В чем польза агрессии? |
Кен Уилбер «Спектр сознания»
« Мы можем приручить зло только лишь подружившись с ним ,
а отчуждая зло , мы попросту его воспламеняем.
Будучи интегрированным, зло смягчается; будучи
спроецированным, оно становится весьма жестоким, и, таким образом, те,
кто стремятся уничтожить зло, делают значительный вклад в его поеду.
Словами Рональда Фразера:
Позвольте мне попросить вас вспомнить тот день , когда я сказал вам , что
ненависть к злу усиливает зло , и противостояние усиливает то , чему
противостоят. Таков закон, обладающий безошибочностью законов
математики.
Или словами богослова Николая Бердяева:
Сатана празднует , когда ему удаётся вдохновить нас на дьявольские чувства к
нему самому. Выигрывает именно он, когда его собственные методы
используются против него . ... Непрекращающееся осуждение зла и его агентов
попросту способствует их росту в мире , — истина , достаточно открытая в
Священном писании , но в отношении которой мы настойчивы в своей слепоте.
Чтобы привести пример проекции отрицательных эмоций, позвольте
начать с ненависти. Марта покидает свой дом, чтобы посещать
«продвинутый» женский колледж на востоке. Когда она училась в школе, у
неё была хорошая связь со своими отрицательными эмоциями ненависти,
так что эта ненависть вовсе не была жестокого или грубого типа, скорее
она была мягкой и легко проходящей, что мы бы назвали плутоватостью,
вспыльчивостью, капризностью или мягким цинизмом.
Установка на мягкий цинизм всегда характеризовала высококультурных и
гуманистичных людей , и в братстве тех , кто может «распускать свои волосы
» в компании друг друга и выражать свою теплейшую дружбу, используя такие
с лова , как « Ну ты старый плут ! » Вся во зможность любви между людьми
зависит от признания и принятия элемента никуда не девающегося плутовства
в себе и других. . . . Мощь фанатизма, насколько «эффективной» она вообще
может быть , всегда покупается ценой бессознательности , и вне зависимости от
того , приводит она к добру или ко злу , она всегда разрушительна , потому что
она работает против жизни : она отвергает амбивалентность естественного
мира.
Идея, опять же, состоит в том, что когда мы осознаём нашу небольшую
ненависть, то в действительности это уже не ненависть как таковая, ведь
она смешана и приведена в гармонию с нашими положительными
эмоциями любви и доброты, посему такая интегрированная ненависть
принимает очень мягкую и зачастую юмористическую тональность.
Психиатр Боб Янг приветствует своих близких друзей фразой «Здорово,
ты старый ублюдок!», он даже основал клуб под названием YRENRO
DRATSAB, что означает «ornery bastard» (мерзкий ублюдок) задом-
наперёд, единственной задачей которого является «продвижение мягкого
искусства „братской нелюбви“.
Сейчас Марта находится в контакте со своей капризной и демонической
стороной, своей интегрированной ненавистью, и посему она формирует
весьма конструктивную часть её характера. Но как только она приезжает в
колледж, то попадает в излишне рьяную «чопорную» группу друзей, в
которой любая экспрессия капризного плутовства воспринимается с
презрением. За очень короткое время Марта начинает терять связь со своей
ненавистью и, следовательно, начинает проецировать её. И поэтому вместо
эксцентричной и мягкой ненависти к миру она ощущает, что мир
ненавидит её. Она предсказуемо теряет своё чувство юмора и переживает
тревожные чувства, что она совершенно никому не нравится: «я ненавижу
мир» превратилось в «мир ненавидит меня», но тогда как первое придаёт
миру причудливость, последнее придаёт ему мрачность.
Многие из нас проживают свою жизнь (или, по крайней мере, школу) с
чувством, что «мы никому не нравимся», и мы думаем, что это ужасно
нечестно, ведь нам, конечно же, нравятся все. Но это как раз и есть те две
отличительных черты проекций на Уровне Эго: мы видим нечто во всех
других, но воображаем, что в нас этого нет. Мы чувствуем, что мир нас
ненавидит только потому, что мы не сознаём небольшой части нас самих,
которая мягко ненавидит этот мир.
То же самое общее явление происходит, когда мы проецируем такие
отрицательные эмоции, как страх, злость и отвержение. Вместо того,
чтобы мягко и с юмором атаковать внешнюю среду, мы обращаем эти
эмоции на нас самих и затем чувствуем, что внешняя среда злонамеренно
атакует нас. К примеру, агрессивность — это наиболее полезная
личностная черта, когда мы её полностью осознаём, ибо она позволяет нам
встречаться со внешней средой лицом к лицу и эффективно её
преодолевать. Если мы не хотим просто «проглатывать» всё, что нам
говорят, или все переживания, которые приходят к нам, мы должны
активно на них нападать, вгрызаться в них, тщательно «пережёвывать» их
— пережёвывать не злобно, а с драйвом и интересом.
Если вы способны понять необходимость агрессивной
, деструктивной и реконструктивной установки по отношению ко всякому опыту
, который вы действительно собираетесь сделать своим собственным
, вы тогда можете отдать должное потребности … в высокой оценке агрессии и необходимости не вешать на неё бойкий ярлык «антисоциальности».
Фактически же, жестокое, антисоциальное, агрессивное поведение есть
результат не интегрированной агрессии, но подавленной и отчуждённой
агрессии, так как путём «удержания внутри» сила агрессии намного
увеличивается, — точно так же: чем крепче вы нажимаете на заслонку
скороварки , тем большестановится сила потока, пока он в и тоге не
приведёт к сильному взрыву. Опять-таки, по-видимому, интеграцию и
выведение на сознательный уровень наших агрессивных тенденций
следует считать моральным долгом . И всё же большинство из нас
действуют прямо противоположным образом: мы стремимся отвергать
свои агрессивные тенденции и выталкивать их из сознания. Теперь же
должно, однако, стать очевидным, что подобные тенденции, тем не менее,
остаются принадлежащими нам и они, несмотря ни на что, продолжают
действовать в нас , но мы теперь переживаем их , как если бы он и
появлялись вне нас во внешней среде, и вследствие этого нам кажется, что
мир атакует нас. Кратко говоря, мы испытываем страх. «Проектор связан
со своей спроецированной агрессией страхом». Как спроецированное
возбуждение ощущается в форме тревоги, так и спроецированное желание
ощущается в виде давления, а спроецированная агрессия ощущается в виде
страха.
Кто -то из нас может сказать: «Ну , я определённо испытываю иногда
страх, но моя проблема заключается лишь в том, что я не агрессивный тип:
я часто чувствую страх, но никогда не чувствую в себе агрессии». Вот
именно! Мы не ощущаем агрессию потому, что мы спроецировали её и,
как следствие, ощущаем её как страх! Самое переживание страха есть не
что иное как наше замаскированное ощущение своей агрессии, которое мы
обернули против самих себя. Нам не нужно изобретать агрессию: она уже
присутствует в качестве страха, и поэтому всё, что нам необходимо делать
— э т о называть страх своим именем : агрессией. Таким образом,
утверждение, что «мир эмоционально атакует меня», гораздо более
аккуратно, будучи прочитанным наоборот.
Если спроецированная агрессия ощущается как страх, тогда
спроецированная злость ощущается как депрессия. Гневное отвержение
мира — которое все из нас временами испытывают — полезно для того,
чтобы подвигнуть нас на конструктивное действие, но если оно отчуждено
и спроецировано, то мы чувствуем, что мир гневно отвергает нас. В этих
условиях мир кажется очень мрачным, и понятно, почему мы становимся
очень депрессивными. Злость, направленная наружу, становится злостью,
направленной вовнутрь, по мере того, как мы оборачиваем гнев против
себя, после чего ужасно страдаем под его ударами. ЗЛОЙ становится
ГРУСТНЫМ, и мы становимся депрессивными жертвами собственного гнева.
Депрессивный человек должен лишь спросить у себя: «На что я столь
зол?» — и затем научиться правильно читать «грусть» как ЗЛОСТЬ... »
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |