-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в HalloArt

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 18.04.2011
«аписей: 598
 омментариев: 6
Ќаписано: 664



«јЋќ∆Ќ» » ’”ƒќ∆≈—“¬≈ЌЌќ… ѕ”—“ќ“џ. –ецензи€ на выставку в √“√

—реда, 12 ќкт€бр€ 2011 г. 15:56 + в цитатник

ѕосетител€ выставки на входе встречает пустота

 

«јЋќ∆Ќ» » ’”ƒќ∆≈—“¬≈ЌЌќ… ѕ”—“ќ“џ

√осударственна€ “реть€ковска€ галере€ (√“√) на  рымском валу. 

 

¬ыставка работает с 24 сент€бр€ по 13 но€бр€ 2011 года

јдрес : –осси€, ћосква, ул. рымский ¬ал, дом 10, залы є 39–42

“екст, фото : „ерномашенцев ¬ладимир, HalloArt.ru

 

     23 сент€бр€ 2011 года в здании √осударственной “реть€ковской галереи на  рымском валу открылась выставка ««аложники пустоты. Ёстетика пустого пространства и «пустотный канон» в русском искусстве XIX–XXI веков». ”читыва€ профиль “реть€ковской галереи как музе€ классического и современного (в широком смысле этого слова) российского изобразительного искусства, следует признать, что столь консервативное название было выбрано удачно. ѕосто€нный зритель “реть€ковки увидит в нЄм классический смысл, не подозрева€, что основна€ часть экспозиции составлена из того направлени€ современного изобразительного искусства, которое на «ападе обычно называют термином Contemporary Art. ¬ 80-90 годы 20 века Contemporary Art переводилось на русский €зык как «актуальное искусство», сейчас называетс€ «современное искусство» или с некоторой долей пренебрежение «совриск». ѕриверженцы данного направлени€ таким термином искусственно сокращают богатство всего современного изобразительного искусства до одного «совриска».

     ¬ 2011 году “реть€ковска€ галере€ в погоне за современностью организовала несколько актуально-современных выставок. —илами молодых кураторов  ирилла —ветл€кова и  ирилла јлексеева было сделано два проекта, не получивших зрительского признани€. ћногие специалисты арт-рынка записали пару провалов на расчетный счет “реть€ковки, котора€ иногда пытаетс€ заниматьс€ €вно не своим делом.   примеру, арт-обозреватель газеты « ќћћ≈–—јЌ“Џ» јнна “олстова так охарактеризовала работу кураторов : «… ирилл —ветл€ков и  ирилл јлексеев, которые уже блеснули несколькими маловразумительными проектами в треть€ковских стенах…» (источник : газета " оммерсантъ", є133 (4674) от 22.07.2011 ).

     я солидарен с мнением газеты. ќднако, постараюсь максимально полно использовать в своей рецензии слова кураторов выставки, высказанные ими на пресс-конференции.  ураторы  говорили настолько правильно, что не оставили ни малейших аргументов дл€ внешней критики, как та унтер-офицерска€ вдова, описанна€ классиком русской литературы.... ћне запомнилось три ключевых момента. Ќу, а четвЄртым пусть будет само название проекта.      

 

— ћ»–” ѕќ Ќ»“ ≈…

 

     ¬от и сейчас, в рамках 4-ой ћосковской биеннале современного искусства, “реть€ковка наспех собрала экспозицию под солидным и многообещающим названием. —обирали настолько быстро и непрофессионально, что зрители не смогли обнаружить в экспозиции около п€ти произведений, за€вленных в каталоге выставки. «а редким исключением в виде одной вещи –ене ћагрита, не попавшие на выставку картины трудно отнести к разр€ду великих шедевров, которые сложно и дорого привезти. ѕоистине, выставка оправдывает своЄ пустое название! Ќедаром € не нашЄл лучшего заголовка дл€ статьи, как повторить эту фразу почти дословно. Ќа моЄм месте любой рецензент только порадуетс€ столь удачному выражению, которое устроители выставки добровольно вложили в руки своим критикам подобно мощному лингвистическому оружию.  ураторы выставки и многие представленные на ней художники – вот насто€щие заложники художественной пустоты актуально-современного искусства.

     –искну в очередной раз открыть јмерику, начав рассказ о выставке со стандартных обвинений в примитивном подходе к термину «пустота». Ќе об€зательно иметь семи п€дей во лбу, чтобы понимать полную неактуальность такого представлени€, что любое широкое пространство, изображенное художником на холсте, называетс€ ѕустота. —леду€ столь пр€молинейному подходу, любой российский натюрморт, изображающий бескрайние просторы нашей страны, по версии кураторов можно за уши прит€нуть к теме выставки. Ќо разве «ќблака» ‘едора ¬асильева», отлична€ картина  . –ождественского «—емь€ в поле», либо « олхозна€ ночь» —. Ћучишкина можно назвать пустыми?! Ќа холстах много чего изображено : природа, человеческие фигуры, действи€ и эмоции. Ќа картине —.Ћучишкина, если хорошо присмотретьс€, можно обнаружить восемнадцать колхозников, мирно сп€щих в огромном стогу сена. «автра их ждЄт новый трудовой день. » вр€д ли они будут задаватьс€ проблемой пустоты в своей душе, зан€тые т€желой кресть€нской работой.

     Ќеужели в огромной коллекции “реть€ковской галереи кураторы не смогли обнаружить достаточно картин, действительно наход€щихс€ в том эмоциональном состо€нии, которое ассоциировалось бы с пустотой человеческой души или страхом заброшенных пространств? ”дивительно... я навскидку могу предложить немало работ, удовлетвор€ющих этому требованию.   примеру, подойдут некоторые произведени€ любимого мною художника Ѕориса  очейшвили, работы которого имеютс€ в коллекции “реть€ковки.

 

 ураторы выставки наговорили немало

 

“ј  √ќ¬ќ–»Ћ  ”–ј“ќ–… ј–√”ћ≈Ќ“ «ѕ–ќ“»¬» є1

 

      ураторы успешно выполнили лишь одну работу - отобрали у критиков почти все возможные аргументы "против". Ќа пресс-конференции, посв€щенной открытию выставки, и  ирилл —ветл€ков, и  ирилл јлексеев позволили себе высказать странные на первый лозунги. ћне ничего не оставалось, как записать эти фразы и использовать их в своей рецензии.  ак говоритс€, не убавить , не прибавить…

       примеру, один из них призналс€, что было бы неинтересно показывать исключительно современное искусство конца 20 века – начала 21 века.  то бы сомневалс€… ѕриЄм, когда хороша€ классическа€ живопись выт€гивает художественную пустоту основной экспозиции, далеко не нов. —воей общепризнанной известностью шедевры поднимут имидж серой массы, расположенной по соседству. ќдин-два шедевра на выставке могут заставить зрителей не жалеть о визите в музей.

     Ќо, с другой стороны, крепко сшитые работы художников второго эшелона (19 век – перва€ половина 20 века) лишь подчеркивают художественную пустоту актуальных классиков современности. ƒопустим, привлеченный такими картинами, зритель придЄт на выставку. Ќо сможет ли этот же зритель оценить пустые листы, ненаписанные полотна и нереализованные проекты, которыми нас  в  очередной раз  пичкают молодые  кураторы? »ли они не вид€т многократных повторов, позаимствованных у родоначальников  концептуализма?

 

ј–√”ћ≈Ќ“ «ѕ–ќ“»¬» є2

 

      ак оказалось, кураторы всЄ вид€т... ƒалее, по ходу выступлений у мен€ сложилось впечатление, что второй куратор читает мои мысли. ќн за€вил о вакууме, наблюдаемом в современном искусстве, который заставл€ет переписывать, перекручивать историю искусства раз за разом.  то бы не согласилс€ с такой критикой актуально-современного направлени€ современного искусства?!

     «ритель с опытом уже устал наблюдать, как через 50-100 лет после ћалевича и его современников молодые апологеты «совриска» в миллионный раз «изобретают велосипед» в виде черных, белых или цветных квадратов. Ѕез них не обошлось и на этой выставке : можно насчитать дес€тки, если не сотни квадратов, квадратиков и огромных квадратов. ѕустые листы серой бумаги авторства »льи  абакова также придумали давным-давно. ј уж нереализованных проектов любой из нас может насчитать в своей жизни неисчислимое количество. Ќо мы не тащим свой идейный мусор в стены “реть€ковской галереи, как это сделали  лассик "совриска" ћонастырский, участник группы « оллективные действи€».

    ’орошо видно, что застой с оригинальными иде€ми наблюдаетс€ именно у тех современных художников, которые посто€нно став€т себе в заслугу приоритет голой идеи перед процессом еЄ исполнени€ на холсте, мраморе или в другом материале. Ќо именно в деле придумывани€ новых идей царит полнейша€ пустота. Ќемного покопавшись в старых художественных альбомах, можно без труда найти самого первого открывател€ и, в придачу, сонмы его последователей, которые уже давно успели прославитьс€ и умереть во славу актуального искусства. ѕод нав€зчивую медийную шумиху зрителю пытаютс€ подсунуть искусство далеко не современное. ћногие образчики актуально-современного искусства плохо пахнут, не успеет ещЄ высохнуть краска, так как €вл€ютс€ товаром даже не второй, а п€той или дес€той свежести.

      ак видите, моЄ мнение во второй раз полностью совпадает с мнением устроителей выставки.

 

 уратор выставки  ирилл јлексеев проводит экскурсию дл€ журналистов

 

ј–√”ћ≈Ќ“ «ѕ–ќ“»¬» є3

 

     » в третий своими здравыми суждени€ми раз мен€ поразил куратор  ирилл јлексеев, когда начал рассуждать о том, что насто€щее изобразительное искусство не требует объ€снений и экскурсоводов. ѕо его словам, хороша€ экспозици€ должна быть выстроена таким образом, чтобы зритель сам понимал всЄ то, что хочет сказать художник или устроитель выставки. ќднако, сразу же после пресс-конференции, кураторы “реть€ковской галереи организовали друг с другом  на пару подробнейшую экскурсию по выставке. ∆урналисты были проведены от начала и до конца музейных залов. ”казу€ перстами то на один, то на другой экспонат , кураторы тщательно разжевывали смысл пустоты, которую, по их мнению, хотел продемонстрировать тот или иной актуально-современный художник. ѕостепенно  ирилл јлексеев полностью перехватил инициативу, на деле опроверга€ свои же собственные слова. Ёкскурсовод из него получилс€, как мне кажетс€, неплохой.

     ѕосле первого потока экскурсантов-журналистов можно было наблюдать второй поток зрителей, состо€щих в этот раз из гостей вернисажа. »снова люди шли плотной группой за куратором, внимательно слуша€ то, что им должно бы быть пон€тно и без слов. »ли они не понимают €зык искусства? ƒопускаю, что именно таким образом и обстоит дело. —овременное искусство давно превратилось в удобный и престижный повод дл€ очередной высокосветской тусовки. Ќар€ду с известными в области изобразительного искусства персонами : выставку посетили как всегда элегантна€ директор ћјћћ / ћƒ‘ ќльга —виблова и комиссар ћосковской биеннале »осиф Ѕакштейн - основна€ часть приглашенных гостей вр€д ли сможет пон€ть отличие черного квадрата ћалевича от черного квадрата современного художника, им€ которого вр€д ли останетс€ в анналах истории искусства.

 

ѕо версии зрителей, "инсталл€ци€" из пустой лестницы со стрем€нкой ничем не хуже доброй половины экспонатов выставки

 

—ќ«ƒјЌ»≈ Ќќ¬ќ√ќ »— ”——“¬ј

 

          ак это обычно бывает на подобных меропри€ти€х, насмотревшись актуально-современного искусства, многие зрители стали подозрительно коситьс€ на стуль€ смотрителей, пожарные шкафы и прочие технические элементы здани€. ƒалеко не € первый заметил, что пуста€ бела€ лестница, ведуща€ на следующий этаж, оказалась более попул€рна у зрителей, нежели некоторые предметы современного искусства. ћинималистска€ конструкци€, решЄнна€ просто, но не без архитектурного из€щества, была случайно украшена большой стрем€нкой, которую рабочие оставили на лестничной площадке. ќдиноко сто€ща€ алюминиева€ конструкци€, в которой не было ни грамма лишнего, наносного как нельз€ лучше вписывалась в концепцию ѕустоты. Ќа моих глазах несколько человек подходили к лестнице, минуту-другую смотрели на открывшийс€ вид и принимались фотографировать. ќсталось довести ситуацию до логичного конца : строго следу€ духу и букве актуально-современного искусства, добавить новый экспонат, на что было потрачено несколько секунд. Ќе секрет, что в наши дни любой предмет можно превратить в предмет искусства, если повесить р€дом табличку с указанием автора, названием произведени€ и разместить в выставочном пространстве. » вот уже можно наблюдать, как новый зритель принимаетс€ фотографировать не только инсталл€цию, но и прилагаемую к ней табличку, написанную от руки неизвестным куратором.

 

 —оздать предмет актуально-современного искусства - дело нехитрое

 

    »нтересно, как долго простоит на выставке безым€нна€ инсталл€ци€, выполненна€ неизвестным автором? Ѕудет жаль, если недолго. ¬едь она ничем не хуже доброй половины набора предметов, предложенного кураторами.   сожалению, попытка спасти очередной проект “реть€ковки, сделав реверанс в сторону классического изобразительного искусства, не удалась. —лишком малый процент достойных произведений с лихвой перекрывалс€ посредственными и глубоко вторичными картинами, инсталл€ци€ми, объектами. ¬сЄ познаетс€ в сравнении. Ѕлагодар€ новой выставке, ради которой была временно разобрана посто€нна€ экспозици€ отдела новейших течений, € стал больше ценить то, что находилось в этих залах ранее. ќчередной «датский» проект, бездарно исполненный заложниками художественной пустоты к ћосковской биеннале , показал, что у насто€щей пустоты не бывает конечной глубины. „еловеческа€ бездарность бесконечна.

  

 —ергей ћироненко. ћне нечего сказать €зыком искусства. ƒиптих, 1990. ’олст, фототкань, акрил, черно-бела€ печать, √“√

 

      артина —ерге€ ћироненко "ћне нечего сказать €зыком искусства" находитс€ в самом конце экспозиции. ќднако, она €вл€етс€ своеобразным лейтмотивом всей выставки. ¬рем€ покажет, насколько новый проект “реть€ковской галереи заинтересует зрителей. Ќо уже сейчас € готов спорить, что выставка не сможет привлечь значительного числа посетителей. —ледите за статистикой на сайте HalloArt.ru. 

 

ссылка: ѕодробнее о выставке ««јЋќ∆Ќ» » ѕ”—“ќ“џ. Ёстетика пустого пространства в русском искусстве XIX–XXI веков» в “реть€ковской галерее на  рымском валу смотри на сайте Ќового форума изобразительного искусства HalloArt.ru >>>>>

 

–убрики:  –оссийские и советские художники
¬ыставки в ћоскве
Contemporary Art - јктуальное искусство - —овриск
∆ивопись
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку