-Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.11.2006
Записей: 329
Комментариев: 2729
Написано: 3922

Все тащу к себе в норку...

Где водятся волшебники?

Суббота, 21 Апреля 2012 г. 21:18 + в цитатник
Shkola_v_Karmartene (128x189, 22Kb)
Анна Коростелева, "Школа в Кармартене"

Если сейчас у меня спросить, о чем эта книга, я даже затруднюсь ответить. Ну... про школу в Кармартене... В буквальном смысле этого слова. Вот только... школа эта совершенно неординарная.

Вы верите в волшебников? Ну, ладно, пусть не в волшебников, а хотя бы в то, что герои мифов реально существовали? И что многое в этом мире происходит не само по себе, а с участием этих самых героев? И что это именно они известную истину "рукописи не горят" понимают буквально - и в библиотеке Кармартена хранятся все когда-либо существующие рукописи, независимо от их реальной судьбы. И что в прошлое можно вернуться, чтобы увидеть все своими глазами, - вот только вмешиваться в события нельзя.

В школу Мерлина в Кармартeне принимали всякого, кто сумел найти ее, войти в нее, разыскать там профессора Мерлина и ответить ему по билету... - так незатейливо начинается роман. Но буквально на второй странице начинаются чудеса...

Русская писательница Анна Коростелева (между прочим, в этом году ей исполняется всего 40 лет!) переносит действие книги в Англию, в вымышленный город Кармартен. Ну, мало ли, какие у нее были соображения. :)

Читать эту книгу довольно сложно, не потому, что неинтересно, а потому, что очень быстро устаешь от слишком бурной авторской фантазии. Приходится прерываться и отдыхать. Но - все время остается ощущение, что ты прикоснулся к чему-то необычному, захватывающему, удивительному - и с нетерпением возвращаешься к прерванному чтению на другой день.

Ну, как тут не удивиться и не восхититься! Да стоит только прочитать список предметов, как сразу же понимаешь, какой ерундой мы занимаемся в обычной школе: рунология, геральдика, риторика, практические приложения, приметы времени, драконография, теория забвения, теория сомнений, язык птиц и зверей... И здесь же латынь, древнегреческий, химия - но в очень необычном ракурсе "живых веществ", медицина, астрономия, литература и еще сотни предметов, до которых главные герои первокурсники пока не дошли... А еще - блуждающие башни, неограниченные перемещения во времени и пространстве, метаморфозы - в буквальном смысле слова, когда для сдачи зачета нужно суметь вернуться обратно в человеческий облик из какого-нибудь тушканчика, в которого тебя исключительно в учебных целях превратил преподаватель.

Самое интересное - это преподаватели. В школе преподают... герои мифов: каменная великанша Лютгарда, древний рыцарь Курои, способный двигать горы, маленький старичок - герой скандинавского эпоса...- и реальные исторические личности, жившие столетия и тысячелетия назад! Смерти нет, время вечно и неизменно, точнее, вечны и неизменны главные человеческие ценности: дружба, любовь, порядочность, принцип невмешательства, когда никакое волшебство не может нарушать законов природы... И страшный и удивительный Тарквиний Змейк - пожалуй, главный герой книги, - оказывается вовсе не тем, за кого его принимали....

Сюжет книги... а есть ли он? Если говорить формально, то есть: в тихое размеренное течение жизни школы врывается ураган: комиссия из Лондона, которая призвана оценить работу школы и проверить, насколько уровень преподавания и методика соответствуют разработанным министерством образования канонам. Три подряд комиссии собирают материалы и приходят в ужас от увиденного. Какие каноны, какие методики! Да здесь даже нет нормального английского языка, каждый преподаватель общается с учениками на каком-то своем наречии, начиная от латыни с греческим и заканчивая какими-то древнегерманскими кеннингами...

Но как положено волшебной книжке, все заканчивается вполне мирно. И метод, с помощью которого удается спасти школу от закрытия, оказывается удивительно простым и изящным...

Да, я понимаю, что книга эта далеко не всем покажется столько захватывающей. Читать о разных несуществующих вещах на протяжении четырехсот или сколько их там в бумажном варианте страниц может показаться скучным и быстро надоесть. И все-таки когда я вчера дочитала до последней строчки и выключила свой букридер, осталось сожаление, что все закончилось.

Книг про Гарри Поттера я не читала, сразу скажу, хотя первый фильм смотрела. Пожалуй, начало "Школы" чем-то смахивает на Гарри Поттера - та же проблема найти (школу, платформу) как первый этап испытаний для абитуриентов. Но на этом сходство и заканчивается. Эта книга намного глубже и "взрослее", что ли. У меня тут же возникло желание прочитать "еще что-нибудь" этого же автора - благо, у молодой писательницы вышло уже 7 книг. Но это, как обычно, чуть позже.

В общем, как для меня, то эта книга тоже оказалась открытием. Спасибо Nevergiveup за подсказку!

P.S. Такое впечатление, что книга издавалась единственный раз - а так гуляет только в Самиздате или в электронном виде... Мне удалось найти только эту не очень понятную картинку.
Рубрики:  Книги/Фэнтези

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

"И все так зыбко и прекрасно..."

Суббота, 07 Апреля 2012 г. 16:05 + в цитатник
babochka (200x331, 14Kb)
Катажина Грохоля, "Бабочка на ладони"

Сижу и реву. Сама не знаю, почему. Может, от избытка чувств. Или от ощущения хрупкости жизни. От бессилия, что нельзя ничего изменить. И - от умиления, что несмотря ни на что, жизнь прекрасна.

Восемь человек, восемь разных характеров и разных взглядов на мир. Бася и Петр, Роман и Юлия, Роза и Себастьян, и еще Кшиштоф и Буба. Они живут в одном городе, встречаются, помогают друг другу, противоборствуют, притягиваются, конфликтуют... И еще любят. Самоотверженно, глупо, непоследовательно и искренне.

А кроме этих восьми друзей - таких разных, но очень близких, - есть девушка, умирающая от рака. И священник, который пытается собрать огромную сумму денег на рискованную операцию для этой девушки... Соберет ли? Успеет ли? И поможет ли эта операция? Это уж как повезет...

Свое повествование Катажина выкладывает, как мозаику. Отдельные элементы, один за другим. Каждый - с позиции одного человека. И как часто оказывается, что одна и та же ситуация разными людьми видится совершенно по-разному. Как отражения в серебряной ложке: один смотрит на выпуклую сторону ложки, другой на вогнутую. Но ни одно отражение не соответствует реальности... И как часто это несоответствие едва не приводит к непоправимым последствиям: к разводу, к избавлению от ребенка, да просто к не-встрече двух созданных друг для друга людей...

Книга притягивает к себе, просто не можешь оторваться. Время действия - наше, герои - почти как мы, может, поэтому все так близко и узнаваемо? Тонкий юмор - тоже вполне современный. И хрупкое легкое облачко любви - та самая бабочка на ладони, которую так легко спугнуть и так легко поранить.

Мы - разные. Но нужно суметь увидеть мир глазами другого человека, попытаться понять его, принять его позицию - и обрести собственное счастье.

***

И несколько фраз - может, не всегда слишком глубоких, но тогда теплых и веселых.


— Я прямо вылитая птица киви. Которая не умеет летать.
— Не говори глупостей, даже курицу можно заставить летать.
— Если угрожать ей топором.

Бася горюет, что у нее короткие ноги, но это неправда. Просто Бася невысокая, и ноги у нее тоже невысокие.

Тупой болван, зато какая задница!

...чем дальше, тем гаже. Если смотришь телевизор и читаешь газеты, очень хорошо это понимаешь. Хотя, если послать к черту средства массовой информации, все не так уж плохо.

Гигиеническая связь с Себастьяном поставлена на регулярную основу.

Конечно, этот мир был совершеннейшим из миров, только жалко, что не для всех.

Надо плюнуть, поверить, пойти на риск. (Бубино правило трех «п»)

«Тебе будет тепло». Существуют ли на свете слова прекраснее этих? Как можно их сравнивать с _ты_для_меня_—_все?_Или _ты_для_меня_важнее_всего!_

Люди делятся на две группы, одни не видят выхода, а другие видят табличку «вход воспрещен».

Как тяжко может обидеть человек, которого мы любим, ни один чужой так не оскорбит!

Сами по себе вещи ничего не стоят; ценность им придают живые люди.

Когда живешь с женщиной, нельзя ни на минуту забывать, что она понимает тебя совсем не так, как ты себе навоображал.
Рубрики:  Книги/Вот это да!

Метки:  

"Мы говорим на разных языках..."

Суббота, 07 Апреля 2012 г. 11:58 + в цитатник
Катажина Грохоля, "Бабочка на ладони"

Дочки и матери. Матери и дочки. Самые близкие друг другу люди. Но - часто ли они слышат друг друга? А если слышат - то понимают ли?

Телефонный разговор. Мать:

"— Зачем же ты звонила, ты меня разбудила, ведь ты взрослая, отдаешь себе отчет, жаль, у тебя нет времени поговорить со мной, что поделаешь, ты же только что вернулась из вояжа…
Четыре предложения в одной упаковке. Юлия знала иностранные языки, язык матери ей тоже был знаком, перевести эти тридцать слов труда не составило.
Вот что получилось:
— Дорогая дочурка, стоило тебе приехать, как ты сразу за свое. Времени у тебя для меня, конечно, не нашлось, но все-таки звонить было необязательно. Зачем тебе понадобилось будить меня? Неужто ты думаешь, что меня трогает твое поведение, хоть оно и достойно порицания? Много о себе воображаешь! Мне с утра работать, уже полночь, и я давно крепко сплю. Что мне о тебе беспокоиться, у меня есть дела поважнее! А тебе взбрело в голову, что я волнуюсь? Успокойся, девочка, те времена давно миновали, ты достаточно взрослая и отвечаешь за свои поступки. Делай и дальше что хочешь, посмотрим, во что ты еще вляпаешься. Для матери у тебя нет времени, что ж, это твой выбор. Кстати, не думай, что два свитера «Маркс и Спенсер», которые ты мне привезла, — нечто супер. Их магазин и у нас есть, я могла бы их купить себе сама, ты напрасно разбазариваешь деньги, лучше бы сэкономила, подумала о будущем, не стоило…
Четыре предложения, свернутые в небольшой рулон, удобный, везде поместится..."


Это то, что услышала дочь. А вот что на самом деле хотела сказать мать:


Наконец-то она может лечь. Юлька просто пошла встретиться с подружками, ничего плохого в этом нет, она и сама когда-то предпочитала болтать с подругами, а не откровенничать с матерью. Так уж повелось на свете. Не надо пытаться подчинить себе дочь, довлеть над ней; хорошо, что не прозвучала фраза «я беспокоилась». Это бы связало Юлию. Само собой, порядочность велит позвонить домой и предупредить семью… но пусть Юлия не испытывает никаких угрызений, что кто-то с нетерпением ждал ее звонка, пусть думает, что мать спала, пусть возвращается когда ей заблагорассудится. Дочери ведь тоже, должно быть, нелегко… Подумать только, вернуться на щите! Но ничего, все образуется… спокойной ночи, доченька…


Мне стало как-то не по себе. И, кажется, часто я именно так разговариваю со своей мамой... Как будто мы смотрим на один и тот же предмет -- и видим что-то совершенно разное...

Но Катажина предлагает свое лекарство от этой болезни:

"— Юленька, ты можешь привести хотя бы три причины, по которым считаешь себя лучше мамы?
— Я способна любить, я бы никогда не причинила такую боль своей дочери, и… я лучше вожу машину!
— А теперь раздели это предложение на три и повторяй за мной… Что было сначала? Ага, «я способна любить»… Ну же, Юленька, повторяй!
— Я способна любить…
— И за это благодарю тебя, мама.
— Я способна любить и за это благодарю тебя, мама, — шепчет Юлия, — я никогда не причиню такую боль своей дочери и за это благодарю тебя, мама… Я лучше тебя вожу машину и за это…"

Вот так-то... А вы говорите - непонимание и отчуждение...
Рубрики:  Стоит задуматься...

Метки:  

Галопом по Европам

Вторник, 03 Апреля 2012 г. 23:28 + в цитатник
Хмелевская2 (200x320, 30Kb)
Иоанна Хмелевская, "Шутить и говорить я начала одновременно"

Даже не знаю, чего я ждала от этой книги. Взрывов смеха? Шуток на каждой странице? Увлекательного сюжета?

Не получилось ни первого, ни второго, ни третьего. Это оказалось просто чтиво - местами затянутое, местами даже любопытное, иногда проскакивали знакомые ситуации и похожие реакции окружающих, но... открытия не получилось.

Хотя, наверное, я к этой книге несправедлива. В предисловии было честно написано: автобиография, по многочисленным просьбам многочисленных читателей... И дальше на протяжении многих и многих страниц писательница рассказывала о своей жизни. С самого детства, шаг за шагом, день за днем. Обычная жизнь обычной польской девочки в нормальной польской семье. С хронологией повествования у Ионанны явная путаница, но после сорок пятой попытки извиниться за "лирические отступления" она стала писать по принципу "что вижу, о том пою".

Конечно, как любая автобиография, это жизнеописание тоже вписано в определенные временные, социальные, географические и прочие рамки. Тут тебе и польский довоенный быт (писательница родилась в 1932 году), и природа, и немножко политики - как же без нее, ведь по ее детству коваными сапогами прошагала война, - и настроения послевоенных лет. Это нам всегда говорили о "социалистическом лагере" как едином сплоченном организме, в ногу идущем к коммунизму. Как потом оказалось, шли далеко не в ногу и далеко не по своей воле... Об этом тоже немножко есть в книге.

В общем, всего понемножку, добротная автобиография, точнее, первая часть из четырех. С некоторой мозаичностью и непоследовательностью повествования, достаточно откровенная, но без неприятных подробностей. Все в рамках приличий, в рамках легкого чтива. Несомненный позитивный результат чтения - желание прочитать по крайней мере некоторые другие книжки Хмелевской, прежде всего, "Жизнь как жизнь" (или "Проза жизни", как называется эта книга в каталоге Флибусты). Но от остальных трех частей автобиографии я пока воздержусь. Даже при том, что первая часть неожиданно оборвалась почти на полуслове. Хочется чего-то поживее и поострее.

***

Несколько моментов, на которых я почему-то остановилась.


Количество детей, которых родила прабабушка, как-то не вяжется с ее отрицательными чувствами, которые она испытывала к прадедушке. Должно быть, чувства она испытывала не последовательно...

На свете существуют два рода несчастных детей: несчастные дети, совсем лишенные всякой опеки, и несчастные дети, окруженные чрезмерной опекой, лишенные всякой самостоятельности. Как первое, так и второе приводит к катастрофическим последствиям.

Существует такая народная примета: если кого в детстве укусит собака, рано выйдет замуж.

Это точно: моя сестра, которую лет в пять грызнула какая-то бестолковая моська, вышла замуж на четыре года раньше, чем я, не укушенная! :)


Училась я всегда хорошо, так хорошо, что окончательно избаловала родных и они перестали видеть в этом мою заслугу.

А это уже про меня: мои родители не только не ставили мне в заслугу мои успехи, а делали трагедию из каждой четверки. Что послужило причиной того, что школьными оценками своих детей я не интересовалась вообще...
Рубрики:  Книги

Метки:  

Открытым текстом...

Вторник, 27 Марта 2012 г. 19:28 + в цитатник
vassmu (179x250, 17Kb)
Хербьёрг Вассму, "Сто лет"

После прочтения этой книги напрашивается мысль, что суровая северная жизнь накладывает отпечаток на творчество северных писателей. Речь становится скудной, без всяких излишеств, все вещи называются своими именами и никаких тебе иносказаний и цветущих эпитетов с метафорами. Во всяком случае, так это выглядит в книге норвежской писательницы Хербьёрг Вассму.

Жизнь одной норвежской семьи на протяжении столетия. Эдакая мини-сага о трех поколениях самоотверженных норвежских женщин. Скажу сразу: мысль все бросить и не терять время у меня возникала с самого начала. Но я прочитала много хороших отзывов - и в надежде на будущее "ах" таки осилила книгу до конца. Увы, "аха" не получилось: повествование как началось с описаний физиологических подробностей, так и продолжалось в том же духе все 640 страниц. Я понимаю, для жизненности и достоверности иногда можно намекнуть, что герои не только целуются и смотрят на закаты, а, пардон, ходят в туалет, их тошнит, у них начинаются женские проблемы... - но зачем писать об этом так явно. Это уже попахивает натурализмом и вызывает если не отвращение, то недоумение точно.

Как вам такое:

Длинноногий Фред, мой двоюродный брат, часто берет меня за руку, и мы прыгаем вместе. Иногда ему приходится ждать, пока у меня кончится рвота.

Она осторожно соскользнула с кровати, чтобы сесть на стоявшее за ширмой ведро еще до того, как он проснется. Увидев то, что оказалось в ведре, она с ужасом представила себе, как выглядит их постель.

Она проснулась, потому что кого-то рвало.

Детородный орган Юханнеса зажил своей жизнью.

Они сидели рядом, и поезд мчал их через пустынные заснеженные горы, с которых текла вода почему-то цвета мочи.

Думаю, хватит, а то и вам придется отлучаться...

А еще герои книги рожают детей. Этих детей так много, они рождаются так часто, что никому уже не доставляют радости. "Она была снова беременна..." - и так каждый год. Десять, двенадцать детей - такое впечатление, что уже даже мать не может назвать их поименно... И эти толпы детей - необласканных, нелюбимых, рожденных непонятно почему - их родители честно пытались воздерживаться! - разбредаются по миру в поисках счастья. А счастья всем не хватает. И любви в книге тоже явный дефицит...

Если бы эти откровенно излишние подробности были единственным недостатком книги, их можно было бы простить. Но я даже затрудняюсь сказать, что мне понравилось. Беспросвет. Мрачно и темно, как долгой полярной ночью. Мало того что автор скачет из эпохи в эпоху, герои путаются (имена-то у них норвежские, то есть непривычные для нас и очень сложные!), так в этой мозаике часто не хватает элементов и приходится складывать картинку "из того что было".

В общем, не мое. Ни разу. Даже не знаю, возьмусь ли я после этого за "Книгу Дины". Если и возьмусь, то нескоро. Хочется позитива и юмора.
Рубрики:  Книги/Не моё

Метки:  

А что на самом деле?

Понедельник, 26 Марта 2012 г. 14:46 + в цитатник
Пыталась скачать книги Анне Рагде - на Флибусте их нет, стала рыться в Интернете. Кое-где таки нашла - на GetFile, например. Но после нажатия кнопочки "скачать бесплатно" высвечивается табличка регистрации. Дескать, подтвердите, что вы реальный человек. Если бы требовали электронный адрес - это без проблем, но требуют номер мобильного телефона! А сайт, между прочим, российский.

И у меня тут же возникает ествественный вопрос: сколько стоит это "бесплатное скачивание"? И не дешевле ли окажется купить книгу в магазине? А вы с таким сталкивались? И как все оказывалось на самом деле?
Рубрики:  Электронные библиотеки

Правила выживания в любых условиях

Понедельник, 19 Марта 2012 г. 01:27 + в цитатник
Анатолий Брусникин, "Герой иного времени"


"Но явную нерасположенность Фортуны он находил совершенно справедливой. Пусть она помогает слабым, а человек сильный обязан управляться и без ее подачек. Ведь достиг же Никитин почтенного возраста, сорока шести лет – и ничего, жив.

Он по праву считал себя человеком исключительной жизненной цепкости. С этакими зигзагами другой пятьдесят или сто раз отдал бы Господу душу, а Олег Львович своей разлучиться с телом пока не допустил.

На то были у него правила выживания, простые и немногочисленные – числом пять.

Первое. Рассчитывать всегда только на себя, в этом залог свободы и обязанность всякого истинно свободного существа.

Второе. Не упираться лбом в непреодолимое препятствие – иначе расшибешь голову, ничего не добившись. Умный человек всегда найдет способ обойти преграду и продолжить свой путь. К античным стоикам, всегда готовым погибнуть во имя непреклонности, Олег Львович относился с неодобрением. Кабы была возможность, он сказал бы сим Зенонам: «Не стойте на месте, стоики. Шевелитесь! Помереть с достоинством – штука нехитрая, вы лучше сумейте достойно победить».

Третье. Всё, что с тобой ни происходит, к лучшему. Каждый удар судьбы – не сразу тобою понятый толчок вверх.

Четвертое. Надо уметь приноравливаться к любой среде, сколь угодно враждебной – однако с условием, что ты меняешь не свою сущность, а лишь окрас. Это правило помогало Олегу Львовичу в любом обществе сразу брать верный тон. Достоинство можно сохранить иль потерять в любой шкуре – будь ты кавалергард, каторжник либо нижний чин. Язык и манеры при этом разные, а внутренний стержень тот же.

Ну и пятое, последнее: скорость. Быстрота – та же сила. На горной тропе, изобилующей острыми зигзагами, раздумывать да рассусоливать некогда. Видишь опасность – наноси удар первым, тем и спасешься."
Рубрики:  Стоит задуматься...

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

"И ненависть безмерна, как любовь..."

Понедельник, 19 Марта 2012 г. 01:17 + в цитатник
Brusnikin (200x315, 27Kb)

Анатолий Брусникин, "Герой иного времени"

"Нет ничего страшнее, чем месть отвергнутой женщины..."

Название книги оправдало все надежды: снова Кавказ, снова война, снова вечные вопросы свободы, чести, любви. И один из главных героев почти гордится прозвищем Печорина. Место действия - город Серноводск (который вполне мог быть Пятигорском), время действия - 1842 год, год спустя после гибели Лермонтова, который стрелялся где-то здесь, неподалеку. И явная стилизация под 19 век...

Почему Брусникин взялся за кавказскую тему, он объяснил так: "Не буду вдаваться в причины и ход кровавого, бестолкового, дорогостоящего противостояния русских и горцев. Довольно будет привести одну притчу, как говорят, правдивую. После того как турецкий султан, проиграв нам очередную кампанию, уступил царю кавказские земли, доселе принадлежавшие Порте сугубо номинально, русские генералы явились осваивать новые владения. Горские старейшины вышли чужакам навстречу и спросили: «Зачем вы пришли?» «Эту землю султан подарил нашему государю», – отвечал российский предводитель. «Я дарю тебе вон ту птичку, – молвил один из стариков, показав на дерево. – Скажи ей, что она теперь твоя». На вылавливание и приручение «птички» мы потратили столько денег, сколько не стоят десять Кавказов, а уж о количестве пролитой крови и говорить нечего…"

Увы, двести лет войны так ничему никого не научили, иначе разве продолжалась бы эта война до сих пор...

"Герой иного времени" в романе - бывший каторжник Олег Львович Никитин, человек бесконечно честный - и столь же бесконечно невезучий. По нелепому стечению обстоятельств он попал на Сенатскую площадь именно 14 декабря, по инерции попал под суд и отбыл положенные 15 лет каторги, после чего сам попросился на Кавказ в надежде вернуть себе доброе имя.

Повествование ведется от имени или с позиции разных героев: генеральской дочки Даши, молодого влюбленного офицера Мангарова, юной горской княжны Зары, морского капитана, доктора, горского князя... У каждого героя своя правда и свой выбор. Но так или иначе все герои связаны с Никитиным. Одни его ненавидят, другие боготворят, третьи любят - страстно или бескорыстно... Почему "герой иного времени"? Он несовременен, нелеп, как "нелепа большая морская рыба, по ошибке заплывшая в реку. Время – оно ведь как вода. Течет, меняется. А Никитин не понял, что вода перестала быть соленой. Раздувает жабры, топорщит плавники. Он – ходячий анахронизм. Экспонат из кунсткамеры..." Но на его фоне другие герои кажутся мелкими и ненастоящими...

Книга затрагивает очень много жизненно важных вопросов. О чести. О свободе - настоящей, не обусловленной никакими внешними обстоятельствами. О долге. О порядочности. И еще о любви. Любовь здесь разная: в самом начале появляется таинственная незнакомка, которая оказывается возлюбленной нашего героя, прождавшей его долгие 16 лет. А вот юное воздушное создание Даша, открытое для любви и для достижения цели готовое на любые ухищрения. Вот только ей пока невдомек, что настоящая любовь не ловится на приманку, как рыба...

Почти до самого конца я верила, что цикл невезений, наконец, закончится. Ведь все получилось: офицерский чин, добытый в честном бою, верная любимая женщина, которая в конце концов дождалась своего часа, высокое кавказское небо и перспектива полной свободы... Но Кавказ есть Кавказ. И война не всем горе, кому-то она "мать родна", способ выслужиться, способ нажиться. И тогда все методы хороши: подлог, предательство, двурушничество... Причем не гнушаются этим и "наши", русские, и неукротимые горцы. Симпатичны ли мне горцы? Местами - да. Но большей частью они все-таки страшны...

Последние две главы написаны в виде молитв. Одна молитва "двум Сысоям" и вторая - Богородице. И только на последней странице открывается истина...

Удивительная книга. Захватывающая и проникновенная. И в таинственном Брусникине явно чувствуется рука Мастера. Вы, конечно, уже знаете эту "тайну, известную всем"?


***

И напоследок "слово автору".


Из-за ежедневных писем моя жизнь прошла осмысленно, она не была пустой. Потому что я кому-то ее рассказывала, а это очень-очень важно – оглядываться на каждый прожитый день.

Мужчины не любят, когда на них обрушивают чересчур много любви.

Секрет долголетия кавказцев в другом. В других народах, старея, человек выходит из употребления. Общество перестает им интересоваться и воспринимает как докуку, а то и обузу. Не то в здешних горах. Чем ты старее, тем больше к тебе прислушиваются. Уважение и востребованность – вот вам весь рецепт долголетия. Кабы мы, русские, ценили опыт и мудрость старых людей, и у нас жили бы до ста лет и долее.

– Как вы догадались, что этому суровому человеку следует подарить «нечто вроде этого»?
– Каждому нужно дарить то, чего ему больше всего не хватает...

Одна нация не может быть лучше или хуже другой. В чем-то одном может, а вкупе – никогда. Это верно, что по части собственного достоинства англичане с французами нас далеко обошли. Немцы прилежней нас. Итальянцы больше расположены к искусствам. Чухонцы аккуратней. Зато мы выносливей, разносторонней, а в час испытаний и самоотверженней, что многократно доказывала наша история. Так давайте ж крепко держаться за то, в чем мы лучше, догоняя другие народы в тех качествах, которых нам недостает. Вот вам вся формула патриотизма.

В любви каждый за себя. Здесь нет ни сострадания, ни благородства, ни учтивости. Потому что любовь – единственное, ради чего стоит жить и ради чего не жалко умереть.

Кто краше и моложе не заменит того, кто был дорог.

Золотое правило толкового купца: компаньон всегда должен быть уверен, что обдурил тебя.
Рубрики:  Книги

Метки:  

Даешь слово автору!

Вторник, 13 Марта 2012 г. 15:41 + в цитатник
Что-то в последнее время я опаздываю с выписыванием интересных фраз. Уже такая "задолженность" накопилась! Понимаю, что фразы уместнее публиковать сразу после рассказа о книге - а может, даже вместе с рассказом? Но я решила эти два аспекта разделить - чтобы у вас была возможность почитать "умные мысли" без моих субъективных рассуждений. Поэтому постараюсь в ближайшее время выписать интересные мысли и из "Единорога", и из "Анатомии одного развода", и из "Волхва". Честно говоря, есть еще с десяток прочитанных книг, о которых я не написала вообще ничего, но значит, они не так уж меня поразили, и о них я напишу одним махом, вместе с фразами.

А все потому, что каждая новая книга захватывает меня всю полностью - и я тут же забываю о прошлых книгах! Сейчас вот взялась Брусникина читать... Значит, опять полное погружение!

Но я исправлюсь, обещаю!
Рубрики:  Отсебятина

С нелюбовью к французам

Вторник, 13 Марта 2012 г. 15:32 + в цитатник
klounada (140x200, 36Kb)

Уолтер Саттертуэйт, "Клоунада"

Это второй роман из детективной трилогии "Эскапада". Первый мы читали вслух - и это были не худшие пять вечеров в нашей жизни. :)

Со вторым так не получилось. Во-первых, Цезарь был занят не бездумной ручной работой, а вполне интеллектуально пялился в компьютер, а во-вторых... почти с самого начала стало ясно, что увлекательного чтива не получится.

Париж 1923 года. Недавно закончилась первая мировая война, жизнь только входит в привычную колею, каждый второй - герой войны или хотя бы ее участник... И, как положено в детективе, убийство. Или все-таки самоубийство? Французская полиция уверена, что некий граф покончил с собой, но его мать-американка сомневается. И нанимает американского сыщика-пинкертона. Того самого Фила Бомона, с которым мы уже встречались в первой части.

Пересказывать детектив глупо. Скажу только, что книга меня разочаровала. Слишком уж не соответствовали декорации финалу. И "нестрелявшими ружьями" завалена вся сцена. И если в первой части автор долго и нудно разжевывал, за что и почему было совершено убийство, то здесь (вняв просьбам возмущенных читателей?) он не удосужился даже внятно рассказать, что же стало с другими героями.

А еще американец Саттертуэйт терпеть не может французов. Англичане еще куда ни шло, а французы... Ох уж эти французы с их зловонным Парижем. Да-да, и Париж в книге выглядит грязным серым городишкой - ну, разве что ночью, когда не видно грязи, на него еще можно смотреть. А уж французы с их потугами на изысканность... Для американца лучшее в мире блюдо на завтрак - яичница с беконом, и никаких лягушачьих лапок в кляре, свиной вырезки с фисташками, индюшачьих потрохов по-бургундски и блинчиков по-сюзски. И зря французский коллега водит своего американского друга по известным ресторанам - он этого все равно не оценит. Хотя у читателя слюнки текут, это да...

В качестве развлечения в перерывах между серьезными книгами этот детективчик еще можно почитать, и язык местами неплох, и юмор уместен и искрист, но... я сильно сомневаюсь, что буду читать третью часть.

***

И по традиции несколько любопытных фраз.

Что такое одежда? Всего лишь оправа для бриллианта. Некоторые оправы, разумеется, более стильные, чем другие, но ведь главное — бриллиант, не правда ли?

Политика - последнее прибежище для законченных зануд.

В искусстве без самообмана никак нельзя. Нужно убедить себя как художника, что ваши творения так или иначе пойдут на благо обществу. Разумеется, ничего подобного не происходит. Миру глубоко на вас наплевать. Но вы все равно пыжитесь, потому что глубоко внутри, на самом дне, под слоем самообмана вам глубоко наплевать на этот мир. Если же вы талантливы, если Бог был щедр к вам, вы и правда создаете что-то полезное, прекрасное.
Рубрики:  Книги/Детективы

Метки:  

"Завтра познает любовь не любивший ни разу..."

Суббота, 03 Марта 2012 г. 21:58 + в цитатник
Faulz (220x340, 22Kb)
Джон Фаулз, "Волхв"

Фаулза я дочитала вчера - и все еще не могу сформулировать свои ощущения. Восторг, ужас, отвращение, завороженность, вовлеченность... И - легкая горечь, что все закончилось. Я даже не знаю, что можно сразу после этого читать...

Если честно, то я почти ничего не поняла. Главный вопрос - зачем? - так и остался открытым. Но я вернулась к началу, к предисловию самого Фаулза, и почти нашла ответ на свой вопрос: «Смысла» в «Волхве» не больше, чем в кляксах Роршаха, какими пользуются психологи. Его идея – это отклик, который он будит в читателе, а заданных заранее «верных» реакций, насколько я знаю, не бывает.

Сначала все шло легко и приятно. Некий молодой человек Николас Эрфе (Урфе в других переводах), почти пресытившись британской жизнью и в тайном желании избавиться от надоевшей девушки, подписывает контракт на должность учителя в школе Байрона на греческом острове Фраксос. Жизнь в школе скучна и однообразна, женщин почти нет, ученики прилежны, но скучны... и в один прекрасный день Николас отправляется исследовать остров.

Так он знакомится с Кончисом - богатеем, имеющим на острове виллу. Вилла обставлена очень богато. а на стенах - оригиналы картин и скульптур: Модильяни, Роден, Боннар...

И тут начинаются чудеса. Призраки и мифические боги, исчезающие в никуда девушки, странный немой негр и неразговорчивая кухарка... А еще - рассказы Кончиса о своей жизни. Сначала времен первой мировой, потом очень страшный эпизод из второй мировой... И все бы ничего, но каждый новый рассказ перечеркивает прошлый. Николас совершенно сбит с толку: что здесь происходит? Домашний театр? Игры сумасшедшего? Где правда?

Но правды нет. Ложь громоздится на ложь, девушки-близняшки - роль которых тоже неясна: случайные актрисы? наложницы? крестницы? аспирантки-психологи? - с невинными глазами морочат голову бедному юноше, и он окончательно теряет ориентиры... В игру вовлечены все. На письма герою аккуратно отвечают, на все вопросы находится ясный ответ, но... все это опять ложь. Неужели весь этот спектакль затевается ради меня одного? - спрашивает себя Николас. Однако он не первая и не последняя жертва "эксперимента" - он не один "призванный". Куда? Кем? Это тоже осталось без ответа.

Волхв - или Маг - это сам Кончис. Правда, так и осталось неясным, кто же он на самом деле...

К середине книги, казалось, все закончено: все точки над "и" расставлены, Николасу отказано от дома, что еще может быть? Но сюжет разворачивается в другую сторону - и понимаешь, что это далеко не конец. То же происходит за треть до конца, за четверть, за пятую часть... И до последней страницы Фаулз не раскрывает карт. И только последняя фраза - которую я уже вынесла в заголовок - должна прояснить суть: «…Завтра познает любовь не любивший ни разу, и тот, кто уже отлюбил завтра познает любовь…»

Если сравнивать "эвристическую мясорубку" (термин самого Фаулза), в которую попал Николас, с кругами ада, то он прошел их все - и вернулся почти в прежнюю точку. Но вернулся другим. Человеком, способным ценить настоящую любовь.

И оказывается, что счастье - есть. Только нужно его увидеть - здесь, рядом. Мысль не новая, но... поданная очень изысканно.

В общем, на все сто - мое.

P.S. К середине книги совершенно запутавшись, я нарушила свои правила и "одним глазком" почитала рецензии. Пожалуй, ближе всего мне вот эта..

Еще несколько обложек
Рубрики:  Книги/Вот это да!

Метки:  

Дистиллированная безнадежность

Суббота, 18 Февраля 2012 г. 14:10 + в цитатник
этвуд1 (200x315, 18Kb)
Маргарет Этвуд, "Мужчина и женщина в эпоху динозавров"

Сюжет книги прост и вечен, как мир: любовный треугольник. Если проводить параллели, то этот роман сильно перекликается с "Анатомией одного развода" Эрве Базена. То же время действия - середина 70-х, тот же прием - повествование с точки зрения разных людей, та же форма - в виде дневника, разве что страны разные - Франция у Базена и Канада у Этвуд. Но если роман Базена можно было считать предупреждением, то ради чего писалось это немаленькое произведение, я сказать затрудняюсь.

В аннотации к книге написано:
"Жестокость мимоходом, тяготы выживания, смутные привязанности, любовный треугольник, дети, рутина. Даже самоубийство не вырвет тебя из замкнутого круга, не избавит от мучительных поисков смысла. А динозавры — вымерли. Может быть, они вымерли от тоски.


Именно это слово - тоска - пронизывает всю книгу, книгу, в которой нет даже намека на любовь. Унылые вечно недовольные личности работают, совокупляются (именно таким словом в большинстве случаев сие действо и обозначается), перепрыгивают из постели в постель, меняясь партнерами, и все делают назло. Назло тетке отдамся первому встречному. Назло бывшей жене забеременею -- хотя ребенок мне сто лет не нужен. Назло отвергшей любовнице снесу себе пол-лица из охотничьего ружья... Мрак.

Такое впечатление, что писательница не любит своих героев. Вообще не любит людей. Какие-то они у нее выходят мрачно-однобокими, злыми, неудовлетворенными, некрасивыми. Базен противопоставлял унылый мир брошенной жены и сказочный домик молодой любовницы. Этвуд ничего не противопоставляет, у нее уныло все. Даже внешне все герои непривлекательны, жестокая Маргарет выделяет именно самые неприятные черты. Прямая как палка манипуляторша Элизабет. Не терпящая компромиссов скучная Леся, специалист по окаменелостям и динозаврам. Неприспособленный к жизни муж-любовник Нат, который не в состоянии обеспечить и одну семью, но кидается создавать другую. А уж чего стоит тиранша тетка Мюриэл...

Удивили меня некоторые явные смысловые огрехи: как будто писала не женщина, а неразумный несведущий мужчина. "Она скорчилась на кровати в судорогах первой менструации, ей больно до тошноты..." - может, такое и бывает, но все-таки это нетипично. А чего стоит эпизод, когда героиня-любовница в порыве какой-то злобной решимости высыпает в унитаз противозачаточные таблетки, тут же прыгает в постель к любовнику - и прямо сразу беременеет! Понятно, почему у них рождаются такие монстры - если закрыть глаза на то, что сразу и не получится ничего...

Когда я еще не дочитала до середины, я уже знала, как назову свое сообщение об этой книге: Безнадега. Точка. Ка. Но когда главный герой назвал газетную жизнь "дистиллированной безнадежностью", я поняла, что это даже точнее. Но слово-то оказалось одно и то же!

Нет, Канада мне откровенно не понравилась. И читать эту Маргарет я больше не буду.

***

И несколько типичных фраз напоследок. Многие фразы все-таки очень меткие.



Высокий класс - это когда тебе насрать, что люди скажут. Высокий класс - это когда у тебя в гостиной лежит замызганный ковер, у него вид как с помойки, а стоит он миллион баксов, но об этом знают только немногие.

То, что раньше было здравым в своей простое, теперь стало неприятным в своей примитивности.

Никогда никому не завидуй, если не знаешь всего.

У любого другого человека есть разница между внешним и внутренним. Большинство людей что-то изображают; она сама много лет изображала всякое разное. По необходимости она может изобразить жену, мать, сотрудницу, заботливую родственницу. Секрет в том, чтобы понять, что пытается изобразить другой человек, а потом подыграть ему, вселяя в него уверенность, что у него хорошо получается. Или наоборот: _Я_тебя_насквозь_вижу._

Если она достаточно умело сыграет на их чувстве вины, они будут приходить навещать ее по выходным.
(мать пытается манипулировать даже собственными детьми!)


Он все меньше похож на клоуна. Скорее на черепаху: мудрость покрыла его морщинами и прочным панцирем.

Он знает эту их [женскую] молчаливую аксиому, жизнь научила: «Я страдаю, следовательно, я права».

Сыграть важную роль не значит обязательно повлиять к лучшему; значит — просто повлиять, с силой воздействовать, сообщить импульс.

Может, это и называют зрелостью: момент, когда человек осознает, что продул свою жизнь.


И последняя фраза - может, она что-то объяснит?

Она построила жилище над бездной - но разве у нее был выбор?


Кто знает, может, Этвуд видит мир именно сквозь эту призму нелюбви, и у нее просто не было выбора?
Рубрики:  Книги/Не моё

Метки:  

О любви и смерти, желаниях и потерях, сиюминутном и вечном

Четверг, 09 Февраля 2012 г. 16:52 + в цитатник
Schopenhauer (220x263, 10Kb)
Ирвин Ялом, "Шопенгауэр как лекарство"

Мы должны ограничивать свои мечты, обуздывать желания и сдерживать гнев, помня о том, что человек способен достичь только бесконечно малой доли того, к чему стоит стремиться. Артур Шопенгауэр.

Все мы - жертвы легкомысленной эволюции, из собственной прихоти наделяющей несчастных сознанием и не заботящейся о том, чтобы снабдить их психологическим механизмом защиты от страданий бренного бытия. А потому мы год за годом, веками, тысячелетиями с редким упорством продолжаем воздвигать одно доморощенное доказательство собственного бессмертия за другим. Когда же мы, каждый из нас, перестанем искать ту неведомую высшую силу, слившись с которой можно было бы, наконец, обеспечить себе вечность?

Жизнь удивительно прямолинейна и всегда движется только в одну сторону.

Чем больше мы любим друг друга, тем больше любви мы способны отдавать детям — да и вообще людям.

Смерть всегда с нами, всегда рядом. Сократ ясно выразился: «Чтобы научиться хорошо жить, нужно сначала научиться хорошо умирать». А Сенека: «Никто так не ценит жизнь, как тот, кто готов в любую минуту с ней расстаться».

Маленькая тревога имеет тенденцию расширяться и заполнять весь доступный объем.

Никто не может побеспокоить другого — только мы сами лишаем себя спокойствия. (буддизм)

Чем больше человек имеет внутри себя, тем меньше он ждет от остальных.

Любовь не в том, кого любят, а в том, кто любит. (Платон)

Не нуждаться ни в ком — значит никогда не быть одиноким.

Мы хотим, хотим, хотим, хотим. Десятки желаний одновременно томятся в подсознательной области каждого человеческого существа, стоящего на определенном уровне развития. Воля неустанно толкает нас вперед, и едва мы успеваем удовлетворить одно желание, как тут же ему на смену приходит другое, а за ним третье, четвертое — и так без конца... Человеческая жизнь... вечно вращается вокруг оси желаний, за которыми приходит насыщение. Но удовлетворяет ли нас это насыщение? Увы, лишь на время. Почти немедленно вслед за насыщением наступает скука, и мы снова приходим в движение — на этот раз чтобы избежать ее мучений... Но отчего скука видится нам такой мучительной? Почему мы спешим поскорее избавиться от нее? Потому что в состоянии скуки ничто не отвлекает нас от страшной, неприкрытой правды жизни — от осознания собственного ничтожества, бессмысленности существования, неумолимого приближения старости, а за ней и смерти.

Три главных причины страданий: желание, отвращение и невежество.

Только больной врач может лечить по-настоящему. (Юнг)


Парочка весьма сомнительных фраз - как тема для раздумий:

Кто часто ставит себя на место женщины, может лишиться собственного голоса.

Его так окрылил успех от собственной наглости, что он решил торжественно заложить это качество в фундамент своего будущего характера.


***

Фразы самого Шопенгауэра - которых в книге приведено великое множество, - я выпишу отдельным блоком.

Для начала - пара советов отца - помните, это конец 18 - начало 19 века!

«Никогда не заводите обычая сутулиться, ибо это выглядит отвратительно… если за обедом кто-нибудь сидит, ссутулившись, его могут принять за переодетого портного или сапожника». (Генрих Шопенгауэр)

"Но только не воображай, что жизнь ученого легка и прекрасна. Я теперь имею возможность в этом убедиться, мой дорогой Артур. Это тяжелый, изнурительный труд, и только удовольствие заниматься им делает его поистине приятным." (Генрих Шопенгауэр)


И вот как переосмыслил это сын:


Нужно немного теплоты и внимания, чтобы манипулировать людьми, — это как воск, согрей его в руках, если хочешь придать ему нужную форму.

Тот, кто хотел бы стать всем, не может стать ничем.

Человек высоких талантов и редких умственных способностей, который вынужден заниматься низкой работой, подобен изящной, мастерски расписанной вазе, которую используют как обыкновенный кухонный горшок.

Мудрый человек не станет тратить жизнь на то, чтобы гоняться за чужой любовью. Любовь окружающих — вовсе не признак ни добра, ни истины. Как раз наоборот — она нивелирует и отупляет. Гораздо важнее искать цель и смысл внутри самого себя.

Для женщины в краткий период ее расцвета ограничивать себя одним мужчиной противоестественно. С какой стати женщина должна беречь для одного то, что он не в силах использовать, в то время как многие хотели бы получить?

Если я скрою свою тайну, она — моя пленница; если я ее выпущу, я — ее пленник. На древе молчания растет его плод — мир.

Талант похож на стрелка, попадающего в цель, которая недостижима для других, тогда как гений похож на стрелка, попадающего в цель, которую другие не в состоянии даже видеть.

Лучше позволить людям быть тем, что они есть, чем принимать их за тех, кем они не являются.

Серия сообщений "Слово автору":
Часть 1 - "Если твоя судьба не вызывает у тебя смеха, – значит, ты не понял шутки."
Часть 2 - Жизненная философия: от бога или от дьявола?
...
Часть 8 - Мудрость сладкого горошка
Часть 9 - "Пока ты есть, народ существует!"
Часть 10 - О любви и смерти, желаниях и потерях, сиюминутном и вечном
Часть 11 - Уметь усомниться во всем!
Часть 12 - Чему учит философия...
...
Часть 14 - "Сложными бывают только необязательные второстепенности..."
Часть 15 - "Непостижимый мир суть мрак, царящий в наших душах..."
Часть 16 - Настоящая британская мудрость


Метки:  

Memento mori

Четверг, 09 Февраля 2012 г. 16:26 + в цитатник
Ялом (152x199, 9Kb)
Ирвин Ялом, "Шопенгауэр как лекарство"

"Мы не знаем дату своей смерти - и это создает иллюзию бессмертия". Я не знаю, кто это сказал, но сказал очень правильно.

А если знаем? Если случается непоправимое, и неизлечимая болезнь оставляет вам всего год жизни? Как бы вы поступили? Понимаю, вопрос это очень сложный, и вообще, тема смерти - не самая подходящая для обсуждения...

Тем не менее вся эта книга о смерти. Опытный врач-психотерапевт Джулиус узнает, что у него рак и жить ему осталось около года. Сначала он впадает в панику: 65 лет - не возраст для смерти! Потом, вспоминая и переосмысливая свою жизнь, он пытается понять, зря он прожил ее или нет. Да, он помог многим людям, но ведь... не всем! И среди его профессиональных неудач - некий Филип, с которым лет двадцать назад он работал три года, но так и не смог вылечить его от маниакальной страсти к сексу. А может... А может, все не так безнадежно, и лечение имело запаздывающий эффект?

Чтобы проверить это, Джулиус находит Филипа. Перед ним - вполне успешный философ, практикующий врач (!), который лечит... философией. Но чтобы стать настоящим психотерапевтом, ему нужно пройти "супервизию" - некую процедуру посвящения от опытного психолога. И они заключают сделку: Джулиус берется провести супервизию, а Филип обязуется в течение полугода ходить на сеансы групповой терапии - чтобы научиться общению. "Что ты за психотерапевт, если ты ни хрена не смыслишь в общении!"

Как и предыдущая книга Ялома, о Ницше (я пока так и нашла время о ней написать), эта книга не совсем художественная. Даже можно сказать, совсем не художественная. И на развлекательную литературу не похожа. Скорее - заметки врача о своей работе. И как и в прошлой книге, здесь тоже врач и пациент меняются местами. И еще неизвестно, кто кому больше помог: Джулиус Филипу - растопить лед в своем "хрустальном замке" - или Филип Джулиусу - смириться со смертью как с необходимостью и встретить ее с открытыми глазами...

Через всю книгу второй сюжетной линией проходит Шопенгауэр: некоторые биографические факты, подробности жизни и, конечно, философия. Мрачная философия убежденного пессимиста и мизантропа. Шопенгауэр получился действительно зловещей фигурой: непризнанный гений, ставящий себя выше других "двуногих", не признающий любви, убежденный, что жизнь - страдание, а потому смерть как избавление от зла сама по себе не есть зло... И все-таки эта мрачная философия помогла по крайней мере двум героям книги...

Если честно, описания групповых занятий вызвали у меня ужас. Семь человек встречаются раз в неделю и на протяжении полутора часов занимаются душевным стриптизом. Лукавить нельзя, утаивание информации о себе сводит эффект терапии на нет. Цель занятий - научить людей общаться, преодолеть их внутренние комплексы и позволить им более успешно вписаться в реальную жизнь за пределами группы. Как рассказывал Джулиус Филипу перед тем как пригласить его в группу, как в любом деле, и в групповой терапии есть "неизбежные потери": не все люди способны к такому общению. Думаю, я как раз из таких неспособных... Местами это страшно: вываливать на обсуждение такие подробности, такие давно забытые моменты из своей жизни... Да, может, это и помогает избавиться от груза, давящего изнутри и мешающего двигаться вперед, но... как по мне, пусть лучше этот груз будет навеки погребен на дне души...

Проблем, поднятых в книге, великое множество. Здесь и общение мужчины и женщины, и профессиональный рост, и злоба с ненавистью... Одна из героинь, запутавшись между мужем и любовником, направляется в Индию к известному гуру. И там, медитируя "до одурения", вдруг понимает, что внутреннее спокойствие, к которому так стремятся отсталые индусы, есть дорога в никуда: да, ты обретаешь спокойствие - но убиваешь в себе жизнь. Перо, "опущенное в волненья ночи - вот в чем загадка истинного творчества. Погрузиться в пучину ночи, овладеть ее мрачными тайнами ради высокого озарения..." «Нужно носить в себе еще хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду». Это уже Ницше...

Несмотря на некие несовершенства стиля (ну, зачем, спрашивается, было рассказывать о Шопенгауэре в будущем времени - "он узнает, он приедет, он скажет...") и личное неприятие некоторых психотерапевтических приемов ("стоп! почему именно сейчас? давайте поговорим об этом!"), книга меня завораживала и притягивала. И оставила глубокий след, заставив задуматься. И еще раз попытаться понять философию Шопенгауэра - я уже пыталась несколько лет назад, эти его мысли о смерти не были для меня откровением...

Memento mori. Помни о смерти. И, кто знает, может, это поможет тебе по-настоящему ценить жизнь.
Рубрики:  Книги/Психология

Метки:  

Последнее предупреждение

Среда, 01 Февраля 2012 г. 21:40 + в цитатник
Basen (200x295, 21Kb)
Эрве Базен, "Анатомия одного развода"

В оригинале эта книга называется "Madame Ex" - что, на мой взгляд, лучше отражает суть романа. Хотя и слово "анатомия" как препарирование, расчленение - тоже вполне подходящее. И как в случае препарирования трупа, здесь есть опасность нарваться на весьма неприятные составляющие, скрытые от глаз, пока субъект жив...

Книга, написанная мужчиной о женщине, оставляет впечатление тяжелое и неоднозначное. И того самого "скрытого от глаз" дерьма в ней - хоть отбавляй. В кратком описании говорится: "Разводятся супруги, долго прожившие вместе, имеющие четырех детей и вступившие некогда в брак по взаимной любви. И вдруг - развод! Повод - измена мужа."

И все-таки именно муж, бросивший жену ради любовницы, вызывает симпатию и уважение, а вовсе не брошенная жена.

Несмотря на обилие неприятных сцен и откровенно провокационных выходок героини, оторваться от чтения невозможно. Увы, увы, как ни стыдно в этом признаться, порой любая женщина ведет себя... ну, если не так же бестолково, то похожим образом. Особенно в критических ситуациях: когда не ладятся дела с финансами, когда напрасными оказываются ожидания, когда возраст дает себя знать и понимаешь, как много осталось нереализованным... А под руку попадаются самые близкие люди. Увы и ах...

Однако главную героиню Алину самореализация волнует меньше всего. Как же, она примерная мать и жена, она родила мужу четырех детей - и разве этой Четверки мало, чтобы привязать его к себе чугунной цепью? Но оказывается, цепь слишком тяжела. Упреки, насмешки ("тоже мне - художник! мазила!"), угрозы, непомерные требования, капризы - и все это позволяет себе женщина, чья красота и молодость давно остались позади... И муж, в свое время так же соблазнивший Алину, однажды встречает другую провинциалочку - молодую и привлекательную. А главное - которая принимает его как есть, видит в нем не только любовника, но художника, творца, Личность... И после пяти невыносимых для всех троих лет он подает на развод.

Алина вызывает раздражение. Глупая крикливая бабенка, не имеющая ни работы, ни профессии (как же, она же вышла замуж - значит, содержать ее должен муж!), начинает настоящую войну с отцом своих детей. Четверка разделяется: старшие принимают сторону матери, младшие не хотят терять отца, оставаясь с нервной, вечно недовольной злобной матерью. Но суд оставляет детей маме, назначив алименты - единственный источник средств существования для Алины. Ведь она и не думает что-то менять в своей жизни! Какая там работа и попытки улучшить свою жизнь! Все силы - на борьбу, на восстановление справедливости, на месть, в конце концов! А непокорные будут наказаны.

Боже мой, ну и подленькие методы она применяет! Подсматривание и выслеживание, склеивание порванных писем, вытащенных из мусорного ведра, сжигание открыток и писем, написанных детям отцом, но убило меня... закрепление телефонного диска амбарным замком. Чтобы дети не могли позвонить отцу. И постоянный крик, брань, поиск поддержки в нелепых феминистических организациях и у таких же злобных неудачниц... Младший ребенок запускает учебу, становится нервным, злым, его отправляют на консультацию к детскому психологу - но и тут Алина умудряется сглупить: дать неправильный адрес отца. Обман тем более нелеп, что 11-летний ребенок уже продиктовал правильный... Страсти накаляются, и следующий решительный шаг предпринимают младшие дети...

Наверное, в пику общественному мнению Базен главного героя вовсе не осуждает, а его новую жену описывает исключительно розовыми красками. И хозяйка она отменная, и вдохновительница-муза для своего мужа, и мужнино "приданое" - детей - готова принять в своем доме с распростертыми объятиями. Ведь по решению суда дети каждое второе воскресенье должны проводить с отцом. Иногда это кажется даже неправдоподобным, но Одиль все равно получилась очень симпатичной. И тем более мерзкими выглядят выходки маменькиной старшей дочки, которая в доме у мачехи гадит по мелочам: там утащила помаду, там порылась в кошельке, там без спроса взяла лак, а то и вовсе выщипнула клок с мехового манто... Все это мерзко и недостойно - но глуповатая старшая дочь вполне соответствует своей неразумной матери...

Я бы эту книгу рекомендовала читать всем девушкам, вступающим в брак. Это просто кладезь "вредных советов": как развалить семью и сделать жизнь мужа и детей невыносимой. Жаль, что мне эта книга попалась только сейчас. Лет 20 назад она была бы гораздо актуальней...

"Пособие для будущих жен" я еще предоставлю. Фраз много - и задуматься есть над чем.
Рубрики:  Книги

Метки:  

Возвращение в детство

Суббота, 28 Января 2012 г. 13:40 + в цитатник
Лиханов1 (200x258, 9Kb)
Альберт Лиханов, "Мой генерал"

"Впервые роман был опубликован в журнале "Пионер", 1975, № 1-4. В том же году роман вышел отдельной книгой в издательстве "Детская литература"..."

Вот тогда мы его и читали - в 75-м году, в "Пионере". Вслух. Втроем: мама, сестра и я. Читали с перерывами - с нетерпением ожидая следующего номера журнала. Читала в основном мама, а мы слушали. И ревели все втроем. Кажется, мы его так и не дочитали до конца. Потому что знали, что генерал умрет.

Советская детская литература. Что бы ни говорили потом, но лучших детских книг я не читала. Это были книги, в которых было все: любовь и дружба, предательство и ложь, и снова любовь, и героические будни громкой страны. И еще - война. В нашем детстве не было, пожалуй, ни одной детской книжки, в которой бы не упоминалась война. 75-й год - 30 лет после окончания войны. Среди моих ровесников у некоторых воевали даже отцы. А уж деды воевали практически все.

"Мой генерал" - один из таких дедов. И, конечно, то и дело в неторопливое повествование включаются "истории" - истории про войну. Про трехлетнего мальчика Сережу, который шел по военной дороге и во весь голос пел про Катюшу. Про молодого майора, который прикрывал артиллерийским огнем корабль, вывозящий детей из мятежной Испании. Про трубача с простреленным легким, который трубил в фашистском концлагере...

А еще были будни. Уж не знаю почему, но в детстве мне казалось, что действие происходит в Норильске. Может, автор что-то изменил и решил "обобщить", не называя конкретного места действия? Строительство огромной ГЭС и начало жизни нового поселка, который растет вместе с плотиной. И - обычные люди обычной страны.

Чем мне нравится Лиханов - это ненавязчивостью. Он произносит какие-то важные истины совсем не нравоучительно, а как-то мягко. "Ты подумай! А если так? А как бы ты поступил?" Конечно, главный "воспитатель" - дедушка-генерал. Временами - просто старенький дедушка с молочными бутылками или кладовщик в перчатках с обрезанными пальцами. Но всегда - Человек. Настоящий. И как бы ни глупил его внук Антошка, в конце концов и он понимает: генерал - это не парадный мундир с орденами. Это - внутри.

Наверное, я стала ужасно сентиментальной. А может, и была такой всегда. Но я то и дело ревела. Даже в метро. Наверное, пугая людей. Но слезы эти были какими-то "правильными". От хороших людей. От достойных поступков. От глубокой и вдумчивой книги.

Словно вернулась в свое советское детство. Такое неоднозначное, но... такое родное. Разве может быть детство другим...

***

"Воспитательные" фразы в тексте шли про между прочим. Но несколько я все-таки записала.

Когда человека не знаешь, про него всегда легко писать.

Когда не везет, так и фонари не на месте стоят.

Есть вещи поважнее службы, работы, долга. Есть вещи, которые превыше всего... Запомни навсегда: у человека должно быть продолжение. Это высшее счастье.

Не смей думать о людях равнодушно! Люби, спорь, ненавидь, наконец! Но не будь равнодушны! У каждого несчастья есть причина. И ее надо отыскивать. Надо размышлять. Надо помогать людям, чем можешь. Но никогда не закрывай глаза...


И еще. О войне. Наше поколение знает о войне много. Тогда даже школьная программа в основном базировалась на произведениях о войне. А нынешние дети? Что знают они?


"О войне знаете только по книжкам. И понять не можете, что такое горе... Пусть! Да, пусть! Что в этом страшного? Ничего! Напротив, это прекрасно. Зачем вам знать! Зачем мы боимся такого незнания!"


А я вот думаю. А может, все-таки нужно знать? Хотя бы по книжкам? Чтобы не забыть и не допустить снова...
Рубрики:  Книги/Детская литература

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

"Пока ты есть, народ существует!"

Четверг, 26 Января 2012 г. 00:24 + в цитатник
Терри Пратчетт, "Народ, или Когда-то мы были дельфинами"

Поскольку герои книги - представители разных рас и разных цивилизаций, то будет, пожалуй, разумно разделить эти две совершенно разные философии. И попробуй разберись, какая из них мудрее! :)

Сначала философия островитян - крохотного народа, живущего на краю земли, не имеющего ни пушек, ни строгих научных знаний.


Все, чем был Народ, осталось в тебе! Пока ты есть, Народ существует! Пока ты помнишь, Народ живет!

Когда многое утеряно, что-то да вернётся. Раз у меня никуда не годная нога, мне пришлось обзавестись умной головой!

Люди говорили: человеку нужно найти воду, еду, оружие и укрытие. Они думали, что больше ничего не нужно, потому что самое главное принимали как должное. Человеку нужно к чему-то принадлежать.

И спрашиваю их [богов]: «Зачем вы послали мне старость?»... ответ богов звучит у меня в голове. Я думаю, что они говорят мне: «Потому что эта возможность гораздо приятнее другой».

Кто не верит в себя, тот никогда не победит!

Время нужно людям, чтобы разобраться с «сейчас», пока оно не убежало в прошлое и не превратилось в «тогда».

Любая раковина слишком мала. Я хочу знать причины. Причины всего. Я не знаю ответов, но несколько дней назад я даже не знал, что существуют вопросы.

«Если на тебя нападает акула, ты уже мёртв, а когда ты мёртв, любой способ стоит того, чтобы его попробовать».

Если ложь делает нас сильнее, ложь станет моим оружием.
Людям нужна ложь, чтобы жить. Они требуют её, крича во весь голос.

Но где нет правил, там нет и обмана.

На совет мог прийти любой — а поскольку любой мог прийти, многие не приходили.

Если рыба-прилипала оказалась в море, полном акул, она должна плавать с самой большой акулой.

Мы не можем быть сильнее империи,... но мы можем быть чем-то таким, чем она быть не осмеливается. Мы можем быть слабыми.

Имо [Бог] дал нам столько ума, чтобы мы смогли прийти к выводу, что его не существует.


Ей-богу, некоторым нашим политикам не мешало бы кое в чем поучиться! Причем не только в освоении искусства лжи, коим они и так владеют в совершенстве, а и в поисках своего места в истории.

***

"Европейская" часть романа более иронична и несерьезна. По большому счету, это вовсе не "философия", а просто подход к жизни. И - удивительное дело - больше всего запомнившихся фраз оказались у меня связанными с бабушкой-самодуркой - матерью отца девочки. Вот уж с кем не хотелось бы повстречаться наяву...


Папа верил в рациональное мышление и научные методы исследований и потому ни разу не смог
выиграть в споре с собственной матерью, которая твёрдо верила, что все должны её беспрекословно
слушаться, — верила с незыблемостью, о которую разбивались все попытки возражать.

Бабушка всегда настаивала на соблюдении приличий. Она специально искала приличия, чтобы их соблюсти, а если не находила, то придумывала новые и соблюдала их.

Хорошенько накричать на кого-нибудь — самое верное средство. От этого всегда становится легче и начинает казаться, что ты владеешь ситуацией, особенно если на самом деле это не так.

Слово «магия» — лишь другой способ сказать «я не знаю».

«На то Божья воля» — взрослый вариант детского «потому что потому».

«Может быть, так же было и в Древних Афинах? Это чистая демократия. Человек не просто получает голос: ему предоставляется слово».


А вот это - разве такое не бывает с каждой из нас?

А потом её уши догнали язык и не поверили собственным глазам.

Серия сообщений "Слово автору":
Часть 1 - "Если твоя судьба не вызывает у тебя смеха, – значит, ты не понял шутки."
Часть 2 - Жизненная философия: от бога или от дьявола?
...
Часть 7 - "Наша жизнь - лишь продолжение истории..."
Часть 8 - Мудрость сладкого горошка
Часть 9 - "Пока ты есть, народ существует!"
Часть 10 - О любви и смерти, желаниях и потерях, сиюминутном и вечном
Часть 11 - Уметь усомниться во всем!
...
Часть 14 - "Сложными бывают только необязательные второстепенности..."
Часть 15 - "Непостижимый мир суть мрак, царящий в наших душах..."
Часть 16 - Настоящая британская мудрость


Метки:  

Снова политика?!

Среда, 25 Января 2012 г. 23:40 + в цитатник
Ю Несбё, "Красношейка"

Однажды на работе, когда был какой-то традиционный праздник и все сидели за столом, один наш доктор нетерпеливо сказал: "Давайте уже об интересном поговорим - о политике!"

Наверное, я чего-то в этой жизни не догоняю, но политику я не люблю совсем. И когда я открыла эту книгу - снова "поступившись принципами" и решив отдохнуть с детективом, - я осилила ровно двадцатую часть (более точно сказать не могу, мой букридер показывает проценты от прочитанного - 5%). Причем я честно пыталась и даже напрягалась: сначала двое полицейских сидели в засаде в ожидании президентского кортежа, потом долго-долго описывалось какое-то судебное заседание с расовым уклоном, потом какой-то больной человек, которому сказали "ты умрешь!", потом нудное-пренудное заседание полицейской верхушки накануне того самого президентского саммита, с которого все начиналось...

Не буду судить о книге по пяти процентам - но когда я поняла, что мне это не то что не в кайф, а просто в напряг, я бросила.

Хотя не поленилась полазить по Интернету и нашла весьма хвалебные отзывы о детективной серии Несбё: "Знаменит в Скандинавии, а затем и во всей Европе Несбё стал в конце 90-х благодаря серии криминальных романов о норвежском полицейском Харри Холле. Первый из романов этой эпопеи «Нетопырь» (Flaggermusmannen, 1997) произвел сенсацию, удостоился у критиков звания «моментального бестселлера» и сделал автора обладателем престижнейшей премии «Стеклянный ключ»..."

Поэтому скажу так: любители политических детективов наверняка найдут в этой серии много интересного, увлекательного, познавательного и, может, даже развлекательного. Если я не нашла, то не значит, что его там нет...
Рубрики:  Книги/Не моё

Сотворение мира

Среда, 25 Января 2012 г. 01:03 + в цитатник
pratchett (200x320, 13Kb)
Терри Пратчетт, "Народ, или Когда-то мы были дельфинами"

Почему мифы всех народов мира говорят об одном и том же: сотворение мира из хаоса, возникновение планет, сотворение людей, потоп, солнечный герой... Может, все это было на самом деле?

У Пратчетта Верховный Бог Народа называется Имо, а бог смерти Локаха. Имо сотворил несовершенный мир и хотел его уничтожить, а Локаха сделал людей смертными, но сохранил мир. "Но когда я найду человека, который стремился к цели, смог подняться над глиной, из которой его сотворили,...  — тогда я открою людям дверь в твой совершенный мир, и они больше не будут принадлежать времени, но облачатся в звёзды...»

О богах, о звездах, о несовершенстве мира, о преступлениях и наказаниях, об извечной борьбе добра и зла, о чистой и прекрасной любви - вот о чем эта книга. Местами она кажется детской и наивной, местами удивляешься глубокому символизму и неоднозначности, часто улыбаешься удачным фразам и задумываешься над непростыми истинами... И весь этот коктейль называется Пратчетт.

Мальчик-туземец Мау и белая девочка благородных кровей Дафна-Эрминтруда. Встреча их на затерянном в неведомом океане острове не могла бы осуществиться, если бы не целая последовательность случайных событий: огромная волна смыла с лица земли крохотный остров Народа - и эта же волна выбросила на землю корабль, на котором куда-то плыла Дафна. Случайно это оказался тот же самый остров... И единственными выжившими представителями совершенно разных народов оказались эти девочка и мальчик...

Они не успели стать взрослыми, но быстро осознали, что все их "полезные навыки" совершенно бесполезны на необитаемом острове. "Я знаю три языка, умею играть на флейте и на пианино, а оказывается, самое важное, что я умею, — поить маленькое, голодное существо молоком с пальцев!" И эти двое создают на острове новый мир, по мере необходимости учась всему остальному - сразу по-взрослому...

Кто "более прав": "дикие" туземцы или вооруженные пушками и наукой европейцы? Чаша весов то и дело качается... И иногда стыдно за "продвинутых" "брючников", как называет цивилизованных людей Пратчетт. И удивляешься древней мудрости оторванных от мира островитян...

Конечно, как всякая хорошая сказка, эта сказка тоже приходит к счастливому завершению. Вот только... все равно немного грустно, что эти двое...

Нет, не расскажу. :)

***

Пратчетт высказывает мысли, которые очень похожи на многие современные теории. Идея о "параллельных мирах", где случается "то, что не бывает" - не это ли Зеланд называет "пространством вариантов"?

— Есть только то, что бывает.
— И то, что не бывает? — спросил Мау.
"Это? Это тоже бывает, только где-то в другом месте. Всё, что может случиться, должно случиться, и у всего, что может случиться, должен быть мир, в котором это случается. Потому Имо построил столько миров, что сосчитать их не хватит чисел..."


Мысль о вечном пути - потому что "совершенный мир - это путь, а не точка назначения".

А как вам идея насчет веры: "Просто верю. Вообще во всё. Так тоже можно. Религия - не точная наука..."

И - невольные слезы умиления на последних страницах.

Хорошая книга. Светлая и заставляющая задуматься о вечном.
Рубрики:  Книги

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Мудрость сладкого горошка

Суббота, 14 Января 2012 г. 23:23 + в цитатник
Бернхард Шлинк, "Любовник"

Знаешь, дети иногда бывают не менее жестокими, чем мы, родители. Так же уверены в своей правоте.

Она отдавала ему все, что он способен был воспринять.

Но ведь нужны не только большие светила, но и маленькие светильники, чтобы в мире было светло и тепло.

Мудрость сладкого горошка. Нужно быть счастливым самому, чтобы сделать счастливыми других. Нужно, чтобы у тебя все шло хорошо, тогда ты станешь радоваться и способствовать тому, чтобы и у других все было хорошо. И даже если сделаешь счастливым только себя — каждая крупинка счастья, которая приходит в мир, делает мир счастливее, каждая новая частичка счастья, своего или чужого.

Умереть слишком рано не менее трагично, чем умереть слишком поздно, равно как и умереть, не успев родиться.

Ужасный конец все равно лучше, чем ужас без конца.

Всегда можно отыскать сегодняшнее предзнаменование для того, что с вами случится завтра, и даже для всего того, что так и не произойдет.

Ведь речь-то не о том, хорошо ли нам вместе или мы просто терпим друг друга. Мы терпим потому, что рядом родной человек, или, наоборот, не терпим, потому что — чужой. Тут вопрос в том, что считать главным — то, что нас разъединяет, или то, что объединяет?

Обдумывание решения и принятие решения — разные вещи,... долгое обдумывание не приводит ни к правильному, ни вообще к какому-либо решению и делает процесс принятия решения настолько сложным и тяжким, что в итоге решение не принимается никогда.

Если чего-то хочешь, надо хотеть изо всех сил.

Серия сообщений "Слово автору":
Часть 1 - "Если твоя судьба не вызывает у тебя смеха, – значит, ты не понял шутки."
Часть 2 - Жизненная философия: от бога или от дьявола?
...
Часть 6 - "Вовсе не любовь заставляет мир вертеться..."
Часть 7 - "Наша жизнь - лишь продолжение истории..."
Часть 8 - Мудрость сладкого горошка
Часть 9 - "Пока ты есть, народ существует!"
Часть 10 - О любви и смерти, желаниях и потерях, сиюминутном и вечном
...
Часть 14 - "Сложными бывают только необязательные второстепенности..."
Часть 15 - "Непостижимый мир суть мрак, царящий в наших душах..."
Часть 16 - Настоящая британская мудрость


Метки:  

Поиск сообщений в Homa06
Страницы: 11 ..
.. 5 4 [3] 2 1 Календарь