-÷итатник

Ѕез заголовка - (0)

ћонах-миссионер хочет привлечь молодежь в храмы через онлайн-игру ћосква. 1 сент€бр€. »Ќ“≈–‘ј...

Ѕез заголовка - (0)

–оссийские дореволюционные издани€ по истории из Google Books ѕомещаю сообщение diesell из ∆∆...

I-Dozer: виртуальный кайф - (0)

÷ифровые наркотики http://www.europoster.ru/pic/B013OGN0329.jpg ¬се мы знаем, что музыка ...

Ѕез заголовка - (0)

Ќовые "смертные" грехи ¬первые за полторы тыс€чи лет ¬атикан обновил список "смертных" грехо...

—овременна€ католическа€ догматика - (0)

Cлухи об изменении догматики у католиков все-таки сильно преувеличены. ”точнение к посту www....

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии ѕарамонова пустынь
ѕарамонова пустынь
16:43 24.06.2009
‘отографий: 8
ѕосмотреть все фотографии серии —акральные и удивительные места –остова
—акральные и удивительные места –остова
16:30 24.06.2009
‘отографий: 19

 -неизвестно

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Isolophey

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 21.05.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 395


√онени€ јнтиоха ≈пифана: »сторико-экзегетический анализ  ниг ћаккавейских

„етверг, 18 »юн€ 2009 г. 16:35 + в цитатник

—таренька€ работа, но одна из тех, над которыми провел бессонные ночи :)

 

√онени€ јнтиоха ≈пифана: их историческое и прообразовательное значение.
 
 
 
ѕлан.
 
      ¬ступление.
          а) Ќемного истории.
          б) ќ  нигах ћаккавейских.
          в) ћаккавейские книги в св€тоотеческой традиции.
      1. Ћичность јнтиоха ≈пифана и причины его гонений на иудеев.
          а) ёность јнтиоха ≈пифана и его пребывание в –име в качестве заложника.
          б) ≈го воцарение и начало религиозной реформы в иудее.
          в) Ќачало гонений.
      2. ћученики, пострадавшие в гонение јнтиоха ≈пифана.
          а) ќбщий обзор по 1, 2, 4 ћак. и »осифу ‘лавию.
          б) ћученичество —оломии и ее семерых сыновей.
          в) ћаккавейские мученики в св€тоотеческой традиции.
      3. ¬ыступление ћаккавеев и борьба за независимость (167 – 161 гг. ).
          а) ¬ыступление ћаттафии и начало хасмонейского восстани€.
          б) ѕодвиги »уды ћаккаве€.
          в) —мерть јнтиоха ≈пифана
     4. ѕрообразовательное значение гонений јнтиоха ≈пифана.
          а) јнтиох ≈пифан, как прообраз антихриста.
          б) јнтиох ≈пифан, как предтеча всех христианских гонителей.
          в) ќт прообраза к первообразу.
     «аключение.
 
 
 
¬ведение.
 
 а) Ќемного истории. ¬ 356 г. до –.’. родилс€ человек, которому суждено было изменить мир -- знаменитый полководец јлександр, названный современниками ¬еликим. ¬ 336 г. в возрасте 20-ти лет, прин€в на себ€ руководство армией, он, подобно метеору, покорил земли ≈гипта, јссирии, ¬авилона и ѕерсии, ѕалестины и —ирии. —верхдержавы того времени пали под натиском войск јлександровых. » уже к 331 г. до –.’. весь мир лежал у его ног. јлександр положил начало новой культуре – эллинской, его царство просуществовало около 300 лет[1]. ѕрожив короткую жизнь, но навсегда оставшийс€ в веках, положив начало многим легендам и мифам, јлександр умер на 40-ом году в ¬авилоне[2], разделив свою огромную империю «между четырьм€ друзь€ми, своими родственниками: —елевком, ƒимитрием, ѕтоломеем и ‘илиппом»[3]. —елевку досталась —ири€, ѕерси€ и ¬авилон, ѕтоломею досталс€ ≈гипет, а затем и ѕалестина. ѕреемники ѕтоломе€ и —елевка будут сражатьс€ за »удею и, наконец, јнтиох III (¬еликий), сын —елевка II ( аллиника) завладеет »удеей в 202/3 г. ¬ 198 јнтиох ¬еликий завладел крепостью »ерусалимской, но он не учин€л беззаконий в »ерусалиме. јнтиох ¬еликий приходилс€ отцом јнтиоху IV (≈пифану). Ётот јнтиох, настроенный против евреев и к их религии и открыл гонение на них. “ак, около 170 г. до –.’., возвраща€сь после похода на ≈гипет, јнтиох ≈пифан зашел в »ерусалим и ограбил ’рам (1 ћак.1: 20-24). «атем в 168 г. до –.’. јнтиох послал в »ерусалиме своего данника, јполлони€, который завладел городом и осквернил ’рам. — этого времени, - по словам «латоуста, - дл€ иудеев началось третье (после ≈гипта и ¬авилона) рабство: «“о, которое было при јнтиохе ≈пифане»[4].
    б) ќ  нигах ћаккавейских. ¬ состав —лав€нской, √реческой, —ирийской, јрм€нский, √рузинской и Ћатинской Ѕиблии вход€т ћаккавейские книги[5], отсутствующие у евреев.
    ѕерва€ книга ћаккавейска€ повествует о борьбе ћаккавеев против јнтиоха IV ≈пифана и его преемников в период времени, обнимающих 41 год. Ёто примерно 175-134 гг. до –.’.  нига делитс€ на 4 части. 1 и 2 главы описывают эпоху эллинизации »удеи и говоритс€ о походах јлександра ћакедонского и того, что за этим последовало — восстание ћаттафии. — 3 главы по 9-ю — подвиги »уды ћаккаве€, его героическа€ борьба против €зыческого владычества. — 9-й главы 23 стиха по 12 главу — это подвиги »онафана ћаккаве€, его брата и с 13 по 16 главу — это подвиги —имона ћаккаве€. ѕо свидетельству блаж. »еронима и ќригена, 1 ћаккавейска€ книга в оригинале была написана на еврейском €зыке, но ее оригинальный текст был утрачен уже в ранний талмудический период; обратный перевод на иврит был исполнен только в XI веке. Ќо очень рано она была переведена на греч., латынь, сирийск. €зыки.
 ¬тора€ книга также повествует о борьбе ћаккавеев в период 175 – 161 гг. до –.’. ѕри этом 2 книга как бы дополн€ет сведени€, которые были пропущены в 1 книге ћаккавейской. ћожет быть, она и была написана, с целью дополнить то, что было пропущено. јвтор 2 книги за€вл€ет, что эта книга €вл€етс€ кратким изложением 5-ти книг, написанных »асоном  иринейским, о котором сейчас ничего неизвестно. ѕисатель второй книги в точности неизвестен. ѕервоначальный €зык второй книги это греческий.
    “реть€ книга никак не св€занна с двум€ другими, она вообще повествует не об эпохе ћаккавеев, а повествует о гонени€х на иудеев в ≈гипте при ѕтолемее IV ‘илопатре (221-204 год до –.’.). “реть€ книга отсутствует в ¬ульгате и ѕешите, но имеетс€ в LXX, в слав. Ѕиблии, в восточно-арм€нской версии Ѕиблии.
    ¬ LXX (код. ј, א) имеетс€ и т.н. 4 книга ћаккавейска€ или ќ владычестве разума, котора€ €вл€етс€ по сути философским комментарием ко 2 ћак [6]. ќна имеет вид философской проповеди, в ней приводитс€ рассказы о еврейских мучениках, во дни гонений јнтиоха ≈пифана. Ќекоторые св. отцы ссылались на эту книгу.
в)ћаккавейские книги в св€тоотеческой традиции. Ќачина€ с IIIвека[7], мы встречаем у некоторых ќтцов ссылки на ћаккавейские книги. “ак свт. »пполит, в “олк. ƒан. ссылаетс€ на 1 ћак. [8], а в —лове о ’ристе и антихристе, похоже пользуетс€ и 2 ћак[9]. ќриген в толковании на ѕервый псалом, перечисл€€ еврейский канон —в€щенного ѕисани€, говорит, что у евреев есть «еще книги ћаккавеев - Ўарбет шарбане»[10]. ¬ соч. ”вещание к мученичеству ќриген (кажетс€ первый)[11] вводит в оборот историю гонений на ћаккавеев и их мученичество, как образ подражани€ к вере и терпению против гонителей и мучителей христиан [12]. ¬ IV-ом веке, р€д постановлений ѕоместных —оборов (60 прав. Ћаод. —об., 33 прав.  арф. —об.), а также р€д —в. ќтцов (39 ѕосл. јфанаси€ ¬ел., √риг. Ѕогосл. ќ подл. книгах, јмфил. »кон.   —елевку;  ирилл »ерус. 4, 35) определили канон книг ¬етхого «авета, не упом€нув в нем ћаккавейских книг[13]. Ќо они присутствует в в 85 јп. ѕрав[14]. »ми пользуютс€  лимент јлекс[15].  иприан  арф.[16]  ‘еодорит  ирский (в “олк. на ƒан. 8:10; 11:25; “олк. ѕс.), «латоуст упоминает о подвиге ћаккавеев в  ниге ѕротив иудеев (сл. 5, 7), говор€, что их подвиги были предсказаны пророком ƒаниилом. ѕодвиги ћаккавеев описаны √ригорием Ќисским и √ригорием Ѕогословом в его 16 слове[17]. »ероним, перевод€ Ѕиблию с еврейского, оставил книги ћаккавейские, которые входили еще в древ. лат. перевод (»талу). —ам же он пользуетс€ ими в “олк. на ƒан. ѕользуютс€ ими ≈фрем —ирин (“олк. ƒан.), јмвросий и јвгустин. ¬ јлександрийский кодекс(ј), написанный ‘еклой в сер. V-го века вход€т 3 ћак., которым прибавл€етс€ и 4-€ книга. ¬ —инайск. кодекс(א), вход€т только 1 и 4 кн. ¬ ¬атик. код.(¬) их вовсе нет.÷ерковна€ традици€ не отвергает ћаккавейские книги. ѕо суду ќтцов и ”чителей ÷еркви ћаккавейские книги проникнуты духом истинного благочести€ и самоотверженности ћаккавеев и иудеев при исполнении ветхозаветного закона, их патриотизм и подвиги в защиту веры отцов и независимости родины. Ќа этом мы закончим наш краткий обзор этой темы и перейдем к основной части нашего сочинени€. 
 
1. Ћичность јнтиоха ≈пифана и причины его гонений на иудеев.
   
» вышел … корень греха - јнтиох ≈пифан,
 сын цар€ јнтиоха, который был заложником в –име,
и воцарилс€ в сто тридцать седьмом году царства ≈ллинского.
1 ћак.1,10
   
а) ёность јнтиоха ≈пифана и его пребывание в –име в качестве заложника.  јнтиох по прозвищу ≈пифан[18], сын јнтиоха ¬еликого и брат —елевка, которому јнтиох III ¬еликий передал власть после себ€[19]. —елевк правил в течение 7-ми лет, до самой своей смерти. ќн, вроде как был отравлен »лиодором, казначеем —елевка, хотевшим получить власть. Ќо перед смертью —елевк успел послать людей в –им дл€ вызова своего брата јнтиоха, который уже более 8-ми лет пребывал в –име, в качестве заложника, после поражени€ его отца в битве при ћегнезии. ƒл€ этого —елевк послал в –им своего сына ƒимитри€, в обмен на јнтиоха. јнтиох успел воврем€ и устранил заговор. ѕосле —мерти —елевка он стал правителем ѕалестины и —ирии. јнтиох ¬еликий и —елевк были благосклонны к иуде€м, как пишет об этом »осиф ‘лавий.  огда же к власти пришел ≈пифан, все изменилось. ∆ив€ в –име, он был воспитан и пропитанным римской культурой, став гор€чим ее проповедником.  
б) ≈го воцарение и начало религиозной реформы в иудее. ѕришедши к власти, он начинает проводить весьма энергичную программу «всеобщей эллинизации», программу «окультуривани€ и просвещени€ диких народов», которые насел€ли его царства. јнтиох успешно проводит некоторые политические реформы, а также осуществл€ет несколько удачных походов, за что он получил прозвище ≈пифан (т.е. Ѕлистательный)[20].ѕоскольку обща€ культура всех стран, которые ему подчин€лись, была €зыческа€, то больших затруднений он не встречал. ≈динственным камнем преткновени€ в его программе оставалась »уде€, котора€ никак не желала принимать плоды цивилизации, которые он ей предлагал, но сохран€ла верность ≈диному Ѕогу. ƒе€тельность ≈пифана привели к тому, что в »удее образовалась √реко-иудейска€ парти€, настроенна€ в пользу реформ јнтиоха, предводителем которой был »асон, незаконно возведенный в сан первосв€щенника јнтиохом, а позже свергнутый им же[21]
в) Ќачало гонений. Ќачалом насильственных действий јнтиоха против иудеев, обычно считают вступление јнтиоха в »ерусалим, на обратном пути из египетского похода[22]. ѕресвитер —евер дословно об этом говорит так: «јнтиох, возвраща€сь из јлександрии - ибо тогда он объ€вил войну царю ≈гипта, но по требованию сената и –имского народа в консульство ѕавла и  расса прекратил ее, - прибыл в »ерусалим. » когда узнал он, что м€тежный народ противитс€ нав€зываемым суевери€м, то, наруша€ закон Ѕожеский и защища€ тех, кто следовал нечестию, вынес все храмовые драгоценности и опустошил город великой резней. » было это от смерти јлександра на 151 год, в консульство ѕавла и  расса, как мы уже сказали, спуст€ почти 5 лет после того, как начал править јнтиох»[23]. ѕосле этого он повелел переименовать »ерусалимский ’рам в храм ёпитера ќлимпийского, жертвы ≈диному Ѕогу прекратились, и начались жертвоприношени€ €зыческим богам. ’рам —амарийский тоже становитс€ храмом ёпитера —транноприимца. ƒалее он повелевает истребл€ть по всей стране св€щенные книги. ѕовелевает казнить тех, кто будет учить людей закону Ѕожию. «апрещает совершать обрезание, под страхом смертной казни. », наконец, он устанавливает об€зательное дл€ всех жертвоприношение. ƒл€ этого по всем городам и селени€м разъезжали комиссии, которые устраивали жертвенники, чтобы все в об€зательном пор€дке публично приносили €зыческие жертвы и вкушали свинину, дабы продемонстрировать свою ло€льность власт€м. ¬се было сделано с истинно римским размахом и систематичностью. «Ќельз€ было ни хранить субботы, ни соблюдать отеческих праздников, ни даже называтьс€ иудеем» (2 ћак. 6:6–7). «Ёто страшное гонение, - говорит ј.ѕ. Ћопухин, - имело, однако же, и ту хорошую сторону, что возбудило в народе отвращение к … эллинизму и укрепило преданность своей вере»[24]. ќзнаменовано это тем, что на защиту отеческой веры выступили некоторые благочестивые люди, под предводительством св€щ. ћаттафии и его героических сыновей: »оанна, —имона, »уды, ≈леазара и »онафана. ќни вошли в историю под именем ћаккавеев или ’асмодеев.
 
2. ћученики пострадавшие в гонение јнтиоха ≈пифана.
 
» был весьма великий гнев над »зраилем.
“огда-то можно было видеть насто€щее бедствие.
1ћак. 1:64; 2ћак. 6:9
 
а) ќбщий обзор по 1, 2, 4 ћак. и »осифу ‘лавию. ¬ ћаккавейских книгах говоритс€ о многих мучениках пострадавших в гонение јнтиоха ≈пифана. ¬ 1 ћак. 1: 57 – 63 говоритс€, что у кого находили книгу завета, и кто держалс€ закона, того по повелению цар€ предавали смерти, убивали жен обрезавших своих детей, вместе с младенцами и совершившими над ними обрезание, расхищали их дома. Ќо многие в »зраиле остались тверды и предпочитали умереть, и умирали. ¬о 2 ћак. 6: 9 – 11 говоритс€, что тех, кто отказывалс€ приносить жертву, и не соглашавшихс€ переходить к Ёллинским обыча€м убивали. јвтор повествует о двух женщинах (веро€тно о тех же из 1ћак.1: 60 - 62), которые были обвинены в том, что обрезали своих детей; за это их публично провели по всему городу нагих с прив€занными на груди детьми, а затем низвергли с городской стены. Ќекоторые бежали в пещеры, но были схвачены и сожжены. “ам же (ст.18), повествуетс€ о старце ≈леазаре, который отказалс€ есть свинину: предпочита€ славную смерть опозоренной жизни, и добровольно прин€л мучение. ¬ 7 гл. повествуетс€ об ужасных мучени€х ’аны и ее сыновей, о которых мы будем подробно говорить ниже.
¬ 4 ћак. (не известной русско€зычному читателю), привод€тс€ рассказы о еврейских мучениках, претерпевших во дни гонений јнтиоха ≈пифана, основанные на 2 ћак. ѕосле вступительного рассуждени€ в стоическом духе о природе разума и видах аффектов и рассмотрени€ исторических примеров способности разума контролировать их автор переходит к примерам «наших дней» — мученической гибели жертв гонений јнтиоха ≈пифана, называ€ последнего ανηρ υπερηφανος[25] και δεινος {муж презренный и внушающий ужас} (глл. 1 - 4). ƒалее идет описание самих гонений, повествуетс€ об ≈леазаре и др. 4 ћак. рисует образ богобо€зненного человека, властвующего над своим разумом. √ероизм трактуетс€ как стойкость в страдании, котора€ представл€ет собой победу разума над аффектами и, в конечной перспективе, низвержение власти тирана. ћотиваци€ мученичества — в верности законам Ѕога, который вознаградит мученика и обречет безбожного цар€ на вечное наказание. ¬ сочинении »осифа ‘лави€ »удейские древности (кн.12, гл. 5) рассказываетс€ о том, как наиболее выдающиес€ и благородные из иудеев, став€ исполнение издревле установленных обычаев выше наказани€, ежедневно подвергались пыткам и умирали в жестоких мучени€х. »х бичевали, терзали и затем живьем пригвождали к крестам; женщин же и детей, которые были наперекор царскому велению обрезаны, подвергали казни через удушение и вешали затем тела их на шею пригвожденным к крестам мужь€м и родител€м. ≈сли же у кого-либо находили книгу со св€щенными законами, то она уничтожалась, и вс€кий, у которого такова€ была найдена, должен был умирать жалкою смертью.
б) ћученичество —оломии и ее семерых сыновей. —амым известным происшествием во врем€ гонений стало мученичество одной женщины по имени —оломи€[26] и ее семерых сыновей. «—лучилось также, что были схвачены семь братьев с матерью и принуждаемы царем есть недозволенное свиное м€со, быв терзаемы бичами и жилами» (2 ћак.7,1). ѕостепенно всех их по очереди пытали страшнейшими пытками: отрезали €зыки, сдирали кожу, отсекали члены тела на виду братьев и матери. » мать увещала их, говор€: «√осподь Ѕог видит и по истине умилосердитс€ над нами, как ћоисей возвестил в своей песни перед лицем народа: и над рабами —воими умилосердитс€». ¬ одном из таких увещаний матери содержитс€ известное высказывание (ставшее хрестоматийным и вошедшее во многие учебники по догматике) о творении мира из не сущего (εξ ουκ οντων)(2ћак. 7:28). ѕервым пострадал один из братье старших возрастом [27], который дал отрицательный ответ на предложение нечестивого мучител€ съесть свинину. ≈му отрезали €зык, затем содрали кожу, отсекли руки и все это на виду других братьев. ѕосле этого еще живого сожгли на сковороде (2ћак. 7: 4 - 5). «атем привели второго и содрали кожу с головы вместе с волосами и он, отказавшись от запрещенного м€са, был замучен, таким же образом, как и первый брат.  огда вз€ли третьего, то он сам высунул €зык и прот€нул им руки дл€ отсечени€, он скончалс€ таким же образом, как и его брать€. „етвертый, п€тый и шестой брать€ погибли также. ћать же увещала их. «атем вз€ли у нее и самого младшего, царь пыталс€ отговорить его, обеща€ богатство и славу. ѕризвав мать, он приказал ей отговорить сына, но она, наклонившись к сыну, сказала на еврейском €зыке: «…”мол€ю теб€, дит€ мое, посмотри на небо и землю и, вид€ все, что на них, познай, что все [сие]сотворил Ѕог из несущих и что так произошел [и сам] род человеческий. Ќе страшись этого убийцы, но будь достойным братьев своих и прими смерть, чтобы €, по милости Ѕожией, оп€ть приобрела теб€ с брать€ми твоими»(2ћак. 7: 27 - 29). ќтрок вн€л слову матери и был мучим с великой жестокостью и умер, присоединившись к своим брать€м. ѕосле всех убили и мать. ќни умерли около 167 – 166 гг. до –.’. в јнтиохи. »мена св€тых братьев мучеников не известны, но за свою твердость они получили наименование ћаккавеев, как и »уда, сын ћаттафи€.
в) ћаккавейские мученики в св€тоотеческой традиции. —амоотверженный подвиг мучеников братьев и их матери высоко чтим ÷ерковью, с самых ранних времен. ѕам€ть их торжественно празднуетс€ 1 августа, как на ¬остоке, так и на «апеде, праздник в их честь установилс€ уже с IV-го века. Ќо первым, в пример христианам страшащихс€ гонений, их поставил ќриген. ¬ ”вещании к мученичеству, направленном к диакону јмвросию и пресвитеру ѕрототекту, ќриген воспоминает их подвиг (глл. 25 - 27). ќн говорит, что эти брать€ «могут служить славным примером геройского мученичества дл€ каждого, кто рассудит, хорошо ли ему уступить малым мальчикам, из которых не только каждый сам по себе, но вид€ каждый мучение другого, все вместе они показали великую религиозную твердость»[28]. √ригорию Ѕогослову принадлежит  —лово в пам€ть св€тых мучеников ћаккавеев, произнесенное, по Ѕернарди[29], 1 августа 362 г. —вт. √ригорий говорит, что пам€ть их чтитс€ не повсеместно, на том основании, что они прин€ли муки прежде ’ристовых страданий. Ќо √ригорий считает это несправедливым, т.к. они были мучимы за веру отцов, и если бы случилось им страдать за ’риста, то они пострадали с той же самоотверженностью. «—делавшись мучениками прежде ’ристовых страстей, чего не совершили бы они, подвергшись гонению после ’риста и став подражател€ми ≈го смерти за нас?»[30]. ѕрославл€ет подвиг ћаккавеев так же и свт. √ригорий Ќисский, свт. »оанн «латоуст, свт. Ћев –имский. јвгустин высказывал даже мнение о том, что сами  ниги ћаккавейские внесены ÷ерковью в канон именно за рассказ в них о мученичестве ћаккавеев[31].       
 
3. ¬ыступление ћаккавеев и борьба за независимость (167 – 161 гг. ).
 
¬ те дни восстал ћаттафи€, сын »оанна, сына —имеонова,
св€щенник из сынов »оарива из »ерусалима
1 ћак. 2:1        
 а) ¬ыступление ћаттафии и начало хасмонейского восстани€. ѕосле краткого упоминани€ о завоевани€х јлександра ћакедонского и разделении его монархии между полководцами (1 ћак. 1: 1 - 9) гонени€ јнтиоха ≈пифана. јвтор начинает повествование с религиозно-нравственной характеристики иудеев накануне восстани€ и гонений јнтиоха ≈пифана.. —огласно его описанию, в иудейском обществе по€вилось много людей, которые вместе с греческим образованием склонны были прин€ть €зыческие нравы и религию. ¬ »ерусалиме образовалось греческое училище; многие оставили обрезание. Ќаконец, в 15 день хаслева 168 г. был осквернен жертвенник иерусалимского храма и сам храм »еговы обращен был в капище «евса ќлимпийского (см. выше) (1 ћак. 1:10-64). ƒалее автор начинает повествование о ћаттафии св€щенника жившего в ћодине, небольшом городке к северо-западу от »ерусалима, вставшего  на защиту истинной религии и соотечественников вместе с п€тью сыновь€ми.  огда в ћодин €вились царские уполномоченные с целью принуждать народ к идолопоклонству и по их приказанию воздвигнут, был жертвенник в честь «евса. ѕрестарелый ћаттафи€ отказалс€ от предложени€ подать пример €зыческого жертвоприношени€, громко исповедал свою верность закону »еговы и, как повелевал «акон (¬т. 23, 6, 9), умертвил на месте иуде€, дерзнувшего принести жертву «евсу, затем убил царского посланца и разрушил жертвенник. ќбратившись с воззванием к народу, ћаттафи€ скрылс€ со своими сыновь€ми в горах (по ‘лавию: в округе √офна[32]) и вместе с другими патриотами и хассидами (благочестивыми) начал партизанскую войну в северных пределах »удеи в защиту «акона, наказыва€ смертью отступников веры (1 ћак. 2:1-48). Ёто было в 167 г. ѕосле нескольких мес€цев ожесточенной борьбы ћаттафи€ умер, завещав своим сыновь€м продолжать дело защиты закона отечества: —имона он назначил советником, а »уду - главным военачальником (1 ћак.2: 49-69).
б) ѕодвиги »уды ћаккаве€.  «» восстал вместо него (т.е. ћаттафи€) »уда, называемый ћаккавей, сын его»(1 ћак. 3:1), говорит автор, переход€ к повествованию о подвигах »уды ћаккаве€. »уда, получивший прозвище ћаккавей[33], был храбрым воином и талантливым военачальником. »уда одержал р€д побед над полководцами јнтиоха ≈пифана и ƒимитри€ —отера: сначала над войсками јполлони€, военачальника в »ерусалиме, затем при ¬афороне над многочисленным войском —ирона. ѕосле этих неудач јнтиох IV поручил подавление восстани€ своему наместнику Ћисию, который направил в »удею 47000-е войско под предводительством трех полководцев: ѕтоломе€, Ќиканора и √орги€. ¬скоре передовой отр€д этого войска, возглавл€емый √оргием, потерпел полное поражение в районе ≈ммауса. “а же участь постигла и 65-тыс€чную армию самого Ћиси€ в сражении при ¬ефороне в следующем 164 году. ѕосле отступлени€ Ћиси€ в јнтиохию »уда зан€л »ерусалим. ’рам был очищен, обновлен и осв€щен, и после трехлетней мерзости запустени€ в нем снова стали совершать богослужени€ (с 25 хаслева 164 года). ≈врейска€ легенда гласит, что когда »уда и его воины восстановили жертвенный алтарь, то они собрали дерево дл€ сожжени€ и возложили на него жертвенное животное. ќднако св€щенный огонь, горевший на жертвеннике со времен ћоисе€ и чудесным образом сохраненный в тайном месте на прот€жении семи дес€тилетий ¬авилонского пленени€, угас, а использовать «чужой огонь» было запрещено. “огда ћаккавеи начали молитьс€, и в ответ на их молени€ из камней жертвенника вырвалс€ огонь. Ётот огонь продолжал гореть на жертвеннике вплоть до разрушени€ ’рама римл€нами два столети€ спуст€[34].  ∆ертвенник был осв€щен на 25 день мес€ца кислев, три года спуст€ после того, как он был осквернен греками. » сегодн€ евреи празднуют двадцать п€тый день мес€ца кислев как первый день ’ануки[35]. ѕродолжа€ очищать страну, »уда со своими брать€ми воевал против идуме€н, аммонит€н и финики€н (гл. 5). ѕодвиги »уды ћаккаве€ описаны и во 2 ћак. глл. 8 – 15. —обыти€, описанные здесь, излагаютс€ в общем согласно с ѕервой книгой ћаккавейской, гл. 3-7, но с некоторыми добавлени€ми и перестановками. Ќапример, об »уде говоритс€, что перед последней битвой с Ќиканором он видел бывшего первосв€щенника ќнию III, простирающего руки к небу и мол€щегос€ за весь народ, а потом - пророка Ѕожи€ »еремию, который вручил ему золотой меч на сокрушение супостатов (15, 11-16). ¬ пам€ть победы над Ќиканором (162 г.) установлен был праздник в 13-й день јдара, накануне праздника ѕурим (15, 37).
в) —мерть јнтиоха ≈пифана. ћежду тем, как ћаккавеи наслаждались успехами, јнтиох претерпевал много неудач, «своими преступлени€ми породил он скудость казны»[36]. Ќаправив часть войска дл€ борьбы против ћаккавеев, сам јнтиох, с другой частью воинов, отправилс€ походом в ѕерсидский город ≈лим (Ёкбатаны), славившийс€ своим богатством, и храмом, в котором было много золота. ¬ этом походе јнтиох потерпел неудачу и вынужден был отступить, направившись в ¬авилон. ѕо дороге он получил вести о поражении его войска в »удее. «» вот, - повествует —евер, - от душевной печали заболел он и телом»[37]. ≈го состо€ние можно определить сильнейшей депрессией, сопровождавшейс€ бессонницей и потерей аппетита и сильнейшим расстройством желудка на нервной почве. Ѕолее того он еще и умудрилс€ упасть с колесницы, ехавшей на полном ходу, и покалечить себе части тела (2ћак. 9). »з-за ран полученных при падении с колесницы у него началось заражение и нарывы. јвтор 2ћак. пишет, что у него еще живого выпадали части тела (9:9) ƒушевные и телесные муки не давали ему поко€, он сознавал, что причинил много зла иуде€м. —воим приближенным он призналс€, что терпит все это за козни против иудеев. ћежду тем болезнь усиливалась, и чувству€ приближение смерти он призвал своего воспитанника ‘илиппа, назначив его регентом при своем малолетнем сыне јнтиохе (V) ≈впаторе. јнтиох ≈пифан скончалс€ в 164 г. до –.’., процарствовав 11 лет.       
4. ѕрообразовательное значение гонений јнтиоха ≈пифана.
 
ƒаниил пророчествовал об јнтиохе, что он
 имеет быть образом пришестви€ антихриста
 јндрей  есарийский
 
а) јнтиох ≈пифан, как прообраз антихриста. јнтиох ≈пифан у христианских богословов всегда признавалс€ самым типичным прообразом антихриста. » не только у христианских, но, отчасти, у иудеев[38]. ¬ сознании христиан јнтиох был именно прообразом антихриста, и только прообразом, подобно ¬алааму, √олиафу, Ќерону, а мерзость запустени€, поставленна€ им в »ерусалимском храме, есть прообраз той мерзости запустени€, котора€ при антихристе водворитс€ по всей земле. ƒумаем, что не будем оригинальны в том, что скажем, что первым на этот образ нам указал —ам √осподь »исус ’ристос (ћф. 24:15)[39]. Ѕлаж. ‘еодорит изъ€сн€€ книгу ƒаниила (гл.11) говорит, что нужно: «разуметь пророчество ƒаниилово возвод€щим от јнтиоха к антихристу, как от прообраза к первообразу…€сно предъизвещающим нас об антихристе… сказав сначала об јнтиохе ≈пифане [јрхангел], переходит наконец от образа к первообразу. ѕервообраз же јнтиоха – антихрист; и образ антихриста – јнтиох.  ак јнтиох принуждал »удеев…вести жизнь противозаконную: так и человек беззакони€ будет … делать»[40]. ‘еодорит говор€, что јнтиох был предъизображением и прообразованием антихриста, все-таки не устанавливает полное подобие между ними. ѕервый всего лишь тень второго. ‘еодорит указывает, что мерзость запустени€ в ƒан. 11: 31, относитс€ к јнтиоху, а мерзость запустени€ в ƒан. 12: 11 следует относить временам антихристу[41]. —огласно с ним рассуждает и блаж. »ероним, в  омментарии на книгу ƒаниила. “ак в толковании на 11 главу он говорит следующее: «так как многое из того, что дальше читаетс€…соответствует личности јнтиоха, то признают его типом (τυπον) антихриста[42]; и что в нем совершилось отчасти, то в антихристе должно исполнитьс€ в полном виде. Ёто обычай —в. ѕисани€, что оно истину будущего предпосылает в типах, как например, в псалме 71-ом, который надписываетс€: ќ —оломоне, говоритс€ о √осподе —пасителе… и об антихристе должно думать, что он своим образом имеет гнуснейшего цар€ јнтиоха, который преследовал св€тых и оскверн€л храм»[43]. “акого мнени€ придерживались и ≈всевий, и ересиарх јполлинарий, јндрей  есарийский в толковании на јпокалипсис говорит, что: «ƒаниил пророчествовал об јнтиохе, что он
 имеет быть образом пришестви€ антихриста»(јндрей  ес. “олк. јпок. 33). »з древних авторов, подобие между јнтиохом и антихристом находит »пполит, хот€ и не называет пр€мо јнтиоха прообразом антихриста[44].
б) јнтиох ≈пифан, как предтеча всех христианских гонителей.  огда мы говорили о начале гонений и методах, которые предприн€л јнтиох во врем€ гонений на иудеев (см. 1, ¬.), то невольно приходит на мысль гонени€, происходившие в первые века христианства. —в€щ. √.≈горов говорит что и беглый анализ мер јнтиоха ≈пифана показывает, что он был предтечей всех остальных гонителей, т.к. «сколько потом в истории ÷еркви было гонений, все они устраивались по его сценарию»[45]. ¬едь и во времена гонений римских властей на христиан все происходило по той же схеме. Ќазначалс€ официальный день, дл€ принесени€ всех граждан жертвы богу императору, уничтожались св€щенные книги, предавались мучени€м женщины и дети и т.д. ѕоэтому јнтиох ≈пифан €вл€етс€ не только прообразом антихриста, но предтечей религиозных гонений.
в)ќт прообраза к первообразу.Ќесмотр€ на то, что, как мы сказали выше, јнтиох у многих христианских авторов €вл€етс€ прообразом јнтихриста, а его гонени€ прообразом гонений антихриста на тех, кто всюду следует за јгнцем, мы все же должны уметь и различать и разграничивать прообраз и первообраз. Ќапример если в гонени€ јнтиоха ≈пифана ћаккавеи подн€ли освободительное восстание, это вовсе не значит, что и мы должны идти на своих мучителей в мечем в руках. √онени€ времен јнтиоха, и гонени€ на христиан различаютс€ двум€ разными эпохами: ¬етхозаветной и Ќовозаветной – закона и благодати. ’ристианский мученик, идет на муки и принимает смерть, положив живот свой за своего самогоистинного ƒруга (»н. 15:12 – 15), получа€ взамен жизнь с избытком, не по тому, что он уже схвачен и не имеет возможности к сопротивлению, но он принимает этот подвиг, как победитель, со светлым лицом. ћученичество, дл€ него – это подвиг по преимуществу, в нем он видит последний идеал: Ќе достигну ли и € ≈го, как ќн достиг мен€ (‘лп. 3:12).             
             
«аключение.
    ќбозрев небольшой, с точки зрени€ хронологии, период гонений јнтиоха ≈пифана, мы можем извлечь дл€ себ€ несколько важных мыслей из всего того, что было об этом сказано выше. — одной стороны гонение, произведенное јнтиохом, было следствием его фанатичной приверженности к эллинской (греко-римской) культуре, его методы были насильственны и принесли много гор€ и скорби иудейскому народу. Ќо с другой, эти гонени€ возбудили в народе великую ревность к отеческим законам, всплеск народного патриотизма, в конечном счете приведшего, хоть и ко временной, но все же независимости. Ёти событи€ глубоко отпечатлелись в сознании как самих иудеев, так и христиан, у последних они стали прообразом последующих гонений на них самих. јнтиох в отеческой литературе, стал неким типом будущего антихриста, а мученический подвиг 7-ми ћаккавейских братьев, €вл€етс€ у отцов нравственным обоснованием мученичества.
 
 
—писок литературы.
1. “ворени€ —в€тых ќтцов, ”чителей ÷еркви и древних авторов.
1. јндрей  ес. “олк. јпок. = —в€той јндрей  есарийский. “олкование на јпокалипсис св€того »оанна Ѕогослова. – ћинск: »зд-во —в€то- ≈лизавет. мон-р€, 2005.
2. √риг. Ѕог. “вор. “.1 = √ригорий богослов. —обрание творений. “.1. – ћинск: ’арвест; ћ.: ј—“, 2000.
3. √риг. Ѕогосл. ќ подл. книгах = √ригорий богослов. ќ подлинных книгах боговдохновенного ѕисани€//√ригорий богослов. —обрание творений. “.2. – ћинск: ’арвест; ћ.: ј—“, 2000.
4. ≈всев. ÷.». = ≈всевий ѕамфил. ÷ерковна€ »стори€. – ћ.: ѕ—“Ѕ», 2001.
5. ≈фрем —ирин. “олк. „ет.≈в. = —в€таго ≈фрема —ирина толкование на „етвероевангелие//—в€той ≈фрем —ирин. “ворени€. “.8. – [ћ.:] —“—Ћ; ќƒ, 1995.
 
6. «латоуст, ѕрот. »уд. 5 = ѕротив иудеев. —лово 5// ѕолное собрание сочинений —в. »оанна «латоуста в двенадцати томах. “.1.  н. 2. – ћ.: ѕравосл.  нига, 1991.
 
7. »ероним. “олк. ћф. = »ероним —тридонский. „етыре книги толкований на ≈вангелие от ћатфе€. – [ћ.:] ”»Ё÷ ап. ѕавла, б.г.
 
8. »пполит. ќ ’р. и антихр. = »пполита, епископа –имского, изложение на основании —в€щенного ѕисани€ о ’ристе и антихристе//—вт. »пполит –имский. “ворени€. ¬ып.2. – —“—Ћ, 1997.
 
9. »пполит. “олк. ƒан. = “олковани€ св€того »пполита, еп. –имскаго, на  нигу пророка ƒаниила: в 4-х кн.  н.4// —вт. »пполит –имский. “ворени€. ¬ып.1. – —“—Ћ, 1997.
 
10.  ирилл »ерус. ѕоуч. = —вт.  ирилл, архиепископ »ерусалимский. ѕоучени€ огласительные и тайноводственные. – ћ.: —ин. б-ка, 1991.
 
11.  иприан. ѕосл. к ‘ортунату =  иприан  арфагенский. ѕослание к ‘ортунату об увещании к мученичеству//—в.  иприан, еп.  арфагенский. “ворени€. – ћ.: ѕаломник, 1999. – (Ѕиблиотека ќтцов и ”чителей ÷еркви. “.6).
 
12.  иприан. ѕр. иуд. =  иприан  арфагенский. “ри книги свидетельств, против иудеев // —в.  иприан, еп.  арфагенский. “ворени€. – ћ.: ѕаломник, 1999. – (Ѕиблиотека ќтцов и ”чителей ÷еркви. “.6).
 
13.  лимент. —тром. =  лимент јлександрийский. —троматы. “.2 ( ниги 4 – 5). – —ѕб.: »зд-во ќлега јбышко, 2003. – (—ер. «Ѕиблиотека христианской мысли». »сточники).
14.  н. ѕр. =   нига ѕравил. – ћ.: –усск. ’рон., 2004.
15. ћатв. ¬алт. —инт. = јлфавитна€ —интагма ћатфе€ ¬ластар€. – электр. модуль к программе BibleQuote 5.0 BibliologiaEdition.
16. ќриген. ”вещ. = ќриген. ”вещание к мученичеству//[ орсунский, Ќ.] “ворени€ ”чител€ ÷еркви ќригена. – 2-е изд. – —ѕб.: »зд. ».Ћ.“узова, 1897.
 
17. —евер. ’рон. = —ульпиций —евер. ’роника: в 2-х кн.  н. 2//—ульпиций —евер. —очинени€. – ћ.: –ќ——ѕЁЌ, 1999. – ( лассики античности и средневековь€).
 
18. ‘еодорит. “олк. посл. ап. ѕавла. = ‘еодорит  ирский. “олкование на 14 посланий ап. ѕавла//Ѕл. ‘еодорит  ирский. “ворени€. – ћ.: ѕаломник, 2003. – (Ѕиблиотека ќтцов и ”чителей ÷еркви. “.12)
 
19. ‘еофилакт. “олк. ћф. = ‘еофилакт Ѕолгарский. “олкование на ≈вангелие от ћатфе€. – ћ.: Ћепта, 2001.
 
20. ‘еофилакт. “олк. ћк. = ‘еофилакт Ѕолгарский. “олкование на ≈вангелие от ћарка. – ћ.: Ћепта, 2001.
 
21. ‘еофилакт. “олк. Ћк. = ‘еофилакт Ѕолгарский. “олкование на ≈вангелие от Ћуки. – ћ.: Ћепта, 2001.
22. ‘лав. ƒревн. = »осиф ‘лавий. »удейские древности. - электр. модуль к программе BibleQuote 5.0 BibliologiaEdition.
23. Euseb, P.E. 10.= Eusebius of Caesarea. Praeparatio Evangelica. Bk. 10. – электр. ресурс с сайта CCEL. – http//www.ccel.org.  
 
2. Ќаучные монографии, статьи.
24. јлфеев, 2000 [».ѕ.] = »ларион (јлфеев), иг.∆изнь и творени€ свт. √ригори€ Ѕогослова. - »нтернет-публикаци€ ¬эб-÷ентра "ќмега", ћосква, Ќью-…орк, 2000.
25. Ѕел€ев, 1898. = Ѕел€ев, ј.ƒ. ќ безбожии и антихристе: подготовление, признаки и врем€ пришестви€ антихриста. – —ергиев ѕосад: 2-€ тип. ј.». —негиревой, 1898.
26. Ѕорьба за освобождение »ерусалима при ћаккаве€х. – Ёлектр. –есурс с сайта TJAI [ќтд. ≈врейск. —ионитск. образовани€] www.jafi.org.il/education/russian/Festivals/Jerusalem/Maccabim.
 
27.  орсунский, 1897. =  орсунский, Ќ. “ворени€ учител€ ÷еркви ќригена: ќ молитве, ”вещание к мученичеству. - —ѕб.: »зд. ».Ћ.“узова, 1897. 
3. ”чебные пособи€, справочники.
28. Ѕогословский, 1999. =  Ѕогословский, ћ.». —в€щенна€ истори€ ¬етхого «авета. – —“—Ћ, 1999.
 
29. √еллей, 2002. = √еллей, √. Ѕиблейский справочник. – —ѕб.: Ѕибли€ дл€ всех, 2002.
 
30. ƒавыденков, 2005. = ƒавыденков, ќ., иер. ƒогматическое богословие: учеб. пособие. – ћ.: ѕ—“√”, 2005.
 
31.≈горов = ≈горов, √. иер. —в€щенна€ ѕисание ¬етхого «авета. – Ёлектр. ресурс. 
 
32. Ћопухин, 1986. = Ћопухин, ј.ѕ. Ѕиблейска€ истори€ ¬етхаго «авета. – ћонреаль, 1986.
 
33. —околов =  —околов, Ќ., прот. ¬етхий «авет: Ћекции. – Ёлектр. ресурс с сайта - www. azbyka.ru/text/vz /5vz27.
 
 


[1]Euseb, P.E. 10,10. 
[2] —евер, ’рон. 2,17:2.; Ёто произошло 13 июн€ 323 г. до –.’.
[3] »пполит, ƒан. 4, 3; »осиф ‘лавий дает другие имена. ‘лав. ƒревн. 12,1.
[4] «латоуст, ѕрот. »уд., 5, 6.
[5] ¬ греч. LXX вход€т 4 ћак., в сир. ѕешита только 2 (1 и 2 ћак.), в јрм€н. ¬осточн. и √руз. 3, в ¬ульг. “олько 1 и 2; есть ћаккавейские книги и в Ёфиопской библии, но переведенные уже в позднее врем€ и не входившие в первоначальный канон у эфиопов.
[6] ¬озможно, что автором этой книги был »осиф ‘лавий. √риг. Ѕог. “вор. “.1. – —. 296, прим. 1.
[7] ” ќтцов более раннего поколени€: »устина ‘илософа, ‘еофила, »рине€, ћелитона (от последнего дошел список канонических книг ¬етхого «авета, без ћаккавеев ), но так же и писателей III-го в. јфрикана, √ригори€ „уд., ћефоди€, “ертуллиана не находим следов использовани€ ћаккавейских книг, но это может быть объ€снено еще и тем, что до нас дошли не все их сочинени€.
[8] »пполит. “олк. ƒан. 4,4 (=1ћак. 1:9); 4, 26 (=1ћак.1: 20 – 24; 45, 47; 4: 36 – 59); 4, 42 (=1ћак.1:10, 18, 20, 21 – 24, 29; 2:15 – 18, 19 – 22, 23 – 25, 42; 3:2); 4, 43(=1ћак. 2: 32 – 34, 36 - 38); 4, 44(=1ћак. 2: 45 – 47); 4, 46(=1ћак. 7: 26, 27, 43, 44; 3: 28, 29, 31 – 35, 38, 40; 4: 34, 35, 60 – 61; 6: 5 – 8, 14, 57, 58); 4, 47(= 1ћак.10: 51, 54, 52; 11: 10 – 13, 18).
[9] »пполит. ќ ’р. и антихр. 49(=2ћак. 6:7).
[10] ≈всев. ÷.». 5, 25:2.
[11] ≈го предшественник  лимент в —троматах, касаетс€ вопроса о мученичестве и исповедничестве, но не упоминает о подвиге ћаккавеев ( лимент. —тром. 4, 9 – 12).
[12] ќриген. ”вещ. 22.
[13] ћатв. ¬алт. —инт. B, 11;  н. ѕр. – —.170 – 171; 194 – 195; 296; 360 – 361; √риг. Ѕог. —обр. “в. “.2. – —. 159 – 160.  ирилл »ерус. ѕоуч. – —. 60 – 61. ≈всевий сохранил дл€ нас и более раннее свидетельство ћелитона —ардского (+180), который перечисл€€ еврейский канон —в. ѕисани€ не упоминает о ћаккавейских книгах (≈всев. ÷.». 4, 26).
[14]  н. ѕр. – —. 30.
[15]  лимент один раз ссылаетс€ на составител€ (ο συνταξαμενος), который составил эпитому ћаккавейских книг (την των Μακκαβαικων επιτομην) —тром. 5, 14(97:7).
[16]  иприан. ѕр. иуд., кн. 3, глл.: 4, 15, 53; ѕосл. к ‘ортунату, 5, 11.
[17] √ригорий Ѕог.“в. в рус. пер. “.1. – —. 295 – 307.
[18] Επιφανης—лавный, или Ѕлистательный.
[19] ‘лав. ƒревн. 12, 4:10.
[20] Ѕогословский, 1999. – —. 281.
[21] Ћопухин, 1986. – —. 348; Ѕогословский, 1999. – —. 282.
[22] Ћопухин, 1986. – —. 348; Ѕогословский, 1999. – —. 283; ≈горов, 10, 3; —околов, 27; √еллей, 2002. – —. 404.
[23] —евер. ’рон. 2, 18: 7 – 8.
[24] Ћопухин, 1986. – —. 349.
[25] Ётим же эпитетом, кроме ћаккавейских книг јнтиоха называют и ƒаниил (11: 21), а так же светский историк ƒиодор, а ѕолибий прозвище јнтиоха Επιφανης, переделал в Επιμανης (т.е. безумный). Ѕел€ев, 1898. – —. 227.
[26] ѕо иудейскому преданию ее звали ’ана.
[27] ќриген, ”вещ., 23; ƒимитрий –ост. ∆.—., јвг. 1-й день.
[28] ќриген. ”вещ., 23; цитируетс€ с некоторыми изменени€ми.
[29] Bernardi. CS 309,13 (данные вз€ты у еп. »ллариона: јлфеев, 2000 [».ѕ.]).
[30] √риг. Ѕог. —л. 16: “в. в рус. пер. “.1. – —. 295.
[31]  орсунский, 1897. – —. 191, прим. 2.
[32] √офна ныне – арабска€ христианска€ деревн€ ƒжифна, в 18 км к северу от »ерусалима, между еврейскими поселени€ми ќфра и јтерет. ¬ древности √офна была центром одного из одиннадцати округов, »ерусалима (‘лавий, “»удейска€ война”, кн. III, 3:5). ќкрестности √офны представл€ют собой труднопроходимую горную местность с густой растительностью. —видетельство ‘лави€ о бегстве повстанцев в √офну относитс€ к более позднему периоду восстани€, но считаетс€ весьма веро€тным, что данный район изначально служил основным укрытием ћаккавейских отр€дов.
[33] ћаккавей – значит ћолот.
[34] »осиппон (Josippon), 18. »осиппон - исторический трактат на иврите, составленный в X веке в ёжной »талии на основе “»удейских древностей” и “»удейской войны” »осифа ‘лави€, с привлечением дополнительных источников.
[35] ’ануки – праздник ќбновлени€ храма.
[36] —евер. ’рон. 2, 21: 5.
[37] —евер. ’рон. 2, 22: 6.
[38] ƒавыденков, 2005. – —. 405.
[39] Ќа это указывал и проф. Ѕел€ев (—. 230) . ћесто это, правда имеет несколько тонкостей, которые следует разрешить. ѕроблема заключаетс€ в том, что если эти слова √оспода (ћф.24:15) из книги ƒаниила (9: 27) относить к предсказанию о разрушении ’рама римл€нами в 70 г., то выходит, что они относ€тс€ к “иту и ¬еспасиану. “аково, в общем, и иудейское толкование (Hieron. PL. t. 25, col. 570) этого места. Ќо у ап. ѕавла в 2 ‘ес. 2: 3 – 8 эти слова, безусловно €вл€ющиес€ комментарием к словам √оспода, относ€тс€ к антихристу. ÷ерковное предание воспринимает их так же, как относ€щиес€ ко временам антихриста. »ероним сомневаетс€ к кому относить слова из ћф.24:15: «можно это понимать…и в отношении к антихристу, или в отношении к изображению кесар€, которое поставил ѕилат в храме, или в отношении к … статуе јдриана, котора€… стоит на самом св€тейшем месте» (»ероним. “олк. ћф. – —. 208). ‘еофилат однозначно понимает это место в отношении к овладению римл€нами »ерусалимом, тем более, что к этому располагает интерпретаци€ этого места в Ћк. 21: 20. (‘еофилакт. “олк. ћф. – —. 255; “олк. ћк. – —. 120; “олк. Ћк. – —. 319); ≈фрем относит эти слова к разрушению »ерусалима (≈фрем —ирин. “олк. „ет.≈в. – —. 269 - 270). Ќо ‘еодорит толкует их в контексте 2 ‘ес. 2: 3 – 8, и относит к антихристу (‘еодорит. “олк. посл. ап. ѕавла. – —. 495 - 496). ћы заметим со своей стороны, как бы это не казалось парадоксальным, что все они правы. ¬едь ѕисание, часто дает пророчество об одном событии, которое может служить прообразом нескольких событий. “аких примеров в ѕисании много, например образ с руном орошенным, которое иначе было прообразом дл€ —амуила, иначе дл€ наследников Ќового «авета, а еще €вл€етс€ прообразом в христологическом и мариологическом планах.    
[40] “олк. на видени€ пророка ƒаниила. (÷ит. по: Ѕел€ев, 1898. – —. 231).
[41] Ѕел€ев, 1898. – —. 232.
–убрики:  Ѕогословские и исторические наброски
ћетки:  



olshananaeva   обратитьс€ по имени —пасибо за щедрость! ѕ€тница, 19 »юн€ 2009 г. 21:32 (ссылка)
— большим интересом знакомлюсь с ¬ашим богословским творчеством.
’очу задать ¬ам один вопрос - как специалистц в этой области.

—кажите, пожалуйста, что такое "позднее ветхозаветое богословие мученичества" и где про него подробнее прочесть? ¬стретила несколько раз у ”рс фон Ѕальтазара в "Ѕогословии трех дней", где он в каком-то роде противопоставл€ет ему богословие —трастей.
" атегории позднего иудейского богослови€ мучеников мало что могут здесь про€снить, поскольку как разнообразные мотивации и благодатные последстви€ мученичества, так и специфическа€ этико-героическа€ позици€ мученика остаютс€ здесь за пределами пол€ зрени€. ¬есь "смысл" неумолимым образом редуцируетс€ до уровн€ смиренного предпочтени€ воли ќтца ради нее самой. «десь речь не о том, что надежда на бессмертие позднего апокалиптического богослови€ и богослови€ премудрости заранее притупл€ет жало смерти ( ѕрем. 2, 24; 3, 2-3).
...
¬ отличие от молитвы мучеников в ƒан 3,34 о том, чтобы Ѕог не предал страдающих "до конца" ( eis telos)»оанн сознательно выражает противоположную точку зрени€: »исус следовал —воим путем "до конца" ( eis telos 13,1) то есть полностью прин€л позорную смерть."

— 88
( √лава "ѕуть ко  ресту. ¬елика€ ѕ€тница)
Ѕальтазар ссылаетс€ на статью E.Lohse, Maertyrer und Gottesknecht в Forschungen zur Religion und Literatur des Alten und Neuen Testaments,номер 64 за 1963 год, который дл€ мен€ недоступен, увы.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 19 »юн€ 2009 г. 22:28ссылка
¬ данном случае Ѕальтазар, под ранним богословием мученика "страдающий праведник" разумеет книгу »саии, а под поздним - это веро€тно поздние пласты ¬.«. канона (ѕрем. —ол., —ир., ћак., поздние пророки), возможно еще и межзаветную иудейскую апокрифическую литературу мессианского характера (но маловеро€тно).
olshananaeva   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 19 »юн€ 2009 г. 22:29 (ссылка)
ј какую межзаветную?
», кроме того, известно, что ѕесни Ёвед яхве, особенно место о —традающем ќтроке удивительно мало токовалось в межзаветную эпоху.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 19 »юн€ 2009 г. 22:35ссылка
Ќу, например, традици€ кумранитов :) ’от€, как € и оговорилс€ - это маловеро€тно. —ам Ѕальтазар в "страдающем отроке" дает аллюзию на  н. прор. »с., а говор€ о позднеем иудейск. богословии мученичества ссылаетс€ на  н. ѕрем., делайте вывод. Ќа счет статью Ћохсе, попробуйте через гугл на нем. набрать, может, что и высветитс€ :)
olshananaeva   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 19 »юн€ 2009 г. 22:37 (ссылка)
ѕон€тно, что ничего нового не узнала :( Ќо спасибо все равно.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Isolophey   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 19 »юн€ 2009 г. 22:42 (ссылка)
—овсем недавно, о ветхозаветном богословии мучеников, € у Ўаффа читал, правда там тоже ничего нового не узнал, но была бы в то врем€ подл руками, когда писал эту работу, было бы весьма полезно. ” него в первом томе »’÷, есть интересные, но очень краткие наблюдени€ :) ј, собственно, вы специализируетесь в какой области? :)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
olshananaeva   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 19 »юн€ 2009 г. 22:44 (ссылка)
я занимаюсь античной медициной и , в частности, врачами христианами античности . я врач :)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 19 »юн€ 2009 г. 22:45ссылка
ј Ўаффа где можно найти ? :) » как он по ненашему пишетс€?
olshananaeva   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 19 »юн€ 2009 г. 22:55 (ссылка)
Ќашла Ўаффа на английском на гигапедии, спасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 19 »юн€ 2009 г. 23:00ссылка
—ейчас можно и на русск. прочитать. ”же перевели 6 тт. (из 8-ми) его монументальной »’÷. ќн англ. Philipp Shaff - так, кажетс€, протестант, но традиционный. ¬ его книгах можно найти много полезной энциклопедической информации. ≈сли живете в ћоскве - зайдите в ЅЅ», там продаетс€ дешево, или попробуйте в ‘аланстер :) я сам не москвич, поэтому точно не знаю, где сейчас он есть. Ќо мне присылает из ЅЅ»
olshananaeva   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 19 »юн€ 2009 г. 23:03 (ссылка)
ƒа ничего, € бесплатно на английском прочту, это мой второй €зык. :)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Isolophey   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 19 »юн€ 2009 г. 23:05 (ссылка)
ƒайте ссылочку :) Ќеужели там есть Ўафф полный текст все тома? ’от€ слышал € о гипапедии, но все никак руки не доходили туда залесть. ћного работы, сейчас вот приход поднимать будем. Ёто дело важное :)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
olshananaeva   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 19 »юн€ 2009 г. 23:12 (ссылка)
√игапеди€ - это наше все!
вот! http://gigapedia.com/?t=1239697721
вот Ўафф Philip Schaff
http://gigapedia.info/1/Philip%20Schaff%20

грузить через link :), мне это дооолго объ€сн€ли :)
ƒа, а в поисковой строке движком выбирать не google. а gigapedia :)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Isolophey   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 19 »юн€ 2009 г. 23:19 (ссылка)
—пасибо :) ƒумаю разберусь. ј вы, как врач, скажите: пиво правда вредно?
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
olshananaeva   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 19 »юн€ 2009 г. 23:23 (ссылка)
Ќет, что ¬ы!
ѕолезно.
“ам витаминов масса.
Ёто так, мы, врачи, народ дурим, а на самом-то деле...правду -то мы скрываем.
Ќо ¬ам по знакомству € ее сообщу.
јрхаичное воспри€тие болезни в нашем обществе:) » активное мифотворчество :)
я забыла сказать, € культом јсклепи€ тож занимаюсь :)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 19 »юн€ 2009 г. 23:27ссылка
я просто увлекаюсь египтом и шумером, так они там только пивом и спасались :) ¬ шумерских запис€х (клинопис€х) сказано, что 40% бюджета (или посадки €чмен€, точно не помню) тратилось на заготовку пива. ѕон€тно, что нас трав€т суррогатом, а хотелось бы шумерского, или египетского пивка испить :)
olshananaeva   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 19 »юн€ 2009 г. 23:28 (ссылка)
’а-ха! :)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 19 »юн€ 2009 г. 23:29ссылка
ћой муж, кстати, больше любит наше пиво, чем свое родное британское :)
Isolophey   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 19 »юн€ 2009 г. 23:30 (ссылка)
Ёто он, исключительно из солидарности с вами :)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
olshananaeva   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 19 »юн€ 2009 г. 23:31 (ссылка)
а € не пью, у мен€ заболевание почек :)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
olshananaeva   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 19 »юн€ 2009 г. 23:32 (ссылка)
Ўумер - очень здорово!
” ¬ас, € вижу, широчайший круг интересов :)
¬ы откуда?
ћы сейчас в ѕитере.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Isolophey   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 19 »юн€ 2009 г. 23:35 (ссылка)
я сейчас в –остове
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
olshananaeva   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 19 »юн€ 2009 г. 23:36 (ссылка)
” ¬ас там тепло, € знаю ;)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Isolophey   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 19 »юн€ 2009 г. 23:37 (ссылка)
“епло, а € теплолюбивый, поэтому стараюсь держатьс€ этого метса из-зо всех сил :)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку