В общем, автор этих строк, спорю из вредности (побуждает к этому естество), 24 оборота вокруг солнца, совершенно инфантильное дитя природы (плачу над вымыслами), чудо, чудовище, не дававшее своего согласия на свою реализацию, но, тем не менее, раз уж я имею место быть, меня не стереть. Я - деталь агрегата. Я взаимодействую с другими. Беспощадно поглощаю материю разного происхождения. Готова поделиться энергией. Сильнее всего люблю, когда ее мне дарят. И так далее. Меня просят написать творческую работу, но я не умею сочинять, поэтому я планирую поговорить с некоторыми философами и записать диалоги. Может, что-нибудь получится. Мой выбор собеседников, как всегда, абсолютно случаен.
Артур Шопенгауэр. Лицо благородного человека. В глазах уверенность в понимании мирового устройства.
- Влечение, таинственная сила, притягивающая влюблённых, - это проявления воли ещё не родившегося существа, их будущего ребёнка - то есть природа “вычисляет” на уровне организмов двух людей, что с биологической точки зрения комбинация этих организмов даст оптимальное потомство, и в результате возникает энергия взаимного притяжения этих организмов.
- Обожаю эту фразу! А еще пессимист. Напрасно вас, Артур, так обозвали. Примите извинения от меня за них.
- Любовь - это слишком серьёзное явление, чтобы оставлять его только поэтам.
- А вы разве не поэт? Не скромничайте.
- Я иррационалист.
- Иррационализм - это верный подход.
- Мир обитель страданий.
- Вот почему вас называют пессимистом.
- Опять же, при чем здесь пессимизм? Трезвый взгляд. Я даже скажу, весь мир - ад. Самый ужасный, кровавый и изощренный, какой только может быть. Вы согласны со мной?
- Да. Еще я могу добавить, что люди, в большинстве, нейтральны по отношению к другим. Люди - демоны, чудовища, звери, как угодно, суть одна. Человек - разновидность демона, чье тело ублажено комфортом. Лишаясь комфорта, он тут же открывает свою истинную сущность, превращаясь в животное, терзает других.
- Верно. Человеком управляют биологические инстинктивные импульсы.
- Еще есть понятие ангел, - продолжаю я. - Ангел - демон с кристально-чистым сознанием, пока еще незамутненным. Все мы такие были когда-то, пока не вкусим чьей-либо плоти, несущей в себе информацию об ужасе забитой жертвы, не поддающуюся какой-либо термической или химической обработке. Пока не поймаем и проткнем бабочку (для эстетического наслаждения). Пока не разрежем пиявку (из любознательности: действительно ли она расползется в разные стороны?). Пока не затреплем и задавим брата нашего меньшего (лишь по той причине, что мы сильней, а оно не способно сопротивляться нашему всемогуществу). Пока не затравим и унизим представителя своего же вида. Мы воспитываем наших ангелочков сказками, проповедывающими измывательство над собратьями. Бессмысленная жестокость передается нам также генетически. Люди вполне сыты, удовлетворены, но хочется чужой крови, для демонов проявление наивысшего наслаждения - видеть, слышать, осязать всеми органами чувств чужие слезы, боль, стенания. Это воодушевляет. Словно мало в нашем аду пыток, мы изобретаем и открываем для себя заново все новые и новые. Кинотеатры с фильмами ужасов (пособиями для маньяков) битком набиты. Музеи пыток и кунсткамеры с лихвой окупают себя. Люди, утомленные будничными дрязгами, духовно отдыхают у "голубых огоньков", транслирующих самые эксклюзивные кадры чужих злоключений. Просто на любой вкус. Выбирай любую программу. Душевный порыв, в первую очередь, притягивает самое безобразное, нежели красивое ... Наше мировосприятие довольно четко отражают легенды, повествующие о всевозможных богах, бесчисленно истребляющих свои же творения, опять же, по той причине, что они всемогущи. Есть еще святые, герои - это те демоны, которые даже при любых пытках не дают выход себе, а остаются верны голосу рассудка, взывающему о морали. Они даже, каким-то образом, во что верится с трудом, подавляют в себе инстинкт ненависти по отношению к врагу. А ведь, прислушиваясь к разуму, действительно, можно осознать, что любой, абсолютно любой другой человек - это ведь наше зеркало. Пусть ужасно кривое, искажающее суть, но наше, именно наше отражение. И все то, что сильнее всего возмущает нас в других - это мы сами. Наши пороки. Соответственно, устранив их - они исчезнут у остальных. Вот таков этот мир, а нам выбирать особо не из чего. Или есть?
Аврелий Августин. Такой манерный, преисполненный изящества. Во всех телодвижениях непоколебимая праведность, стремление к почтению истины, даже не постигнутой до конца. Воплощение фанатизма. Привлекательный персонаж. В своих великолепных атласных одеяниях он очень степенно и грациозно прохаживается взад-вперед, повествуя прописные истины.
- Мир прекрасен! Он само совершенство, потому что он - творение самого бога.
- Идеализируете, - вставляю я. - Что же такого прекрасного в вашем боге, если его детище выглядит не столь должным образом. Видимо, любовь слепа. Неважно, к реальному или фантастическому существу.
- Неразумное дитя! Внемлите, люди черпают знания не из окружающего мира, а из глубин собственного духа.
- Ага, черпают. Только предварительно туда, в этот дух налитые. Из мира.
- Человек не может быть творцом, он лишь воспринимает божественные идеи.
- Замечательно. Если вы задумали сотворить что-либо гнусное, знайте, это замысел бога. Или угнать самолет и вмазать им в башню, тем самым изобразив глобальную визуализацию, ошеломляющие спецэффекты, и образовав огромные руины - это разве не творческий подход?
В его глазах возгорается праведный гнев, увеличенный стеклами круглых изящных очков.
- Сие происки гордыни, стремления обойтись без бога.
- Отнюдь. Не уважаете вы своих же коллег, мусульман, карающих неверных безбожников.
- Это козни дьявола. Разумей, чтобы мог верить, верь, чтобы разуметь.
- Ну, дружище, вы совсем запутались и других запутали. Да, похоже, это свойство разума - верить. Вот, скажем, люди верят в бога. Ну и что? Но зачем, скажите вы мне, тратить свое время на какие-то мольбы к тому, кто тебе не отвечает, вместо того, чтобы подойти к любому человеку, внушающему доверие, и попросить его помочь? Пользы больше, а?
- Есть единый и всемогущий бог. В отличие от языческих богов - бессильных демонов, порожденных поэтической фантазией.
- Что ж, это вполне естественно обозвать тех, кто тебе не нравится демонами. А вас совесть не мучает, что предали тех, кому ваши предки поклонялись? - я достаю припасенную бумагу и читаю: - Греки думали, что первоначально существовали Хаос и Земля (Гея), подземный мир Тартар и Эрос - жизненное начало, любовь. Гея-Земля породила звездное небо Уран, который стал первоначальным властителем мира и супругом богини Земли Геи. Уран и Гея родили второе поколение богов- Титанов. У них главный Зевс, и достаточно могущий, если он управляет такими явлениями, как гром и молния. Молнией в простого смертного ударить - весьма чувствительно. Посейдон - властитель влаги, землетрясений. Тоже ощутимо. Аид (Плутон) - владыка преисподней. Кстати, идею о преисподней христиане позаимствовали. Интересно, авторские права выкупили? – бросаю испытующий взгляд на Августина. - Супруга Зевса, Гера - покровительница брака и домашнего очага. Даже такие будничные мелочи продуманы. Помимо главных богов, олицетворявших наиболее значительные явления природы, а также жизни человека и его общественных отношений, весь окружающий грека мир представлялся ему обильно заселенным многочисленными божественными существами. В общем, боги не хуже вашего, Августин, и каждый отвечает за свою стихию, а у вас всего один, может быть, он со всеми делами не справляется? Вы отбросили классический подход греков, основанный на объективизме и интеллектуализме, воле приписываете первенство над разумом, ваша философия отворачивается от универсализма древних. Она основана на доверии к силам воли, веры, любви и милости, но ни в коем случае не к силам разума и доказательств, - завершаю я подведением разумных доводов.
- Божий град представляет меньшую часть человечества - это те, которые своим морально-религиозным поведением заслужили у бога спасение и милосердие; в земном граде, напротив, остаются люди самолюбивые, алчные, эгоисты, которые забывают о боге, - пытается он хоть как-то спасти положение.
- А, вот оно что, все с вами ясно. Знаете, что ответит вам на это Фрейд? "Бог в религиозных учениях и представлениях сверхъестественное всемогущее существо, сотворившее мир и управляющее им... Теология использует идеализм, философски обосновывающий бытие Бога в виде абсолютной идеи, мировой воли, некоего безликого разумного начала" - так трактует это понятие философский словарь, а значит мировой опыт выработал такое понимание Бога. Итак, люди всю ответственность за антисоциальные поступки возложили на плечи бога, сделав его, таким образом, как бы громоотводом. Люди надеются получить от бога вознаграждение за свой отказ от влечений, и, наконец, авторитет бога помогает им избавиться от внутрисоциальных противоречий. Разумно.
- Я провозгласил наивысшим авторитетным источником веры церковь как единственную непогрешимую, последнюю инстанцию всякой истины.
- А так, это звучит внушительно. Универсальный опровергающий церковный аргумент - приговорение к сожжению. Это значит, что все ваши суждения пристрастны и необъективны.
Альбер Камю. Бросается в глаза его пространство лба, исчерченное морщинами. Значит, этот человек беспрестанно чем-то озабочен. Во взгляде неудовлетворенность, печаль. Мне хочется помочь ему.
- Я исследую сущность абсурда, - повествует он. - Я последовательно сохраняю и соблюдаю то, что меня уничтожает. Осознавший абсурд человек привязан к нему навсегда. Абсурд имеет смысл и силу, которую трудно переоценить в нашей жизни, когда с ним не соглашаются.
- У меня в голове туман. Извините, друг, я вас не вполне понимаю.
- Творчество отражает тот момент, когда рассуждение прекращается, и на поверхность вырываются абсурдные страсти. В абсурдном рассуждении творчество следует за беспристрастностью и раскрывает ее. Подобно мыслителю, художник вовлекается в свою работу и в ней становится самим собой.
- Это вы намекаете на полотна мастеров, на гармонию музыки? Ну почему абсурдно? Картину можно разобрать по цветам, копировать, понять, в конце концов, какой эффект производит данное воспроизведение реальности на людей. Даже насекомое, порой, летит в картину. Логично. Оно видит яркие сочетания и предполагает, что это цветок. Если на картине нарисовано что-то агрессивное, понятно, почему оно может производить неприятное впечатление. Также с музыкой. Она звучит как угодно. Я не знаю, почему я отличаю мажорный лад от минорного, не видя нотной записи. Но если я не знаю, это еще не значит, что нельзя объяснить.
- Многое нельзя объяснить. Абсурд - это ясный разум, осознающий свои пределы.
- Это вы об ограниченности пяти человеческих чувств? Ладно, человеческими нельзя, но с помощью устройств можно обнаружить электромагнитное излучение, сверхвысокочастотное, радиоволны. А это уже из области науки, где нет ничего абсурдного. Современная наука признает явление существующим лишь тогда, когда оно либо непосредственно наблюдается, либо воспроизводимо проявляет себя в экспериментах, либо строго вычисляется. Причем в любом случае последнее слово остается за практикой: нужно, чтобы явление наблюдаемо функционировало или обнаруживались бы следы его действия. Абсурда пока не зарегистрировано никакими приборами, так что это изобретение чисто вербальное. Надуманное понятие гениями мысли. Прошу, не тревожьтесь, поверьте мне. Пусть в ваших глазах я ребенок, счастье которого в неведении или непонимании, как хотите. Абсурда нет - я беру ответственность на себя.
Анри Бергсон. На вид очень вдумчивый еврей плюс французская черта в воспитании налицо. Ему никак не сидится на одном месте, он беспрестанно бегает туда-сюда, встряхивает головой.
- Вся вселенная есть столкновение и конфликт двух противоположных движений: жизни, которая стремится вверх, и материи, которая падает вниз. Жизненный порыв все рвется и рвется наружу, ищет выход из враждебного плена материи. Любая механическая привычка ума или тела вызывает смех.
- Как высокохудожественно вы выражаетесь! Это напоминает об Эросе. Вот только разум подсказывает мне, что поэзия несет в себе скромную дозу смысловой нагрузки.
- Ха! Это этот скептик Бертран Рассел вас надоумил? Со своим интеллектуальным анализом он никогда не вскроет подлинной сути природы. Всюду поэзия. Эволюция - творение художника.
- Это творение оказии, - уточняю я.
- Творческой, - поправляет он с обаятельной улыбкой.
- Пусть будет по-вашему, - миролюбиво соглашаюсь я.
- Даже время и пространство крайне разные явления, - продолжает он объяснять мировой порядок.
- Да ладно, никто не говорит, что это одно и то же. И даже близко не похоже. Ничуть. Если убрать пространство, то куда же все деть? Если на время не обращать внимания, то... Нет, это невообразимо.
- Прежде всего, длительность обнаруживает себя в памяти, так как именно в памяти прошлое продолжает существовать в настоящем. Прошлое есть, в сущности, то, что уже более не действует.
- Если прошлое только в памяти, получается, что и будущее и настоящее только в памяти (куда же им еще попасть). А на самом деле этого нет. Значит, вы, Бергсон, сочинили все это, надо думать, от всего сердца, кровью написали, жили, чувствовали, любили, а нету вас на самом деле. Как вы изволили выразиться "более не действуете". Бац! Вы лишь в памяти, ведь я-то на вас смотрю из будущего. Что я, получается, позже вас во времени, значит, я ценнее? Спасибо.
- Вы хотите сказать, что я продолжаю существовать по сей день?
- А с кем же сейчас я разговариваю.
- Может быть, я вам снюсь? Когда мы спим, наше “я” рассеяно, наше прошлое разбито на куски; вещи которые в действительности взаимопроникают друг в друга, кажутся отдельными твердыми телами.
- Может, вам кажутся, не надо за всех: я в своих снах не могу отличить одно явление от совсем другого, никакой четкости, давайте, Анри, обменяемся: я вам тонну взаимопроникающего, а вы мне хоть одно это твердое тело?
- Все дело в восприимчивости рассудка. Живая память действует на свое усмотрение. На самом деле мы воспринимаем только то, что нас интересует.
- Мечтатель. Увы, что нам противно, мы тоже воспринимаем. Особенно подсознательно. А потом, как-нибудь непредсказуемо, совсем даже невпопад, все это вываливается на нас, хоть бы живым остаться.
Иммануил Кант. Выражение лица спокойное, уверенное.
- Время и пространство не есть нечто само по себе существующее, это всего лишь субъективные условия, изначально присущие человеческому уму для координации между собой чувственно воспринимаемых предметов. В ноуменальном мире, т.е. в сфере предметов самих по себе, времени и пространства нет. Ноумены недоступны никакому пониманию, они трансцендентны.
- Друг! Как вас благодарить за это! Вы дали миру такую ценную информацию, людям есть над чем подумать в пользу отказа от общепринятых догм. Вот я уже давно воспринимаю события целостно. Я не оцениваю их в зависимости от приближенности их ко мне. Что за тупость, когда люди говорят: было да прошло, былого не воротишь, будущего не выворотишь, время лечит, ничто не вечно под луной и тому подобная народная тупость. Меня крайне возмущает! Следуя такой логике, можно вообще, ничего не добиваться, а продолжать сочинять подобную чепуху. Вот есть выражение: кануть в лету. Это еще куда ни шло. Лентяи и канут. А таких сильных людей, как вы, помнят. Кант, я вижу, вам тоже не везло в жизни, раз вы искали истину.
- Я не сдавался и поставили вопрос поиска иначе: как найти всеобщий критерий истины для всякого знания?
-Да! Чем точнее, тем ближе к правде. Да, поиск истины - признак невезения. Что это, истина? В русском языке: ис-тина. Наверное, то, что скрывается в тине, там же ничего не видно. Чуждая атмосфера непролазной чащи, болотное пение лягушек. Чьи-то внимательно следящие за тобой глаза. Ой, мне страшно, я пас! Но таковы мои родные слова. Насчет правды: прав-да. Прав, да. Если направо - то прав. Большинство людей правши. Никто не обозначает это понятием левда. Может, так. Противопоставление - кривда. Есть, конечно, много разноязычных слов, обозначающих правду. Простые люди придумали простые слова, а философы во все времена напрягались и усложняли понятия. Для простого человека все просто и понятно, они обозначили этим словом, например, честный ответ. А вы, философы, берете слово на вооружение и начинаете искать свою всеобъемлющую правду. И самое смешное - чего-то откапываете. От ваших усердий что-то не выдерживает и поддается, откуда только оно вам отламывается?
- Любопытные умозаключения, тем более, вашего языка я не знаю. Чтобы насладиться красотой предмета, надо уметь оценить его достоинства, и чем сложнее предмет, тем специфичнее его эстетическая оценка.
Задумался, благоговейно смотрит на небо.
- Чем дольше я размышляю о звездном небе и моральном законе во мне, тем сильнее нарастает в моей душе восхищение.
- Вы тоже поэт. Свойство человечности - вид звездного неба - автоматически запускается благоговение.
- Эта панорама натолкнула меня на следующие предположения. Вне нашей галактики существует большая вселенная других галактик. В результате приливного трения суточное вращение Земли замедляется. Движение и покой относительны.
- Это не просто красивые слова, а открытия. Ваши теории не утратили актуальности до сих пор. Вы достойны похвал. Вы не просто поэт, а ученый.
- Античная поэзия, филология в свое время увлекли меня. Я не сомневался в гармонии бытия и его всеобщей устремленности к благу.
- Идеализация - это болезнь, но она безобидна для окружающих, хоть и заразна. Что предосудительного в том, что взрослый радуется, как дитя. Значит, он в хорошем состоянии. Вы так меня восхищаете своей силой духа! Всюду пробиваете свои теории. Таких людей не забывают. Вы прославились у себя на родине.
- Я постоянно отказывался от предложений работать в других городах, потому что привязался к родному месту, а также на горизонте виднелись возможные проблески близкой вакансии у меня дома.
- Умопомрачительная преданность! Такое встречается у немцев - лишь бы быть дома, в родном городе! Крайне противопоставляемая порыву русских - рвануть бы куда подальше от дома. Как-то неудобно даже признаваться вам в этом...
- А я всегда неприязненно относился к внешним проявлениям религиозного культа.
- Вы герой.
- Приступая к изложению космогонической системы, меня заботило одно: как согласовать ее с верой в бога.
- Сочувствую. Плохо, когда выбор ограничен цензурой.
- Нет, дело не в цензуре. Возникновение живой природы я объясняю существованием и деятельностью бога. На свете есть высшее, абсолютное и необходимое существо.
- Совсем не обязательно. После этого не говорите, что русским людям свойственна вера в сказку. Даже вы, серьезный немецкий философ не можете избавиться от категорий, внесенных с детства. Кант, скажем, вы сейчас не в этой жизни, а в параллельном мире, может, вы уже изменили мнение? Видите, нет здесь никакого бога.
- Все равно, надо считаться с возможностью бытия бога. Всякое познание начинается с опыта, но я не привык полагаться лишь на свои ощущения и влечения. Все они жестко детерминированы природой, и поступать в соответствии с ними - значит оставаться животным. - Что тут скажешь.
- Человек по природе зол. В нем заключена неизбывная склонность творить зло, которая выглядит как приобретенная, будучи, однако, изначально ему присущей.
- Абсолютно правильно.
- Первоначальная форма богослужебной религии рассчитана на снискание благосклонности верховного существа.
- Любая религия богослужебна. Формула религии выводится из подхалимской сущности человека. Это в порядке вещей для любых видов животных, когда слабый или просто трусливый подлизывается к вожаку. Как бы там ни было, я вас очень ценю, не обижайтесь, если что.
Фридрих Вильгельм Ницше. Утонченные черты лица сразу выдают в нем аристократа. Что мешает моему взгляду - это его пышные усы, из-за которых не видно рта. Я предполагаю, что губы сжаты, уголки опущены вниз, что придает строгость. В его ярких глазах видна непоколебимая решительность и затаенная печаль.
- Я не возражаю против того, чтобы простые люди страдали, если это необходимо для создания великого человека, как, например, Наполеон, - с достоинством произносит он.
- Гитлера туда же, - добавляю я иронически. - Вы погорячились, приятель. Вот если бы вас заставили страдать, вы бы отвернулись от этих взглядов. А так, конечно, удобно рассуждать, когда не смотришь на мир из глаз простого, ни в чем ни повинного страдальца. Что ж, вам, Фридрих, это простительно с оглядкой на вашу экспрессивность.
- 200 дней в году проходили для меня в жутких мучениях. Я метался в этом пространстве, надеясь вырваться из когтей этой адской пытки. Я любой ценой жаждал выжить. Я всегда знал, что только страдания великих велики.
На мои глаза наворачиваются слезы:
- Вот оно что! Простите тогда. Значит, вы ненавидели этот мир. Я вам сочувствую. Фридрих, вы такой ранимый человек, а на вас обрушилось все это. Но может быть, вам послужит утешением то, что многие обделенные люди нашли утешение в ваших умозаключениях. Поверьте, если человек стремится к образованию, читает философов, это уже говорит о том, что он достоин зваться человеком. А сверх, ни сверх... Что ж, называйте, как хотите.
Мне кажется лед в его сердце тает:
- Когда я совершал вот такие же мысленные полеты к великим, сам Заратустра сказал мне: Не уничтожай героя в своей душе! Верь в святость своей высокой надежды! Я адресую эти Слова всем своим почитателям.
- Я передам! Я непременно передам!
- Я ведь говорю о Заратустре. А вы, конечно, сразу вспомнили о Христе, Спасителе человечества, - повествует он снисходительно. - Все ожидаете повторного пришествия. Все ждете избавления, рабы. Я вижу, в вашем мире по-прежнему все равняются на христианство. Смирение равно рабство в пользу чьей-то власти. Если хочешь быть сильным, не трать энергию на слыбых.
- Нет! Не могу не тратить. Похоже, я раб. Даже сильный человек позволяет себе слабости. Я знаю одно: любым человеком прежде всего руководит его физическое состояние. Прощайте.
Сигизмунд Шломо Фрейд. Сосредоточенный на проблеме взгляд.
- Среди инстинктивных предрасположений человека огромную долю занимает склонность к агрессии. Страсти первичных позывов сильнее разумных интересов. Агрессивность проявляется стихийно, обнажая в человеке дикого зверя, которому чуждо бережное отношение к собственному роду. Ничто другое в такой степени не противоречит исконной природе человека, как идеальное требование любви к ближнему, как к самому себе.
- Точный диагноз, доктор. Я даже спорить с вами, в чем не знаю. Не стану же я утверждать, как Том Круз, что психология лженаука.
Завершая свой краткий обзор, прихожу к выводу, что взрослых людей, с устоявшимися взглядами на жизнь, тем более философов, вряд ли можно перевоспитать. Никак в толк не возьму, зачем людям нужны истина, бог, абсурд, сверхчеловек, агрессия, предрассудки, религия, лень. Но покуда эти понятия продолжают существовать, мы продолжаем им служить.