-Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Nokia Music
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить

 -Цитатник

Мелодрама "Нечаянная радость" - (0)

Главная героиня мелодрамы Маша приехала в Москву из небольшого провинциального городка, чтоб...

Шопен - (3)

Любимые шопеновские вальсы  

"Влюблённые" / вечерний кинозал - (0)

Спасибо Фелечке за наводку. Не видала раньше этот фильм. А играют одни из самых любимых актёров: ...

Всем любителям СТАРОГО КИНО - (0)

Всем любителям СТАРОГО КИНО. На сайте собраны старые фильмы СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА, начина...

Смотрите замечательный мультфильм «Замбезия» - (0)

В выходные, мы с дочкой посетили кинотеатр. Решили отвлечься от проблем и хорошо отдохнуть. У нас эт...

 -Видео

Чаячье озеро
Смотрели: 33 (0)
Медведь
Смотрели: 82 (5)

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Анри Матисс
Анри Матисс
03:32 22.11.2010
Фотографий: 7
Посмотреть все фотографии серии Я и мои друзья
Я и мои друзья
20:39 21.11.2010
Фотографий: 2
Посмотреть все фотографии серии Окрестности Токсово
Окрестности Токсово
15:58 21.11.2010
Фотографий: 2

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Jacob_Eigenscharf

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.11.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 1222


Когда Александры молчат...

Вторник, 27 Марта 2012 г. 10:04 + в цитатник
Цитата сообщения serbucna

 

О загадочной русской душе много говорят. Понять ее действительно непросто: иногда русский человек такое выкинет, что в голове не укладывается. Даже царь может бросить престол и отправиться странствовать, и никого это не удивит. Больше ста восьмидесяти лет бродит молва о том, что император Александр I инсценировал свою смерть и превратился в скитальца Федора Кузьмича …

Сын за отца

С юношеских лет Александр мечтал поселиться с милой сердцу возлюбленной где-нибудь на берегах Рейна и жить в скромном домике, общаясь с друзьями, и заниматься изучением природы. Александр не стремился к власти. Его втянули в заговор против отца, напугав тем, что сумасшедший Павел готовил жене и детям вечное заточение или даже смертную казнь. Дав согласие занять престол, если заговорщикам удастся заставить императора подписать отречение, Александр мучительно переживал то, что он нарушает клятву, дважды данную отцу и монарху. Когда граф Пален рассказал, что император убит, Александр чуть не упал в обморок. Он рыдал, повторяя: Скажут, что я убийца Пален встряхнул будущего императора и крикнул: Довольно быть мальчишкой! Извольте царствовать.

3646910_05_aleks_1 (371x500, 19Kb)

Чувство вины за отцеубийство преследовало Александра на протяжении всей жизни. Он писал в дневнике: «Моя биография может уложиться в три ночи, которые я не забуду никогда…» Первая из ночей – та самая ночь убийства отца. Вторая – брачная. А вот третья… Известно, что в одну из сентябрьских ночей 1825 года, накануне отъезда в Таганрог, император один, без всякого сопровождения, отправился в Александро-Невскую лавру. Там долго молился, потом беседовал со схимником и получил от него благословение. Затем втайне от всех царь подготовил документы для отречения от престола, которые вручил московскому архиепископу Филарету со словами: «В случае моего исчезновения (на самом конверте было написано «кончины») вскрыть…» Отъезд царя из столицы в Таганрог больше напоминал бегство: он выехал ночью, без свиты.

3646910_Aleks_1_2 (381x600, 42Kb)

По официальной версии, в Таганроге царь простудился и 19 ноября 1825 года скончался от болезни. Императору было всего 47 лет! Тело поместили в гроб и повезли в столицу.Тело Александра I в закрытом гробу доставили в Петербург. Семь дней закрытый гроб стоял в Казанском соборе. Его откры­вали только один раз ночью для прощания членов императорс­кой семьи. Мать Александра I, вдовствующая императрица Ма­рия Федоровна, не узнала в по­койнике, лежащем в гробу, сво­его сына. По стране стали распростра­няться слухи, что на самом деле Александр I не умер, а ушел в монастырь или скрылся среди раскольников в Сибири, а в гроб вместо императора положили то ли разбившегося фельдъегеря Маскова,    то ли тяжелобольного монаха,тайно приехавшего из Петербурга в одной  карете с царем. Появилась и легенда, что царя убили приближенные, ко­торые боялись, что он освободит крестьян. А вскоре поползли слухи о том, что вместо царя в гроб положили двойника – то ли умершего накануне офицера, сТак или иначе, когда спустя два месяца гроб был доставлен в Петербург и вскрыт, царя уже вряд ли кто-то мог опознать.

Таинственные слухи о смерти Александра I усилились спустя несколько лет, когда стало изве­стно о старце Федоре Кузьмиче.

Без роду, без племени

Осенью 1836 года в Пермской губернии объявился странник. Он подъехал на лошади к одной из кузниц на окраине города Красноуфимска и попросил подковать лошадь. Кузнец стал задавать мужчине обычные в таких случаях вопросы о цели путешествия, его имени, звании. Но в ответ получил уклончивые и невнятные ответы. Кузнец заподозрил неладное и сообщил в полицию. У странника при себе не оказалось документов, а назвался он Федором Кузьмичом Кузьминым 60 лет от роду. За бродяжничество суд приговорил мужчину к двадцати ударам плетьми и ссылке в Сибири.

3646910_starec (480x336, 13Kb)

За время длинного пути по этапу старик ухаживал за арестантами, поддерживал их, лечил, чем снискал себе уважение среди заключенных и  конвоиров. Единственного из всех его не заковали в кандалы.

Голубая кровь

В марте 1837 года Федор Кузьмич прибыл на поселение в деревню Зерцалы Томской губернии и со временем сделался местной знаменитостью. Бродяга поражал всех своей образованностью: владел несколькими иностранными языками, знал историю, географию, литературу, рассуждал о значении крестьянства в государстве, знакомил простых людей с их правами и обязанностями. А уж о манерах и говорить не приходилось! Федор Кузьмич со всеми разговаривал ласково, никогда не ругался. К тому же, несмотря на почтенный возраст, это был мужчина хоть куда – высокий, широкоплечий, голубоглазый, -- в общем, красивый.

3646910_Fedok_kyzm_ (300x422, 57Kb)

Крестьяне и казаки почитали за честь поселить у себя Федора Кузьмича. Он же старался никого не обидеть и переходил из одной избы в другую, из одной деревни в другую. Везде и всюду старец справлялся о нуждах крестьян, давал советы, обучал детей грамоте, знакомил со Священным Писанием, географией, историей, причем, иногда незаметно для себя самого вдавался в такие детали, что казалось, будто он сам находился в гуще событий. Только одна тема по-прежнему находилась под запретом – о его происхождении.

Тайная жизнь

Однажды старец пропал, и несколько месяцев о нем ничего не было слышно. Впоследствии выяснилось, что он работал в тайге на золотых приисках чернорабочим. Скорее всего, его стало тяготить чрезмерное внимание к собственной персоне, и он решил уйти подальше от людей, в тайгу. Но что-то заставило вернуться обратно. С этого времени посетители стали идти к богомольцу нескончаемым потоком. Федор Кузьмич принимал всех, редко кому отказывая в приеме. Денег ни с кого не брал, лишь еду, которую раздавал беднякам. Старец не только утешал – он лечил наложением рук, предсказывал будущее, читал чужие мысли. Однажды разоблачил беглого каторжника-убийцу.

К «дедушке» часто приезжали люди богатые и знатные, причем многие предпочитали посещать его тайно, под покровом ночи. Сохранились воспоминания местных жителей о том, что старца навещал епископ Иркутский, с которым Федор Кузьмич общался на французском языке. Встречался он и с епископом Томским. В 1850-е отшельника посетил Лев Толстой. Великий писатель и старец целый день провели в беседах.

3646910_03 (220x311, 14Kb)

Кроме того, Федор Кузьмич вел обширную переписку с разными людьми, говорят, даже с самим императором Николаем I переписывался. Старец всегда был в курсе всех государственных дел, и одним из первых узнал и о смерти царя Николая, по которому заказал панихиду.

Молчание -- золото?

Странное поведение Федора Кузьмича породило в народе слух, будто сибирский отшельник – это сам император Александр I. Многие приезжали к нему только для того, чтобы поглазеть на «царя». Однажды какой-то старый солдат, служивший при дворе, воскликнул: «Это наш батюшка Александр! Так он не умер?» В другой раз сосланный в Сибирь священник Иоанн Александровский тоже признал в таежном жителе императора. По его словам, он многократно видел живого царя и не мог ошибиться. Сам Федор Кузьмич по-прежнему хранил молчание. Лишь однажды уклончиво ответил: «Я сейчас свободен, независим, покоен. Прежде нужно было заботиться о том, чтобы не вызывать зависти, скорбеть о том, что друзья меня обманывают, и о многом другом. Теперь же мне нечего терять, кроме слова Бога моего и любви к Спасителю и ближним».

В 1859 году Федор Кузьмич серьезно заболел. Давний знакомый старца, томский купец Семен Хромов, построил недалеко от Томска отдельную келью, где отшельник прожил еще пять лет.

3646910_starecdom (300x200, 32Kb)

20 января 1864 года Федору Кузьмичу стало совсем плохо. Вызвали священника, но и на исповеди смертельно больной отказался назвать имена  родителей и имя своего небесного покровителя. Эту тайну он унес с собой на тот свет.Сообщается, что на исповеди старец отказался назвать имя своего небесного покровителя («Это Бог знает»), а также имена своих родителей («Святая Церковь за них молится»). Сохранился известный со слов купца Хромова его разговор с Фёдором Кузьмичом накануне его смерти: «Благослови, батюшка, спросить тебя об одном важном деле». «Говори. Бог тебя благословит», - ответил старец. «Есть молва, - продолжал Семён Феофанович, - что ты, батюшка, не кто иной, как Александр Благословенный... Правда ли это?...» Старец, услышав эти слова, стал креститься и говорит: «Чудны дела Твои, Господи... Нет тайны, которая бы не открылась». Старца похоронили на территории Богородице-Алексеевского мужского монастыря.

3646910_00 (600x465, 115Kb)

Новосибирский архиепископ Тихон (Емельянов)   рассказывал , что несколько лет назад распорядился эксгумировать останки Феодора Кузьмича, захороненные на кладбище Томского Богородице-Алексеевского монастыря его епархии. Результат поразил всех во гробе лежал скелет без черепа! Представить себе, что «честную главу» старца тайно похитил кто-нибудь из его поклонников, трудно - это ведь кощунство, а предположить, что ее затребовали в Зимний Дворец племянники, вполне логично.

Но это все-таки косвенный аргумент, а есть и прямой. В 1990 году в Сан-Франциско я,-пишет автор из "Русского монархиста" здесь ,познакомился с сыном младшей сестры Николая Второго Ольги Александровны Тихоном Николаевичем Куликовским-Романовым. В течение двух недель мы встречались почти ежедневно и порядком сблизились. Перед отъездом я прямо спросил его о Феодоре Кузьмиче, и он ответил, что это был Александр Первый. Это сказала ему мать, а ей - ее отец, Александр Третий. Видно, к тому времени продолжать хранить тайну, чтобы не повредить престижу династии, уже не было смысла, так как не было самой династии».

После погребения разобрали вещи старца и нашли немало интересного, например, документ о бракосочетании Александра I («толстый лист синеватого цвета, где часть слов была отпечатана типографским способом, а часть написана от руки. Внизу листа находилась белая печать с изображением церкви»),небольшое резное распятие из слоновой кости, цепь ордена Андрея Первозванного, нарисованный вензель в виде буквы «А» и псалтырь с надписью: «Сей псалтырь принадлежит Саранской Петропавловской обители рясофорному монаху Алексею Золотареву».И несколько записок с шифрованным текстом. Исследователи расшифровали записки, одна из них гласила: «Когда Александры молчат, Павлы не возвещают». Что сие значит? Когда Александр хранил молчание, угрызения совести не мучили его…

Императоры Александр II и Николай II во время своих путе­шествий по России посещали могилу Федора Кузьмича. Это укрепило легенду о том, что под видом святого старца в Сибири умер и похоронен император Александр I, ушедший в народ, чтобы замолить свои грехи перед отцом Павлом I.

Томский купец Хромов, у ко­торого некоторое время жил Фе­дор Кузьмич, в начале царство­вания Александра III приехал в Петербург и добился приёма у императора. Он передал Александру III вещи и бумаги святого старца. Внук императора Николая I, известный историк, великий князь Николай Михайлович, написал статью «Легенда о кончине императора Александра I в Сибири в образе старца Фёдора Кузьмича». На основе сопоставления собственноручных записок Фёдора Кузьмича и автографов Александра I он пришёл к выводу, что они принадлежат разным людям. Этот вывод подтверждался и позднее по результатам сверки подчерков, проводившейся специалистами-графологами. Тем не менее легенда о старце Фёдоре Кузьмиче до конца не разгадана.

Однако тождество Федора Кузьмича и Александра I до сих пор однозначно не установлено. Окончательно ответить на вопрос, имел ли старец Феодор какое-либо отношение к императору, могла бы только генетическая экспертиза. Возможность проведения исследования не исключают специалисты Российского центра судебной экспертизы, в поддержку этой идей высказывается и архиепископ Томский Ростислав, в епархии которого хранятся мощи сибирского старца.

После смерти Фёдора Кузьмича в Томске поставили в память о нём церковь

ДАЛЕКО ОТ МОСКВЫ

       Казанская церковь и часовня Фёдора Кузьмича.


3646910_0pamyatnik (300x200, 25Kb)

 Памятник Фёдору Кузьмичу.


 

ДАЛЕКО ОТ МОСКВЫ

А так выглядела его могила. Снимок конца 19 века.

 

 

У этой истории есть неожиданный поворот. Вспоминает известный автор Михаил Задорнов:

Я был знаком с Анатолием Александровичем Собчаком.Раз мы гуляли с ним в Юрмале по берегу моря, я не выдержал и спросил его:

- Анатолий Александрович, вы же были мэром Питера, организовывали перезахоронение царской семьи. Я слышал, что в то время открывали и другие саркофаги. Скажите, я вам обещаю, что десять лет никому о нашей беседе не расскажу, в саркофаге Александра I его останки? Ведь сравнительный анализ проводили у нескольких русских царей.

Анатолий Александрович посмотрел на меня с уважением за знание темы, выдержал паузу, как актёр, желающий произвести большее впечатление, ответил:

- Там пусто!

 

В Томске будет восстановлена усадьба, где провел последние годы своей жизни праведный старец Фёдор Кузьмич, по предположениям некоторых историков являвшийся на самом деле отрекшимся от престола царем Александром I

И напоследок - еще одна маленькая деталь.

У императора Александра I был камер-казак Овчаров, всюду сопровождавший его с 1812 года. Приехал он с императором и в Таганрог. Оттуда Александр отпустил его в короткий отпуск в родную станицу на Дон, и в его отсутствие император "умер". А когда казак вернулся в Таганрог и пожелал проститься с покойным, к гробу Александра его не подпустили. Звали этого казака... Федор Кузьмич!

3646910_02 (579x371, 136Kb)

На протяжении многих лет историки, подтверждая официальную дату смерти Александра I, решительно отвергали "досужие домыслы" о тождестве императора и сибирского старца. Другие исследователи допускали I реальность легенды. Впрочем, гораздо важнее не фактическое содержание легенды, а то непреходящее моральное значение, которое имеет этот апокриф о царе, оставившем престол во имя покаяния и искупления греха. Крупнейший биограф Александра I H.K. Шильдер писал: "Если бы фантастические догадки и народные предания могли быть основаны на положительных данных и перенесены на реальную почву, то установленная этим путем действительность оставила бы за собой самые смелые поэтические вымыслы. Во всяком случае, подобная жизнь могла бы послужить канвой для неподражаемой драмы с потрясающим эпилогом, основным мотивом которой служило бы искупление. В этом новом образе, созданном народным творчеством, император Александр Павлович, этот "сфинкс, неразгаданный до гроба", без сомнения, представился бы самым трагическим лицом русской истории, и его тернистый жизненный путь устлали бы небывалым загробным апофеозом, осененным лучами святости".

 

версия дешифрации записок старца

P.S.по мотивам статьи Любови Шаровой

См. также: О святом Феодоре Томском
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку