Мозаика. Столешницы лучших мастеров |
Предваряет эту статью работа итальянского мозаичиста Джокомо Раффаэли (Giacomo Raffaelli, 1753-1836) “Водопад в Тиволи” – Рим, 1800. Цветная смальта.
Я не охаиваю одних и не возвеличиваю других мастеров. Меня старинные мозаики приводят в восхищение. Долговечные рисунки, составленные из разноцветных камушков и кусочков смальны, известны чуть ли не с Ветхозаветных времён, и я не удивлюсь, если досужие археологи откопают из-под многометровых наслоений реальные остатки допотопных цивилизаций. Впрочем, мне такого праздника науки ждать недосуг, а потому нынче меня устроили бы образцы европейских дворцовых мозаик семнадцатого-девятнадцатого веков. В этом ограниченном ареале находятся десятки выдающихся произведений, предназначенных для королевских дворцов Европы. В их монарших хранилищах количество шедевров несметно. Остановимся только на мозаичных столешницах – наиболее престижных изделиях, выполненных придворными мастерами. Разыскать такие произведения мне помогла искусствовед Евдокия Михайловна Ефимова, опубликовавшая в своё время три искусствоведческие книги (в издательстве “Советский художник” в 1961, 1968, 1971 г.г.) – “Русский резной камень”, “Западно-европейская мозаика XVIII-XIXвеков в собрании Эрмитажа” и “Западно-европейские часы XVI-XIXвеков” – ни одна из них с тех пор не издавалась. Теперь они являются букинистическими изданиями. Вторую из них мне довелось найти и купить в развале на улице Алленби в Тель-Авиве.
Профессор мозаичного производства, руководивщий мозаичной мастерской в Ватикане – А. Агуатти (A. Aguatti) создавал безупречные мозаики и имел учеников. Профессор в 1810-х годах как раз завершил круглую столешницу диаметром 89 сантиметров из цветной смальты. На изображении - “Амур в колеснице, запряжённой тигрицами”. Внизу набрана по чёрной смальте голубым цветом фамилия мастера: “Aguatti”.
Наиболее известный ученик мастера Антонио Агуатти – Микеланджело Барбери (Michelangelo Barberi, 1787-1867) был сыном известным архитектора. В 1820-х годах тоже стал управляющим мозаичной мастерской в Ватикане. Круглая столешница его работы (диаметр 89 cm) сделана в духе римских верований. На столешнице восемь медальонов – у каждого свой символ: 1.Орёл с молниями в когтях – Юпитер; 2.Волчица, шлем, меч – Марс; 3.Собака с перевитыми лентой копьём и колчаном со стрелами – Диана; 4.Фавн с косой на плече и с песочными часами в руке – Сатурн; 5.Богиня красоты и любви обозначена тоже аллегорически: сеть на ветках коралла, а в ней жемчуженные раковины, голубь и яблоко, подариное ей Парисом – Венера; 6.Богиня плодородия превращённая богами в кобылицу, а рядом заступ и плуг – Церера; 7.Бог света и поэзии в образе грифа: в одной его лапе Лира, в другой – боевой лук и там же калчан со стрелами – Аполлон; 8.Бог торговли – на мадельоне изображён барашком, прыгающим через жезл (кадуцей), при нём крылатый шлем и кошелёк – Меркурий. На столешнице авторская подпись : “Опус Конница Барбери Рим 1823”.
Микеланджело Барбери подумывал подготовить подношение папе Пию Седьмому - двухсот пятьдест первому папе римскому, находившемуся на престоле уже почти четверть века. Барбери, готовя сувенир, поручил одному из лучших учеников - урождённому итальянцу Бруни, разработать и создать эскизы для очень красивого стола. Близилось двадцатипятилетие папства Понтифика. Однако восьмидесятелетний виновник будущего торжества умер за год до изготовления подарка. Спустя год сделанный мастером Барбери по проекту Бруни был преподнесён российскому императору Алексендру II.
Молодой человек, которого ещё можно было счёсть за подростка, был итальянцем Фиделио (по-русски Фёдор) и сыном художника-реставратора Антонио Бруни. Отец был специалистом по плафонам, и поэтому семья Бруни в 1807 году приглашена царём Павлом I переехать на работу в Петербург. Молодой Фидель, сделался Фёдором Антоновичем Бруни, которому тогда шёл только восьмой год. Дети легко перенимают занятие родителей. А Фёдя хорошо рисовал. Уже через три года Фёдор Бруни написал автопортрет маслом. Он поступил в воспитательное училище при Академии художеств, и учился под руководством художников А.Е. Егорова и В.К. Шебуева. Живопись молодого Бруни была отмечена серебряной медалью. В 1818 году он окончил курс и получил звание художника. По совету Шебуева отец отправил его в Италию совершенствоваться в живописи. Там он и написал в начале 1822 года эскизы для столешницы Микеланджело Барбери.
Непросто найти сегодня в свободном обращении мозаичный стол, украшенный римской художественной смальтой, причём, не в Италии, а на землях бывшей российской империи. Интересную фотографию этого раритета отыскала Елена Николаевна Грицак, поместившая её в книге “Бахчисарай и дворцы Крыма”. Окружённый обычными стульями, этот стол был украшен изображениями архитектурных памятников Рима. Столешница изготовлена в римской студии Микеланджело Барбери. И несмотря не её знатное происхождение, музейщики Алупки настаивали на том, что стол Барбери - это совместный творческий результат труда итальянских и русских мастеров. Мозаичные картины созданы на столешнице из цветных непрозрачных кусочков стекла (смальты) в форме пластинок и кубиков, издавна употреблявшихся заодно с цветным мрамором для изготовления мозаик. Давний чёрно-белый снимок не отличался хорошим качеством: был мелок и тёмен, не имел чётких деталей, за которые мог бы зацепиться внимательный глаз. Пришлось, насколько позволял материал, осторожным светоделением допроявить детали изображения. Снимок, в целом, сделался чуть понятней, но сюжет, задуманный Барбери, так и остался за семью печатями. В дальнейшем, если повезёт, найдём или заново сделаем фотографию (наверняка сохранившейся) столешницы, которая по свидетельству Е.Н. Грицак находилась в покоях Ситцевой приёмной комнаты Алупкинского дворца.
Очередную смальтовую столешницу мастер Барбери назвал "Сутки в Риме". Она сделана в 1839 году, а диаметр 109 см - размером превзошла предыдущих на 20 сантиметров. В центре поместил герб, на котором капитолийская волчица кормит близнецов Ромула и Рема. Там же надпись: "Рим" и дата "1839". Восемь живописных частей круга он заполнил видами архетектуры Рима. Освещение зданий и местности художник приводил в соответствие с положением Светила над городом. Возникали сложные взаимозависимости света от времени суток. Ещё интересный момент: Барбери сделал столешницу по личному заказу императора Александра II. Заметно, что русский император интересовался искусством.
Мастер Барбери трудился над столешницей "Монументы Рима" почти больше года: с 1846 по 1847 год. Круг столешницы диаметром 85 см. Сюжет разделён на четыре исторические эрохи: 1.Эпоха консульства; 2.Эпоха республики; 3.Эпоха империи; 4.Эпоха папства.
А это уже столешница "Виды Италии" (диаметр 105 см), сделанная в 1846 году. В моём дневнике через три иллюстрации будет показан весь стол целиком, и там же последует краткое описание).
В моих скудных запасниках наберётся полтора десятка первоклассных столешниц, сделанных высококлассными мозаичистами Ватикана. Я держу в руках репродукции фото шедевральных произведений мозаки. Их не так много. Но я успокаиваю себя тем, что кроме известных мастеров существуют и другие, не менее первоклассные, мозаичисты.
Подтверждением служит тоже круглая столешница (диаметр 71 см), сделанная во Франции в мастерской Беллони - "Орёл в медальоне" (цветная смальта). На ней авторский знак мозаиста: "NR" (аббриатура не расшифрована). Этот мастер не из древних, но искусство не имеет конца.
История французской мозаики поучительна. Париж в течении XVII века стремился оспаривать превосходство в изготовлении успешной мозаики. Однако в соревнаваии стран умельцы франции не занимали призовых мест. Парижане так и не сумели успешно организовать мозаичные мастерские. А в конце XVIII века, когда мастер Беллони переехал из Рима жить в Париж, его мастерская тотчас стала делать флорентийскую и римскую мозаику.
Мастер Эдоардо Мокиутти (Mochiutti, Edoardo). Столешница "Аполлон и музы". Италия, Флоренция, 1870. Краткое описание: в центре Аполлон на колеснице, запряжённой квадригой лошалей. Группа окружена гирляндой агатовых "цветов". По краю медальоны с атрибутами девяти муз. На оборотной стороне столешницы (диаметр 125 см) подпись (по-итальянски) и дата: "Мокиутти Едоардо. 1870." Столешница сделана была для короля Италии Эммануила II, который поднёс её в дар Александру II.
После книжной иллюстрации уместно показать фотографию и стола, сделанного в зале Эрмитажа - для фиксации полноты впечатления от прекрасной мозаичной работы мастера.
Ракурс фотосъёмки хотя и крутоват, но всё-таки при желании можно увидеть фрагмент хорошей резьбы по дереву и отдельные столярные приёмы декорирования и заглаживания закраин. Повторная съёмка убедила, что книжная иллюстрация выглядела более грубой чем эрмитажная копия.
Полезными для читателя были и примечания об использованных материалах и приёмах мастера: "дерево, бронза, флорентийская мозаика (сердолик, махолонг, серпентинит, лазурит, мрамор), резьба, литьё, чеканка. Стол высотой 125 см, диаметр круга 93 см."
Мозаичные столы, созданные руками мастеров Ватикана в VIII-XIX веках, со временем составили культурное достояние мировой цивилизации. В её других коллекциях содержатся самые разные экспонаты - от открыток киноактрис, глабальных коллекций почтовых марок и до музейных проспектов с изделиями Фаберже. К этому разделу можно было бы отнести готовые мозаичные столы такого мастера, ккаким был Микеланджело Барбери.
Вы наверняка узнали эту заметную столешницу "Виды Италии" (1846). Угол, под которым снят стол, хорошо демонстрирует изделие в целом, но нещадно скрадывает и искажает фронтально написанные детали. Читателю придётся сопоставлять столешницу на иллюстрации с фотографией "крышки" стола. Борт столешницы разделён на секторы, а в них изображены: Афина, Аполлон Бельведерский, Венера Медицейская, а также Геба, Флора, Геракл Фарнезский и другие статуи. В медольонах копии картин великих мастеров эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Гверчино, Корреджо, Сальватора Розы и Гвидо Рени, а также портреты деятелей итальянской культуры и истории. В центре столешницы помещён портрет российской императрицы Александры Фёдоровны - жены заказчика Александра Первого.
Сюжет этой столешницы мастер Барбери повторил в 1851 году по заказу лрода Кильморена, и в том же году принял участие в лондонской всемирной выставке, и получил премию первой степени "За исключительно высокое художественное выполнение столешницы".
К сказанному надо добавить ещё несколько слов. На столешнице мастер изобразил памятные места, посещённые императором Николаем I в его итальянской поездке 1845 года. В 1846 году Николай заказал непосредственно мастеру Микеланджело Барбери памятный стол, назвав его 'Ilbelcielod'Italia' ("Прекрасное небо Италии"). Позднее икусствоведы Эрмитажа назвали мозаику Барбери «Виды Италии» (Ефимова). Оригинальный стол, с портретом царицы Александры в окружёнии весёлых путти теперь находится в Музее Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Я не нашёл для своего дневника изображения в версии 1846 года, ограничившись лишь вариантом 1851 года, сделанным тем же мастером но заказу Фэнсиса Нидхама Ерла Кайлморея (FrancisNeedhamEarlKilmorey). Упомянутый стол находится в Англии в Музее Анны и Альберта в числе великолепной коллекции Сэра Артура Гильберта и его супруги Розалинды, пожертвованной ими Великобритании в 1996 году. Оба стола изготовлены по одной технологии: литьё, чеканка, позолоченная бронза, микромозаика
Остаётся ещё сказать несколько фраз о столешницах прямоугольной формы. Они безымянные:
Неизвестный мастер. Столешница "Птицы на ветках". Флоренция, XVII век. Фон - чёрный мрамор. Цветы, ветви, плоды, птицс и бвбочки из сердолика, коралла, яшмы, серпентина, кахолонга и другиз мирералов. Размер столешницы 163 на126 см.
Неизвестный мастер. Столешница "Лазуритовая звезда". Флоренция, конец X VII - начало XVIII века. В центре чёрного мраморного поля выложена восьмиконечная звезда из лузарита, кораппа, яшмы , перламутра. По бокам в прямоугольниках мраморные вазы с цветами из кахолонга; ручки в виде дельфина из мрамора, глаза из перламутра. Размер столешницы 181 на 78 см.
Неизвестный мастер. Столешница "Блюдо с фруктами". Флоренция, середина XVIII века. В поле чёрного мрамора - блюдо с фруктами, набрано из лазурита, украшенное картушами из лазурита, агата кахолонга, сардоникса и цветных мраморов. Размер столешницы 135 на 93 см.
Неизвестный мастер. Столешница "Морское дно". Флоренция, 1760-е годы. Коротко: голубая лазурь отождествляет морскую бездну, и через прозрачную глубину зритель представляет себе (как на расстоянии вытянутой руки) редкостных обитателей морского дна. Красивая картинка: раковины из цветной яшмы, коралловые ветви перевиты жемчужной нитью. Цветы из сердолика, бусины из перламутра, а наборные пластинки из лазурита и малахита. Размер столешницы 113 на76 см.
Неизвестный мастер. Столешница "Цветочный венок". Флоренция, первая половина XIX век. На доске чёрного мрамора в прямоугольнике глазчатой яшмы набраны в центре - цветы из кахолонга в овальной лазуритовой рамке; в боковых медальонах музыкальные инструменты и ноты из агата и кахолонга, а вокруг летающие бабочки из малахита, лазурита, других минералов. Размер столешницы 123 на 63 см.
Неизвестный мастер. Столешница "Цветочные венки". Флоренция, 1843-1853 годы. Фон - чёрный мрамор, а цвеиы и птицы из кахолонга, лазурита, сердолика а разныз яшм. На бронзом подстолье в картуше надпись: "1843-1853" и девиз (по-гречески) "Aei" (Всегда).- возможно, краткая клятва. Размер 157 на 82 см.
Джакомо Раффаэлли (1753-1836). Столешница с овалом из кварцита. Милан, начало XIX века. Краткое описание: На фоне белого мрамора овалы и ромбы из яшм, агатов и лазурита. По борту - бусы. Пост начался "Вадопадом" Раффаэлли, а в конце опять пришёл неогомонный Джакомо, и сказав по-ительянски "Финита ля комедия", захлопнул дверь под нашим носом. Но кое-что мы успели увидеть.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |