-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Irena_69

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.02.2010
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 34588


ј.¬асильев. ћаленька€ балерина: исповедь русской эмигрантки

—уббота, 26 ћа€ 2012 г. 13:47 + в цитатник
÷итата сообщени€ My_breathing

Ёта книга - исповедь балерины  сении “риполитовой, записанна€ ее другом, театральным художником и историком моды јлександром ¬асильевым.

 4476707_xbod (35x15, 0Kb)

"я - маленька€ балерина,
¬сегда нема, всегда нема,
» скажет больше пантомима,
„ем € сама.
Ќо знает мокра€ подушка
¬ тиши ночей,
„то € - устала€ игрушка
Ѕольших детей!"
ј.¬ертинский

4476707_xbod (35x15, 0Kb)

ќ чем книга
ћир эмиграции и русского балета, унаследовавшего легендарный репертуар —ерге€ ƒ€гилева, раскрываетс€ перед читателем благодар€ рассказу јлександра ¬асильева о драматической судьбе "маленькой балерины"  сении “риполитовой, чь€ долга€ жизнь переплелась с самыми драматическими страницами истории ’’ века.

ѕочему книга достойна прочтени€
»стори€ и развитие русского балета, рассказанна€ со вкусом: вы сможете во всех подробност€х узнать о жизни и творчестве неповторимой труппы —ерге€ ƒ€гилева.
 нига проиллюстрирована редчайшими фотографи€ми из личного архива јлександра ¬асильева.
ќщущение живого соприкосновени€ с ушедшей эпохой парадоксальным образом делает ее одной из самых современных биографических произведений.
4476707_xbod (35x15, 0Kb)

ќдесса...ѕрезентаци€ книги...


— јлександром ¬асильевым балерина познакомилась двадцать четыре года назад в √ранд-опера в ѕариже. »де€ книги воспоминаний родилась несколько лет назад. «я вдруг пон€л, что передо мной уход€ща€ натура», - рассказывает јлександр ¬асильев. » почувствовал свой долг перед историей! ћы все встречаем пожилых людей, с интересом слушаем их воспоминани€ и рассказы о прошлом, но не записываем эти бесценные сведени€ – у нас нет времени. ј зр€!»


 



 сени€ “риполитова родилась в 1915 в ¬ильно. ѕо воле судьбы она стала свидетелем множества исторических событий ’’ века.  сени€ “риполитова была участницей труппы –усского балета полковника де Ѕазил€, унаследовавшего д€гилевский репертуар, танцевала на сценах ѕарижа, Ќиццы, √ермании, Ўвейцарии, ≈гипта, Ѕельгии и √олландии, ѕольши, “униса, »спании.

¬ ќдессу знаменитую балерину привела не только книга, но и сентиментальность. ћуж  сении, известный танцовщик предвоенной эпохи Ќиколай “риполитов, был родом из ќдессы. ќн уехал из нашего города в ранней молодости, мечтал вернутьс€ сюда, но не получилось. ¬место мужа спуст€ дес€тки лет в ќдессу приехала  сени€ јртуровна, котора€ мечтает найти здесь свою дальнюю родственницу »рину “риполитову 1917 года рождени€ - дочь мужа от первого брака . ѕредположительно она работала аккомпаниатором в одесской ќпере. ќдесские краеведы, присутствовавшие на встрече, обещали помочь!


«¬ течение трех лет € изнур€л  сению јртуровну вопросами – она приезжала в мою вильнюсскую фамильную усадьбу јлександра и мы говорили часами»… »з разговоров родилась уникальна€ книга воспоминаний. –усска€ эмиграци€ в  онстантинополе, русские в ѕариже в годы немецкой оккупации - обо всем этом можно узнать из книги. ѕлюс бесценные сведени€ об истории русского балета за рубежом. “акже в книгу вошло около 150 фотографий из личных архивов јлександра ¬асильева и  сении “риполитовой, больша€ часть которых ранее не публиковалась.



јвторы признаютс€, что издать книгу было непросто. ¬се издатели, к которым они обращались, спрашивали: а кто будет читать эту книгу? ¬едь это не мемуары мировой балетной звезды, а… истори€ изнутри балета. Ќо все-таки нашелс€ издатель, который пон€л всю ценность – или, скорее, бесценность – воспоминаний  сении “риполитовой. —егодн€ распродано более семи тыс€ч книг.

 
 


 
 


 сени€ јртуровна – последн€€ доживша€ до нашего времени участница –усского балета полковника де Ѕазил€ в ѕариже. Ќа презентации она с удовольствием делилась воспоминани€ми. Ќапример, о ≈горовой Ћюбови Ќиколаевне – знаменитой солистки ћариинского театра, солистке д€гилевского балета, у которой молода€  сени€ “риполитова училась балетному искусству. ќказалось,  сени€ была любимой и самой талантливой ученицей ≈горовой и та, умира€, передала  сении јртуровне поистине бесценные вещи – свои хореографические записи и классы. “акже  сени€ јртуровна рассказала о своем последнем танце – это был балет «Ћебединое озеро», сыгранный труппой –усского балета на гастрол€х в Ѕарселоне…

 
 


Ќесмотр€ на почтенный возраст, балерина удивила нас своей жизнерадостностью. «я ни о чем не жалею. –адуюсь мелочам и наслаждаюсь жизнью . —ожалею лишь о том, что рано потер€ла мужа, с которым мы прожили очень дружно сорок лет. ѕосле его смерти € уже давно одна. Ќикого не искала, хот€ могло бы быть…» - говорит 96-летн€€ балерина, приехавшую в ќдессу в изысканном нар€де от дизайнера  ирилла √асилина из его последней коллекции. ћы восхищены!

4476707_xbod (35x15, 0Kb)

»ллюстрации:

 

 

»ллюстраци€ є 1 к книге

»ллюстраци€ є 2 к книге

»ллюстраци€ є 3 к книге

»ллюстраци€ є 6 к книге

»ллюстраци€ є 7 к книге

»ллюстраци€ є 8 к книге

»ллюстраци€ є 10 к книге

4476707_xbod (35x15, 0Kb)


»нтервью:


« огда танцевала, € была счастлива»


—егодн€, век спуст€, почти не осталось очевидцев, причастных к этому €влению, которое совершило насто€щий переворот в искусстве. ќдна из тех, чьи свидетельства поистине бесценны, – русска€ балерина  сени€ “риполитова. —удьба свела еЄ со многими знаменитост€ми ’’ века – —ергеем  усевицким, —ергеем Ћифарем, ћарго ‘онтейн, ћорисом Ѕежаром и другими. ѕрожив почти всю жизнь в эмиграции,  сени€ “–»ѕќЋ»“ќ¬ј, которой сегодн€ 94 года, недавно побывала в ћоскве.

 


 сени€ јртуровна, то, что дл€ нас легенда, дл€ вас – часть жизни.  акую роль сыграли балеты ƒ€гилева в вашей судьбе?

– ћожно сказать, что они определили мою профессию, мои вкусы. ¬ моЄм детстве и юности имена ƒ€гилева, ‘окина, Ќижинского, Ѕакста, Ѕенуа, ѕавловой были легендами, гремели по всей ≈вропе. — самого детства € была влюблена в танец, в балет и стремилась подражать своим кумирам. ќдна из моих подруг показала мне восточный танец в фокинском стиле, в шароварах и тюрбане «а-л€ Ѕакст», который € выучила. ¬ середине 30-х годов € приехала в ѕариж заниматьс€ в балетной студии Ћюбови ≈горовой, соученицы јнны ѕавловой и ћихаила ‘окина. ≈горова была ведущей солисткой ћариинского балета, а потом несколько сезонов выступала в труппе ƒ€гилева вместе с ¬ацлавом Ќижинским. Ќо больше всего она прославилась как педагог. ≈горова не только научила мен€ русскому классическому балету, но и открыла дл€ мен€ «–усские сезоны». ј уже потом, после войны, € танцевала в д€гилевских балетах в русской труппе полковника де Ѕазил€. “ак что почти вс€ мо€ жизнь прошла под знаком ƒ€гилева.

—реди ваших соучеников в студии ≈горовой много знаменитых балерин и танцовщиков ’’ века.  то из них запомнилс€ вам больше других?

– Ќа балетном классе у ≈горовой € не раз видела ћарго ‘онтейн. ѕараллельно со мной у неЄ учились ѕьер Ћакотт, ƒавид Ћишин, ∆орж —кибин, стажировались прославленный танцовщик труппы ƒ€гилева —ергей Ћифарь, знаменита€ ¬ера Ќемчинова, Ќина ¬ырубова, которую € знала с ранней молодости до еЄ кончины.

Ќо из всех учеников ≈горовой самой €ркой звездой стал, конечно же, ћорис Ѕежар. ћы занимались вместе несколько лет, и ћорис ничем не выдел€лс€ как танцовщик, больше того – выгл€дел довольно слабо. ¬ начале 50-х годов, когда € с мужем выступала в труппе полковника де Ѕазил€, ћорис обратилс€ к нам с просьбой устроить ему ангажемент. ћой муж помог Ѕежару, он был прин€т в труппу, и нас с ћорисом поставили в пару. Ќо очень скоро, после скоропостижной смерти де Ѕазил€, труппа распалась.

ѕозже € встречала Ѕежара за кулисами ƒворца конгрессов в ѕариже, куда он приезжал со своей труппой «Ѕалет ’’ века». Ќо ћорис мен€ больше не узнавал.

ѕомните ли вы самое первое зрительское впечатление от балетов ƒ€гилева?

– ƒа, конечно! ѕочти сразу по приезде в ѕариж, в 1937 году, € увидела «ѕослеполуденный отдых фавна» на музыку ƒебюсси в хореографии Ќижинского и костюмах Ѕакста. “анцевал —ергей Ћифарь, который был тогда в самом расцвете. я была просто поражена – вместо привычных танцев € увидела совсем другой балет, другое искусство. Ёто впечатление повли€ло на всю мою жизнь.

–асскажите о вашем участии в д€гилевских балетах.

– я и мой муж Ќиколай “риполитов были прин€ты в труппу полковника де Ѕазил€ (его насто€щее им€ – ¬асилий √ригорьевич ¬оскресенский) в 1947 году. Ёта труппа считалась правопреемницей «–усских сезонов», поскольку унаследовала от них не только репертуар, но и костюмы, декорации, оригинальную хореографию, многих танцоров.

ћой муж Ќиколай исполн€л сольные партии, € танцевала в кордебалете. ’ореографию оригинальных балетов нам передавал —ергей √ригорьев, работавший с ƒ€гилевым много лет как репетитор. ќн сохранил манеры и стиль общени€ старой русской интеллигенции. ¬ то врем€ у де Ѕазил€ шло много спектаклей «–усских сезонов» – «—ильфиды», « арнавал», «ѕоловецкие пл€ски», «ѕаганини», «∆ар-птица», балетные сцены из ««олотого петушка» (всЄ в хореографии ‘окина), «∆енщины в хорошем настроении» на музыку —карлатти с хореографией ћ€сина и костюмами Ѕакста и другие постановки. —амым трудным и самым радостным дл€ мен€ было участие в фокинских «—ильфидах». я долго упрашивала де Ѕазил€ поставить мен€ в этот спектакль, где очень трудные партии дл€ кордебалета – они требуют идеальной синхронности и отточенной техники.  огда мне удалось станцевать «—ильфиды», это было огромное счастье! ≈щЄ € участвовала в « арнавале», в «ѕоловецких пл€сках», где исполн€ла мои любимые характерные танцы – они мне всегда удавались лучше всего!

»звестно, что ваша семь€ дружила с выдающимс€ русским музыкантом —ергеем  усевицким. „то в его облике вам врезалось в пам€ть?

– Ёто насто€щий детектив!  огда наша семь€ бежала от большевиков в ѕольшу, мой отец устроилс€ работать лесником в местечке Ћунинец на самой советско-польской границе. ¬ 1921 году однажды ночью он встретил на приграничной полосе человека с контрабасом. Ёто был  усевицкий, который нелегально перешЄл границу. ќн умол€л моего папу спасти его. ќтец устроил его на ночлег, а потом отвЄз его к нам домой в город √незно. ¬ те же дни  усевицкий попросил у польских властей политического убежища. ѕока решалс€ вопрос, мы часто виделись с ним, а его контрабас сто€л в нашем доме. я называла его «больша€ гитара». „ерез некоторое врем€ —ергей јлександрович уехал в ¬аршаву, и мы потер€ли с ним св€зь. ћама написала ему письмо, даже послала подарок к ѕасхе, но он не ответил.

„то дл€ вас танец? ѕризвание, смысл жизни? ѕрофесси€, возможность обеспечить себ€, стать знаменитой?

– Ќаверное, всЄ вместе – может быть, за исключением стремлени€ стать знаменитой.  огда € танцевала, € была счастлива.  роме танца, € ничего другого в жизни не умела и не делала. “олько этим € зарабатывала всю жизнь. Ѕлагодар€ урокам танца, которые € давала, выжила после смерти мужа. √оды пролетели очень быстро!

ѕрактически всю свою жизнь вы прожили за границей. ќщущаете ли вы свои русские корни?

– Ќесмотр€ ни на что, всЄ равно € русска€. я очень сентиментальна, эмоциональна. я чувствую, что у мен€ русска€ душа – то, что французы называют «слав€нска€ душа».

„то вы считаете главным в вашей жизни?

– ” мен€ была очень счастлива€ жизнь – не в смысле денег и успеха. — самого детства € занималась любимым делом. ” мен€ был замечательный муж, с которым мы прожили очень дружно 35 лет. «наете, когда-то одна цыганка мне сказала: «¬ы никогда не будете богатой, но у вас будет замечательна€ долга€ жизнь». “ак и получилось!

Ѕеседу вЄл –оман Ѕ≈–„≈Ќ 

 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

4476707_xbod (35x15, 0Kb)

–убрики:  разное интересное