-ћузыка

 -я - фотограф


0 фотографий

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в HFP

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 28.01.2003
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 6514


ѕаскаль... ¬≈–ј » –ј«”ћ...

„етверг, 03 јпрел€ 2008 г. 02:46 + в цитатник
јтмосферу ‘ранции 17 века, века абсолютистской монархии, а также времени –ишелье, на которое пришлись годы ѕаскал€ Ѕлеза (1623-1662) хорошо передал в своих произведени€х јлександр ƒюма. «десь и мушкетеры корол€, храбро сражающиес€ с гвардейцами кардинала, и роскошные плать€ прекрасных дам, и интриги королевского двора, доблесть и месть, запах крови и т.д.
Ќо это всего лишь кровава€ романтика ƒюма. ¬озможно, что-то более человеческое ускользнуло из-под пера великого писател€. ѕосмотрим, что именно.
¬ это же самое врем€ в ѕариже растет маленький, хрупкий ѕаскаль Ѕлез.
ѕаскаль происходил из знатной семьи, его отец, Ётьен ѕаскаль, принадлежал к двор€нству мантии и кроме того, что был близок к королевскому двору, был еще и видным математиком.
Ётьен ѕаскаль видел видел в сыне своего наследника и сам его воспитывал. Ѕлез нигде не училс€, его образованием занималс€ отец.
— ранних лет Ѕлез был болезненным, и это во многом определило его жизнь. ѕаскаль всю жизнь страдал от жестоких головных и кишечных болей (у него была опухоль в мозгу и болезнь кишечника), хот€ никогда не показывал, как мучительно его состо€ние. Ќаоборот, он всегда благодарил Ѕога за то, что ќн так к нему благоволит, показыва€, что все его устремлени€ должны быть в мире не земном, а Ѕожественном.
¬ возрасте 10 лет Ѕлез написал трактат о звуках. ≈го заинтересовало, почему, когда он стучит ножом по тарелке во врем€ еды, звук получаетс€ один, а если тарелку придержать рукой - то другой.

ѕаскаль задумалс€ и написал небольшой трактат, удивив взрослых тем, что мальчик совершенно правильно объ€снил природу возникновени€ звука.
¬ 13 лет он становитс€ одним из самых активных членов знаменитого математического кружка ‘ранции, а уже к 16 годам его перу принадлежит "ќпыт о конических сечени€х", который вошел в золотой фонд математики. ј дальше изобретение арифметической машины в 20 лет и знакомый каждому современному школьнику закон ѕаскал€ к 24 годам. » как ни странно это звучит, но даже хрупкое здоровье Ѕлеза сыграло свою роль в науке. ¬рачи посоветовали слишком увлеченному наукой молодому ѕаскалю отвлечьс€ от изнурительных исследований и приобщитьс€ к светской жизни. ѕаскаль окунаетс€ в мир придворных балов и интриг. ѕо просьбе друзей, азартных картежников, Ѕлез занимаетс€ математическим анализом карточной игры и создает теорию веро€тностей. Ќаука всегда и везде, даже во врем€ развлечений. ” читател€ может сложитьс€ впечатление, что ѕаскаль - это холодный, расчетливый ум, не знающий человеческих слабостей и страстей.
Ќо это не так. ѕаскаль влюбл€етс€. ќн пишет дивные письма, которые его возлюбленна€ будет хранить всю свою жизнь. ќн собираетс€ купить должность и женитьс€. Ќо странное и страшное событие разрушает все планы. ѕрогулка с друзь€ми.  азалось бы, что может быть при€тнее? Ќо на мосту через —ену в одном месте разрушены перила. » лошади, вдруг испугавшись, понесли пр€мо в пролом. ѕочти неизбежна гибель в холодной черной но€брьской воде —ены. Ќо постромки оборвались, и кол€ска остановилась, зацепившись, у самого кра€ бездны. „удесное спасение или, может быть, перст Ѕожий? ѕаскаль считает, что да, и с этого момента решает посв€тить свою жизнь Ѕогу.
„ерез некоторое врем€ произошел и второй случай - ѕаскалю было дано откровение, которое он записал на клочке бумаги, записку он зашил в полу сюртука, и нашли ее уже после его смерти. Ќачиналась она словами: "я есмь Ѕог »саака, Ѕог »акова, Ѕог јвраама, а не Ѕог ученых и философов".
ѕосле этих случаев ѕаскаль уходит послушником в монастырь ѕор-–о€ль. ќн не постригаетс€ в монахи, но живет при монастыре. Ѕлез ведет такой строгий, аскетический образ жизни, что о нем распростран€етс€ слава "св€того" и "избранника Ѕожи€".
ƒобровольно отказавшись от семейного счасть€, от девушки, отвечающей ему взаимностью, он оставл€ет вечный пам€тник своей любви. ќн пишет "–ассуждение о любовной страсти".
», обрека€ себ€ на одиночество, в этой философской работе он утверждает, что "одинокий человек представл€ет собой нечто несовершенное: он должен найти другого, чтобы стать счастливым". ƒл€ него же этим другим, дополн€ющим его, стал Ѕог.
ѕаскаль живет и работает при монастыре. Ќо печальный опыт любви научил его понимать, что никака€ наука не может заменить человеку счасть€.
Ќельз€ оставатьс€ равнодушным к страдани€м, бедам и нуждам людей. Ќаука прекрасна и увлекательна, но сама по себе не ведет к благу людей и не увеличивает количество доброты и счасть€ в мире.
ќн пишет, что "напрасно было бы обращатьс€ к математикам за решением жизненных задач, потому что они, чего доброго, примут человека за теорему". ќн считает геометрию самым возвышенным упражнением дл€ ума, но, в конце концов, хоть и самым прекрасным, а всего только ремеслом. ¬от слова ѕаскал€, которые стали девизом его жизни: "Ќельз€ делать идола из истины, ибо без любви и милосерди€ она бесполезна. Ѕолее того, и сама истина познаетс€ любовью".
ћатериальный мир не может прин€ть такие мысли. ќн боретс€ с ними и с их автором, и бывает, что и недозволенными средствами.
ѕаскал€ объ€вл€ют сумасшедшим. ј уж если и несумасшедшим, то, следу€ за ƒидро и ѕольбахом, убеждают мир, что ѕор-–о€ль убил в ѕаскале ученого и мыслител€.
Ќо за врем€ пребывани€ Ѕлеза в монастыре было сделано очень многое как дл€ его души, так и дл€ науки. Ќаписаны гениальные "ћысли" - своеоб-разный философский дневник, который Ћев “олстой включил в круг чтени€ на каждый день, то утеша€сь ими, то вдохновл€€сь.
Ќаписано и множество других работ по философии и теологии. ј через три года после ухода в монастырь ѕаскаль становитс€ лучшим на международном конкурсе по математике. Ўесть чудовищно трудных задач ѕаскаль решает за одну ночь в монашеской келье. "ѕомогла", правда, сильна€ зубна€ боль. ѕаскаль пыталс€ отвлечьс€ от нее и, уж такова сила вдохновени€ и увлеченности, к утру "вылечилс€ наукой".
“ам же, в монастыре, он написал большой том математических работ, в которых очень близко подошел к открытию дифференциального и интегрального исчислени€. ≈му не хватило очень немного, чтобы опередить Ћейбница и Ќьютона.
—уществует из€щное высказывание ѕаскал€: "„еловек бесконечно превосходит человека". ѕаскаль-человек, ѕаскаль-христианин бесконечно превосходит ѕаскал€-ученого.  ак написал еще на заре христианской эры апостол и брат √осподень »аков, "вера без дел мертва". » ѕаскаль делом отзываетс€ на нужды нашего печального и трагического мира. "“айные добрые дела - дороже всего", - говорит он и спешит послать деньги голодающим бедн€кам, сокруша€сь, что мало помогает, и остава€сь в тени. Ќа его не слишком большие средства было организовано дешевое омнибусное движение дл€ бедн€ков. “ак возник общественный транспорт ‘ранции.
¬от кака€ душа сокрыта за сухими и строгими строчками закона, известного сейчас любому школьнику.
ƒуша, открыта€ скорб€м мира, душа ученого-христианина.
Ѕольше всего в своих размышлени€х ѕаскаль удел€ет внимание природе человека, хот€ сам и подчеркивает, что это самый сложный и самый важный из существующих на земле вопросов.  ак говорит ѕаскаль, именно сложность человека заставл€ет заниматьс€ ученых чем угодно, только не познанием человека.
„еловек - существо парадоксальное. ѕаскаль предпочитает использовать парадоксы и противоречи€ дл€ описани€ природы человека. ќдин из наиболее известных образов, который он использует, - это образ мысл€щей тростинки. „еловек - это тростинка, но эта тростинка мыслит; не нужно всей вселенной ополчатьс€ на человека.
Ќо при этом человек выше всей вселенной, ибо вселенна€ не почувствует, что ее уничтожают, а человек это чувствует. ѕоэтому величие человека состоит в осознании своего собственного ничтожества. »менно эту парадоксальную природу человека подчеркивает ѕаскаль. „еловек есть существо, предназначенное дл€ самых высших целей, дл€ спасени€ посредством христианской религии.
“от факт, что самое важное - это спасение человека, и что человек предпочитает заниматьс€ сиюминутными делами, удел€€ им гораздо больше внимани€, чем своему спасению, говорит о том, что человек находитс€ в плену у сатаны, поскольку действительно невозможно себе представить, что, наход€сь в здравом уме, можно выбрать п€ти-минутное развлечение взамен вечного блаженства. “ак необычно ѕаскаль доказывает существование диавола.
ѕаскаль предлагает аргумент, известный под названием "ѕари ѕаскал€". ќн говорит вооб-ражаемому атеисту: все мы вынуждены держать пари о том, существует ли вечна€ жизнь после смерти, существует ли Ѕог.
’отим ли мы того или нет, мы вт€нуты в это пари. ≈сли мы держим это пари, мы можем потер€ть две вещи: истину и благо. ѕоставить в заклад в этом пари мы можем также две вещи: свой разум и свою волю, свое сознание и свое блаженство. ѕоскольку дл€ разума все равно, мы должны выбирать между наличием или отсутствием блаженства. “о есть в любом случае - между тем, существует Ѕог или не существует. ≈сли Ѕога нет, то человек ничего не проиграет, утвержда€ ≈го бытие; а если Ѕог есть, и человек держит пари, что после смерти его ничто не ожидает, то он не получит вечного блаженства и проиграет. ѕоэтому в любом случае человек должен жить так, как будто Ѕог есть.
Ѕлез всегда чувствует потер€нность человека в этом мире, его ответственность перед Ѕогом, его сто€ние перед Ѕогом один на один, и главна€ мысль ѕаскал€ в конце его жизни состоит в том, что человек должен познать истину о своей смертности. ќн сравнивает человечество с узниками, помещенными в камеру смертников, и спрашивает, чему посв€щают себ€ люди, знающие, что на рассвете их казн€т.  онечно, они будут думать только о смерти.
„еловечество напоминает ту же камеру смертников, но не знающих дату своей смерти. Ћюди думают о чем угодно, только не о самом главном - смерти. √лавна€ же задача человека состоит именно в осознании смерти в спасении себ€, а оно может быть достигнуто только на пут€х осознани€ своего ничтожества перед Ѕогом. “олько осознав свое ничтожество, человек осознает свое величие.
—уществует легенда: в год ¬еликой французской революции герцог ќрлеанский приказал вырыть из могилы кости ѕаскал€, чтобы добыть из них философский каменьЕ



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку