1622 - родился Хуан де Вальде́с Леа́ль /Juan de Valdés Leal/(4 мая 1622, Севилья – 15 октября 1690, там же)


— испанский художник, график, скульптор и архитектор эпохи барокко.
Биография
Сын ювелира Фернандо де Ниса и Антонии де Вальдес Леаль. По традиции, издавна существовавшей в Севилье, выбрал фамилию матери, под которой и прославился. Так же сделал еще один севильянец - Диего Веласкес.
Свидетельств о ранних годах будущего художника не сохранилось. Есть предположения, что он учился живописи в Кордове у Антонио дель Кастильо. Женился там в 1647 на Елизавете, девушке из благородной семьи, по свидетельству художника и историографа Антонио Паломино. В 1649, спасаясь от эпидемии чумы, вернулся в Севилью.
Стал одним из основателей (вместе с Мурильо) Севильской академии живописи, был избран главным распорядителем гильдии живописцев Севильи - братства Святого Луки. Художницей была также его жена, живописцами стали сыновья и дочери.
Дети художника —
Луиза Рафаэла
Мария Евгения
Лука де Леаль
Мария де ла Консепсьон
Антония Альфонса
Лука де Леаль был второстепенным художником и графиком, стал преемником отца после смерти последнего. К Кордовскому периоду относится и первое известное нам произведение художника, датированное 1652 годом.
Посетил Мадрид. В 1649, спасаясь от эпидемии чумы, вернулся в Севилью.
Стал одним из основателей (вместе с Мурильо) Севильской академии живописи, был избран главным распорядителем гильдии живописцев Севильи - братства Святого Луки. Художницей была также его жена, живописцами стали сын и дочери, не следуя, однако, его способностей.
Творчество
Создал стенописи в монастыре Святой Клары в Кармоне (провинция Севилья), работал в Кордове, но больше всего – в Севилье. В 1671-1672 выполнил для севильской церкви Братства Милосердия Господня цикл работ Иероглифы последних дней человеческих, ставший вершиной его творчества.
Имел склонность к драматическим сюжетам. В картинах, в отличие от позитивного настроя картин Бартоломео Эстебана Мурильо, господствующими были мистические настроения испанского католицизма, разочарования и уныния, характерные для кризисной эпохи позднего испанского барокко. Работы
Некоторые из его картин описывают ванитас (лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие»), быстротечность и смерть:
In ictu oculi (англ.)русск. — В мгновение ока
Finis gloriae mundi — Венец славы земной
Галерея
«Оплакивание Христа»
«Богородица Непорочного зачатия со Св. Андреем и Иоанном Крестителем», Лувр
«Св. Матфей».
«Св. Иероним», музей Прадо.
«Путь на Голгофу», музей изящных искусств, Бильбао.
«Коронация Св. Иосифа».
Ассунта» (Вознесение Богородицы), Национальная галерея искусств, Вашингтон, США.
Наследие[править | править вики-текст]
Многие работы Вальдеса Леаля были уничтожены в ходе Войны за независимость Испании. Сохранившиеся произведения представлены в Прадо, Лувре, музеях Севильи, Вашингтона, Санкт-Петербурга, Ульяновска и др.
Примечания
↑ Перейти к: 1 2 data.bnf.fr: open data platform, платформа відкритих даних, платформа открытых данных — 2011.
↑ Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #11891491X // Общий нормативный контроль — 2012—2016.
Литература[править | править вики-текст]
J. Gestoso Perez, Biografia del pintor D. Juan de Valdés Leal, Séville, 1917 (исп.)
Jacques Lassaigne, La Peinture espagnole de Vélasquez à Picasso, Genève, Skira, 1952 (исп.)
Kinkead D.T. Juan de Valdés Leal (1622-1690), his life and work. New York: Garland Pub., 1978 (англ.)