-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в House-mouse

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.07.2013
Записей: 8387
Комментариев: 497
Написано: 8891


Карнакский храм - 2

Четверг, 21 Апреля 2022 г. 14:19 + в цитатник
Цитата сообщения izogradinka Карнакский храм - 2

Смотрите ранее: Карнакский храм - 1

Можно долго размышлять, каких высот мог бы достичь Древний Египет, не трать он столько ресурсов на возведение бесчисленных грандиозных сооружений.

4878453_egishema445 (700x517, 173Kb)

Но очевидно, что ни до, ни после, человечеству не удавалось даже приблизиться к тем вершинам красоты и величия, которые оказались по плечу древнеегипетским мастерам.

4878453_egi_230a (699x515, 99Kb)

Невозможно переоценить ту степень везения, которая понадобилась древним храмам, чтобы уцелеть до наших дней. За прошедшие тысячелетия им посчастливилось пережить немало природных невзгод и иноземных нашествий.

4878453_egi_240 (700x525, 231Kb)

Они каким-то чудом миновали долгие века религиозной нетерпимости, которая как дамоклов меч висела над ними с тех самых пор, как в них навсегда смолкли голоса жрецов и растаял дым последних воскурений.

4878453_egi_242 (700x525, 234Kb)

К счастью, теперь впервые за последние почти две тысячи лет храмы Древнего Египта находятся вне угрозы уничтожения.

4878453_egi_245 (700x525, 235Kb)

Они международно признаны как неотъемлемая часть культурной сокровищницы человечества.

4878453_egi_246 (700x525, 262Kb)

Разумеется, торжественные службы в их стенах навсегда канули в Лету. Былые обряды сменила шумная туристическая суета, а единственными обязательными для исполнения ритуалами стали фотоаппаратные и сувенирные хлопоты.

4878453_egi_252 (700x525, 246Kb)

Но даже сейчас, блуждая по колонным залам и портикам древнеегипетских "домов бога", еще можно уловить отголосок их былого предназначения.

4878453_egi_062 (700x525, 232Kb)

Как и прежде, они горделиво взирают на царящий вокруг них людской хаос, и не смотря ни на что продолжают оставаться твердынями Маат.

4878453_egi_064 (700x525, 238Kb)

Маат - древнеегипетская богиня истины, справедливости, закона и миропорядка, которая руководит звездами, временами года, восходами и закатами солнца.

4878453_egi_065 (700x525, 263Kb)

Описывать, где какой храм, пилоны или святилище, неподготовленному человеку трудно, это может делать только специалист.

4878453_egi_075a (699x519, 79Kb)

Поэтому просто походим и посмотрим на то, что сохранилось с тех древних времен.

4878453_egi_191 (700x525, 243Kb)

Владения египетских "домов бога" не ограничивались только их храмовыми комплексами. 

4878453_egi_131 (700x525, 212Kb)

Содержание жрецов, проведение ежедневных служб и регулярных религиозных празднеств, ремонт зданий и предметов культа обходились недешево и требовали постоянных расходов. 

4878453_egi_165 (700x525, 239Kb)

Поэтому древнеегипетские "дома бога" обеспечивались государством.

4878453_egi_164 (700x525, 260Kb)

Наибольшие доходы храмам приносила их земля, на которой трудились зависимые от них крестьяне, и где паслись храмовые стада скота.

4878453_egi_163 (700x525, 223Kb)

Столетие шло за столетием, и храмовые владения Нового царства приобретали поистине гигантские масштабы: во времена правления последнего великого египетского фараона Рамзеса III храмам Египта принадлежало уже около 10% всей обрабатываемой в стране земли и 6% ее населения.

4878453_egi_169 (700x525, 217Kb)

Размеры и монументальность египетских храмов свидетельствуют не только об их богатстве и могуществе, но и об огромной роли религии в жизни человека Древнего Египта. 

4878453_egi_166 (700x525, 234Kb)

Еще Геродот писал, что обитатели долины Нила - самые богобоязненные люди на свете. Такого колоссального количества храмов для своих богов не строил ни один другой народ древности.

4878453_egi_168a (700x507, 110Kb)

Учитывая определяющее место религии в мировоззрении людей того времени, трудно переоценить значение каждого из сохранившихся египетских "домов бога". 

4878453_egi_174 (700x525, 231Kb)

Любой из них, будучи в равной мере порождением как строительного мастерства, так и религиозных взглядов своих создателей, дает уникальную возможность взглянуть на мир глазами древних египтян.

4878453_egi_173 (700x525, 245Kb)

Несмотря на стремление египтян к бесконечному сохранению устоявшихся обычаев и практик, их мир со временем все же менялся. 

4878453_egi_175 (700x525, 225Kb)

Сменяли друг друга на троне цари, периоды величия и могущества перемежались временами смут и неурядиц. Иногда Египет даже оказывался под властью чужеземцев.

4878453_egi_177 (700x525, 244Kb)

Таким образом, порядок в виде незыблемой стабильности ушедших веков оставался для египтян лишь недостижимым идеалом.

4878453_egi_179_1_ (700x525, 199Kb)

Вместе со страной преображались и древнеегипетские храмы. Как и все вокруг, они возникали, менялись и исчезали.

4878453_egi_183 (700x525, 198Kb)

Некоторые из них развивались и продолжали существовать тысячелетиями, век других был более скоротечен.

4878453_egi_184 (700x525, 219Kb)

Карнакский храмовый комплекс неоднократно перестраивался и расширялся. Фараон за фараоном увеличивали его, добавляя свои или переделывая уже возведенные их предшественниками части.

4878453_lyk147nov (700x518, 84Kb)

В итоге за более чем два тысячелетия трансформации храм оброс невероятным количеством самых разных построек. 

4878453_egi_186 (700x525, 215Kb)

Вот сейчас мы ходим вокруг них и представляем себя (у кого есть воображение) древними египтянами.

4878453_egi_190 (700x525, 256Kb)

Во многих египетских храмах были Священные озера, в Карнаке - крупнейшее из них. Оно находится с южной стороны Карнакского комплекса. Прямоугольный бассейн размером 120 на 77 метров. Уровень озера поддерживается исключительно за счет грунтовых вод.

4878453_yozzerro3a (700x517, 102Kb)

В озере плавали гуси. У древних египтян они считались символом первобытных вод, из которых возникла жизнь. Гуси жили рядом с водоемом в небольшом помещении. Вода из озера использовалась жрецами для священного омовения статуй богов.

4878453_yozzerro14a (700x440, 116Kb)

Озеро использовалось для проведения праздников - по нему божества должны были плыть на своей золотой барже. К пристани причаливали сделанные из кедра священные ладьи со статуями великой триады богов.

4878453_yozzerro12 (700x484, 90Kb)

Отсюда брала свое начало торжественная процессия, связанная с ритуалом встречи и перенесения в святилище священной ладьи. Эта церемония происходила в храме ежегодно и собирала толпы паломников. Путь священной ладьи лежал через залитые солнцем дворы храма.

4878453_skarabei21a (700x513, 133Kb)

На берегу озера на постаменте стоит огромный гранитный жук-скарабей, символ утреннего Солнца. Божественный жук был воплощением возрождения. Древние египтяне были уверены, что движение скарабея с шариком навоза с востока на запад символизирует рождение и движение Солнца на небосводе.

4878453_skarabei17 (700x520, 84Kb)

Старинное сказание гласит, что если обойти кругом каменного скарабея, коснувшись его рукой, то исполнится любое загаданное желание. Девушка, желающая выйти замуж, должна обойти вокруг памятника 3 раза. Пара, которая хочет ребенка - 9 раз. Для всех остальных желаний установлена "норма" в 7 кругов. А если при этом человек еще возьмет щепотку песка с берега Священного водоема, то он получит удачу во всем.

4878453_skarabei22 (466x700, 194Kb)

На лицевой стороне постамента изображен фараон на коленях перед Атумом, который держит в руке пальмовый лист с зарубками лет и протягивает властителю символы жизни и стабильности. 

4878453_egi_234 (700x525, 255Kb)

Вокруг озера находились склады, где хранились сокровища храма и различные подношения.

4878453_egi_222 (700x525, 221Kb)

Полуразвалившиеся стены представляют собой своеобразный лабиринт. По территории комплекса разложено множество каменных блоков, которые ждут своего часа, чтобы вернуться на место.

4878453_egi_221 (700x525, 242Kb)

Нас обступают испещренные загадочными иероглифами стены, которые были собраны археологами по фрагментам.

4878453_egi_241 (700x525, 292Kb)

Они покрыты рельефными изображениями битв и богов, а также высеченными летописями о событиях эпохи Нового царства. 

4878453_egi_206 (700x525, 214Kb)

Надписи повествуют о воинской доблести фараонов, о войнах с неприятелями, о покоренных народах и захваченных трофеях.

4878453_egi_176 (700x525, 261Kb)

На стенах храмов и дворцов изображались победы царя над иноземными врагами. Есть сцены, как с благословения бога фараон наказывает их.

4878453_egi_120 (700x525, 243Kb)

На изображениях можно увидеть огромное мощное войско фараона, которое побеждает своих врагов, мелких человечков, которые валяются под колесницей и просят пощады у фараона.

4878453_egi_144 (700x525, 249Kb)

Может быть стоит остановиться подробнее на всех этих изображениях. Тогда придется подготовить отдельный пост.

4878453_egi_192 (700x525, 211Kb)

Фрески и рельефы, колонны и обелиски, монументы и статуи – вот оно все, живое, рядом. Можно потрогать и прислониться к находящемуся здесь уже несколько тысячелетий памятнику Древнего Египта.

4878453_egi_195 (700x525, 236Kb)

Описывать величие и красоту бессмысленно, это нужно хоть один раз самим увидеть в жизни!

4878453_egi_208 (700x525, 251Kb)

Как при строительстве новых храмов, так и во время изменения старых египетские правители зачастую использовали творения предыдущих фараонов в качестве удобного источника строительного камня.

4878453_egi_207 (700x525, 252Kb)

В помещениях в разные периоды истории размещались святилища и часовни, обелиски и пилоны.

4878453_egi_213 (700x525, 201Kb)

Карнакский храм Амона не зря называют "каменным архивом", поскольку на его стенах запечатлена многовековая история Египта. Снаружи храм окружала массивная стена.

4878453_egi_211 (700x525, 234Kb)

Основной особенностью египетской архитектуры является монументальный и величественный облик ее сооружений.

4878453_egi_216 (700x525, 240Kb)

Это достигалось применением ряда неизменно повторяющихся, освященных религиозной традицией архитектурных приемов.

4878453_egi_218 (700x525, 234Kb)

К ним относятся: огромные абсолютные размеры сооружений, статичность форм, стремление к их обобщению, симметричность решений, монолитность объемов.

4878453_egi_217 (700x525, 222Kb)

В Египте прежде всего поражают зрителя величина, формат и колоссальное количество употребленного на нее материала.

4878453_egi_200 (700x525, 247Kb)

Помимо имевшихся в храмовом дворе статуй фараонов здесь разрешалось устанавливать свои скульптурные изображения и некоторым частным лицам. Считалось, что так душа умершего египтянина могла находиться в постоянной близости к богам.

4878453_egi_202 (700x525, 211Kb)

С течением времени частных статуй могло накопиться так много, что жрецам приходилось устраивать их "захоронения" прямо во внутреннем дворе храма. Так они технически продолжали оставаться в пределах "дома бога", и одновременно освобождалось место для новых скульптур.

4878453_egi_204 (700x525, 245Kb)

>В 1903 году здесь найдено такое захоронение. В нем оказалось более 900 каменных статуй и статуэток, относящихся к периоду от времен правления XX династии до эпохи Птолемеев.

4878453_egi_205 (700x525, 245Kb)

Изображения на стенах Карнакского храма.


Для тех, кто углубился в историю Древнего Египта, нашла любопытный материал. В нем объяснение изображений, которые можно увидеть на стенах Карнакского храма.

4878453_rissy1 (700x466, 216Kb)

>Изысканный портрет Сети I с букетом в руке. Царь приветствует священную барку Амона (барка - плоскодонное судно).

4878453_rissy2 (700x466, 213Kb)

Сети I в синем кожаном шлеме хепреш подносит Монту, "владыке Фив", букеты: стебли папируса (символа Нижнего Египта) в правой руке, цветы и бутоны водяной лилии (символа Верхнего Египта; часто ошибочно называют лотосом) - в левой. Правее - царь в двойной короне преподносит цветы и хлеб в дар Амону.

4878453_rissy3 (700x466, 209Kb)

Сцены, посвященные празднику Сед. Слева - Тот гномоном записывает тронное имя царя Мен-маат-Ра на плод геральдического солнечного дерева, персеи Ишед. Справа - Сети I в короне атеф стоит на коленях перед Ра, и левой рукой поддерживает вручаемые ему символы церемонии Сед и долголетия. Стоящая за спиной царя богиня Сехмет также протягивает к нему пальмовый лист с магическими символами.

4878453_rissy5 (700x466, 185Kb)

Сцена коронации Рамзеса II, сидящего на троне в двойной короне Верхнего и Нижнего Египта. Царь обращен лицом к Нехбет, владычице юга. За ее спиной - Хор Бехдетский с белой короной Верхнего Египта. За спиной Рамзеса - богиня Уаджит, владычица севера. За ней стоит Тот с красной короной Нижнего Египта.

4878453_rissy6 (700x466, 192Kb)

Символическое изображение объединения Верхнего и Нижнего Египта. Рамзес II показан стоящим на коленях на перекладине символа "объединение", сема (изображающего легкие, соединенные с трахеей). Тот и Хор связывают воедино лилии и папирус, геральдические растения Верхнего и Нижнего Египта, под ногами царя.

4878453_rissy7 (700x466, 202Kb)

Священную барку Амона несут на носилках 15 сокологоловых и 13 шакалоголовых фигур. Это "души" древних городов – северного Пе и южного Нехена - правившие Верхним и Нижним Египтом в мифические времена после самого Хора, и символизирующие первопредков царя. Барку сопровождает Рамзес в роли главного жреца, одетого в леопардовую шкуру, и он же встречает ладью, воскуряя благовония (слева).

4878453_rissy8 (700x466, 190Kb)

Детали носовой части ладьи Амона.

4878453_rissy9 (700x466, 189Kb)

Сешат и Тот ведут учет и контроль царского правления. У Сешат в руках две пальмовые ветви с отметками лет и символы церемонии сед. Тот гномоном вносит очередную запись на пальмовый лист. Левее видна фигура Монту, "владыки Фив", возглавляющего процессию Амон-Рамсес-Монту. 

4878453_rissy10 (700x466, 188Kb)

Рамзес перед фиванской триадой Амон-Мут-Хонсу. Сидящий на троне Амон дарит "обновление" царю, Мут за спиной Рамзеса держит символы церемонии сед.

4878453_rissy11 (700x466, 144Kb)

Сцена победного возвращения царя. Смотрите ниже рисунок.

4878453_rissy12 (700x435, 140Kb)

Тут понятнее.

4878453_rissy13 (700x466, 163Kb)

Колесницы с пленниками и добычей развернуты "домой", к воротам.

4878453_rissy14 (700x457, 161Kb)

Рисунок.

4878453_rissy15 (700x466, 122Kb)

Рядом с воротами расположены рельефы, посвященные триумфальному общению царя с богами фиванской триады.

4878453_rissy16 (700x326, 109Kb)

Рисунок.

4878453_rissy17 (700x466, 153Kb)

У ворот сцена ритуального избиения пленных у ног Амона. Множество овалов, увенчанных фигурами связанных пленников, сообщают нам названия покоренных племен и населенных пунктов.

4878453_rissy18 (700x573, 200Kb)

Рисунок.

4878453_rissy21 (700x466, 174Kb)

Войска Сети I сокрушают ливийцев.

4878453_rissy22 (700x300, 116Kb)

Рисунок.

4878453_rissy19 (700x466, 191Kb)

Колонны ливийских пленников отправляются в Египет.

4878453_rissy20 (700x287, 104Kb)

Рисунок.

4878453_rissy31 (466x700, 190Kb)

Традиционная сцена: Амон вручает Шешонку I меч и связку из пяти рядов с названиями покоренных местностей Азии, еще пять рядов с табличками вручает богиня Уасет, увенчанная символом фиванского нома. Сам Шешонк поражает букет коленопреклоненных азиатов.

4878453_rissy32 (399x700, 243Kb)

Рисунок.

4878453_rissy33 (700x466, 184Kb)

Битва Рамзеса II с хеттами у Кадеша - одна из самых известных битв в египетской истории. 

4878453_rissy34 (700x466, 143Kb)

Внутри каменной "рамки" вырезан исторический текст - копия договора Рамзеса II с царем хеттов Хаттусили III, заключенного в середине XIII века до н.э. Этот самый древний мирный договор, дошедший до наших дней, поделил Сирию и Ханаан между двумя великими державами.

4878453_rissy35 (700x466, 175Kb)

Правее договора с хеттами хорошо видна еще одна известная сцена. Она является частью рассказа о палестинском походе Мернептаха, наследника Рамзеса II, и на ней изображено взятие мятежного Ашкелона.

4878453_rissy36 (700x437, 178Kb)

Рисунок.

4878453_rissy41verhnii (700x466, 194Kb)

Верхний блок: Хатшепсут протягивает Амону два сосуда с водой. Справа она возжигает благовония перед Амоном.

Нижний блок: Участвующая в "Прекрасном празднике долины" барка Амона прибыла в храм Хатшепсут и стоит на пьедестале в святилище. Хатшепсут и Тутмос III изображены слева от горы пожертвований перед святилищем.

4878453_rissy42verhnie (700x466, 203Kb)

Верхний блок: "Царица, Госпожа Обеих Земель" Хатшепсут и Тутмос III изображены перед фигурами Амона. 

Нижний блок: Сцена "Прекрасного праздника долины", на которой показано возвращение из Дейр эль-Бахри в Карнак. Хатшепсут и Тутмос III сопровождают барку Амона на западном берегу Нила.

4878453_rissy43 (700x466, 221Kb)

Хатшепсут перед богиней Мут.

***

Почти все фотографии собственные. Текст взят из многочисленных источников.

Рубрики:  Моя Планета
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку