-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в janvaris2014

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.01.2014
Записей: 4197
Комментариев: 3
Написано: 4198


"Смущение же есть то самое движение и возбуждение помыслов, которое воздвигает и раздражает сердце", - в этом,

Пятница, 26 Августа 2016 г. 10:04 + в цитатник


"Смущение" и "раздражение"


"Смущение" - это завязка конфликта, естественная реакция
на "слово брата, - как пишет авва Дорофей, - нанесшего
оскорбление". "Смущение же есть то самое движение и возбуждение помыслов,
которое воздвигает и раздражает сердце", - в этом, согласно авве Дорофею,
состоит начальный этап конфликтной ситуации.

Второй этап - раздражение, как его определяет Дорофей,
это "отомстительное восстание на опечалившего...". Чтобы точнее передать, в
чем состоит раздражение, авва Дорофей находит еще другое его название: "Его
также называют острожелчием (вспыльчивостью)".

В чем же состоит развитие конфликта на этом этапе?
Неожиданно встретив недоброжелательство, человек смущен и в первый момент
растерян. Вслед за этим он начинает многократно "прокручивать" в памяти
инцидент. При этом, разумеется, он особо остро ощущает, "как несправедливо
со мной поступили", и разгоряченно перебирает в уме способы, которыми
он "восстановит" справедливость. Авва Дорофей поясняет: "Если же ты будешь
продолжать... раздражать и возбуждать сердце воспоминанием: "зачем он мне
это сказал, я и ему скажу то и то", то от сего самого стечения и, так
сказать, столкновения помыслов согревается и разгорается сердце, и
происходит воспламенение раздражительности, ибо раздражительность есть жар
крови около сердца".

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%22%D0%A1%D0%...rstr=&zone=all&wordforms=exact


Современные педагоги-методисты и психологи разрабатывают новые дидактические методы, пытаясь нащупать педагогические

Пятница, 26 Августа 2016 г. 09:54 + в цитатник

Но без слов тем более не обойдешься.
Прежде чем ученик загорится желанием "попробовать" самому, он должен
глубоко проникнуться содержанием урока, полностью усвоить (то есть
сделать "своим") урок во всех деталях. Современные педагоги-методисты и
психологи разрабатывают новые дидактические методы, пытаясь нащупать
педагогические технологии, которые бы при минимальном усилии ученика давали
максимальный эффект усвоения. И здесь еще раз приходится убедиться, что
новое это хорошо забытое старое. Многие из тех приемов, приоритет открытия
которых присваивают нынешние ученые, применял в VI веке авва Дорофей в
форме, доведенной до совершенства.

Четыре этапа развития неприязни, это - начальное смущение
от случайной стычки, затем - растущее раздражение, потом - гнев и, наконец,
-глубоко затаенное в душе зло - злопамятность, если конфликт зашел слишком
далеко. Если подсчитать, сколько же раз на протяжении всего поучения авва
Дорофей воспроизводит процесс развития этой страсти, то обнаружится весьма
солидное число - десять. Этого более чем достаточно, чтобы, даже не
прилагая особых усилий, хорошо его запомнить. Да и красивое число 10,
особенно в то время, когда более, чем сейчас, придавали значение равновесию
частей внутри текста, играло свою роль. Однако, зная точно все законы
восприятия смысла людьми, чтобы не наскучить им, авва Дорофей все время
варьирует четырьмя этапами развития злопамятности. Все четыре этапа вместе
он дает только трижды, остальные семь раз недостает какого-то одного или
даже двух из них. Так что получается, что смущение и раздражение упомянуты
из десяти всего по 7 раз, гнев - 8, а злопамятность - 9 раз. Все эти числа,
с точки зрения тогдашней эстетики, также носят печать совершенства.

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%BE%...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_100052640_Cetyre-etapa-razvitia-nepriazni-eto--nacalnoe-smusenie-ot-slucajnoj-stycki-zatem--rastusee-razdrazenie-potom--gnev-i-nakonec-gluboko-zataennoe-v-duse-zlo--zlopamatnost-esli-konflikt-zas (400x209, 6Kb)

Что касается того, как их преодолевать, то путь, указанный аввой Дорофеем, одинаково подходит и для монашеской

Пятница, 26 Августа 2016 г. 09:14 + в цитатник

Более того, сегодня одним из главных
пороков общества признан страх вступать в глубокие межличностные контакты -
люди предпочитают обходиться ритуальной ложью поверхностных полуконтактов.
Поэтому сегодня некоторые психологи и говорят, что во взаимоотношениях
близких людей конфликты - признак глубоких искренних отношений. Избежать
конфликтов все равно не возможно, но в их преодолении происходит более
тесное единение людей. Что касается того, как их преодолевать, то путь,
указанный аввой Дорофеем, одинаково подходит и для монашеской братии, и для
сотрудников по работе или одноклассников, и для людей, связанных
родственными узами.

Ученикам аввы Дорофея, живущим вместе и вместе
выполнявшим монастырские послушания было хорошо известно, что даже на
пустом месте совсем неожиданно может возникнуть конфликт и разрастись до
самых невероятных размеров. Чтобы научить начинающих иноков управлять собой
и не идти на поводу своих страстей, проницательный старец показал им, что
неприязнь не сразу появляется в душе; это процесс, в котором можно выделить
определенные этапы. Авва Дорофей назвал четыре этапа развития неприязненной
злопамятности, каждому из которых соответствуют определенные "противоядия"
- надо только научиться ими пользоваться.

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A7%D1%82%...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_100052358_Ucenikam-avvy-Dorofea-zivusim-vmeste-i-vmeste-vypolnavsim-monastyrskie-poslusania-bylo-horoso-izvestno-cto-daze-na-pustom-meste-sovsem-neozidanno-mozet-vozniknut-konflikt-i-razrastis-do (400x209, 6Kb)

Как развиваются конфликты.

Пятница, 26 Августа 2016 г. 08:54 + в цитатник



Как развиваются конфликты. "Конфликтология" аввы Дорофея


Проблема конфликтов между людьми всегда была и остается
самой острой. И сегодня для психологов и социологов эта проблема стоит на
важнейшем месте. Ритмы современной жизни все ускоряются, и это главное, что
ее определяет. Для нашего времени характерно постоянное общение с людьми -
пусть общение поверхностное, но со столь широким кругом людей, какой не
могли и помыслить себе учители нравственности ни в IV, ни даже в XVIII
веке. Однако все это вовсе не значит, что святоотеческие наставления для
нас устарели.

Например, беседа о злопамятности преподобного аввы
Дорофея. Напомним, что преподобный Дорофей жил в конце VI - начале VII века
и эта его беседа, как и другие поучения, в общем-то предназначалась для
монахов. Но она поразительно подходит сегодня для нас всех по нескольким
причинам. Во-первых, сейчас мы особенно нуждаемся в той отеческой
снисходительности, какую он оказывал к немощи новоначальных учеников.
Во-вторых, как ни странно, наша ситуация достаточно близка к той, в которой
жил авва Дорофей и его ученики. Ситуацию, подобную нашей, тогда можно было
встретить только в общем жительстве монахов. Только в монастырях могло
возникнуть скопление большого числа людей, не связанных родственными узами
или взаимоотношениями сверстников и в то же время постоянно общающихся
между собой на основе взаимного равенства.

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9A%D0%B0%...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_100052040_Tolko-v-monastyrah-moglo-vozniknut-skoplenie-bolsogo-cisla-luedej-ne-svazannyh-rodstvennymi-uzami-ili-vzaimootnoseniami-sverstnikov-i-v-to-ze-vrema-postoanno-obsauesihsa-mezdu-soboj-na- (400x209, 6Kb)

Один из этапов широкого распространения индивидуализма связан с романтизмом XVIII века.

Пятница, 26 Августа 2016 г. 08:14 + в цитатник

Один из этапов широкого
распространения индивидуализма связан с романтизмом XVIII века. Известный
английский историк философии Бертран Рассел пишет:

"Бунт индивидуалистических инстинктов против социальных
уз является ключом к пониманию философии политики и чувств - не только
того, что обычно называется движением романтизма, но и его последователей
до наших дней... Что касается чувства, то должен был существовать
неприятный компромисс между стремлением к изоляции и необходимостью
удовлетворения страсти и экономических потребностей. ...Отшельник не
пользуется удобствами цивилизованной жизни, и человек, который хочет писать
книги или создавать произведения искусства, должен принять помощь других,
для того, чтобы поддержать свое существование в то время, когда работает.
Для того чтобы продолжать чувствовать себя в одиночестве, он должен быть в
состоянии предотвратить тех, кто служит ему, от покушения на его Я, что
лучше всего достигается, если они являются рабами".

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D0%B4%...rstr=&zone=all&wordforms=exact


Такая установка на отказ от всякой сдержанности ради сохранения своих нервов на полную распущенность становится

Пятница, 26 Августа 2016 г. 06:44 + в цитатник

Как мы видим, Дейл Карнеги выступает
идеологом нравственного сознания, которое слишком далеко ушло от Евангелия.
Христианский идеал отношения к ближним выражен заповедью Христа: "Да любите
друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит
душу свою за друзей своих" (Ин. 15, 12-13). Следует сразу отметить, что
циничное нежелание "все время врать" - позиция, в данном случае
представляемая Шостромом, не менее лжива, чем "завоевывание друзей" лестью,
она еще дальше от христианства. Такая установка на отказ от всякой
сдержанности ради сохранения своих нервов на полную распущенность
становится все более популярной начиная со второй половины XX века Шостром
здесь более последователен в своей откровенно антихристианской этике, он
искренне не понимает, почему Карнеги так заботит приобретение друзей, ведь
строить свои отношения на меркантильной основе можно с кем угодно, вовсе не
обязательно для этого обзаводиться друзьями.

Хотя Карнеги уверен в необходимости социальной
добродетели, побуждения к ней он видит только в желании что-то получить,
пусть даже удовлетворение от собственной праведности. Если человек знает
только радость получать, он глубоко эгоистичен и никого по-настоящему не
любит, потому что любовь - это радость давать, радость пожертвовать себя
любимому. Такого "завоевателя друзей" Шостром честно назвал манипулятором,
то есть кукловодом, приводящим в движение марионеток с помощью невидимых
зрителю нитей. Сам он уже "освободился" от предрассудка о необходимости
иметь друзей, который мешал Карнеги назвать все своими именами. Ведь
Шостром стал известен в начале 60-х годов, когда Карнеги (1888-1955) уже не
было в живых. Тогда уже саму идею единения людей - центральную идею Церкви
в Евангелии - можно было не стесняясь объявить пройденным пережитком
христианского максимализма... Поэтому если Дейлу Карнеги "друзья"
требовались для того, чтобы продвинуть свой бизнес, да к тому же в душевно
комфортных условиях, то Шостром просто не понимает, для чего они нужны: он
может прекрасно себя чувствовать и без благодушной атмосферы, которую
старался сохранить Карнеги.

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A2%D0%B0%...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_100050744_Takaa-ustanovka-na-otkaz-ot-vsakoj-sderzannosti-radi-sohranenia-svoih-nervov-na-polnuue-raspusennost-stanovitsa-vse-bolee-popularnoj-nacinaa-so-vtoroj-poloviny-XX-veka-Sostrom-zdes-bole (400x209, 10Kb)

Отличие Карнеги от Шострома здесь только в том, что первый прикрывает свои эгоистичные цели христианским отношением

Пятница, 26 Августа 2016 г. 06:34 + в цитатник



Почему и лесть, и цинизм одинаково лживы


Если Карнеги обучал искусству "завоевывания друзей", то
Шостром поставил под большое сомнение правоту этого его тезиса.
Действительно, для чего, собственно, нужны эти так называемые "друзья"? Как
это ни парадоксально, но более последовательным и убедительным в этом
оказывается не Карнеги, противоречащий себе, а Шостром. Оба они стоят на
глубоко индивидуалистических и утилитарных позициях. Отличие Карнеги от
Шострома здесь только в том, что первый прикрывает свои эгоистичные цели
христианским отношением к ближним, а последний уже не считает нужным это
делать.

"Каждый поступок, который вы совершили со дня рождения,
вы совершили потому, что чего-то хотели. - Пытается увидеть в поведении
людей только прагматичные мотивы Карнеги. - А что можно сказать о вашем
пожертвовании ста долларов Красному Кресту? Оно не является исключением из
правила... Если бы чувство внутреннего удовлетворения, вызванное вашим
поступком, не было вам дороже ваших 100 долларов, то вы не сделали бы этого
пожертвования. Конечно, вы могли сделать его, стыдясь отказать в нем или
потому, что вас об этом просил ваш клиент. Однако несомненно одно: вы
сделали пожертвование потому, что чего-то хотели".

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D1%82%...rstr=&zone=all&wordforms=exact


Вот только нет гарантии, что заключение будет именно таким, а, например, не тем, что "я - это я, поэтому всё

Пятница, 26 Августа 2016 г. 04:14 + в цитатник

Схема Шострома проста. Конечная цель
отказаться от сугубо эгоистической мотивации в общении с людьми. Путь,
который видит Шостром, состоит в сравнении другого с собой. Сравнение это
инициируется конфликтом, и в результате делается заключение, что другой
такой же, как и я. Вот только нет гарантии, что заключение будет именно
таким, а, например, не тем, что "я - это я, поэтому всё должно быть для
меня". Но у Шострома нет иного выхода. Для того чтобы проникнуться
уважением к другому человеку, его не с кем сравнивать, кроме себя самого.
На первое место Шостром, как всякий неверующий, ставит себя, а на второе -
другого. Христианин, получивший заповедь: "Возлюби Господа Бога твоего всем
сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим... возлюби
ближнего твоего как самого себя" (Мф. 22, 37, 39), не может занимать собой
первое место, он отдает его Богу. Самое большее, что себе он может отвести,
это только второе место.

Даже если ближнему останется только третье место, такая
расстановка все равно радикально меняет ситуацию! Ведь устанавливает все
критерии и решает тот, кто стоит на первом месте, он определяет,
заслуживает ли какой-либо человек уважения или нет. В системе мировоззрения
Шострома нет места для Бога, поэтому в конечном итоге похож на меня другой
или не похож, стоит ли его уважать или нет, решаю Я один. Между тем
мироощущение христиан отличается коренным образом. Собственно, христианину
даже нет необходимости сравнивать другого с собой, ведь оба похожи на Бога,
оба являются образом Божиим. Поэтому христианин должен без
сравнений "возлюбить ближнего как самого себя" (Мф. 22, 37, 39), а потом
уже думать, чего хочу и чего не хочу я, как избежать причинения ближнему
огорчения, которого я не хочу себе, и, наоборот, принести ему радость,
которую ценю сам.

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D0%BE%...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_100050222_22-37-39-a-potom-uze-dumat-cego-hocu-i-cego-ne-hocu-a-kak-izbezat-pricinenia-bliznemu-ogorcenia-kotorogo-a-ne-hocu-sebe-i-naoborot-prinesti-emu-radost-kotoruue-cenue-sam. (400x209, 5Kb)

Насколько позитивна роль конфликтов?

Пятница, 26 Августа 2016 г. 02:54 + в цитатник




Насколько позитивна роль конфликтов?


Признание позитивной роли конфликтов у Шострома не
эпизодическая оговорка. Он воспевает им настоящий гимн. ""Стремитесь
избегать конфликтов", - советует вам всесильный Дейл Карнеги. - Так с
иронии над оппонентом начинает свой дифирамб Шостром. - По всей видимости,
он всерьез полагает, что это возможно. Конфликт возникает из различия
потребностей и целей разных людей, которые вступают во взаимодействие. Для
того чтобы избежать конфликтных ситуаций, нужно как две капли воды быть
похожими друг на друга. Даже сиамские близнецы конфликтуют, что уж говорить
о мужьях и женах. Так что согласимся с тем, что конфликт в человеческих
отношениях неизбежен. И - добавим - необходим. Борьба супругов в творческом
конфликте почти всегда приводит к творческим решениям. Актуализирующийся
партнер уважает других за то, что они не похожи на него, так же как ученый
ищет опровержение очевидного".

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B0%...rstr=&zone=all&wordforms=exact


Правда, в наше время в результате катастрофического падения нравов в массовом сознании многие грехи, например,

Пятница, 26 Августа 2016 г. 01:54 + в цитатник

Правда, в наше время в результате
катастрофического падения нравов в массовом сознании многие грехи,
например, против целомудрия, воспринимаются теперь почти что невинностью
или чуть ли даже не особым видом добродетели, и порочные циники и вовсе не
считают нужным их скрывать. Эта ложь еще губительнее, поскольку в атмосфере
перемешанных нравственных ориентиров люди тщеславятся пороками и стесняются
добродетелей. Едва ли авва Дорофей в свое время представлял себе, что мир
может быть настолько перевернутым. Всеобщий обман массового сознания куда
страшнее "частного" обмана порочным человеком людей, непосредственно его
окружающих, поскольку порок уже не просто прикрывается добродетелью, но
дерзко объявляет себя ею.

Но и эта ложь современного массового сознания является
лишь дальнейшим углублением "лжи жизнью", показанной святым отцом VII века.
В его времена было хорошо известно, что нередко встречаются попытки ложное
надуманное учение поставить на место живого, переживаемого на опыте, знания
Бога и объявить лжеучение самой истиной. Тот же самый прием и теперь -
объявить порок или даже преступление, как, например, аборты,
необходимостью, полезной для всех. Схема осталась прежней вместо добра
подсунуть зло. Поэтому авва Дорофей и делает заключение, что ни одна злоба,
ни одна ересь, ни сам диавол не может никого обольстить (иначе), как только
под видом добродетели. Если сам диавол преобразуется в ангела светла, -
ссылается он на апостола Павла, - то неудивительно, что и слуги его
преобразуются в служителей правды (2 Кор. 11, 14-15).

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D1%80%...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_100042800_Pravda-v-nase-vrema-v-rezultate-katastroficeskogo-padenia-nravov-v-massovom-soznanii-mnogie-grehi-naprimer-protiv-celomudria-vosprinimauetsa-teper-pocti-cto-nevinnostue-ili-cut-li-daze- (400x209, 7Kb)

Но не по какой-либо из упомянутых причин удивляется, как я сказал, добродетели, - продолжает авва Дорофей,

Пятница, 26 Августа 2016 г. 01:44 + в цитатник

"Лжец словом", как уже говорилось,
может искренне ценить добродетель, в душе каясь в своем несоответствии
собственным же словам и боясь соблазнить окружающих. В противоположность
этому "жизнею своею лжет тот, кто, будучи блудником, притворяется
воздержным, или, будучи корыстолюбив, говорит о милостыне и хвалит
милосердие, или, будучи надменен, дивится смиренномудрию. Но не по
какой-либо из упомянутых причин удивляется, как я сказал, добродетели, -
продолжает авва Дорофей, но или для того похищает имя добродетели, чтобы
покрыть свой стыд, и говорит о ней, как будто и сам он совершенно таков,
или часто для того, чтобы повредить кому-нибудь и обольстить его" (9,
17-18).

Как мы видим, единственное, что о "лжи жизнью" говорит
авва Дорофей, - это под личиной добродетели скрыть порок. Такова природа
этого типа лжи: в чем бы она ни состояла, ее схема одна - сознательная
попытка выдать одно за другое - обмануть. Человек всегда стремится к добру
(как бы искаженно он его ни понимал) и всегда избегает зла (опять-таки, как
он его понимает). Противоположные полюса: добро - зло лежат в самой основе
человеческого сознания, определяют глубокую структуру его психики. И они
движут поведением и всей жизнью каждого человека и соответственно - всего
мира. Поэтому мотивы и смысл любого обмана состоят в том, чтобы выдать за
что-то ценное то, что на самом деле не представляется ценностью.

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%BE-...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_100042770_No-ne-po-kakoj-libo-iz-upomanutyh-pricin-udivlaetsa-kak-a-skazal-dobrodeteli--prodolzaet-avva-Dorofej-no-ili-dla-togo-pohisaet-ima-dobrodeteli-ctoby-pokryt-svoj-styd-i-govorit-o-nej-kak (400x209, 7Kb)

В отличие от самообмана, то есть "лжи мыслью", и в отличие от "лжи словом", имеющей под собой чаще отрицательные,

Пятница, 26 Августа 2016 г. 01:14 + в цитатник


"Ложь словом" и "ложь жизнью" по авве Дорофею


Третий тип лжи по классификации аввы Дорофея, это - ложь
жизнью. В отличие от самообмана, то есть "лжи мыслью", и в отличие от "лжи
словом", имеющей под собой чаще отрицательные, но иногда положительные
мотивы, эта ложь заключается в циничной двойственности самой жизни.

Словами "ложь жизнью" авва Дорофей называет глубокую
греховную испорченность человека, который привык к пороку, не боится его и
не стесняется. Но поскольку общественное мнение все же осуждает порок, а
ценит все-таки добродетель, то он считает выгодным скрываться под
добродетельной маской. Побуждения к "лжи жизнью", как мы видим, однозначно
греховные, в отличие от "лжи словом", которая, согласно авве Дорофею, хотя
и приводит неизбежно к потере открытого искреннего общения, но иногда
бывает из добрых побуждений.

Авва Дорофей сравнивает в некоторых моментах
обман "лгущего жизнью" с "ложью словом". Он "не потому удивляется
добродетели, что желает похвалить ее, - противопоставляет преподобный
старец лжеца жизнью тому, кто неискренен в словах, но внутренне страдает от
этого, - ибо если бы он говорил с сею мыслею, то он сперва со смирением
сознался бы в своей немощи, говоря: "Горе мне, окаянному, я сделался чуждым
всякого блага", и тогда уже, по сознании своей немощи, стал бы он хвалить
добродетель и удивляться ей".

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-%D0%BE...rstr=&zone=all&wordforms=exact


Кто хочет по необходимости изменить слово, то он должен делать это не часто, но разве в исключительном случае,

Четверг, 25 Августа 2016 г. 21:04 + в цитатник

Поэтому авва Дорофей тех, кто все же
решился на вынужденную неискренность, призывает к покаянному
настроению: "Но когда случится такая великая необходимость уклониться от
слова правды, то и тогда человек не должен оставаться беспечальным, а
каяться и плакать перед Богом, и считать такой случай временем искушения.
Кто хочет по необходимости изменить слово, то он должен делать это не
часто, но разве в исключительном случае, однажды во много лет, когда видит,
как я сказал, великую необходимость, и это самое, допускаемое весьма редко,
пусть делает со страхом и трепетом, показывая Богу и произволение свое, и
необходимость, и тогда он будет прощен, но вред он все-таки получает".
Интересен здесь своеобразный душепопечительский прагматизм старца, когда он
даже называет допустимый период намеренного искажения истины. Видимо,
эти "много лет" характеризуют реальность духовной атмосферы той монашеской
жизни.

Если же теперь мы перенесемся из VII века в наше время,
то опять перед глазами встает образ манипулятора, которого идеализирует
Карнеги и критикует Шостром. Как резко он контрастирует с христианином,
решившимся на неискренность во избежание большего зла! Манипулятор уверен,
что его закрытое общение единственно возможная форма социальной жизни, в то
время как христианин относится к ней как к греховной аномалии, хотя порой
неизбежной.

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9A%D1%82%...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_100041767_Kto-hocet-po-neobhodimosti-izmenit-slovo-to-on-dolzen-delat-eto-ne-casto-no-razve-v-iskluecitelnom-slucae-odnazdy-vo-mnogo-let-kogda-vidit-kak-a-skazal-velikuue-neobhodimost-i-eto-samoe (400x209, 8Kb)

Он признает, что в реальности нашего падшего мира бывают ситуации, когда искажение действительности становится

Четверг, 25 Августа 2016 г. 20:34 + в цитатник

Нельзя терять из виду всю глубину
понимания святыми отцами природы лжи, когда мы обращаемся к ним за ответами
на наши вопросы. Авва Дорофей, например, при всем однозначно осуждающем
отношении к лжи, остается предельно реалистично мыслящим человеком. Он
признает, что в реальности нашего падшего мира бывают ситуации, когда
искажение действительности становится единственно правильным выходом из
положения. Именно так надо понимать его выражение "изменить слово".

"Иногда случается такое дело, - объясняет он ситуацию, -
что бывает крайность скрыть мало, и если кто не скроет мало, то дело
приносит большое смущение и скорбь. Когда встретится такая крайность и
видит кто-либо себя в такой нужде, то может посему изменить слово для того,
чтобы не вышло, как я сказал, большего смущения и скорби, или обиды".

Итак, является ли ложью "изменение слова", о котором
говорит авва Дорофей? Согласно его же утверждению всякий грех и
ложь "происходит или от сластолюбия, или от сребролюбия, или от
славолюбия". А здесь мотив совсем другой - избежать "большего смущения и
скорби", большего по сравнению со смущением, какое вносит "крайность скрыть
мало". Например, в супружеских отношениях, которые принципиально не
переносят закрытой формы общения, все же может возникнуть необходимость в
эпизодической закрытости, допущенной с целью пощадить уязвимость близкого
человека или какую-то другую его немощь.

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D0%BD-...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_100041646_Naprimer-v-supruzeskih-otnoseniah-kotorye-principialno-ne-perenosat-zakrytoj-formy-obsenia-vse-ze-mozet-vozniknut-neobhodimost-v-epizodiceskoj-zakrytosti-dopusennoj-s-celue-posadit-uazv (400x209, 6Kb)

Конечно, это не всерьез, но на самом деле, к чему могут привести шутливые советы Шострома?

Четверг, 25 Августа 2016 г. 19:54 + в цитатник

Конечно, это не всерьез, но на самом
деле, к чему могут привести шутливые советы Шострома? Ясно, что за
этим "почти не хочу есть" муж безошибочно почувствует лукавство. Раз она не
раскрывается до конца, значит, ей есть, что скрывать. А может быть... И
понятно, что ком взаимного недоверия может вырасти мгновенно до самых
невероятных размеров.


Возможно ли в этом мире совсем избежать лжи


Ложь разрушает личностное общение людей и их разъединяет.
Понятно ли нам сегодня, о чем говорит авва Дорофей, хотя мысль его кажется
для нас совсем не новой? Он говорит, что человеку, привыкшему хитрить и
изворачиваться, "никогда не верят, но хотя он и правду скажет, никто не
может дать ему веры, и самая правда его оказывается невероятною". За этой
мыслью, в общем-то крепко внушенной нам еще с детства, встает глубинное
святоотеческое понимание природы и действия лжи.

Правда, это - не просто информация, соответствующая
действительности. Это - особое состояние взаимной открытости людей. И,
наоборот, ложь может заключаться в формально правдивых словах, но исходящих
из лукавого сердца, в котором потаенной от всех осталась длинная цепь
корыстных ожиданий и расчетов на эту "правду". Именно в этом одно из
объяснений, почему Христос запрещал нечистым духам открывать, что Он Сын
Божий (Мк. 3, 11-12). Правда из уст демонов переставала ею быть.

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9A%D0%BE%...rstr=&zone=all&wordforms=exact


Ради этой "высшей", как кажется в этот момент, цели душа захлопывается перед людьми самыми близкими, даже

Четверг, 25 Августа 2016 г. 15:34 + в цитатник

Горизонтальные отношения во всем их
бесконечном многообразии, напротив, терпят основные потери от закрытого
типа общения. Этот тип, к сожалению, распространен не только в
функциональной сфере, когда людей связывает, например, работа. Искушение
поставить какие-то "важные" цели выше прямого, ничем не замутненного
личностного контакта слишком часто встречается и среди близких
родственников. Ради этой "высшей", как кажется в этот момент, цели душа
захлопывается перед людьми самыми близкими, даже перед супругом или
супругой, и начинается манипулирование ими по уже известной схеме.

Здесь уже Эверетту Шострому есть, где разгуляться. "Самые
интересные находки манипуляторов, - со знанием дела сообщает он, - в
области любовных отношений. Ключевая фраза здесь: "Если бы ты любил меня,
то ты бы..." О чем может свидетельствовать эта фраза, сказанная одним из
супругов? Какой-то знак внимания, подарок, вещь или все что угодно в этот
момент воспринимается единственной целью, а спутник или спутница жизни,
покуда не обеспечит эту единственно заслуживающую внимания цель, не может
доказать свою любовь и, следовательно, не заслуживает ответной любви. Не он
или она - цель; цель в том, что ожидается от него или от нее. А сам он или
сама она - всего лишь средство на пути к цели...

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A0%D0%B0%...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_100040144_Kakoj-to-znak-vnimania-podarok-ves-ili-vse-cto-ugodno-v-etot-moment-vosprinimaetsa-edinstvennoj-celue-a-sputnik-ili-sputnica-zizni-pokuda-ne-obespecit-etu-edinstvenno-zasluzivauesuue-vn (400x209, 7Kb)

К сожалению, слишком узнаваема воспитательная ситуация, когда родители в отчаянии чувствуют, что теряют контроль

Четверг, 25 Августа 2016 г. 14:24 + в цитатник

К сожалению, слишком узнаваема
воспитательная ситуация, когда родители в отчаянии чувствуют, что теряют
контроль над детьми именно в тот момент, когда детей "понесло" и именно
сейчас дети нуждаются в действенном вразумлении. Можем ли мы сомневаться в
том, что мать, о которой полушутливо говорит Шостром, искренна в своем
желании детям добра, хотя она и применяет к ним не самые удачные
воспитательные меры? Никому в голову не придет в этом усомниться.

Тогда сам собой встает и следующий вопрос: что могло
толкнуть ее на неискренний путь спекулирования сыновними чувствами своих
детей? Ответ слишком очевиден, особенно для тех, кто имеет не только
сыновний, но и родительский опыт, причина - в бессилии и отчаянии.
Родительская любовь - чувство, не поддающееся самоконтролю. Нет для
родителей страдания большего, чем если их детям угрожает опасность, о
которой дети сами даже не догадываются. Ведь как бы ни был родитель терпим
к пороку, если он на себе испытает жестокость своих детей, он "кожей"
ощутит, как они несчастны, какой мучительный мрак в их душах! Чем растопить
и отогреть их ожесточившиеся сердца, если они ни о чем не хотят слышать?..
Мать видит, что дети, эгоистически замкнувшись на собственной персоне, не
хотят признавать никого, даже ее. Может быть, на этот случай и существуют
какие-то другие воспитательные меры, лучше манипулятивных. Но есть ли у нее
в этот отчаянный момент силы для творческого поиска?

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9A-%D1%81...rstr=&zone=all&wordforms=exact


Если манипуляцией мы называем подмену открытого личностного контакта закрытым; отношение к человеку как к

Четверг, 25 Августа 2016 г. 14:04 + в цитатник

Если манипуляцией мы называем подмену
открытого личностного контакта закрытым; отношение к человеку как к
объекту, когда от него требуется добиться какого-то результата, а не как к
субъекту общения, то мы, руководствуясь Шостромом, должны прямо сказать,
что любой внимательный тактичный родитель, бережно подправляющий неудачные
шаги своего дитяти так, чтобы его не ранить и не сломать его
индивидуальность, - злостный манипулятор! А тот родитель, который напрямик
без обиняков "бороздит" душу ребенка, имеет с ним непосредственный
личностный контакт!

Всякий разумный человек скажет, что это абсурд, и
откажется критерий открытости применять к взаимоотношениям родителей и
детей. Дети принципиально не могут понимать родителей, как они, например,
понимают своих сверстников. У них нет еще и малой доли того жизненного
опыта, который определяет личность родителей и без которого их понимание
остается неполным. Поэтому попытка родителей достичь полной открытости
перед детьми, стать равными не может привести к искомому взаимопониманию,
но, напротив, приведет к потере родительского авторитета. При нормальных
взаимоотношениях естественное непонимание детьми родителей компенсируется
почитанием, о котором гласит V заповедь Моисея. И разрыв между ними
сокращается очень медленно, и едва ли он успевает исчезнуть совсем к закату
жизни родителей и полной зрелости детей.

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%95%D1%81%...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_100039617_Esli-manipulaciej-my-nazyvaem-podmenu-otkrytogo-licnostnogo-kontakta-zakrytym_-otnosenie-k-celoveku-kak-k-obektu-kogda-ot-nego-trebuetsa-dobitsa-kakogo-to-rezultata-a-ne-kak-k-subektu-o (400x209, 9Kb)

Вертикальный - это в первую очередь отношения родителей и детей и далее между представителями разных поколений

Четверг, 25 Августа 2016 г. 10:34 + в цитатник


Неискренность в близких отношениях


Близость между людьми может быть горизонтальной и
вертикальной. Горизонтальный тип - это отношения равенства друзей,
супругов, братьев, сестер и т. д. Вертикальный - это в первую очередь
отношения родителей и детей и далее между представителями разных поколений
или даже разных ступеней социальной структуры, хотя в последнем случае
возникновению подлинной близости препятствуют функциональные роли. В
соответствии с этим каждый тип дает характерные для него манипуляции.

Вертикальный тип представляет особую сложность для
анализа отношений. Система родители - дети (и ей аналогичные) манипулятивна
по своей изначальной природе, она включает две противоположные социальные
функции, связанные комплексом взаимных обязанностей. Задача родителей
сначала вскормить появившееся на свет дитя, а затем, по мере того как с
возрастом в нем пробудятся и начнут углубляться черты личности, привить ему
правильное (естественно, с точки зрения родителей!) понимание жизни.

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D0%B5%...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_100037861_Vertikalnyj--eto-v-pervuue-ocered-otnosenia-roditelej-i-detej-i-dalee-mezdu-predstavitelami-raznyh-pokolenij-ili-daze-raznyh-stupenej-socialnoj-struktury-hota-v-poslednem-slucae-voznikn (400x209, 6Kb)

Что же касается Защитника, то от Прилипалы он отличается тем, что в распоряжении чужими судьбами получает

Четверг, 25 Августа 2016 г. 09:14 + в цитатник

Наконец, последняя, четвертая группа
антиподов Шострома: Судья - Защитник, - соотносится со второй: Калькулятор
- Прилипала. Судья в еще более яркой форме, чем Калькулятор, одержим
самоуверенностью в непогрешимости всех своих суждений, гордыней и
нетерпимостью. Что же касается Защитника, то от Прилипалы он отличается
тем, что в распоряжении чужими судьбами получает особое тщеславное
удовольствие, а вовсе не стремится как тот получить выгоду от собственной
зависимости. В этом Защитник чем-то близок к Диктатору, но от него
отличается отсутствием страха и маской доброжелательности. Со своим
антиподом Судьей Защитник сходен самоуверенностью в том, что. знает лучше
его "подопечных", что им необходимо.

Надо сказать, что Эверетт Шостром вполне сознает
неполноту и неизбежное обеднение всякой классификации типов человеческого
поведения. Вышеприведенная типология построена им на основе двух критериев:
1) противопоставление активной и пассивной позиций: 2) противостояние
страха и недоверия к людям, с одной стороны, и самоуверенности во
взаимоотношении с ними, с другой стороны. Психолог не замыкается на этой
систематизации и иногда попутно может добавлять еще критерии, способные
образовать аналогичные классификации, как, например: "Философия
соревнующегося манипулятора - выигрывать любой ценой. Философия
индифферентного манипулятора отвергать заботу".

Книга:Протоиерей Михаил Дронов

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A7%D1%82%...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_100037168_Vyseprivedennaa-tipologia-postroena-im-na-osnove-dvuh-kriteriev_-1-protivopostavlenie-aktivnoj-i-passivnoj-pozicij_-2-protivostoanie-straha-i-nedoveria-k-luedam-s-odnoj-storony-i-samouv (400x209, 6Kb)


Поиск сообщений в janvaris2014
Страницы: 210 ... 156 155 [154] 153 152 ..
.. 1 Календарь