Если вы хотите играть на гитаре
Пояснительная записка
Первый принцип педагога: «Научить ученика обходиться без педагога»
Второй принцип педагога: «Если педагог не может выразить свою идею в три пункта, то он не педагог»
Третий принцип педагога: «Не навреди творческой личности, даже если ты считаешь, что ты прав»
Рабочая программа учебного курса по классу электрогитара, акустическая гитара составлена на основе популярных и успешных и прежде всего западных методик преподавания, а именно американской и европейской школой гитарного искусства.
Программа рассчитана на три курса, продолжительность каждого курса составляет три месяца по 24 учебных часа (в итоге девять месяцев и 216 учебных часов), которые состоят из практических занятий и теоретических, количество которых может быть сокращено или увеличено, в зависимости от степени изучения материала каждым учеником индивидуально.
Основной задачей в процессе преподавания, является обучения рок-музыке во всех ее проявлениях, а именно: Hard Rock, Blues, Rock'n'Roll, Hard'n'Heavy, Symphonic rock. При этом обучение позволяет не просто научиться какому-либо узкоспециализированному стилю, а позволяет в целом овладеть инструментом и различными техниками игры на электрогитаре.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков не только на базовом уровне, но и на уровне взаимодействия в ансамбле, иными словами с другими исполнителями.
Особенность предложенной программы, состоит в приобщении учащихся к современному музыкальному искусству XX – го тысячелетия, посредством освоения популярного и общедоступного инструмента, а так же композиций, которые стали классическими, благодаря своей популярности и создание условий для подготовки творческой самореализации учащихся в сфере музыкальной деятельности, а также содействие формированию у них качеств, присущих разносторонне и гармонично развитой личности.
Задачи
1. Обеспечение учащихся системой опорных знаний, умений и навыков, а именно ключей, создающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой и саморазвития.
2. Доступность выражается в подходе к подбору репертуара, определении
содержания учебного материала, доступных способах его преподнесения,
в первую очередь, учитывая индивидуальные способности и цели ученика.
3. Последовательность - задачи решаются методом изложения учебного материала «от простого к сложному», в соответствии с индивидуальными возможностями познания учащегося.
4. Наглядность. В основе лежит восприятие окружающего мира, в частности, учебного материала, демонстрируемого педагогом.
5. Связь теории с практикой. Для выполнения поставленных задач необходимо добиваться такого уровня теоретических знаний, на котором учащиеся не только знают, но и умеют применять свои знания на практике, при игре на инструменте, а также обладают возможностью передавать полученные знания, что опровергает наличие ложных знаний. В свою очередь, практическая работа является способом закрепления теории, накопления и совершенствования уже приобретенных умений и навыков исполнительства.
6. Индивидуальная форма занятий способствует достаточно скорому выявлению музыкальных способностей каждого учащегося, раскрытию индивидуальных особенностей, его интересов, личностных и значимых ценностей. Таким образом, при подготовке урока и учебного музыкального материала, прежде всего, придается значение индивидуальным способностям и опыту конкретного ученика. На занятиях педагог должен понимать своего ученика, а учащийся должен разделять точку зрения преподавателя и быть увлеченным в процесс обучения, исполняя все задания и участвуя в жизни и событиях заведения.
Основы музыкального взаимодействия преподавателя и ученика
Освоение любого музыкального инструмента невозможно без приобретения определенного минимума знаний по элементарной теории музыки, поэтому содержание программы включает в себя два раздела: теоретический, содержащий элементы музыкальной грамоты, и практический, в котором изложены дидактические единицы по освоению инструмента.
В примерном репертуарном списке предложены пьесы, которые можно использовать для практической работы, как при освоении инструмента, так и при знакомстве с музыкальной грамотой.
При подборе репертуара необходимо развивать инициативность и самостоятельность учащегося, которая должна тесно перекликаться с целями и задачей поставленной педагогом и учебным заведением в целом.
Учебный материал подбирается из программного приложения по уровню сложности и опираясь на увлечения учащегося, а так же необходимостью развития технических и музыкальных навыков.
Требования к учащимся в процессе реализации программы могут иметь вариативный характер с учетом их индивидуальных способностей, творческих замыслов педагога и учащегося.
Требования к уровню подготовки учащихся
Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает тестирование, составленное преподавателями по специальности
Цели: I курс «Базовый»
I–й курс обучения: на первом курсе обучения ученик получает теоретические знания и навыки для дальнейшей их реализации при игре на инструменте. Это обусловлено тем, что без теоретического минимума знаний, не возможно дальнейшее детальное изучение как отдельных технических приёмов игры на инструменте, так и дальнейшее комплексное изучение музыки.
Технические навыки
Технические навыки сводятся к освоению азов извлечения звука и использования штриха, которые впоследствии должны быть реализованы на практике.
1. Постановка правой и левой рук, при игре на инструменте.
2. Посадка, при игре на инструменте.
3. Понятие звукоизвлечение
4. Простые упражнения на координацию, синхронизацию обеих рук.
Теоретический минимум
Теоретический минимум: нотный стан, система длительностей, звуковысотность, тон полутон, звукоряд, скрипичный и басовые ключи, знаки увеличения длительностей нот, знаки альтерации: общие понятия, диез, бемоль, бекар, ключевые и случайные знаки альтерации, ритм, метр, размер, темп, лад, ступени лада, мажор минор, гамма, интервалы, обращение, аккорды, знаки сокращения нотного письма, синкопа.
По окончании всего трёх месячного обучения учащийся обязан знать и уметь
- Минимальный теоретический уровень, изложенный ниже в программе.
- Читать ноты и табулатуру с листа.
- Иметь правильные навыки в освоении звукоизвлечения
- Играть базовые технические упражнения
- Играть гаммы до 4-х знаков при ключе (мажор, минор)
- Играть два – три простых этюда, изученных ранее
- Играть одно – два простых произведения, изученных ранее
II курс «Техническая база»
II–й курс обучения: на втором курсе обучения ученик получает комплексную базу технических упражнений для развития полученных навыков при игре на инструменте. Техническая база закрепляется разбором программных произведений, ознакомлением с простыми формами, также пополняя изученные теоретические знания.
По окончании 2ого трёх месячного обучения учащийся обязан знать и уметь
- Маятник (движение правой руки)
- TSD (главные ступени лада)
- Период (квадрат)
- Основные ритмические рисунки, ритмическая фигуры (триоль и.т.д.)
- Арпеджио
- Пентатоника
- Септаккорд и его обращения
- Гаммы во всех позициях
- Играть изученные ранее произведения
- Играть два – три этюда, произведения, разобранных на 2ом курсе
- Играть восемь – десять фраз, рифов, мелодий
III курс «Взаимодействие»
III–й курс обучения: Третий курс обучения является заключительным,
в нем ученик закрепляет накопленные знания. Окончанием является знакомство с общими элементами культуры игры. Основная задача, подготовить учащегося к самостоятельному разбору сложных произведений и игре в ансамбле на начальном уровне.
По окончании 3его трёх месячного обучения учащийся обязан знать и уметь
- Стилистические особенности (использование штриха)
- Фразировка (артикуляция, динамика, ритм)
- Звукоизвлечение
- Аппликатурное мышление (боксы, формы)
- Мелизмы
- Взаимодействие
- Играть два – три этюда, произведения, разобранных на III-ем курсе, средней сложности
- Играть восемь – десять фраз, рифов, мелодий, разобранных на 3ем курсе, средней сложности