
Художники из народа, жившие в семидесятые годы,
посвящали композиции трудовым израильским будням.
Сохранился
фасад, украшенный в наивной манере, не требовавшей от изображения соблюдения строгих пропорций. В то время застраивался перекрёсток Йосефаль-Шарет на строительной площадке углового здания № 73/2. Вёл стройку подрядчик Барда из фирмы “Барда и сыновья”. В этом месте был голый пустырь, а за дорогой Гиоры Йосефталь на западной стороне улицы Нисинбаум тоже было немало пустышей.
Микрорайон Рамат-Ям, граничивший с промзоной, был неухоженным. Появление здесь крупного жилого дома оправдывалось плановой застройкой. Подрядчик надеялся оживить угрюмое здание художественной композицией, взятой из жизни. Строители запечатлели быт новых репатриантов в десятиметровом фризе, рельефно прорезанном на штукатурке. Рельеф, протянутый по подолу фасада, повествовал о жизни побережья, где люди добывали рыбу, выращивали маслины, занимались колёсным и другими ремеслами.
Композиция начиналась с рассказа о юной иудейской пары, оберегаемой от арабских террористов крупной сторожевой собакой. Ещё в хозяйстве был ослик, нарисованный не очень изящно. Рельефы содержали сцены под открытым израильским небом. Сидевшая на земле женщина пряла пряжу. Рядом стоял юноша, привязавший воздушный шарик к тонкой и длинной нитке. Здесь же было высажено репатриантами деревце – впервые на собственном участке еврейской земли. Судя по вместительному ведру и по огромному чайнику можно понять, что созидательный труд был коллективным. В небе горело шестилучевое Солнце, похожее на Звезду Давида. Так строители вместе с подрядчиком и сыновьями, познавали древнюю Эрец-Исраэль в Большой алие семидесятых годов прошлого века.
Примечания к иллюстрациям:
1.Верхняя фотография сделана у основания углового дома Йосефталь, 73/2 (и ул Шарет). Наверху слева виден брэнд строительной фирмы, которой руководил Барда с сыновьями. Надпись сделана на иврите. Правее за бетонными опорами заметен тонированный десятиметровый фриз в виде ленты событий, продолженных в проёмах между столбами вплоть до парадного входа в здание.
2.На первом отрезке ленты фриза: молодая еврейская пара, сторожевая собака и молодое деревце на фоне моря, по которому "плавала" рыба. Рядом с этой группой мужчина надевал железный обруч на тележное колесо.
3.Сразу за тележным колесом на фоне того же моря мальчик, едущий на ослике, рядом ведро и бидон. В море рыба , а на берегу двое мужчин, говорящих друг с другоом.
4.На конце фриза видим сидящую прямо на земле рукодельницу с прялкой, благо, что в Израиле хватает овечьей и верблюжьей шерсти. Возле молодого саженца стояло большое ведро для пищи и "многосемейный" чайник.

