15 http://www.liveinternet.ru/users/irina_ball/post142889541/
ч.16 Боги Ближнего Востока пожаловали в Египет
Вернёмся к мифам. Однако начнём мы наш экскурс с мифов соседнего с Египтом региона – Ближнего Востока. Мифов того региона сохранилось совсем немного, но они очень важны тем, что появились ранее египетских, поскольку в Египет шумерские боги впервые пришли через Ближний восток, с севера Египта. Первый бог – Птах – сначала пришёл в Северный Египет. Далее вы увидите, как все мифы взаимосвязаны.
Хурриты, жившие на северо-востоке Тигра и Евфрата имели очень похожий на шумерский пантеон богов. В скобках я укажу параллели с шумерским пантеоном. Клинописная табличка, получившая название «Царствование в небе», повествует о том, что хурритский бог-создатель всего Алалу (шумер. Абзу) имел сына Ану (тот же шумер.Ану). Через 9 лет правления Ану победил Алалу, и тот ушёл в подземный мир. Потом на Ану восстал его повзрослевший сын – Кумарби (шумер.Энлил, который получил скрижали судьбы вместо Ану, что может означать, что Энлил победил Ану). Когда Ану пытался убежать, Кумарби вырвал его гениталии, семя Ану упало на землю, и из семени родился бог грозы и войны –Тешуб (шумер.Адад или Ишкур, семитский Ваал, хеттейский Тархунт). Повзрослев, после многих попыток Тешуб-Адад убивает Кумарби-Энлила (Leick, Gwendolyn. Dictionary of Ancient Near Eastern Mythology. Routledge: 1998. p. 106).
Все, кто изучал хурритский эпос, находят параллель между хурритским мифом о низложении молодым богом бога-отца с очень похожим греческим мифом. Только вместо того, что Энлил-Зевс-Кумарби- кастрирует своего отца Ану-Кроноса, в Греции Ану-Кронос кастрирует своего отца Анзу-Урана. Я думаю, что такой сдвиг в одно поколение случился благодаря тому, что, как в Шумерах Энлил взял на себя все регалии Ану и скрывал тот факт, что Ану уже не существует, также он делал и в Греции. Когда он прибыл в Грецию как Зевс, он прибыл с рассказом о своём отце Кроносе, а не с самим Кроносом. Потому греческий Кронос – это смесь черт погибшего Ану и живого Энлила.
Интересно, что многие древние историки считали, что палестинские боги были реальными древними правителями, и что они позже стали также богами Греции и Рима. Евсевий Кессарийский в своей работе PræparatioEvangelica приводит фрагменты из «Истории Финикии» Филона Библского (ок.100 г.), который перевёл с финикийского на греческий работу древнего историка Санхуниатона из Бейрута. По словам Евсевия, Санхуниатон жил в то время, «когда Семирамида была царицей Ассирии».
Так вот, согласно Санхуниатону, греческий бог Кронос сначала был хананейским правителем Элом (мы только что выяснили, что Эл-Энлил был не Кроносом, а Зевсом), который основал г.Библ. На 32-ой год правления его отца Эпигея Эл убил его и возвёл его в ранг божества. Потом, когда были созданы корабли, Эл стал путешествовать, посещая «заселённый мир». Аттику он отдал своей дочери Атене, а Египт – Тоту (Eusebius of Caesarea: PraeparatioEvangelica Book 1, Chapter 10).
Согласно угаритским глиняным табличкам, находящимся сегодня в музее Лувра, главным богом в Сирии был Эл или Ил (шум.Энлил). Он жил на горе Лэл, там и встречались все боги (Энлил любил горы. Храм на горе Лэл был эквивалентом Эриду - храму Энлила в г.Ниппуре, и позже – греческому Олимпу). У Эла была дочь Анат (шумер.Инанна, у хеттеев и хурритов - Инара) – дева воительница, и жена Ашер (шумер. Нинлил или Нинхурсаг, хурит Ханнаханна) – богиня мать.
Анат
Против Эла (Энлила) стал устраивать козни Ваал (шумер.Адад или Ишкур), в которого была влюблена Анат. Эл сначала посылает против него своего сына – Яма, морское чудище (в шумерских мифах внук Энлила – Уту, часто называется драконом; поскольку внешность обычно в шумерских мифах не описывается, трудно определить, кто из сыновей Энлила был сирийским Ямом). Узнав об этом, Анат встаёт на сторону Ваала и вместе с ним побеждает Яма и его помощников. Она жестоко расправляется с врагами Ваала, отрезая им руки и головы, наслаждаясь кровью и стонами умирающих.
После этого Эл посылает против Ваала своего сына Мота – бога смерти (богом смерти в Шумере был сын Энлила – Нергал). Война между Ваалом-Ададом и Мотом-Нергалом продолжалась долго. Текст в табличках во многих местах повреждён, так что детали той войны неизвестны.
Анат-Инанна была любовницей Ваала-Адада (хуррит.Тешуб, хет.Тархун). Его женой была богиня-мать Астарта (хуррит.Хебат, хеттей.богиня солнца Аринна, или шумер.Нинхурсаг). Истории семитского эпоса также перекликаются с эпосом Шумер, например, там тоже угаритский бог грозы убивает дракона Лотана (Иллуянку у хетов). Ещё один важный момент. Когда Эл получил ложную весть о смерти Ваала, он тут же стал искать ему замену. Замена была несоответствующей: бог дождя Аттар недотягивал до Ваала-Адада. Это огорчало Эла. Почему? Потому что для того, чтобы сохранять легенду о бессмертном боге, нужно было так заменять мёртвого бога новым, чтобы замена не была заметной. Так, под именами Астарта и Хатор побывали Инанна, Нинхурсаг, Нинлил и позже Исида.
Ближневосточные мифы настолько тесно связаны с египетскими, что имеют несколько общих богов. Так, известно, что в Аварисе Анат считали дочерью бога Пта, а в Танисе (оба города на севере Египта) – дочерью бога Ра. В мифе о противостоянии Гора и Сета Анат и Астарта упоминаются как дочери Ра и жёны Сета. Поскольку Анат (Инанна) была дочерью (точнее: внучкой, но слова «внук» и «внучка» в мифах просто отсутствуют) Эла-Ра-Энлила, можно предположить, что Пта также был Энлилом. Однако упоминание вместе с Анат (Инанной) Астарты (Нинхурсаг) как дочери Ра-Энлила, даёт право предположить, что Пта был на самом деле Ану, который первым пришёл в Египет, или, скорее всего, Энлил пришёл в Египет с памятью об Ану. Изображение Пта мумимей лишь подтверждает то, что при учреждении пантеона Энлила Ану уже был мёртв.
В Мемфисе – основном культовом центре Пта – почитали триаду:
Пта- Секхмет (Сакхмет)-Нефертум.
Нефертум считался молодым Атумом, т.е. молодым Энлилом. А Секхмет – богиня войны и разрушения – это та же Инанна. (О Секхемет будет сказано больше позже, когда мы будем говорить о Хатор). Итак, сначала в Египте были Энлил и Инанна. В то же время там был и Ваал-Адад, который в Египте стал называться Сетом.
Если учесть время, данное в мифах, и предположить, что Энлил был рождён сразу после Потопа, то получается, что впервые Энлил, Инанна и Сет появились в Египте лет через 70 после Потопа, или около 2270 года до н.э.. Тогда там вероятно и проживала только пара семей. Необходимо помнить, что боги не засиживались по долгу на одном месте. Позже большинство незначительных богов оставалась на местах, паразитируя на людском труде, но те боги, о которых мы ведём речь, очень любили путешествовать.
На этой зарисовке с барельефа изображён Амон-Мин (Энлил), Анат (Инанна на льве, так же, но только в одежде, она изображалась в Шумере) и Решеф (сирийский бог войны или шумерский Нинурта, в Египте его другое имя - Монту). На нижней части барельефа – поклонение богине войны Анат-Нейт, т.е. той же самой Инанне.
Как вы помните, Анат была женой Сета, но в Египте её в основном знали, как Нейт. Именно триаде Сет-Нейт-Собек поклонялись в Танисе.
И барельефе ниже уже знакомые нам лица: Амон-Мин, Решеф, но Инанна уже с короной Хатор (рогами и диском), а Решеф имеет корону южного Египта.
Итак, пока мы определились, что все веховные божества Египта представляют собой Энлила; Сет- Адада; Решеф и Монту - Нинурту; Нейт, Секхмет и частично (как мы увидим позднее) Хатор – Инанну.
Теперь, прежде чем двинуться далее, небходимо напомнить, что Египет в древности по течению Нила делился на Верхний Египет (южная часть) и Нижний (северная часть). Такое деление может легко запутать современного человека, не проживающего на Ниле и привыкшего видеть Египет на карте, где Верхний Египет оказывается по сути нижним, и наоборот. Потому, для простоты, понятия «Верхний» и «Нижний» Египет я буду заменять на Южный и Северный соответственно. Это - короны Южного и Северного Египта.
Первые три короны – самые важные, поскольку дают информацию о границах власти как фараона, так и бога. На белой короне мог быть белый стервятник -символ Некхбет, покровительницы Южного Египта. На красной – кобра Уаджит, покровительница Северного Египта.
К слову сказать, ни одна из этих корон не была найдена, поэтому неизвестно, из чего они были сделаны. Поскольку этих корон не было даже в хорошо сохранившихся гробницах, это даёт право предположить, что короны передавались от одного фараона к другому.
ч.17 - http://www.liveinternet.ru/users/irina_ball/post144910667//
Серия сообщений "История древних цивилизаций":
Часть 1 - ч.1 Объективный взгляд на историю человечества.
Часть 2 - ч. 2 История человечества - продолжение
...
Часть 14 - ч.14.Объективный взгляд на историю человеческой цивилизации (Продолжение).Египет
Часть 15 - ч.15 Объективный взгляд на историю человеческой цивилизации (Продолжение).
Часть 16 - Ч.16 Объективный взгляд на историю человеческой цивилизации (Продолжение).
Часть 17 - ч.17 Объективный взгляд на историю человеческой цивилизации (Продолжение).
Часть 18 - ч.18 Объективный взгляд на историю человеческой цивилизации (Продолжение).
...
Часть 33 - С них ВСЁ началось.Часть 2
Часть 34 - Моё видео "С них ВСЁ началось"-часть 3
Часть 35 - "Как падшие ангелы изменили наш мир" (5 частей)