пипец:
http://www.humanities.edu.ru:8100/db/msg/31660
они там все головой дружно ударились))))))))))
3 Содержание дисциплины
3.1 Вводная лекция
3.1.1 Архитектура как феномен культуры. Роль архитектуры в антропогенезе. Единство формообразования в природе и в сознании человека на основе энергогенетической общности архетипов.
3.1.2 Дефиниции архитектуры. Социодинамика архитектуры. Наддисциплинарный характер архитектуры. Архитектурно-строительный комплекс. Диапазон решаемых архитекторами задач: от дизайна до градостроительства, ландшафтной архитектуры и районной планировки.
3.1.3 Дуализм архитектурной формы. Техницизм и антропологизм архитектуры. Тектоника и масштабность. Антропоморфизм архитектуры. Эстетика ограничений.
3.1.4. Очерк трансформаций деятельности архитектурного цеха в исторической ретроспективе. Уникальность архитектурного творчества как синтеза методов ученого, конструктора, технолога-строителя, менеджера и художника.
3.2 Архитектура древнейших цивилизаций
3.2.1 Истоки архитектуры. Мегалитические сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи. Древнейшие поселения. Мобильное жилище кочевников. Пещеры, землянки, срубы и т.д. Архетипы архитектуры.
3.2.2 Сырцовый кирпич – основа строительной техники в Междуречье. Зиккураты Вавилона. Хорсабад. Дворец Саргона.
3.2.3 Строительное искусство Египта. Пещерные храмы Фив. Эволюция формы гробниц: курган, мастаба, пирамида, обелиск. Мемфисский некрополь. Синтез искусств.
3.2.4 Монументализм и гигантомания в художественном творчестве древнейших культур.
3.3 Архитектура и градостроительство Древней Греции
3.3.1 Формирование единой нации, «в которой уживаются рядом ... дорийский гений и ионийские традиции» [54, с.196]. Конструктивные системы. Переход от деревянных конструкций – к каменным. Декор и профилировка конструкций. Полихромия древнегреческой архитектуры.
3.3.2 Антропоморфизм античной архитектуры. Космоцентризм и отвлеченность древнегреческих представлений о гармонии. Дорический, ионический и коринфский ордер. Энтазис и курватура. Афинский акрополь Синтез искусств. Творчество Иктина, Калликрата и Фидия при создании храма Парфенон. Жилой дом и аула. Амфитеатры.
3.3.3 Греческие города – государства: полисы. Селинунт. Милет. Олимпия. Дельфы. Пирей и Афины. Приена. Александрия. Пергам. Гипподамова система. Агора. Города-колонии.
3.4 Архитектура и градостроительство Древнего Рима
3.4.1 Новые материалы и приемы строительства. Арка и свод. Разновидности сводов. Литая кладка на растворе. Прагматизм и утилитаризм италийцев.
3.4.2 Значение трудов М.Витрувия. Римские ордера. Поярусное расположение ордеров и их применение к аркадам (О.Шуази). Соединение арок с архитравной системой. Аттик.
3.4.3 Пантеон. Колизей. Термы. Акведуки. Триумфальные арки. Базилики. Дом в Помпеях. Атриум.
3.4.4 Римский военный лагерь. Форум Романум. Провинциальные города Римской империи: Остия, Тимгад, Пальмира (Лондиниум. Лютеция Паризиорум. Бонн. Кельн). Благоустройство городов.
3.5 Развитие традиций античной архитектуры в средневековой Европе
3.5.1 Романская и византийская архитектура. Базилики и баптистерии в архитектуре христианских храмов. Эволюция форм ротонды. Крестово-купольные структуры. Собор Св.Софии в Константинополе.
3.5.2 Архитектура замков, монастырей и средневековых городов. Мон-Сен-Мишель. Париж. Сиена. Фахверковые жилые дома. Ратушные, рыночные и соборные площади. Площадь Синьории во Флоренции. Площадь дель Кампо в Сиене. Типология городов средневековой Европы.
3.5.3 Трансформация формы базилики в архитектуре готического храма. Нервюрные своды. Передача распора от сводов через аркбутаны на контрфорсы. Вестверк. Витражи. Синтез искусств. Типология зданий в городах средневековой Европы. Первые европейские университеты.
3.6 Ренессанс в архитектуре и градостроительстве
3.6.1 Гуманизм и антропоцентризм эпохи. Отношение к античному и средневековому наследию.
3.6.2 Купол собора Санта-Мария дель Фьоре и Воспитательный дом во Флоренции Ф.Брунеллески. Храм Темпьетто в Риме Д.Браманте. Храм Cв.Петра Д.Браманте и Микеланджело. Дворцы Флоренции, Рима и Венеции.
3.6.3 Проектирование улиц и площадей во Флоренции, Риме и Венеции. Идеальные города А.Филарете и В.Скамоцци.
3.6.4 Значение теоретического наследия Л.Альберти, А.Палладио и Дж.да Виньолы. Вилла Ротонда в Виченце А.Палладио.
3.6.5 Художественные школы городов-государств в Италии и апологетика абсолютизма в искусстве Возрождения Франции и Англии.
3.7 Барокко, классицизм, рококо, ампир в архитектуре и градостроительстве
3.7.1 Изменение масштабности новых сооружений. Формирование новых градостроительных ансамблей в Риме, Париже и Лондоне. Площадь у храма Св.Петра, площадь Капитолия, Пьяцца дель Пополо в Риме. Лувр-Тюильри. Строительство Версаля, других городов, площадей, парков. Ж.-Э.Осман.
3.7.2 Проектирование идеальных городов Е.Булле, К.-Н.Леду. Утопии: коммуны, фаланстеры. Фантазии Дж. Пиранези.
3.7.3 Творчество Ф.Борромини, Ж.Мансара, Ж.Суфло, Ж.-А.Габриэля, Ш.Персье, П.Фонтэна, К.Рена, Д.Нэша, Дж.Вуда (старшего) и др.
3.8 Традиционная архитектура мусульманских стран, Индии, Китая, Японии
3.8.1 Взаимосвязь форм хозяйствования, быта, ментальности и художественного творчества на исламском Востоке. Роль городов в жизни кочевых племен. Архитектура мечетей, медресе, дворцов, караван-сараев. Памятники Хивы, Бухары, Самарканда.
3.8.2 Роль распространения и трансформаций буддизма в становлении архитектурных школ стран Востока. Влияние природно-климатических и местных культурных факторов на этот процесс. Народное жилище в разных регионах. Влияние геомантии на формирование градостроительных идей. Генеральный план Пекина. Пантеизм и натуропатия в разных архитектурных «редакциях». Садово-парковое искусство во дворцах Пекина, Киото и в монастырях дзэн-буддизма.
3.8.3 Наиболее известные памятники буддийской архитектуры в Японии: храмовый комплекс Хорюдзи в Нара, вилла Кацура в Киото. Пещерные храмы в горных районах Индии и Китая.
3.8.4 Трансформации традиционных архитектурных идей в вестренизированном и модернизированном обществе. Стилизации по восточным мотивам в культуре западных стран.