-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Цветld
Цветld
12:34 10.03.2012
Фотографий: 6
Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
13:11 24.01.2012
Фотографий: 3
Посмотреть все фотографии серии land(e)scapes!
land(e)scapes!
00:10 18.01.2011
Фотографий: 3

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Jam_One

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.07.2004
Записей: 110
Комментариев: 343
Написано: 1452


Color management: первоочередные действия. Chapter 2.

Понедельник, 13 Ноября 2006 г. 18:50 + в цитатник

-=2=-

Калибровка монитора.


...Далее идти без калибровки монитора некуда, надо привести видимые вами изображения в то состояние, в каком они должны быть...

Калибровка у нас будет, разумеется, визуальная, так как я ориентируюсь на тех, у кого нет пока бурного желания потратить от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов на аппаратно-программный калибровочный комплект, а те, у кого такое желание есть и сопровождается возможностью, разберутся во всём сами.


1)
Для начала сохраните себе на диск следующие тестовые картинки:

Image-1
Right-click, save image as...


Image-2
Right-click, save image as...

Image-3
Right-click, save image as...

Image-4
Right-click, save image as...


Image-5
Right-click, save image as...

Внимание! Для последних трёх картинок (благодаря ограничениям LiveInternet) в дневнике отображаются только "уменьшенные копии". На диск должны сохраниться бОльшие по размеру картинки. Тестовые изображения нельзя ресайзить!!!!!!


2)
Отыщите установочные диски к монитору (вам понадобится его родной цветовой профиль), выберите заранее день - чтобы у вас была пара свободных часов в светлое время суток.

3)
В вашей программе просмотра (например, ACDSee) установите "Цвет фона" для полноэкранного просмотра в "Чёрный" (R:G:B = 0:0:0).
...В принципе, он и должен быть по умолчанию чёрным... Ну как минимум убедитесь, что он там стоит именно такой :)


Продолжение - в "комментариях"
▶▶▶

Рубрики:  Photo monogatari
Метки:  

Jam_One   обратиться по имени Понедельник, 13 Ноября 2006 г. 19:22 (ссылка)
Желающие могут установить бесплатную программу просмотра изображений FastStone Image Viewer:
http://www.faststone.org/FSViewerDetail.htm


Также вам понадобится старая, но вполне функциональная, утилитка Nokia Monitor Test:
http://www.filefactory.com/file/7babd0/

Ответить С цитатой В цитатник
Jam_One   обратиться по имени Понедельник, 13 Ноября 2006 г. 19:35 (ссылка)
4)

Располагать монитор следует так, чтобы он не был повёрнут к окну, и лучше всего чтобы на него не светили никакие лампы в помещении.
Другие радиоприборы желательно отнести на полметра от него.
(Хотя у меня прямо за ним стоит сабвуфер... М-да... :D Но лучше, если есть возможность, так не делать :D)
Существуют рекомендации ориентировать монитор по сторонам света, чтобы экран смотрел либо на восток, либо на запад... Но мы давайте будем считать, что "такой авангардизм пока не для нас" :) Я на таком настаивать не могу :D

Перед началом калибровки электронно-лучевого монитора надо дать ему поработать полчасика, чтобы "пришёл в чувство", то есть чтобы режим его работы стабилизировался.

Загляните в "Свойства экрана", посмотрите какой цветовой профиль сопоставлен монитору.
Сравните с тем, что поставлялось с монитором на диске (если вы заглядывали "туда, где в Windows живут цветовые профили" по тексту "прошлой серии", вы уже знаете как выглядит значёк-иконка файла цветового профиля).
 (404x485, 42Kb)

Если там какой-то другой профиль, а не тот, что в комплекте, или вообще никакого профиля нет - скопируйте исходный комплектный профиль с диска в C:\WINDOWS\system32\spool\drivers\color (для WinXP),
дайте в его контекстном меню команду "установить", и сопоставте его монитору.
А все другие профили там же в "Свойствах экрана" удалите (отмените сопоставление их с монитром).

Проверьте дополнительные расширенные настройки от производителя видеокарты:
 (404x485, 60Kb)
Драйверы многих компаний предусматривают подобные фирменные "фишки".
Все дополнительные функции улучшения/коррекции изображения в драйвере видеокарты должны быть отключены!
Никакого "цветового резонанса"/"digital color vibrance"! Все регуляторы контраста/яркости/насыщенности/оттенка/гаммы должны стоять в нейтральных положениях!



Если монитор электронно-лучевой - произведите его размагничивание (дайте пару раз команду Размагничивание, или по-английски Degauss - в меню самого монитора) (во время процедуры не смотрите на экран, чтобы не перегружать глаза раньше времени :)).

Настройте все геометрические параметры монитора, резкость, подавление муара, "линейность по вертикали", и т.д. всё, что настраивается в его собственном меню, с помощью программы NokiaMon Test.


Note: Плохая настройка геометрии и подавления муара может осложнить в будущем визуальную калибровку монитора, или привести к неправильным результатам,
так как некоторые калибровочные процедуры основываются на "оптических иллюзиях", предполагающих качественный попиксельный вывод контрольных изображений.

Ответить С цитатой В цитатник
Jam_One   обратиться по имени Вторник, 14 Ноября 2006 г. 00:01 (ссылка)
5)

Где взять Adobe Gamma, если у вас его почему-то ещё нет (:)), посмотрите там:
http://www.sukhoi.ru/forum/showthread.php?t=38515
(Для сохранения архива используйте менеджер закачек.)

Самостоятельно поместите содержащийся в архиве файл Adobe Gamma.cpl в папку C:\Windows\System32 (для WinXP), или C:\Windows\System (для Win9x).
Тогда утилита станет доступна для вызова в "Панели управления" / "Control pannel".

"Руководств" по использованию этой утилиты в сети - "большой воз и маленькая тележка". Достаточно набрать её название в любом поисковике. Но всё же для тех, кто это всё впервые видит, я напишу кое-что "от себя лично" :)

Ну и ещё эту программку возьмите - http://www.colordigits.ru/programs/LUT_Tester.exe - чтобы в случае чего в дальнейшем определить ответ на вопрос "а позволяет ли вообще Ваша видеокарта осуществить калибровку с помощью Adobe Gamma и сходных программ".
Ответить С цитатой В цитатник
Jam_One   обратиться по имени Вторник, 14 Ноября 2006 г. 00:56 (ссылка)
6)

До использования этой штуковины нужен ещё один подготовительный этап - настройка контраста, яркости и цветовой температуры монитора.

Выполнив всё, о чём ранее говорилось, и не забыв дать монитору полчаса на прогрев, откройте на весь экран "Блокнот", или аналогичную программу, демонстрирующую ничем не замутнённое белое рабочее пространство.

Возьмите лист белой бумаги, поднесите его к экрану, и сравните цвет того и другого.

Присутствующее в комнате освещение, в идеале, должно быть "средне-стандартным" для вашей комнаты,
то есть таким, при каком вы больше всего работаете или собираетесь работать за компьютером.

(Возможно, что вы собираетесь работать по ночам... Тогда на сравнение цветности уйдёт больше времени. Делайте перерывы через минуту-две, и потом возвращайтесь к этому снова - "со свежим взглядом". Лучше конечно работать днём, и сравнивать бумагу с монитором днём удобнее :D)

Яркость, скорее всего, у монитора будет выше, чем у бумаги... При электрическом свете - особенно.
Оценивать надо не "яркость", а цветность.

(Надо ещё учесть, что никакие лампы не должны светить ПРЯМО на лист бумаги или, тем более, на экран. Не держите лист бумаги так, чтобы монитор "подсвечивал" его сзади.)

В меню монитора есть настройка, назвающаяся "Цветовой температурой" / "Color temperature".
Меняйте её так, чтобы цветность изображения на экране совпала с цветностью листа бумаги.

В итоге, после затраты некоторых усилий и времени, у вас получится требующаяся "настройка цветовой температуры монитора", включающая в себя особенности освещения на вашем рабочем месте.


...В "наставлениях"/"инструкциях"/"рекомендациях" и т.п. по калибровке мониторов вы можете без труда заметить проходящую красной нитью мысль о том, что "на мониторе надо всенепренеменно ставить цветовую температуру 6500 градусов Кельвина", якобы в силу того, что тогда вы будете видеть наиболее идеальную в каком-то "профессионально-полиграфическом" отношении картину...
Мой ответ будет таким - наплевать и забыть.
Во-первых - а кто сказал, что когда вы ставите в меню монитора циферки "6500", вы получаете 6500 Кельвинов на экране???
А во-вторых... Да и во-вторых тоже наплевать.
Сейчас пока для вас гораздо важнее другое, особенно если вы собираетесь заниматься "полным циклом графических работ" сами на одном своём компьютере.

Существует ограмная "пропасть" в технических и технологических потребностях между ситуациями одиночной "авторской" работы и работы в Коллективе С Разделением Труда.
В общем, настройте цветовую температуру так, как я сказал :) Когда разберётесь со всем этим, и если вас что-то будет сильно не устраивать в моих рекомендациях - тогда и обругаете.

Есть специальные дорогостоящие профессиональные мониторы для графических работ, которые возможно показывают изображение при 6500 или при 5000 градусов Кельвина "красиво" - но мониторы "бытовые", какие мне довелось видеть, передают его в противных жёлто-оранжевых оттенках (и не надо говорить, что "так-и-должно-быть-потому-что-должно"), работать с ними очень неприятно и глаза устают.
В "профессиональных условиях" на рабочем месте может в любое время суток поддерживаться постоянное освещение с определёнными характеристиками - и по цветовой температуре, и по яркости - чего у вас в квартире скорее всего никогда не будет.
То, что у вас на рабочем месте другие условия, должно быть учтено.


Откуда вообще взялись эти шесть с половиной тысяч Кельвинов?
А это температура на поверхности Солнца!
Поскольку Солнце является самым что ни на есть типическим температурным источником света, такой цифрой характеризуется спектральный состав "средне-фотографического" дневного света.
Автоматически с этим связано то соображение, что "печатные материалы" будут чаще всего рассматриваться при таком свете, и значит они должны готовиться при таком свете, и значит монитор должен давать такой же свет...
"Угу" - если у вас в комнате постоянно будет такой свет. Тогда - возможно так и надо было бы. Но одна из засад в том, что в наших краях "средне-фотографический дневной свет" встречается в природе два месяца в году...
В остальное время цветовая температура "дневного света" выше.


Один из "законов" фотографии гласит, что нельзя передать все краски/яркости/оттенки природы точно такими же красками/яркостями/оттенками на снимке.
Можно передать - и нужно стремиться передать - только ВЗАИМНЫЕ СООТНОШЕНИЯ их.

А что вам нужно от монитора? - Вам нужно, чтобы он передавал вам Белый Цвет как Белый Цвет, вам нужно воспринимать Белый как Белый (ну и оттенки серого как оттенки серого) - никак отсюда не следует, что вам надо с какого-то бодуна ставить жёстко-фиксированную цветовую температуру, при том, что получающийся из-за этого "белый цвет" никак на белый не похож.
Если вы не воспринимаете белый цвет как белый, вы не сможете его обрабатывать как белый.
Вот в чём фигня-то!

И с другими цветами - то же самое.
Все цвета должны выглядеть для вас как цвета.


Поэтому не надо насиловать себя, сидя перед некомфортно настроенным монитором только потому, что кто-то решил, что у него в меню должно быть написано ни что иное, как "6500 К", вне зависимости от условий вашего рабочего места и характеристик самого монитора.



(Примечание: у меня сейчас в меню монитора 7500 градусов Кельвина.)
Ответить С цитатой В цитатник
Jam_One   обратиться по имени Среда, 15 Ноября 2006 г. 23:11 (ссылка)
Update:
1) Обновил тестовый Image-2
- кто уже сохранял раннюю версию (взятую с одного из сайтов) -
пожалуйста, загрузите новую (более удобную в работе, моего собственного изготовления):




2) Обновил тестовый Image-1

Ответить С цитатой В цитатник
Anastasya-cool   обратиться по имени Четверг, 16 Ноября 2006 г. 00:06 (ссылка)
Бррррр... пытаюсь разобраться. Пока что трудно =) Таааак...
Ответить С цитатой В цитатник
Jam_One   обратиться по имени Пятница, 17 Ноября 2006 г. 17:13 (ссылка)
7)

Настройка "яркости" и "контраста".

Слова взяты в кавычки по той причине, что они используются применительно к мониторам для простоты, не вполне соответствуя сути понятий. В действительности "регулировка яркости" настраивает Уровень Чёрного, а "регулировка контраста" настраивает Передаточную Функцию.
Или, по другому, то, что называется яркостью, регулирует интенсивность тёмных и средних тонов, а то, что называется контрастом, регулирует световую отдачу монитора в средних и светлых тонах.

"Обыкновенная регулировка яркости" - это линейно изменяющаяся зависимость между уровнем мощности сигнала, поступающего на вход некоторой обрабатывающей схемы, и уровнем усиления этого сигнала на выходе.
При увеличении яркости всё изображение равномерно светлеет, при уменьшении - всё изображение равномерно темнеет.
Вот рисунок, иллюстрирующий понятие регулировки яркости:


"Обыкновенная регулировка контраста" - тоже фишка линейная, относящаяся к балансу между высокими и низкими уровнями сигнала, которые как бы качаются вокруг среднего уровня.
При увеличении контраста яркое становится ещё ярче, а тёмное - ещё темнее. При уменьшении контраста всё якое становится темнее (тусклее), а всё темное - светлее.
Вот рисунок, иллюстрирующий понятие регулировки контраста:


- Так бывает у кинескопных телевизоров и ТВ-тюнеров.



У компьютерных мониторов всё происходит не так.

Зависимость между мощностью подаваемого на монитор сигнала и светимостью экрана - нелинейная.
Её графическое представление похоже на верхнюю кривую на этом рисунке:


При регулировке того, что называется в мониторах яркостью, этот график изменяется таким образом, что верхний его конец (самые яркие света) "приклеен" к своему месту, а вся кривая "поворачивается вокруг него, как вокруг оси".
При таком раскладе наиболее сильно эта регулировка влияет на самые тёмные тени изображения.
То есть настраивет уровень светимости экрана для "чёрного цвета", то есть Уровень Чёрного.

При регулировке того, что называется в мониторах контрастом, этот график изменяется таким образом, что нижний его конец (уровень чёрного) как бы "приклеен" к своему месту, а вся кривая "поворачивается" как вокруг оси уже вокруг него.
Сама зависимость между сигналом на входе монитора и светимостью экрана называется Передаточной Функцией, и "кнопки контраста" регулируют как раз её. Можно сказать, что этим управляется усиление сигнала в мониторе и интенсивность свечения светов изображения, то есть Уровень Белого.




Для настройки уровней чёрного и белого (то есть псевдо-яркости и псевдо-контраста) возьмите Image-1.
(Кстати, он тоже был обновлён, так что пересохраните его повторно. Обновление объясняется тем, что я делал эту картинку относительно недавно, и не столько для себя, сколько для того, чтобы объяснить другим на большом расстоянии и без помощи жестов и нечленораздельных звуков что и как должно быть сделано =) )

Дав монитору, как водится, поработать с полчаса, откройте эту картинку в программе просмотра (на чёрном фоне).

Увеличьте "типа-яркость" относительно той величины, с которой вы до сих пор работали, а "типа-контраст" уменьшите.

Кто-то рекомендует устанавливать "яркость" и "контраст" на максимум, кто-то - на 50%... Я рекомендую по своему. Основания у меня для этого те, что
а) В то время как для ЭЛТ-мониторов "контраст", равный 100%, есть нормальное явление, в жидкокристаллических мониторах максимальные "якость" и "контраст" бывают совершенно запредельными, выбеливающими напроч всё изображение, и среднестатистические 50% также могут оказаться неподходящими для продолжения работы;
б) Не будет большой наглостью ввести допущение, что до сего момента вы нормально работали с теми настройками, какие у вас есть (и каким бы ни было их процентное выражение) - ведь в противном случае вы бы уже отнесли свой монитор в сервис-центр, или на помойку.

А так как я не имею ни малейшего понятия о том, сколько у вас сейчас процентов чего, и какого вообще типа ваш монитор, то я и даю свою собственную универсальную рекомендацию - сделайте "яркость" ощутимо больше, а "контраст" ощутимо меньше.

Ответить С цитатой В цитатник
Jam_One   обратиться по имени Пятница, 17 Ноября 2006 г. 18:32 (ссылка)
Начните с настройки "яркости"

"Внешняя рамка" в Image-1 - не совсем чёрная, её яркость = 2%
(Можно определить в координатах HSB.)

Уменьшайте "яркость" вашего монитора до тех пор, пока эта рамка не растворится в окружающем чёрном фоне.

Погоняйте "яркость" вверх-вниз, чтобы подловить момент субъективного слияния "рамки" и фона.

Можно использовать для этого и программу Nokia Monitor Test.
Приравнивание 2% к чёрному взято из рекомендаций этой программы и "личного статистического опыта".

Кое-кто сомневается - на кой чёрт терять 2%, когда казалось бы можно различать и 1%?... Есть мнения, что это рекомендуется для "вытягивания полной мощности и контраста из схем монитора".
Но тут надо кое о чём вспомнить!
А именно - что там я в верху говорил про условия на вашем рабочем месте, и про время суток для калибровки монитора?

Вы производите калибровку в условиях присутствующего освещения. А не в полной темноте. Ваш монитор не заэкранирован от всего постороннего света.
В этом "отгадка".

В полной темноте вы будете различать и эти 2%, и скорее всего 1% тоже.
Но не "са свэтом".

Как мы видим то, что видим:
Человек хуже различает детали в тенях, чем в светах.
Человеческие глаза адаптируются к "господствующему освещению", и когда света достаточно много тёмные объекты зрительно сливаются друг с другом.


Вы просто не должны различать 2% на фоне 0%, когда вокруг вас ещё есть свет солнца или комнатных ламп.


Если вы закатите такой высокий уровень чёрного, что будете различать 1% при свете - вы получите вовсе не адкватное изображение.


Переходите к настройке "контраста" (то есть уровня белого).

Увеличивайте то, что называется в регулировках "контрастом", до тех пор, пока поля в светлой половине картинки не будут различаться между собой настолько же, насколько различаются поля в тёмной половине картинки.

Для ЭЛТ-мониторов искомый уровень "контраста" скорее всего будет в диапазоне 98-100%.
Для ЖК-мониторов ничего предсказать нельзя - всё зависит от конкретной модели.


Внимание! Иногда встречаются сообщения о том, что в некоторых моделях ЖК-мониторов регуляторы "яркости" и "контраста" перепутаны между собой! Определите, что чем у вас регулируется на самом деле, исходя из вышесказанного!


------

 (400x250, 9Kb)

Поле 0 == 2-процентное. Должно сливаться с чёрным (0%) фоном.
Поле 1 == 100% - чисто белое.
Поле 2 == 95% - должно быть ясно отличимо от поля 1, должно быть чистым, без цветовых оттенков (в противном случае обратитесь к регулировкам цветности в меню монитора); должно в такой же степени отличаться по субъективным ощущениям от поля 1, как поле 4 от поля 3.
Поле 3 == 0-процентное. То есть совсем чёрное. Должно выглядеть именно таковым - совсем чёрным.
Поле 4 == 10,5% - должно быть ясно отличимо от поля 3; должно в такой же степени отличаться по субъективным ощущениям от поля 3, как поле 2 от поля 1.
Поле 5 == 6,5% - должно слабо отличаться (но отличаться) как от поля 3, так и от поля 4 (его яркость должна быть субъективно промежуточной между ними); должно в такой же степени отличаться от поля 3, как поле 6 от поля 1.
Поле 6 == 97,5% - должно слабо отличаться (но отличаться) как от поля 1, так и от поля 2 (его яркость должна быть субъективно промежуточной между ними); должно быть чистым, без цветовых оттенков (в противном случае обратитесь к регулировкам цветности в меню монитора); должно в такой же степени отличаться от поля 1, как поле 5 от поля 3.

В процессе настроек направляйте взгляд без напряжения и сосредоточения на поля 2 и 4, переводите взгляд с одного из них на другое. Не старайтесь "всматриваться" в изображение.

------


Как мы видим то, что видим:
Если долго смотреть на тёмную картинку, глаза настроятся на "темноту", и светлая картинка начнёт казаться ярче, чем должна быть.
Если долго смотреть на светлую картинку, глаза настроятся на "свет", и тёмная картинка начнёт казаться темнее, чем должна быть.


Не "заглядывайтесь" подолгу на одну из половин - переводите взгляд с поля 2 на поле 4 и обратно. Делайте перерывы в работе, отвлекайтесь на что-то за пределами монитора - чтобы "сбить" зрительную адаптацию.


В итоге настроек светлая и тёмная половины Image-1 должны будут казаться подобием "негатива" друг друга при взгляде точно в центр изображения.



Внимание! Если вы работаете в очках или контактных линзах - снимайте их на время проведения настроек! Они исказят ваши субъективные зрительные впечатления!
Ответить С цитатой В цитатник
Jam_One   обратиться по имени Воскресенье, 19 Ноября 2006 г. 21:26 (ссылка)
Итак, у вас уже должны быть настроены "Цветовая Температура", "Уровень Чёрного" и "Уровень белого".
(И всё это с учётом конкретных условий на вашем рабочем месте.)

Что остаётся?
Остаётся, практически, настройка "Уровня Серого".

Если с белым и чёрным можно разобраться "на глаз", путём сравнения полей разной яркости, то с чем сравнивать "средне-серый" тон, и как его настроить???
Вот это может представлять проблему. И для этого как раз вам и нужна калибровочная утилита типа Adobe Gamma (или WiziWYG, или QuickGamma+QuickProfiler, или т.п.)

Проблема первая:
Собственно в том, чтобы "сравнить серый" с чем-то "эталонным".
Для этого, в частности, служит Image-2.

Проблема вторая:
Как настроить и зафиксировать передаточную гамма-функцию монитора на нормальном уровне средне-серого?
Ведь в мониторе нет таких настроек.
Для этого будет настраиваться видеокарта, путём перепрограммирования цифро-аналогового преобразователя, оно же Monitor Look-Up Tables.

Вот обо всём этом - "читайте в следующей серии".
Ответить С цитатой В цитатник
Jam_One   обратиться по имени Суббота, 25 Ноября 2006 г. 20:42 (ссылка)
8)

Что делает Adobe Gamma.

Посмотрим на Image-4. Это серая шкала с 5-и процентным шагом ступени.
(Только не смотрите на него здесь, на этой странице - здесь оно уменьшено и отображается неправильно. Напоминаю, что тестовые картинки не подлежат никакому редактированию.)
Как такое изображение должно в идеале выводиться на экран?
Все "ступеньки" должны быть одинаковой "высоты", плотность шкалы должна изменяться равномерно, шкала не должна иметь цветных оттенков, и характеристический график идеального изображения должен иметь подобный вид:
Ideal Gamma

Считается, что если все поля серой шкалы передаются системой правильно (на мониторе или при печати), то и всякое изображение тоже можно считать выводящимся этой системой правильно (на монитор или на печать).

Примечание: По психо-физиологическим причинам несколько наиболее тёмных полей шкалы должны визуально различаться между собой меньше, чем остальные! Это нормально!

Связь между представлением шкалы в файле и её изображением на экране должна иметь линейный характер (на самом деле будет близкий к линейному),
однако в процессе образования экранного изображения сигнал проходит ряд устройств с нелинейными передаточными функциями.

По Условию Правильной Тонопередачи результирующее изображение адекватно исходному тогда, когда произведение коэффициентов контраста (для фотоплёнки и бумаги) или произведение передаточных гамма-функций (для видеокарты и монитора) равно 1.

Передаточная функция монитора имеет вид:
Monitor Transfer Function

Это степенная функция, и "гамма" - её показатель степени, изображаемый одноимённой греческой буквой (отсюда и название).

Сама внутренняя передаточная функция монитора зависит от его конструкции, она не может быть измерена без его вскрытия или без спектрофотометра, она не имеет средств регулирования, доступных пользователю.
(В связи с этим про неё зачастую вообще не вспоминают в материалах, повествующих о калибровке монитора.)
(Изготовление монитора с линейной передаточной функцией - задача хоть теоретически и решаемая, но несуразно дорогостоящая. К тому же это не имеет большого смысла, так как нелинейность очень даже дёшево исправима, а монитор линейный сегодня может стать нелинейным через полгода.)

Как можно догадаться из Условия Правильной Тонопередачи - чтобы при криволинейной функции монитора получить на нём "прямолинейную" передачу сигнала надо ввести в сигнал компенсационное предыскажение до подачи на монитор.

Такая прекомпенсационная гамма задаётся в видеоадаптере (видеокарте), и имеет общий вид:
Video Adapter Precomp Gamma

Именно эту самую гамму настраивают утилиты типа Adobe Gamma.

В результате использования таких утилит "кривизна" передачи сигнала видеоадаптером должна стать "зеркальным отражением" "кривизны" передачи сигнала монитором, и тогда обе эти "кривизны" погасят друг-друга. И на экране будет наблюдаться эффект линейной тонопередачи.


В реальности итоговая наблюдаемая гамма будет иметь примерно такой вид:
Visible Gamma

Само значение наблюдаемой гаммы устанавливается стандартами для платформы Windows не 1, а где-то около 1,15. Объясняется этот феномен необходимостью компенсировать для зрителя присутствующее вокруг монитора освещение и блики на поверхости экрана,
чтобы зритель субъективно воспринимал изображение как "правильное".
И хотя теоретически можно говорить о том, что часть динамического диапазона монитора при этом теряется, всё же практически остающийся доступный динамический диапазон (разница между светами и тенями) существенно превосходит то, что мы можем увидеть на каких бы то ни было отпечатках или в журналах.

"Изнутри" компьютера саму наблюдаемую гамму напрямую измерить нельзя, так как у программ нет представлений о световой отдаче экрана.
"Изнутри" компьютера определяется результирующая гамма системы монитор+видеокарта. И вот именно об этой самой гамме и идёт речь как о "гамме монитора" в 99% текстов по данной тематике, именно её диагностируют всякие тесты. Наблюдаемая гамма уже включена в диагностируемую гамму (учитывается в ней) в представляемой калибровочной методике.
Ответить С цитатой В цитатник
Jam_One   обратиться по имени Суббота, 25 Ноября 2006 г. 22:19 (ссылка)
9)

Что делать с Adobe Gamma

Запустите утилиту. Она уже должна быть доступна по адресу "Пуск" -> "Панель Управления" -> "Adobe Gamma".

Утилита предполагает работу в двух режимах: в пошаговом (Wizard) и в режиме панели (Control pannel). Рассмотрим работу в режиме панели.

Adobe Utility Control Panel

При запуске утилита автоматически загружает в себя текущий профиль монитора, и отображает в верхнем окошке его описание.
Вы можете отредактировать его при желании.

Первым шагом работы предполагается настройка "яркости" и "контраста" (Brightness and Contrast) - на это вы попросту не обращайте внимания. У вас это уже настроено, больше ни "яркость" ни "контраст" трогать не надо.

В отношении Adobe Gamma можно встретить большое число нелестных отзывов, которые в основной массе сопряжены с невполне корректным её применением и рядом "неоднозначностей" в её работе. Первую яркую "неоднозначность" мы встречаем как раз на этапе настройки с её помощью "яркости"/"контраста".
Adobe Gamma предлагает сделать тёмно-серые поля в полоске Brightness and Contrast "почти чёрными, но не совсем".
Однако. Светлота этих тёмно-серых полей составляет 15% (!!!).
И что, скажите на милость, должно здесь означать это "почти чёрными, но не совсем"??? Это как??? Пять орехов - это куча, или нет???
Именно чтобы избавиться от мучений в поисках ответа на такие вопросы я и дал ранее Image-1, позволяющий нормально настроить уровни чёрного и белого для "бытовых нужд".


Следующая область утилиты - Phosphors.
Не имеет ни какого отношения ни к какому "фосфору". Это сведения о люминофорах, используемых в вашем мониторе.
Если вы разыскали родной цветовой профиль монитора на установочном диске, то сведения о люминофорах будут использованы верные.
Поскольку в этом случае Adobe Gamma редактирует родной профиль, а не занимается гаданиями.
(В этом её великое преимущество перед другими утилитами подобного класса, неспособными читать существующие профили, и высасывающими свои сведения не всегда понятно из чего...)
Здесь мы тоже ничего не трогаем.

Следующая область представляет для нас максимальный интерес. Это собственно сама корректировка гаммы. То есть прекомпенсационной гамма-функции видеоадаптера, совместно с "кривизной" характеристик цветового профиля.

Для начала поставим "флажок" View Single Gamma Only, чтобы настроить "кривизну" характеристик всех цветовых каналов синхронно.

Теперь обратимся к окошкам Desired:*****, и следущему справа с каким-то числом.
Первоначально при загрузке родного профиля монитора в этих окошках будут сведения о том, какую диагностируемую гамму должна иметь система монитор+видеокарта до всяких калибровок.
Например, видим: Custom 2.31
Что это означает?
Это означает, что внутренняя передаточная гамма-функция монитора такова, что без коррекций/калибровок диагностические программы будут показывать вам "Гамму монитора = 2,31"

В этом очередной плюс использования родного профиля - Adobe Gamma точнее определит необходимые коррекции, поскольку будет знать исходную степень неидеальности/нелинейности вашего монитора.

Как уже объяснялось, коррекции поддаётся лишь прекомпенсационная гамма-функция видеоадаптера (пусть она и скрывается внутри условного термина "гамма монитора").
Разжевать сей факт для вас я старался именно для того, чтобы более понятными стали далнейшие действия.
А далее нам надо развернуть выпадающее меню "Desired:", и выбрать в нём пункт "Windows Default". После чего цифры в соседнем окошечке трансформируются в 2.20
И ещё, не исключено, что у вас сразу изменится "яркость" всего экрана.

Если после загрузки родного профиля там стояло число больше 2,2, то изображение посветлеет. Если число было меньше 2,2, изображение потемнеет. Ну и, наконец, если было уже 2,2, то изменений не случится.

Что произошло?
Произошло то, что Adobe Gamma начала приводить "типа гамму монитора" (через модификацию прекомпенсационной гамма-функции видеоадаптера) к значению 2,2.
После манипуляций с "серым квадратом" система монитор+видеокарта будут иметь такое диагностируемое значение гаммы.

Почему именно 2,2???
Как мило "объяснил" ситуацию один из специалистов - "потому что система Windows компенсирует именно такую гамму".
То есть (см.предыдущий пункт 8) при диагностируемой "гамме монитора" равной 2,2 в среде Windows произойдёт желанное взаимоподавление "кривизны" характеристик видеокарты и монитора.
И знаете что? Мы можем запросто удовлетвориться таким "объяснением"!!! :)
У нас ведь не радиотехнические и не математические курсы здесь ;)

Для платформы Макинтош ранее такой "целевой гаммой" считалось значение 1,8, но в последнее время слышатся голоса о том, что в новейших версиях их операционных систем уже также за эталон принято значение 2,2.

...Вопрос о том, откель взялись все эти цифры, оставим для историков...

Нам же теперь надо "всего лишь" настроить "гамму монитора", оно же "прекомпенсационная гамма-функция видеоадаптера", оно же "уровень средне-серого",
так, чтобы получить диагностируемую величину ея = 2,2.


Для этого обратимся к "серому квадрату" в ценре панели Adobe Gamma, а также к Image-2.

Не закрывая Adobe Gamma, откройте в программе просмотра файл Image-2.
Посмотрим на него.
Он представляет собой как бы увеличенную копию "серого квадрата в Adobe Gamma".
Это наш "эталон для средне-серого".
...Такой вот он "сложно-сочинённый"...
Картинка состоит из двух полей - центрального со сплошной заливкой, и внешнего полосатого.
Полосы - чёрные (0%) и белые (100%).
Если отодвинуться от экрана на полметра-метр, и прикрыть глаза так, чтобы смотреть на экран через ресницы, полосы сольются в сплошное пятно. Потренируйтесь. Имеет смысл слегка приподнять подбородок и расфокусировать взгляд, чтобы как можно меньше напрягать глаза.

"Сумма яркостей полос" в размытом виде будет, по математике и логике, составлять 50%. То есть тот самый "средне-серый" тон.
"По математике и по логике", но не визуально... По восприятию глазами на реальных мониторах (чёрный+белый)/2 не будет равно 50%.
Иначе можно было бы залить центральное поле 50-процентным серым и приравнивать их. Но в действительности серое поле имеет яркость 73%, вычисленную по специальным формулам.

Регулировка гаммы (см.графики) не повлияет ни на чисто-чёрный, ни на чисто-белый.
(На них влияют лишь настройки уровня чёрного и белого, respectively.)

Зато регулировка гаммы самым непосредственным образом повлияет на ценральное равномерное поле.

Вот его-то яркость и надо подстроить "ползунком" в Adobe Gamma так, чтобы оно растворилось без следа во внешнем поле.
(Это всё - глядя сквозь ресницы - иначе не будет нужного эффекта.)
Когда яркость центрального поля сравняется с яркостью внешнего - мы получим правильную "гамму монитора"=2,2 и правильный уровень серого.
Она - яркость центрального поля - специально так расчитана.

Можно сказать, что соотношение "полосатого поля" со "сплошным полем" определено для получения результирующей наблюдаемой гаммы ~1 по формуле, описывающей передаточную функцию для условий Windows, и показатель степени в которой оказывается равным 2,2. Вот вам и другое "объяснение" этой цифры.

Не закрывая Image-2 переключитесь на панель Adobe Gamma, нажимая одновременно клавиши Alt+Tab.
Подвигайте мышкой ползунок под "серым квадратом", и понаблюдайте за эффектом.
(Всё ещё глядя сквозь ресницы, с расстояния мин. полметра. У кого зрение "с минусом" - тем проще - достаточно снять очки. А для кого-то может оказаться более удобным "прижаться носом" к экрану...)
Установите ползунок в положение, когда центарльное "гладкое" поле сливается с внешним "полосатым", и продолжите тонкую подстройку с помощью горизонтальных стрелок клавиатуры.
Цель - добиться растворения внутреннего поля во внешнем, так чтобы они перестали отличаться по своей яркости.

Вторая неоднозначность в работе с Adobe Gamma проявляется здесь - дело в том, что вокруг центральной области в силу явлений, связанных с работой монитора, и из-за "одновременного контраста", возникает эффект тёмной каймы, затрудняющий подлавливание момента слияния полей.
Для преодоления этого предназначен Image-2, который я сделал таким образом, чтобы каймы не возикало. И поэтому же я специально просил его не закрывать во время настройки.


Когда вам покажется, что точнее установить ползунок под "серым квадратом" уже не получается - переключитесь на Image-2.
Проконтролируйте картинку.

Если центральная область светлее внешней - ползунок в Adobe Gamma надо сдвинуть влево.
Если ценральная область темнее внешней - ползунок в Adobe Gamma надо сдвинуть вправо.

Повторите процедуру несколько раз, пока поля Image-2 не сольются друг с другом.


Когда результат будет достигнут - переходите к определению аппаратной цветовой тепературы - Hardware White Point.
Нажмите кнопку "Measure", откроется ещё одно окошко - "мастер определения цветовой температуры", или "точки белого цвета".

Следующим шагом на экран будут выведены три квадрата, из которых надо выбрать "наиболее серый", он же "наименее окрашенный".
Щёлкая на крайние квадраты "пролистывайте" их, пока не увидите в центре такой, который на ваш взгляд будет "серым", без избытка синего или оранжевого.
Щёлкните этот центральный квадрат.

Диагностика не блещет космической точностью, но для наших условий вполне приемлема.
И не удивляйтесь, если утилита вдруг наопределяет вам 6500 К, в то время как в меню монитора у вас стоит 8000 К...

Первоначально при открытии утилиты у вас может стоять White Point = 5000К
- это для "эталонных условий рассматривания", по стандартам на цветовое профилирование.

Редактируя значение цветовой температуры вы сообщаете профилю и тем программам, которые в последствие будут его использовать, что на вашем рабочем месте условия рассматривания не совпадают со стандартными-эталонными.

В идеале потом цветность изображения может быть благодаря этому подкорректирована так, чтобы вы видели изображение таким, каким оно должно выглядеть при эталонной цветовой температуре в эталонных стандартных условиях рассматривания.

Внимание: Оставьте Adjusted White Point в значении Same as Hardware!!!
Программное конвертирование цветовой температуры нам совсем не нужно (кроме того, что оно имеет склонность ещё больше сужать динамический диапазон монитора.) Да ещё и запутаться в этих настройках потом можно - что где и чем регулируется, и почему это мы вдруг видем не то, что ожидали...
Нет, для нас абсолютно достаточно регулировок аппаратной цветовой температуры через меню монитора.
...Вот если только у вас в комнате постоянное эталонно-стандартное освещение на уровне 5000К или 6500К, а монитор показывает что-то своё, и его собственными настройками не удаётся подобрать нужную цветовую температуру, или у него вообще нет собственной настройки цветовой температуры, тогда...



Нажмите кнопку "OK".
Вам будет предложено задать имя для нового отредактированного цветового профиля монитора.
Задайте новое имя, чтобы не переписать родной профиль.

Новый профиль будет сохранён всё в той же папке
C:\Windows\System32\spool\drivers\color
и автоматически сопоставлен монитору взамен предшествовавшего.


Найдите на диске исполняемый файл Adobe Gamma Loader.
(Если у вас Фотошоп - то этот файл уже есть в папке C:\Program Files\Common Files\Adobe\Calibration
если вы брали Adobe Gamma с форума Сухого, то создайте такую папку и поместите Adobe Gamma Loader.exe туда.)
Создайте для этого файла ярлык, и поместите в "Автозагрузку", если его там ещё нет.
Этот файл занимается тем, что при запуске компьютера перепрограммирует цифро-аналоговый преобразоватьель видеокарты (look-up tables, LUT) в соответствии с параметрами, содержащимися в профиле монитора.

Adobe Gamma Loader срабатывает при старте системы одномоментно, не хранится в памяти и не занимает ресурсов.


Сделайте перерыв, передохните, перезагрузите компьютер, и повторите всю процедуру ;)
Ответить С цитатой В цитатник
Jam_One   обратиться по имени Воскресенье, 26 Ноября 2006 г. 01:23 (ссылка)
Не устанавливая флажок "View Single Gamma Only" проведите раздельную
настройку гаммы для цветовых каналов по тому же алгоритму, с использованием этих тестовых картинок:

Combined Colors Gamma 2.2

Red Gamma 2.2 Green Gamma 2.2 Blue Gamma 2.2

Сделайте перерыв, передохните, перезагрузите компьютер, и повторите процедуру ещё раз ;)


Если всё получилось - "можете взять с полки шампанское".
:)


...Happy End...
Ответить С цитатой В цитатник
Jam_One   обратиться по имени Пятница, 23 Февраля 2007 г. 22:18 (ссылка)
Новый "тест монитора" на сайте RealColor.



http://realcolor.ru/lib/monitortest/

Не смотрите на него в интернет-обозревателе. Сохраните на диск, и смотрите с диска в графической программе.


Исходный текст RealColor.ru

Шкала 1 предназначена для проверки правильности установки яркости и контраста на вашем мониторе. Она состоит из 21 прямоугольника и все они должны быть различимы. Если это не так, повозитесь с настройками яркости и контраста. На некоторых мониторах есть дополнительные органы управления (например Black Level). Они могут быть очень полезны для настройки.

Установку яркости и контраста можно проверить и с помощью шкал 2 и 3. Это более трудный для монитора тест. На черной области 2 должна быть видна чуть более светлая надпись RealColor.ru. На светлой области 3 должна быть видна таже надпись, но чуть более темными буквами. Вряд ли вы сможете получить идеал - первые буквы на темном фоне и/или последние на светлом будут неразличимы. Поэтому придется искать компромисс.

Переход от черного к белому на шкале 4 должен быть плавным, а весь градиент должен быть серым.

Шкала 5 нужна для проверки правильности установки гаммы. Она состоит из 2 половин. Правая (4б) рассчитана на мониторы с гаммой=2.2 - современный стандарт как на PC, так и на Macintosh. Если смотреть на нее издалека, когда горизонтальные линии сливаются, весь квадрат должен быть равномерно-серым. Левая половина шкалы (4а) рассчитана на мониторы с гаммой=1.8 - старый "маковский" стандарт. В наших обоях этот участок присутствует скорее для того, чтобы показать как эта шкала НЕ ДОЛЖНА выглядеть. На ней хорошо заметны две вертикальных темных полосы.

Еще две шкалы для проверки установки гаммы - 6 и 7. С некоторого расстояния они должны выглядеть как вертикальные градиенты с переходом цвета от белого через серый к черному. Если реальная гамма монитора не равна 2.2, то на шкале 6 видна разница между левой и правой половиной (опять же - если отойти от монитора подальше). А шкала 7 на "неправильном" мониторе вообще выглядит как цветная. Если гамма больше, чем 2.2, то она "разваливается" на три части - с красным, синим и зеленым оттенком. Если гамме меньше 2.2, то ее части превращаются в градиенты цвета полиграфической триады - Cyan, Magenta, Yellow.

Шкала 7 является очень тяжелым тестом. Скорее всего, ее не удасться привести в нормальный вид с помощью визуальной калибровки (например, с Adobe Gamma).




...У меня монитор показывает всё правильно! А у вас?... =))
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку