинала в кино как документалистка. В игровом кино исследует исторические сюжеты («Галилео Галилей», 1968; «Франциск», 1988) и психологические, не лишенные болезненных проблем, человеческие взаимоотношения («Ночной портье», 1974 - один из самых скандальных фильмов 1970-х гг., повлекший на собой судебное разбирательство по обвинению авторов в непристойности; «Берлинский роман», 1985).

1936
Эмиль Жемиль Лахуд
ливанский политический и государственный деятель, президент Ливана (с 1998).

 (564x699, 81Kb)
1936
Раймонд Волдемар Паулс
композитор и джазовый пианист. Родился в Риге, Латвия. 1978-1982 гг. Дирижер оркестра Латвийского радио и телевидения. В 1988-1991 гг. Министр культуры Латвийской ССР. В 1998, 2002 и 2006гг. избирался в Сейм Латвии. Начал концертную деятельность в 15 лет, когда Паулса пригласили играть во взрослый джаз-бэнд. Создал музыку для целого ряда спектаклей, кино- и телефильмов: Слуги дьявола, Стрелы Робин Гуда, Смерть под парусом, Театр, Двойной капкан, Как стать звездой и др. В 70-х гг. был художественным руководителем инструментального ансамбля Модо. Являлся главным редактором музыкальных передач Латвийского радио. Известность композитору принесла в 1975 г. песня Листья желтые, в течение пяти следующих лет создал еще несколько шлягеров - Подберу музыку, Танец на барабане. В 1979 г. создал мюзиклы Сестра Кэрри и Шерлок Холмс. Автор музыки песен в исполнении Аллы Пугачевой — Маэстро, Старинные часы, Миллион алых роз, Без меня, Лаймы Вайкуле — Вернисаж и др. В 1980-х гг. большую популярность приобрела песня Дедушка с бабушкой в исполнении созданного Паулсом детского ансамбля Кукушечка. Выступил инициатором песенного фестиваля молодых исполнителей в Юрмале. В 1988 г. стал председателем Государственного комитета Латвии по культуре, а после того, как Латвия вышла из состава СССР, он занял пост министра культуры республики. После ухода в отставку в 1993 г. Паулс был советником президента Латвии по культуре. В 1999 г. баллотировался на пост Президента Латвии, но выборы проиграл.

1937
Мари Дюбуа
французская актриса.

1937
Иван Тариелович Кигуридзе
грузинский математик, член-корреспондент Академии Наук Грузинской ССР (с 1979). Окончил Тбилисский университет (1960). С 1966 г. работал в институте прикладной математики Тбилисского университета (с 1976 г. — профессор) Основное направление работ — теория сингулярных краевых задач и связанные с нею вопросы качественной теории обыкновенных дифференциальных уравнений. Разработал методы исследования краевых задач с сингулярными правыми частями.

 (443x699, 107Kb)
1937
Михаил Шалвович Месхи
знаменитый грузинский футболист, левый крайний нападающий. Заслуженный мастер спорта СССР (1965). Выступал за тбилисское "Динамо" (1954-1969) и тбилисский "Локомотив" (1969-1970). В чемпионатах СССР провел 284 матча, забил 54 гола. 36 раз защищал цвета сборной страны (1959 — 1966), забив 4 гола.В 1960 году в составе сборной стал победителем первого Кубка Европы, а в 1964 году - чемпионом СССР. 3-кратный бронзовый призер чемпионатов СССР (1959, 1962, 1967). Финалист Кубка СССР (1960). Участник Чкмпионата мира 1962 года в Чили. Шесть раз входил в список 33-х лучших футболистов сезона (неизменно под №1 на своей позиции). Кавалер ордена "Знак Почета" (1966). Скончался 22 апреля 1991 года.

1938
Борис Петрович Химичев
актер ("Аты-Баты, Шли Солдаты", "Баллада О Доблестном Рыцаре Айвенго", "Двойной обгон", "Тасс Уполномочен Заявить", "Сезон охоты"). Родился в селе Баламутовка Хмельницкой области на Украине. Окончил Школу-студию МХАТ (1964). В 1964-1982 — актер театра имени Вл.Маяковского, с 1982 — театра имени Моссовета.

1939
Виктор Михайлович Григорьев
российский ученый-астрофизик, член-корреспондент Российской Академии Наук, член Президиума Иркутского НЦ Российской Академии Наук, доктор физико-математических наук. Заместитель директора по науке Института солнечно-земной физики СО Российской Академии Наук

1939
Владимир Петрович Платонов
белорусский математик, академик (1972) и президент (1987-1992) Академии Наук Белорусской ССР, академик Российской Академии Наук (1991; академик Академии Наук СССР с 1987). Окончил Белорусский университет (1961), доктор физико-математических наук (1966), профессор (1968). С 1963 г. работал в Белорусском университете, с 1976 г. – директор Института математики Академии Наук Белорусской ССР. Труды относятся к алгебре, в частности к алгебраическим группам преобразований и к топологическим группам. Ленинская премия (1978).

1940
Евгений Константинович Гинтер
ученый в области медицинской генетики, заместитель директора Медико-генетического научного центра Российской Академии Медицинских Наук, академик Российской Академии Медицинских Наук, доктор биологических наук

1940
Рональд Шеннон Джексон
американский исполнитель на ударных инструментах. Разработал новый стиль исполнения на ударных, который критики назвали « фри-фанк» или «панк-джаз». Сумел перенести энергичную мелизматику рок-музыки в область фри-джаза. В пять лет начал играть на фортепиано и кларнете, в школе увлекся ударными, с 15 лет работал в местных группах. В 1962 г. поступил в Бриджпортский университет (штат Коннектикут), чтобы изучать социологию, в 1965 г. приехал в Нью-Йорк и вошел в группу музыкантов-авангардистов, сотрудничал с Альбертом Айлером, Сесилом Тэйлором, Дэнни Ричмондом и др. В 1975-1979 гг. играл в секстете Орнетта Коулмена. В 1978 г. создал группу «Decording Societ», в 1986 г. - ансамбль «Last Exit» (с Петером Бретцманом, Сонни Шерроком и Биллом Лезуэллом), а на следующий год собрал трио «Power Tools» (с Биллом Фризелем и Мелвином Гиббсом). В последующие десятилетия сотрудничал с Джеймсом Бладом Ульмером.

1940
Василий Николаевич Ермаков
режиссер документального кино.

1940
Олег Лиджиевич Манджиев
российский сценарист.

 (689x699, 87Kb)
1941
Лонг Джон Болдри (Long John Baldry)
английский певец и композитор. Начал музыкальную карьеру в конце 50-х гг. как джазовый и фолк-исполнитель. Выступая с джазовыми коллективами, научился играть на губной гармонике и приобрел специфический вокальный опыт, который пригодился ему в период сотрудничества с известным исполнителем Джеком Эллиоттом. Певца пригласили в ведущую группу ритм-энд-блюза «Blues Incorporated», где под руководством Алексиса Корнера набирались опыта будущие звезды британского рока. Покинув «Blues Incorporated», вошел в состав группы Сирила Дэвиса «All Stars», а после смерти Дэвиса в 1964 г. стал ведущим вокалистом группы «The Hoochie Coochie Men», в которой пел и Род Стюарт. Очень недолго входил в состав многообещающей группы «Bluesology», в конце концов выбрал сольную карьеру, которую начал не с блюза, а как поп-исполнитель. Первая вещь, которую для него написали продюсер Тони Маколэй и Джон Маклеод - баллада «Let The Heartaches Begin» - в конце 1967 г. вышла на первое место хит-парада Великобритании. На следующий год попала в чартсы композиция «Mexico», написанная к Олимпийским играм (Тор 20 в Англии, Тор 40 в США). С помощью бывших коллег - Рода Стюарта и Элтона Джона - он записал альбом «It Ain`t Easy» (1971), но широкая публика интереса к нему не проявила. С переменным успехом выступал в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. После принятия канадского гражданства поселился в Ванкувере, где время от времени давал концерты в частных клубах. В начале 90-х гг. записал несколько фонограмм для компьютерных игр, а в 1993 г. вышел его новый студийный альбом, где прослеживается попытка вернуться к неаранжированному ритм-энд-блюзу середины 60-х гг.

 (547x699, 77Kb)
1941
Владимир Георгиевич Мулявин
руководитель белорусского государственного ансамбля "Песняры", народный артист Белоруссии и СССР. Родился в Свердловске. На сцену вышел уже в 14 лет, а в 15, учась в Свердловском музыкальном училище по классу гитары, организовал бэнд. Играл в Неаполитанском ансамбле ДК УЗТМ Свердловска, которым руководил А.И.Навроцкий. Руководителю вокально-инструментального ансамбля "Песняры" слава и известность пришли сразу. Он выступал со своими песнями как автор обработок народных белорусских и украинских песен. Репертуар ансамбля строился под влиянием новых веяний с одной стороны и опорой на исполнительские традиции народных песен - с другой. Характерный колорит ансамблю придают аутентичные инструменты (в частности колесная лира). Ансамбль под управлением В.Мулявина с успехом гастролировал в нашей стране и за рубежом. В репертуаре коллектива много песен современных авторов, в которых преобладают песни лирические и лирико-патриотического характера: "Беловежская пуща", "Белоруссия", "До третьих петухов", "Я не могу иначе" (А.Пахмутова) "Уголок России" (В.Шаинский), "Вологда" (Б.Мокроусов), "Олеся", "Хатынь", "Наследство" (И.Лученок), "Березовый сок" (В.Баснер), "Есть такая песня" (А.Журбин), "Мы песни поем" (В.Добрынин) и песни народные: "Вечерний звон", "Калина", "Коляда", "Машенька", "На что бабе огород", "Ночью ты мне приснилась", "Ой, реченька", "Перепелочка", "Савка и Гришка", "Стоит верба", "Явор и калина" и многие другие. Все перечисленные песни представлены в Гостелерадиофонде. Особое место в этом собрании занимают песни В.Мулявина "Александрина", "Возвращение", "Косил Василь сено", "Лявониха", "Ой, дожджик идзе", "Около мельницы", "Серёжки", "Сказочный город". Песни этого замечательного ансамбля, которым руководил В.Мулявин, живут в сердцах многих ценителей вокального искусства. В Белоруссии создан Национальный центр музыкального искусства "Песняры" имени Владимира Мулявина (2003). В мае 2002 года он попал в страшную автомобильную аварию, его пытались спасти в Минске и Москве, но выкарабкаться из объятий смерти все же не удалось. Умер в Москве 26 января 2003 года.

1941
Джеффри Хойл
американский писатель, сын Фреда Хойла, автор романов "Пятая планета", "Ад", "Пламенные", "Катастрофа в Вестминстере", "Энергетический пират", "Гиганты из парка "Юниверсал", "Замерзшая планета Азурон", "Планета смерти", "Ракеты в Большую Медведицу", "Семь шагов к Солнцу", "Молекулярные люди", "Лох-Несское чудовище" (все - с Ф.Хойлом), футурологической книги "2010: живущие в будущем".

1941
Болотбек Шамшиев
киргизский кинорежиссер, сценарист, народный артист СССР (1991). В 1965 г. окончил ВГИК (мастерская А.М.Згуриди). Студентом снялся в роли Кемеля в фильме «Зной» (1963, режиссер Л.Е.Шепитько). Документальные фильмы: «Манасчи» (1965; Гран-при Международного кинофестиваля в Оберхаузене, 1966), «Чабан» (1966); художественные фильмы: «Выстрел на перевале Караш» (1970), «Алые маки Иссык-Куля» (1972), «Белый пароход» (1977; Государственная премия СССР, 1977), «Ранние журавли» (1980), «Волчья яма» (1984), «Восхождение на Фудзияму» (1988) и др.

1942
Рамиро де Леон Карпио
гватемальский государственный и политический деятель, президент Гватемалы (1993-1996).

1942
Виктор Андреевич Шкаликов
российский краевед, эколог (Смоленск), кандидат географических наук. Один из инициаторов создания национального парка "Смоленское Поозерье". Автор более 200 работ по экологии и охране окружающей среды, карт атласа Смоленской области

 (699x466, 92Kb)
1943
Игорь Владимирович Бармин
начальник и генеральный конструктор ФГУП "КБ общего машиностроения имени В.П.Бармина" с 1993 г. Он доктор технических наук, профессор действительный член Академии космонавтики имени К.Э.Циолковского. Имеет почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации». Лауреат Государственной премии СССР и премии Правительства Российской Федерации. В 1966 году окончил МВТУ имени Н.Э.Баумана. В КБ общего машиностроения работает с 1974 года. Участвовал в создании комплексов наземного оборудования для многоразовой транспортной космической системы «Энергия-Буран». Руководит созданием и эксплуатацией наземных стартовых комплексов ракет-носителей. Является ведущим специалистом в области создания комплексов технологического оборудования для проведения экспериментов по получению неорганических и биологически активных веществ в условиях микрогравитации на пилотируемых и автоматических космических аппаратах.

 (526x699, 57Kb)
1944
Властимил Горт (Vlastimil Hort)
чехословацкий шахматист, международный гроссмейстер (1965); участник матчей претендентов. В шахматы начал играть с 7 лет. Чемпион Чехословакии среди юношей (1960 и 1962) и среди мужчин (1972, 1975, 1984). В 1985 г. эмигрировал в ФРГ, где был неоднократным чемпионом Германии. Участник многих Всемирных олимпиад (с 1960). После успешного выступления на межзональном турнире в Маниле (1976, 2-3-е места) участник соревнований претендентов; проиграл Б. Спасскому в четвертьфинале. В составе сборной мира участник «матча века». Шахматист активного позиционного стиля.

 (699x492, 50Kb)
1944
Виктория Валентиновна Постникова
Русская пианистка. В 1966 окончила Московскую консерваторию. Ученица Я.В.Флиера. Лауреат международных конкурсов. Выступает также вместе с мужем, дирижером Г.Н.Рождественским и сыном, скрипачом А.Г.Рождественским. Исполнительский диапазон пианистки весьма широк: от композиторов романтиков. С 1990-х проживает в основном за рубежом.

1944
Анатолий Михайлович Соковых
Космонавт-испытатель (1982), Заслуженный военный летчик Российской Федерации (27.05.1994), летчик-испытатель 1-го класса (8.10.1981), полковник (25.12.1981). Окончил Качинское ВВАУЛ. С 1974 летчик-испытатель 3 авиационной испытательной эскадрильи (АИЭ) службы летных испытаний истребительной авиации ГКНИИ ВВС. Отобран в группу летчиков-испытателей ГКНИИ ВВС для подготовки по программе «Буран». Награжден орденами Красного Знамени (1972), Трудового Красного Знамени (апрель 1983) и 10 медалями.

1944
Джо Фрэзер
американский экс-чемпион мира по боксу в тяжелом весе.

 (700x700, 116Kb)
1946
Джордж Дюк (George Duke)
американский пианист, вокалист, руководитель ансамбля, композитор, аранжировщик. В детстве обучался игре на фортепиано, впоследствии освоил также разнообразные электроклавишные инструменты и синтезатор. Известность приобрел в период выступлений с ансамблем Диззи Гиллеспи (1968), затем играл с Гарольдом Лэндом, Кенни Дорхэмом, сотрудничал с Жаном-Люком Понти во время его гастролей в США в 1969 г. Руководил собственными группами (с 1971), в которых вместе с ним выступали бразильские вокалисты и перкуссионисты Аирто Морейра и Флора Пурим, гитарист Ли Райтнаур, бас-гитарист Альфонсо Джонсон (из ансамбля «Weather Report»), исполнитель на африканских и латиноамериканских ударных инструментах «Ндугу» (настоящее имя Леон Чанклер). Кроме того, сотрудничал с Доном Эллисом и «Кэннонболлом» Эддерли (1971-1972), был участником арт-джаз-рок-группы Фрэнка Заппы «Mothers Of Invention» (1972). C 1974 г. в течение многих лет поддерживал тесные дружеские и творческие контакты с Билли Кобхэмом, играл в его комбо (вместе с Гарнетом Брауном, братьями Бреккер, Джоном Эберкромби и др.), позднее организовал с ним новую группу «Billy Cobham - Gearge Duke Band» (1976), членами которой были также Джон Скофилд (гитара) и Альфонсо Джонсон (бас и стик — широкодиапазонный гитарообразный инструмент специальной конструкции). Гастролировал с этим ансамблем в Европе. Участвовал в международных джаз-фестивалях (например, в 1977 г. - в Белграде). В анкетах джазовых журналов занимал ведущие места. Проявил себя как один из лучших исполнителей на электроклавишных инструментах в области современного джаза и музыки фьюжн. Синтезатор использовал в ограниченной мере, отдавая предпочтение электрофортепиано. Обладал незаурядным техническим мастерством, импровизаторским даром, индивидуальной исполнительской манерой. Успешно занимался аранжировкой и композицией. Внес значительный вклад в развитие многих современных стилей и направлений, связанных, в первую очередь, с синтезом джаза и рок-музыки (джаз-рок и фри-фанк-фьюжн), с обращением к латиноамериканским музыкальным традициям (лэйтин-джаз-рок, лэйтин-фьюжн). Работал и в русле соул-джаза, в который ввел элементы рок-стилистики.

1946
Марк-Тоомас Йоханнес Соосаар
эстонский режиссер и оператор. В 1972 г. окончил ВГИК. С 1970 г. на эстонском телевидении, с 1978 г. на киностудии «Таллинфильм». Работает преимущественно в документальном кино. Снял документальные фильмы: «Соловей мой нежный» (1972), «Женщина с острова Кихну» (1973), «Тюлени» (1974), «Радости земные» (1977), «Воскресные живописцы» (1979), «Мир господина Вене» (1981), «Яан Оад» (1982); художественный фильм «Рождество в Вилага» (1981), научно-популярный фильм «Гнездо на Вилсанди» (1981).

1946
Елена Юрьевна Чухрай
Актриса.

1948
Наталья Петровна Сайко
актриса, заслуженная артистка РСФСР (1989) ("Как Закалялась Сталь" (Тоня Туманова), "Михайло Ломоносов", "Мой любимый клоун", "Хлеб - имя существительное"). Родилась в Таллине. Окончила Театральное училище имени Б.В.Щукина (1970). С 1970 - актриса Московского театра драмы и комедии на Таганке. С 1993 г. - актриса "Содружества актеров Таганки" под руководством Николая Губенко.

1948
Энтони Эндрюс
английский актер.

1949
Уэйн Ван
гонконгский и американский режиссер, сценарист и продюсер.

1949
Валерий Павлович Лесунов
бывший генеральный директор ОАО "УМПО". Родился в посёлке Урман Иглинского района Республики Башкортостан (1949 - 2004 гг.). Образование: высшее, в 1974 г. окончил Уфимский авиационный институт (после переименования - Уфимский государственный авиационный технический университет) по специальности инженер-механик. Трудовая деятельность: рабочий УМЗ (после переименования - УМПО, затем ОАО "УМПО") (1968-1972); инженер-технолог цеха УМЗ (1972-1974); военнослужащий (1974-1975); инженер-технолог отдела, заместитель главного технолога УМПО (1975-1983); главный технолог Уфимского двигателестроительного завода УМПО (1983-1986); заместитель главного инженера УМПО (1986-1987), главный инженер УМПО (1987-1993), технический директор ОАО "УМПО" (1993-1994); 1-ый заместитель Премьер-министра Республики Башкортостан (1994 - 1998); c 1998 г.- 2004 г. генеральный директор ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение".

 (695x699, 137Kb)
1949
Харуки Мураками
японский писатель. Харуки Мураками родился в древней столице Японии Киото в семье преподавателя японского языка и литературы. Детство прошло в крупном индустриальном порту Кобэ. В 1950–1960-е Кобэ был одним из немногих японских городов, где можно было достать зарубежные книги и пообщаться с иностранцами. Рано освоив английский, что было по тем временам для японцев редкостью, будущий писатель много времени уделил чтению книг именно на этом языке, которые обнаруживал в книжных лавках в окрестностях порта. Моряки американских судов, то и дело заходивших в японские порты, постоянно сдавали в магазины прочитанную литературу за бесценок, а букинисты охотно скупали ее для перепродажи другим иностранцам. Познакомившись с творчеством Трумэна Капоте, Раймона Карвера, а также Марселя Пруста, юный Харуки обсуждал с отцом необходимость серьезной модернизации в японской литературе. Его призывы к превращению современной японской литературы из литературы для внутреннего пользования в литературу общемирового масштаба не нравились патриотично настроенному отцу, что стало в итоге причиной отчуждения между ними. При всей своей нацеленности на литературную современность Мураками окончил отделение классической (греческой) драмы престижного японского университета Васэда. Годы учебы совпали со временем политического хаоса и студенческих бунтов. В Японии эти бунты кончились полным поражением студенческого движения, молодежи не позволили сказать свое особое слово в переустройстве страны, превращающейся в мировую индустриальную державу. Как и большинство бунтарей семидесятых годов, штурмовавших ограждения американских военных баз в разгар войны во Вьетнаме, Мураками пришел к очередному десятилетию повзрослевшим и отчасти разочарованным. Он стал видеть больше смысла уже не в установлении «справедливости» в окружающем мире, а в межличностных отношениях с их гаммой внутренних чувств, в поисках внутренней гармонии отдельной личности. Мураками хорошо помнит, как вдруг внезапно почувствовал себя писателем. Это случилось с ним, когда он на трибуне стадиона под рев болельщиков смотрел бейсбольный матч Япония – США. После того как открывший первую игру сезона фаворит этой игры Дэйв Хилтон мастерски отбил одну за другой две подачи в своей адрес под неистовые овации трибун, Муракими неожиданно понял, что может написать роман. В то время он и его жена Йоко были владельцами небольшого токийского джаз-бара «Питер Кэт». Каждую ночь после закрытия заведения Харуки оставался здесь на несколько часов, садился за кухонный стол и начинал писать, причем поначалу на английском языке. Название романа Слушай песню ветра Мураками позаимствовал из рассказа любимого писателя Трумэна Капоте. В этом изданном в 1979 романе-коллаже воспоминания подростка чередуются с неожиданно глубокомысленными философскими импровизациями о жизни и смерти. Мураками сразу же нашел своего читателя, подкупив его кажущейся простотой и печальной мудростью монологов своих героев. Хочу рассказать о своей подруге… Всегда нелегко рассказывать о том, кого уже нет. Еще труднее – о девчонке, которая умерла молодой. Раз она умерла, она теперь всегда молода – в то время как я, живой, с каждым годом, с каждым месяцем и днем становлюсь все старее. Иногда мне кажется – я старею с каждым часом. И что самое страшное – это действительно так… Свой первый роман уверенный в своих силах Мураками подал на престижный конкурс журнала «Гунзо» для дебютантов в литературе и получил приз. В том же 1979 роман-дебют был распродан невиданным для новичка тиражом более 150 тысяч экземпляров. Затем вышел второй роман писателя Китайский бильярд 1973. Вместе с Охотой на Овец (1982) эти романы составляют так называемую Трилогию Крысы. Почти в каждом романе Мураками в центре сюжета оказывается некий монстр, непостижимая сущность. Она может иметь самые разнообразные формы. В Охоте на овец – это животное-призрак, которое вселяется в людей и лакомится их душами. Это не положительное, но и не отрицательное явление, не добро и не зло в чистом виде. Предназначение этой субстанции оказывается вообще за пределами человеческих представлений.
– А цель у Овцы – она вообще гуманна?
Гуманна… В понимании Овцы.
Прежде чем вселиться в человека, Овца вежливо спрашивает согласия. То есть выбор все же всегда делаем мы сами. Для правильного выбора необходимо быть прежде всего личностью. Его не оправдаешь ни логикой, ни идеалами, он не может быть обусловлен социумом. Поэтому главный герой в потертых джинсах оказывается более стойким и жизнеспособным, чем важные персоны в смокингах и лимузинах. Дать точное жанровое определение романам Мураками чрезвычайно сложно. Он сочетает в своем творчестве жанры научной фантастики и детектива, мистерии и антиутопии. Например, в романе Страна чудес без тормозов и конец света (1984), представляющий собой антиутопию, затрагивающую злободневные проблемы современности, роман, который порою называют самым загадочным и мистическим из всех его произведений. Пожилые японцы не любят этого писателя, для них он «бата-кусай» – «воняющий маслом», как называется у нации, традиционно не употребляющей в пищу молоко, все прозападное, чужеродное, пришлое. Ведь его герои едят пиццу и спагетти, слушают то Россини, то Эллу Фитцжеральд, а один из наиболее знаменитых романов в двух томах Норвежский лес (1987) назван в честь шлягера «Битлз». События в его романах могли бы происходить в любой точке земного шара. Зачастую здесь даже нет имен и фамилий, и лишь названия городов и улиц вскользь напоминает о том, что это все-таки Япония. В то же время Мураками стал первым японским писателем, предложившим молодежи «героя своего времени» с глубоко прочувствованной и ясно осознанной позицией, с чисто японской склонностью к медитативному, погруженному в самое себя существованию. Первый переводчик Мураками на русский язык Д.Коваленин справедливо сопоставляет его измотанных доктринами «группового сознания» протагонистов с героями братьев Стругацких (старший из которых, Аркадий, кстати сказать, был переводчиком с японского). Другая заслуга Мураками – он первым в «мужской» беллетристике вывел яркие и индивидуальные женские характеры. Даже самые юные создания женского рода у этого писателя отличаются особым даром интуиции: «ну как сказать… Пожалуй, тут все-таки что-то другое. Я же не предсказываю, что будет, а просто чувствую, что происходит сейчас. Но там есть и какой-то воздух особенный, как бы настроение того, что случится потом. Понимаешь? Ну, например, кто-то делает упражнения на перекладине и скоро повредит себе что-нибудь. Но в нем уже прямо сейчас есть небрежность, какая-то самоуверенность лишняя, так ведь?». Читать романы Мураками – все равно что рассматривать мастерский фотоколлаж, где фрагменты реальности смешались со сновидениями и в то же время слушать музыкальные импровизации, переходя к их исполнению в форме танца. Импровизации в духе дзэн соединяются с символистской точностью. Особенно это характерно для романа Danc, danc, dans (1988): – Я-то как раз не цепляюсь, – сказал я. – Скорее это как движения в танце. Рефлекторные. Голова не думает, а тело помнит. И когда звучит музыка, тело само начинает двигаться, очень естественно. И даже когда вокруг все менятеся – не важно. Танец очень сложный. Нельзя отвлекаться на то, что вокруг происходит. Начнешь отвлекаться – собьешься с ритма. И будешь просто бездарностью «Не в струю»…. В музыкализации текста Мураками имеет таких литературных предшественников как Г.Лорка, Х.-Л.Борхес, Х.Кортасар. Но переосмысленный японский эстетизм дает уникальные плоды. За последние несколько лет Мураками стал одним из самых читаемых авторов в России. Клуб ОГИ в Москве никогда не видел большего количества публики, чем во время встречи с его до недавних пор единственным переводчиком Дмитрием Ковалениным в 2001. Причина, вероятно, не только в литературном качестве текстов Мураками, но и в некотором сходстве проблем Японии и России в 1980–1990-е. Именно тогда, когда Россия лишалась костяка советской системы, начал падать и такой «колосс на глиняных ногах», как «японское экономическое чудо» – система пожизненного найма с гарантиями безбедного существования в обмен на рабскую покорность коллективу. Без этой системы весь уклад японского общества рушится. И проблема самоопределения среди молодежи приобретает при этом куда большую остроту, чем это было когда-нибудь раньше. Выбираясь вместе со своей молодежью из собственной скорлупы, страна как бы начинает наблюдать за собой со стороны, – отчасти с помощью Мураками. Последнее монументальное произведение писателя – роман Хроники заводной птицы (1994), вышедший в Японии в трех томах. Последние десять лет живет за рубежом, переезжая из Греции в Италию, из Европы в США. Каждый год появляется его новый написанный на японском языке роман. Пишет рассказы и культурологические эссе. Занимается также переводом англоязычной литературы. Издания: Охота на овец. Санкт-Петербург: Амфора, 2001; Danc, danc, dans. Санкт-Петербург: Амфора, 2001; Danc, danc, dans. Часть 2. Санкт-Петербург: Амфора, 2002; Хроники Заводной Птицы. Москва: Издательство «Независимая газеты», 2002; Страна чудес без тормозов и Конец Света. Москва, Эксмо, 2003; К югу от границы, на запад от Солнца. Москва, 2003.

1949
Оттмар Хитцфельд
футбольный тренер. Сейчас даже трудно разобраться, представляет ли он родную Швейцарию или Германию, с клубами которой связаны все его тренерские успехи. В 1997 году победителем Лиги чемпионов стала дортмундская «Боруссия», в 2001 — мюнхенская «Бавария». Провал выступления последней в текущем розыгрыше Лиги лишь неизбежная капля дегтя в истории любого клуба и тренера.

1950
Зинаида Степановна Амосова
заслуженный мастер спорта по лыжному спорту, олимпийская чемпионка (1976) в эстафете 4 х 5 км, чемпионка мира (1978), СССР (1974, 1976)

 (505x699, 42Kb)
1950
Моисей Филиппович Василиади
российский актер, заслуженный артист Российской Федерации (1994). Муж Н.И.Василиади. В 1966-1968 гг. учился в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии. В 1971-1972 гг. актер Вышневолоцкого театра драмы, в 1972-1977 гг. (с перерывом; в 1975 г. - во Владивостокском драматическом театре имени Горького) - Южно-Сахалинского драматического театра имени А.П.Чехова, в 1977-1980 гг. - Хабаровского театра драмы. С 1980 г. в Омском драматическом театре. Тонко и подробно выстраивает внутренний мир персонажа, особое внимание уделяя психологическим мотивировкам, при внешне сдержанном рисунке роли: Джордж («Не боюсь Вирджинии Вулф» Э.Олби), Гарри Берлин («Любовь» М.Шизгала), Явтух («Панночка» Н.Н.Садур), Кюрман («Биография» М.Фриша), Ирод («Саломея» О.Уайльда), Кулыгин («Три сестры» А.П.Чехова), Борис («Бьдын» Н.С.Скороход), Ганзл («Отель на час» П.Ландовского), Смирнов («Танго беллетриста» Скороход) и др.

1951
Тевфик Башер
немецкий режиссер и сценарист (родом из Турции).

1951
Татьяна Алексеевна Таякина
украинская артистка балета, народная артистка СССР (1980). В 1969 г. закончила Киевское хореографическое училище и в 1982 г. - Московский институт театрального искусства, педагог-балетмейстер. В 1969-1989 гг. - артистка Киевского театра опери и балета. В 1989-1998 гг. - художественный руководитель Киевского государственного хореографического училища. Лауреат Государственной премии Украины имени Т.Шевченко (1986), премии Французской академии танцев имени А.Павловой (Париж, 1977).

1953
Вячеслав Владимирович Абанин
бывший директор ОАО «Ульяновский механический завод. В 1975 г. он окончил Ульяновский политехнический институт, начал работать инженером-конструктором в ГСКБ УЗТС. С 1978 г. - секретарь комитета ВЛКСМ завода, с 1983 г. - первый секретарь Засвияжского райкома ВЛКСМ, затем инструктор ГК КПСС. В 1985 г. В.В.Абанин начал работать на Ульяновском механическом заводе, с 1990 г. он секретарь парткома УМЗ. С 1991 г. В.В.Абанин - первый секретарь Засвияжского райкома КПСС, c февраля 1992 г. - заместитель мэра г. Ульяновска. С января 1993 г. является директором ОАО "Ульяновский механический завод". Является академическим советником Российской инженерной академии. В настоящее время работает над перспективами разработки систем контроля связи. Награжден медалью "За заслуги перед Отечеством II степени". В сентябре 2004 года отстранен от занимаемой должности по причине невыплаты заработной платы работникам завода в течение пяти месяцев.

1953
Борис Александрович Миловидов
русский библиограф и переводчик, владелец одной из самых крупных картотек фантастики.

1954
Сет Брейдбарт
американский фэн, один из организаторов "Лунаконов" и "Ворлдконов", активный участник сетевых разработок.

1954
Пола Либерман
американский фэн, представитель Массачусетской конвенции фэндома.

1954
Хауард Стерн
американский радиоведущий, сценарист и актер.

 (341x699, 64Kb)
1955
Вилли Иклики (Willy Iclicki)
бельгийский бизнесмен и один из деятелей ФИДЕ: был казначеем, членом Исполкома; до 2001 года был менеджером чемпионатов мира ФИДЕ. В 2002 году переиздал дополненную (в том числе и ошибками) "Золотую книгу ФИДЕ".

1955
Кёрсти Элли
американская актриса.

1956
Николай Иванович Носков
певец, композитор, прежде выступавший в группах «Москва», «Аракс», «Парк Горького», потом выбравший сольную карьеру.

1957
Александр Владимирович Вотинов
Оператор, актер Одесской киностудии. Родился в Николаеве. Окончил операторский факультет ВГИКа (1987).

1957
Неле (Юлия) Савиченко-Климене
Актриса. Родилась в Вильнюсе. В 1980 году закончила Клайпедский филиал Литовской консерватории. С 1980 года - актриса Драматического театра. В 2004 году приняла участие в спектакле "Лик огня" 28-летнего немца Мариуса фон Майенбурга (проект Театра Коршуноваса и Театра Клейста из Франкфурта-на-Одере).

1958
Александр Александрович Пантыкин
Окончил Свердловскую консерваторию. В 1973—1976 играл в группе «Слепой музыкант», в 1976—1980 — в музыкальной студии «Сонанс», в 1980—1989 — лидер группы «Урфин Джюс», с 1990 — в группе «Проект Александра Пантыкина». Автор мюзикла «Конец света», музыки к театральным спектаклям, игровым и документальным фильмам ( «Дело следователей» — 1991; «Чужие города» — 1993)

1958
Валерий Владимирович Цикалов
Актёр. В 1978 году окончил Горьковское театральное училище, мастерская В.С.Соколоверова

1959
Пер Гессл
вокал (Roxette).

1959
Андрей Анатольевич Каморин
Актёр. Выпускник факультета международной журналистики МГИМО (1981). В кинематографе с 1998 года. С 1998 по 2001 гг. работал в компании "НТВ-Кино" исполнительным директором, а также выполнял функции продюсера-координатора и главного консультанта. В 2001 году вступил в должность генерального директора ООО "Новый русский сериал".

1959
Владимир Ильич Ященко
спортсмен, рекордсмен мира по прыжкам в высоту (преодолел 2,34 м в 1978 и 2,35 м в закрытых помещениях в том же году), чемпион Европы 1978 года. Последний из чемпионов, прыгавший перекидным стилем.

1960
Оливер Плэтт
Актер ("Три мушкетера")

1961
Михаил Владимирович Пророков
поэт.

1962
Сергей Юрьевич Минаев
Актёр. Родился в Москве, певец, шоумен, диск-жокей, ведущий концертных программ и телепередач, автор песен. Закончил Государственное училище циркового и эстрадного искусства (1983, эстрадное отделение), ГИТИС (1987, актерский эстрадный факультет

 (700x580, 134Kb)
1962
Гунде Сван (Gunde Anders Svan)
шведский лыжник, четырехкратный олимпийский чемпион (1984 — 15 км и эстафета, 1988 — 50 км и эстафета), семикратный чемпион мира. В 1984 году на Олимпиаде в Сараево завоевал медали во всех видах, добавив к двум золотым наградам серебро на 50 км и бронзу в 30-километровой гонке. С четырех чемпионатов мира привез также три серебряные и одну бронзовую медали.

 (457x699, 65Kb)
1964
Йорданка Белич (Jordanka Belic)
сербский женский шахматный гроссмейстер

1965
Инна Николаевна Агеева
Актриса. Окончила ГИТИС (курс А.В.Эфроса). В театре-кабаре "Летучая мышь" работает с первого дня жизни театра. Служила в театре на Таганке и в театре "Ленком". Снималась в кино и рекламе. Заслуженная артистка России.

1965
Николай Борщевский
хоккеист, олимпийский чемпион 1992 года, заслуженный мастер спорта.

1965
Игорь Гмыза
телеведущий информационных программ (ОРТ).

1965
Грег К. (настояшее имя Грегори Дэйвид Крисел)
бас-гитарист группы The Offspring.

1966
Оливье Мартинес
французский актер.

1967
Ануш Рубеновна Варданян
Актриса

 (500x699, 120Kb)
1967
Константин Мирович Козеев.
российский инженер-космонавт. В 1983 г. окончил школу Калининграде Московской области. В 1987 г. окончил Калининградский машиностроительный техникум. В 1992 г. окончил Московский авиационно-технологический институт. Принимал участие в разработке технической документации для тренировок и испытаний в условиях гидроневесомости, в самолете-лаборатории и на динамическом стенде. С октября 1998 по август 2000 гг. проходил подготовку в составе группы космонавтов по программе МКС. С 2001 г. проходил подготовку к полету в качестве бортинженера основного экипажа корабля «Союз ТМ-33». Количество полетов: 1 (2001). Общее время полета: 9, 78 дня. Космический аппарат: ТМ-33.

1967
Рената Муратовна Литвинова
Актриса ("Граница. Таежный роман"), режиссер, сценарист. Заслуженная артистка Российской Федерации (2003 г.). Рената Литвинова родилась в Москве в семье врачей. Мама Ренаты обожала кино и это передалось Ренате. Рената поступила на сценарный факультет ВГИКа. Как актриса дебютировала в фильме «Две стрелы» в (1989), как режиссёр — в фильме «Нет смерти для меня». Всенародная известность пришла к ней после съемок в сериале «Граница. Таёжный роман» и телевизионных проектов на НТВ и Муз-ТВ. Литвинова прошла путь от сценариста, вдохновившего Киру Муратову, Юрия Грымова, Валерия Тодоровского, до режиссёра собственного фильма «Богиня: как я полюбила». В 2005 году сняла несколько музыкальных клипов певице Земфире. В издательстве «Афиша» в 2005 году вышла книга «Богиня. Разговоры с Ренатой Литвиновой», написанная журналистом Алексеем Васильевым. Книга составлена из диалогов и отрывков неопубликованной прозы, она наполнена рассуждениями, воспоминаниями и историями, которые переданы весьма точно со всеми оригинальными словечками и неповторимыми интонациями, свойственными Литвиновой. В 2007 издательство "Амфора" выпускает книгу "Обладать и принадлежать", в которую вошли новеллы и киносценарии Ренаты.

1968
Владимир Сергеевич Галактионов
российский трубач. В 1988 г. окончил эстрадно-джазовое отделение музыкального училища имени Гнесиных. Дебютировал как джазовый исполнитель в 1985 г. В 1992-1993 гг. солист оркестра Олега Лундстрема, в 1993 г. играл в биг-бэнде Георгия Гараняна. В последующие годы сотрудничал с А.Кузнецовым, Д.Крамером, Л. Кушниром, В.Лебедевым, Г.Файном и др. С 1998 г. играет в ансамбле Всеволода Данилочкина «Горячая девятка» и входит в проект Андрея Разина «Второе приближение», с 1999 г. – солист в биг-бэнде Игоря Бутмана.

 (582x698, 61Kb)
1968
Мауро Сильва (Mauro Silva)
бразильский футболист, полузащитник сборной Бразилии — чемпиона мира 1994 года.

1969
Наталья Геннадьевна Вдовина (Чернова)
Актриса. Родилась в городе Белогорске Крымской области. Окончила театральное училище имени Щепкина в 1990 году. В театре "Сатирикон" с 1990 года. Получила примию "Чайка" за роль в спектакле "Гедда Габлер".

Prosinecki (473x699, 122Kb)
1969
Роберт Просинечки (Robert Prosinečki)
хорватский футболист, полузащитник, победитель Лиги чемпионов 1991 года, бронзовый призер чемпионата мира 1998 года. Несмотря на эти успехи, Просинечки обещал гораздо большее, чем он в итоге добился.

1970
Зак Де Ла Роха
вокалист американской альтернативной группы Rage Against the Machine.

1970
Марина Евгеньевна Феоктистова
Актриса. В труппе Московского театра "Современник" с 1995 года, куда была принята после окончания Школы-студии МХАТ.

1971
Елена (Алена) Александровна Хмельницкая
российская актриса. В 1992 году окончила Школу-студию МХАТ (мастерская И.М.Тарханова). В 1990-1994 входила в труппу театра Ленком (спекталь «Юнона и Авось»). В 1994 году была ведующей программы «Утренняя почта». В 2000 году играла в спектакле Тиграна Кеосаяна «Новый» по пьесе Ганны Слуцки.

1974
Мелани Чизхолм, Мел Си
английская поп-певица, самая спортивная из Spice Girls.

1975
Джойслин Тибо
канадский хоккеист, вратарь "Чикаго".

 (576x699, 104Kb)
1976
Марат Джумаев (Marat Dzhumaev)
узбекский шахматный гроссмейстер.

1976
Николай Иванович Носков
певец, композитор, прежде выступавший в группах «Москва», «Аракс», «Парк Горького», потом выбравший сольную карьеру.

1979
Наталья Александровна Иванова
Мастер спорта международного класса. "Вооруженные Силы", Санк-Петербург. Бронзовый призер чемпионата мира в командном первенстве (1994). Бронзовый призер Кубка России в многоборье (1994). Чемпионат России в упражнениях на бревне (1994), серебряный призер в упражнениях на брусьях (1995) и бревне (1995).

1979
Евгений Викторович Никитин
Мастер спорта международного класса. "Вооруженные Силы", Владимир. Чемпион России в вольных упражнениях (1997), серебряный призер в упражнениях на коне (1997).

1979
Дмитрий Николаевич Солодовник
Актёр. Окончил Высшее театральное училище имени М.С.Щепкина (курс Ю.М.Соломина) и в 1999 году был принят в труппу Государственного академического Малого театра.
С первых дней работы на старейшей драматической сцене Дмитрий Солодовник активно включается в текущий репертуар.

 (466x699, 109Kb)
1990
Сергей Карякин (Sergey Karjakin)
российский шахматный гроссмейстер. Рейтинг Эло на январь 2011 — 2776 (5-й в мире, 2-й среди шахматистов России).

 (587x699, 150Kb)
1991
Харика Дроновалли (Harika Dronavalli)
индийский международный шахматный мастер, женский шахматный гроссмейстер.



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку