Дивертисмент 1-й (продолжение есть: см №2) |
Эту страничку я написал в духе дивертисментов. Художник, как правило, владеет обязательной творческой программой, но, наряду с этим, и вопреки занудливому менторству педагогов и критиков умеет найти в своём творчестве безнадёжное и сохранить жизнеспособное. Оживлениею рутинного способствует дивертисмент. В каждом виде искусства он выглядить по-разному. Если коротко, то это улучшение качества за счёт введения элементов украшения текста или реанимации скучного повествования. В обыденном представлении – это увеселение или развлечение.
МЫС ЯФФО
Был невелик кораблик Одиссея.
Не плыл, а крался вдоль прибрежных скал.
В глаза сердитый ветер брызги сеял.
Руно златое этот царь искал.
Давненько по волнам блуждали греки.
Слепой поэт всего не описал.
И были в карте лоцмана огрехи,
и не было здесь плавающих скал.
Слонялся Одиссей у мыса Яффы,–
об этом Илиада говорит.
Там за парковку не давали штрафа:
накалывали бланки на бушприт.
Колонии медуз и тьма плангтона.
А в море нынче плавать – сущий бред.
К тому ж, медузы с именем Горгона
ни под Ашдодом, ни под Яффой нет.
Что наш скиталец выпустил из виду
и что теперь нам следует открыть –
за золотым руном ему в Колхиду,
а не к евреям надо было плыть.
Друг с другом враждовали иудеи,
снискали унижение и плен.
Их на колени ставили злодеи –
на все двенадцать избранных колен.
Читай, мой сын! Да не бери на веру.
И мама поучала: "Проверяй".
Хвала непревзойдённому Гомеру –
он издревле прославил этот край!
На древней мозаике медузы Горгоны видно, что в буйных её волосах роились ядовитые змеи. Люди только при одном виде морского чудовища каменели даже в эпоху Гомера. На Востоке быстро меняются люди и взгляды. Сегодня медузами никого не удивишь.
Этот дом ждали много лет
По библейской легенде Ной на побережьё собирал парами чистых и нечистых для заповедного ковчега. Если бы с тех пор не утекло так много воды, то средиземноморский берег, возможно, остался бы таким же цветущим и привлекательным, как в допотопные времена. Недаром современные градостроители до сих пор дорожат каждым дунамом бесплодной земли. Кстати, жилой дом, о котором расскажу, занимает площадь тоже около дунама (1000 кв метров, а по российским меркам – 10 соток). Весьма вместительная площадь, но ещё более солидно здание выглядит в законченном виде: 17 этажей на поверхности и полноценный этаж ниже уровня земли – а всего 18 этажей. Итого – от верхней площадки фундамента до края оградительного барьера крыши почти 70 метров (высота соколиного полёта). Наш долгожданный дом заселялся в 2002 году, а неожиданное совпадение знаменательного события с редкостным сочетанием порядковых значений цифр года повергло суеверов и мистиков в шок.
2 0 0 2
Когда в две тысячи втором
вселялись мы в роскошный дом
и было нам приятно,
не думали совсем о том ,
что этот год был... палиндром:
переверни его вверх дном –
читай туда-обратно.
Подобных дат мистичней нет,–
считал философ и поэт
великий Нострадамус.
Приходят в сонме гроз и бед
один лишь раз в сто десять лет
и рвутся в мой полночный бред,
когда я настрадаюсь.
Как слово русское «кабак»
читается и так, и так,
прельщая угощеньем,
так и набор «два-ноль-ноль-два»,
нас познакомив лишь едва,
сжимает в ритмику слова
и радует общеньем.
Теперь внимательно смотри:
очередной «три-ноль-ноль-три»
сойдёт ещё не скоро.
Резонно ли сидеть и ждать,
придет ли палиндром опять,
не лучше ли бокал поднять –
«Лехайм!»* и выпить споро.
–——–
*«Лехаим» – тост «За жизнь!»
Жилое здание «Микбацей диюр» в Бат-Яме – ещё одно знамя непотопляемой флотилии репатриантов в сфере социального жилья.
Живут в нашем доме обычные семьи.
Встречаемся в лифте – привет и шалом *,
но в горе едины, а в праздник со всеми,
поскольку теперь по соседству живём.
Всего-то каких-нибудь сорок квадратов
жилое пространство – одно на двоих.
Сомненья и страх в ожиданьи квартплаты
ушли, слава богу, из вёсен моих.
Мечты о роскошном житье бесполезны.
Сокровища враз обесценит момент.
Нас больше заботят режим и болезни.
Ведь в сущности мы – «золотой контингент».
О возрасте нашем замшелом не спорьте.
Убавить года не пускают грехи.
Но старый наш конь борозды не испортит,
да мы не настолько уже старики.
Наградой за наши терпенье и возраст
была жеребьёвка – в «орлянку» игра.
Забудем ли мэра взволнованный возглас:
«Тяните ваш номер, супруги – пора!».
Спокойно – без крика, без склоки и мата
разыграны все двести двадцать квартир.
Курс доллара канул для нас без возврата,
а следом и маклер** слинял – рекитир.
И вот, словно улей в лесу новостройки,
зеркальный фойе отворяет леток.
С утра возникает шумливый и бойкий
жильцов и гостей бесконечный поток.
Высотной стены полированный камень,
стекло галереи и зеркала блеск.
Как будто в волшебном живём зазеркальи,
за гранью реалий, в долине чудес.
Страна мудрецов начиналась от моря,
где волны прилива смывали врага.
Я верю историям, писанным в Торе,
и знаю, что Книга права и строга.
Пусть дольше Всевышний продлит наши вёсны,
а злые невзгоды пройдут стороной.
Мы в час предзакатный и в утренник росный
любуемся маленькой нашей страной.
Из окон у нас панорама приятна,
лишь голову кружит слегка высота.
Зубцы Тель-Авива, мыс древнего Яффо,
а там, на востоке, Надежды Врата ***.
Издревле мудрец восходил до заката
на вышнее место вглядеться в простор,
и так же пред ним расстилался богато
* шалом – мир
** маклер – посредник
*** город Петах-Тиква (буквальный перевод)
На фотографии показансеверный фасад здания. При знойном климате многие жильцы обзавелись кондиционерами воздуха – особенно нужны они на южном и западном фасадах, то есть на солнечной стороне здания. Каждому владельцу агрегат обошёлся примерно в тысячу долларов США, но зато жизнь при кондиционере – наслаждение (когда в квартире холодно, – можно сделать теплей, а летом жара невыносимая, и кондиционер навеет прохладу).
Для друзей раскрою ещё один секрет Полишинеля: мои два окна находятся на северной стороне дома под самой крышей на последнем этаже. Их легко вычислить по окну сосеседней квартиры: чужое окно завешено белой шторой, а слева два следующих – наши. Оба в данный момент наполовину раскрыты. Заметно, что нас отделяет от неба лишь плоская (рубероидная) краша. В обычное время это неплохая защита от проливного дождя или грозы, но против арабских ракетных обстрелов требуется более эффективная защита населения.
К Р Ы Ш А
На ровную площадку вышел
и удивился высоте.
Соседних крыш намного выше
я с нашей крышею летел.
Полёт, конечно, был условным,
но с поднебесной вышиной
в меня вливалась радость, словно
раскрылись крылья за спиной.
На западе рябило море:
мыс Яффо; вдалеке – Ашдод.
А улочки, проспектам вторя,
внизу вплетались в хоровод.
Под сенью нашей плоской крыши,
а иногда и впрямь на ней,
мы развлекаемся и дышим,
и проведём остаток дней.
Жена, не изменив сноровке,
сюда с прищепками в руке
приходит, чтобы на верёвке
развесить робу в уголке.
Шампанским с фруктами в корзине
люблю я встретить здесь друзей,
под Мусоргского и Россини
ловить восторг плеяды всей.
С таких высот Моше-рабейну*
глядел на древний Ханаан.
Стекал и таял постепенно
непроницаемый туман.
Мы нынче с крыши нашей видим,
что не привиделось Моше:
наш быт устроен и солиден –
покой и радость на душе.
Хозяин – человек богатый,
узнав наш скромный аппетит,
огнеупорною балатой**
нам пол для пикников мостит.
Мы под покровом крыши нашей
не озабочены всерьёз.
И развлекаемся, и пляшем,
и нет у нас причин для слёз.
Но если выйдет вдруг осечка,
и мир опять в штыки пойдёт, –
на крыше сыщется местечко
принять военный вертолёт.
И станет дом авианосцем
у интифады*** на пути.
И станем мы живым форпостом,
чтоб амалеку**** не пройти.
Наш дом живёт под мирной крышей.
Из окон музыка слышна.
Никто пускай нас не колышет,
и жизнь нам мирная нужна.
——
* Моисей наш учитель
** балата – строительный блок или плита
***интифада – палестинский террор
****амалек (нариц.) – полностью истребляющий евреев.
Квартира на 15-м жилой этаже, поскольку первые 4 этажа не были пущены в эксплуатацию из-за конфликта с муниципалитетом. На фотографии видно, что все окна четырёх первых этажей, выглядят безжизненно. Хотя хозяин фирмы не распрасраняется о сведениях, которые содержит в тайне, тем не менее слухи просачиваются. Последним эхом донеслось, будто новый владелец намерен купить наш дом вместе с начинкой за сумму, обозначенную восьмизначным головокружительным числом.
Наша пара въехала в здание, когда ещё оно почти пустовало, а на нашем этаже были заняты только три квартиры из двадцати. В тот же день я нарисовал приблизительный план расположения квартиры. Только спустя девять лет пригодился мой план лишь в качестве иллюстрации к странице моего дневника.
В салоне немного мебели – своеобразая «стенка», составленная из трёх шкафов испанского произвоства; витрина со сферически выгнутых стеклянных дверец, с резьбой, выполненной под виз хрусталя; трельяж с макияжным столиком. Со стороны объектива на вошло в кадр окно, а рядом – торшер и даван. Под потолком выход холодного воздуха.
Салон, или гостиная
ПРАЗДНИК
В ограде горсовета –
муниципалитета –
кружил мотивчик про «агицын паровоз».
Нам было весело и радостно до слез,
и мы забыли про склероз.
Задорно и игриво
наяривало трио –
гармонь техрядная и скрипка, и кларнет.
Плясал под музыку с соседкою сосед,
и только пыль из-под штиблет.
Мэр сам в костюме сером,
мисрад* гуськом за мэром,
большие пальцы ткнув за лацкан пиджака,
шажок к шажку идут – походочка легка.
Не жаль танцорам каблука.
И в парках, и в аллеях
Искрился хаг-самеах**.
Текла по улицам шумливая толпа:
под смех и музыку наш праздник наступал.
Толпа выплясывала па.
От шуток и от песен
мирпесет*** стал нам тесен,
и мы из комнат повалили всей гурьбой.
Еврейский праздник, подожди нас – мы с тобой.
И рано нам трубить отбой!
——
* Мисрад – штат управления
** Хаг самеах – весёлый праздник.
***Мирпесет – веранда или балкон.
ДУЭТ ВЕТЕРАНОВ
"У вас на платье белые горошины", –
в который раз он ей поёт опять.
Давно радикулитом перекошенный,
наш старый клён не хочет увядать.
Её ответ, исполненный взаимности,
полузабытой партией звучит,
но молодой и трепетной наивности
мешает застарелый миозит.
А бодрый хор концовочки подхватывал –
басов низы и теноров верхи –
сюжетную верёвочку разматывал,
скандируя забытые стихи.
Маэстро такт подсказывал им знаками,
и вёл их концертмейстер-виртуоз.
А зритель – он повсюду одинаковый,
и зал внимал, растроганный до слёз.
"У вас на платье белые горошинны"...
Её ответ, исполненный взаимности...
И дружный хор концовочки подхватывал,
а зал внимал, растроганный до слёз!
В этой комнате напротив шкафов «стенки» у котроткой стены «бабушкино» кресло перед телевизором и круглый столик-мегарон. На столике – горочек с цветущей тропической орхедеей (любимый цветок жены). Перед столиком на стене картина художника Татлина (Tatlin), найдннная мной в плачевном состоянии. Жена – в прошлом картограф, хорошо разбирающаяся в колярах и красках, отреставрировала холст и живопись, а я приладил к нему «музейный» багет. После этого уже пошёл второй десяток лет, как нас радует эта картина, и мы перевозим её с квартиры на квартиру.
НЕВИННЫЕ ЦВЕТЫ
Цветы тебе приносят праздник в дом –
при них преображается квартира.
Ты никогда не думаешь о том,
что им рубила головы секира.
И прежде, чем попасть тебе в букет,
цветы познали жало острых лезвий:
когда забрезжил лишь едва рассвет,
сосуды резал им палач нетрезвый.
Так красота и мерзость, жизнь и смерть
соседствуют, роняя ветки наземь.
Но скрашивают будней круговерть
невинные цветы в настольной вазе.
В салоне у окна – диван и кресло, как завершение мебельного ансамбля. Не очень добротый снимок, зато видно через дверной проём, что кабинет рядом – за стеной.
• • •
Как мы живем ? – Ни в шоке, ни в конфузе.
Всё недосуг. Не время. Не пора.
На гордиев тугой и жесткий узел
мы так и не поднимем топора.
А кто, скажи, честней пенсионера?
Кто тих и скромен, весел и живуч,
кому любая по сердцу химера,
а солнце в дождик светит из-за туч?
А если так – ещё не всё пропало
и есть у нас неоспоримый шанс
спокойно оценить свое начало –
до времени оплаченный аванс.
Оплаченный не долларом, не кровью,
а доблестным терпеньем и трудом,
непопранною, верною любовью
и правдой, на которой крепок дом.
Моё рабочее место – кабинет
Кабинет – моё основное рабочее место. Тут мои архивы, справочники, словари и книги, что всегда под рукой.
СТУПЕНИ
В девяносто втором груда писем твоих от руки
на случайных листах, на обрывках помятой газеты.
Рамат-Ган и Бней-Брак. Стадион у Яркона-реки
и мечты о былом, как о снеге средь знойного лета.
В девяносто шестом на машинке по девять страниц.
В девяносто девятом, как в море – в компьютерных
строках.
Интернет навсегда нас лишил ощущенья границ,
но судьба не меняла своих расстояний и сроков.
Как бы мы высоко ни взошли по ступеням крутым,
от себя не уйдём – мы прикованы к собственной тени.
Наши письма назад – не кураж, эпилог и не дым:
это тень, уплывая, уносит с собою ступени.
ТВОРЧЕСТВО
Зельме Гринблат
Касаясь клавишей органа,
уводишь нас в страну чудес.
Всплывает в молоке тумана
знакомый дом, далёкий лес...
Поют, зовут, плывут аккорды,
переполняют нам сердца.
Бетховен твой, взрывной и гордый,
пусть будет с нами до конца.
МАДОННА
Рафаэль написал Маргариту Лути (Форнарину)
на главной иконе Сикстинской капеллы
Форнарина – это имя свято:
женщина из дерзостной мечты.
В воздухе струился запах мяты
и подушки не были измяты:
я всю ночь писал её черты.
Отсчитал отцу богатый выкуп –
сто пригоршней золотых монет.
Выполнял её любую прихоть,
для себя не прибавляя выгод,
на свободу не кладя запрет.
А любовь – она дороже денег.
Жизнь – и та зависит от любви.
Кто вириги верности наденет,
пред Любовью преклонит колени,
а отступник Бога прогневит.
Может быть, Господь меня отринет
и Собор прогонит от крыльца,
если нарисую лик Марии,
как две капли – с милой Форнарины
скромного и нежного лица.
О, моя Сикстинская мадонна, –
лучезарней утренней зари,
а любовь нетленна и бездонна.
Ты меня у нового картона
и благослови, и озари.
За тебя молюсь и в чудо верю:
лик любимый обессмертит Бог.
Даже гибель не сочту потерей.
В Храм её раскрою настежь двери
и цветами выстелю порог.
Когда я сижу за компьютером, за моей спиной находится прекрасный диван. На нём я обдумываю крупные формы стихотворений, эссе и специфическую прозу, требующую долгой подготовки и информационного поиска. Чем ещё хорош наш диван – он в два счёта превращается в просторную и удобную постель.
Продолжение есть: см. Дивертисмент 2-й.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |