Звуки музыки - немного об органе |
Чтобы лучше понять идею соединения в органе свойств различных музыкальных инструментов надо обратиться к его предшественникам.
Древнейшим из музыкальных инструментов является обычная свирель (флейта, дудочка, рожок). Она может быть изготовлена из простейших материалов будь то высохший стебель тростника, выдолбленная бабуковая трость, козий или коровий рог, свёрнутая береста и тому подобное. Если в неё подуть, сформировав тонкую воздушную струю, то эта струя вызывает резонанс воздуха в корпусе инструмента и начинает звучать - так долго, пока в неё подаётся воздух. Высота звучания зависит от длины звучащего цельного воздушного объёма (столба). Чтобы получить звук выше, надо этот столб воздуха укоротить. Этой цели служат игровые отверстия, которые при самом низком тоне все закрыты, и которые игрец может по желанию открывать и, укорачивая таким образом цельный звучащий объём воздуха, получать более высокие тоны - пропорциональные по высоте звучания изменившемуся цельному столбу воздуха.
![]() |
Другой способ получить звуки различной высоты воплощён в ином типе свирелей. Здесь каждая тростинка издаёт звук только одной высоты, но таких тростинок несколько. Игрец не открывает и закрывает игровые отвестия, изменяя длину звучащего столба воздуха, как в первом случае, но в процессе игры пододвигает губы к той трости, тон которой ему нужен в данный момент. |
Такая флейта получила название Флейты Пана или флейты Сиринкс по именам геров древной легенды греческой мифологии - бога лесов и полей Пана, покровителя пастухов и нимфы Сиринкс.
Многоствольная флейта в различных модификациях существует у разных народов. Так в на Украине его зовут кувиклы, в Молдавии - най, в Грузии - лорчелли, в Литве - скудучяй. В странах Востока встречаются губные органы из пятнистого или простого бамбука, и - это всё та же разновидность многоствольной флейты, у которой каждая трубочка издаёт звук только одной высоты. В органе, также как и во флейте Пана, каждая труба издаёт звук только одной и той же неизменной высоты, одной и той же силы, одного и того же тембра.
Другую свою часть - воздухонагнетательный механизм - орган унаследовал от волынки.
![]() |
У волынки есть одна или две игровые трубки (с игровыми отверстиями), мех - воздушный резервуар и трубка для подачи воздуха. Игрец надувает мех и поджимая его во время игры локтём, создаёт постоянную воздушную струю, которая позволяет игровым трубкам звучать, "не беря дыхания". Часто волынки снабжались одной, двумя или несколькими "бурдонными" трубками, которые давали постоянно выдержанные басовые тоны (тоника и квинта). Наиболее часто их можно найти в шотландских волынках. |
Орган также наследует этот принцип - подачу постоянной воздушной струи, хотя воздушная система органа представляет собой гораздо более сложное, развитое устройство.
![]() |
Третью свою часть - механизм управления орган заимствовал от китайского инструмента - шена, называемого также губным органом. В нём также есть много звучащих трубочек, размещающихся на металлической чаше (прообраз виндлады - воздухо-распределительной камеры в органе), есть трубка для подачи воздуха. Трубочки снабжены клапанами, которыми игрец управляет во время игры пальцами. Закрывая или открывая эти клапаны, игрец заставляет звучать ту или иную трубочку. |
Эти три элемента являются общими и обязательными частями каждого органа: звучащая часть - трубы, воздухогнагнетательный механизм и механизм управления, будь это маленький переносный орган, как орган-позитив из музея музыкальных инструментов в Лейпциге на улице Грасси, или гигантский инструмент, как орган мастера Йозефа Габлера в бенедиктинском монастыре в Вейнгартене в Южной Германии.
Само слово "ОРГАН" (варган /рус/, die Orgel /нем./, the organ /англ./, l'orgue /фр./, le organo /ит./, de organo /исп./, orgona /вен./, varhany /чеш./, арханы и виргани /укр./, арган, арганы /б-русс/), сходно звучащее и пишущееся на различных языках мира, происходит от греческого organon /ОРГАНОН/ и означает, собственно, ИНСТРУМЕНТ или ОРУДИЕ.
![]() |
Это достаточно отвлечённое наименование далеко не сразу начало означать орган как музыкальный инструмент. В этой неопределённости коренятся многочисленные разночтения и толкования в специальной музыковедческой литературе. Так понятием "organon"/нем./ или "organum"/лат./ обозначался определённый стиль церковного хорового песнопения. Словом "ВАРГАН" на Руси обозначался подковообразный металлический щипковый инструмент с язычком (комус). |
ОРГАН или ОРГАНЫ означали не только конкретный инструмент, но собирательное понятие вообще музыкальных инструментов: "Органом писание наричет всяк сосуд гудебный /т.е. музыкальный инструмент/, так же суть трубы, свирель, роги, тимпаны и кимвалы" (Азбуковники ХI век). Часто встречалось название МУСИКИЙСКИЙ ОРГАН или СОСУД ГУДЕБНЫЙ. В ранний период бытования органа его часто называли "органа гидравлика", "гидравлос" или "гидра". Такое название оправдывается конструкцией инструмента, воздух в который подавался под давлением водяной массы. Очевидно с IV столетия в Европе стало применяться в обиходе латинское название organa, однако точно этого утверждать нельзя. Иногда название инструмента встречается в единственном числе - organum, варган, иногда во множественном - organa, арганы, варганы, как это осталось и сейчас во французском языке "un orgue"/орган/ и "les orgues"/органы/. Различен и род существительного в разных языках. Например, в немецком языке орган означен женским родом.
Наименование "ОРГАН" на протяжении развития музыкальной истории облекалось и в поэтические формы, символизируя дыхание жизни человека, как - бы дарованное свыше. Со времён Гийома де Машо орган именуют "Королём инструментов"/часто создание этого эпитета приписывают Моцарту/. В русских летописях Орган понимается и как "дума добрая еже к богу" или как чаша бесценная - местопребывание души человеческой/"Органом же наричёт и тело человече. Души бо сосуд тело наше", "...душа как в аргане, сиречь как в сосуде некоем пребывает в теле нашем"./ "Ancilla Domini"(Труба Господня), "des Herrn Magd"(Господня Дева) - эти наименования свидетельствуют о функции органа в христианском богослужении. Однако во времена Реформации, восставашей против помпезности поздне-средневекового церковного ритуала, орган именовали и как "Дьявольские трубы", "Чёртова волынка".
Если сравнить только внешний вид нескольких различных органов, то становится очевидным одно из свойств, особенностей этого инструмента - он никогда не повторяется даже в своём внешнем облике, оставаясь всегда уникальным, единственным в своём роде. Каждый орган строится /кроме малых переносных форм/ раз и навсегда для определённого конкретного помещения. По величине, количеству и качеству регистров он расчитывается на акустические особенности этого помещения, а внешний вид будущего инструмента определяется архитектурно-художественным его оформлением. Как у скрипки корпус её является резонатором, усиливающим и облагораживающим звучание струны, так у органа его резонатором является пространство, в котором он находится и с которым он составляет единое звуковое целое. Поэтому любые изменения помещения, его крупных или даже не слишком значительных с точки зрения архитектуры деталей, вплоть до мелких изменений декора, неизбежно влекут за собой весьма значительные изменения звуковой картины органа и потребуют в лучшем случае его полной переинтонировки. Прецеденты переноски органов из одного помещения в другое случались в истории органной культуры, но нет ни одного, когда такое предприятие оканчивалось бы успехом. Отсюда следует и другое правило: изменения в самом органе также не должны производиться /при неизменных акустических параметрах помещения/, ибо и в этом случае общее звуковое целое будет нарушено.
Каждый орган - продукт своего времени, своей эпохи. Он отражает в себе её художественный и звуковой идеал, наиболее характерные черты художественного стиля своего времени. Инструмент несёт в себе черты своей страны - её ландшафта, её климатических особенностей, уклада её жизни, своего народа - его темперамента, характера, фонетического строя его языка. В итальянских органах слышатся тёплые тембры сходные с певучими гласными звуками итальянской речи. Грассирующие, слегка рокочущие краски характерны для французских и, уж тем более, испанских органов, в которых отражается фонетика языка народов этих стран.
Каждый орган обязательно строится на уровне лучших достижений науки и техники своего времени. Мастера стремятся воплотить всё самое новое, совершенное, прогрессивное, что только можно почерпнуть из новейших технологий.
И, наконец, каждый орган - детище своего мастера-создателя. В нём воплощаются индивидуальные черты его творчества, художественно-звуковой образ-идеал, сформировавшийся вследствии природных данных мастера-музыканта, его опыта, его представлений о прекрасном, его художественного вкуса и умения реализовать замысел в точных технических и конструкторских формах.
Что же общего во всех этих инструментах, почему они все именуются словом "ОРГАН"?
Музыкальные инструменты подразделяются на три группы:
Звучащим телом у органа является столб (объём) воздуха, заключённый в корпусе (верхней части) трубы. Этот воздух находится в ней постоянно - и тогда, когда звучит (находится в состоянии колебания), и тогда, когда звука нет, то-есть когда воздух находится в состоянии покоя. Значит этот инструмент относится к аэрофонам.
В колебательное состояние столб воздуха приводит воздушная ленточная струя, поступаемая из нижней части (ножки) трубы. Значит этот инструмент относится к духовым, поскольку колебательный процесс возбуждается также воздухом.
И, наконец, какова система управления этим процессом, собственно - техника игры на органе? Управление достаточно сложной системы устройства органа осуществляется посредством клавиатуры и регистровых рукояток.
Таким образом, орган является клавишно-духовым музыкальным инструментом.
Такую интересную информацию, да впрочем можно найти и еще более интересные факты и данные на портале, посвященоом духовым этническим инструментам - Volynki.ru. Советую посмотреть, информации очень много - тут сборники избранных материалов о флейтах, волынках, диджериду, рожках и жалейках, причем постоянно информация обновляется, проверяется и наткнуться на недостоверные факты просто невозможно!
Рубрики: | Культура Наука и техника Доклады, рефераты, сочинения |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |