
1856
Георгий Валентинович Плеханов (псевдоним Н.Бельтов, А.С.Максимов-Дружбинин и др.)
русский теоретик и пропагандист марксизма, деятель российского и международного рабочего и социалистического движения. Родился в селе. Гудаловка, ныне Краснинский район Липецкой области, в мелкопоместной дворянской семье. Окончил военную гимназию в Воронеже, в 1873 переехал в Санкт-Петербург. Осенью 1874 поступил в Санкт-Петербургский Горный институт, из которого в 1876 как участник революционного движения был вынужден уйти. С 1875 вступил на путь активной революционной борьбы, первоначально действовал в революционно-народническом движении (см. Народничество), "ходил в народ", в Санкт-Петербурге получил некоторый опыт пропагандистской деятельности среди рабочих. Участвовал в Казанской демонстрации 1876 в Санкт-Петербурге, где выступил с обличительной речью против царского самодержавия. После раскола народнической организации "Земля и воля" (1879) - один из руководителей революционно-народнической группы "Черный передел". С января 1880 до Февральской революции 1917 года жил в эмиграции (Швейцария, Италия, и др. страны Западной Европы). Сравнительно быстрое развитие капитализма в России и усиление рабочего движения, кризис народнической теории и практики, личный опыт деятельности среди рабочих, знакомство с историей западноевропейского рабочего движения и особенно глубокое изучение трудов К.Маркса и Ф.Энгельса вызвали переворот во взглядах Плеханова. В 1882-1883 у Плеханова складывается марксистское мировоззрение; он становится убежденным и решительным критиком идеологии народничества, первым пропагандистом, теоретиком и блестящим популяризатором марксизма в России. В 1883 в Женеве Плеханов создал первую российскую марксистскую организацию - группу "Освобождение труда" (ее членами были П.Б.Аксельрод, В.И.Засулич, Л.Г.Дейч, В.Н.Игнатов) и был автором ее программных документов. Члены группы перевели на русский язык и издали ряд произведений Маркса и Энгельса. Плеханов принадлежат переводы работ: "Манифест Коммунистической партии" (1882), "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии", "Тезисы о Фейербахе", части книг "Святое семейство" и др. Своими работами - "Социализм и политическая борьба" (1883),"Наши разногласия" (1885), "Русский рабочий в революционном движении", "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю" (1895; по словам В.И.Ленина, на этой работе "... воспитывалось целое поколение русских марксистов..." - Полное собрание сочинений, 5-е издание, том 19, страница 313, примечания) и др. Плеханов нанес сильный удар по идеологии народничества. Он научно опроверг утверждения народников о том, что капитализм в России - якобы "случайное явление", что крестьянская община способна не только противостоять капитализму, но и явиться главным преимуществом при переходе страны к социализму. Плеханов показал, что Россия неудержимо идет по пути капиталистического развития и что задача революционеров состоит в том, чтобы использовать порождаемые капитализмом процессы в интересах революции. Плеханов учил видеть в нарождавшемся пролетариате главную революционную силу в борьбе с самодержавием и капитализмом, призывал развивать политическое сознание рабочих, бороться за создание социалистической рабочей партии. Плеханов установил тесные связи со многими представителями западноевропейского рабочего движения, активно участвовал в работе 2-го Интернационала со времени его основания (1889), встречался и был близок с Ф.Энгельсом, который высоко ценил первые марксистские произведения Плеханова, одобрял деятельность созданной Плехановым первой российской марксистской организации. Руководимая Плехановым группа "Освобождение труда" оказала значительное влияние на деятельность марксистских кружков, возникших в 1880-х гг. в России. Но, как подчеркивал Ленин, группа "... лишь теоретически основала социал-демократию и сделала первый шаг навстречу рабочему движению" (там же, том 25, страница 132). Весной 1895 Плеханов впервые встретился с приехавшим в Швейцарию Лениным. В ходе этой встречи была достигнута договоренность об установлении связей между группой "Освобождение труда" и марксистскими организациями России. Совместно с российскими марксистами Плеханов включился в борьбу против либерального народничества, "легального марксизма", "экономизма", разоблачил отступничество Э.Бернштейна от марксизма. Плехановская критика бернштейнианства сохраняет свое значение в борьбе с современным оппортунизмом. С 1900 Плеханов принял участие в основании первой общероссийской марксистской газетой "Искра", вдохновителем и организатором которой был Ленин. Газета "Искра" и журнал "Заря", в редакцию которых входили Ленин, Плеханов и другие, стали сильнейшим оружием в борьбе за создание пролетарской партии в России. При разработке редакцией "Искры" Программы партии Ленин подверг обоснованной критике ряд положений проекта, представленного Плехановым (отсутствие пункта о диктатуре пролетариата, абстрактность и недооценка революционных возможностей российского рабочего класса, его союза с крестьянством и др.). Ленин внес в проект существенные поправки и дополнения, в результате чего был разработан последовательно марксистский проект Программы, который был опубликован в 1902 от имени редакции "Искры" и "Зари" для обсуждения. На втором съезде РСДРП (1903) Плеханов занимал революционную позицию, вместе с Лениным отстаивал принципы марксизма, боролся против оппортунистов. Однако Плеханов не смог до конца освободиться от груза социал-демократических традиций партий 2-го Интернационала, не понял новых задач в эпоху империализма и вскоре после 2-го съезда перешел на сторону меньшевизма, стал одним из его лидеров. С конца 1903 Плеханов повел борьбу против ленинизма, особенно по вопросам стратегии и тактики пролетариата и его большевистской партии. Во время Революции 1905-1907 в России Плеханов занимал оппортунистическую позицию, стоял за союз с либеральной буржуазией, осуждал курс на вооруженное восстание, считал главной парламентскую форму борьбы. Декабрьское вооруженное восстание московских рабочих в 1905 Плеханов резко осуждал, говорил, что "не нужно было браться за оружие". В 1903-1917 в деятельности Плеханова, в его мировоззрении проявилось существенное противоречие: с одной стороны, Плеханов-меньшевик встает на путь тактического оппортунизма и выступает против ленинского курса на социалистическую революцию в России; с другой стороны, в философии Плеханова - воинствующий материалист-марксист, борющийся против буржуазной идеалистической философии, "... крупный теоретик, с громадными заслугами в борьбе с оппортунизмом, Бернштейном, философами антимарксизма, - человек, ошибки коего в тактике 1903-1907 годов не помешали ему в лихолетье 1908-1912 гг. воспевать "подполье" и разоблачать его врагов и противников..." (Ленин В.И., там же, том 48, страница 296). Однако меньшевизм Плеханов оказывал отрицательное влияние и на его философские работы (там же, том 18, страница 377, примечания). В годы реакции Плеханов выступил как противник ликвидаторства, богостроительства, богоискательства, махизма. В годы 1-й мировой войны 1914-1918 разделял оппортунистические социал-шовинистические взгляды. После Февральской революции 1917 Плеханов вернулся в Россию. Возглавляя социал-демократическую группу "Единство" (созданную в 1914), он поддерживал буржуазное Временное правительство, его политику "войны до победного конца", выступал против большевиков и ленинского курса на социалистическую революцию в России. Отрицательно встретив Октябрьскую социалистическую революцию, Плеханов, однако, отказался поддержать контрреволюцию. На предложение Б.В.Савинкова стать главой будущего правительства ответил отказом ("Я сорок лет своей жизни отдал пролетариату, и не я буду его расстреливать даже тогда, когда он идет по ложному пути"). Тяжелобольным Плеханов был помещен в санаторий в Финляндии, где и скончался 30 мая 1918 года. Похоронен на Волковом кладбище в Петрограде.

Почтовая марка СССР, 1957 год.
Плеханов обладал исключительной работоспособностью. Он был энциклопедически образованным ученым, исследователем в области истории, экономики, социологии, этнографии, эстетики, религии и атеизма, ярким и глубоким русским философом и публицистом. Литературное наследие Плеханова по инициативе Ленина стало предметом широкого исследования. По решению Советского правительства были изданы сочинения Плеханова в 1920-х гг.; его библиотека и архив, находившиеся за границей, собраны и перевезены в Ленинград, в созданный Дом Плеханова (в составе Государственной библиотеки имени М.Е.Салтыкова-Щедрина), предпринято издание "Литературного наследия Г.В.Плеханова" (продолжается под названием "Философско-литературное наследие"). Роль Плеханова в истории марксизма, его философии определена Лениным: "... нельзя стать сознательным, настоящим коммунистом без того, чтобы изучать - именно изучать - все, написанное Плехановым по философии, ибо это лучшее во всей международной литературе марксизма" (там же, том 42, страница 290); статьи Плеханова по философии должны войти в "... серию обязательных учебников коммунизма" (там же, примечание). "... Единственным марксистом в международной социал-демократии, давшим критику тех невероятных пошлостей, которые наговорили здесь ревизионисты, с точки зрения последовательного диалектического материализма, был Плеханов" (там же, том 17, страница 20). Ленин особенно высоко ценил марксистские философские произведения, написанные Плехановым в 1883-1903. В трудах "Очерки по истории материализма", "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю", "О материалистическом понимании истории", "К вопросу о роли личности в истории", "К шестидесятой годовщине смерти Гегеля", "Н.Г.Чернышевский" и др. Плеханов выступил как воинствующий материалист-диалектик, подвергнув критике как предшествующие марксизму идеалистические и метафизические учения, так и буржуазные и мелкобуржуазные философские и социологические концепции, направленные против марксизма (неокантианство, позитивизм, субъективную социологию народников и анархистов и т.д.). Борясь против ревизионистских попыток "обновления" марксизма, Плеханов доказывал, что "появление материалистической философии Маркса - это подлинная революция, самая великая революция, какую только знает история человеческой мысли" (Избранные философские произведения, том 2, 1956, страница 450), что "... все стороны миросозерцания Маркса самым тесным образом связаны между собой..., вследствие этого нельзя по произволу удалить одну из них и заменить ее совокупностью взглядов, не менее произвольно вырванных из совершенно другого миросозерцания" (там же, том 3, 1957, страница 198), что только диалектический и исторический материализм представляет собой философско-теоретический фундамент научного социализма. "Диалектический материализм есть философия действия", - говорил Плеханов (Сочинения, том 7, 1925, страница 245), марксизм - величайшее оружие в руках пролетариата в его борьбе с эксплуататорами. Плеханов, называя марксизм, материалистическую диалектику алгеброй революции, подчеркивал огромную роль революционной теории, прогрессивных идей в преобразовании общества. "Ведь без революционной теории нет революционного движения, в истинном смысле этого слова..., - писал Плеханов - Революционная, по своему внутреннему содержанию, идея есть своего рода динамит, которого не заменят никакие взрывчатые вещества в мире" (там же, том 2, 1925, страница 71). Плеханов раскрывал преемственную связь марксизма с лучшими традициями философской и общественной мысли прошлого, высоко оценивал роль диалектики Гегеля. Материализм для Плеханова - продукт длительного развития, связанного с социальными битвами и прогрессом науки. Критикуя идеализм и агностицизм И.Канта и неокантианцев, Плеханов подчеркивал познаваемость мира, хотя у него и были отдельные неточные формулировки по этому вопросу (например, некритическое отношение к "иероглифов теории" и др.). В работах, направленных против махистского поветрия и религиозных исканий в России, Плеханов писал, что "... махизм есть лишь берклеизм, чуть-чуть переделанный и заново перекрашенный под цвет "естествознания XX века" (Избранные философские произведения, том 3, 1957, страница 261). Однако Плеханов не раскрыл связи махизма, неокантианства и др. идеалистических течений с кризисом в новейшей физике. Ленин отмечал, что "Плеханов критикует кантианство (и агностицизм вообще), более с вульгарно-материалистической, чем с диалектически-материалистической точки зрения, поскольку он лишь a limine (с порога) отвергает их рассуждения, а не исправляет (как Гегель исправлял Канта) эти рассуждения, углубляя, обобщая, расширяя их, показывая связь и переходы всех и всяких понятий" (Полное собрание сочинений, 5-е изд.ание том 29, страница 161). Плеханов применял диалектический метод главным образом к познанию общественной жизни. Из диалектики, понимаемой как "алгебра революции", Плеханов делал вывод о закономерности и неотвратимости социальной революции. Анализируя историю учений об обществе, Плеханов на большом историческом материале доказывал, что только диалектический материализм раскрывает закономерный характер общественно-исторического процесса ("Литературное наследие Г.В.Плеханова", сборник 5, 1938, страницы 4-5). Плеханов стремился раскрыть структуру общественной жизни и взаимодействие ее сторон. С точки зрения Плеханова, марксистский социологический анализ создает основу научного предвидения главных направлений общественного развития (Избранные философские произведения, том 3, страница 50). Плеханов творчески развил марксистское учение о роли народных масс и личности в истории, развенчал субъективно-идеалистические и волюнтаристские концепции героев - делателей истории, доказывая, что "... народ, вся нация должна быть героем истории" (Сочинения, том 8, 1923, страница 11). Плеханов сыграл видную роль в развитии экономической мысли в России, подверг критике экономические концепции народничества, историческую школу буржуазно политической экономии, "теорию насилия" К.И.Родбертуса-Ягецова и др. Он дал анализ формирования и развития политической идеологии, права, религии, морали, искусства, философии и др. форм идеологической надстройки, критиковал вульгарно-материалистические, метафизические теории (А.Богданова и др.), игнорирующие значение общественного сознания и политического строя в общественном развитии. "Экономика почти никогда не торжествует сама собою..., а всегда только через посредство надстройки, всегда только через посредство известных политических учреждений" (Избранные философские произведения, том 2, 1956, страница 216). Применяя принципы исторического материализма к анализу русского исторического прошлого и современной ему русской действительности, Плеханов подверг аргументированной критике идеалистическую теорию "самобытности" русского исторического процесса, господствовавшую в тот период в русской общественной мысли. Анализируя экономику пореформенной России, Плеханов доказал, что Россия в своем историческом развитии шла и идет по тому же пути, по которому шли и др. европейские страны, т. е. от феодализма к капитализму, что "... теория русской самобытности становится синонимом застоя и реакции..." (Сочинения, том 2, 1925, страница 27). Таким образом, он отверг ошибочное противопоставление истории России истории Запада. Плеханов доказал несостоятельность ходившей в то время теории о бесклассовости русского общества. При характеристике своеобразия русского исторического процесса Плеханов на первый план выдвигал развитие классов и борьбу между ними. Плеханов был первым марксистским историком русского освободительного и революционного движения. Он правильно указал на дворянский и разночинский периоды в русском освободительном движении; новый, третий период характеризовался, согласно Плеханову, взаимными классовыми отношениями пролетариата с буржуазией. Плеханов был первым марксистом, который взялся за научную разработку истории русской общественной мысли, собрав и систематизировав по этому вопросу огромный материал. Его трехтомная работа "История русской общественной мысли" явилась первым сводным обобщающим трудом, который охватывает историю общественной мысли с древнейших времен до конца 18 в. и написан в целом с марксистских позиций (1-й т. вышел в 1914). Плеханов дал глубокий анализ социально-экономических, философских и эстетических взглядов Белинского, Герцена, Чернышевского и Добролюбова. Плеханов показал, что вся история русской революционной мысли - это попытки найти такую программу действия, которая обеспечила бы революционерам сочувствие и поддержку со стороны народных масс. Плеханов устанавливал связь между русским марксизмом, российской социал-демократией и ее предшественниками - революционерами 1860-1870-х гг. Он положил начало изучению истории русского рабочего движения. Большое внимание Плеханов уделял вопросам эстетики. Являясь преемником и продолжателем традиций материалистической эстетики В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова и др., Плеханов писал, что "... отныне критика (точнее, научная теория эстетики) в состоянии будет подвигаться вперед, лишь опираясь на материалистическое понимание истории" (Избранные философские произведения, том 5, 1958, страница 312). Исходя из этого, Плеханов рассмотрел многие проблемы эстетического отражения действительности, истории искусства и эстетической мысли. Он впервые в марксистской литературе подверг критике биологические концепции происхождения искусства, доказывал, что искусство, эстетические чувства и понятия рождаются в результате трудовой деятельности общественного человека. Искусство представляет собой специфическую, образную форму отражения общественного бытия людей в сознании представителей тех или иных классов общества. В оценке произведения искусства критерий идейности, жизненной правды должен сочетаться с критерием художественности. Плеханов остро критиковал буржуазное искусство. Несмотря на отдельные ошибочные положения работ Плеханова по эстетике (оценка произведения М.Горького "Мать", схематическое разграничение Л.Толстого как мыслителя и как художника и т.д.) эти работы в целом сохраняют свое значение в современной борьбе за реализм и идейность искусства. Плеханов внес крупный вклад в марксистскую историю философии и общественной мысли, исходя из принципа обусловленности общественным сознания развитием общественного бытия. П. подверг критике идеалистическую концепцию "филиации идей" (т. е. их самопроизвольного развития) в истории философии и общественной мысли, доказывая, что эта история в конечном счете обусловлена поступательным движением общественной жизни, борьбой классов, связана с прогрессом науки и искусства. Плеханов показал, что нет автоматического соответствия между философскими и социально-политическими воззрениями одного и того же мыслителя. Плеханов дал критику вульгарно-материалистического и нигилистического извращений философских наследия, попыток вывести все неверные взгляды и заблуждения из классово-корыстных интересов мыслителей (там же, том 1, 1956, страница 651, том 3, страница 322). Критикуя объективистскую концепцию немецкого историка философии Ф.Ибервега, Плеханов сформулировал некоторые методологические требования историко-философских исследования: выяснение зависимости философских идей от социального развития; выяснение зависимости развития естествознания, психологии, истории литературы и искусства, общественных наук, оказывающих влияние на философские идеи, от социального развития на различных этапах истории; выяснение неравномерности социально-исторического развития на различных ступенях истории, его особенностей в различных странах, что в одних случаях вызывало борьбу науки и религии, в других - временное их "примирение". Плеханов отстаивал материалистические, атеистические традиции в философии, революционные и просветительские традиции русской и западноевропейской общественной мысли. Правда, порой Плеханов больше подчеркивал то, что сближает марксистскую философию и социологию с домарксистскими учениями, не показывая в должной мере то, что их различает, несколько преувеличивал влияние западноевропейской философии и общественной мысли на русскую; но все это не умаляет научной ценности работ Плеханова по истории философии и общественной мысли. Произведения Плеханова систематически публикуются и широко изучаются в СССР. Именем Плеханова названы Ленинградский горный институт, Московский институт народного хозяйства и др. вузы страны. В 1956 в СССР было отмечено 100-летие со дня рождения Плеханов, учреждена премия имени Плеханов, присуждаемая авторам лучших научных работ по философии. Сочинения: Сочинения, тома 1-24, Москва - Ленинград, 1923-27; Литературное наследие Г.В.Плеханова, сборник 1-8, Москва, 1934-1940; Группа "Освобождение труда", сборники 1-6, Москва - Ленинград, 1924-1928; Избранные философские произведения, тома 1-5, Москва, 1956-1958; Каталог библиотеки Г.В.Плеханова, выпуски 1-4, Ленинград, 1965; философско-литературное наследие Г.В.Плеханова, тома 1-3, Москва, 1973-1974. Литература: К.Маркс, Ф.Энгельс и революционная Россия, Москва, 1967; Ленин В.И., Полное собрание сочинений, 5-е издание (Справочный том, часть 1, страницы 471-474); Розенталь М., Вопросы эстетики Плеханова, Москва, 1939; Фомина В.А., Философское наследие Г.В.Плеханова, Москва, 1956; Сидоров М.И., Г.В.Плеханов и вопросы истории русской революционно-демократической мысли XIX в., Москва, 1957; Митин М.Б., Историческая роль Г.В.Плеханова в русском и международном рабочем движении, Москва, 1957; Черкашин Д., Эстетические взгляды Г.В.Плеханова, Харьков, 1959; Иовчук М.Т., Г.В.Плеханов и его труды по истории философии, Москва, 1960; Чагин Б.А., Г.В.Плеханов и его роль в развитии марксистской философии, М Москва - Ленинград, 1963; Чагин Б.А., Курбатова И.Н., Плеханов, Москва, 1973.
Читать далее...