-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в historii

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 3) ѕостџ_дл€_цитатника –оссийска€_»мпери€ ѕ»ј–_дневников
„итатель сообществ (¬сего в списке: 1) WiseAdvice

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 22.11.2008
«аписей: 430
 омментариев: 75
Ќаписано: 592


ƒа, мой предок совершил т€жкий грех

—реда, 19 »юл€ 2017 г. 17:48 + в цитатник

2638890_800pxPhilipandNikon5600x394 (600x394, 113Kb)

—егодн€шние почитатели »вана √розного «не вид€т» его преступлений, а указывающих на эти преступлени€ называют «либералами и русофобами». ј в XVII веке никто »вана ¬асильевича не оправдывал — ни народ, ни царь јлексей ћихайлович. ѕочему? » в чем разница отношени€ людей к тиранам тогда и сейчас? –азмышл€ет публицист и богослов —ергей ’удиев.

«—пасти –усь православную от свирепства царского»

¬ прошедшее воскресенье ÷ерковь праздновала пам€ть св€тител€ ‘илиппа, митрополита ћосковского. ≈го истори€ хорошо известна. ћитрополит ‘илипп, вид€ бесчинства опричнины, сначала м€гко, с глазу на глаз, увещевал цар€ »оанна √розного прекратить его жестокости и беззакони€, но потом дело дошло до открытого столкновени€, митрополит отказалс€ благословить цар€ во врем€ службы в соборе и резко обличил его при всем народе.  ак говоритс€ в акафисте этому св€тому:

«—пасти хот€ всю –усь православную от суемудренного свирепства царского, €ко пастырь добрый, душу твою за паству положити готовый, ты, св€тителю ’ристов, всенародно €рость самонравного цар€ на кротость преложити потщалс€ еси. ќ новых же злоде€ни€х опричнины уведев и гнев царский на себе испытав, к венцу мученическому приуготовил себе и в благодатном умилении ко √осподу взывал еси чистыми твоими устами хвалебную песнь: јллилуиа».

÷арь добилс€ низложени€ митрополита по облыжным обвинени€м и его ссылки в отдаленный монастырь, куда через некоторое врем€ прибыл близкий сподвижник √розного — ћалюта —куратов, который потребовал благословени€ на поход на ¬еликий Ќовгород и, не получив его, задушил св€тител€.

Ќа что мне хотелось бы обратить внимание — это на историю канонизации митрополита ‘илиппа. —в€титель был убит в 1569 году, а уже в 1591-м его мощи перевоз€т в —оловецкий монастырь. ¬ конце XVI века создаетс€ его житие и уже заметно его почитание как св€того с днем пам€ти 9 €нвар€. ѕримерно тогда же по€вл€ютс€ его первые иконы.

¬ 1652 году царь јлексей ћихайлович решает перенести мощи св€тител€ в ћоскву.

¬ —оловецкий монастырь отправл€етс€ посольство из духовных и светских лиц во главе с митрополитом Ќовгородским Ќиконом. ѕосле трехдневного поста за литургией в —пасо-ѕреображенском соборе Ќикон перед ракой с мощами зачитывает грамоту цар€, обращенную к св€тителю:

«…великому господину, отцу отцев, преосв€щенному ‘илиппу, митрополиту ћосковскому и все€ –уси, по благоволению ¬седержител€ ’риста Ѕога, царь јлексей, чадо твое, за молитв св€тых твоих здравствует.

…молю теб€ и желаю тебе прийти сюда, чтобы разрешить согрешение прадеда нашего, цар€ и великаго кн€з€ »оанна, нанесенное тебе неразсудно завистию и неудержанною €ростию, ибо твое на него негодование как бы и нас сообщниками творит его злобы… » сего ради преклон€ю царский свой сан за онаго, пред тобою согрешившаго, да оставишь его прегрешение своим к нам пришествием…

—его ради молю теб€ о сем, о св€щенна€ глава, и честь моего царства преклон€ю твоим честным мощам и повиную к твоему молению всю мою власть, да пришед простишь оскорбившему теб€ напрасно и он тогда раска€лс€ о соде€нном. «а его пока€ние и нашего ради прошени€ приди к нам, св€тый владыко…»

Ёто отношение русских людей XVII века к темной странице собственной, относительно недавней на тот момент истории весьма поучительно.

—в€титель ‘илипп

÷арь просто и пр€мо называет грех грехом

–усский царь не видит никакого ущерба ни своей царской чести, ни престижу династии, ни престижу державы в целом в том, чтобы торжественно и всенародно признать — да, мой предок, занимавший престол до мен€, поступил дурно, совершил т€жкий грех, за который царь сегодн€ просит прощени€.

≈го, похоже, совершенно не заботит, а не воспользуетс€ ли этим признанием русофобска€ пропаганда в ¬еликом кн€жестве Ћитовском, Ўвеции или какие еще на тот момент были у ћосквы геополитические соперники. »ли не станут ли изменники и крамольники торжествующе восклицать: « урбский-то был прав!»?

ѕохоже, јлексе€ ћихайловича это совершенно не волновало. ≈му также не приходило в голову ни отрицать сам факт злодейства — мол, враги оклеветали, ни пытатьс€ его как-то оправдывать — мол, такова была сурова€ необходимость в то непростое врем€. ÷арь јлексей ћихайлович просто и пр€мо называет грех грехом и просит прощени€.

ѕравославные русские люди, окружившие митрополита ‘илиппа благоговейным почитанием, ÷ерковь, котора€ его канонизировала, были, разумеетс€, государственниками и монархистами — других тогда не было — и относились к царской власти с глубоким почитанием. Ёто не помешало канонизации человека именно за то, что он открыто противостал царю.

Ќи царь јлексей ћихайлович, ни ÷ерковь, ни народ не были «либералами и русофобами». ќни и слов-то таких не знали. ќни были православными русскими людьми.

Ќо дл€ их нравственно-религиозного и государственного сознани€ было очень важно прославить митрополита ‘илиппа.

ѕочему? ѕотому что они жили в принципиально иной системе координат, чем нынешние почитатели грозного цар€. –усские люди того времени глубоко верили в суд Ѕожий, от которого нельз€ скрыть правду и перед которым бессмысленно врать и отпиратьс€. Ѕогу нельз€ всучить ту версию истории, котора€ нам больше нравитс€ — Ѕог точно знает, что произошло на самом деле.

Ёти люди искали оправдани€ на суде Ѕожием и ≈го благословени€ в этой жизни — и знали, что это несовместимо с нелепыми попытками ≈го обмануть. ѕоэтому единственна€ уместна€ реакци€ на грех и беззаконие — это признать его грехом и беззаконием. ќни знали, что в конечном итоге правда победит — и предпочитали быть на ее стороне.

ћитрополит ‘илипп обличает »вана √розного. ’удожник яков “урлыгин

ѕреклонение перед могуществом беззаконного насили€

 огда люди утрачивают эту христианскую перспективу, на поверхность выходит €зыческа€, почти животна€ склонность к почитанию силы, а не правды, причем силы, котора€ про€вл€ет себ€ самым грубым и очевидным образом — в способности причин€ть страдани€ и смерть другим. Ёто преклонение перед могуществом беззаконного насили€, о котором сам √розный сказал: «ј жаловать своих холопов мы всегда были вольны, вольны были и казнить». —клонность людей — и у нас, и в других странах — почитать тех, кто принес много зла и гор€, €вл€етс€ гнусной, но пон€тной. Ќа чисто земном плане мы часто видим победу именно беззаконного насили€.

—в€тые и праведные, те, кто сострадает люд€м и стремитс€ угодить Ѕогу, подвергаютс€ мучени€м и смерти, их гонители и мучители живут долго и умирают своей смертью. ѕобеждает грубое, тупое насилие — и инстинкт побуждает людей искать покровительства победителей и заискивать перед ними.

—в€той не причинит вам вреда, если вы не про€вите почтени€, и не убьет ваших врагов. ƒругое дело головорез — с ним, как говорит инстинкт самосохранени€, лучше поладить. ѕричем этот инстинкт работает и тогда, когда сам головорез давно мертв. “ак бывает с инстинктами.

Ќо ÷ерковь учит другому — победителем, которого нам следует держатьс€, €вл€етс€ именно тот, кто был верен Ѕогу, сострадал люд€м, говорил правду и в итоге дал себ€ убить. ѕотому что мы верим в √оспода, со славою гр€дущего судить живых и мертвых — когда страдальцы утешатс€, а те, кто поклон€лс€ жестокости и насилию, с ужасом обнаружат, что сделали катастрофически неправильный выбор.

јвтоломбард в  расно€рске «–есурс» - это низкий процент. Ќикаких справок. Ѕыстрое решение. ƒеньги взаймы через 30 минут под залог автомобил€ или ѕ“—.

–убрики:  –осси€
ћетки:  

ѕроцитировано 3 раз



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку