-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ilya-m1972

 -Подписка по e-mail

 

 -неизвестно

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.02.2010
Записей: 9121
Комментариев: 44447
Написано: 55906


метеоры. греция.

Четверг, 08 Декабря 2011 г. 00:10 + в цитатник

монастыри метеоры.


Монастыри Метеоры

Фессалия – это хорошо известная с туристической точки зрения область в Греции, расположенная к западу от Афин. Основной достопримечательностью Фессалии является городок Каламбака, что в долине реки Пиньос. Город знаменит окружающими его скалами самой причудливой формы – столпами Метеора, что по-гречески означает “парящие в воздухе”.

На первый взгляд скалы кажутся абсолютно ровными и голыми, даже слегка похожими на сваи. На вершинах этих скал расположены христианские монастыри Метеоры XIV века, четыре из которых (в том числе и один женский) функционируют и по сей день.

Воздвигнутые на высоте 300 метров, на скалистых вершинах поразительной крутизны, что встречаются только здесь, в отрогах Пинда в Фессалии, монастыри Метеоры словно бы смотрят через долину Пиньоса на просторы древней Эллады. Глядя на все это великолепие, невозможно вообразить, скольких трудов и мук стоило строительство монастырей на этих отвесных скалах.

До 1920 года попасть в эти монастыри было нельзя – монахи и монашки жили очень уединенно, а пищу, косметику и календари футбольных соревнований им доставляли жители окрестных городов. Посылки поднимали на вершины скал с помощью веревок и блоков.

Сейчас наскальные монастыри открыты для посещений, а столпы Метеоры соединены с "большой землей" системой мостов и лестниц. Правда, лестницы здесь представляют собой всего лишь серпантины вырубленных в скалах ступеней, а подвесные мосты, переброшенные через пропасть, внушают опасения очень многим туристам, но одновременно особо рисковым обещают целый фейерверк незабываемых ощущений. К одному из монастырей Метеоров и вовсе можно попасть лишь в раскачивающейся над пропастью сетке или по шаткой приставной лестнице.

Когда-то монахи вели здесь суровую и простую жизнь вдали от земных искушений. Сегодня же многие из них, опасаясь ненужных вторжений мирской жизни в аскетический монастырский быт, вызванных небывалой туристической активностью, давно покинули свои кельи и сегодня монастыри Метеоры – это скорее музеи, нежели монашеские общины.

 

На большинство гор в Фессалии можно забраться по лестницам или крутым тропинкам. Если вы не ас в альпинизме, то, пожалуйста, этими горами и ограничьтесь. Если же вы все-таки обладаете необходимыми навыками, совершить настоящее восхождение вполне реально и уж точно очень интересно.

Крюки, верёвки и инструктора вам с радостью предоставят местные жители. В любом случае подниматься на пики лучше ранним утром – скалы еще не так раскалены под лучами солнца, а марево не закрывает вида на окрестность и уникальные греческие монастыри Метеоры...

Монастыри Метеоры

 

Метеора - комплекс монастырей, второй по величине после Афона, расположенный на вершинах скал Фессалии, на севере Греции, вблизи городка Кастраки. Всемирно известная Метеора также как геологический феномен.

Скалы Метеоры появились около 60 млн. лет назад, когда вместо равнины в этом месте было древнее море. Под действием геологической силы воды, ветра, под воздействием перепадов температур постепенно устворювались крепкие каменные «столбы», вроде зависли в воздухе. Собственно, с греческого «μετέωρα» переводится как «те, что парят в воздухе».

Когда нашим туристам предоставляется возможность увидеть парящие между небом и землей, но все-таки ближе к небу, монастыри Метеоры? – Обычно, когда они отдыхают на пляжах полуострова Халкидики или отправляются в шуб туры в Грецию. По пути из Кастории, взбудораженные сложным выбором и долгожданной покупкой, счастливые дамы и их измученные спутники, иногда, испытывают настоящий шок, оказавшись на пороге древних обителей. Греция часто изумляет нас контрастами. И из суетных торговых центров шубных фабрик люди попадают в священную тишину намоленных скал возвысившихся над грешным миром.
Удивительно и жалко, что паломнические туры в грецию, также, заезжают в Метеору только на несколько часов. А здесь хочется остаться подольше. История этих мест удивительна: еще с одиннадцатого века в этом колоссальном «каменном лесу» стали искать уединения и спасения православные аскеты и отшельники. Византийская Империя и ее старушка-мать, Греция, просияли неисчислимым количеством святых и угодников. Одним из них был преподобный Афанасий Метеорский, который в четырнадцатом веке основал на самом обширном скальном столпе монастырь во славу Преображения Господня, называемый, также, обителью Великой Метеоры.
Приобретая паломнические туры в Грецию, наши православные соотечественники твердо уверены, что на территории этой страны есть только одна Православная монашеская республика, а на самом деле – их две. И второй, как вы уже догадались, является республика Великих Метеор, которая, в отличие от Святой Горы, открывает свои двери всем желающим приобщиться к чуду искренней веры. Здесь греция, как и тысячу лет назад, продолжает являть всему миру свое духовное богатство. И каждый приходящий, будь то паломник или обычный турист, хоть на одно мгновение, чувствует себя новообращенным.
А что чувствуют насельники древних обителей? Знают ли они, что все стандартные шуб туры в грецию включают обязательное посещение их храмов и палисадников? Нравится им такое положение вещей или нет? – Думаем, вернее сказать, мы надеемся, что братья и сестры монастырей Метеоры воспринимают это, как очередное послушание. Справедливости ради нужно уточнить, что для посетителей открыты только несколько обителей. Существует специальное расписание, регламентирующее, в какие дни и часы любой, достойно одетый человек, может прийти в определенную обитель.
Древняя Эллада – родина демократии, но, когда дело доходит до охраны православных святынь, это государство проявляет завидную твердость. И, будь то специальные паломнические туры в Грецию или веселые экскурсии: сокровенная жизнь монастырей остается вне нескромных взглядов любопытной публики. Одетые во все черное, под палящим солнцем, прямо на крошечных скальных уступах, монахи и монахини работают на своих огородиках, непрерывно творя внутреннюю молитву – о нашем спасении.

 

250px-Meteora_Agios_Triadas_IMG_7632 (250x375, 40Kb)

 













 

Один из крупнейших монастырских комплексов в Греции, прославленный, прежде всего, своим уникальным расположением на вершинах скал. Монашеский центр был образован около X века и с тех пор существует непрерывно. В 1988 году монастыри были включены в список объектов всемирного наследия. По административно-церковному делению входит в митрополию Стаги и Метеор (греч. Σταγών και Μετεώρων) Элладской православной церкви.

Метеоры расположены в горах Фессалии на севере Греции, на севере нома Трикала. Они находятся в горах Хасия (горный массив Пинд) недалеко от реки Пиниос в 1-2 километрах к северу от города Каламбака (бывшая Стаги) и в 21 километре к северо-западу от города Трикала.

Шесть действующих православных монастырей, расположены на вершинах грандиозных скал, находящихся на ровной поверхности Фессалийской равнины. Скалы достигают в высоту 600 метров над уровнем моря и являются редким геологическим явлением. Они образовались более 60 миллионов лет назад и являлись каменистым дном доисторического моря, находившегося на месте равнины. В результате воздействия воды, ветра и перепадов температур получились массивные, как бы зависшие в воздухе каменные столбы, получившие название Метеоры (от греч. μετέωρα — «парящие в воздухе»).

По преданию, первые отшельники поднялись на эти каменистые и неприступные, отрезанные от мира вершины скал задолго до X века. Они жили в пещерах и в скальных углублениях, а рядом основывали небольшие площадки, так называемые «молельные места» для совместного совершения молитв и изучения духовных текстов. Однако для участия в богослужениях и церковных таинствах (прежде всего причастии) отшельникам приходилось спускаться в старую церковь Архангелов в городе Стаги, а позднее во вновь построенную церковь Богородицы.

Согласно большинству исследователей, первым отшельником был некий Варнава, который в 950—970 годах построил старейший скит Святого Духа (Σκήτη του Αγίου Πνεύματος). Затем последовало возведение Преображенского скита (1020 год) критским монахом Андроником, а в 1160 году был сооружён скит Стаги или Дупиани. Основание этого скита положило начало организованному монашескому «государству» (общине) — Метеорам, и общинной монастырской жизни.


Образование монастырского комплекса

В течение двух-трех веков Метеоры жили в атмосфере мира и спокойствия, но в XIII веке начались вторжения крестоносцев, сербов, албанцев и турок, стремившихся захватить Фессалию. В 1334 году в Метеоры прибыл монах Афанасий, изгнанный со Святой горы Афона нашествием корсаров, сопровождаемый своим духовным пастырем Григорием. Они обосновались на столпе Стаги («Столп Капель») и прожили там около 10 лет. Афанасий, впоследствии святой Афанасий Метеорский, имел единственную цель — создание хорошо организованного монастыря по подобию афонских. В 1334 году он собрал 14 монахов из близлежащей округи и поднялся на «Платис Литос» (широкий камень) — гигантскую скалу высотой 613 метров над уровнем моря, 413 над уровнем городка Каламбака, начав поистине титаническое для той эпохи дело — строительство первых сооружений знаменитого впоследствии монастыря «Великий Метеор». Этим монахом впервые были определены правила поведения, которым должны были следовать монахи, соблюдая законы монастырской жизни в Метеорах. Считается, что именно Афанасий дал этим скалам название «Метеоры».

0b24b7cbe66ab4263edcd782c706bf1f (470x700, 115Kb)

Meteora_Agio_Stefano_IMG_7713 (700x465, 268Kb)

scrn_big_1 (645x445, 115Kb)

8722 (338x450, 124Kb)

8721 (450x338, 160Kb)

8719 (338x450, 156Kb)

8718 (450x338, 142Kb)

8717 (450x358, 140Kb)

33844 (448x332, 61Kb)

Meteora_9 (512x384, 28Kb)

 

это монашеская страна в горах, расположенных примерно в 20 км. к северу от города Трикала.
Грандиозные скалы, устремляющиеся ввысь с ровной поверхности фессалийской долины и достигающие высоты 400 метров, представляют собой редкостное геологическое явление. Изваянные самой природой, эти удивительные, массивные, как бы зависшие в воздухе скульптуры получили название Метеоры (от греческого "метеорос" – парящий в воздухе).





Неприступные, полностью отрезанные от мира вершины скал стали приютом отшельников еще в XI веке. Три столетия спустя здесь возникли первые монастырские общины.
Расцвет монашеской страны приходится на XVI в. В это время действовало 24 монастыря, множество часовен, одиночных келий, аскитариев. В наше время действующими являются 6 монастырей.





 
До сравнительно недавнего времени, когда к монастырям были проложены дороги, посетители могли попасть в монастыри только с помощью монахов, которые поднимали их в специальных сетках. Как туда доставлялись стройматериалы, остается до сих пор не ясным.





На самой высокой и большой по площади скале находится Спасо-Преображенский мужской монастырь, основанный около 1340 года.



Главный собор монастыря – Преображенский храм – типичный образец византийского храма с двенадцатигранным куполом. В храме находится большое количество ценных икон XIV-XVI веков, а в бывшей трапезной расположен музей монастырских драгоценностей.



 
Рядом с большим плато стоит достаточно небольшая по своей площади скала с мужским монастырем Варлаама, первым обитателем которой был аскет-отшельник Варлаам, живший в XIV веке.
Монастырь был основан в 1517 году. В музее при монастыре хранится значительное собрание редких рукописей, вышитых золотом плащаниц, резных деревянных крестов исключительно тонкой работы.



На одной из характерных для Святых метеор отдельно стоящих скал гнездится мужской монастырь Святой Троицы, основанный в 1438 году.
При монастыре действует музей прикладных искусств, имеющий большую коллекцию тканых церковных облачений, различных предметов народного творчества.




Монастырь Святого Стефана – маленькая женская обитель, основанная в XV – XVI веках.



Главный собор монастыря – храм Святого Хараламбия - построен в 1789 г.



 
В самом центре Святых Метеор находится женский монастырь Русану, основанный в 1517 году





Заброшенный Сретенский монастырь



Еще в начале прошлого века редким посетителям приходилось либо взбираться сюда по шатким и ненадежным приставным лестницам высотою в 30 метров (лестницы эти при малейшей опасности втаскивались наверх), либо вообще совершать подъем на канате, опасно раскачиваясь на головокружительной высоте в плетеной веревочной сетке. Снабжение некоторых монастырей до сих пор осуществляется с помощью таких сеток. После первой мировой войны, когда монастыри стали привлекать все больше туристов, сюда из расположенной у подножия гор Каламбаки проложили новую дорогу. Сейчас от дороги непосредственно к монастырям можно добраться по серпантинам вырубленных в скалах ступеней или по переброшенным через бездонные пропасти шатким подвесным мостам. Правда, многие монахи, опасаясь суетных вторжений мирской жизни в аскетический монастырский быт, покинули свои кельи, и сегодня монастыри Метеоры - это скорее музеи, нежели монашеские общины. В настоящее время крупных монастырей осталось только семь, но когда-то их насчитывалось более двадцати.



Волшебным выглядит Метеорский пейзаж весной в час заката солнца. Вскоре солнце скроется за вершинами хребта Пиндос, и тени божественных скал, как внеземные образы, грозно расколют темный горизонт, создавая неповторимую картину страха и восхищения.

 

СВЯЩЕННЫЙ МОНАСТЫРЬ

РУССАНУ

История этого монастыря затеряна в различных преданиях. Как время создания (1388 год), так и происхождение названия не имеют исторического обоснования. Однако, немногочисленные имеющиеся данные приводят к выводу, что монастырь был основан очень давно.

Многие считают, что первым основателем монастыря был Руссанос, вероятно, выходец из местечка Росана. По другим, неподтвержденным однако источникам, следует, что монастырь основан в 1288 году иеромонахами Никодимом и Бенедиктом. Точно известно, что в 1545 году по разрешению Митрополита Ларисы Виссариона и игумена монастыря Великого Метеора, выходцы из Эпира - братья иеромонахи Иоасаф и Максим, построили кафедральный собор в византийском стиле на месте разрушенной церкви Преображения Христа и отреставрировали монастырь, который действовал в форме общежительного монастыря.

 

 

 

    

 

 

"Вризони" - сетка, с помощью которой поднимались монахив свои обители.

   
 

Мы не знаем, как развивался монастырь в последующие годы. Однако в течение двух предыдущих веков наблюдался периодический упадок монастыря вплоть до 1940 года. Монастырь многократно расхищался, также, впрочем, как и другие монастыри в Метеорах, как нашествиями иноверцев, так и неизвестными грабителями, а те реликвии и рукописи, которые дошли до нас, хранятся сегодня в монастыре Великого Метеора.

С 1950 года и в последующие 20 лет старица Эфсевия из соседней деревушки Кастраки с большим трудом сохраняла это старинное строение в три этажа, которое в настоящее время в обновленном виде действует как женский монастырь.

На среднем этаже расположена церковь Преображения, также отремонтированы кельи, а на верхнем этаже находятся просторные приемные помещения.

Церковь Преображения с алтарем, обращенным к северу, - двустолпное крестовокупольное сооружение с притвором. Главный храм был расписан в 1560 году при игумене Арсении иконописцами критской школы. Эти росписи не были записаны вновь и сохраняются в хорошем оригинальном состоянии, несмотря на прошествие многих веков.

Кроме того, большую ценность представляет деревянной резьбы с позолотой иконостас. Справа расположены две уникальных фрески Святой Варвары, а на своде изображение Вседержителя. Эта фреска имеет частичные утраты из-за повышенной влажности. На хорах изображены Воскресение и Преображение Христа, ниже - многие Святые воины, а в южной части храма различимы силуэты псалмопевцев Козмы и Иоанна Дамаскина, а также многофигурная композиция Успения Богоматери с Архангелами Михаилом и Гавриилом по бокам. Весь притвор украшен настенной росписью, имеющей исключительную целостность. В его западной части изображаются страдания Святых, а над входом, ведущим в центральную часть церкви, находится изображение "Вошествие на Престол" - другая многофигурная композиция с Ангелами, смертными и огненной рекой. Немного повыше -три Ангела, один из которых держит свиток, где записаны все поступки души, находящейся на суде, второй Ангел держит весы правосудия, а третий отгоняет трезубцем дьявола, который пытается утащить с собой в ад душу, находящуюся на суде.

Над дверью притвора сохраняется надпись, гласящая: "Этот Святой и Всесвятейший храм Преображения Господа Бога нашего "Спасителя Иисуса Христа был расписан при участии, помощи и на средства благославеннейшего из иеромонахов, настоятеля этого Святейшего монастыря Арсения в 1561 году, 20 ноября, эдикт 4."

 

 

setka_1_w (266x176, 35Kb)

setka_2_w (178x280, 33Kb)

 

Это удивительное место - лучезарное монастырское государство, основанное на гигантских обрывистых скалах, величественно устремленных в небо в северозападной части Фессалийской равнины, создает непередаваемое парадоксальное чувство, соединяющее в себе страх и восхищение.
 

 

 

 

 

 

Первые осенние туманы окутывают вершины грандиозных скал. Наступает зима и в нескончаемые ледяные ночи Метеорский пейзаж становится еще более величественным, божественным, неземным. Странное чувство испытывает попадающий сюда, когда северный в ветер начинает свистеть в ущельях между обрывистыми скалами, а тусклые лампады мерцают в окошках келий, посылая слабое известие о существовании жизни в этой печальной бездне.

 

 

Волшебным выглядит Метеорский пейзаж весной в час заката солнца. Вскоре солнце скроется за вершинами хребта Пиндос, и тени божественных скал, как внеземные образы, грозно расколют темный горизонт, создавая неповторимую картину страха и восхищения.

        
   

Вдали от земных благ, на вершинах отвесных скал, на головокружительной высоте, среди хаоса и криков орлов, нищие отшельники, отошедшие от мирской жизни, молились денно и нощно, прося бога, даровать им посмертное душевное спокойствие. Сколько их испустило здесь свой последний вздох в одиночестве и забвении...

   
 

Этот поразительный геологический феномен стал с давних пор объектом изучения многих греческих и иностранных исследователей и геологов. Наиболее убедительное объяснение этому феномену дал немецкий исследователь Ал. Филиппсон (1897 год) в своей книге "Фессалия и Эпир". Он доказывает, что это скопление, высоко устремленных в небо скал, является по происхождению дельтой какой-то великой реки, которая в течение тысячелетий несла свои воды в узкий, но глубокий участок моря, которое заполняло когда-то всю современную Фессалийскую долину.

 

Путешественник, любующийся этим великолепным местом, то диким и величественным в зимнее время, когда северный ветер свистит в хаосе между каменными массивами, то тихим и вызывающим благочестивое настроение в солнечные дни, напоенные горными ароматами дикорастущих цветов и свежей растительности, которая обрамляет скальные трещины, ощущает ничтожность человеческого бытия в бесконечности и становится паломником. Он находится рядом со своим Создателем, вокруг него простирается пейзаж, полный тишины и одиночества, нарушаемых только стремительным полетом птиц и мелодичным перезвоном монастырских колоколов. Эта небесная тишина уже века сосуществует с высочайшими серыми скалами, уходящими в небо, усеянными орлиными гнездами, а на вершинах скал разместились большие монастыри, скромные церквушки и, безлюдные в настоящее время, старые скиты.

Это единственное в своем роде монашеское государство, возникшее среди величественного каменистого пейзажа.

Это место, на вершинах высочайших скал, между небом и землей избрали для себя местом обитания многие отшельники для того, чтобы быть ближе к Богу все оставшиеся годы их жизни, отрекшись от земных благ, посвятив себя молитвам и духовной сосредоточенности.

По преданию первые отшельники поднялись на эти каменистые массивы задолго до 10 века н.э.. Они обитали в пещерах и в скальных углублениях, а рядом основывали небольшие площадки, так называемые, "молельные места" для исполнения молитв и изучения старых православных текстов.

Однако их религиозные обязанности требовали исполнения церковной службы и причастия, проводимых священнослужителями. Для выполнения этих церковных канонов отшельники вынуждены были ходить в старую церковь Архангелов, а позднее во вновь построенную церковь Богородицы. Наконец был построен Первый Скит в Дупиани, который вошел в Епархию Стаги.

Основание Скита в Дупиани около 11 в н.э. положило начало организованному монашескому государству (общине) - Метеоры и общинной монастырской жизни. Общее присутствие по воскресеньям на Божественной Литургии и на Святом Причастии привело первых отшельников к духовному братству, с течением времени к основанию первого монастыря Дупиани, а затем церкви "Протатон", по образцу одноименной церкви на святой горе Афон, именно там и назначался в качестве "первого лица" - игумен Скита, который осуществлял религиозную власть во всей общине и жил в монастыре.

В течение двух-трех веков Метеоры жили в атмосфере мира и спокойствия, а в 13 веке начались вторжения франков, сербов, каталонцев, албанцев и турок, стремившихся захватить Фессалию.

С 1328 года по 1344 год при Византийском императоре Андронике Младшем король Сербии Стефан Душан был объявлен царем сербов, греков (ромеев), албанцев и болгар. Он захватил Фессалию и соседние области. Наместником Фессалии он назначил Григория Прелюба, а властителем Этолии своего единокровного брата Симеона.

В 1334 году, изгнанный из Святых Гор нашествием корсаров, прибыл в Метеоры монах Афанасий, сопровождаемый своим духовным пастырем Григорием. Они обосновались на Столпе Стаги (Столп Капель) и прожили там около 10 лет.

Афанасий, впоследствии Св. Афанасий Метеорский, имел единственную цель - создание хорошо организованного монастыря по подобию Афонских. В 1344 году он собрал 14 монахов из близлежащей округи и поднялся на "Платис Литое" (широкий камень) - гигантская скала, высотой 613 метров над уровнем моря, 413 метров над уровнем городка Каламбака, начав поистине титаническое для той эпохи дело - строительство первых сооружений знаменитого впоследствии монастыря "Великий Метеор". Этот благочестивый монах определил правила и поведение, которым должны были следовать монахи, соблюдая законы монастырской жизни в Метеорах.

После смерти Стефана Душана и Прелюба Симеон сам провозгласил себя правителем и царем и соединил Фессалию и Эпир, сделав их столицей город Триккала.

 
 

 

КАЛАМБАКА

Нa западной окраине Фессалийской долины, там, где начинаются первые возвышенности большого горного хребта Пиндос, внизу, у подножия громадных Метеорских скал, находится городок Каламбака.
В древности город, который упоминают историки Стравон и Ливии, назывался Эгинион. В 167 году до н.э. римские завоеватели разрушили его, но, оставшимся в живых жителям, удалось его восстановить, и город выжил и существовал еще много лет, вплоть до 11 века н.э. В те времена, по дошедшим до нас историческим источникам он появляется под названием Стаги (капли) и относится к христианской Епархии с одноименным названием, которая располагалась там же.
Описание старой Каламбаки дает нам швед Й.Бьернстаал, который посетил этот городок в 1779 году;
"После трех с половиной часов езды верхом мы прибыли в греческую деревню Стаги, которую турки называют "Каламбак" и в которой находятся десять христианских церквей и ни одной мечети. Для того, чтобы посетить Митрополита в его резиденции, нужно приложить большие усилия для восхождения на гору. Такие труднодоступные жилища вынуждены были строить христиане, чтобы обеспечить свою безопасность. Митрополит отсутствует. По причине угрозы нападения со стороны албанцев он нашел убежище еще в более безопасном месте -монастыре Святого Стефана.

Так как деревня располагается как раз под отвесными, высокими скалами, нужно с невообразимым трудом и опасностью вскарабкиваться с одной скалы на другую. Скалы абсолютно вертикальны и удивительно высоки. Некоторые из этих скал представляют собой ничто иное, как каменные округлые глыбы, нагроможденные одна на другую, как колонны. "
Николаос Магнис, который также посещал Каламбаку за несколько лет до 1864 года пишет:
"Стаги ранее были известны под названием Гомфи, а теперь как Каламбака. Христианское поселение, имеющее около 250 домов, находится в трех часах езды от Триккала, а Епархия находится в ведении Митрополита Ларисы. Вблизи к границам Эпира, у подножия горной гряды Пиндос, вдоль левого берега реки Пинеос."
В Каламбаке находится довольно значительный памятник - Кафедральный Собор Епархии Стаги, посвященный Успению Богоматери. Построен он был в 10 -11 веках на руинах раннехристианской церкви и является трехнефной бескупольной базиликой. Самое главное сокровище собора - мраморный амвон, единственный такого рода во всей Греции. Он находится как раз в центре собора перед Царскими Вратами и доминирует своей внушительной кладкой. Лестницы, расположенные по обеим сторонам амвона, поднимают Духовного Пастыря на место, видимое отовсюду. Откуда он провозглашает Слово Божие.

Чудесные фрески 12 века, а также настенные росписи 1573 года, исполнены священниками Кириязисом и Неофитом - сыном великого критского иконописца Феофана, украшают внутреннее пространство собора. Они сохраняются в очень хорошем состоянии, также как и великолепный деревянной резьбы иконостас.
В притворе изображена золотая Булла императора Андроника (1330 год), удостоверяющая привилегии Епархии Стаги, а также Булла Патриарха Константинополя Антония (1393 год).

В алтарной части мраморный ковчег покрывает сверху алтарь, а за алтарем находится место (трон), где отдыхали архиереи. Под троном находится большой тайник, в котором скрывались христиане во время нашествий иноверцев и разбойников.
В настоящее время в Каламбаке находящаяся в пяти километрах от Метеор предоставляют к услугам экскурсантов прекрасные гостиницы со всеми современными удобствами. Город расположен в 21 км от Триккалы, в 83 км от Ларисы, в 105 км от Янины, в 140 км от Волоса, в 285 км от Салоник, в 326 км от Афин. Население провинции Каламбака состоит из одного муниципалитета, 50 общин и 81 поселка и имеет около 32 тысяч жителей.
 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

КАСТРАКИ

Маленькая живописная деревушка, приютившаяся в объятиях огромных скал, которые будто бы охраняют ее, является последним уголком светской жизни.
Эта община возникла еще в эпоху турецкого владычества, путем объединения маленьких поселений, где проживали греки из Эпира, бежавшие сюда в надежде скрыться от грозного правителя Али Паши, чья резиденция находилась в Яннине.

Византийская крепость, от которой сохраняются еще некоторые руины, дала название деревушке. До войны здесь сохранялась в первозданном виде сельская картина греческой провинции. В настоящее же время, с развитием транспортных средств и массовыми посещениями экскурсантов, деревня развилась в прекрасное место отдыха с кемпингами, тавернами, небольшими гостницами, которые предоставляют приятный отдых туристам, посещающим Метеоры.

 

 

СКИТ СВЯТОГО АНТОНИЯ

Симеон был очень набожный человек, он оказывал большую помощь монастырям в Метеорах как пожертвованиями, так и рядом различных привилегий, которые он учредил в 1358 и в 1363 годах. По его указу монастырь Дупиани приобрел полную независимость и прекратил с тех пор подчинение Епархии Стаги. Он перешел в юрисдикцию Первого лица Скита, которым в то время являлся монах Нилос.

 

 

 

 

          

В 1371 году Симеон скончался, оставив своим наследником сына - Иоанна Уреша Палеолога, находившегося в то время в обучении на Святой Горе Афон. По возвращении в Фессалию для принятия на себя управления этой страной юный Иоаннис посетил Метеоры и познакомился с Афанасием. Молодой правитель был глубоко поражен не только спокойствием монашеской жизни, полным отречением монахов от всех земных соблазнов ради вечной жизни духа на небесах, но также и самой личностью Афанасия. Он привязался к нему узами настоящей дружбы, любви и глубокого почитания дела, которое с такой мудростью, терпением и христианским рвением осуществлял Афанасий. Иоаннис отказался от мантии монарха и избрал полную лишений и трудностей дорогу смиренного монаха, приняв имя Иоасаф.

Через 11 лет безоблачного христианского сотрудничества с Иоасафом, итогом которого был расцвет и возросшее влияние монастыря, Афанасий скончался и был похоронен в монастыре. Игуменом монастыря стал Иоасаф, продолжив дело, которое было начато совместно с Афанасием. Благодаря вкладам благочестивых граждан, приносивших в дар монастырю земельные угодья, а также умелому и мудрому управлению монашеской общины Иоасафом, была отреставрирована церковь Преображения, построенная еще при Афанасии, были достроены новые кельи и возведено здание больницы для монахов. После смерти Иоасафа богоугодное дело было унаследовано его знаменитым преемником и продолжателем, выходцем из Эпира - Симеоном.

Величие этого места и его естественная, природная безопасность от нашествий, грабителей и разбойников, которую ощущали монахи, благодаря неприступной высоте отвесных скал, позволило создать с течением времени некую крупную и организованную монашескую общину (государство) с множеством монастырей, которые росли и укреплялись, благодаря многочисленным дарам и вкладам благочестивых правителей и архонтов. В результате многие известные и неизвестные духовные лица основали следующие монастыри: "Святой Троицы", "Святого Стефана", "Сретения", "Руссану или Арсану", "Святого Георгия Мандиласа (Платочника)", "Святого Николая Анапафсаса", "Миканской Богоматери", "Святых Феодоров", "Святого Николая Бандова или Кофина", "Святых Апостолов", "Святого Григория", "Святого Антония", "Вседержителя", "Предтечи", "Святого Монастыря", „Ипсилотерас или Каллиграфов", "Модеста", "Поклонения", "Алисис", "Апостола Петра", "Святого Димитрия", "Каллистрата", "Предтечи", и "Архангелов".

Однако постепенно это богодержавное государство начало понемногу приходить в упадок, и в настоящее время действуют только шесть монастырей: "Преображения", "Варлаама", "Святого Николая Анапафсаса", "Руссану", "Святой Троицы","Святого Стефана", другие же либо превратились в руины, либо вообще исчезли.

 

СВЯЩЕННЫЙ МОНАСТЫРЬ  СВЯТОГО  НИКОЛАЯ  АНАПАФСАСА

Покинув деревню Кастраки и продолжая путь далее, мы въезжаем в "каменный лес" Метеор.

Первый монастырь, который встречается на нашем пути слева от дороги, монастырь Святого Николая Анапафсаса, расположенный на вершине широкой скалы, которая имеет ограниченную площадь. Не может ни вызвать восхищения форма здания, повторяющего очертания каменного массива.

 

 

 

 

 Небольшой подъем в гору и несколько прорубленных в скале ступеней, приведут нас к входу в монастырь, соборы и подсобные помещения которого, из-за недостатка площади были выстроены на различных уровнях, что создало ощущение лабиринта. На первом уровне нам встречается маленькая церквушка, посвященная Святому Антонию. Ее небольшой алтарь имеет площадь всего 4 кв. метра и может вместить только одного священнослужителя.Маленький тайник находится слева, но теперь он перенесен в келью.

       

На втором уровне находится собор Святого Николая, украшенный знаменитыми настенными росписями. Он узкий и длинный с низким куполом, без окон, с алтарем, вынуждено развернутым к северу. Главный собор, довольно узкий, освещается почти полностью свечами. Притвор, однако, широкий и светлый, создающий впечатление, что был построен в качестве монастырского двора.

На третьем уровне находятся старая трапезная, которая используется как приемная зала, маленький собор Святого Иоанна Предтечи и склеп с черепами монахов.

Настенные росписи Феофана превосходят все ожидания, оставляя изумленным даже самого требовательного ценителя искусства, ввергая в глубокое умиление даже неверующего. Это единственные  настенные росписи, которые имеют подпись автора, в других же монастырях, и, в частности, на Святой Горе Афон, фрески не подписаны.

Феофан Стрелидзас или Батас родился около 1500 года на Крите, где и обучался иконописи. Его религиозные убеждения привели его к монашеству, несмотря на то, что он был женат и имел двоих детей. Его сыновья унаследовали от отца искусство иконописи и стали последователями его дела. Все шедевры настенной живописи Феофана находятся в материковой Греции. В 1527 году он расписал собор Святого Николая Анапафсаса. После этого он отправился на Святую Гору Афон и расписывал там соборы монастырей Великой Лавры и Крестоникитинский монастырь, где навсегда оставил свои бесценные произведения, утвердив себя бесспорно самым выдающимся иконописцем критской школы. Феофан умер в Ираклионе, на Крите, в 1559 году.

Критская школа представляет собой наивысшую ступень развития византийской иконописи. Истоки ее находятся не на Крите, а происходят из Константинополя 14 века. Оттуда ее основные принципы распространились в Сербию, Македонию, Южную Грецию, в Мистру, и лишь в 16 веке, они достигли Крита, где они приобрели свою окончательную форму. Самые великолепные образцы византийского искусства находятся на Святой Горе Афон.

Церковь Святого Николая была построена на средства Митрополита Ларисы Дионисия и иеромонаха и экзарха Стаги Никанора, о чем и свидетельствует надпись, находящаяся над входом в собор.

Божественный и Всесвятейший собор во имя нашего Святого Отца Николая воздвигнут его Преподобием Митрополитом Ларисы Дионисием и Благославеннейшим из всех иеромонахов Никанором - экзархом Стаги и братьями, пребывающими здесь. Расписан на средства Вангелоса Киприаноса (1527 года 12 дня, октября месяца) Феофаном Стрелидзасом на Крите, известным под именем Батас.

Феофан проявляет несравненную способность ощущения гармонии красок на ликах святых, которые изображает светлыми или темными тонами, в соответствии с праздничным или траурным настроением, которое хочет отобразить. Его кисть движется с удивительной легкостью по ограниченным и необычным поверхностям, не оставляя пустого пространства и создавая чудесную гармонию. Чрезвычайно трудно выделить отдельные композиции в качестве наиболее значительных по мастерству из всего этого единого совершенства.

В нише, в алтарной части церкви, мы видим Богоматерь - Заступницу верующих, слева же и справа - Иерархов Василия и Хрисостома, Святые Страсти Христа и образы Иерархов. На куполе доминирует одинокий образ Иисуса, окруженный ангелами, держащими потир, лампаду и хоругви.

Также изображаются Пророки, Четыре Евангелиста на парусах свода, Двенадцать Праздников и сцены Святых Страстей Иисуса в форме маленьких переносных икон.

В притворе изображено Второе Пришествие - как его представлял себе иконописец, а в южной части изображены основатели храма Дионисий и Никанор, которые обращаются с молитвой к Богоматери и к Святому Афанасию Метеорскому. Имеется также замечательная фреска Богоматери с маленьким Христом, держащим ее за большой палец, рядом расположено очень редкое изображение „Успение Святого Николая", а также „Святой Афанасий Метеорский" и сцены из чудес Христа.

 

СВЯЩЕННЫЙ МОНАСТЫРЬ  ВАРЛААМА

В середине 14 века схимник Варлаам поднялся на скалу и воздвиг несколько келий и маленькую церквушку, которую посвятил Трем Иерархам. Там он обитал до конца своих дней в полном одиночестве, одетый в лохмотья и погруженный в молитвы.

После его смерти все помещения оставались необитаемыми долгие годы. В конце 16 века два брата, монахи Нектарий и Феофан, происходившие из знатной семьи Апсарадов из города Яннина (до этого они уже провели семь лет на столпе Предтечи, в монастыре Великого Метеора) поднялись на скалу с единственной целью отреставрировать превратившуюся в руины церковь Трех Иерархов, построенную Варлаамом.

Братья так описывают в своем завещании восхождение на скалу:

"Мы обнаружили широкую, высокую и уединенную скалу, названную  Варлаам, в честь монаха Варлаама, который жил здесь много лет тому назад, она имеет обширную территорию и подходит нам для проживания, хотя и была заброшена долгие годы, в 1518 году мы начали восстанавливать и возводить постройки на холме, чтобы сделать его обитаемым."

 

 

 

 

 

 "Вризони" - сетка, с помощью которой поднимались монахив свои обители.

 

 

Шло время, количество монахов увеличивалось, достигло 30 человек, и тогда два брата построили вторую церковь с просторным католиконом (главным храмом) с двумя куполами, которую посвятили Всем Святым (1542 год).

Развитие общинной жизни в монастыре и его духовный расцвет привели к обогащению монастыря, которое пришло благодаря двум братьям и дарам верующих, которые отдавали монастырю земельные угодья, виноградники, оливковые плантации и хутора.

Но и после смерти братьев - Феофана в 1544 году, а Нектария в 1550 году - монастырь продолжал процветать. Прибывали другие монахи, которые свято следовали указаниям основателей монастыря, сделанному ими в их завещании: " Все, кто пришел в лоно монашеской жизни, должны пользоваться всем и исполнять все сообща, будь то трапеза, одежда, обувь, принятие решений, проживание".

 

   

Вот описание монастыря, которое дает Й.Бьернстааль, посетивший монастырь Варлаама в 1779 году.

Игумен монастыря, отец Анатолий, являющийся одновременно ризничим и библиотекарем, принял меня со всем почтением. Здесь имеются две церкви. Число монахов не превышает 9 или 10 человек, всех же людей, проживающих на вершине этой скалы, не более 24 человек вместе с работниками монастыря, С момента основания монастыря ни одна женщина не поднималась наверх, так же как и в Метеор. Игумен проводил меня в церковь, которая не так велика, как в Метеоре, но намного красивее. Она имеет два небольших красивых свода и довольно светлая. Повсюду внутри ее видны настенные росписи, сделанные в манере этого края, без перспективы, без светотени. Монастырь Святого Варлаама был построен в 2044 от сотворения мира, что соответствует 1535 году от Рождества Христова, о чем свидетельствует надпись на камне, находящемся у лебедки с помощью которой Вас втаскивают наверх".

Церковь Трех Иерархов, которая была первой построена на скале, имеет в алтарном своде замурованную черепицу с датой восстановления церкви (1627 год). Эта церковь с деревянной крышей - однонефная базилика с богатой, великолепной настенной росписью. Посетителей особенно восхищает непревзойденная техника и эстетика двух фресок, украшающих внутреннее пространство церкви. Первая фреска "Жития Святых Эфраима Сирийского - одного из самых известных схимников и наиболее плодотворного из церковных авторов. Вторая фреска "Успение Иоанна Златоуста".

Также имеется много изображений Святых, например, основатели монастыря Нектарий и Феофан, Рождество Богородицы и Святой Николай из Метцово, который был замучен в Триккале.

Для церкви Всех Святых, построенной в 1542 году, основатели монастыря Феофан и Нектарий описывают в своей автобиографии, как проходило сооружение храма на протяжении 20 лет.

Эта церковь, по подобию Афонских церквей, крестообразная, четырехстолпная, с одним куполом над главным собором и еще одним куполом над притвором. В алтарной нише имеется прекрасная фреска Богоматери Платитера в золотом одеянии, а немного ниже "Литургия Ангелов". На алтарном своде изображен Иисус Христос также в золотых одеждах. Главный собор завершается находящимися слева и справа двумя полукруглыми хорами с аналоем, украшенным мозаикой из слоновой кости и перламутра. Резной деревянный иконостас покрыт позолотой и имеет иконы "Распятие Христа", "Богоматерь" и икону одного из любимых Его учеников, а по обоим краям иконостаса находятся иконы в полный рост Молящейся Богоматери и Христа. На четырех парусах под куполом находятся изображения четырех Евангелистов. Великолепна композиция - "Евангелист Лука пишет образ Богоматери". Имеются также замечательные сцены из жизни и страстей Христа, "Богоматерь Скорбящая", а также изображения церковных песнопевцев Иоанна Дамаскина и Козмы. Над Царскими Вратами изображена сцена "Успение Богоматери" с облаками в виде животных и людей, несущих Апостолов к гробу с останками Богоматери.

Притвор церкви покоится на четырех четырехгранных колоннах. В восточной части имеется фреска "Второе Пришествие", а над внутренним дверным проемом находится изображение "Святой Сысой, размышляющий перед останками Александра Великого". В юго-западном углу притвора изображены сцены из жизни Иоанна Предтечи, а в северо-западном углу изображена сцена пытки Святого Пантелеймона,. На левой колонне изображен первый отшельник Варлаам в светлом облачении. Захоронение двух основателей монастыря Нектария и Феофана находится в юго-восточном углу придела, а на стене изображены фигуры самих отшельников с белыми бородами, держащими в руках монастырь.

Выразительный Ангел - хранитель, выполненный в гармоничных тонах, изображен над их могилой, а на своде придела видна фигура Вседержителя (Пантократора) в полный рост.

В надписи, которая находится в главном соборе и которая называет основателей монастыря, живописец не поставил своего имени. Однако допустимо, что настенная роспись алтаря и главного собора была выполнена Франгосом Кателаносом, великим живописцем критской школы, многие работы которого, находятся в Великой Лавре Афонского монастыря. Росписи придела были выполнены в 1566 году священнослужителем Георгием, относящимся к Сакелларию г. Фивы, и его братом Франкосом (не следует путать с Кателаносом).

Следует упомянуть также о митрополичьем троне в центральной части собора и о деревянной двустворчатой резной двери притвора.

В монастырской трапезной экспонируются бесценные реликвии, такие как деревянные резные кресты, облачения священнослужителей, трон Митрополита с инкрустацией, плащаница (1609 года) и переносные иконы поствизантийского периода, Евангелие императора Константина Порфироносного, церковна



Процитировано 9 раз
Понравилось: 6 пользователям

MarfushaMD   обратиться по имени Четверг, 08 Декабря 2011 г. 01:00 (ссылка)
Потрясающее место!!!Остались же еще такие уголки!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Veronica_19   обратиться по имени Четверг, 08 Декабря 2011 г. 05:44 (ссылка)
Прекрасные места!!!Я была несколько лет назад,надо бы ещё раз поехать!!!Спасибо за чудесный пост!!!
Ответить С цитатой В цитатник
kazimira22   обратиться по имени Четверг, 08 Декабря 2011 г. 13:38 (ссылка)
Очень хочется там побывать!
0_799b5_3f2e4038_L (435x407, 252Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Мечтающая_Ирина   обратиться по имени Четверг, 08 Декабря 2011 г. 18:27 (ссылка)
красота
Ответить С цитатой В цитатник
devil201266   обратиться по имени Четверг, 08 Декабря 2011 г. 21:54 (ссылка)
продать душу Дьяволу реально!
satane666.msk148.listkom.ru
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку