-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Jemalukas

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.11.2012
Записей: 141
Комментариев: 28
Написано: 185





Верность

Среда, 29 Мая 2013 г. 01:11 + в цитатник
СольноИнтерьерное..

Савицкий Георгий Константинович
ЧТЕНИЕ СТИХОВ. КНЯЖНА Н.ЧАВЧАВАДЗЕ И А.ГРИБОЕДОВ.

*кликабельно

Серия сообщений "живопись":
Часть 1 - Лосенко
Часть 2 - Ориентализм
Часть 3 - Курбе
Часть 4 - Фердинанд Ройбе
Часть 5 - Верность
Часть 6 - Советы художнику-живописцу.К.КОРОВИН
Часть 7 - Caльвадор Роза
...
Часть 36 - Питер Клас
Часть 37 - И.Крамской
Часть 38 - Без заголовка



Понравилось: 1 пользователю

Ориентализм

Понедельник, 27 Мая 2013 г. 16:07 + в цитатник
Восточные красавицы



Читать далее

Серия сообщений "живопись":
Часть 1 - Лосенко
Часть 2 - Ориентализм
Часть 3 - Курбе
Часть 4 - Фердинанд Ройбе
...
Часть 36 - Питер Клас
Часть 37 - И.Крамской
Часть 38 - Без заголовка




Процитировано 1 раз

ЖИВОПИСЬ

Понедельник, 27 Мая 2013 г. 15:09 + в цитатник
АжурноМагическое..

Maggie Vandewalle

***

+9

Лосенко

Четверг, 25 Апреля 2013 г. 22:17 + в цитатник
Основоположник русского исторического жанра в живописи Антон Павлович Лосенко (1737—1773).




Антон Павлович Лосенко родился в семье украинского казака. Рано осиротел и семилетним ребенком был отправлен в Петербург в придворный певческий хор. Однако в 1753 году, как "спавший с голоса", но проявлявший способности к искусству, был отдан к художнику И. П. Аргунову для обучения живописи. Пять с половиной лет, проведенных в мастерской Аргунова, послужили весьма основательной подготовке. Зачисленный воспитанником в Академию художеств (АХ) (1758), Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей и получил должность подмастерья. Оценив талант молодого живописца, в 1760 году его направили в Париж для совершенствования знаний и мастерства.Занимаясь под руководством Ж. Рету, Лосенко создал большую историческую картину на евангельский сюжет "Чудесный улов" (1762). В ней он сумел сочетать требования классицизма со смягченной, человеческой трактовкой образа Христа. В 1766-1769 годах художник жил в Италии, где изучал античность, копировал произведения Рафаэля, написал картину на античный сюжет "Зевс и Фетида" (1769). В этот период много внимания уделял он живописным этюдам обнаженного тела; в результате появились известные полотна "Авель" и "Каин" (оба 1768). В них сказалось не только умение точно передать анатомические особенности человеческого тела, но и способность сообщить им богатство живописных оттенков, свойственных живой натуре.В 1769 году Лосенко возвратился в Петербург, где ему было предложено написать картину на звание академика исторической живописи. Художник создает произведение на тему из русской истории - "Владимир и Рогнеда" (1770). Согласно древней летописи, новгородский князь Владимир просил руки дочери полоцкого князя Рогвольда, но, получив отказ, напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды и силой взял ее в жены. В картине представлен кульминационный момент "прежалостной судьбы" Рогнеды, когда Владимир вторгся в ее покои и с нею "неволею сочетался". Однако Лосенко изобразил Владимира не вероломным завоевателем, а человеком, раскаявшимся в своих поступках, - в этом выразились высокие идеалы нравственности и гуманизма века Просвещения.





Андрей Первозванный

Далее...


Понравилось: 1 пользователю

Саксофон

Четверг, 25 Апреля 2013 г. 22:04 + в цитатник
Sax Hits-1

Приглашаю в мой музыкальный мир!Красивая музыка наполнит Вас гармонией и в вашей жизни все будет хорошо!E-NUN.


4uysdzj7nf63 (452x452, 49Kb) Спасибо большое за Ваши комментарии:E-NUN
-Juliana-



Процитировано 1 раз

Саксофон 2

Четверг, 25 Апреля 2013 г. 21:57 + в цитатник
Gil Ventura - Sax for Lovers-1

Подарок моему другу и поэтессе- tatyana_ovsova!E-NUN
И вновь любимый саксофон
Уносит нежно в высь желаний,
И тихая души печаль
В нас будит сонм воспоминаний!

619318_f (500x442, 28Kb) Спасибо большое за Ваши комментарии:E-NUN
-Juliana-
Рубрики:  музыка

Флейта

Четверг, 25 Апреля 2013 г. 20:25 + в цитатник
Золотая флейта:Peter Weekers-"The Golden Pan-Flute"





Peter Weekers – голландский музыкант (1953 г.р.) играет на пан-флейте и других духовых инструментах. Записал несколько сольных дисков на пан-флейте.Мастерство игры,нежные и душевные композиции буквально зачаровывают слушателей...

1326474157_peterweekers (495x596, 92Kb)




klavdia-France



Серия сообщений "Музыка"Звучит флейта"":

Часть 1 - Золотая флейта:Peter Weekers-"The Golden Pan-Flute"
Часть 2 - Very Best Of Instrumental Gold-Golden Flute(флейта)
Часть 3 - James Galway - My Magic Flute
...
Часть 8 - Китайcкая бамбуковая флейта
Часть 9 - Marina Raye- "Earth Ascending"
Часть 10 - Reno Schulz-Silent Flute

Рубрики:  музыка

натюрморт и символ

Четверг, 25 Апреля 2013 г. 20:20 + в цитатник
Vanitas.

Ванитас (лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие») — жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Наибольшее распространение получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании. Термин восходит к библейскому стиху (Еккл.1:2) Vanitas vanitatum et omnia vanitas («Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!»).

Уильям Дайс ( 1806 - 1864) Omnia Vanitas
Читать далее...
Рубрики:  натюрморт

Метки:  

музыка

Четверг, 25 Апреля 2013 г. 20:19 + в цитатник
Китайская лечебная музыка:Wang Xu-dong - Chinese health music-"Acupuncture for mind"

Усиливающиеся взаимодействия Востока и Запада на всем Земном шаре несут революционные преобразования и в мир традиционной медицины. Естественное натуральное здоровье стало повсеместным веянием времени. Усиление иммунной системы человека является лучшей терапией, полагающейся на способность человека к самовосстановлению и самоисцелению. Выстраивается единая система здоровья тела, разума и души, и в нее важными составляющими входят музыкальная и звуковая терапии, влияющие на психоэмоциональную сферу человека.
На предлагаемых альбомах доктор китайской медицины Ван Сю-донг (Ван Сюй- Дун), давно занимающийся музыкальной терапией , соединил принципы китайского подхода к здоровью со звуком и создал поистине волшебные мелодии.
При записи использовались китайские традиционные инструменты: гузенг, эрху, ди, сяо, пипа, шенг, зонг- ху, а также скрипки, виолончели и голосовое сопровождение.Любая музыка может давить , оглушать, раздражать, но может и успокаивать или стимулировать, пробуждать и побуждать.Главными объектами в китайской философии являются мозг-разум и душа человека. А поскольку человек рассматривается как единство трех составляющих: тела, разума и души , то общий терапевтический эффект от правильно подобранной музыки – очевиден.
Звуки зенга снимают умственные напряжения, флейта – эмоциональные , эрху расслабляет мышечные и кожные покровы, кин уводит навязчивые мысли.
budda-17 (604x453, 81Kb)E-NUN

спасибо за комментарии (156x177, 76Kb)





Серия сообщений "Музыка "Китайская лечебная" ":

Часть 1 - Китайская лечебная музыка:Wang Xu-dong - Chinese health music-"Acupuncture for mind"
Часть 2 - Китайская лечебная музыка:Wang Xu-dong - Chinese health music-"Musical Nutrition" (Наполнение музыкой)
Часть 3 - Китайская лечебная музыка:Wang Xu-dong - Chinese health music-"Sleep For Body And Mind"(Спокойный сон. Терапия здоровья для тела, разума и души)
...
Часть 22 - Китайская лечебная музыка:Wang Xu-dong - Chinese health music-"Chinese Feng Shui Music - Tortoise"
Часть 23 - Китайская целительная музыка
Часть 24 - Китайская музыка для лечения-"Ornaments"


ЖИВОПИСЬ. ИСКУССТВО. ВОПРОСЫ ЗАВЕРШЕНИЯ КАРТИНЫ.

Среда, 06 Марта 2013 г. 23:27 + в цитатник

Истина то- что надо "вовремя остановиться" и то, что "лучшее-враг хорошего". Это не я придумал. Эти предания идут к нам с давних времён расцвета Русской школы живописи.

"Я буду требовать и добиваться полного логического завершения всех элементов картины"- так говорил своему ученику  один мастер художественного РЕМЕСЛА, который так и не стал в свои 50 ХУДОЖНИКОМ. Почему? А вот потому что так говорил и мыслил. И не смог выйти за пределы своего точного, но

музыка в живописи

Среда, 06 Марта 2013 г. 23:24 + в цитатник
Музыка в натюрмортах Уильяма Майкла Харнетта




"



У.М. Харнетт  (I848 - I892) является автором тридцати семи натюрмортов с музыкальными инструментами и нотами. Если учесть, что всего им создано (или, скажем так, известны) около 170 картин, то станет ясно, что музыка в жизни художника занимала значительное место, привлекала его внимание и вдохновляла чаще, нежели другие темы. Что же известно о жизни Харнетта?



Современник Харнетта, его друг и первый биограф Е. Тэйлор Сноу сообщает, что родился художник в небольшом ирландском городке Клонакилти в 1848 году и еще в раннем детстве вместе с семьей эмигрировал в Америку. Здесь он получил образование в пенсильванской Академии изящных искусств, а также в Национальной академии дизайна. После завершения курса обучения Харнетт в 1880 году отправляется в Европу. Некоторое время он проводит в Лондоне, затем в Париже и Франкфурте и наконец почти на пять лет обосновывается в Мюнхене, где его деятельность приобретает наибольшую активность. Именно в это время Харнетт начинает собирать свою собственную коллекцию старинных предметов, в частности книг, а также музыкальных инструментов. В Соединенные Штаты Харнетт вернулся в 1885 году и прожил в Нью-Йорке до конца жизни, пользуясь значительной известностью. После смерти художника его имя на долгие годы отошло в тень и только в конце тридцатых годов  столетия интерес к нему возродился. В 1939 году нью-йоркская Доунттоун-гэлэри устроила выставку его произведений.

Читать далее...

Тамга – знаменья- трезубец- гербы

Четверг, 27 Декабря 2012 г. 21:22 + в цитатник

К написанию этого поста меня подвинули рисунки Мир Теймур Мамедова, выполненные по мотивам тюркских родовых знаков.


http://www.liveinternet.ru/users/usta777/blog/
Вот что художник пишет о тамгах: «Тюркские тамги настолько разнообразны и красивы по своей графике, стилистике, что вполне естественно вошли в культуры многих народов. Огромное количество как самих тамг, так и их отдельных элементов я постоянно встречаю в своих путешествиях по многонациональному Азербайджану в декора

Художник

Воскресенье, 16 Декабря 2012 г. 22:56 + в цитатник
как разговаривать с художником))

1. Художники все самовлюбленные болваны. Это надо учитывать в диалоге.

2. Каждый художник - самый крутой. А грузинский художник - еще круче.

3. При обсуждении картины при авторе не пытайтесь поумничать про технику. Хотите показаться умным - хвалите картину.

3А. Никогда не употребляйте термины, значения которых Вы не понимаете (импрессионизм, абстракция, лессировка). На представленной картине может не быть ни того, ни другого, ни третьего.

4. Никогда не говорите художнику, что хотите купить у него картину, если не собираетесь это делать.

4А. Тем более, не рассказывайте, что собираетесь купить картину у другого художника, вне зависимости от того, правда это или вымысел.

5. Никогда не пытайтесь поумничать, сказав "А я знаю такого современного художника Васю Пупкина! Вы про него слыхали?" В глазах художника Вы упадете ниже планки.

5А. Еще хуже, чем рассказывать, что Вы знаете какого-то художника это пытаться рассказать, какую он оригинальную использует технику (картон поверх холста, коллаж и еще поверх акварелью)

6. Никогда не обсуждайте, понравился ли Вам сюжет картины. Глупее, чем высказывание "картина хорошая, но я не люблю море (лес, портреты, птиц итд)" может быть только высказывание: "Опера Бизе хорошая, но мне не нравится, пАтомучто про цыган, а я цыган не люблю".

6А. Никогда не восхищайтесь тем, что изображенное на картине совпадает с Вашими воспоминаниями или впечатлениями. То, что Вы были на той горе, которая изображена на пейзаже - всего лишь факт Вашей биографии.

7. Никогда не говорите, что картина напоминает Вам Дюрера (Леонардо, Пиросмани, Глазунова). По крайней мере, если не хотите нажить врага в лице автора.

8. Если Вы восторгаетесь впечатлением от произведения, то избегайте конкретики! Если не уверены на 100%, что Ваша трактовка совпадает с трактовкой автора.

9. Никогда не высказывайте суждения об искусстве, опираясь на услышанное в СМИ или от подруг.

10. Никогда не предлагайте художнику оценить свое самодеятельное произведение, в надежде, что оно окажется шедевром, ибо оно - гавно.

10А. "Я тоже рисовал в детстве" звучит, как минимум, глупо.

11. Никогда не говорите, что картина подойдет к Вашему дивану (шкафу, интерьеру, собачке, кабинету, столу, аквариуму). Диван - утилитарен, картина нет.


12. Спрашивайте о стоимости картины только если у Вас в кармане лежит потенциально достаточная сумма.

14. Если Вы хотите похвалить при живом художнике одного из старых мастеров, делайте это аккуратно и без употребления технических терминов. Смотри пункт 3А.

14А. Никогда не хвалите при художниках Илью Глазунова, Бориса Валеджо и Никаса Сафронова, даже если они Вам действительно нравятся.

15. Если Вы хотите похвалить портрет, представленный Вам на критику, то ни в коем случае не употребляйте выражение "очень похож(а)". Вместо этого используйте слова "как живой".

15А. Ни в коем случае не пытайтесь критиковать пропорции лица на портрете, в крайнем случае скажите, что "черты лица красиво стилизованы".

16. Если художник хочет написать Ваш портрет, то не думайте, что он делает это потому, что у Вас уникальное лицо. Скорее всего, он хочет заработать деньги. Или затащить Вас в постель. Или и то и другое.


17. Никогда не спрашивайте что означает "Черный квадрат" Малевича. Просто не спрашивайте.

18. Если Вы собрались покупать картину, то никогда не пытайтесь себе представить, какое это произведет впечатление на Ваших друзей. Друзья могли не успеть прочитать эту инструкцию.


Если после всего этого у Вас нашлось, что сказать, то Вы (возможно) немного разбираетесь в Искусстве.

Автор: Денис Мезенцев

Серия сообщений "мастера живописи":
Часть 1 - Художник
Часть 2 - Художник
Часть 3 - Без заголовка
...
Часть 13 - Художник Гюстав Курбе
Часть 14 - Лувр
Часть 15 - Интересный мастер


Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Cимволы

Воскресенье, 16 Декабря 2012 г. 22:55 + в цитатник
СИМВОЛЫ В НАТЮРМОРТЕ

"000chqr0

Недавно встретил материалы о значениях символов в натюрморте. Я давно знаю, что мир вокруг нас наполнен образами и смыслами. Но никогда не задумывался о символах в натюрморте.
Давайте познакомимся с ними.
"771
Натюрморт (фр. nature morte — «мёртвая природа») – это тот редкий жанр живописи, где изображенные вещи, находясь в тесном взаимодействии между собой, вступают в «общение» и с нами, зрителями.
Мы с удовольствием рассматриваем в музеях натюрморты старых мастеров, хотя живое и естественное в природе, становится в них чаще всего вещью, неодушевленным или мертвым предметом. Искусство натюрморта учит нас видеть, любить и понимать мир, воспринимая его непреходящую ценность.
В натюрмортах художники не изображают вещи «с натуры», а предварительно подбирают и выстраивают их в соответствии со смысловой и художественной задачей.





Итак, чтобы стать объектом натюрморта, плоды и фрукты должны быть сорваны, цветы – срезаны, рыбы, звери и птицы – отловлены и убиты. Таким образом, объекты превращаются в символы, а сами картины содержат в себе некие сообщения, тайнопись, значения которых особенно у старых мастеров отличаются большим разнообразием.
Долгое время натюрморт имел лишь вспомогательные значение, украшая картины других жанров, или имел утилитарную прикладную функцию, например, в качестве украшения ширм, створок шкафов или для маскировки ниш.

«Золотым» веком натюрморта стал XVII век, когда он окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи, особенно в творчестве голландских и фламандских художников. Тогда же для обозначения натюрмортов появился термин - «тихая, застывшая жизнь» (голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still-life). Голландский натюрморт, показавший мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью - уникальное культурное явление, оказавшее влияние на дальнейшее развитие всей европейской живописи.
Тогда в Голландии работали сотни мастеров этого жанра. Различные регионы страны специализировались на определенных видах натюрморта: Харлем - «завтраки»; Утрехт - цветочные букеты; Гаага - рыбные натюрморты; университетский Лейден - натюрморты о бренности жизни; Антверпен - декоративные полотна с цветочными и фруктовыми гирляндами.

Эстетика натюрмортов оказалась приятной как для голландцев, так и для иностранцев, приобретавших с удовольствием эти картины для украшения своих жилищ.
Словно на витрине, художник расставляет перед нами кухонную утварь, цветы, фрукты, предметы быта, заморские диковинки, желая через их красоту рассказать о благосостоянии своей родины, и, казалось бы, все в них просто и понятно.
Однако так уж ли они просты, и правильно ли мы понимаем натюрморты, особенно старинные?

Можно ограничиться впечатлением от созерцания изображений: любоваться мастерством живописца, яркостью красок, особенностями передачи фактуры, в то время, как натюрморты часто несут в себе важное скрытое значение. При этом изображения предметов, в большинстве случаев знакомых, наделяются дополнительным символическим значением.
Секрет «чтения» натюрмортов заключается в расшифровке сложной системы символов и знаков, свойственных эпохе, и использовавшихся старыми мастерами.
Зрителю предлагается некая интеллектуальная игра - отталкиваясь от реальностей натюрморта, выйти на путь сложных ассоциаций. Это значит, что для зрителей, не знакомых с традициями той эпохи «многослойность» натюрмортов часто не доступна. Однако любые интеллектуальные игры при «чтении» натюрмортов не должны затмевать изумительной красоты полотен и восхищения мастерством художников.

Возникновение жанра голландского натюрморта необходимо рассматривать в контексте кальвинизма (направления протестантизма), как духовного движения, наиболее характерного для Голландии. Картины из церквей удалялись, ибо считалось, что искусство не касается существа веры, и протестантская служба не нуждается в чувственном обрамлении - она более для слуха, чем для глаза. Искусству оставлялась лишь задача укрепление морали.
Это ускорило развитие светских тенденций в искусстве, и картины стали переселяться в дома бюргеров. Это поощряло обращение голландских художников к жанру натюрморта.
Первые «stilleven» были сюжетно просты, изображение в них выстраивалось торжественно
и чинно: хлеб, бокал вина, рыба - символы Христа, нож - символ жертвы, лимон - символ неутоленной жажды; орехи в скорлупе - душа, скованная грехом; яблоко напоминает о грехопадении и так далее.

Постепенно сформировался классический натюрморт с его излюбленными сюжетами: цветы, кухонная и бытовая утварь, атрибуты искусства, книги, овощи и фрукты, дары моря и охотничьи трофеи. Все это множество вещей имело тайный подтекст, указывая на человеческие добродетели и грехи.
Часто встречались символы, напоминавшие о бренности человеческой жизни:
череп - напоминание о неизбежности смерти; гнилые фрукты - символ старения;
зрелые плоды - плодородие; ростки зерна, ветви плюща - символы возрождения и круговорота жизни; горящая свеча - символ человеческой души, её затухание символизирует уход; курительная трубка - символ быстротечных наслаждений; зеркала и стеклянные шары - символы тщеславия; бутылка - символ греха пьянства.

Кубки, игральные карты или кости - знак поиска удовольствий и грешной жизни.
Пустой стакан, противопоставленный полному, символизировал смерть. Золотые и серебряные вещи напоминают о недолговечности роскоши. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор - чистоту. Песочные и механические часы — быстротечность времени. Книги и географические карты, писчее перо, глобус - символы наук. Оружие и доспехи - символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу. Ключи символизируют сокрытие чего-либо, а с другой стороны - это доступ к сокрытому.
Часто в натюрмортах изображали насекомых, птиц и зверей. Мухи и пауки, например, считались символами скупости и зла, а ящерицы и змеи - символами коварства. Раки или омары олицетворяли превратность судьбы или мудрость.

В цветочном натюрморте символика еще более многозначна. Букет в вазах уподоблен человеческой жизни, а увядшие цветы и осыпавшиеся лепестки - знаки бренности. Символы скромности и чистоты - ландыши, фиалки, незабудки. Цветы часто изображали в окружении бабочек, символизирующих бессмертную душу.

В XX веке художники сделали натюрморт знамением научно-технического прогресса.
Трубы, металл, приборы, газеты, консервные банки, бутылки и т. д. – словом, все символы современной цивилизации с ее достижениями и потерями стали объектами натюрмортов.
Но были художники, создававшие и в XX веке натюрморты, которые хочется назвать «тихая, застывшая жизнь». Так натюрморты итальянца Д. Моранди (1890 - 1964) в духе магического реализма, одушевлены и добры. Его «герои» - бутылки и кухонная утварь полны сострадания к их владельцам Они, кажется, испытывают тревогу и заботу о заблудших. Они, словно, тихо молятся о нас.
Иногда, правда, художник помогал зрителю. Так на картине Артсена “Мясная лавка” (1551 г.) на первом плане представлен стол ломящийся от различных сортов мяса, рыбы, колбасы. На заднем же плане, в самой глубине, помещена сцена бегства в Египет - бегства от всего этого богатства, несущего неминуемую гибель.

Питер Артсен. Мясная лавка со святым семейством, раздающим милостыню. 1551.



Часто художник прямо включал в картину текст. Непременно это делалось в ученых лейденских натюрмортах “Vanitas” (лат. “пустота, тщетность, бесполезность, ложность, бессодержательность”). Обычными здесь стали цитаты из Библии или из античных авторов, посвященные теме “суеты сует”: “Всякая плоть - трава, и вся красота ее - как цвет полевой” (из Книги пророка Исаии), “Дни человека, как трава, как цвет полевой, так он цветет” (из Псалтыри), “Прошедший мимо розы, не ищи ее более” (из Горация). Текст помещался или в красивом картуше, или был тщательно выписан на ветхом листе бумаги (древность становилась синонимом достоверности), или помещен на раскрытой странице старинного тома, или составлял заглавие как бы случайно брошенной книги.



И каждый объект на картине тогда соответствует тексту: роза, цветы полевые, насекомые - традиционный символ краткого человеческого существования, а бабочки и стрекозы - символ спасения души. Постепенно для таких натюрмортов отбирались особо значимые предметы. Песочные часы напоминали о быстротечности жизни, букеты цветов - о увядании и преходящем, дымящиеся лампы, трубки - о кратковременности, а королевские регалии - о всех богатствах, которые с собой в иную жизнь не возьмешь. Особо выделялся человеческий череп - яркий символ бренности, пустые (или наполовину выпитые) стеклянные бокалы, означавшие хрупкость человеческого существования и огарок свечи - символ угасшей жизни.



Часто в натюрмортах “Vanitas”встречаются “случайные” россыпи старых книг (уже ушдшего времени), измерительные приборы (уже не нужные), флейты и скрипки (“звук их так прекрасен и мимолетен”). Во французских натюрмортах появляются персонажи, пускающие мыльные пузыри - человеческая жизнь уподобляется тончайшим и неверным пузырям. А в Англии, после 1649 года, во многих “Vanitas” появляются портреты казненного Карла I Стюарта - конец этого короля лишь подтверждал мысль о бренности земного счастья и шаткости земной власти.



Очень часто символом бренности служат цветы и травы. Особенно, если цветы и травы - полевые. Помещенные на фоне пустого проема окна они еще более подчеркивают безнадежность. Иногда листья цветов изъедены насекомыми, а рядом разбросаны пустые раковины или орехи.



Собственно цветочные натюрморты разделялись на “гирлянды” и “букеты”. Особенно трудными для понимания являются “гирлянды”. В жанре “гирлянд” писали известные мастера - Я. Брейгель Бархатный, Д. Сегерс, Я.Д. де Хем. Особенную славу на этом поприще снискал монах ордена иезуитов отец Д. Сегерс. В знак восхищения его мастерством коронованные европейские особы одаривали его дорогими подарками - золотым крестом с аллегорическими фигурами из эмали, золотыми костями и золотой палитрой и т.д. Написанным им цветам поэты посвящали стихи.



Гирлянда, оборачивающаяся вокруг центрального изображения (а оно могло быть очень различным, чаще всего - это портрет, выполнявшийся другими мастерами), напоминала известный символ Вечности - змею, обвившуюся вокруг крылатых часов. Потому и композиции такие имели прославительное значение. В саму гирлянду вплетались белые лилии и колосья хлеба, традиционно связанные с Христом или Марией и говорившие о чистоте прославляемого. Кроме того, многое здесь символизировало времена года: цветы - весну, колосья и фрукты - лето, виноград и овощи - осень, лимоны - зима (“все меняется, неизменной остается лишь добрая память”).



Язык цветов, заимствованный еще Возрождением из средневековой символики, был в XVII веке понятен практически любому воспитанному аристократу. И потому гирлянды легко “читались” зрителями. Богоматери посвящали подснежники, померанец, розы, ирисы; обращение ее к Христу символизировалось тюльпанами; веткой чертополоха - страсти Христа; триумф небесной любви часто выражался нарциссом.



Гирлянды обвиваются не только вокруг портретов. Часто это часы, евхаристическая чаша, бокалы вина и даже картуш с текстом. Иногда же небольшой венок помещается прямо в кубок. Эта композиция восходит к одной из известных эмблем: кубок с широкой чашей, наполненной вином, в которой плавает цветочный венок. Надпись гласила: “Что не думаешь об участи смертных?” Так торжественная гирлянда по смыслу смыкалась с “Vanitas”.



Натюрморты в виде букетов (в вазе, кувшине или просто на столе) обычно составлялись трех видов. И главный акцент на картине попадал на различные предметы. В радиальной композиции (стебли цветов расходились веером из одной точки) главным становится изображение цветка, помещенного в место схождения стеблей. Композиции второго типа, словно ковром, заполняют все пространство полотна. Тогда выстраивается вертикальная иерархия цветов и их значений. Третья разновидность композиционно встроена в фигуру треугольника. Здесь наиболее значимый цветок служит центральной осью, а остальные цветы симметрично группируются вокруг него. Впрочем строгая симметричность скоро нарушается и излюбленной становится, разработанная Я.Д. де Хемом S-образная форма букета с изящными завитками, предвосхищающими стиль рококо.



Складывается даже своеобразная иконографическая схема с четким делением на пространственные зоны. Внизу, возле вазы, обычно расположены знаки бренности - сломанные или увядшие цветы, осыпавшиеся лепестки, пустые раковины, гусеницы, мухи; в центре - символы скромности и чистоты (средней умеренности), окруженные пышными недолговечными цветами (ландыши, фиалки, незабудки, цикламены в окружении роз, гвоздик, анемонов и т.д.); увенчивает композицию крупный цветок, чаще обладающий положительным значением, этакий венец добродетели (да еще в окружении бабочек и стрекоз). Сама же ваза уподоблялась при этом хрупкому сосуду, однако могла иметь и толкование тела, как “сосуда мерзости и греха”.



Многочисленные стеклянные, хрустальные, да и глиняные сосуды, с цветами и без них, воспринимались как нечто хрупкое, неверное, готовое вот-вот разбиться. Дорогие сосуды лишь подчеркивали это ощущение, неся дополнительный смысл тщетности богатства. Содержимое же сосудов трактовалось по-разному. Вода - тема крещения, очищения, вино - тема причастия. Однако вино, особенно недопитое, могло символизировать и не до конца прожитую жизнь, и остаток бесполезной роскоши.



Почти всегда цветочные натюрморты дополнялись предметами, разбросанными на столе. Чаще всего, это пустые раковины - знак пустых плотских удовольствий. Плоды лимона, который снаружи красив, а внутри кисел. Яйцо - традиционный знак Воскресения. Лопнувший плод граната - символ плодородия, Христа и его искупительной жертвы. Земляника - знак мирского наслаждения и соблазна. И все это вместе (цветы, сосуды, предметы) служило единой идее.

«Накрытый стол», О. Берт Старший. Устрицы, артишоки в корзинке, бокал с вином, кувшин, булочка, солонка и оливки на тарелке. Интерпретация в ключе эротической символики представит большую часть этих предметов как знаки кратких и сомнительных плотских удовольствий, однако в 17 в. было известно еще одно значение устриц: вскрытая раковина означала душу, готовую покинуть земную оболочку. Раковины, как и рыбы, традиционно символизировали крещение. По традициям кальвинистской морали следующей ступенью становилось осмысление предметов по их отношению к недолговечному земному бытию. Раковины в этом случае - символы бренности плоти. Краткости жизни противопоставлялось бессмертие души - на третьем, «высшем» уровне осмысления объекта знаки бренности преобразовывались в знаки спасения; предметы, взятые из окружающего мира, напоминали о высшем смысле, как мерцание перламутра могло напоминать о воде крещения, а луч света, преломленный в бокале с вином, - о таинстве причастия.

«Натюрморт с устрицами и ремером», Я. ван де Велде. Слева и в центре - сочащиеся соком устрицы и яркий разрезанный лимон с мухой на кожуре, справа - мерцающий ремер с вином, апельсин и кусок булки. Изображение мухи - символа смерти, зла и греха - подчеркивает отрицательное значение устриц и лимона как символов бренности и низменных удовольствий. Вино, хлеб - знаки спасения.

«Завтрак», неизвестный голландский мастер 17 в. Бокал вина, булочка, три устричные раковины и нож. По аналогии с рядом жанровым сцен эти предметы можно рассматривать как часть трапезы в увеселительном заведении, однако общее впечатление от картины неизбежно приводит к напоминанию о двух таинствах, признаваемых протестантами - крещении и причастия.

«Персики на тарелке», Я. Ван Эс. Как и устрицы, персики могли изображаться на столе в борделе. Подобной трапезе соответствует изображение вина в высоком стеклянном бокале, а также разбитого грецкого ореха и крошек хлеба - они входили в ряд символов бренности. Но в христианской символике персики означают плод грехопадения, в руке Христа преобразующийся в плод спасения, хлеб и вино напоминают о евхаристии, грецкие орехи - о распятии.

«Натюрморт с омаром», Я. Д. де Хем (см. фото, взято с stilleben.narod.ru, где можно посмотреть и другие натюрморты XVII в.). Крупный омар, курительные принадлежности, драгоценная подставка для одного из бокалов, лимоны, устрицы могут символизировать краткие земные удовольствия: рак и омар нередко означали превратность мира, лимон - неверность, в том числе в дружбе и любви, глиняная трубка и табачный дым символизировали бренность плоти. Символично расположение предметов в пространстве: предметы с отрицательным значением - омар, лимоны, трубка, устрицы - приближены к зрителю, иначе говоря - к внешнему, земному миру, тогда как хлеб и бокал с вином, как знаки возможного спасения, отодвинуты вглубь. Натюрморт содержит три традиционных смысловых уровня, но предлагается еще и четвертый: объекты означают четыре стихии, плоды могут символизировать землю, омар и устрицы - воду, курительные принадлежности - огонь, табачный дым - воздух.
Я думаю, что еще много можно рассказывать о натюрмортах и их символах, но главное это попытаться найти изюминку натюрморта, его идею и задачу. Так же этот опыт может пригодиться для создания и съемки своих натюрмортов

Серия сообщений "натюрморт":
Часть 1 - Тайные знаки натюрмортов. ч.1.
Часть 2 - Тайные знаки натюрмортов. ч. 2.
Часть 3 - Cимволы
Часть 4 - Снейдерс
Часть 5 - Виноград
Часть 6 - Натюрморты с ракушками.
Часть 7 - Мастера натюрморта-Ян Давидс де Хеем.
Часть 8 - Символы в натюрморте 3


Метки:  

Тайные знаки натюрмортов. ч. 2.

Четверг, 13 Декабря 2012 г. 15:30 + в цитатник
Тайные знаки натюрмортов. ч. 2.

Многообразие натюрмортов не ограничивается только цветочными композициями и "Vanitas", поэтому полюбуемся дальше на тайные знаки, спрятанные в обычных - на первый взгляд - предметах.

Andries Benedetti "Натюрморт с фруктами, лангустом, устрицами, охотничьими трофеями, музыкальными предметами и обезьянкой", 1646 год.

1. обезьянка, выглядывающая из-за занавески (в лево

Серия сообщений "натюрморт":
Часть 1 - Тайные знаки натюрмортов. ч.1.
Часть 2 - Тайные знаки натюрмортов. ч. 2.
Часть 3 - Cимволы
Часть 4 - Снейдерс
...
Часть 6 - Натюрморты с ракушками.
Часть 7 - Мастера натюрморта-Ян Давидс де Хеем.
Часть 8 - Символы в натюрморте 3


Метки:  

Тайные знаки натюрмортов. ч.1.

Суббота, 17 Ноября 2012 г. 09:47 + в цитатник
Тайные знаки натюрмортов. ч.1.

Любуясь красочными натюрмортами, мы подчас не подозреваем о тайных знаках, которые скрыты на этих полотнах (особенно написанных в средние века). Что же это за знаки?

Ambrosius Bosschaert the Elder " Натюрморт с цветами". 1614 год.

1. срезанные цветы на натюрмортах означают краткость жизнь и эфемерность красоты, обречённой с течением времени

Серия сообщений "натюрморт":
Часть 1 - Тайные знаки натюрмортов. ч.1.
Часть 2 - Тайные знаки натюрмортов. ч. 2.
Часть 3 - Cимволы
...
Часть 6 - Натюрморты с ракушками.
Часть 7 - Мастера натюрморта-Ян Давидс де Хеем.
Часть 8 - Символы в натюрморте 3


Метки:  

Эротическая музыка

Среда, 14 Ноября 2012 г. 19:13 + в цитатник

Моя любимая музыка.

Среда, 14 Ноября 2012 г. 19:11 + в цитатник

Lara Fabian - Adagio

Среда, 14 Ноября 2012 г. 19:09 + в цитатник

Дневник Jemalukas

Понедельник, 12 Ноября 2012 г. 21:50 + в цитатник
очень интересно vade mecum.


Поиск сообщений в Jemalukas
Страницы: [1] Календарь