25 советских фильмов, рекомендованных Гарвардским университетом |
25 советских фильмов, рекомендованных Гарвардским университетом Студенты киноведческих специальностей, несомненно, должны знать историю кино и быть знакомы с лучшими фильмами всех времён. Гарвардский университет для своих студентов, претендующих на получение кандидатской степени в области киноведения, рекомендовал к обязательному просмотру 725 фильмов разных жанров и направленностей. Мы же хотим предложить своим читателям обратить внимание на отечественные киноленты из этого списка. «Месть кинематографического оператора», 1912 год, Владислав СтаревичВ мультипликационном фильме Владислава Старевича в 13 минут вместились большая трагедия и весёлая комедия, измена, предательство, любовь и месть. Это настоящий шедевр кукольной анимации и немого кино. Фильмы Сергея ЭйзенштейнаВ список Гарварда вошли сразу четыре работы советского режиссёра: «Броненосец «Потёмкин», «Октябрь», «Александр Невский» и первая серия фильма «Иван Грозный». Несомненно, каждый из этих фильмов представляет собой интерес не только из-за смысловой нагрузки картин, но, в первую очередь, именно в этих лентах нашел свое отражение поистине революционный подход режиссёра к съёмкам кино. Фильмы Всеволода ПудовкинаТри ленты советского режиссёра Всеволода Пудовкина и сегодня являются предметом изучения не только в Гарвардском университете, но во многих престижных киношколах мира. Фильм «Мать», поставленный по одноимённому роману Максима Горького, «Конец Санкт-Петербурга» и «Потомок Чингисхана», - эти ленты навсегда вошли в историю мирового кино. Фильмы Дзиги ВертоваНашли своё место в списке рекомендаций Гарвардского университета два фильма от одного из основателей и теоретиков документального жанра, «Кино-глаз» и «Человек с киноаппаратом». Последний очень часто называют одной из величайших документальных лент в истории. «По закону», 1926 год, Лев КулешовФильм, снятый новатором раннего советского кинематографа по мотивам рассказа Джека Лондона «Неизведанное», является проекцией частного случая из жизни на всё общество. Особый акцент поставлен на тему закона и морали. «Турксиб», 1929 год, Виктор ТуринДокументальная лента Виктора Турина о строительстве Туркестано-Сибирской магистрали входит в список лучших документальных фильмов ХХ века. В фильме переплетены прошлое и будущее, связующим звеном для которых и является «Стальной путь». «Земля», 1930 год, Александр ДовженкоДраматическую историю простой крестьянской семьи в эпоху коллективизации не зря называют эпохальным во всех отношениях произведением. Потрясающе сильный, эмоциональный и яркий фильм, в котором режиссёру в полной мере удалось передать чувства и чаяния простых людей в ранний советский период. Следует учитывать тот факт, что сам Александр Довженко не имел профессионального образования в области киноискусства. «Летят журавли», 1957 год, Михаил КалатозовФильм Михаила Калатозова о влиянии войны на судьбы простых людей в особенных представлениях не нуждается. Он не столько о войне, сколько о людях, об их чувствах, эмоциях, изломанных судьбах. Человеческие характеры и переживания показаны реалистично и честно, а поступки их оцениваются не с точки зрения морали, а в контексте исторических событий. «Баллада о солдате», 1959 год, Григорий ЧухрайЭтот фильм даже не о том подвиге, который совершил 19-летний Алёша Скворцов. Он – о его жизни, о пути домой и, наверное, к самому себе. Он был одним из миллионов мальчишек, ушедших на фронт. Поэтому и картина получилась такой живой,трогательной и чистой. Фильмы Сергея ПараджановаВ список Гарвардского университета вошли две ленты Сергея Параджанова, «Тени забытых предков» и «Цвет граната». Именно после выхода этих двух картин советского кинорежиссёра, сценариста и художника стали называть одним из основателей поэтического кинематографа и новой советской волны в кино. Фильмы Андрея ТарковскогоДва фильма Андрея Тарковского были удостоены внимания профессоров Гарвардского университета: «Андрей Рублёв» 1966 года и «Ностальгия» 1983 года. «Андрей Рублёв» считается одним из лучших национальных фильмов и в 2012 году вошел в список лучших картин в истории мирового кино по версии журнала «Sight & Sound». «Ностальгию» режиссёр снимал в Италии, после чего был вынужден остаться за рубежом, так как в праве провести в Италии три года ему отказали. «Обыкновенный фашизм», 1965 год, Михаил РоммВыдающийся фильм советского режиссёра, несмотря на то, что рассказывает об истории фашизма, проводит незримую параллель между двумя политическими системами: фашистской Германии и СССР. «Обыкновенный фашизм» далеко не сразу увидели советские зрители, ибо советский идеолог Суслов сразу усмотрел в нём завуалированный намёк на существующий строй страны победившего социализма. «Война и мир», 1967 год, Сергей БондарчукЭкранизация одноименного романа Льва Толстого получилась поистине эпохальной. Масштаб проведённой работы поражает и сегодня. Невероятные кадры с использованием нескольких тысяч людей в одной сцене, спецэффекты и методы съёмки на момент создания картины были действительно революционными. Грандиозность военных сцен контрастирует с детальностью мирных кадров, глубиной прописанных судеб и жизней. «Король Лир», 1970 год, Григорий КозинцевЭкранизация классического произведения в переводе Бориса Пастернака и в интерпретации Григория Козинцева получилась в высшей степени пронзительной и находящейся вне времени. Режиссёру удалось в мельчайших деталях воспроизвести на экране шекспировскую трагедию, дополнив её объемом, силой и глубиной. «Восхождение», 1976 год, Лариса ШепитькоТяжелый и сильный фильм о событиях Великой Отечественной войны. Картина настолько реалистична, что зритель чувствует себя словно внутри тех страшных дней, и ощущения эти кажутся пронизывающими тебя насквозь. Лариса Шепитько вложила в хронометраж своего фильма пониманием того, почему война не должна повториться. «Сказка сказок», 1979 год, Юрий НорштейнВпечатляющий и атмосферный мультипликационный фильм предназначен совсем не для детей. Он философский, очень серьёзный и больше похож на игровой. «Сказка сказок» - о памяти и о войне. «Русский ковчег», 2002 год, Александр СокуровЭтот фильм, который вместился в 96 минут экранного времени, был снят всего с трёх дублей. Семь месяцев репетиций, 800 человек массовки и один съёмочный день. «Русский ковчег», несомненно, является уникальным фильмом, а опыт режиссёра ещё будут изучать и пытаться внедрить. В то время, когда весь мир старается соблюдать режим карантина или самоизоляции, только хорошие фильмы могут на пару часов отвлечь от проблем реальности. Киноискусство в любой момент может утешить зрителя, погрузив его в атмосферу добра и очарования. Источник |
Рубрики: | для общего развития |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |