Цитата сообщения Ольга-В
Кристина Робертсон (Christina Robertson), 1796-1854, Эдинбург - Санкт-Петербург
Кристи́на Ро́бертсон (урождённая Са́ндерс, родилась в 1796 году в Кингхорне близ Эдинбургa — умерла в 1854 году в Санкт-Петербургe) — шотландская художница-портретистка, работавшая при дворе Николая I в 1839—1841 и в 1849—1851 годах.
Портрет великой княгини Марии Николаевны
1840 Портрет великих княжон Ольги Николаевны и Александры Николаевны у клавесина
1840-1841 Портрет императрицы Александры Федоровны
![4964063_0_5881a_c82a3d88_L (400x200, 14Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/121/265/121265864_4964063_0_5881a_c82a3d88_L.jpg)
![](http://2.bp.blogspot.com/-0wLbB1UzxXo/VQl5Xwq73GI/AAAAAAAAdTY/nTXWYkwH8S4/s1600/1841_%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%2B%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B9%2B%D0%BA%D0%BD%D1%8F%D0%B6%D0%BD%D1%8B%2B%D0%9E%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B8%2B%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D1%8B%2C%2B1822-1892%2B(Portrait%2Bof%2BGrand%2BPrincess%2BOlga%2BNikolayevna)_249%2B%D1%85%2B151_%D1%85.%2C%D0%BC._%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%2C%2B%D0%AD%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B6.jpg)
1841 Портрет великой княжны Ольги Николаевны, 1822-1892
1840 (ок) Портрет Зинаиды Ивановны Юсуповой, 1810-1893
Императрица Александра Федоровна
1850 Портрет великой княгини Марии Александровны
Портрет императрицы Александры Федоровны
1840-е Портрет императрицы Александры Федоровны
1849 Портрет великой княгини Марии Александровны
1841 Портрет великой княжны Марии Николаевны, 1819-1876
1841Портрет великой княжны Ольги Николаевны, 1822-1892
1850 Дети с попугаем
1851 Императрица Александра Федоровна
Портрет Мэри Милнес Гаскелл
Кристина Робертсон — племянница лондонского художника Джорджа Сандерса. Вероятно, он и обучил Кристину живописи, и помогал ей найти заказчиков в начале её пути.
С 23 мая 1822 года - супруга портретиста Джемса Робертсона, венчание состоялось в церкви Мэрилебон в Лондоне.
В браке родила восьмерых детей, но зрелого возраста достигли лишь четверо детей - два сына, Джон и Уильям, и две дочери, Агнесс и Мэри.
В 1823 году работы Кристины Робертсон демонстрировались лондонской публике в залах Королевской Академии, а в следующие десять лет она приобрела солидную клиентуру среди аристократии и предпринимателей.
С 1829 года - почётный член Королевской академии в Эдинбурге.
Гравюры с портретов Робертсон, напечатанные в журналах и иллюстрированных альманахах, стали хорошо известны в континентальной Европе и в России.
По мнению биографа Робертсон Елизаветы Ренне, эти портреты мало чем отличались от работ современников, публиковавшихся в тех же журналах, но именно следование духу времени сделало Робертсон модной среди петербургской знати.
В первый раз Робертсон приехала в Санкт-Петербург в 1839 году. Вначале она писала портреты знати, некоторые из которых тиражировались в гравюрах Генри Робинсона, также жившего тогда в России.
Весной 1841 года Робертсон была приглашена ко двору писать портреты Николая I и его семейства.
В том же году серия ростовых портретов императрицы Александры Фёдоровны и её дочерей выставлялась в Академии художеств, а сама Робертсон стала почётным вольным общником Академии (второй женщиной — членом Академии после Виже-Лебрён).
Граф М.Д.Бутурлин, описывая художественную жизнь Петербурга, писал:
Госпожа Робертсон отобрала почти всю практику у своих собратий. У петербургской тогдашней знати вошло в моду списывать свои портреты заморскою этою артисткою, которая брала за них неслыханные цены, по 4000 или даже по 5000 рублей серебром, если портрет был в натуральный рост, по 2000 (помнится мне) за поясной и по 700 (или около того) рублей за головной, с одними плечами...
Модная Британская артистка написала, поочередно всю царскую семью во весь рост и получила за то около ста тысяч рублей серебром... не прошло и шести лет, как все эти знаменитые произведения перешли из дворцовых зал в полутемные коридоры, и о г-же Робертсон едва ли кто ныне помнит.
Бутурлин был не вполне прав в своих оценках — акварельные портреты, написанные Робертсон, продолжали украшать рабочие кабинеты Александра II в течение всей его жизни.
Парадный портрет Александры Фёдоровны оставался вывешенным в ротонде Зимнего дворца до Октябрьской революции, и пострадал во время переворота.В 1847 году Робертсон вернулась в Санкт-Петербург.
В январе 1849 года её вновь пригласили в Зимний дворец писать портреты невесток Николая I — Марии Александровны и Александры Иосифовны. В феврале 1850 года Робертсон известили о том, что Николай I «не удовлетворён» новыми портретами и приказали исправить уже написанное.
В сентябре 1851 года двор повелел хранителю эрмитажных портретов Ф. А. Бруни вернуть все копии Робертсон без оплаты.
В конце жизни бедствовала, из-за отсутствия средств не могла вернуться в Англию. Смерть Робертсон во время Крымской войны, когда большинство британской колонии в Петербурге уехало из России, осталась незамеченной. Художницу похоронили на Волковском кладбище.
После Октябрьской революции портреты работы Робертсон, хранившиеся в частных собраниях, были рассеяны по провинциальным музеям. В Государственном Эрмитаже хранятся тринадцать работ Робертсон, из которых двенадцать атрибутированы точно, а одна — предположительно.
Это семь портретов семьи Романовых, четыре портрета представителей семьи Юсуповых из собрания Юсуповского дворца, портрет Ю. Ф. Куракиной и, по мнению Е. П. Ренне, одна из лучших работ Робертсон — «Дети с попугаем». Кто именно изображён на этом двойном портрете 1850 года — так и не известно. Вероятно, что лицо Марии Александровны на эрмитажном портрете было переписано в манере Франца Винтерхальтера уже после смерти Робертсон. Три портрета, вызвавшие в 1850 году недовольство Николая I, хранятся в музеях Петергофа.Во время пребывания в России шотландской художницы К. Робертсон ее основными заказчиками были члены семьи императора Николая I. В 1841 г. за большие (в рост) портреты императрицы Александры Федоровны и трех ее дочерей художницу избрали почетным вольным общинником санкт-петербургской Академии Художеств.
По характеру своего дарования К. Робертсон была миниатюристкой: она умела тонко выписать лицо, передать фактуру тканей, хрупкость цветов, прозрачность стекла. Эти особенности ее стиля в полной мере проявилось в камерном портрете дочерей Николая I Ольги и Александры.
Ольга Николаевна (1822-1892), великая княжна, с 1846 г. супруга Карла Фридриха Александра, принца Вюртембергского, изображена сидящей у клавесина. Рядом стоит Александра Николаевна (1825-1844), великая княжна, с 1843 г. супруга Фридриха Георга Адольфа, принца Гессен-Кассельского. Идеализация и сентиментальность образов позволяли строгим критикам говорить о "льстивой кисти британки". Тем не менее, К. Робертсон оставалась одной из самых популярных и высокооплачиваемых портретисток в 40-е гг. XIX в.
источник http://vechnost7.blogspot.ru/
Серия сообщений " **женский образ в живописи":
Часть 1 - Louis Icart.
Часть 2 - Louis Icart 2часть
...
Часть 38 - Картины женского очарования.
Часть 39 - Томные дамы эпохи Ар Нуво.Художник Henry Hutt.( Генри Хатт, 1875 - 1950 г.)
Часть 40 - Кристина Робертсон (Christina Robertson), 1796-1854, Эдинбург - Санкт-Петербург
Серия сообщений "**по авторам (р)":
Часть 1 - Jean-Baptiste Robie (1821-1901)
Часть 2 - Репях Николай.
...
Часть 12 - Daniel Van Der Putten 1 часть
Часть 13 - Ришар Райан (Richard Ryan), род в 1974. Чили
Часть 14 - Кристина Робертсон (Christina Robertson), 1796-1854, Эдинбург - Санкт-Петербург