-Цитатник

Левитанский Юрий. "Я люблю эти дни когда замысел весь уже ясен - (0)

Левитанский Юрий. "Я люблю эти дни когда замысел весь уже ясен" Автор текста: Юрий Левитан...

Лирушные безобразия - (2)

Лирушные безобразия Ну вот никак наш Лиру не может без фокусов и ведь каждый раз придумывают что-...

ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО. В нашем городе дождь... - (0)

ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО. В нашем городе дождь https://c.radikal.ru/c24/2109/94/06a3f714b7d4.jpg В ...

Вот и осень господа.. - (0)

Вот и осень господа..

Нежность...Китайская художница Jia Lu - (0)

Нежность...Китайская художница Jia Lu Я измеряю нежность тишиной, Несказанными, лишними...

 -Фотоальбом

Фотоальбом закрыт всем, кроме списка избранных и списка друзей. Зарегистрироваться!

 -Приложения

  • Перейти к приложению Дешевые авиабилеты Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Музыкальный плеер
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни

 -

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
[Этот ролик находится на заблокированном домене]

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
В© пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Jo-Ann

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.11.2010
Записей: 22261
Комментариев: 53098
Написано: 108294


...Притихший зал, восторгом очарован и потрясен...

Пятница, 06 Мая 2016 г. 18:04 + в цитатник
Цитата сообщения SvetaSlava50 ...Притихший зал, восторгом очарован и потрясен...…А. Куприн посвящение Лидии Липковской

 


image (461x686, 51Kb)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лидия Липковская

 

Александр Куприн

 Лидии Яковлевне  Липковской



Я помню Мариинского театра

Роскошный зал, в сверкании огней.

Блеск шелка и парчи и золото мундиров,

Духов парижских тонкий аромат

И вееров ленивое движенье,

Пластронов белизну и тысячи голов.

Открыта сцена. Парк на заднем плане.

За рампою плейелевский рояль,

За ним лохматый аккомпаниатор

Тревожно ждет условный легкий знак.

Певица медленным обводит взором.

Партер и ложи. Как она мила!

Она вся в белом. Белые перчатки

И туфельки, и веер. Только

Краснеет жарко роза, роза в волосах...

Еще одно мгновение, и звуки

Необычайной сладости текут,

Текут, как солнца золотая радость,

Как песня соловья... И замолчал

Притихший зал, восторгом очарован

И потрясен...

 




И все останется позади — сомнения, страхи. Она все-таки спела! Без оркестровой репетиции, со знаменитым Николаем Фигнером, без разрешения своего педагога Натальи Александровны Ирецкой. И чего стоило итальянцу Угетти, режиссеру русско-итальянской частной оперы, уговорить ее петь! Впрочем, Наталья-то Александровна ни о чем и не узнает — студентка Маршнер подстраховалась: пела под девичьей фамилией...

 

lipk2 (496x690, 29Kb)

4 января 1904 года худенькая скромно одетая студентка Петербургской консерватории откроет «Биржевые ведомости» и прочтет о себе следующие строки: «Следует отметить Л. Липковскую, впервые выступившую на подмостках сцены. Юная певица, заменив внезапно заболевшую Гущину, без репетиции провела партию Джильды как опытная артистка. Только истинно даровитые натуры могут начинать свою артистическую карьеру с такими редкими достоинствами: отлично выработанная колоратура, наряду с природными богатыми голосовыми средствами, музыкальностью и благородным вкусом, ставит совсем юную певицу в исключительное положение».

Вот и Консерватория, знакомый класс. И каково было промолчать ей, двадцатилетней девчонке, когда Ирецкая вдруг стала благосклонно отзываться о вчерашней исполнительнице. Какая-то сила подбросила Лидочку на месте: «Наталья Александровна! Это была я!” Фраза не успела еще отзвенеть в воздухе, как ее покрыли резкие слова Ирецкой. Ее класс не для недоучек. Девушке предложили его оставить — навсегда.

Светловолосая Лидочка родилась в Бессарабии весной 1884 года.  Пятилетней крошкой звонко распевала народные песни. Повзрослев, запела в церковном хоре, а с 14 лет в благотворительных концертах. Жители Каменец-Подольска (города, куда девочку привезли учиться в гимназии) называли ее «птичкой» и специально приходили на воскресные службы насладиться ее ангельски-чистым голосом.

Рано вкусившая настоящий успех, Лидия грезила о сцене, и это было закономерно вдвойне: ее тетка Мария Заньковецкая была знаменитой актрисой. Раннее замужество дало возможность избавиться от опеки родителей. Будущая певица оказалась в Петербурге.

 

phpThumb_generated_thumbnailjpg (443x700, 36Kb)
 

Правда, в течение двух лет Лидочке пришлось довольствоваться положением жены и домашней хозяйки, мамы очаровательной Ариадны — в Петербурге у четы Маршнеров родилась дочь.

 

lipk (392x606, 35Kb)

Лидия Липковская с дочерью Ариадной

А вот касательно пения и сценической карьеры муж оказался даже консервативнее Лидочкиных родителей — ни о чем подобном не могло быть и речи! Но желание петь становилось важнее в том числе и хороших отношений с супругом. Так Лидия отправляется на прослушивание в Консерваторию.

Незаурядные вокальные данные способствовали тому, что ее взяла в свой класс Наталья Александровна Ирецкая, выдающийся вокальный педагог. Лидия занималась самозабвенно — и с Ирецкой, и самостоятельно, оставаясь в консерваторском классе после занятий, где и застал ее режиссер Угетти, который чуть не разлучил преподавательницу с одной из самых ярких учениц. К счастью, Ирецкая оттаяла и желанные для обеих уроки были возобновлены.

В 1906 году 22-летняя певица дебютирует (уже законно) на сцене Мариинского театра. Партия Джильды в опере «Риголетто» становится пропуском на императорскую сцену. Столичная публика, избалованная и местными звездами, и приезжими гастролершами, приняла ее сразу. Еще бы! Ее сказочный голос не страшился конкуренции ни с Марчеллой Зембрих, ни с Евгенией Мравиной — ее знаменитыми предшественницами.

lid (408x700, 46Kb)

Сентябрь 1907-го впервые соединит ее на сцене с Федором Шаляпиным. А 28 декабря 1907 года Лидию Липковскую пригласит исполнить партию Джульетты в опере Шарля Гуно «Ромео и Джульетта» Николай Фигнер, расстающийся со сценой. Спектакль пройдет с выдающимся успехом. Но Лидия так и не сможет справиться с охватившей ее грустью.

«Зал был наэлектризован, — запишет она в своем дневнике. — В антрактах сцена превращалась в роскошную оранжерею. Буря аплодисментов сопровождала каждую арию. Но ни аплодисменты, ни море цветов не могли рассеять мою грусть. Для меня все происходящее было театральными похоронами Фигнера.

 

Lipkovskaja01-1 (370x597, 54Kb)
 Lidia Lipkovskaya (Лидия Яковлевна Липковская)

Мне было крайне грустно, что именно мне, его «крестнице» (ведь он был моим первым партнером в «незаконном дебюте»), приходится закрыть за ним двери Мариинского театра...»

Для Лидии же наступало время, когда все двери перед ней распахивались. Уже скоро весь мир восторженно примет ее искусство. Вот как написал о ней в феврале 1909 года престижный парижский журнал Le Theatre: «Ее репертуар на редкость разнообразен: она поет виртуозные партии с неслыханной легкостью, она заставляет плакать свою аудиторию в драматических ролях… Совершенная вокальная техника, драматический темперамент обеспечивают госпоже Липковской повсеместный успех. Добавьте, что она очаровательно красива: белокурая, с волосами цвета спелого хлеба, среднего роста, стройная, изящная. И вы поймете, почему весь С.-Петербург без ума от нее, как будет без ума Париж, когда узнает ее...»

Певице посвящали стихотворения И. Северянин (познакомился с ней в Петербурге, предположительно в 1909) — стихотворение "Кузина Лида" (февраль 1912); 17 сент. 1924 в Варшаве написал стихотворение:

 

ЛИДИИ ЛИПКОВСКОЙ

Вы так жалеете, что том моих стихов
Забыт в Америке перед отъездом Вами. 
Греха подобного не наказать словами, 
И я даю Вам... отпущение грехов! 

Вы говорите, что среди сонетных строф
Вы не нашли Вам посвященных мной. Как даме, 
Я Вам, польщенный, отвечаю: Вас стихами
Я пел четырежды, и впредь всегда готов... 

Сирень весны моей! Вот я на Вас гляжу, 
Переносясь мечтой к совсем иному мигу, 
Когда я молод был и мир готовил к сдвигу, 

И Вы, мой соловей, мне пели на межу. 
И пусть Вы за морем мою забыли книгу, 
Я голос Ваш всегда в душе своей вожу.

 

 

…Судьба дарует ей долгий вокальный век, великих партнеров по оперной сцене, благодарных учеников... и печальную старость. Лидия Яковлевна эмигрировала в 1918 году. Последние годы жизни она провела в Бейруте в бедности, не имея возможности преподавать из-за прогрессирующей болезни, живя на скромные деньги, посылаемые сестрой.

«Одиночество — пакостная штука в чужой стране. Я совершенно одна, и мне больно. Сделала я большую непоправимую ошибку, когда, будучи на гастролях в Советской России, не осталась там, среди своих. А ведь мне предлагали и кафедру в Консерватории, и Большой театр!.. Чего бы я только не сделала, чтобы исправить ошибку, но — поздно...» — писала певица в письме к одной из любимых учениц. Но в жизни не бывает обратного отсчета. Да и кто знает, как сложилась бы судьба «возвращенки» в непростые советские тридцатые...      

    • phpThumb_generated_thumbnailjpg (640x405, 32Kb)

      Лидия Яковлевна Липковская, (1884-1958), Сопрано, в роли Манон.

    Лидию Липковскую высоко ценили Н. Римский-Корсаков, А. Глазунов, Э. Направник, Ж. Массне (композитор назвал ее "лучшей Манон из до сих пор им слышанных и виденных"; позднее специально для Л. переделал партию Таис в своей одноименной опере), К. Станиславский, В. Мейерхольд, B. Качалов, А. Луначарский.

    В 1937—41 рук. кафедры сольного пения Кишинев. конс., в 1941 давала частные уроки пения в Одессе и Бухаресте, с 1952 преподавала в Рус. конс. в Париже, в 1950-х гг. — в Бейруте. Учеников воспитывала на рус. классике. Ученики: Л. Бабич-Хынку, Л. Боксан, В. Зеани, Г. Зобиан, X. Мариниде, А. Стырча, Т. Чебан.

    Гастролировала на сцене московского Большого театра, в Киеве, Одессе, Кишинёве, Тифлисе, Баку, Милане, Париже, Лондоне, Бостоне, Нью-Йорке, Чикаго, Вене, Гамбурге, в городах Южной Америки.
    В 1919 году на пароходе "Херсон" бежала через Стамбул, Рим, Париж в Америку, где выступала в Нью-Йорке и Чикаго. В 1924—27 г. гастролировала в Европе, Китае, Японии, Сингапуре, Индии, Австралии, Южной Америке, Новой Зеландии.
    В 1927—29 г. с большим успехом выступала на оперных сценах и в концертных залах в СССР.

    phpThumb_generated_thumbnailjpg-1 (443x700, 43Kb)

     

    Последний концерт Липковской состоялся в Париже (1951). 
    Певица была также наделена поэтическим даром, её стихотворения печатались в периодических изданиях. 
    Умерла 22 марта 1958 года в Бейруте.

    -------------------------
     
    Выпущена  книга автора  Р. Арабаджиу «Очарованная песней» -
     - страницы жизни и творчества Л.Я. Липковской.
    Издательство: "Литература артистикэ" (1977)
     

    1010374518 (461x700, 77Kb)


       "Лидия Яковлевна Липковская принадлежит к блестящей плеяде русских оперных певцов первой половины XX века. На протяжении 30 лет, благодаря своему замечательному дарованию, голосу большого диапазона, красивого тембра, она была украшением многих оперных театров мира.
       «Несравненная Липковская», «Северная звезда», «Поэт на сцене» — с восхищением и удивлением отмечали ее чарующее пение в разных странах, ее способность сценического перевоплощения, чувство стиля, блистательные рулады, выдерживавшие состязание со скрипкой или флейтой, вкус, чуткость, необычную культуру слова, красоту и обаяние, непримиримость к шаблонности и рутине в искусстве.
       Пройдя славный артистический путь рядом с Ф. Шаляпиным, Л. Собиновым, Г. Баклановым, Д. Смирновым, А. Неждановой, М. Кузнецовой-Бенуа, Л. Липковская воплотила в своем творчестве многие характерные черты русского вокального искусства, которые стали символом не только блестящего мастерства, но и борьбы за национальную вокальную культуру, за русскую оперу."
    Из предисловия
     
      Лидия Яковлевна Липковская принадлежит к блестящей плеяде русских оперных певцов первой половины XX века. На протяжении 30 лет, благодаря своему замечательному дарованию, голосу большого диапазона, красивого тембра, она была украшением многих оперных театров мира.
  • -----------------
    Записывалась на грампластинки в Петербурге ("Одеон", 1910; "Граммофон", 1912—14), Нью-Йорке ("Колумбия", 1911), Вене ("Граммофон", 1913). Архив. записи Л. — в ГЦММК, ЦГАЗ СССР, в коллекции Ю. Перепелкин.
          
    В 1986 году фирма "Мелодия" выпустила реконструированные архивные записи певицы.

1437568143 (700x692, 74Kb)

 

1985 Мелодия Records original pressing, made in USSR. Содержание: Дж. Россини - Каватина Розины ("Севильский цирюльник", 1 д.), Каватина Семирамиды ("Семирамиды", 1 д.), Л. Делиб - Вальс из балета "Коппелия", Пиццикато из балета "Сильвия", Н. Римский-Корсаков - Ариетта Снегурочки, Сцена таяния ("Снегурочка"), Две арии Марфы ("Царская невеста", 2 и 4 д.), П. Чайковский - Ариозо Иоланты ("Иоланта"), А. Даргомыжский - Шестнадцать лет. Архивные записи 1912-1914 гг.

---------------------

 

Источники: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/72042/Липковская  http://theatre-music.narod.ru/4.html    

 

 

Рубрики:  Артисты
Интересные люди

Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку