
1794
Василий Матвеевич Черняев
русский ботаник, исследователь флоры Украины, профессор Харьковского университета. Черняев, Василий Матвеевич — автор наименований ряда ботанических таксонов. В ботанической (бинарной) номенклатуре эти названия дополняются сокращением «Czern.». Родился в слободе Калитва Землянского уезда Воронежской губернии. Происходя из духовного звания, он поступил в Воронежскую семинарию, по кончании которой в 1812 году уехал в Москву, надеясь поступить на медицинский факультет Московского университета. В это время наполеоновская армия подходила к Москве, и многие её жители оставляли столицу. Покинул Москву и В.М.Черняев, но из-за отсутствия средств ему пришлось пешком добираться до Харькова. В 1813 году при содействии некоторых профессоров он был зачислен на первый курс медицинского факультета Харьковского университета в качестве «казённозаштатного», то есть учившегося за казённый счёт студента. В 1817 году В.М.Черняев окончил Харьковский университет со званием кандидата наук. Талантливость молодого натуралиста, его любовь к естественным наукам обратили на себя внимание преподавателей. В 1916 году, ещё будучи студентом, В.М.Черняев был назначен смотрителем зоологического кабинета университета. В сентябре 1819 года Черняеву было поручено преподавание курса естественной истории (трёх царств природы) студентам всех факультетов. В 1820 году он был утверждён в звании лекаря. В 1820—1821 годах работал прозектором при кафедре нормальной анатомии медицинского факультета Харьковского университета. В 1821 году по предложению профессора зоологии и ботаники Харьковского университета Ф.А.Делявиня был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В том же году весной он направился в ботаническую экспедицию по средней и южной России для изучения флоры и сбора гербария, а осенью уехал в научную командировку за границу. Во время поездок по России он познакомился со знаменитым ботаником бароном Ф.К.Биберштейном, проводил совместно с ним ботанические экскурсии, осматривал образцовые сады, виноградники и школы шелководства и участвовал в составлении III тома таврическо-кавказской флоры. За границей В.М.Черняев пробыл свыше трёх лет. Более года он провёл в Богемии и Австрии, обращая внимание на сады, изучая гербарии профессоров Вильденова и Жакена. Через Германию он поехал в Париж. В Париже слушал лекции виднейших естествоиспытателей — Жюссьё, Кювье, Дюмериля, Жоффруа Сент Илера, Ламарка. Много времени посвящал изучению богатой коллекции растений Ботанического королевского сада Парижа (Jardin des plantes). В 1824 году он прослушал ряд лекционных курсов по ботанике и зоологии в Берлинском университете. Однако более всего он изучал флору западноевропейских стран, собирая растения для гербария во время многочисленных путешествий на южном побережье Франции, средиземноморских островах, Альпах, на Пиренейском полуострове, в Швейцарии и Италии. Обширные собранные им гербарии и закупленные во Франции зоологические коллекции В.М.Черняев отсылал в Харьковский университет. Гербарий, отправленный В.М.Черняевым в Харьковский университет, состоял из пяти тысяч экземпляров растений. Среди зоологических коллекций были колибри, разные бразильские птицы, обезьяны, тихоход, насекомые, моллюски и др. В.М.Черняев вернулся в Россию в начале 1825 года и несколько месяцев работал в Петербургском ботаническом саду, изучая гербарии Триниуса, Н.С.Турчанинова и другие сборы. 28 октября 1825 года он приступил к педагогической работе в Харьковском университете; в феврале 1826 года министерство народного просвещения утвердило его адъюнктом естественной истории и ботаники. 14 марта 1829 года он был утверждён ординарным профессором ботаники. На протяжении своей многолетней службы в университете он неоднократно избирался деканом физико-математического факультета (1837−1839, 1841—1845, 1855). Педагогическая деятельность В.М.Черняева в Харьковском университете продолжалась 40 лет, вплоть до 1859 года. В.М.Черняев читал в университете ряд лет, кроме ботанических курсов, также и зоологию. Почти тридцать лет он был единственным преподавателем ботаники в университете; только в последние десять лет своей педагогической деятельности он получил помощников, разделивших с ним чтение ботанических курсов. Более 30 лет В.М.Черняев заведовал ботаническим садом Харьковского университета; в устройство сада он вложил много сил и труда, мечтал об организации его по образцу лучших иностранных ботанических садов, которые посещал во время своей заграничной командировки, но скудность отпускаемых средств и равнодушие университетского начальства мешало осуществлению его прекрасных проектов. Ботанические лекции В.М.Черняева были интересными и содержательными. Его ученики в своих воспоминаниях писали, что профессор Черняев преподавал ботанику, непременно используя живые растения. Ранней весной начинались экскурсии в природу, где систематика изучалась на живых растениях. При изучении анатомии растений использовались микроскопы. В.М.Черняев обладал редкой способностью объяснять доступно и просто сложные научные вопросы. Студенты любили лекции по ботанике и ещё больше самого профессора за простоту, общительность, за живой весёлый характер. В.М.Черняев был неутомимым путешественником — исследователем флоры Украины. Во время каникул один и со студентами на протяжении десятилетий он ездил и ходил по степям, лесам и лугам Украины, изучая флору, собирая гербарий. А зимой проводилась кропотливая, трудоёмкая работа по определению собранных растений, обмен растениями с русскими и заграничными научными учреждениями. Несомненно, в то время В.М.Черняев был в России непревзойдённым знатоком флоры Украины. Длительные флористические экспедиции В.М.Черняев продолжал и после увольнения из университета в 1859 году, пока позволяло здоровье. Обширные многолетние сборы растений В.М.Черняева составили гербарий Харьковского университета, состоявший из трёх отделов: 1) растения Европы, Азии и других зарубежных стран; 2) растений Европейской и Азиатской России; 3) растений Украины и прилегающих к ней местностей. Главная заслуга В.М.Черняева перед отечественной ботаникой заключается в публикации его «Конспекта растений дикорастущих и разводимых в окрестностях Харькова и в Украйне» (1859). Это была первая сводка по флоре Украины, включавшая 1 769 видов растений: 1 657 дикорастущих и 112 культурных, из которых 17 видов растений были новыми, впервые открытыми В.М.Черняевым. Несмотря на краткость описаний и отсутствие указаний о местонахождениях, конспект флоры Черняева используется специалистами до настоящего времени; долгое время это была единственная работа по флоре Украины, представлявшая немалый вклад в познание этой флоры. Кроме высших растений, В.М.Черняев всю жизнь изучал грибы. Будучи в научных командировках за границей, он изучал грибы западноевропейских стран. Первые работы по флоре украинских грибов, и в частности миксомицетов, принадлежит В.М.Черняеву. Из материалов Ленинградского исторического архива видно, что В.М.Черняев открыл новые виды грибов в составе украинской флоры и стремился проверить правильность своих определений со специалистами — микологами. В Петербурге он советовался с академиком Г.П.Бонгардом, но тот не мог ему помочь, так как в знании микрофлоры далеко уступал В.М.Черняеву. В 1839 году В.М.Черняеву была разрешена научная командировка в Швецию к известному микологу Элиасу Фризу, ученику Линнея, работавшему в Уппсальском университете. Черняев привёз Фризу открытые им на Украине новые формы дождевиков (Lycoperdaceae), и высказал свои предположения в связи с этим об установлении новых родов в этом семействе, что было одобрено Фризом. Из микологических работ В.М.Черняева наиболее интересна и важна статья «Новые тайнобрачные Украины и несколько слов о флоре этой страны» (1845). Здесь были описаны новые роды и виды грибов, найденные им на Украине; среди грибов описывались и паразитические формы. В указанной статье описанию грибов предпослано вступление о характере флоры Украины. В этой флоре Черняев видел сочетание северных, среднерусских и восточных форм растений. Видный русский ботаник В.И.Талиев, долгое время работавший в Харьковском университете, устанавливает за В.М.Черняевым приоритет в открытии на Украине кустарника-реликта — Волчеягодника Софии (Daphne sophia). Всю жизнь В.М.Черняев вёл обширную научно-общественную работу. Он состоял членом многих научных обществ: Российского общества любителей садоводства, Шведского общества садоводства, Вольного экономического общества, Московского общества испытателей природы, Московского общества сельского хозяйства и ряда других. Умер в Харькове 6 марта 1871 года. Научные труды: «О пользе отечественных злаков». Речь, произнесённая в торжественном собрании Харьковского университета 30 августа 1828 г., Харьков, 1828; «О лесах Украины». Речь, произнесённая в торжественном собрании Харьковского университета 1 сентября 1857 г., Москва, 1858, 2, 54 страниц; «Конспект растений дикорастущих и разводимых в окрестностях Харькова и в Украине», Харьков, 1859, 8, 90 страниц. Литература: Базилевская Н.А., Мейер К.И., Станков С.С., Щербакова А.А. Выдающиеся отечественные ботаники. — Москва: Учпедгиз, 1957. — Страницы 113—119; Ширяев Г. Некоторые данные о местонахождении более редких растений «Конспекта растений…» etc. профессора В.М.Черняева (Харьков. 1859) по гербарию профессора В.М.Черняева // Труды Ботанического сада Императорского Юрьевского университета. 1910. Том 11, выпуск 2. Страницы 178—182; Фляксбергер К. Гербарий пшениц В.М.Черняева // Труды по прикладной ботанике, генетике и селекции. 1928. Том 19, № 1. Страницы 359—370. — Хранился в Харьковском университете; То же // Тр. сільсько-господарськ. ботан. 1928. Том 2, выпуск 1. Страницы 3-12. (на украинском языке); Ю.Н.Прокудин. Выдающийся русский ботаник XIX столетия В.М.Черняев. — Харьков, 1953. — 51 страниц.

1798
Август Генрих Гофман фон Фаллерслебен (немецкое имя - August Heinrich Hoffmann von Fallersleben, настоящее имя - Август Генрих Гофман, August Heinrich Hoffmann)
немецкий поэт и филолог. Как поэт испытал влияние К.Т.Кернера, как филолог - братьев Я. и В.Гримм. В сборнике "Неполитические песни" (части 1-2, 1840-1841) подверг критике феодальные порядки с позиций буржуазной демократии. Идея единства Германии выражена в песне "Германия, Германия превыше всего", 1841, позднее использованной реакцией в качестве националистического гимна империалистической Германии, а затем и фашистского "рейха". Его научные работы посвящены истории немецкой песни. Существенное значение имела публикация "Политические стихотворения из прошлого Германии" (1843). Автор популярных песен для детей.В 1841 году на острове Хельголанд (тогда часть Великобритании) написал текст к Песне немцев. Родился в местечке Фаллерслебен (ныне Вольфсбург). Он не был дворянского происхождения. Его настоящее имя было Август Генрих Гофман, приставку фон с именем Фаллерслебен (по месту рождения) он использовал, чтобы его не путали с другими поэтами, которые тоже носили распространённую немецкую фамилию Гофманн. Фаллерслебен скончался в аббатстве Корвей близ города Хёкстера 19 января 1874 года.
1803
Франц Пауль Лахнер
немецкий композитор, дирижер.

1805
Ханс Кристиан Андерсен
датский сказочник, автор более 400 сказок, поэт, писатель, драматург, эссеист, автор мемуарных очерков Сказка моей жизни (Mit livs eventir). Родился в городе Оденсе на острове Фюн. Мать была прачкой. Она мечтала, чтобы сын стал удачливым портным, и научила его шить, кроить и штопать. Отец считался невезучим сапожником и плотником. Больше всего ему нравилось мастерить детские игрушки «из чего подвернется», увлеченно распевать песни, читать сыну сказки из Тысячи и одной ночи и разыгрывать с ним сцены из комедий датского драматурга Гольберга. Навсегда поразил воображение Андерсена и его сумасшедший, доброжелательный дед, большой умелец вырезать из дерева фигурки неведомых крылатых зверей и людей с птичьими головами. Его бабушка по материнской линии работала в госпитале для душевнобольных, где маленький Андерсен проводил долгие часы и с увлечением слушал рассказы обитателей больницы. Под конец жизни он написал: «Меня сделали писателем песни отца и речи безумных». Не успев записать сына в городскую школу, родители отдали его на обучение к вдове перчаточника, но после первой порки он взял свой букварь и гордо ушел. Благодаря спектаклю Абеллино – страшный бандит, который показывала в Оденсе копенгагенская труппа, Андерсен полюбил театр. Три месяца с помощью отца, который сколотил ему специальный ящик для представления, он придумывал свою первую пьесу, вырезая из чурбачков кукольных артистов, шил костюмы из лоскутков, учился водить на веревочках своих персонажей. Он так и не закончил начальной школы, а читать и писать научился только к десяти годам. В одиннадцать лет получил подарок – том пьес Шекспира и начал разыгрывать сцены из Макбета. После смерти отца семья едва сводила концы с концами, и двенадцатилетнего Андерсена отдали в подмастерья, сначала на суконную фабрику, затем на табачную. Вскоре из Копенгагена в Оденсе приехала труппа, которой для спектакля срочно требовался статист, и Андерсен получил бессловесную роль кучера, уверившись, что театр – его призвание. В 1819 четырнадцатилетний Андерсен, заработав немного денег и купив первые в жизни сапоги, отправился завоевывать Копенгаген. Благодаря помощи покровителей он посещал балетную школу, получал бесплатные уроки латыни, немецкого и датского языков, принялся всерьез за изучение мировой драматургии и поэзии. И постоянно сочинял, живя по углам и впроголодь. Мечтам о театральной карьере пришел конец после приговора актера Линдгрена: «Чувств у Вас много, но актера из Вас никогда не получится». Преодолевая отчаяние, принялся за трагедию Разбойники в Виссенберге. Первый акт опубликовала газета «Арфа», и он впервые получил литературный гонорар. Вдохновленный удачей, взялся за трагедию Альфсоль. К этому времени его начинают привечать копенгагенские знаменитости, в том числе физик Эрстед, директор театра Й.Коллин, поэт Раабек, знаменитый драматург Эленшлегер. Благодаря стараниям Й.Коллина получил королевскую стипендию и в 1822 отправился в Слагельсе, где был зачислен во второй класс латинской гимназии, где у него не сложились отношения с ее ректором. Много пишет, и его стихотворения Вечер и Умирающее дитя удостаиваются высокой оценки критики. В 1828 поступил в Копенгагенский университет, где среди начинающих университетских поэтов единодушно был признан первым, по окончании обучения сдал два экзамена на звание кандидата философии. В 1829 вышла первая романтическая проза Андерсена – Путешествие пешком от Хольмен-канала до восточного мыса острова Амагер, где автор пародировал себя в виде «тощего кота в плаще поверх ночной рубахи». Родоначальник датского водевиля, эссеист Гейберг позже назвал книгу музыкальной фантазией. Актерское начало, помогающее Андерсену мысленно перевоплощаться в своих персонажей, принесло долгожданные плоды. Его водевиль Любовь на Николаевой башне (1829) имел шумный успех. В 1831 отправился в первое путешествие по Германии, итог которого – эссе-размышление Теневые картины (1831) и сборник стихов Фантазии и эскизы. За два года вышли 4 сборника стихов. В 1833 подарил королю Фредерику цикл стихов о Дании и получил небольшое пособие для путешествия по Европе. Началась его «эра странствий». В Париже познакомился с Генрихом Гейне, в Риме – со знаменитым скульптором Торвальдсеном, здесь же начал писать свой первый роман Импровизатор. После Рима отправился во Флоренцию, Неаполь, Венецию, написал эссе о Микеланджело и Рафаэле. В Англии завязывается дружба с Чарльзом Диккенсом. Во Франции сблизился с Виктором Гюго, познакомился с О. де Бальзаком и Александром Дюма. На стихи Андерсена писали романсы Шуман и Мендельсон. Андерсен подолгу вынашивал каждый замысел, но писал сравнительно быстро, зато помногу раз переписывал и правил, мучаясь жестокими сомнениями. А датская критика обвиняла его в небрежности и подражательстве, литературной неряшливости и убогости сюжетов. При этом жил он весьма бедно, так как доход ему приносили лишь небольшие литературные заработки. Помимо поэтических сочинений, путевых заметок и философских эссе, создает романы Импровизатор (1835), принесший ему европейскую известность, Всего лишь скрипач (1837), Быть или не быть (1857). Признание получили его комедия Первенец и остро социальная мелодрама Мулат.(1840). Долгая и счастливая судьба выпала на долю пьес-сказок Дороже жемчуга и злата, Бузинная матушка, Оле-Лукойе. Всемирную славу и любовь читателей принесли Андерсену его сказки. В мае и декабре 1835 появились два первых выпуска Сказок, рассказанных для детей. Третий сказочный сборник вышел в апреле 1837. (Everi, fortalte for born, книги 1–3, 1835–1837). В сборники вошли хорошо известные русскому читателю сказки Огниво, Принцесса на горошине, Русалочка, и др. С этого времени регулярно публиковались сборники, которые назывались просто Сказки. Расцвет творчества приходится на вт. пол. 1830–1840-х, когда были написаны знаменитые сказки Снежная королева, Стойкий оловянный солдатик, Гадкий утенок, Девочка со спичками, Тень, Мать, Соловей и др. Восприняты и оценены они были далеко не сразу, автора критиковали за ошибки в правописании и новаторство в стиле, за то, что его сказки якобы легковесны для взрослых и недостаточно назидательны для детской аудитории. Зато физик Эрстед сразу после выхода первого выпуска сказок пророчески заметил: «Вот увидите, «Импровизатор» прославит Вас, а сказки сделают Ваше имя бессмертным». Л.Н.Толстой, прочтя сказку Пятеро из одного стручка, отозвался о ней так: «Какая озорная и мудрая сказка. Одной такой хватит, чтобы остаться в истории литературы». Один из парадоксов сказок Андерсена состоит в том, что даже самые печальные и трагические из них обладают удивительным свойством дарить надежду и лечить душу. Олицетворением самоотверженной любви стала для миллионов людей андерсеновская Русалочка, символ Копенгагена, где ей поставлен памятник. Актуальной вновь и вновь оказывается сказка Новое платье короля, высмеивающая холуйско-рабскую психологию верноподданничества, порождающую культ ничтожных, «голых» королей. Или магическая ирония Калош счастья и насмешливая ассоциативность, тонкий юмор и образность Свинопаса и Принцессы на горошине и Веселого нрава. В лучших сказках высокая поэтика органично переплетается с бесшабашной насмешливостью, а романтическая ирония – с мистикой. Таковы сказки Тень, Стойкий оловянный солдатик, Огниво, Буря перемещает вывески. Уникальность Андерсена в том, он наделил дивным даром не только Русалочку. Он разглядел и с убедительностью воспел силу духа земных хрупких девчонок. Таких, как Герда из Снежной королевы или Эльза из Диких лебедей, чей бескорыстный героизм и жертвенность затмевают деяния даже могучих героев. Ибо вершат их неприметные слабосильные малышки, чьи души пронизывает и двигает великая самоотверженная любовь, увлекающая за собой миллионы детских сердец. Андерсен с достоверностью наделил неодушевленные предметы человеческими свойствами. А главное – душой, тем самым открыв для своего читателя ранее неведомый, безмерный мир, пробудив «чувства добрые» к цветам и деревьям, стершейся монетке и обглоданной щепке, к разгильдяю-троллю или домовому-неудачнику. О бессмертии созидательного начала и реальности чудес повествует притчево-многомерная сказка Лен. Это история голубого цветка, пришедшего из Древнего Египта, чьи невесомые лепестки подобны крыльям мотылька. С чудесным цветком происходит множество превращений. Вот его высохшие стебли распяты и вытянуты в нити. Из нитей возникает одежда, согревающая в стужу, дарящая прохладу в жару. Но одежда изнашивается. Однако и тряпка годится для мытья полов и стирания пыли. А когда превращается в труху, то из нее творят бумагу. Бумага превращается в книги – вместилища мудрости и света. И даже если книги попадают в огонь, то зола и пепел, удобряющие поля, снова порождают мириады голубых цветов. Все повторяется сначала, славя непобедимость ликующей жизни. Пример сказки, равной высокой, светлой трагедии, сказка-притча Мать. Смерть похитила у матери ребенка. Дабы узнать дорогу к похитительнице, мать дарит свои глаза озеру. Прижав к груди, согревает замерзший терновник, так, что он начинает зеленеть и расцветать. Свои прекрасные черные волосы она отдает в обмен на седые космы старухи-привратницы, чтобы войти в волшебный сад смерти и спасти свое дитя. Интересовала Андерсена и проблема истинного и ложного в искусстве, о чем повествует сказка Соловей. Оригинальность сказок Андерсена в том, что, вопреки литературным традициям, он использовал в своих историях элементы разговорного языка, сочетал воображаемое с универсальным, взятым из народных легенд, а также в особенностях описания пейзажей – одухотворенных, динамичных и одновременно точных. В сказках «датчанина с впалыми щеками» мы встречаем библейских героев и персонажей из мифов Древнего Египта, Тристана с Изольдой и тех, о ком повествует Коран. Здесь органично слились Запад и Восток и присутствует таинство, которое трудно объяснить, а дано постичь лишь душой. Одни из лучших в мировой литературе детские сказки – они адресованы в равной мере и взрослым, что осознавал и сам автор. Жизнь Андерсена невозможно представить без любви, чаще всего безответной. Последняя и самая глубокая любовь пришла к нему осенью 1843, когда в Копенгаген приехала знаменитая оперная певица Иенни Линд. Казалось, вот оно, столь долгожданное «созвучье душ». Но и эта встреча обернулась для Андерсена душевной болью, и всю жизнь он прожил холостяком. За два месяца до смерти узнал из английской газеты, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире. Умер в Копенгагене 4 августа 1875 года. Шведский писатель и драматург Август Стриндберг сказал о нем так: «Мы в Швеции говорим просто Андерсен. Без инициалов. Ибо знаем лишь одного Андерсена. Он принадлежит нам и нашим родителям, он наше детство и наша зрелость. Равно как и наша старость». В связи с 200-летием со дня рождения 2005 год был объявлен ЮНЕСКО годом Андерсена. Издания: Андерсен Г.Х. Сказки и истории. 1–2 тома Художественная литература, 1977; Сказки, истории и новые сказки. Научно-издательский центр Ладомир, Наука, Москва, 1995; Сказка моей жизни. Эксмо, 2004.
1817
Яков Васильевич Дьяченко
первостроитель Хабаровска, капитан отряда 13-го линейного Сибирского батальона, полковник (1869), основатель города Хабаровска. Исследователем Дальнего Востока, географом и писателем М.И.Венюковым (1832-1901) охарактеризован как «один из наиболее полезных деятелей по заселению Амура». Родился в дворянской семье в Полтавской губернии. Образование получил в частных учебных заведениях. 16 апреля 1832 поступил на военную службу унтер-офицером в Тираспольский конно-егерский полк, после расформирования которого 12 июня 1833 переведен в Финляндский драгунский полк. 10 ноября 1833 переведен в Новомиргородский уланский полк. 5 ноября 1835 за отличие по службе произведен в корнеты. 16 сентября 1837 за отличие по службе произведен в поручики. 4 июня 1841 по прошению уволен от службы по болезни в чине штаб-ротмистра. 28 марта 1852 по прошению вновь принят на службу поручиком и направлен в Сибирский линейный №13 батальон (с 5 января 1859 переименован в 3-й Восточно-Сибирский линейный батальон), куда прибыл 24 июня 1852. В 1853 назначен заведующим двумя ротами. 31 декабря 1853 на вакансию произведен в штабс-капитаны. В декабре 1855 – феврале 1856 совершил переход из Верхнеудинска в Шилкинский завод. За заботу о подчиненных (две вышеупомянутые роты) и распорядительность во время похода получил благодарность от командующего войсками, расположенными в Восточной Сибири. 1 ноября 1856 получил благодарность в приказе по войскам в Восточной Сибири за организацию конвойного отряда и поход Шилкинский завод — Усть-Зейский пост (на Амуре) — Шилкинский завод. 9 января 1857 объявлено монаршее благоволение за участие в организации и сплаве 3-й Амурской экспедиции. В 1857 генерал-губернатором Восточной Сибири назначен заведующим четырьмя ротами 3-го Восточно-Сибирского линейного батальона, находившимися на Амуре для устройства конных казаков. 28 апреля 1857 за отличия по службе произведен капитаном. 14 ноября 1857 награжден орденом Святой Анны 3-й степени. 7 марта 1858 назначен командующим батальоном. 12 июня 1858 возглавил высадку 13-го Сибирского линейного батальона на берегу Амура и строительство поста Хабаровка (позднее город Хабаровск). 18 октября 1858 генерал-губернатором Восточной Сибири «поручено главное заведование вновь появившимся Уссурийским батальоном Амурского казачьего войска и заведование туземцами, живущими до Горина вниз по Амуру». 30 сентября 1859 генерал-губернатором Восточной Сибири поручено заведовать устройством вновь вольно переселившихся из внутренних губерний России казённых крестьян. В течение года исполнял эти обязанности до прибытия назначенного исправника. 5 ноября 1859 за отличие по службе произведен майором с утверждением командиром батальона. 4 декабря 1861 за отличие по службе произведен подполковником. 24 января 1862 утвержден командиром 4-го Восточно-Сибирского линейного батальона. 14 июля 1862 назначен командующим Уссурийским пешим батальоном Амурского казачьего войска, командиром которого утвержден высочайшим приказом 22 февраля 1863. 3 июня 1863 за отличие по службе награжден орденом СвятогоСтанислава 2-й степени. 2 марта 1866 назначен начальником Новгородского поста (бухта Посьет), в этой должности утвержден высочайшим приказом 14 апреля 1866. Новгородская постовая команда осуществляла охрану Приморья, содержала посты во Владивостоке, в бухте Находка, в заливе Стрелок, урочище Вяземском и станице Верхнее-Бельцовой. В 1868 Приморье подверглось нападению крупных банд хунхузов (китайских бандитов), в разгроме которых активно участвовал Я.В.Дьяченко. 1 августа 1869 за отличие по службе произведен полковником. Согласно свидетельству о смерти, «Начальник Новгородской постовой команды полковник Дьяченко… 7 апреля 1871 года умер от острого катарального воспаления мельчайших ветвей дыхательного горла». 30 мая 2008 года в городе Хабаровске, в честь 150-летия со дня образования города, открыт бронзовый монумент Я.Дьяченку. Четырехметровый монумент изготовил московский скульптор Александр Рукавишников. Поскольку реальный портрет Дьяченко неизвестен, скульптор создал собирательный образ военного середины XIX века. Бронзовый капитан Дьяченко установлен на гранитном постаменте лицом к Амуру, недалеко от места высадки его батальона, в районе улицы Шевченко (пересечение с улицей Арсеньева), которая полтора века назад стала первой улицей нового города. Увековечить память первостроителя помогли пожертвования хабаровчан - они собрали почти 1,9 миллиона рублей. Литература: Наволочкин Н.Д., «Главное дело капитана Дьяченко» – Хабаровск, «Частная коллекция», 2007
1821
Луи Адольф Бертильон (Луи Адольф Бертийон)
французский учёный, профессор демографии при Антропологической школе в Париже. Много лет занимался врачебной практикой, затем стал работать в области демографической статистики и антропологии. Занимал пост директора Статистического бюро Парижа. Статистику населения он рассматривал как особую науку - демографию, изучающую состав населения (демография статистическая) и движение населения (демография динамическая).
1821
Георгий Раковский
болгарский революционер и публицист, один из организаторов национально-освободительного движения болгарского народа против турецкого ига.
1822
Луис Саэнс Пенья
аргентинский государственный и политический деятель, президент Аргентины (1892-1895).
1827
Уильям Холмен Хант
английский живописец. Родился в Лондоне. Один из лидеров «Братства прерафаэлитов». Хант обращался к возвышенным темам, которые раскрывал посредством буквального переложения на язык живописи моральных принципов. Среди его полотен: Пробуждение совести (1854), Светоч мира (1854), Козел отпущения (1850), Тень смерти (1869). Хант провел несколько лет в Палестине, выполняя живописные этюды и рисунки с натуры. Умер в Лондоне 7 сентября 1910 года.
1832
Павел Осипович Бобровский
русский генерал от инфантерии, сенатор, военный юрист и историк ("Юнкерские училища", "Состояние военного права в Западной Европе"). Образование получил в Полоцком кадетском корпусе и в Дворянском полку, 7 августа 1851 г. был произведён в первый офицерский чин и выпущен в Лейб-гвардии Литовский полк. Участвовал в кампании 1853—1854 гг. на Дунайском театре. В 1857 г. закончил курс в Николаевской академии генерального штаба. В 1859—1875 гг. служил на должностях генерального штаба и 17 апреля 1870 г. был произведён в генерал-майоры, в следующем году был награждён орденом святого Станислава 1-й степени. В 1875 г. был назначен начальником Военно-Юридической академии и получил орден святой Анны 1-й степени; в 1878 г. был награждён орденом святого Владимира 2-й степени; 30 августа 1881 г. получил чин генерал-лейтенанта; в 1885 г. удостоился ордена Белого Орла. В 1897 г. в чине уже генерала от инфантерии был назначен сенатором. Умер в 1905 году.
1834
Фредерик Огюст Бартольди
французский скульптор. Его самая известная работа – Статуя Свободы в Нью-Йоркской гавани. Бартольди родился в Кольмаре (Эльзас). Учился архитектуре в Кольмаре и Париже. В Париже он также занимался живописью под руководством Ари Шеффера и у Жана Франсуа Суату. Интересы Бартольди лежали в основном в сфере монументального искусства. Здесь Бартольди очень помогло полученное им архитектурное образование; его знания позволили ему успешно справиться с решением трудных проблем конструкции и использования материалов. Статуя Свободы, полное название которой Свобода, несущая свет миру, была создана по инициативе Бартольди на средства, изысканные им самим во Франции и США. Эта гигантская статуя, задуманная как монумент в честь заключения франко-американского альянса 1778, была сбита вручную по деревянной модели из трехсот огромных медных пластин и имеет внутри стальной каркас. Она демонстрировалась в Париже в 1884, затем была разобрана и перевезена в Америку, где 28 октября 1886 состоялось ее торжественное открытие. Другой грандиозный памятник, созданный Бартольди, – Бельфорский лев (1888). Он высечен из скалы красного песчаника, возвышающейся над городом Бельфором. Эта огромная статуя воздвигнута в память героической обороны города во время франко-прусской войны 1870. Среди других работ Бартольди – скульптурная группа Маркиз де Лафайет и Джордж Вашингтон (1873), установленная на площади Соединенных Штатов в Париже, и памятник маркизу де Лафайету, украшающий площадь Юнион в Нью-Йорке. Скончался 4 октября 1904 года.
1834
Иван Артамонович Тютчев
российский химик и кристаллограф. Получив в Санкт-Петербургургском университете степень кандидата естественных наук в 1856 г., Тютчев занимался в частной химической лаборатории Н.Н.Соколова и А.Н.Энгельгардта. Тут им было сделано первое его исследование, послужившее ему магистерской диссертацией: "О гликолях вообще и о вновь полученном соединении бензойнокислом кюмоле" (Санкт-Петербургург, 1856). В 1857 г. определен был в Горыгорецкий земледельческий институт исполняющим должность младшего профессора, через год старшим профессором, а вскоре затем и деканом там же. Был командирован в Германию, Францию и Бельгию. В 1862 г. перешел исполняющим должность экстраординарного профессора по кафедре химии в Киевский университет, откуда в 1865 г. был командирован за границу. В 1886 г., за диссертацию "О химической формуле везувиана" (Санкт-Петербургург), удостоен степени доктора химии, а в 1867 г. утвержден ординарным профессором там же. По ходатайству Тютчева совместно с профессором Алексеевым устроена новая химическая лаборатория в отдельном от университета здании. В 1869 г. Тютчев был назначен директором института сельского хозяйства и лесоводства в Новой Александрии, а в 1875 г. перешел директором исправительной колонии возле Санкт-Петербургурга. Напечатал, кроме упомянутых выше диссертаций: "Об успехах земледельческой химии до конца прошлого столетия" ("Труды Императорского Вольного Экономического Общества", 1860), "Несколько фактов, относящихся до цетиловых соединений" ("Химический Журнал" Соколова и Энгельгардта, 1860, том III), "Ueber benzoesaures Athylmercaptan" ("Bull. de l'Acad. de S.-Petersb.", 1862, том V), "Введение к изучению кристаллографии" (Санкт-Петербургург, 1862; удостоено почетного отзыва Академией Наук), "Гониометр с диоптрами" ("Киевские Университетские Известия", 1863); "Zur Kenntniss der Titansaure" ("Liebig's Annalen", 1866, том 141), "Начальные основания минеральной химии" (часть 1: "Металлоиды", Киев, 1868), "О действии окиси меди на аммиачные соли" ("Zeitschift f. Chem.", том IV), "Значение Либиха для сельского хозяйства" ("Труды Вольного Экономического Общества", 1875) и др. Умер в 1893 году
1837
Джордж Нельсон Чейни (George Nelson Cheney)
американский шахматный композитор. Умер 21 июля 1861 года.
1838
Леон Мишель Гамбетта
французский политический и государственный деятель. Адвокат. В годы Второй империи выдвинулся как один из лидеров левого крыла буржуазных республиканцев. Широкую известность Гамбетте принесла его обличительная речь в 1868 против Второй империи на процессе республиканца Л.Ш.Делеклюза. В 1869 благодаря выдвинутой им программе радикально-демократических реформ (т. н. Бельвильская программа) Гамбетта был избран в Законодательный корпус от парижского рабочего округа Бельвиль и от Марселл. С сентября 1870 по февраль 1871 министр внутренних дел в "правительстве национальной обороны"; являлся сторонником продолжения войны с Пруссией, но в то же время, боясь развязать революционную войну, тормозил развёртывание партизанского движения против прусских оккупантов; безуспешно пытался организовать отпор пруссакам лишь силами регулярной армии. Стремясь снять с себя ответственность за капитуляцию в войне, в начале марта 1871 эмигрировал в Испанию. После подавления Парижской Коммуны вернулся в мае 1871 во Францию, выступал за амнистию коммунарам. В первое десятилетие Третьей республики Гамбетта руководил борьбой против клерикализма и попыток реставрации монархии. Вместе с тем он всё теснее сближался с правыми группировками буржуазных республиканцев и откровенно отмежевался от своей прежней программы демократических и социальных реформ, проповедуя и проводя, по его собственному определению, политику оппортунизма. В 1879-81 председатель палаты депутатов. В 1881-82 премьер-министр и министр иностранных дел. Скончался 31 декабря 1882 года.
1838
Йосеф Калоусек (Josef Kalousek)
чешский историк-позитивист, член Чешской Академии Наук (1890). В 1882-1908 гг. - профессор Карлова университета. Автор ряда монографий по чешской истории и государственного права. В 1887-1913 гг. - редактор собрания документов "Архив чески", в котором опубликовал богатейший фактический материал по истории чешского крестьянства XIV-ХIX вв. Умер в Праге 22 ноября 1915 года.

1840
Эмиль Золя
французский писатель. Родился в Париже, в итало-французской семье: итальянцем был отец, инженер-строитель. Детские и школьные годы Эмиль провел в Экс-ан-Провансе, где одним из его ближайших друзей был художник П.Сезанн. Ему было неполных семь лет, когда отец скончался, оставив семью в бедственном положении. В 1858, рассчитывая на помощь друзей покойного мужа, г-жа Золя переехала с сыном в Париж. В начале 1862 Эмиль сумел найти место в издательстве «Ашет». Проработав около четырех лет, он уволился в надежде обеспечить свое существование литературным трудом. В 1865 Золя опубликовал первый роман – жесткую, слабо завуалированную автобиографию Исповедь Клода (La Confession de Claude, 1865). Книга доставила ему скандальную известность, которую еще более умножила горячая защита живописи Э.Мане в его обзоре художественной выставки 1866. Примерно в 1868 у Золя возник замысел серии романов, посвященных одной семье (Ругон-Маккаров), судьба которой исследуется на протяжении четырех-пяти поколений. Разнообразие романных сюжетов давало возможность показать многие стороны французской жизни в период Второй империи. Первые книги серии не вызвали большого интереса, зато седьмой том, Западня (L'Assommoir, 1877), снискал большой успех и принес Золя как славу, так и богатство. Он приобрел дом в Медоне около Парижа и собрал вокруг себя молодых писателей (среди них были Ж.К.Гюисманс и Ги де Мопассан), образовавших недолговечную «натуралистическую школу». Последующие романы серии были встречены с громадным интересом – их с одинаковым усердием поносили и превозносили. Двадцать томов цикла Ругон-Маккары представляют собой главное литературное достижение Золя, хотя необходимо отметить и написанную ранее Терезу Ракен (Thrse Raquin, 1867) – глубокое исследование чувства раскаяния, постигающего убийцу и его сообщницу. В последние годы жизни Золя создал еще два цикла: Три города (Les Trois Villes, 1894–1898) – Лурд (Lourdes), Рим (Rome), Париж (Paris); и Четыре Евангелия (Les Quatre vangiles, 1899–1902), оставшееся незаконченным (четвертый том написан не был). Золя стал первым романистом, создавшим серию книг о членах одной семьи. Его примеру последовали многие, в том числе Ж.Дюамель (хроники Паскье), Д.Голсуорси (Сага о Форсайтах) и Д.Мастерс (книги о Сэвиджах). Одной из причин, побудивших Золя избрать структуру цикла, было желание показать действие законов наследственности. Ругон-Маккары являются отпрысками слабоумной женщины, которая умирает в последнем томе серии, достигнув столетнего возраста и полностью лишившись рассудка. От ее детей – одного законного и двух незаконных – берут начало три ветви рода. Первая представлена процветающими Ругонами, члены этой семьи фигурируют в таких романах, как Его превосходительство Эжен Ругон (Son Excellence Eugne Rougon, 1876) – исследование политических махинаций в царствование Наполеона III; Добыча (La Cure, 1871) и Деньги (L'Argent, 1891), где речь идет о спекуляциях земельной собственностью и ценными бумагами. Вторая ветвь рода – семейство Муре. Октав Муре, честолюбивый волокита в Накипи (Pot-Bouille, 1882), создает один из первых парижских универмагов на страницах Дамского счастья (Au Bonheur des dames, 1883), тогда как другие члены семьи ведут более чем скромную жизнь, подобно деревенскому священнику Сержу Муре в загадочном и поэтичном романе Проступок аббата Муре (La Faute de l'Abb Mouret, 1875). Представители третьей ветви, Маккары, отличаются крайней неуравновешенностью, поскольку их предок Антуан Маккар был алкоголиком. Члены этой семьи играют выдающуюся роль в самых сильных романах Золя – таких, как Чрево Парижа (Le Ventre de Paris, 1873), где воссоздана атмосфера центрального рынка столицы; Западня, в которой суровыми тонами изображается жизнь парижских рабочих в 1860-е годы; Нана (Nana, 1880), чья героиня, представительница третьего поколения Маккаров, становится проституткой и ее сексуальный магнетизм приводит в смятение высший свет; Жерминаль (Germinal, 1885), величайшее творение Золя, посвященное забастовке шахтеров на рудниках северной Франции; Творчество (L'Oeuvre, 1886), куда включены характеристики многих прославленных художников и литераторов эпохи; Земля (La Terre, 1887), повествование о крестьянской жизни; Человек-зверь (La Bte humaine, 1890), где описывается жизнь железнодорожных рабочих, и, наконец, Разгром (La Dbcle, 1892), изображение франко-прусской войны и первый крупный военный роман во французской литературе. Ко времени завершения цикла (1903) Золя пользовался всемирной известностью и, по общему мнению, был крупнейшим после В.Гюго писателем Франции. Тем более сенсационным было его вмешательство в дело Дрейфуса (1897–1898). Золя пришел к убеждению, что Альфред Дрейфус, офицер французского генерального штаба, еврей по национальности, в 1894 был несправедливо осужден за продажу военных секретов Германии. Разоблачение армейской верхушки, несущей главную ответственность за очевидную судебную ошибку, приняло форму открытого письма президенту республики с заголовком Я обвиняю (J'accuse, 1898). Приговоренный за клевету к году тюремного заключения, Золя бежал в Англию и смог вернуться на родину в 1899, когда ситуация изменилась в пользу Дрейфуса. Золя скоропостижно умер в своей парижской квартире28 сентября 1902 года. Причиной смерти стало отравление угарным газом – «несчастный случай», скорее всего, подстроенный его политическими врагами.
1840
Митрофан Кузьмич Турский
русский лесовод. Родился в Нарве. В 1862 окончил Петербургский университет. С 1876 профессор кафедры лесоводства Петровской земледельческой и лесной академии (ныне — Московская сельско-хозяйственная академия имени К.А.Тимирязева). Основные труды по таксации леса и лесоводству. Турский составил таблицы для таксации леса, разработал метод определения светолюбивости древесных пород и шкалу, показывающую требовательность их к свету. Большую ценность представляют насаждения, заложенные под его руководством в 1877—80 (существуют и поныне) на лесной опытной даче при академии. Здесь им были изучены разные схемы смешения древесных пород, влияние густоты посадки на рост и качество насаждений, проведены опыты по выращиванию деревьев и кустарников из семян различного географического происхождения. Турский положил начало изучению лесов бассейнов рек Волги и Днепра (экспедиция 1893—1899). Умер в Москве 28 сентября 1899 года.
1843
Александр Иванович Урусов (псевдоним - Александр Иванов)
русский театральный критик. Родился в Москве. Учился в 1-й московской гимназии; в 1861 г. поступил в Московский университет, из которого был исключен за участие в беспорядках, затем был принят снова, в 1866 г. окончил курс по юридическому факультету и поступил на службу кандидатом на должности по судебному ведомству. Уже в 1867 г. Урусов стал известен как талантливый защитник, речью по делу крестьянки Волоховой , в которой он, по выражению А.Ф.Кони , уничтожил, "силой чувства и тонкостью разбора улик, тяжкое и серьезное обвинение". В 1868 г. он перешел в помощники присяжного поверенного, а в 1871 г. получил звание присяжного поверенного. В течение этого времени он с неизменным успехом выступал в нескольких громких процессах, в том числе в известном Нечаевском деле (в 1871 г., в Санкт-Петербурге), в котором он защищал Успенского, Волховского и некоторых других. Впечатление, произведенное речью Урусова в названном процессе, было очень сильное: "полный юношеского пыла и вместе с тем опытный уже мастер формы, он увлекал и убеждал..., являясь то политическим оратором..., то тонким диалектиком... Демаркационная черта, проведенная им между заговором и тайным обществом, предопределила исход процесса" ("Вестник Европы", 1900, № 9). В следующем году адвокатская деятельность Урусова, по не зависевшим от него обстоятельствам, была прервана надолго. Он должен был поселиться в Вендене (Лифляндской губернии) и только через три года мог поступить на службу в канцелярию генерал-губернатора, затем в судебное ведомство в качестве товарища прокурора, сначала в Варшаве, потом в Петербурге, с большим успехом выступая обвинителем (дела Гирштовта, Гулак-Артемовской, Юханцева и др.). В 1881 г. Урусов снова вернулся в адвокатуру и был присяжным поверенным в Санкт-Петербурге, а с 1889 г. в Москве. Он горячо интересовался литературой, особенно некоторыми французскими писателями (Флобером, Бодлером), которых изучал с большой тщательностью; участвовал в нескольких повременных изданиях (под псевдонимом Александр Иванов), являясь в своих статьях горячим сторонником свободы художественного творчества. Урусов принадлежит к числу самых выдающихся из тех русских судебных ораторов, на долю которых выпало пережить лучшие годы судебного преобразования. Он до конца оставался верен традициям этого времени, понимая обязанности адвоката как защиту личности, как право-защиту в лучшем смысле слова, являясь на помощь везде, где, по его мнению, грозила опасность справедливости. Урусов повиновался единственно голосу своей совести: "выше совести человека - говорил он в речи по делу о беспорядках в деревне Хрущевке, - нет силы в мире". В этом - общественное значение адвокатской деятельности Урусова, в этом же главная причина силы и убедительности его речей. Внешними ораторскими данными он обладал в высокой степени; он прекрасно владел богатыми голосовыми средствами, его дикция и жесты были безукоризненны. Он умел захватывать слушателей, подчинять себе их мысль и чувство; его напечатанные речи могут дать только бледное представление о том, чем они были в момент произнесения. Он убеждал силой своего увлечения, блеском нападения и полемики, удачным раскрытием слабых мест противника. Он не столько изучал дело во всех подробностях, сколько старался взять в нем самое важное и на этом строил свою защиту. С большим искусством Урусов владел также и иронией. На психологической стороне дела, требующей изучения характеров и событий, Урусов останавливался редко; его характеристики не отличались ни глубиной, ни силой. Он был прекрасным диалектиком, умевшим оспорить чужое доказательство и отстоять свое, собрать для поддержания своего взгляда самый разнообразный материал и подкрепить аргументацию силой увлечения. Пропагандируя театральные взгляды Э.Золя, он понимал натурализм как поиски правды в театре. Дружил и переписывался с Э.Дузе. Автор статей о М.С.Щепкине, Г.Н.Федотовой, М.Н.Ермоловой, П.А.Стрепетовой. Скончался 16 июля 1900 года.
1848
Владимир Вячеславович Пухальский
российский пианист, педагог, композитор и музыкальный деятель, заслуженный профессор УССР (1928). Родился в Минске. Учился в Петербургской консерватории по классам фортепиано Теодора Лешетицкого, теории музыки и композиции ― у Ю.Иогансена и Н.Зарембы. Окончив консерваторию в 1874, два года преподавал в ней же, в 1876―1933 ― в Киевском музыкальном училище (преобразованном в 1913 при его активном участии в консерваторию). В 1877―1888 входил в состав дирекции Киевского отделения Русского музыкального общества (заведующий музыкальной частью). Пухальский выступал как пианист и общественный деятель, много сделал для развития музыкально-общественной жизни и музыкального образования на Украине. В своей педагогической деятельности Пухальский развивал традиции Т. Лешетицкого, воспитал ряд крупных пианистов, среди которых В.С.Горовиц, Г.М.Коган, Л.В.Николаев, А.Браиловский, К.Н.Михайлов и другие. Композиторское наследие Пухальского включает оперу «Валерия» (постановка 1923), фортепианный концерт, этюды и другие учебные сочинения для фортепиано, романсы. Под его редакцией были изданы фортепианные сочинения многих композиторов. Умер в Киеве 23 февраля 1933 года. Литература: Музыкальная энциклопедия. Главный редактор Ю.В.Келдыш. Москва: Советская энциклопедия, 1973―1982
1852
Анатолий Федорович Гельцер
русский театральный художник. Брат В.Ф.Гельцера. В 1873, по окончании московского Строгановского училища, поступил на службу в императорские московские театры. Работал в Большом театре помощником К.Ф.Вальца, обучался декорационному искусству у художника П.А.Исакова. Много путешествовал по России и западно-европейским странам, изучая памятники искусства и архитектуры. С 1888 декоратор московского Малого театра. Оформлял также оперные и балетные спектакли. В 1880-90-х гг. занимал одно из ведущих мест в русском театрально-декорационном искусстве. В балетном театре выступал как представитель академически-романтического направления. Используя возможности сцены, в частности введенного в 90-х гг. электрического освещения, Гельцер увлекался эффектами транспарантной (просвечивающей) декорации для передачи различных состояний природы, создания романтически приподнятой атмосферы действия. Его лучшая работа - декорации к балету "Спящая красавица" (1899, Большой театр, с К.Ф.Вальцем. возобновление А.А.Горского) со знаменитой панорамой во 2-м действии - отмечена тонким проникновением в музыке П.И.Чайковского. Развивая реалистические традиции, добивался исторической точности и бытовой достоверности декораций и костюмов. Романтический склад его дарования ярче всего проявился в пейзажных декорациях, где художник использовал эффекты постепенной градации цвета и света. Оформлял спектакли для Малого театра: «Борис Годунов» А.С.Пушкина (1880), «Гроза» (1883), «Воевода» (1886) и «Бешеные деньги» (1893) А.Н.Островского, «Чародейка» И.В.Шпажинского (1884), «Звезда Севильи» Лопе де Веги (1886), «Макбет» (1889) и «Гамлет» (1891) У.Шекспира, «За право и правду» П.Н.Полевого (1892), «Полоцкое разорение» А.В.Амфитеатрова (1898), «Девичий переполох» В.А.Крылова (1899) и др. Работал также в Большом театре. Умер в 1918 году.
1854
Арнольд Шоттландер (Arnold Schottlander)
немецкий шахматист. Умер 9 сентября 1909 года.
1857
Котэ (Яков Семенович) Месхи
грузинский актер и режиссер. С 1874 выступал в любительских спектаклях. В 1879 принял активное участие в воссоздании профессионального грузинского театра в Тифлисе. В 1880-81 жил во Франции, изучая театральное иск-во. В 1885-94 руководил Кутаисским театром. С 1896 - ведущий актер и режиссер Тифлисского грузинского театра. Месхи обладал большой сценической культурой, мастерством. Он считал, что главное назначение сцены – изображение общественной жизни, "действительные картины жизни" и требовал от актеров реалистического исполнения ролей. Играл разнохарактерные роли. Роли: Леван Химшиашвили ("Родина" Д.Эристави), Гоча ("Коварная Тамара" Церетели), Отия ("Брат и сестра" Гуния), Ломин ("Тяжба" Г.Эристави), Арбенин ("Маскарад"), Чацкий; Осип ("Ревизор"), Анания ("Измена" Сумбатова), Отелло; Петруччио ("Укрощение строптивой"), Тартюф; Наполеон ("Мадам Сан Жен" Сарду и Моро). Месхи познакомил грузинского зрителя с рядом классических и современных драматических произведений. В Кутаисском театре поставил "Горе от ума", "Отелло", "Гамлет", "Проделки Скапена". Автор исторической пьесы "Руставели", в которой играл главную роль, и др. Переводчик пьес Гоголя, Шекспира, Гюго, А.Дюма и др. Перевел и читал на эстраде "Записки сумасшедшего" Н.Гоголя. Умер 28 мая 1914 года. Литература на грузинском языке: Андроникашвили К., Котэ Месхи, Тбилиси, 1810; Герсамия С., Кутаисский театр. Тбилиси, 1947; Буртикашвили А., Мастера сцены, Тбилиси, 1951; Котэ Месхи. Сборник, под редакцией Д.Джанелидзе, Тбилиси, 1953 (Деятели грузинского театра о сценическом искусстве, книга.
1861
Эрнест ван Дейк
бельгийский певец (тенор). В 1888-1907 гг. пел в Венской придворной опере, театрах «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке и «Ковент-Гарден» в Лондоне. В России гастролировал впервые в 1900 г. С 1914 г. преподавал пение.
1862
Николас Мюррэй Батлер
американский педагог, лауреат Нобелевской премии мира 1931 года «за неиссякаемую энергию и рвение в деле мира». В 1920 году выставлял свою кандидатуру на президентских выборах, но получил только один голос - своего сына.
1862
Герман Нейштадтль
доктор математики, предложивший метод подсчета коэффициентов при равенстве очков в турнирах по круговой системе, названный впоследствии системой Зоннеборна-Бергера.
1865
Евгений Сандов (Фридрих Вильгельм Мюллер)
немецкий атлет. На Западе его считают основателем культуризма, бодибилдинга, а для России с побития его рекордов началась слава русских силачей.
1865
Павел Карлович Штернберг
русский советский астроном, революционный деятель. Член Коммунистической партии с 1905. Родился в Орле в семье железнодорожного подрядчика. В 1887 окончил физико-математический факультет Московского университета, с 1914 профессор, с 1916 директор Московской обсерватории. В 1905-08 член финансовой комиссии Московского комитета РСДРП, входил в Военно-техническое бюро комитета. Во время Февральской революции 1917 член Московского комитета партии, член Центрального штаба Красной Гвардии при Моссовете, член Московского ВРК, возглавлял боевые действия в Замоскворецком районе. После Октябрьской революции 1917 член Президиума Мосгубисполкома, губвоенком. В 1918 член коллегии Наркомпроса, руководитель отдела вузов. С сентября 1918 член РВС 2-й армии, с октября 1919 член реввоенсовета Восточного фронта. При штурме Омска заболел пневмонией и умер в Москве 1 февраля 1920 года.
1866
Николай Евгеньевич Марков (Марков Второй)
правый политик и публицист, потомственный дворянин, коллежский советник. Один из учредителей Курской народной партии порядка, которая впоследствии вошла в Союз русского народа. В 1905—1917 издавал газету «Русское знамя». Депутат III и IV Государственной думы от Курской губернии. Монархист, один из лидеров черносотенцев. С 1910 г. председатель главного совета «Союза Русского Народа». Потомственный дворянин. Детство провел в родовом имении Патебник Щигровского уезда Курской губернии. Отец — Евгений Львович Марков (1835—1903) — был известен как литератор, педагог и государственный деятель. В 1888 Николай Марков окончил Институт гражданских инженеров в Москве. Служил инженером на железной дороге. Совместно с женой владел участком земли в 368 десятин в селе Охочевка Щигровского уезда Курской губернии. Как землевладелец был избран членом уездной земской управы, а в 1905 году — членом губернской земской управы. Один из учредителей Курской народной партии порядка (создана 5 сентября 1904). В декабре 1906 эта партия стала курским отделом Союза Русского Народа. В мае 1906 вошёл в Совет по организации съезда уполномоченных дворянских собраний. В период 1900—1910 годов Марков был постоянным участником съездов Объединенного дворянства. Входил в комиссию по еврейскому вопросу при Постоянном совете Объединенного дворянства. Депутат III и IV Государственной думы от Курской губернии. В думе был известен как «Марков Второй» (был ещё один депутат с такой фамилией), а также как грубиян и драчун. В Думе был членом совета фракции правых, где был лидером умеренного крыла. Получил известность как черносотенец. После революции в России принял участие в гражданской войне на стороне белых. Вначале, летом 1919 года Марков был обер-офицером для поручений в Северо-Западной армии. Затем в 1918—1920 годах был в армии Н.Н.Юденича. С 1920 года (по другим данным с 1921 года) находился в эмиграции в Берлине. Редактировал журнал «Двуглавый орел» (1920—1921). В Германии встретился с Александром Римским-Корсаковым, вместе с ним участвовал в съезде монархистов в Рейхенгалле, избран председателем Высшего монархического совета (1921—1926, по другим данным до 1927). В 1935 году в Эрфурте вступил в русскую секцию нацистской «Мировой службы» (так называемого «антисемитского интернационала»). Начиная с 1936 года редакторовал русский выпуск еженедельника «Мировая служба. Международная корреспонденция по просвещению в еврейском вопросе.» нем. Welt-Dienst. Internationale Korrespondenz zur Aufklärung über die Judenfrage, который издавался Ульрихом Флейшгауэром. Участвовал в создании антисемитской энциклопедии «Сегила Вери». На протяжении 1930-х годов опубликовал в Германии книги и статьи антисемитского содержания на русском языке (История еврейского штурма России, Лик Израиля), а после нападения нацистской Германии на Советский Союз и на немецком языке (Der Jude ist der Parasit des Bauerntum, 1944; Die Rolle des Judentums in Russland seit seinem Erscheinen im 17. Jahrhundert bis zu seiner Machtergreifung 1917., 1944), в которых выступил поборником «окончательного решения еврейского вопроса» и сторонником войны с СССР. Марков был женат дважды и от двух браков имел пятерых детей. Умер в городе Висбаден, в Германии в конце апреля 1945 года. Труды Н.Е.Маркова: «Войны тёмных сил» В двух книгах. Париж, издательство князя М.К.Горчакова «Долой зло», 1928—1930 гг.; «Верховная Власть»; «Иудо-большевизм»; «Церковная смута».Литература: Роман Ромов. Марков Николай Евгеньевич (1866—1945); Д.Д.Богоявленский Н.Е.Марков и Совет Министров: Союз русского народа и самодержавная власть; «Консерватизм в России и мире: прошлое и настоящее». Сб. научных трудов. Вып. I. Воронеж, 2001, страницы 192—204; Е.П.Кабытова «Зубр» Николай Евгеньевич Марков 2-й «Дворянское собрание. Историко-публицистический и литературно-художественный альманах.» № 1. Москва, 1994, Страницы 142—146; Ю.А.Бугров Дворяне Марковы. Родословная и дела «Курский край: Альманах», № 1. Курск, 1997, страницы 3-14.
1870
Всеволод Петрович Кащенко
советский дефектолог, один из первых организаторов высшего дефектологического образования и научно-исследовательской работы в области дефектологии в СССР. В 1891 поступил на медицинский факультет Московского университета; в 1894 исключен за участие в работе студенческих революционных кружков и выслан из Москвы. В 1897 окончил медицинский факультет Киевского университета. Лишённый из-за политической «неблагонадёжности» права занимать государственные и общественные должности, открыл в 1908 частную школу-санаторий - одно из первых учреждений для аномальных детей в Москве. В 1918 на базе этой школы был организован «Дом изучения ребёнка», вскоре преобразованный в Медико-педагогическую опытную станцию, руководимую К. С 1920 по 1924 был ректором и профессором Педагогического института детской дефективности в Москве. В последние годы жизни К. работал над проблемами логопедии. Используя врачебно-педагогические средства, К. ставил задачу добиться ослабления или преодоления недостатков развития у аномальных детей. Учебно-воспитательный процесс К. основывал на применении методов, содействующих максимальной активности и самостоятельности детей, пробуждению у них стремления исправить недостатки своего поведения. Он подчёркивал, что для аномальных детей важно не количество знаний, а их качество, жизненность и их роль в развитии познавательных возможностей учащихся. Умер 30 ноября 1943 года. Сочинения: Дефективные дети и школа. Сборник статей. Под редакцией В.П.Кащенко, Москва, 1912; Воспитание-обучение трудных детей, Москва, 1913 (совместно с С.Крюковым); Путём творчества. Сборник, под редакцией В.П.Кащенко, Москва, 1922. Литература: Азбукин Д.И., Общественно-педагогическая деятельность В.П.Кащенко до и после Великой Октябрьской социалистической революции, «Учёные записки Московского государственного педагогического института имени В.И.Ленина», 1947, том 49, страницы 101-09; Замский Х.С., Врачебно-педагогическая деятельность профессора В.П.Кащенко и её роль в развитии вспомогательной школы СССР, «Учёные записки Московского государственного педагогического института имени В.И.Ленина. Дефектологический факультет», 1959, том 131, выпуск 7.
1870
Николай Константинович Муравьев
русский адвокат, присяжный поверенный, глава Чрезвычайной комиссии Временного правительства по расследованию злоупотреблений царских чиновников. Родился в селе Щербинине Тверского уезда Тверской губернии. Из дворян. В 1890-96 изучал медицину и право в Московском и Казанском университетах. Присяжный поверенный. В 1896-1917 выступал защитником на процессах рабочих, крестьян, сектантов, политических партий. Среди процессов с участием Муравьева: беспорядки на заводах Брянского общества в Орле и Екатеринославе, дело крестьян Харьковской и Полтавской губерний, процесс сормовских рабочих, процесс Нижегородской демонстрации (П.А.Заломов и др.), процесс вооружённого восстания на Пресне в Москве, дело Петербургского Совета РД (Л.Д.Троцкий и др.), процессы социал-демократический фракций 1-й 2-й и 3-й Государственных Дум, дело Московской организации РСДРП (М.П.Томский и др.) и так далее (помогал Л.Н.Толстому составить завещание с отказом от собственности на его произведения). Относил себя к независимым беспартийным социалистам. В конце 1890-х гг. избирался членом Тверского окружного земства, в 1916 московской Городской думы. Автор трудов "Русский еврей и русский рабочий" (Москва, 1907), "Законы о политических и оощественных преступлениях" (Санкт-Петербург., 1910; в соавторстве с П.Н.Малянтовичем). За участие в революционном движении подвергался арестам в 1891, 1894, 1898, 1905 и ссылкам. После Февральской революции 1917 назначен 4 марта Временным правительством председателем "Чрезвычайной следственной комиссии для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданских, так и военных и морских ведомств", с правами товарища министра юстиции. На 1-м Всероссийском съезде Советов РСД (июнь) Муравьев сделал доклад 16 июня, в котором обосновал правовую базу обвинения высших администраторов бывшей Российской империи в нарушениях законов не революционного времени, а законов ими же разраоотанных и принятых, действовавших до падения самодержавия: "...мы создаём и ставим процессы, которые не могут не иметь мирового значения, с этой точки зрения важна и ценна та позиция, на которую нам удалось стать, потому что при иной точке зрения, если бы суд этот положил в свою основу законы какие-нибудь иные. а не существовавшие тогда, их сторонники могли бы перед всем миром сказать: да эти законы ваши, а не наши, это законы вашего времени, мы жили при других условиях, как же вы хотите карать и наказывать нас за то, что мы сотворили, по законам, установленным уже после того, как вы отогнали нас от власти?.. в высшей степени важно... чтобы они не могли сказать революционной демократии, что их судят за то, что не было запретным в их времена... вся деятельность правительственной власти старого режима... с точки зрения тогда существовавших законов оказывается нарушающей этот закон... Есть целые ведомства, которые ни одного дня не могли прожить без преступления..." ("1-й съезд Советов", том 2, страницы 46-47). Комиссия до Октябрьской революции не завершила свою работу, её стенографические отчёты опубликованы в 7 томах в 1924-27 под названием "Падение царского режима". После Октябрьской революции Муравьев работал юрисконсультом Московского народного банка. С января 1918 по 1922 Председателем Комитета политического Красного Креста. Выступал защитником на политических процессах, в том числе по делу "Тактического центра". В 1922, будучи защитником на процессе ЦК правых эсеров, в знак протеста против разрешенного трибуналом вмешательства в процесс демонстрантов, требовавших смертной казни для обвиняемых, отказался далее вести защиту; был арестован и выслан, в 1923 вернулся в Москву. В 1930 вышел из Коллегии защитников. Умер в Москве 31 декабря 1936 года. Использованы материалы статьи М.Янсена в книге: Политические деятели России 1917. биографический словарь. Москва, 1993. Литература: Янсен М., Адвокатура в первые годы Советской власти: Н.К.Муравьев, "Революционная Россия", 1990, N 2. страницы 210-222 (на английском языке).
1873
Радое Доманович
сербский писатель. Автор сатирических рассказов и повестей: «Не понимаю!» (1898), «Клеймо» (1899), «Страдия» (1902).