Микеланджело Буонаротти был очень молод и еще сам не знал, насколько велика его сила как скульптора. В двадцать четыре года он получил в свое распоряжение прекрасную глыбу каррарского мрамора и заказ: французский кардинал Жан Билэр заказал скульптуру для своей будущей гробницы. Однако статуя после окончания работы над ней попала в храм Сан-Пьетро, то есть в храм Святого Петра в Риме (Ватикан), где и находится до сих пор.
Это была прекрасная, совершенная статуя, в которой юный мастер показал гениальное владение материалом. Прекрасные пропорции, великолепная обработка камня, тончайшие складки ниспадающей накидки - все говорило об уверенной руке скульптора. Но еще более трогательным, чем форма, было ее содержание, ее философия.
Речь идет о скульптурной группе "Пьета" или "Оплакивание". Микеланджело изобразил молодую женщину, которая держит на руках мертвого сына. Эта женщина моложе того возраста, который подсказывает логика и история: ей должно было бы быть около пятидесяти лет. Художник создал образ совсем молодой, юной красивой женщины, тем самым воплотив библейское определение того, что мать является дочерью сына своего. Трогательная, воплощающая личное горе и скорбь скульптура, полная красоты, вызывала восхищение во все века. В своей Пьета Микеланджело обратился к теме, которая до той поры трактовалась преимущественно в странах к северу от Альп, где изображение страдания всегда связывалось с идеей искупления. Теперь же двадцатитрехлетний художник, напротив, предложил невиданное ранее изображение Мадонны с мертвым Сыном. У нее юное лицо, но это не признак возраста, она дана как бы вне времени. Мария лишь чуть склонила голову над сыном, тело которого, лишенное жизни, удобно расположилось на ее коленях, «вся ее материнская нежность устремлена лишь на него. Ей не на что больше надеяться, не на кого больше опереться; она далека от того, чтобы жить надеждой на мщение. У нее нет больше этого сына... После того как видела она его позорную казнь, она держит теперь у себя на коленях безжизненную его голову. Вот, без сомнения, высшая скорбь, какую может испытать материнское сердце» (Стендаль). Молодой скульптор не пошел по пути, указанному ему предшественниками, изображавшими Богоматерь измученной, увядшей, обезображенной страданием. Он сохранил ей прелесть неувядаемой юности. Красота здесь неотделима от страданий, изломанные складки ее пышного одеяния оттеняют наготу хрупкого тела Христа. «Жест Марии — одно из самых ранних свидетельств того замечательного открытия, которое сделал Микеланджело и которое впоследствии явилось наиболее излюбленным мотивом его искусства. Это особый вид движения, которое можно было бы назвать эмоциональным — движения как выражения мысли и чувства, движения, вызванного не столько событием, сколько состоянием духа, — этого не знало ни античное искусство, ни искусство раннего Возрождения» (Б. Виппер). Ирвинг Стоун в книге «Муки и радости» пишет: «Как ни старался Микеланджело, он не мог найти в Евангелии таких строк, где бы говорилось о минутах, когда Мария оставалась одна с Иисусом. По мысли же Микеланджело, в композиции никого, кроме Христа и Марии, не должно было быть. Он словно бы ощущал Марию рядом: так много он когда-то думал о начале ее рокового пути. Теперь она вся в нервном напряжении, в муках — ее сын простерт перед нею мертвый. Если он впоследствии и воскреснет, сейчас он мертв, воистину мертв, и следы томления на его лице говорят о том, что он испытал на кресте. И значит, в изваянии нельзя показать какие-либо чувства Иисуса по отношению к матери, можно лишь выразить чувства Марии к сыну. Тело Иисуса будет безжизненным, инертным, глаза его закрыты. Всю тяжесть горя примет на себя перед зрителем Мария. Это, казалось Микеланджело, будет верным решением темы» . «Микеланджело закончил из мрамора „Пьета“, ее поставили в Сан Пьетро, в капелле девы Марии, врачевательницы лихорадки, где был некогда храм Марса. Когда ее только поставили в соборе, люди остолбеневали перед ней, теряя слова: ничего подобного не существовало в те годы. Да и сейчас этот скульптурный шедевр остался непревзойденным. Микеланджело никогда не подписывал своих работ. Но творческим самолюбием он обладал. Иногда молодой скульптор заходил в церковь полюбоваться на собственное произведение. Однажды о увидел перед статуей нескольких поклонников, восхищенно обсуждавших ее. - Кто же автор этого шедевра? – спрашивал один. - Да наверняка наш горбун из Милана, - отвечал другой. Микеланджело не решился вмешаться в разговор и сообщить, что это он создал скульптуру. Но поздно ночью он взял инструменты и прокрался в собор. На складке платья он красивыми буквами высек: «Микеланджело Буонаротти флорентинец изваял». Это единственная подписанная скульптура мастера. В 1972 году одержимый психическим недугом венгерский геолог с альпийским молотком наперевес набросился на прекрасную скульптуру. Хотя статуе был нанесен ущерб, ее удалось отреставрировать. С тех пор он закрыта стеклом. ИСТОЧНИК
|