1438
Мелоццо да Форли (Melozzo da Forli; настоящее имя — Марко дельи Амброджи, Marco degli Ambrogi)
итальянский художник. Происходил из Форли, ученик живописца Ансуино да Форли. На становление как живописца большое влияние оказало творчество Андреа Мантеньи и Пьеро делла Франчески. С 1476 до 1481 работал в Риме. К этому времени относится одно из лучших произведений — роспись библиотеки Ватикана. От росписи сохранился фрагмент «Учреждение Ватиканской библиотеки Папой Сикстом IV» (1477, Ватиканская пинакотека). Композиция, напоминающая работы Пьера делла Франчески, выполнена как групповой портрет на фоне сложного архитектурного интерьера библиотеки. В римский период были выполнены росписи плафона апсиды церкви святого Апостолов по заказу кардинала. От этой живописи уцелели два фрагмента: «Христос, возносящийся на небо» (находится на лестнице Квиринальского дворца) и «Ангелы, играющие на музыкальных инструментах» (в ризнице Петровского собора). Другие известные произведения: росписи сакристии Сан Марко в соборе в Лорето (1478); фрески в Палаццо Дукале в Урбино (1473—1475). Умер 8 ноября 1494 года.
1593
Дьёрдь Ракоци I (Rakoci D'erd' I)
князь Трансильвании (1630-1648). Родился в Серенче. Преемник и продолжатель политики Габора Бетлена. В 1643 г. заключил союз со Швецией и принял участие в Тридцатилетней войне 1618-1648 гг. В феврале 1644 г. во главе тридцатитысячного войска он выступил в поход против Габсбургов. Был поддержан населением (особенно крестьянством, поднявшимся на борьбу за национальное освобождение) на севере Венгерского королевства. Заняв большую часть Словакии, в 1645 г. соединился со шведскими войсками. В декабре 1645 г. трансильванский князь заключил в Линце мирный договор с императором Священной Римской империи и венгерским королем Фердинандом III Габсбургом, который закрепил успешные результаты походов Ракоци. В Трансильвании Дьердь Ракоци поощрял развитие горного дела, ремесел, торговли. Он установил дружественные связи с Богданом Хмельницким. Умер в Дьюлафехерваре 11 октября 1648 года.
1594
Готфрид-Генрих цу Паппенгейм (немецкое имя - Gottfried Heinrich Graf zu Pappenheim)
главнокомандующий войсками Католической лиги в Тридцатилетней войне, граф. Родился в Тройхтлингене. Происходил из старинной баварской фамилии; получил хорошее образование, учился в Альтдорфском и Тюбингенском университетах. Обратив на себя внимание императора своей образованностью, Паппенгейм был назначен имперским надворным советником, но вскоре перешел в военную службу и в 1614 году поступил в подчинение курфюрста Максимилиана Баварского (главы Католической лиги). В 1615 году Паппенгейм участвовал в войне за Юлих-Клевское наследство и лишь в это время перешел из протестантства (в котором был воспитан с детства) - в католичество. В 1620 году Паппенгейм в чине подполковника, командовал полком и принял участие в военных действиях против восставших чехов. Отличился в сражении при Белой горе, где он атаковал пехотный полк графа Шанка и, израненный, остался на поле сражения. Очнулся подполковник только на следующее утро, когда один из солдат хотел снять с него мундир. Паппенгейм был узнан и отвезен в Прагу, где вскоре оправился от ран. В 1623 году на Имперском сейме в Регенсбурге император возвел Паппенгейма в рыцарское достоинство и назначил его начальником испанской кавалерии в Ломбардии, откуда тот возвратился в 1625 году. В 1626 году, когда вспыхнуло восстание в верхней Австрии и 80 тысяч мятежников осадили город Линц и разбили несколько имперских и баварских отрядов, спешивших на его выручку, Паппенгейм с 6 тысячами старых испанских войск, искусно обманув бдительность осаждавших, внезапно явился у Линца, соединился там с другим отрядом имперцев и, разбив мятежников при Эффердинге, Гмюндене и Феклябрюке, победою при Вольфсеке закончил эту войну. В 1627 году он действовал против войск датского короля Кристиана IV и взял после упорного сопротивления Вольфенбюттель. В 1629 году, после удаления Валленштейна от командования имперской армией и назначения вместо него Тилли, Паппенгейм был произведен в генералы-от-кавалерии, назначен командующим всей конницы и принял видное участие в войне против шведского короля Густава-Адольфа. Первым его предприятием был поход против герцога Франца Лауэнбургского, который набирал войска для шведского короля во владениях ганзейских городских республик Гамбурга и Любека и расположился на квартирах в Ратцебурге. Паппенгейм обложил этот город и принудил к сдаче. Отсюда он двинулся к Магдебургу и много содействовал как осаде, так и последовавшей резне, разорению этого некогда цветущего города. Когда Тилли отправился в Гессен для исполнения так называемого Реституционного эдикта, Паппенгейм с 8 тысячами человек остался в Магдебурге наблюдать за действиями Густава-Адольфа, который стоял на нижней Эльбе в Вербенском лагере. Когда в августе 1631 года Тилли вторгся в Саксонию, Паппенгейм шел впереди его и открыл враждебные действия взятием Мерзебурга, затем последовало знаменитое сражение при Брейтенфельде, которое было начато Паппенгеймом и проиграно вследствие расстройства и бегства его конницы. Имея всего около 6 тысяч человек, Паппенгейм освободил имперского генерала Мансфельда, окруженного шведским фельдмаршалом Баннером. Соединившись с войсками Мансфельда, Паппенгейм хотел атаковать с двух сторон неприятеля, но Баннер повернул на Кальбе. Паппенгейм последовал за ним и атаковал шведский лагерь. Присоединив к себе имперский гарнизон Магдебурга, Паппенгейм двинулся навстречу герцогу Люнебургскому. Между тем, Баннер освободил Магдебург и, соединившись с герцогом Вильгельмом Веймарским, пошел на помощь к герцогу Люнебургскому. Положение Паппенгейма становилось опасным. Не желая жертвовать Вольфенбюттелем, но и не желая в нём запираться, Паппенгейм решился на следующее: подкрепив гарнизон, он с остальными войсками начал партизанскую войну, которую и вел с замечательным искусством. Мешая шведам вербовать войска и собирать продовольственные припасы в нижней Саксонии, он сам жил за счет своих противников, угрозами наводя страх на мелких владетелей; он нападал на рассеянные по стране неприятельские отряды и перехватывал транспорты. Когда же герцог Вильгельм и фельдмаршал Баннер ушли в Тюрингию, Паппенгейм, усилившийся до 20 тысяч человек, остался полновластным хозяином всей западной Саксонии, которая сильно пострадала от хищности и жестокости его необузданных войск. Из Саксонии Паппенгейм направился к Рейну, так как курфюрст Кельнский просил его помощи. Прибыв с 15 тысячами человек на Рейн, Паппенгейм двинулся к Маастрихту, осажденному голландцами, под командованием принца Генриха Оранского, и 7 августа атаковал голландский лагерь, но не поддержанный командующим испанской армией Кордова, был отбит с большими потерями. С берегов Рейна неутомимый Паппенгейм вновь кинулся в нижнюю Саксонию, где герцог осаждал Вольфенбюттель, а шведы Падерборн. Соединившись с генералом Гронсфельдом, Паппенгейм оттеснил их и в несколько недель овладел всеми сдавшимися шведам городами. В это время на театре войны вновь явился Валленштейн, облеченный неограниченными правами над всеми военными силами империи. Получив приказание Валленштейна присоединиться к нему, Паппенгейм привел в Мерзебург только 9 тысяч человек, большей частью конницы. Во время битвы при Люцене Паппенгейм в критическую минуту прискакал на поле битвы с 8 полками кирасир и драгун (4—5 тысяч сабель), бросился в бешеную атаку на расстроенные боем колонны шведов и отбил потерянную имперцами артиллерию. 7 раз ходил в атаку Паппенгейм и, будучи ранен пистолетной пулей и фальконетным ядром, упал с лошади. Лежа на земле, он продолжал воодушевлять свои эскадроны. Отвезенный в Лейпциг, он скончался на следующее утро 17 ноября 1632 года, утешая себя перед смертью тем, что прожил несколько дольше, чем его противник, Густав-Адольф. Паппенгейм оставил о себе память, как о человеке редкой храбрости, но его военная доблесть омрачалась чрезмерной жестокостью - которая не оправдывалась, как у того же Тилли, плохим воспитанием и католическим фанатизмом. О личном его мужестве свидетельствовали многочисленные рубцы от ран, покрывавшие его тело. Войска прозвали его «соддатом». Литература: Hess, «G. H. Graf von Pappenheim» (Лпц., 1833); Военная энциклопедия / Под редакцией В.Ф.Новицкого и др.. — Санкт-Петербург: товарищество И.В.Сытина, 1911—1915. — Том 17.
![(550x699, 393Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0//44/831/44831072_cassini.gif)
1625
Джованни Доменико Кассини
итальянский и французский астроном, основатель астрономической династии. Родился в Перинальдо (Генуэзская республика). Образование получил в иезуитском коллегиуме в Генуе и в аббатстве Сан-Фруктуозо. В 1644–1650 работал в обсерватории маркиза Мальвазиа в Панцано (близ Болоньи), продолжил астрономическое образование под руководством Дж.Б.Риччоли и Ф.М.Гримальди. В 1650–1669 профессор астрономии в Болонском университете. В 1669 переехал во Францию, где руководил строительством Парижской обсерватории, которую возглавлял до конца жизни. С 1669 – член Парижской Академии наук. В Италии Кассини выполнил многочисленные позиционные наблюдения Солнца при помощи меридианного инструмента и на основании этих наблюдений составил новые солнечные таблицы, опубликованные в 1662. Создал первую точную теорию атмосферной рефракции, основанную на законе синусов. Экспериментировал в области гидравлики и написал несколько работ по прикладной гидротехнике. В 1664 Кассини начал наблюдать поверхности планет с помощью больших телескопов с высококачественной оптикой. Изучая Юпитер, он описал систему полос на его поверхности и измерил сплюснутость планеты. Следя за перемещением теней от спутников Юпитера по диску планеты и зарисовывая вид облачной поверхности планеты, Кассини впервые определил период вращения Юпитера: полученное им значение (9 час 56 мин) практически не отличается от современного (9 час 55 мин 30 сек). В 1666 Кассини наблюдал детали на поверхности Марса и по ним весьма точно определил период его осевого вращения – 24 час 40 мин (современное значение – 24 час 37 мин 23 сек). В 1668 Кассини разработал теорию и составил таблицы движения спутников Юпитера. В ту эпоху это было чрезвычайно ценное пособие для мореплавателей, позволявшее им по наблюдаемому положению спутников определять время на меридиане обсерватории, а отсюда – географическую долготу своего корабля (других методов тогда не было, поскольку механические часы были несовершенны). Естественно, что Кассини основывал свои расчеты главным образом на наблюдениях, проводившихся вблизи противостояния Юпитера. Продолжив эти наблюдения в Париже, он установил, что вблизи соединений Юпитера моменты затмений спутников тенью планеты запаздывают более чем на 10 минут от расчетного времени. Датский астроном Оле Рёмер узнал об этом, будучи в 1675 в Париже, и объяснил этот факт конечностью скорости распространения света. Когда Юпитер находится ближе к Земле, свет от него доходит до нас быстрее. Рёмер определил, что свет проходит расстояние от Земли до Солнца за 11 минут (в действительности – за 8.3 мин), впервые оценив таким образом скорость света.
В 1693 Кассини уточнил свои таблицы, которые широко применялись астрономами и мореплавателями. Учитывая заслуги Кассини, Людовик XIV пригласил его в 1669 в Париж, где в то время создавалась Королевская академия наук. После завершения строительства Парижской обсерватории в 1671 Кассини стал ее директором. Вплоть до 19 в. семья Кассини была связана с Парижской обсерваторией. После смерти отца пост директора обсерватории последовательно занимали его сын (Жак Кассини), внук и правнук – также известные астрономы и геодезисты. В Париже Жан-Доминик Кассини продолжил наблюдения планет. В 1671 он открыл второй спутник Сатурна – Япет и объяснил изменения его яркости тем, что этот спутник всегда обращен к планете одной стороной. В 1672 открыл третий спутник Сатурна – Рею, в 1684 – два других, Тетис и Диону. В 1675 обнаружил, что кольцо Сатурна состоит из двух частей, разделенных темной полосой (которую стали называть «делением Кассини»). Размышляя над физической природой кольца Сатурна, Кассини предположил, что оно состоит из большого количества отдельных небольших частиц; в наше время эта гипотеза подтвердилась. На протяжении 1671–1679 ученый наблюдал детали лунной поверхности и в 1679 составил большую карту Луны. В 1683 на основе тщательных наблюдений дал первое научное описание зодиакального света; правильно полагал, что это явление имеет космическое происхождение, а не является метеорологическим феноменом. Принимал участие в наблюдениях Марса во время противостояния 1672 (совместно с Ж.Рише и Ж.Пикаром). В результате этих наблюдений было получено первое приемлемое значение солнечного параллакса (9.5–10.0"; современное значение – 8.8"). В 1693 Кассини сформулировал три эмпирических правила, описывающих движение Луны («законы Кассини»): (1) Луна вращается вокруг своей оси с постоянной скоростью, равной одному обороту за орбитальный период; (2) плоскость лунного экватора наклонена на постоянный угол (около 1,5 градуса) к эклиптике, плоскости земной орбиты; (3) восходящий узел лунной орбиты (т.е. точка, где орбита Луны пересекает эклиптику с юга на север) всегда совпадает с нисходящим узлом лунного экватора (т.е. точкой, в которой экватор Луны пересекает, под углом около 5.1 градуса, эклиптику с севера на юг). Таким образом, ось вращения Луны, ось лунной орбиты и ось эклиптики всегда лежат в одной плоскости. Законы Кассини позволили точно вычислить величину лунных либраций («покачиваний») по долготе и широте, дающих возможность земному наблюдателю заглядывать на обратную сторону Луны. Кассини руководил экспедиционными работами по измерению дуги меридиана на территории Франции.
На основании этих измерений пришел к неправильному заключению, что длина одного градуса географического меридиана уменьшается к северу, а значит, Земля вытянута вдоль оси вращения. Лишь последующие экспедиции П.Бугера, Л.Годена и Ш.М. ла Кондамина в Перу в 1735–1743, а также П.Л.М.Мопертюи – в Лапландию в 1736–1737 разрешили окончательно вопрос о форме Земли. Как и полагал И.Ньютон, Земля оказалась эллипсоидом, сжатым вдоль оси вращения. Кассини прославился как талантливый астроном-наблюдатель, однако придерживался ряда устарелых физических концепций – был противником теории всемирного тяготения, его коперниканство было ограниченным, он предлагал заменить эллиптические орбиты Кеплера кривыми четвертого порядка (овалами Кассини), считал, что Рёмер неправильно объясняет наблюдаемую неравномерность движения спутников Юпитера конечностью скорости света. Ошибочными были и его взгляды на природу комет. Умер Кассини в Париже 14 сентября 1712 года. Названы в честь Джованни Кассини: Кратер Кассини на Луне (en:Cassini (lunar crater)); Кратер Кассини на Марсе (en:Cassini (Martian crater)); Тёмная область Кассини (en:Cassini Regio) на Япете; Щель Кассини — промежуток в кольцах Сатурна; Астероид 24101 Кассини; Кассини-Гюйгенс, экспедиция для исследования Сатурна и его спутников; Овал Кассини (математическая кривая). Литература: Колчинский И.Г., Корсунь А.А., Родригес М.Г. Астрономы.Биографический справочник. — Киев: Наукова думка, 1986.
![(466x699, 89Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0//44/831/44831420_PierreMagnol16381715.jpg)
1638
Пьер Маньоль (Pierre Magnol)
французский ботаник. Родился в Монпелье, где жил и работал большую часть жизни. В конце жизни он стал профессором ботаники и директором Королевского ботанического сада в Монпелье и даже в течение непродолжительного времени занимал кресло академика в Королевской академии наук в Париже (французское название - Acadйmie Royale des Sciences de Paris). Работы Маньоля в области ботанической систематики имеют непреходящее значение. Он первым ввёл в употребление категорию семейства и одним из первых пытался разработать естественную классификацию растений. Поскольку все работы Маньолья вышли в свет до 1 мая 1753 года, названия растений, предложенные им, непригодны для использования в ботанической номенклатуре. Пьер Маньоль родился в семье аптекаря. Его отец, Клод, как и его дед Жан Маньоль, держали аптеку. Мать Пьера происходила из семьи врачей. Старший брат Пьера, Сезар Маньоль, унаследовал семейную аптеку, а Пьер, бывший одним из младших детей, получил большую свободу в выборе профессии и решил стать врачом. Он с юности интересовался натуральной историей и, в особенности, ботаникой, что было довольно обычно для сына аптекаря и будущего врача, поскольку в те времена изучение ботаники и медицины были нераздельны. 19 мая 1655 года Пьер был зачислен на медицинский факультет Университета Монпелье. Монпелье — старинный город, и в те времена он уже был важным коммерческим и образовательным центром. Университет Монпелье был официально основан в 1289 году (путём объединения нескольких ранее существовавших городских училищ) и был первым университетом во Франции, в котором появился ботанический сад, подаренный университету в 1593 королем Франции Генрихом IV для помощи в изучении медицины и фармакологии. Медицинская школа университета притягивала к себе студентов со всей Европы. Там учились многие знаменитые медики и ботаники: Франсуа Рабле (французское имя - Francois Rabelais, 1493(?)-1553, более известен как писатель), Леонхарт Фукс (немецкое имя - Leonhart Fuchs, 1501—1566, один из отцов ботаники), Гийом Ронделе (французское имя - Guillaume Rondelet, 1507—1566), Шарль де ль’Эклюз (французское имя - Charles de l’Ecluse, 1526—1609) и Пьер Рише де Беллеваль (французское имя - Pierre Richer de Belleval, 1564(?)-1632). Благодаря университету Монпелье можно было по праву назвать одной из столиц ботанического мира. Пьер Маньоль получил степень доктора медицины (M.D.) 11 января 1659 года, после чего погрузился в изучение ботаники. Монпелье был оплотом протестантизма, и Маньоль был воспитан в кальвинистской традиции. В те времена Римско-католическая церковь была официальной церковью Франции, но согласно Нантскому эдикту (1598) протестантам официально была предоставлена свобода вероисповедания и дано право занимать посты на государственной службе. Эдикт, однако, не мог искоренить религиозных преследований и дискриминации. В течение своей жизни Маньоль не раз сталкивался с отказами при попытках получить кафедру в Университете Монпелье. После того как Нантский эдикт был отозван в 1685 году, Маньоль вынужден был принять католичество, что, впрочем, открыло дорогу к продвижению по службе. В декабре 1663 года Маньоль получил почётный титул brevet de medecine royal при посредничестве Антуана Валло, влиятельного придворного медика. О начале его карьеры ничего не известно, но возможным источником средств для существования была медицинская практика. С 1659 года он посвятил большую часть времени ботанике и совершил ряд поездок по Лангедоку, Провансу, Альпам и Пиренеям. В 1664 он пытался занять должность демонстратора растений в ботаническом саду Монпелье, но ему, как протестанту, было в ней отказано. История повторилась в 1667 году, когда он был наиболее подходящим кандидатом на должность профессора медицины, но снова получил отказ. Тем временем Маньоль опубликовал флору окрестностей Монпелье и вступил в переписку со многими выдающимися ботаниками, которые высоко оценили его труды. Среди его корреспондентов были Джон Рэй, Уильям Шерард и Джеймс Петиве (Англия), Пауль Герман и Петрус Готтон (Лейден), Ян Коммелин (Амстердам). В 1687 году, после обращения в католичество, Маньоля приняли в ботаничекий сад Монпелье на должность демонстратора растений. В 1693 году, по рекомендации Ги-Крессана Фагона (1638—1718), в то время занимавшего должность придворного врача, и своего ученика Жозефа Питтона де Турнефора (1656—1708), он получил титул доктора королевского двора, а в 1694 году — кафедру профессора медицины в Университете Монпелье и, снова благодаря вмешательству Фагона, — почётный диплом королевского профессора. С 1696 года он три года заведовал ботаническим садом, после чего до конца своих дней получил титул Инспектора сада. Маньоль был одним из членов-основателей Королевского научного общества в Монпелье (Sociйtй Royale des Sciences de Montpellier) (1706) и занимал в нем одну из трёх позиций по ботанике. В 1709 он был вызван в Париж для того, чтобы занять место в Академии наук, освободившееся после преждевременной смерти одного из лучших его учеников, Жозефа Питтона де Турнефора. У Маньоля учились известные ботаники Жозеф Питтон де Турнефор и братья Антуан и Бернар де Жюссьё. Умер 21 мая 1715 года. В 1703 году Шарль Плюмье (Charles Plumier) (1646—1704) присвоил в честь Маньоля название Magnolia роду древесных растений с острова Мартиника. Это название было использовано Карлом Линнеем в первом издании Species plantarum (1753) со ссылкой на Плюмье. В настоящее время, в соответствии с требованиями Международного кодекса ботанической номенклатуры авторство этого названия приписано Линнею, а датой публикации считается 1753 год.
![(553x699, 44Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0//44/830/44830974_Albinoni.jpg)
1671
Томазо Джованни Альбинони (итальянское имя - Tomaso Giovanni Albinoni)
итальянский композитор эпохи Барокко. При жизни был известен главным образом как автор многочисленных опер, однако в настоящее время известностью пользуется, и регулярно исполняется, главным образом его инструментальная музыка. Приписываемое ему Адажио соль-минор (в действительности поздняя «реконструкция») — одно из наиболее часто записываемых произведений музыки барокко. Родился в Венеции в семье Антонио Альбинони (1634—1709), богатого купца и венецианского патриция, изучал скрипку и пение. О его жизни известно относительно мало, особенно учитывая положение композитора и довольно большое количество сохранившихся документов его эпохи. В 1694 он посвятил свой Opus 1 соотечественнику-венецианцу Пьетро, кардиналу Оттобони (внучатому племяннику папы Александра VIII). Оттобони был влиятельным в Риме покровителем нескольких композиторов, в частности, Корелли. В 1700 г. Альбинони поступил на службу к герцогу Мантуи Фернандо Карло в качестве скрипача. Ему он посвятил свой Опус 2, собрание инструментальных пьес. В 1701 г. он написал Опус 3, ставший очень популярным, и посвятил его Великому Герцогу Тосканскому Фердинанду III. В 1705 г. он женился, Антонино Биффи, капельмейстер собора святого Марка в Венеции был у него свидетелем и, по-видимому, его другом. По-видимому, у Альбинони не было никаких иных связей с важнейшими музыкальными учреждениями Венеции. В то же время, он добился своей первоначальной славы как оперный композитор во многих городах Италии — таких, как Венеция, Генуя, Болонья, Мантуя,Удине, Пьяченца и Неаполь. Одновременно он в большом количестве создавал инструментальную музыку. До 1705 г. он писал преимущественно трио сонаты и скрипичные концерты, позже, до 1719 сочинял соло сонаты и концерты для гобоя. В отличие от большинства композиторов того времени, насколько известно, он никогда не стремился получить должность при дворе или церкви, но имел собственные средства и возможность сочинять музыку независимо. В 1722 г. Максимилиан II Эмануил, курфюрст Баварии, которому Альбинони посвятил цикл из 12 сонат, пригласил его руководить своей оперой. В 1742 г. собрание скрипичных сонат Альбинони было опубликовано во Франции в виде посмертного издания, поэтому исследователи долгое время полагали, что к тому времени Альбинони был мертв. Позже выяснилось, однако, что он жил в Венеции в безвестности: запись из прихода Святого Варнавы, где он родился, утверждает, что Томмазо Альбинони умер в Венеции от диабета 17 января 1751 года. Он написал около 50 опер, 28 из которых были поставлены в Венеции между 1723 и 1740 гг., но сегодня он известен преимущественно благодаря инструментальной музыке, особенно концертам для гобоя. Его инструментальная музыка привлекла серьезное внимание Иоганна Себастьяна Баха, который написал по крайней мере две фуги на темы Альбинони и постоянно использовал его басовые партии для упражнений своих учеников в гармонии. Значительная часть наследия Альбинони была утрачена во время Второй мировой войны при гибели Дрезденской государственной библиотеки, поэтому мало что известно о его жизни и музыке после середины 1720-х. Опубликованные произведения: Opатория 1 — 1694 — 12 Sonata a tre; Opатория 2 — 1700 — 6 Sinfonias & 6 Concerti a 5; Opатория 3 — 1701 — 12 Baletti de Camera a tre; Opатория 4 — 1704 — 6 Sonates da chiesa for violin & B.C. 1708 published by Roger а Amsterdam; Opатория 5 — 1707 — 12 Concertos pour violin & B.C; Opатория 6 — 1711 — 12 sonata da camera; Opатория 7 — 1716 — 12 Concertos for 1 or 2 oboe and strings; Opатория 8 — 1721 — 6 Sonates & 6 Baletti a tre; Opатория 9 — 1722 — 12 Concertos for 1 or 2 oboe and strings; Opатория 10 — ?? — 12 Violin Concertos. Знаменитое Адажио соль-минор Альбинони было опубликовано в 1958 г. первым биографом Альбинони Ремо Джадзотто, утверждавшему, что он реконструировал его на основе крохотного фрагмента, найденного им в 1945 г. Адажио соль-минор достигло той степени знаменитости, когда произведение регулярно транскрибируется для других инструментов и используется в массовой культуре, например, как фоновая музыка в фильмах («Галлиполи», 1981), а также в телепрограммах и рекламе. Адажио часто исполняется во время траурных церемоний и столь же популярно, как «Траурный марш» Шопена и «Смерть Озе» Грига. Между тем современные специалисты полагают, что это произведение не имеет к Альбинони никакого отношения и полностью сочинено Джадзотто. Фильмография: 1989 — Несрочная весна; 2000 — Адажио — мультфильм Гарри Бардина. Литература: Eleanor Selfridge-Field, Venetian Instrumental Music, from Gabrieli to Vivaldi. New York, Dover Publications, 1994. ISBN 0-486-28151-5; Michael Talbot: «Tomaso Albinoni», Grove Music Online ed. L. Macy (Accessed June 25, 2005), (subscription access)
1671
Джузеппе Антонио Винченцо Альдровандини (Giuseppe Antonio Vincenzo Aldrovandini)
итальянский композитор эпохи барокко. Написал более двадцати опер и ораторий, включая оперу Дафини (Dafni), а также многие другие инструментальные произведения. Умер в Болоньи 9 февраля 1707 года.
![(573x699, 132Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//60/61/60061648_John_Smeaton.jpg)
1724
Джон Смитон (John Smeaton)
английский инженер по гражданскому строительству, создатель маяков, основатель профессии гражданских инженеров. В начале своей деятельности занимался производством навигационных и астроном, приборов. Позже активно участвовал в крупных инженерных проектах. Ввел много усовершенствований в конструкцию водяных и ветряных мельниц, водолазного колокола и паровой машины, сумел наладить производство гидравлического цемента, забытого со времен Древнего Рима, спроектировал большие воздухо-насосные двигатели, построил каналы Форт и Клайд, порт Рамсгейт и много мостов. В 1771 г. основал Инженерное общество. Умер 28 октября 1792 года.
1745
Каспар Вессель (Caspar Wessel)
датско-норвежский математик, по профессии землемер. Родился в Вестбю. Автор сочинения «Об аналитическом представлении направлений» (1799), посвященного теории векторов на плоскости и в пространстве, в котором впервые дано геометрическое представление комплексных чисел. В течение столетия сочинение Весселя оставалось неизвестным, а его результаты открывались вновь. Вессель родился в Вестбю, Норвегия. В 1763, завершив среднюю школу, он отправился в Данию для дальнейшего обучения. В 1778 г. он получил степень Candidatus juris. С 1794 он работал в качестве инспектора (с 1798 как Королевский инспектор Топогеодезии). Математические аспекты геодезии, привели его к изучению геометрического значения комплексных чисел. Его основной труд, "Om directionens analytiske betegning/Об аналитическом представлении направлений", был опубликован в 1799 году Датская королевской академией наук и литературы. Поскольку это было в Дании, то публикация осталась практически незамеченной, и те же результаты были позже самостоятельно найдены Жаном Арганом и Карлом Гауссом. Идея Каспара Весселя о представлении комплексного числа как точки на комплексной плоскости является сегодня общепризнанной. Его доклад был повторно издан на французском в 1899 году, и на английский в 1999 году ("On the analytic representation of direction" (ред. J. Lьtzen и др..). Старший брат Йохан Герман Вессель является одним из основных имен в датско-норвежского литературе. Умер в Копенгагене 25 марта 1818 года.
![(457x698, 71Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//60/61/60061794_Nicolas_Dalayrac.jpg)
1753
Николя-Мари Далейрак (Никола д`Алерак; французское имя - Nicolas Marie Dalayrac, d'Alayrac)
французский композитор. Родился в Мюре. Написал свыше 60 опер, в том числе «Нина, или Безумная от любви» (1786). Также ему принадлежат произведения «Ода верховному существу», «Песнь пушек», популярные куплеты «Будем на страже страны», которые были созданы во время Французской революции конца 18 в. Умер в Париже 26 ноября 1809 года.
![(540x699, 69Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//60/61/60061935_Robert_Stevenson_.jpg)
1772
Роберт Стивенсон (Robert Stevenson)
английский инженер, крупный специалист по строительству и оборудованию маяков, дед знаменитого писателя Роберта Льюиса Стивенсона. Умер 12 июля 1850 года.
![(545x698, 102Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0//44/830/44830992_Benjamin_Collins_Brodie.jpg)
1783
Бенджамин Коллинс Броди (Sir Benjamin Collins Brodie)
британский физиолог и хирург. Представитель одного из старейших кланов Шотландии, баронет. Один из выдающихся хирургов 19-ого столетия, он выступал против господствующей практики неразборчивой ампутации конечностей. Он был пионером хирургии вен нижних конечностей. В 1814 году он описал синовиит коленного сустава и в 1843 году туберкулезный абсцесс головки костей голени – «абсцесс Броди». В своих исследованиях, используя эксперименты на животных, он опроверг химическую теорию поддержания температуры тела у теплокровных животных, доказав, что источником производства тепла является дыхание. Умер 21 октября 1862 года.
![(528x698, 207Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0//44/831/44831719_Karem_MariAntuan.jpg)
1784
Мари-Антуан Карем (французское имя - Marie-Antoine Carкme; также Антонин Карем, Antonin Carкme)
известный повар, служивший у Талейрана, Георга IV, Ротшильда и русского царя. Один из основателей кулинарии нового времени, имел прозвище «повара королей и короля поваров». Некоторое время работал в Санкт-Петербурге при дворе Александра I; ему нравилось, как его называли на русский лад Антонином, последующие свои книги он издавал под этим именем. Умер 12 января 1833 года. Книги: «Le Pвtissier royal parisien : traitй йlйmentaire et pratique ornй de quarante et une planches par l'auteur», 1810; «Le Maitre d’hфtel franзais, traitй des menus а servir а Paris, а Saint-Petersbourg, а Londres, а Vienne» (1820; том 1, том 2); «Le Cuisinier parisien ou l’art de la cuisine franзaise au XIX siиcle» (Париж, 1828, издание 1842 года); «Le Pвtissier royal parisien» (Париж, 1828—1879); «L’Art de la cuisine franзaise au XIX siecle» (Париж, 1833), издал три тома из задуманных пяти: том 2; «Le Pвtissier pittoresque» (Париж, 1842). Литература: Павел и Ольга Сюткины Мари-Антуан Карем в русской кулинарии. ВКУС и ЦВЕТ (5 мая 2010).
1800
Резакулихан Хедаят (псевдоним – Чакар)
иранский поэт, филолог, историк и государственный деятель. Родился в Тегеране. В 1829 г. получил от иранского шаха титул "царя поэтов". С 1838 г. служил при дворе, стал помощником министра образования и в 1851 г. - директором первого в Иране общеобразовательного учебного заведения Дар оль-фонун. В 1867 г. ему было поручено воспитание наследного принца, но слабое здоровье вынудило вскоре подать в отставку. Поэтическое наследие, не выходящее за рамки классических литературных традиции, состоит из дивана (около 50 тысяч бейтов), романтической поэмы "Цветник райского сада", 6 месневи. Автор исторических трудов "Краткая история" и десятитомника "Чистый сад Насери" (издание 1854-1856), задуманного как продолжение "Истории" Мирхонда (XV) и "Истории" Хондемира (XVI). Составил поэтические антологии "Собрание красноречивых" (тома 1-2, издание 1878), снабжённые сведениями об авторах, и "Луга познавших" (издание 1888), куда вошли стихи суфийских поэтов. Автор толкового словаря персидского языка "Украшающий собрания словарь" (издание 1871). Умер в Тегеране 30 июня 1871 года. Литература: Комиссаров Д.С., Очерки современной персидской прозы, Москва, 1960; Кор-Оглы Х., Современная персидская литература, Москва, 1965; История персидской и таджикской литературы. Под редакцией Яна Рипка, Москва, 1970.
![(634x698, 57Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0//44/831/44831508_Robert_Schumann_1839.jpg)
1810
Роберт Александер Шуман (Robert Schumann)
немецкий (саксонский) композитор, дирижер, музыкальный критик, педагог. Один из самых значительных композиторов первой половины XIX века. (Стиль — немецкий романтизм, художественное направление — лейпцигская школа.) Родился в Цвиккау (Саксония) 8 июня 1810 года в семье книгоиздателя и писателя Августа Шумана (1773—1826). Первые уроки музыки Шуман брал у местного органиста; в возрасте 10 лет начал сочинять, в частности хоровую и оркестровую музыку. Посещал гимназию в родном городе, где познакомился с произведениями Дж.Байрона и Жан Поля, став их страстным поклонником. Настроения и образы этой романтической литературы со временем отразились в музыкальном творчестве Шумана. В детстве он приобщился к профессиональной литературной работе, составляя статьи для энциклопедии, выходившей в издательстве его отца. Серьёзно увлекался филологией, выполнял предыздательскую корректуру большого латинского словаря. А школьные литературные сочинения Шумана написаны на таком уровне, что были посмертно изданы в качестве приложения к собранию его зрелых журналистских трудов. В определенный период юности Шуман даже колебался, избрать ли ему поприще литератора или музыканта. В 1828 году он поступил в Лейпцигский университет, а в следующем году перешёл в университет Гейдельберга. Он по настоянию матери планировал стать юристом, но музыка всё больше затягивала юношу. Его влекла идея стать концертирующим пианистом. В 1830 году он получил разрешение матери полностью посвятить себя музыке и вернулся в Лейпциг, где надеялся найти подходящего наставника. Там он начал брать уроки фортепиано у Ф. Вика и композиции у Г.Дорна. Стремясь стать настоящим виртуозом, он занимался с фанатичным упорством, но именно это и привело к беде: форсируя упражнения с механическим устройством для укрепления мышц руки, он повредил правую руку. Средний палец перестал действовать и, несмотря на длительное лечение, рука навсегда сделалась неспособной к виртуозной игре на фортепиано. Мысль о карьере профессионального пианиста пришлось оставить. Тогда Шуман серьёзно занялся композицией и одновременно музыкальной критикой. Найдя поддержку в лице Фридриха Вика, Людвига Шунке и Юлиуса Кнорра, Шуман смог в 1834 году основать одно из влиятельнейших музыкальных периодических изданий — «Новый музыкальный журнал», (немецкое название - Neue Zeitschrift fьr Musik) который на протяжении нескольких лет редактировал и регулярно публиковал в нём свои статьи. Он зарекомендовал себя приверженцем нового и борцом с отжившим в искусстве, с так называемыми филистерами, то есть с теми, кто своей ограниченностью и отсталостью тормозил развитие музыки и представлял собой оплот консерватизма и бюргерства. В октябре 1838 года композитор переехал в Вену, однако уже в начале апреля 1839 года вернулся в Лейпциг.
![Robert_Schumann_StatueZwickau_ (700x609, 265Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/75/34/75034171_Robert_Schumann_StatueZwickau_.jpg)
Памятник Р.Шуману в Цвиккау.
В 1840 году Лейпцигский университет присвоил Шуману звание доктора философии. В том же году, 12 сентября в церкви в Шёнфельде состоялось бракосочетание Шумана с дочерью его учителя, выдающейся пианисткой — Кларой Вик. В год бракосочетания Шуманом было создано около 140 песен. Несколько лет совместной жизни Роберта и Клары протекли счастливо. У них родилось восемь детей. Шуман сопровождал жену в концертных поездках, а она, в свою очередь, часто исполняла музыку мужа. Шуман преподавал в Лейпцигской консерватории, учреждённой в 1843 году Ф.Мендельсоном. В 1844 году Шуман вместе с супругой отправился в гастрольную поездку в Санкт-Петербург и Москву, где их принимали с большим почётом. В том же году Шуман переезжает из Лейпцига в Дрезден. Там впервые проявились признаки нервного расстройства. Лишь в 1846 году Шуман поправился настолько, что был в состоянии снова сочинять. В 1850 году Шуман получил приглашение на должность городского директора музыки в Дюссельдорфе.
Однако вскоре там начались размолвки, и осенью 1853 года контракт не был возобновлен. В ноябре 1853 года Шуман вместе с женой отправляется в путешествие по Голландии, где его и Клару принимали «с радостью и с почестями». Однако в том же году вновь стали проявляться симптомы болезни. В начале 1854 года после обострения болезни Шуман попытался покончить жизнь самоубийством, бросившись в Рейн, но был спасён. Его пришлось поместить в психиатрическую лечебницу в Энденихе близ Бонна. В больнице он почти не сочинял, эскизы новых сочинений утеряны. Изредка ему разрешали увидеться с супругой Кларой. Роберт умер 29 июля 1856 года. Похоронен в Бонне. Интеллектуал и эстет, в своей музыке Шуман больше, чем любой другой композитор, отразил глубоко личностную природу Романтизма. Его ранняя музыка, интроспективная и зачастую причудливая, была попыткой порвать с традицией классических форм и структур, по его мнению слишком ограниченных. Во многом родственное поэзии Г.Гейне, творчество Шумана бросало вызов духовной убогости Германии 1820-х — 1840-х годов, звало в мир высокой человечности. Наследник Ф.Шуберта и К.М.Вебера, Шуман развивал демократические и реалистические тенденции немецкого и австрийского музыкального романтизма. Мало понятая при жизни, большая часть его музыки теперь расценивается как смелое и оригинальное явление в гармонии, ритме и форме. Его произведения тесно связаны с традициями немецкой музыкальной классики. Большая часть фортепианных произведений Шумана — это циклы из небольших пьес лирико-драматического, изобразительного и «портретного» жанров, связанных между собой внутренней сюжетно-психологической линией. Один из самых типичных циклов — «Карнавал» (1835), в котором пёстрой вереницей проходят сценки, танцы, маски, женские образы (среди них Киарина — Клара Вик), музыкальные портреты Паганини, Шопена. Близки к «Карнавалу» циклы «Бабочки» (1831, по мотивам произведения Жан Поля) и «Давидсбюндлеры» (1837). Цикл пьес «Крейслериана» (1838, названный по имени литературного героя Э.Т.А.Гофмана — музыканта-фантазёра Иоганнеса Крейслера) принадлежит к высшим достижениям Шумана. Мир романтических образов, страстная тоска, героический порыв отображены в таких произведениях Шумана для фортепиано, как «Симфонические этюды» («Этюды в форме вариаций», 1834), сонаты (1835, 1835—1838, 1836), Фантазия (1836—1838), концерт для фортепиано с оркестром (1841—1845). Вместе с произведениями вариационного и сонатного типов у Шумана есть фортепьянные циклы, построенные по принципу сюиты или альбома пьес: «Фантастические отрывки» (1837), «Детские сцены» (1838), «Альбом для юношества» (1848) и др.
В вокальном творчестве Шуман развивал тип лирической песни Ф.Шуберта. В тонко разработанном рисунке песен Шуман отобразил детали настроений, поэтические подробности текста, интонации живого языка. Значительно возросшая у Шумана роль фортепьянного сопровождения, дает богатое очерчивание образа и нередко досказывает смысл песен. Наиболее популярный из его вокальных циклов — «Любовь поэта» на стихи Г.Гейне (1840). Он состоит из 16 песен, в частности, «О, если б цветы угадали», или «Слышу песни звуки», «Я утром в саду встречаю», «Я не сержусь», «Во сне я горько плакал», «Вы злые, злые песни». Другой сюжетный вокальный цикл — «Любовь и жизнь женщины» на стихи А.Шамиссо (1840). Разнообразные по смыслу песни входят в циклы «Мирты» на стихи Ф.Рюккерта, И.В.Гёте, Р.Бёрнса, Г.Гейне, Дж.Байрона (1840), «Вокруг песен» на стихи Й.Эйхендорфа (1840). В вокальных балладах и песнях-сценах Шуман затронул весьма широкий круг сюжетов. Яркий образец гражданской лирики Шумана — баллада «Два гренадера» (на стихи Г.Гейне). Некоторые песни Шумана — это простые сценки или бытовые портретные зарисовки: музыка их близка к немецкой народной песне («Народная песенка» на стихи Ф.Рюккерта, и др.). В оратории «Рай и Пэре» (1843, на сюжет одной из частей «восточного» романа «Лалла Рук» Т.Мура), равно как в «Сценах из Фауста» (1844—1853, по И.В.Гёте), Шуман близко подошёл к осуществлению своей давней мечты о создании оперы. Единственная законченная опера Шумана «Геновева» (1848) на сюжет средневековой легенды не завоевала признания на сцене. Творческим успехом явилась музыка Шумана к драматической поэме «Манфред» Дж.Байрона (увертюра и 15 музыкальных номеров, 1849). В 4 симфониях композитора (так называемая, «Весенняя», 1841; Вторая, 1845—1846; так называемая, «Рейнская», 1850; Четвёртая, 1841—1851) преобладают светлые, жизнерадостные настроения. Значительное место в них занимают эпизоды песенного, танцевального, лирико-картинного характера. Шуман внёс большой вклад в музыкальную критику. Пропагандируя на страницах своего журнала творчество музыкантов-классиков, борясь против антихудожественных явлений современности, он поддерживал новую европейскую романтическую школу. Шуман бичевал виртуозное франтовство, равнодушие к искусству, которое прячется под маской благонамеренности и фальшивой учёности. Главные из выдуманных персонажей, от лица которых выступал Шуман на страницах печати, — пылкий, неистово дерзкий и иронический Флорестан и нежный мечтатель Эвзебий. Оба они воплощали черты характера одного композитора. Идеалы Шумана были близки передовым музыкантам XIX столетия. Его высоко ценили Феликс Мендельсон, Гектор Берлиоз, Ференц Лист.
В России творчество Шумана пропагандировали А.Г.Рубинштейн, П.И.Чайковский, Г.А.Ларош, деятели «Могучей кучки». Сочинения: Gesammelte Schriften Ьber Musik und Mlisiker, 5 Aufl., Bd 1-2, Lpz., 1914; Jugendbriefe, 4 Aufl., Lpz., 1910; Briefe. Neue Folge, 2 Aufl., Lpz., 1904; Tagebьcher, Bd 1, Lpz., 1971; в русском переводе — Избранные статьи о музыке, Москва, 1956; О музыке и музыкантах. Собрание статей, тома 1—2-А: Москва, 1975—1978, Письма, том 1, (Москва, 1970). Литература: Ларош Г., Шуман как фортепианный композитор, "Современная летопись", 1870, № 28—29; Каратыгин В., Роберт Шуман, "Театр и искусство", 1910, №22; Глебов Игорь (Асафьев Б.), в сборнике: Р.Шуман, Песни..., Москва, 1933, с. —; Чайковский П.И., Музыкально-критические статьи, Москва, 1953: Стасов В., Лист, Шуман и Берлиоз в России, Москва, 1954; Друскин М., Творческий метод Шумана, в книге: История и современность, Ленинград, 1960; Житомирский Д., Шопен и Шуман в книге: Фридерик Шопен, Москва, 1960; его же, Роберт и Клара Шуманв России, Москва, 1962; его же, Роберт Шуман. Очерк жизни и творчества, Москва, 1964; Jansen F. G., Die Davidsbьndler. Aus R. Schumanns Sturm- und Drangperiode, Lpz., 1883; Wasielewski J. W. v., R.Schumann, 4 Aufl., Lpz., 1906; Abert Н., R. Schumann, 4 Aufl., B., 1920; Robert Schumann in seinen Schriften und Briefen, eingel. W. Boetticher, B., 1942; Wцrncr H., Robert Schumann, [Z., 1949]; Eismann G., Robert Schumann. Ein Quellenwerk ьber sein Leben und Schaffen, Bd 1-2, Lpz., 1956.
![Charles Reade (523x700, 60Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/75/34/75034118_Charles_Reade.jpg)
1814
Чарлз Рид (Charles Reade)
английский романист и драматург. Начал свою литературную деятельность как драматург. Пьесы Рида — «Ladies Battle» (Женская война, 1851), «Angelo» (Анджело, 1851), «Masks and faces» (Маски и лица, 1852 (впоследствии переделанная в роман под названием «Peg Woffington», 1853)) и «Gold» (Золото, 1853) — не имели успеха (за исключением «Масок и лиц», считавшейся одним из его лучших произведений), и Рид, перейдя к прозе, приобрел известность социальным романом «It’s never too late to mend» (Никогда не поздно исправиться, 1856), изображающим злоупотребления в тюрьмах. За ним последовала серия авантюрно-плутовских и уголовных «сенсационных» романов: «The course of true love never did run smooth» (Любовь никогда не протекает гладко, 1857), «Jack of all trades» (На все руки от скуки, 1858), «The autobiography of a thief» (Автобиография вора, 1858), «White lies» (Ложь, 1860) и бытовой роман из жизни шотландских рыбаков «Christie Johnstone» (Христи Джонстон, 1853). В 1861 вышел исторический роман Р. «The cloister and the hearth» (Монастырь и дом), изображающий Голландию XV в. и выдержанный в тонах романтической традиции Скотта-Бульвера. В дальнейшем Рид вернулся к актуальной социальной тематике и после романа «Никогда не поздно исправиться» выпустил «Hard cash» (Наличные, 1863), где изобразил вопиющие условия в домах для умалишенных; в 1869 вышел «Foul play» (Преступные дела), описывающий преступные махинации судовладельцев, а затем Р. выпустил реформистские романы «Put yourself in his place» (Поставьте себя на его место, 1870) и «A woman-hater» (Женоненавистник, 1877), изображающие нищету деревенского населения. Из сенсационных романов последнего периода интересны: «Griffith Gaunt» (Гриффит Гонт, 1866), «The wandering heir» (Наследник-скиталец, 1875; действие этих двух романов происходит в XVIII в.), «A simpleton» (Простофиля, 1873) и «A perilous secret» (Опасная тайна, 1884); несколько особняком стоит роман «Drink» (Пьянство, 1879), написанный под влиянием романа Золя «L’assommoir» (Западня). Рид, дворянин по происхождению (сын оксфордского сквайра), смыкается с реформистской мелкой буржуазией, отражает в своем творчестве типичные для нее противоречия — отрицательное отношение к крупной промышленной буржуазии и симпатию к пролетариату, но наряду с этим боязнь социальной революции. Отсюда частичная критика существующего общественного строя, требование реформ и примиренчество к системе в целом. В творчестве Рида, как и в социальной литературе, порожденной чартистским движением, вообще нет попытки сокрушить капитализм, а лишь стремление внести в него поправки для предотвращения революции. Отметим однако противоречия между актуальной социально-политической тематикой и методом, которым Рид трактует свой материал. Рид доводит распространенные в его время принципы сенсационного романа (гиперболизация, риторичность и мелодраматичность) до абсурда. Психологический анализ (за исключением «Монастыря и дома» и «Гриффита Гонта») у него почти отсутствует. Рид широко применяет приемы сенсационной романтики Радклифф, применяя их к новой конкретно-исторической обстановке. Полуразрушенные замки заменяются урбанистическим фоном зловонных улиц, чердаков и подвалов, долговых тюрем и пр.; жестокий граф, герой готического романа, превращается в бесчестного коммерсанта, судовладельца, судебного инспектора и т. п., сохраняя однако черты традиционного злодея. В настоящее время социальные романы Рида представляют интерес лишь для изучающего историю Англии, так как содержат богатый документальный материал. Умер 11 апреля 1884 года. Список литературы: На русский язык переведено: Лучше поздно, чем никогда, «Библитека для чтения», 1857, IX—XII отдельное издание, Санкт-Петербург, 1863; Никогда не поздно исправиться, Санкт-Петербург, 1857; Любит — не любит, Москва, 1860; Монастырь и любовь, «Отечественные записки», 1862, III, VII—XII, отдельное издание, Санкт-Петербург, 1865; Тяжелые деньги, «Отечественные записки», 1864, I—VI, отдельное издание, Санкт-Петербург, 1865; Ревность, «Отечественные записки», 1866, XXII—XXIV 1867, I—III; Север и юг, Москва, 1867; Подлог, «Дело», 1868, X—XII; Поставьте себя на его место, Санкт-Петербург, 1869; Приключение Жерарда, Санкт-Петербург, 1871; Страшное искушение, Санкт-Петербург, 1871; Простушка, Санкт-Петербург, 1874; Вельможный бродяга, Санкт-Петербург, 1875; Ненавистник женщин, «Отечественные записки», 1877, VI—XI, отдельное издание, Санкт-Петербург, 1877; Простая история, «Вестник Европы», 1884, XI—XII; II. Coleman J., Ch. Reade as I knew him, L., 1903; Phillips W. E., Dickens, Reade and Collins, L., 1920; Hruby A., Zur Darstellungstechnik des englischen Romans. Die Personen in Charles Reades «Matter of Fact» Romanen, Wien, 1928; Elwin M., Ch. Reade, A biography, L., 1931.
![Sir-Baker (522x700, 79Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/75/34/75034178_SirBaker.jpg)
1821
Сэмюэль Уайт Бейкер (Samuel White Baker)
английский исследователь бассейна Нила. Родился в Лондоне. В 1862 г. поднялся вверх по реке Атбаре, прошел через северную Эфиопию к Голубому Нилу, спустился вниз по реке до города Хартума и поднялся затем по Белому Нилу до Гондокоро, где в 1863 г. встретился со Спиком и Дж.О.Грантом. В 1864 г. открыл второй исток Белого Нила — оз. Альберт и исследовал его северное побережье. Открыл водопады Мерчисон на р. Виктория-Нил. В 1869 г. возглавлял военную экспедицию по завоеванию южных областей Судана. Основная работа: «Альберт-Ньянца, большой водоем Нила и исследования истоков Нила» (тома 1-2, 1867, русский перевод 1875). Умер в Девоншире 30 декабря 1893 года. Источники: Большая Советская энциклопедия, третье издание. — Москва: Советская Энциклопедия, 1970-1977 (электронная версия — Москва: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2004).
![Giuseppe_Fiorelli (512x700, 103Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/75/34/75034099_Giuseppe_Fiorelli.jpg)
1823
Джузеппе Фиорелли (итальянское имя - Giuseppe Fiorelli)
итальянский политический деятель, археолог и нумизмат, действительный член российской Императорской Академии наук. Родился в Неаполе. Сперва, в 18-летнем возрасте, выбирает карьеру юриста и изучает юриспруденцию, однако затем меняет её на археологию. В конце 40-х годов ХIX столетия работает инспектором при археологических раскопках в Помпеях. Участник борьбы за воссоединение Италии, по политическим убеждениям — либерал. После подавления итальянской революции 1848-1849 годов был уволен и подвергался арестам. После объединения Италии, с 1860 года Дж.Фиорелли — профессор археологии Неаполитанского университета, с 1863- директор Национального музея в Неаполе и инспектор раскопок. В 1865 году избирается в итальянский сенат.С 1875- генеральный директор музеев и раскопок Италии. Исследовательскую деятельность начал с изучения античной нумизматики. В 1863—1875 годах руководил раскопками в Помпеях, поставив их на строго научную основу. Фиорелли заслуженно считается основателем итальянской археологической школы. Умер в Неаполе 28 января 1896 года. Сочинения: Annali di numismatica, v.1-2, Napoli 1853-1853; Monumenta epigraphica pompeiana, Napoli 1856; Gli scavi di Pompei dal 1861 al 1872, Napoli 1873; Descrizione di Pompei, Napoli 1875; Guide de Pompei, Napoli 1889.
![Millais_-_Self-Portrait (498x700, 106Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/75/34/75034136_Millais__SelfPortrait.jpg)
1829
Джон Эверетт Миллес (также Миллес; John Everett Millais)
крупный английский живописец, один из основателей Братства прерафаэлитов. Милле родился в Саутгемптоне и начал учиться рисованию девяти лет от роду. В 1838 году, когда стали очевидными его способности, семья перебралась в Лондон. В возрасте 11 лет Милле поступил в Королевскую Академию художеств, став самым молодым студентом за всю историю Академии. К пятнадцати годам он уже прекрасно владел кистью, в 1846 г. явился перед публикой с исторической картиной «Писарро берет в плен перуанских инков», которую критика признала лучшей на всей академической выставке того года, а в следующем году получил золотую медаль за картину «Нападение колена Вениаминова на дочерей Силоама». В 1848 году на одной из выставок Милле знакомится с Холманом Хантом и Данте Габриэлем Россетти и вместе с ними основывает Братство прерафаэлитов.
![Millais_London (525x700, 144Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/75/34/75034139_Millais_London.jpg)
Памятник Д.Э.Милле в Лондоне.
Его ранние работы характеризуются значительной детализацией, в частности картина «Христос в родительском доме» (Christ In The House Of His Parents, 1850, Лондон), которую сочли излишне реалистичной и в газете «Таймс» окрестили как «возмутительную». Однако Милле это не смутило, и он продолжал свое творчество среди прерафаэлитов. На самом деле, техническое совершенство картин Милле сразу выделило его среди других живописцев, поэтому работы Милле всегда принимали на выставках Академии, какими радикальными бы они ни были. Его также поддержал критик Джон Рёскин, который сразу увидел в Милле выдающийся талант. Летом 1853 Рёскин и его жена Эффи пригласили Милле отправиться вместе на лето в Гленфинлас. Милле и Эффи полюбили друг друга и, после ее скандального развода с Рёскином, поженились. Женитьба изменила Милле: для поддержания семьи он должен был создавать картины быстрее и в большем количестве, а также дорого продавать их. Милле полностью отрекся от взглядов и идей прерафаэлитизма: в частности, картину «Сэр Изюмбрас» (1857), где художник сильно отошел от прерафаэлитской техники, Рёскин назвал «даже не неудачей, а катастрофой». Взамен Милле обрел огромную популярность и бешеное состояние, зарабатывая до 30 тысяч фунтов в год. Он сделался портретистом, отчасти пейзажистом (причем пейзажи Милле рисовал не на заказ, а как хобби — для себя) и стал первым английским художником, получившим титул баронета (в 1885).
В 1896 году он был избран президентом Королевской Академии. На портретах Милле изображает, как правило, людей известных, занимающих высокие общественные посты. В настоящее время Милле относится к числу самых любимых англичанами художников середины XIX века. Наиболее известная картина — «Офелия» (Ophelia, 1851—1852), где изображена возлюбленная Россетти Элизабет Сиддал. Умер Миллес в Лондоне 13 августа 1896 года. Картины: 1848 — «Смерть Ромео и Джульетты» / The Death of Romeo and Juliet) (Художественная галерея Манчестера); 1848-49 — «Изабелла» / Isabella; 1850 — «Христос в родительском доме» / Christ In The House Of His Parents (Галерея Тейт, Лондон); 1851 — «Мариана» / Mariana; 1852 — «Офелия» или «Смерть Офелии» / Ophelia (галерея Тейт, Лондон); 1856 — «Осенние листья» / Autumn Leaves; 1862 — «Верь мне» / Trust Me; 1868 — «Ванесса» / Vanessa; 1873 — «Дрова на зиму» / Winter Fuel (Художественная галерея Манчестера); 1873 — «Портрет Эффи Милле» / Portrait of Effie Millais; 1875 — «Октябрьский холод» / Chill October (коллекция Эндрю Ллойд-Уэббера); 1886 — «Мыльные пузыри» / Bubbles (Художественная галерея леди Левер, Ливерпуль).
![AlexandreAksakof (506x700, 29Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/75/34/75034083_AlexandreAksakof.jpg)
1832
Александр Николаевич Аксаков
русский публицист, переводчик, издатель, сын Николая Тимофеевича Аксакова и племянник автора «Семейной хроники» Сергея Тимофеевича Аксакова. Родился в селе Репьевка Пензенской губернии. Учился в Александровском лицее (1845—1851). В 1852 поступил на службу по Министерству внутренних дел и в 1852 был послан с экспедициею П.И.Мельникова-Печерского в Нижегородскую губернию для исследования раскола. В 1858 по приглашению нижегородского губернатора А.Н.Муравьева (бывшего декабриста) поступил в палату государственных имуществ советником хозяйственного отделения; в 1860 вышел в отставку, чтобы устроить свои имения согласно положению о крестьянах. С 1868 по 1878 служил в государственной канцелярии и оставил службу в чине действительного статского советника. Был инициатором и, вместе с А.М.Бутлеровым и Вагнером, организатором медиумических сеансов, вызвавших широкий резонанс. Ещё в лицее обстоятельно познакомился с учением Сведенборга. В 1863 напечатал в Лейпциге перевод с латинского «О небесах, о мире и об аде, как то видел и слышал Э.Сведенборг». В Лейпциге издал также «Евангелие по Сведенборгу» (1864), «Рационализм Сведенборга. Критическое исследование его учения о Святом Писании» (1870), «Книга бытия по Сведенборгу» (1870). Работы привлекли внимание Достоевского и Лескова. Со второй половины 1860-х увлекается медиумизмом и спиритизмом и в сочинениях американского спирита Девиса находит выражение своего нового настроения. Свои переводы с английского и немецкого языков, а также и статьи по животному магнетизму и спиритизму он печатал в Лейпциге и, что было можно, в Санкт-Петербурге. С целью пропагандировать спиритизм в Германии Аксаков издал несколько переводов Девиса на немецком языке. С 1874 издавал в Лейпциге ежемесячный журнал «Psychische Studien», посвященный исследованию малоизвестных явлений психической жизни. Опубликовал книгу «Анимизм и спиритизм» (1893) и другие работы на эту тему. Кроме статей о сведенборгианизме и медиумизме, писал и по общим вопросам, в «Дне» И.С.Аксакова — о Талмуде, в «Русском Вестнике» — «О народном пьянстве», брошюру «Содержание питейных заведений» и др. В 1881 принимал участие в совещаниях «Сведущих людей». Его личный взгляд на спиритизм высказан им в предисловии к изданию «Спиритизм и наука» (Санкт-Петербург, 1872). Умер в Санкт-Петербурге 17 января 1903 года.