Главная героиня мелодрамы Маша приехала в Москву из небольшого провинциального городка, чтоб...
Шопен - (3)Любимые шопеновские вальсы
"Влюблённые" / вечерний кинозал - (0)Спасибо Фелечке за наводку. Не видала раньше этот фильм. А играют одни из самых любимых актёров: ...
Всем любителям СТАРОГО КИНО - (0)Всем любителям СТАРОГО КИНО. На сайте собраны старые фильмы СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА, начина...
Смотрите замечательный мультфильм «Замбезия» - (0)В выходные, мы с дочкой посетили кинотеатр. Решили отвлечься от проблем и хорошо отдохнуть. У нас эт...
Никандрова пустынь |
1. Никандрова пустынь. Открытка начала XX века.
Никандрова пустынь. Целебные источники http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=965
Описание окружающей местности
На первом фото изображена открытка с изображением Никандровой пустыни в начале ХХ века. Виден комплекс церквей, колокольня и каменная стена. А если Вы взгляните на карту, то увидите лес и болота. Как же образовался этот монастырь в эдакой глуши?
Преподобный Никандр, пустынножитель Псковский, - один из ярких примеров древнего аскетического благочестия. Его жизнь имеет много общих черт с жизнью преподобного Сергия Радонежского. И не случайно его имя почиталось в псковских и новгородских землях наравне с именем Сергия. Родился Никандр в 1507 году в селе Виделебье на Псковщине. В 17 лет ушел он из дома и поселился в глухом лесу близ Порхова, где провел несколько лет в безмолвии и суровых подвигах, питаясь хлебом, водой и растениями. Слава о нем разнеслась по окрестностям, но Никандр «сбежал» от славы в Крыпецкий монастырь, где был вначале пономарем, а затем келарем.
Через несколько лет ему пришлось вернуться в свою пустынь, так как келарство предполагало власть над другими послушниками, что тяготило Никандра. На этот раз он провел в лесу 32 года до самой кончины. К нему приходили люди, получая исцеления от тяжелых болезней и помощь в скорбях. Скончался Никандр в одиночестве в 1581 году, во время осады Пскова Стефаном Баторием.
После кончины в его келье поселился инок Исайя, который начал строить храм у могилы Никандра. Исайя и стал первым игуменом создаваемого здесь монастыря. В 1687 году были обретены мощи преподнобного Никандра, и он был причислен к лику святых. Монастырь стал именоваться Свято-Благовещенской Никандровой пустынью.
Монастырь развивался то быстро, то медленно, в зависимости от того, какой царь правил. При Петре I началась реформа по сокращению монастырей и переводу их на «собственное содержание». Напротив, при императоре Павле всяческое внимание уделялось религиозному просвещению и, даже, единению старообрядческого направления с новым, введенным Петром.
Так или иначе в началу ХХ века пустынь представляла собой прекрасный архитектурный ансамбль, центром которого был пятиглавый Благовещенский собор с голубыми куполами, сияющими позолоченными звездами. Белая каменная ограда состояла из двухэтажных братских келий, расположенных по периметру, с четырьмя башнями по углам. Над монастырскими воротами высилась массивная колокольня (в центре на фото) с башенными часами, в которой размещалась библиотека пустыни. На территории были сады.
Но вот наступил 1917 год, понеслась революционная волна по России. Печорский район отошел к Эстонии, и в результате мы имеет возможность любоваться прекрасной архитектурой Псково-Печорской лавры. Церкви города Пскова удалось отстоять как памятники, но на Никандровой пустыни новая власть отыгралась сполна. Возможно это было связано с крестьянским восстанием 1918 года, когда центром военных действий был Никандровский лес, а во время Гражданской войны монастырь возглавлял бывший морской офицер Императорского флота. Монастырь был разрушен до основания. Вначале на его территории образовалась коммуна из ближайшей деревни Любовец, а затем началась разборка стен, и материалы были использованы для строительства военного городка. Невысокие чиновники того времени словно соревновались в исполнении решений партии и правительства. Были и такие, кто возил мазут в пустынь и сливал в целебные святые источники. В результате от монастыря остались руины колокольни и дома настоятеля, крест на могиле Никандра и старое кладбище. Сохранились также источники.
Начиная с 90-х годов пустынь восстанавливается. Построены церкви в честь иконы «Взыскание погибших» и в честь Царственных мученников. Строятся корпуса для монахов. Десантники знаменитой Псковской дивизии построили дорогу вместо лесной тропы. Вообще, попасть в пустынь можно двумя путями: по дороге Псков-Новгород до Загоски, а там поворот на Юг (у магазина). В деревне Любовец вначале налево. Второй путь пешком: от курорта Хилово до Веснино и дальше 10 км по старой монастырской дороге.
Несколько слов о целебных источниках. Всего колодцев пять, и расположены они на различном отдалении от монастыря. Первый называется «глазной», он прямо при въезде в пустынь. Пить из него нельзя – только умываться.
В 300-х метрах от монастыря два колодца Петра и Павла. В одном, говорят, живая вода, в другом – мертвая. Живая очень вкусная :-). Примерно в километре находится самый древний колодец, который, по легенде, рыл сам преподобный Никандр. Этот источник носит его имя, и вода там содержит сероводород. И, наконец, последний, самый интересный, источник – это радоновый колодец-купальня Александра Свирского. Он находится в полутора километрах от монастыря, и к нему идет нахоженная тропинка. Купаться принято совсем без одежды. Мало того, существует традиция переодеваться в чистое белье, а старое выбрасывать. Выбрасывают прямо там, за домиками. Купальня представляет собой широкий колодец со стенками из толстых бревен. Для тех кто стесняется, есть два домика – женский и мужской. Вода круглый год +4 градуса: только и слышны охи и визги. Многие окунаются с головой. Главное не отпускайте поручни из рук.
Если Вы приедете в будний день, то народу должно быть мало, когда как по выходным туда даже автобус ходит.
P.S. Одна компания купальщиков рассказала, что в прошлом году они снимали на видеокамеру. Так потом на экране был виден светящийся ореол вокруг колодца. Радон все-таки.
2. Целебный источник. Купание в домике: для женщин - слева, для мужчин - справа. Младенцев можно окунуть в источник, обрамленный бревенчатым срубом.
3. Деревянный храм.
Никандрова пустынь. Фото http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=965
4. Рядом с деревянным храмом возводится каменный храм. В настоящее время идут отделочные работы внутри церкви.
Никандрова пустынь. Фото http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=965
Свято-Благовещенская Никандрова пустынь имеет богатейшую историю, однако к настоящему моменту разорения территория пустыни заросла непроходимым лесом. На территории бывшей Никандровой пустыни сохранились частично аллеи, деревья, остатки ограды, руины и фундаменты, святые колодцы, монастырское кладбище. Находится на р. Демьянка к северу от Никандрова болота и оз.Демон.
В девяти верстах западнее Порхова, на огромной площади почти в 150 квадратных вёрст раскинулся дремучий Никандровский лес.Богат он строевой древесиной, ягодами и грибами, боровой дичью и промысловым зверьём.А ещё славится Никандровский лес святыми целебными источниками, близ которых в 80х годах 16 в. иеромонах Исаия основал Свято-Благовещанскую обитель.
История Никандровской пустыни полна интереснейших событий. Возникнув накануне Смутного времени и дожив до установления в России большевистского режима, монастырь испытал на себе как милость царствовавших Государей и крупных вельмож, так и тяжелые удары судьбы. В 1673 году пустынь постигла новая беда: случился сильный пожар, уничтоживший все деревянные строения.Но святая обитель не погибла, она воскресла из пепла к новой жизни и окрепла.Вместо деревянных церквей были построены каменные. В 1687 году в жизни монастыря произошло великое торжество: 29 июня по благославлению патриарха Иоакима были обретены мощи преподобного Никандра. Православная церковь причислила приподобного чудотворца Никандра к лику святых. Установлен праздник памяти угодника в день его преставления 24 сентября. Память святого совершается так же в праздник Благовещания Пресвятой Богородицы.Поэтому благовещенская обитель стала именоваться Свято-Благовещенской Никандровой пустынью.
В начале 30-х годов монастырь был разгромлен. Взрывали и ломали церкви, часовни, монастырские стены,хозяйственные строения. Больше всего погромщики заботились о большом колоколе, висевшем на звоннице над моностырскими воротами (весом 360 пудов, 37 фунтов; 13 пудов весил его язык).Д альнейшая судьба колокола неизвестна, большие моностырские часы были увезены во Псков и до сих пор "украшают" здание областной Администрации.
Что же осталось от некогда цветущего монастыря, принимавшего паломников со всей России? Человек, добравшийся сюда ныне по разбитой тяжелыми машинами и тракторами дороге, увидит остатки кирпичной монастырской стены и колокольни, фундаменты каких-то зданий, несколько старых дубов, труднопроходимую туевую аллею, заросшие пруды. Невдалеке от монастыря - 3 колодца -источника целебной вкусной воды и заброшенное кладбище. Прежде могила Никандра, которая находится рядом, была обложена диким камнем, известняком, крест был деревянным, а ограды не было совсем. Теперь у неё иной вид, так как люди начинают заботиться о бывших монастырях, церквях, возвращают их к жизни.
Рубрики: | Фоторепортажи |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |