-

Радио в блоге
[Этот ролик находится на заблокированном домене]

Добавить плеер в свой журнал
© Накукрыскин

 -неизвестно

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в JAC_SAPIR

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.01.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 596





ПРОИСХОЖДЕНИЕ КАРТВЕЛСКИХ ПЛЕМЕН

Воскресенье, 18 Декабря 2016 г. 16:40 + в цитатник
Происхождение картвельских племен
Происхождение картвельских племен – очень темная история. Тут можно строить только предположения различной степени убедительности. У меня в голове сложилась некоторая картина, которую я сейчас постараюсь изложить.

Очень хорошей зацепкой мне кажется взаимосвязь между семитскими, индоевропейскими и картвельскими языками. Не вдаваясь в тонкости лингвистики, можно грубо предположить, что предки всех трех народностей когда-то жили по соседству. По другой версии, все три языка произошли из единого некогда ностратического языка.
С этим ностратическим языком (и народом) тоже все непросто. Я видал версию, согласно которой, до 15 000 примерно года "ностратики" жили на склонах Тибета ( а в Тибете они оказались по итогам всемирного потопа), откуда стал расселяться во все стороны. По более адекватной версии они жили где-то в Иране или горах Загроса, откуда мигрировали на Ближний Восток и разделились уже там... стати, "ностратический" переводится с латыни просто как "нашенский".
И так, предположительно местом совместного проживания предков индоевропейцев, семитов и картвелов была Малая Азия и Ближний Восток. Разберем по порядку всех.

Прасемиты. Семитские языки относят к афразийской макросемье, поэтому надо понять, где зародились эти афразийские языки. Есть версия, что в Африке, а есть версия, что в районе современной Палестины. То есть, оттуда основная масса «афразийцев» мигрировала в Африку, а семиты остались на Ближнем Востоке. Каким-то образом просчитали даже примерный момент формирования семитских языков – 3 750 год до н.э.

Праиндоевропейцы. Вокруг их появления наверчено очень много теорий, но основных две – или степи севернее Черного Моря, или Малая Азия. Согласно второй теории, праиндоевропейцы обитали в районе современного города Конья, и имеют отношение к археологическому объекту Чатал-Хююк. Ранние слои этого поселения относятся к 7500, а около 5700 года жители его покинули. Возможно, они мигрировали на запад, тем более, что до 5000 года пролива Босфор могло и не существовать. Возможно, кое-кто остался на прежнем месте. (С большой натяжкой этими оставшимися можно назвать армян.)

Из всего этого следует, что предки картвельских народов могли жить восточнее праидоевропейцев и севернее семитов, например – на равнинах Северной Сирии и предгорьях Тавра. С востока и севера они граничили с кавказскими народами. Это могло быть между 5000 и 4000 годами.

С кавказскими народами, кстати, тоже не все понятно. Существует теория о бывшем некогда единстве всех кавказских народов. Из нее следует, что существовал один народ, из которого потом выделились абхазо-адыгейцы, нахо-дагестанцы, картвелы, возможно – урартийцы и хурриты. Признаком возможности такого единства является язык. Например, всем кавказским языкам свойственна эргативность. Сейчас эта теория не считается убедительной, но тем не менее, группа близких по языку народов все же существовала. И они отличались как от индоевропейцев, так и от семитов. Связь их с картвелами не очень понятна.

Тогда возникает вопрос - кто же жил на территории современной Грузии до картвелов? Очень предположительно можно сказать, что там обитали носители культуры Шулавери-Шому. Эта культура известна по раскопкам у городка Шулавери (Шаумяни) на холме Шулавери-гора. Эти люди считаются первыми земледельцами в Закавказье. Они строили забавные круглые домики. Вот план раскопок объекта Шулавери-Гора:

Шулавери-Гора

Судя по радиоуглеродному анализу, поселение, отображенное на картинке, существовало между 4675 и 3970 годами до нашей эры. С некоторой погрешностью.

На место загадочной культуры Шулавери-Шому пришли носители археологической Куро-аракской культуры, которых можно отождествить с кавказскими племенами. (Это версия профессора О.М. Джапаридзе) Эта культура существовала примерно с 5 000 по 2 000 год с ядром в междуречье Куры и Аракса, однако она распространилась оттуда на северный Иран и Восточную Анатолию. Ближе к концу своего существования эта культура хронологически совпала с постройкой пирамиды Хеопса.

На территории Грузии существует несколько поселений той эпохи. Самое известное – Квацхела в двух километрах западнее Урбниси. На месте самого Урбниси находилось городище Хизаант-Гора. Есть ещё поселения в Самшвилде и Амиранис-гора около Ахалцихе. К этому же периоду относятся курганы в районе Сачхере.

Эта культура началась как неолитическая, а затем переросла в раннебронзовую. Сырьевой базой считаются поверхностные медные руды около Марнеули и Болниси. В поселениях и курганах найдено много бронзовых топоров, ножей и булавок. В историю вошла медная диадема из Квацхелы.

Однако, картвельские племена еще жили сильно южнее Закавказья и едва ли имели близкое отношения к этим поселениям. Так что квацхельская диадема – творчество их соседей.

Между тем в Приазовье выкристаллизовались индоевропейцы. Возможно, именно они создали Среднестоговскую Культуру (4500 - 3500). Они начали плавно раселяться в разные стороны: часть мигрировала на восток, дошла до Урала к 2200 году и приступила к созданию Андроновской культуры: в 1800 году появится поселение Синташта, а в 1700 – знаменитый Аркаим.

Почти одновременно активизируется и другая часть индоевропейцев – хетты. Они двинулись на Балканы, затем с Балкан на восток и вторглись в Анатолию. Они принесли с собой загадочную, не на что не похожую иероглифическую письменность.

Анатолия в то время свободна не была, ее центральные области населял народ хатты, говоривший предположительно на языке кавказского типа, близком к хурритскому и урартийскому. Начиная с 2200 года хетты постепенно теснят хаттов и окончательно завоевывают их к 1800 году. Чуть позже было основано Древнехеттское царство (1600 – 1450).

Возможно, вторжение хеттов породило какие-то миграционные сдвиги в регионе. В этот период, около 2000 или 1900 года, из среды картвельского народа выделились сваны и мигрировали на север, заселив Колхидскую низменность и северное побережье Черного Моря.
Триалетская культура




Между тем в восточной Грузии в области Триалети внезапно сложилась странная и не очень понятная культура, названная по месту зарождения "Триалетская культура". Она зародилась около 2 500 года, а расцвела в 2 000 - 1 500. Ее ядром был нанешний Цалкинский район, но распространилась она и в Алазанскую долину и в Джавахети. В курганах той эпохи находят уже и золотые кубки, и серебро, и драгоценные камни и статуэтки животных. Кто все это создал – вопрос неясный.

Около 1500 года с юга начнут мигрировать на север оставшиеся части картвельского народа – мегрело-чаны. Они постепенно вытеснят сванов из долин в горы, обоснуются на Колхидской низменности и образуют там свою небольшую цивилизацию. Имели ли они отношение к Триалетской культуре – непонятно.


azia.jpg
Примерные границы раселения кавказских народов до завоевания хеттами Северной Сирии, то есть, до 1600 года.

Сейчас можно только гадать, связана ли миграция мигрело-чанов на север с активизацией хеттов, которые начали наступление на юго-восток. Около 1650 года хетты начали первые походы на восток, но около 1647 года хурриты нанесли контрудар, который едва не закончился гибелью хеттского царства. Однако хетты выстояли и при царе Мурсили (1620 - 1594) разгромили хурритов и всю северную Сирию. О походах на армянское нагорье в то время ничего не известно.
Колхидская бронзовая культура

Миграция мегрело-чанов привела к возникновению одной из самых интересных археологических культур Закавказья - Колхидской бронзовой. Колхи не оставили после себя столько золота, как Триалетская культура, зато они изобрели колхидский бронзовый топор. Самые ранние такие топоры известны по кладу в селе Уреки. Их датировали примерно 1600 годом до нашей эты. Эти топоры были еще очень примитивными. Но в 1500 или 1400 году эти топоры принимают вполне изящный вид. Их находят по всей Западной Грузии, от Батуми до Гагры. Сейчас почти в каждом музее Грузии можно найти такие топоры.

Колхидские бронзовае топоры
Колхидские топоры


из Сванетии
Из Сухуми
Из Сухуми

Позже появится железо, топоры поетряют свою актуальность, но останутся ритуальным предметом. В ту позднюю эпоху их станут украшать гравировкой. Чаще всего будут вырезать на них собак.

Чуть позже, веку к XI, аналогичные топоры распространятся на Северном Кавказе, где появится Кобанская культура, очень сильно похожая на Колхидскую бронзовую. Это привело к некоторым дискуссиям на тему кто от кого произошёл.
Изобретение железа

Итак, картвельские племена двигались на север и заселяли черноморский берег. Ориентировочно около XIV века они вписали свое имя в историю человечества, открыв способ изготовления железа. Это тот редкий случай в истории, когда народ-первооткрыватель известен точно. Во всяком случае, греческие авторы единодушно утверждают, что железо изобрели халибы. От названия имени народа произошло даже греческое название железа. Местом обитания халибов обычно называют северо-восток Малой Азии, около моря. Зарождение технологии в этом месте объясняется тем, что именно на западном берегу Черного Моря имеются магнитные пески с высоким содержанием магнетита. Желающие могут посмотреть на эти пески на курорте Уреки в озургетском районе. Наверное, халибы сначала выплавляли железо из магнитного песка, а по мере истощения запасов песка стали изыскивать иные способы и додумались до разработки руды. О выплавке железа из песка писал Аристотель, а о халибах рудокопах писал Ксенофонт.

Открытием первыми воспользовались хетты, которые стали перепродавать железо в Египет, а так же использовать его в военных целях.

С появлением железа начинается эпоха, известная в археологии как "эпоха поздней бронзы и раннего железа". Это Где-то с XIII века, когда Триалетская культура уже заглохла. Начало эпохи маркируется не только появлением железа, но и гончарного круга. К этому времени активизировались картские племена, судьба которых несколько туманна. Видимо, они обосновались в Месхети и впоследствии породили субэтнос месхетинцев. Выдвигались версии об их родстве с народом "мушки". Из области Месхети они стали раселяться вниз по долине Куры и через Боржомское ущелье вышли на равнины Шида-Картли и далее до Кахетии. Основные поселения той эпохи кучкуются вокруг Гори и в Алазанской долине. Классический памятник той эпохи - могильник Самтавро в Мцхете. Эти люди переживут кризис VI века и создадут Иберийское царство.

Около 1300 года в районе озера Урмия сформировались племена урартийцев и начали постепенно завоевывать армянское нагорье. На юге нагорья они, видимо, вытесняли разбитых хеттами хурритов, а на севере – мегрело-чанов или картов. В районе 1120 года (ориентировочно) они войдут в соприкосновение с государством Диаохи, находившимся примерно в районе современного Карса или в регионе Тао. Сейчас принято считать Диохи картвельским государством.

Движение на запад урартийцам удавалось лучше. Хурритское государство Митанни кончилось примерно в 1267 году со смертью царя Шаттуара II. На армянском нагорье возник ваккуум, который урартийцы начали заполнять собой. Помога им и «бронзовая катастрофа».

Эта катастрофа (Bronze Age collapse) случилась в примерно 1206 году, когда с Балкан на юг и восто вторглись так называемые «народы моря». Рухнула Микенская цивилизация. Рухнуло греческое царство. Погибли города Северной Сирии – например, Кархемиш. Погиб Угарит. Волна вторжений прошла по всему побережью моря, дошла до Египта, где постепенно прекратило существование Новое Царство. Ассирийцы смогут отбиться. Урартийцев тоже миновало.

К этому же периоду относится вторжение фригийцев с запада в Малую Азию. Оно интересно тем, что в свое время частью фригийского народа считали армян. Сейчас эта теория больше не поддерживается, но можно предполагать появление армян одновременно и параллельно с фригийцами.

* * *
Таким образом, около 1000 года до нашей эры картвельские племена заселили Колхидскую низменность и побережье Черного Моря и создали там что-то вроде Колхидского государства. Южнее находилось еще несколько мелких государственных образований вроде Диаохи. Они граничили на юге с урартийцами. На западной окраине урартийских владений – примерно там, где сейчас город Малатья - обитали индоевропейцы-армяне. Такова была обстановка на момент возникновения первых картвельских государств.

Метки:  

Аудио-запись: ЛИВЕНЬ

Музыка

Воскресенье, 17 Июля 2016 г. 12:19 (ссылка) +поставить ссылку

Комментарии (0)Комментировать

Без заголовка

Воскресенье, 29 Мая 2016 г. 08:12 + в цитатник
Это цитата сообщения Галина_Бикмуллина [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

СЛАВЯНСКИЕ СИМВОЛЫ

СЛАВЯНСКИЕ СИМВОЛЫ - скульптуры

 

 

Крест-плетенка

КРЕСТ-ПЛЕТЕНКА
реплика
Южные славяне, Хорватия

IX–XI вв.
Оригинал:
белокаменная резьба
14,5×14 см
Крест — основной символ не только христианской, но и любой религии древности. Все народы и культуры знали этот священный символ как ключ жизни, ключ таинства победы над смертью и преображения души. Вертикальная ось креста обозначает связь человека с небом, с вечной жизнью; горизонтальная — его земное существование от рождения до смерти. Чтобы стать целостным, человеку необходимо уподобиться кресту, объединить два начала — божественное и человеческое.
Дракон ДРАКОН
реплика
Южные славяне. Хорватия

IX–XI вв.
Оригинал:
белокаменная резьба
Сплит, Музей хорватских археологических памятников

8,5×22 см
Выс. с подставкой 12 см
Дракон — древнейший символ, встречающийся в мифологии многих культур. Дракон символизирует таинства жизни, в которой переплетены добро и зло, жизнь и смерть, вечное и преходящее. Дракон связан с миром небесным, откуда проистекает добро и свет, и с миром подземным, с трансформацией и перерождением. Он всегда был символом того, что скрыто за пределами видимого. Тело дракона изображено в виде «узла бесконечности», символизирующего бессмертие и вечную жизнь.
Пентаграма ПЕНТАГРАМА
реплика
Южные славяне, Хорватия

IX–XI вв.
Оригинал:
белокаменная резьба
Рельеф из церкви Св. Петра и Моисея в Солине

23×16 см
Выс. с подставкой 28 см
Пентаграмма, вписанная в круг, в древних традициях обозначала совершенного человека. Пентаграмма, как и пирамида, связывает небо и землю, а окружность, описывающая её, напоминает колесо жизни. Внутри колеса изображены птицы — вестники неба. В верхней части рельефа расположен древний славянский орнамент, образующий «узлы счастья», символизирующие одухотворённую материю, преображённого человека.
Птицы ПТИЦЫ
реплика
Южные славяне

VIII–XIII вв.
Оригинал:
белокаменная резьба
Сплит, Музей хорватских археологических памятников

14×28 см
Выс. с подставкой 19 см
Фрагмент, на котором изображены две птицы, пьющие из сосуда живую воду.
Крест из Брестья КРЕСТ ИЗ БРЕСТЬЯ
реплика
Южные славяне, Хорватия

IX–XI вв.
Оригинал:
белокаменная резьба
Сплит, Музей хорватских археологических памятников

13,5×8,5 см
Выс. с подставкой 17 см
Крест — основной символ не только христианской, но и любой религии древности. Все народы и культуры знали этот сакральный символ, ключ жизни, таинства победы над смертью и преображения души. Вертикальная ось креста обозначает связь человека с небом, с вечной жизнью; горизонтальная — его земное существование от рождения до смерти. Чтобы стать целостным, человеку необходимо уподобиться кресту, объединить два начала — божественное и человеческое.
Стела «Поднявшийся человек» СТЕЛА «ПОДНЯВШИЙСЯ ЧЕЛОВЕК»
реплика
Южные славяне

VII–XV вв.
Оригинал:
белокаменная резьба
Стела из церкви богумилов в Хорватии

17×8 см
На каменной стеле, являющейся частью древнего некрополя в Боснии, изображён человек, приветствующий солнце. Местонахождение и название стелы говорит о том, что человек, уходящий в мир иной, оказывается перед Богом, и весь его дальнейший путь зависит от того, сможет ли он воспринять, наполниться его светом. Лук и стрела, также изображённые на стеле, — атрибуты многих мифологических героев, это символы умения направлять свою волю прямо к цели. На возрождение и вечную жизнь указывает цветущая лоза над головой человека.
Вышеславов крест ВЫШЕСЛАВОВ КРЕСТ
реплика
Хорватия
IX в.
Оригинал: белокаменная резьба
Сплит, Музей хорватских археологических памятников

Южные славяне
16,5×14 см
Крест — основной символ не только христианской, но и любой религии древности. Все народы и культуры знали этот священный символ как ключ жизни, ключ таинства победы над смертью и преображения души. Вертикальная ось креста обозначает связь человека с небом, с вечной жизнью; горизонтальная — его земное существование от рождения до смерти. Чтобы стать целостным, человеку необходимо уподобиться кресту, объединить два начала — божественное и человеческое.
 
Читать далее...

Самые впечатляющие ландшафты в мире.

Среда, 27 Января 2016 г. 11:17 + в цитатник
Это цитата сообщения ТаМаРа_ТАРАНЬжина [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Самые впечатляющие ландшафты в мире.




Без заголовка

Пятница, 04 Декабря 2015 г. 22:01 + в цитатник
Это цитата сообщения belorys_kh [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

10 фактов из серии Невероятно, но факт!

Представляем вашему вниманию подборку «двойного удовольствия»: факты в картинках! И факты очень любопытные и увлекательные. Вперёд, друзья, к новым открытиям!

Растущие губы

«Поцелуй природы» является единственным в своем роде, и больше нигде в цветочном мире не встречается чего-то подобное. Это психотрия возвышенная (Psychotria Elata) — цветок в форме алых губ.

10 фактов из серии «Невероятно, но факт!»

Глянцевые красные листья являются идеальным привлечением главных опылителей растения — бабочек и колибри, которые пьют нектар и передают пыльцу с цветка на цветок. «Губы» растут в лесах Колумбии, Коста-Рики, Панамы и сейчас находятся под угрозой исчезновения из-за вырубки лесов.

Читать далее...

антикварное серебро Faberge

Воскресенье, 08 Ноября 2015 г. 13:03 + в цитатник
Это цитата сообщения Panter_Woman [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Русское антикварное серебро Faberge ( 2 )

Продолжаю тему антикварного серебра Faberge.

Начало можно посмотреть ЗДЕСЬ

Kleine Dose, St. Petersburg, vor 1900. Von Carl Fabergé.

Читать далее...

антикварное серебро Faberge

Воскресенье, 08 Ноября 2015 г. 13:02 + в цитатник
Это цитата сообщения Panter_Woman [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Русское антикварное серебро Faberge | Feodor Ruckert

Фёдор Рюкерт, немец по происхождению, мастер Фаберже, родился и работал в Москве. С 1877 начал делать изделия с перегородчатой эмалью. Сигнатура Фаберже часто предшествует пробе с инициалами Рюкерта. Он продавал свои изделия самостоятельно, поэтому на некоторых его работах нет клейма Фаберже.
Russian silver punch set,1896-1908


Читать далее...

Антикварная посуда

Воскресенье, 08 Ноября 2015 г. 13:00 + в цитатник
Это цитата сообщения Panter_Woman [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Антикварная посуда с перегородчатой эмалью | Искусство русских мастеров,18-19 вв.

Перегородчатая эмаль — трудозатратная и сложная эмальерная техника, не поддающаяся механизации. Для её создания на тонкой металлической пластине-основе из меди, золота, реже серебра, мельхиора или высококачественной стали, процарапывают, гравируют или прорезают насквозь контур-эскиз будущего изображения. Далее по этому контуру напаивают металлические полоски-перегородки. Толщина подобных полосок зависит от задумки автора, но редко превышает 1 миллиметр. Полоски создают как замкнутые, так и открытые ячейки различных форм и размеров. Каждую ячейку заполняют эмалью до верхнего края перегородок и производят обжиг.

После этого эмаль шлифуется и окончательно отполировывается таким образом, чтобы эмаль и верх перегородок находились в одной плоскости. Полное, без углублений, заполнение эмалью ячеек и является отличительным признаком перегородчатых эмалей. Полученное разноцветное изображение из эмали напоминает инкрустацию драгоценными камнями.

Читать далее...

Антикварная посуда

Воскресенье, 08 Ноября 2015 г. 12:25 + в цитатник
Это цитата сообщения Panter_Woman [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Антикварная посуда с перегородчатой эмалью (продолжение) | Искусство русских мастеров,18-19 вв.

Читать далее...

Антикварная посуда

Воскресенье, 08 Ноября 2015 г. 12:24 + в цитатник
Это цитата сообщения Panter_Woman [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Перегородчатая эмаль и Антикварная посуда | Искусство русских мастеров,18-19 вв.

Читать далее...

ИЗЫСКАННАЯ МЕБЕЛЬ

Понедельник, 19 Октября 2015 г. 07:47 + в цитатник
Это цитата сообщения Panter_Woman [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Изысканная мебель | Andre-Charles Boulle 1642 – 1732

Андре Шарль Буль

родился 11 ноября 1642 г. во Франции в семье столяра Jean Boulle (настоящее имя Johan Bolt ). Первоначально семья жила в Голландии. Его отец был чернодеревщиком и в 1653 году открыл свой магазин.

Читать далее...

АНТИКВАРИАТ XVIII В.

Понедельник, 19 Октября 2015 г. 07:42 + в цитатник
Это цитата сообщения Panter_Woman [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Мебель с фарфоровыми вставками | Aнтиквариат XVIII в.

Мебель со вставками из фарфора была очень популярна в 18 веке,
особенно столики, но были так же и книжные шкафы, секретери,витрины и комоды украшенные фарфоровыми фигурками и плакетками.

Читать далее...

Старинная мебель

Понедельник, 19 Октября 2015 г. 07:41 + в цитатник
Это цитата сообщения Panter_Woman [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Старинная мебель с использованием Ivory (резьба по кости)

Читать далее...

Антикварная мебель

Понедельник, 19 Октября 2015 г. 07:40 + в цитатник
Это цитата сообщения Panter_Woman [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Антикварная мебель сo вставками из фарфора

Антикварная мебель с эмалью и вставками из фарфора,
конец XVIII- начало XX столетия

Читать далее...

Антикварная мебель

Понедельник, 19 Октября 2015 г. 07:37 + в цитатник
Это цитата сообщения Panter_Woman [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Антикварная мебель с росписью по фарфору и эмали, XIX столетие

  • мебель с Венской росписью по эмали

Читать далее...

приметы по дням недели

Понедельник, 19 Октября 2015 г. 07:33 + в цитатник
Это цитата сообщения belorys_kh [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Тайны дня

Древние трактаты алхимиков, говорят, что у каждого дня недели есть свой управитель: своя планета. И именно планета задаёт определённый характер дню недели. На то время люди знали о существовании только семи планет Солнечной системы: Луна, Солнце, Марс, Венера, Юпитер, Сатурн, Меркурий.

А может, остальные планеты имели небольшое влияние на человека, поэтому древние оставили их в стороне. И по сей день, мы слышим и наблюдаем сакральное число в музыке (7 нот), религиях (7 дней творения), радуге (7 цветов) и т.д. Следует сказать и о том, что четверть Лунного месяца составляет 7 дней, и люди раньше определяли день недели по внешнему виду луны.

Читать далее...


Поиск сообщений в JAC_SAPIR
Страницы: [28] 27 26 ..
.. 1 Календарь