-Рубрики

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии
23:16 02.06.2012
Фотографий: 32
Посмотреть все фотографии серии Хайфа. Выставка цветов-2012
Хайфа. Выставка цветов-2012
03:00 01.01.1970
Фотографий: 0

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в gregoryh

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.01.2010
Записей: 4849
Комментариев: 4505
Написано: 9848




В этой жизни определённо только то, что нет ничего определённого. /Плиний Старший/

Легендарный нарком войны Борис Ванников

Вторник, 09 Сентября 2014 г. 18:46 + в цитатник
101 (700x307, 33Kb)
Борис Львович Ванников (1897-1962) — советский государственный деятель. Первый трижды Герой Социалистического Труда (1942, 1949, 1954). В 1945-1953 — начальник Первого главного управления при СНК СССР (с 1946 года — при Совете министров СССР — организация производства ядерного оружия). Лауреат двух Сталинских премий (1951, 1953). Генерал-полковник инженерно-технической службы (1944).
Родился в Баку в еврейской семье рабочего-нефтяника. Окончил Бакинское политехническое училище (1918), Московское высшее техническое училище (1926).
В 1916 вступил в Партию социалистов-революционеров, но в 1917 вышел из неё. В 1918—1919 годах служил в РККА. В 1919 вступил в РКП(б). В 1919—1920 годах находился на подпольной работе в Баку, а затем в Тифлисе.
В 1920 году переехал в Москву, работал в Наркомате РКИ РСФСР. Одновременно учился в МВТУ имени Н. Э. Баумана. В 1930-е годы работал на крупных должностях в машиностроении.
В 1936-1937 годах — начальник Главного артиллерийско-танкового, в 1937 году — танкового управления Наркомата оборонной промышленности СССР. С декабря 1937 года — заместитель народного комиссара оборонной промышленности СССР. В январе 1939 года — июне 1941 года — народный комиссар вооружения СССР, 7 июня он был арестован и на его место был назначен директор ленинградского завода «Большевик» Д. Ф. Устинов.
20 июля 1941 года был внезапно освобождён и назначен заместителем народного комиссара вооружения. Б. Е. Черток в своих воспоминаниях рассказывал историю освобождения Б. Л. Ванникова как в вышей степени необыкновенную и очень похожую на легенду. По его словам, когда через месяц войны начались сильные перебои с поставками боеприпасов, Сталин поинтересовался у Берии судьбой Ванникова. Ванникова, который содержался на Лубянке, срочно привели в приличный вид и доставили к вождю. Сталин предложил Ванникову пост наркома боеприпасов и просил «обиды за случившееся не держать». Есть также утверждение сына Микояна Серго об отце, «он принял участие и в том, что в начале войны Б. Л. Ванникова прямо из тюрьмы доставили в кабинет к Сталину и назначили наркомом вооружений».
С 16 февраля 1942 года — народный комиссар Наркомата боеприпасов СССР, занимал этот пост вместе с Устиновым. Организовывал обеспечение всеми видами боеприпасов, орудий и миномётов. На протяжении войны войска не испытывали недостатка в боеприпасах. В конце 1942 выпуск боеприпасов вдвое превысил их производство в 1941, а в 1943 по сравнению с 1941 производство возросло втрое.
В 1945-1953 годах играл важную роль в работах по созданию в СССР атомной бомбы, а затем и производства ядерного оружия. В Специальном комитете атомного проекта Ванников был заместителем Л. П. Берии и отвечал за инженерно-технические работы в проекте.
Руководил этими работами вместе с И. В. Курчатовым. Курчатов отвечал за решение научных задач и правильную ориентацию инженеров и работников смежных областей науки, Ванников — за срочное исполнение заказов промышленностью и координацию работ».
К концу 1947 года Б. Л. Ванников тяжело заболел и с 1 декабря на должность его первого заместителя был назначен министр химической промышленности М. Г. Первухин, который занимал этот пост до 1 декабря 1949 года. В 1953—1958 годах — первый заместитель министра среднего машиностроения СССР (ведало производством атомного оружия). С 1958 — на пенсии.

Серия сообщений "Война 1941-45(3)":
Часть 1 - Освобождение Венгрии 1944-45
Часть 2 - Освобождение Чехословакии. 1945 год
...
Часть 40 - Советский лётчик-ас Александр Покрышкин
Часть 41 - Оружие Победы. Боевые корабли на марках России 2013 года
Часть 42 - Легендарный нарком войны Борис Ванников
Часть 43 - Главный маршал артиллерии Воронов
Часть 44 - Маршал Чуйков
...
Часть 48 - Маршал Москаленко
Часть 49 - Маршал Крылов
Часть 50 - Маршал Гречко - Герой СССР и ЧССР


Судебник 1497 года

Вторник, 09 Сентября 2014 г. 14:54 + в цитатник
101 (700x433, 47Kb)
102 (700x498, 125Kb)
На карточке с оригинальной маркой картина Иванова Сергея Васильевича (1864-1910) "Юрьев день". 1908.

Судебник 1497 года - это свод законов Русского государства того времени. Памятник русского феодального права XV века, созданный в эпоху правления Ивана III. Составление Судебника длительное время приписывалось дьяку Владимиру Гусеву, однако, по мнению Л. В. Черепнина, поддержанному и другими историками, в оригинальном документе имелась описка и речь шла о казни упомянутого Гусева. По мнению того же Черепнина, наиболее вероятными составителями Судебника были князь И. Ю. Патрикеев, а также дьяки: Василий Долматов, Василий Жук, Фёдор Курицын.
В Судебнике 1497 года, как и в любом феодальном своде законов, нормы права излагались без чёткой системы, казуально (то есть на каждый случай, вдаваясь в частности), открыто определяли привилегии господствующего слоя населения. Однако уже наметилась определённая систематизация материала, чего не знали предшествующие законы.
Система наказаний (основная цель — устрашение):
1. Смертная казнь (за государственную измену; конокрадство или «коневая татьба» приравнивалась к измене и в старину каралась смертной казнью).
2. Телесные наказания: «торговая казнь» — битьё кнутом на торговой площади; членовредительные наказания (урезание языка, ушей, клеймение) ещё только начали вводиться и широкого распространения не получили.
3. Денежные взыскания (штрафы): в случаях оскорбления и «бесчестья». (Этот вид наказаний не был прописан в Судебнике 1497 года, однако на практике часто применялся).
Судебник 1497 года был первым законом, регламентирующим начавшееся закрепощение крестьян. Отныне крестьянин мог уйти от своего хозяина только в строго определённый срок. Юрьев день (26 ноября) — дата, с которой на Руси связывалось осуществление права перехода крестьян от феодала к феодалу, так как к этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчет по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу их владельцев.

Серия сообщений "История России-4":
Часть 1 - Всемирное культурное наследие России. Троице-Сергиева лавра
Часть 2 - Анатолий Федорович Кони в серии "Выдающиеся юристы России"
...
Часть 20 - Герой Отечественной войны 1812 года Михаил Милорадович
Часть 21 - Герой Отечественной войны 1812 года Дмитрий Неверовский
Часть 22 - Судебник 1497 года
Часть 23 - Русский религиозный публицист Максим Грек
Часть 24 - Инженерные войска
...
Часть 48 - Нечаев-Мальцов, государственный деятель, меценат
Часть 49 - Русский арктический исследователь Владимир Русанов
Часть 50 - Первая мировая война 1914-1918 гг.


Кюхельбекер

Вторник, 09 Сентября 2014 г. 13:50 + в цитатник
101 (700x334, 40Kb)
Кюхельбекер Вильгельм Карлович (1797-1846) - русский поэт, писатель и общественный деятель, друг и одноклассник Пушкина по Царскосельскому лицею, коллежский асессор, декабрист.
Родился в Петербурге в дворянской семье обрусевших немцев. Детство провел в Эстонии, где семья поселилась после отставки отца. В 1808 был отдан в частный пансион, а через три года поступил в Царскосельский лицей, где его друзьями стали Пушкин и Дельвиг. По окончании Лицея в 1817 году зачислен вместе с А. С. Пушкиным в Коллегию иностранных дел. С 1817 по 1820 год преподавал русский и латинский языки в Благородном пансионе при Главном Педагогическом институте, где среди его учеников были Михаил Глинка и младший брат А. С. Пушкина, Лев. 9 августа 1820 года вышел в отставку. 8 сентября выехал за границу в должности секретаря обер-камергера А. Л. Нарышкина. Побывал в Германии и Южной Франции. После дуэли с Н. Н. Похвисневым (дальним родственником Ермолова) был вынужден покинуть службу и вернуться в Россию. С конца 1821 года до мая 1822 года служил чиновником особых поручений с чином коллежского асессора при генерале Ермолове на Кавказе, где познакомился с Грибоедовым.
В 1825 поселился в Петербурге, вошел в круг декабристов, был принят в тайное общество. 14 декабря Кюхельбекер, один из немногих "штатских" среди военных, проявлял бурную деятельность: посещал восставшие части, мужественно вел себя на площади, стрелял в великого князя Михаила Павловича. Когда войска восставших были рассеянны, переодевшись в крестьянское платье, он пытался бежать за границу. Арестованный в Варшаве, был приговорен к смертной казни, впоследствии замененной длительной каторгой.
После десяти лет одиночного заключения он был сослан в Сибирь. Однако и в крепости, и в ссылке он продолжал заниматься творчеством. Некоторые из его произведений Пушкину удалось напечатать под псевдонимом. После смерти своего великого друга Кюхельбекер потерял и эту возможность.
В ссылке Кюхельбекер женился на дочери почтмейстера Артемова, неграмотной женщине, которую учил и воспитывал. Вместе с семьей перебирался из одного сибирского местечка в другое и, наконец, уже больной туберкулезом и слепой, поселился в Тобольске, где и умер от чахотки.

Серия сообщений "Писатели-3":
Часть 1 - Боровиковский. Портрет Г. Р. Державина
Часть 2 - Финский поэт и русский революционер Ялмари Виртанен
...
Часть 39 - Поэт Аполлон Майков
Часть 40 - Писатель Леонид Андреев
Часть 41 - Кюхельбекер
Часть 42 - Александр Бестужев (Марлинский)
Часть 43 - Антон Дельвиг-поэт и друг Пушкина
...
Часть 48 - Этот многогранный Максимилиан Волошин
Часть 49 - Трагические фантасмагории и волшебные сказки Алексея Ремизова
Часть 50 - Русский поэт эпохи романтизма Николай Языков


Сергей Дягилев

Вторник, 09 Сентября 2014 г. 12:20 + в цитатник
101 (700x336, 37Kb)
102 (700x274, 48Kb)
Сергей Павлович Дягилев (1872-1929) — русский театральный и художественный деятель, антрепренёр, один из основоположников группы «Мир Искусства», организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева».
Родился в Селищах Новгородской губернии, в семье офицера-кавалергарда потомственного дворянина. Мать умерла через несколько месяцев после рождения Сергея, и его воспитывала мачеха Елена, дочь В. А. Панаева. В детстве Сергей жил в Санкт-Петербурге, потом в Перми, где служил его отец.
После окончания пермской гимназии в 1890 году вернулся в Петербург и поступил на юридический факультет университета, параллельно учился музыке у Н. А. Римского-Корсакова в Петербургской консерватории.
В 1896 году Дягилев окончил университет, но вместо того чтобы заниматься юриспруденцией, начал карьеру деятеля искусства. Спустя несколько лет после получения диплома создал совместно с А. Н. Бенуа объединение «Мир искусства», редактировал одноимённый журнал (с 1898 по 1904) и сам писал искусствоведческие статьи. Организовывал выставки, вызывавшие широкий резонанс.
В 1899 году князь Сергей Волконский, ставший директором Императорских театров, назначил Дягилева чиновником по особым поручениям.
Вместе с Дягилевым пришли в Императорские театры многие художники (Ап. М.Васнецов, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, В. А. Серов, К. А. Коровин, А. Е. Лансере).
С 1907 года Дягилев организовывает ежегодные зарубежные выступления русских артистов, получившие название «Русские сезоны». В 1907 году в рамках «сезонов» были проведены выступления музыкантов — «Исторические русские концерты». В них участвовали Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов, Ф. И. Шаляпин и др. В 1908 году состоялись сезоны русской оперы. Несмотря на успех, сезон принёс Дягилеву убытки, поэтому на следующий год он, зная вкусы публики, решил везти в Париж и балет. При этом, в тот момент Дягилев относился к балету пренебрежительно.
Балетные сезоны затем продолжались до 1913 г. Для гастролей балета Дягилев пригласил ряд знаменитых артистов, в том числе М. М. Фокина, А. П. Павлову, В. Ф. Нижинского, Т. П. Карсавину, Е. В. Гельцер. С этой труппой он гастролировал в Лондоне, Риме, а также в США. В оформлении балетов участвовали выдающиеся художники, входившие в «Мир искусства», в частности А. Н. Бенуа, Л. Бакст, А. Я. Головин, Н. К. Рерих, Н. С. Гончарова. «Сезоны» были средством пропаганды русского балетного и изобразительного искусства.
В 1911 году Дягилев организовал балетную труппу «Русский балет Дягилева». Труппа начала выступления в 1913 году и просуществовала до 1929 года, то есть до смерти её организатора.

Серия сообщений "Театр":
Часть 1 - МХАТ
Часть 2 - Малый театр
...
Часть 29 - Режиссёр Юрий Завадский
Часть 30 - Актриса Евдокия Турчанинова
Часть 31 - Сергей Дягилев
Часть 32 - Актриса Алла Тарасова
Часть 33 - Оперная певица Антонина Нежданова
...
Часть 40 - Театральный режиссёр Валентин Плучек
Часть 41 - Балерина XX века Галина Уланова
Часть 42 - Оперная певица Галина Вишневская




Процитировано 1 раз

Герой Отечественной войны 1812 года Дмитрий Неверовский

Понедельник, 08 Сентября 2014 г. 13:04 + в цитатник
101 (700x314, 36Kb)
Дмитрий Петрович Неверовский (1771-1813) — российский генерал-лейтенант (1812), участник Наполеоновских войн.
Из дворян, сын городничего. Получил домашнее образование. В 1786 году вступил солдатом в лейб-гвардии Семёновский полк. Позже участвовал в войнах с Турцией и Польшей.
В 1812 году командовал 27-й пехотной дивизией. Важнейшим подвигом его было сражение под Красным с войсками Мюрата и отступление после него, признаваемое военными авторитетами за беспримерное. Несмотря на частые стычки с неприятелями, его дивизия, впервые под Красным бывшая под огнем, отступала в величайшем порядке и успела настолько задержать неприятеля, что наши войска свободно могли занять Смоленск и прикрыть Московскую дорогу.
В день Бородинского сражения дивизия Неверовского заменила обескровленную дивизию Воронцова на Багратионовских флешах, сам Дмитрий Петрович был контужен.
Затем он сражался под Тарутином и Малоярославцем. В 1813 году Неверовский, с только что сформированным им 13-м корпусом, участвовал, под командой Остен-Сакена, в сражениях при Кацбахе и под Лейпцигом, где получил смертельную рану. В 1912 году, к столетию Бородинской битвы, прах Неверовского был перезахоронен на Бородинском поле.

Серия сообщений "История России-4":
Часть 1 - Всемирное культурное наследие России. Троице-Сергиева лавра
Часть 2 - Анатолий Федорович Кони в серии "Выдающиеся юристы России"
...
Часть 19 - Герой Отечественной войны 1812 года Николай Раевский
Часть 20 - Герой Отечественной войны 1812 года Михаил Милорадович
Часть 21 - Герой Отечественной войны 1812 года Дмитрий Неверовский
Часть 22 - Судебник 1497 года
Часть 23 - Русский религиозный публицист Максим Грек
...
Часть 48 - Нечаев-Мальцов, государственный деятель, меценат
Часть 49 - Русский арктический исследователь Владимир Русанов
Часть 50 - Первая мировая война 1914-1918 гг.


Герой Отечественной войны 1812 года Михаил Милорадович

Понедельник, 08 Сентября 2014 г. 12:38 + в цитатник
101 (700x315, 40Kb)
Михаил Андреевич Милорадович (1771-1825) - русский генерал от инфантерии (1809), один из предводителей русской армии во время Отечественной войны 1812 года, Санкт-Петербургский военный генерал-губернатор и член Государственного совета (с 1818).
Из древнего сербского аристократического рода, перешедшего на русскую службу при Петре I. Еще в детстве Милорадович был зачислен в лейб-гвардии Измайловский полк, в его рядах он начал свою боевую карьеру -участвовал в русско-шведской войне 1788 - 1790 гг., в 1796 г. уже имел чин капитана. В 1798 г. стал генерал-майором. Важную роль в становлении Милорадовича как боевого командира имело его участие в Итальянском и Швейцарском походах А.Суворова в 1799 г. Суворов приблизил его к себе, сделал своим дежурным генералом.
В период русско-австро-французской войны 1805 г. Милорадович командовал бригадой в составе армии М.Кутузова.
В 1806 г., с началом русско-турецкой войны, Милорадович во главе корпуса переправился через Днестр, вступил в придунайские княжества и, заняв Бухарест, избавил Валахию от разорения.
С началом Отечественной войны 1812 г. Милорадовичу было поручено формирование резервных и запасных войск в районе Калуга - Волоколамск - Москва. В Бородинском сражении Михаил Андреевич, действуя в составе 1-й армии Барклая-де-Толли, командовал тремя пехотными корпусами на правом фланге. После Бородино Кутузов назначил его начальником арьергарда русской армии, и с этого дня отважный генерал стал стражем армии, а при необходимости - её острием. Когда под Малоярославцем корпуса Дохтурова и Раевского перекрыли путь французской армии на Калугу, Милорадович от Тарутино совершил столь стремительный марш к ним на помощь, что Кутузов назвал его "крылатым". Отечественная война 1812 г. сделала имя Милорадовича необыкновенно популярным и известным.
Свою боевую славу Михаил Андреевич не уронил и в заграничных походах русской армии 1813- 1814 гг. После Лейпцигской "битвы народов", в которой Михаилу Андреевичу было доверено командовать русской гвардией, Александр 1 произвел его в графское достоинство.
Мятеж декабристов в 1825 г. обернулся для Милорадовича бедой. Из двух возможных преемников умершего Александра 1 - Константина Павловича и Николая Павловича он отдавал предпочтение Константину, с которым еще в 1799 г. участвовал в суворовских походах. Возможно, поэтому генерал-губернатор столицы не предпринял энергичных мер по предотвращению мятежа на Сенатской площади. Прибыв 14 декабря в Конногвардейский полк, шефом которого являлся Константин, Милорадович не захотел вести его против восставших, жалея русскую кровь. "Пойду сам", - сказал он и поскакал на Сенатскую площадь. Там он, приподнявшись на стременах и достав золотой клинок, обратился к солдатам: "Скажите, кто из вас был со мной под Кульмом, Лютценом, Бауценом?" Тихо стало на площади. "Слава богу, - воскликнул Милорадович, - здесь нет ни одного русского солдата!" В рядах восставших наметилось замешательство, и тут прозвучал роковой выстрел отставного поручика Каховского (выстрелом в спину). Смертельно раненный генерал опрокинулся с лошади в снег. Когда Михаил Андреевич умирал в казарме Конногвардейского полка и увидел пулю, извлеченную из его тела, он с облегчением сказал: "Слава богу, это пуля не ружейная, не солдатская".
В советскую эпоху имя Милорадовича было широко известно, как то что его, петербургского генерал-губернатора, убил декабрист Каховский. Военные заслуги Милорадовича оставались при этом в тени. А Каховский был представлен героем-революционером и жертвой царского режима.

Серия сообщений "История России-4":
Часть 1 - Всемирное культурное наследие России. Троице-Сергиева лавра
Часть 2 - Анатолий Федорович Кони в серии "Выдающиеся юристы России"
...
Часть 18 - Букварь Истомина
Часть 19 - Герой Отечественной войны 1812 года Николай Раевский
Часть 20 - Герой Отечественной войны 1812 года Михаил Милорадович
Часть 21 - Герой Отечественной войны 1812 года Дмитрий Неверовский
Часть 22 - Судебник 1497 года
...
Часть 48 - Нечаев-Мальцов, государственный деятель, меценат
Часть 49 - Русский арктический исследователь Владимир Русанов
Часть 50 - Первая мировая война 1914-1918 гг.


Герой Отечественной войны 1812 года Николай Раевский

Понедельник, 08 Сентября 2014 г. 00:53 + в цитатник
101 (700x312, 37Kb)
Николай Николаевич Раевский (1771-1829) — русский полководец, герой Отечественной войны 1812 года, генерал от кавалерии (1813). За тридцать лет безупречной службы участвовал во многих крупнейших сражениях эпохи. Член Государственного совета. Был близко знаком со многими декабристами. Дружбой с Раевским гордился А. С. Пушкин. Единоутробный брат Петра и Александра Давыдовых; двоюродный брат Дениса Давыдова.
Его отец, молодой полковник, в 1770 году добровольно отправился в действующую армию на Русско-турецкую войну. При взятии Журжи он был ранен и в апреле 1771 года скончался в Яссах, несколько месяцев не дожив до рождения второго сына, Николая. Некоторое время спустя мать вышла замуж за генерала Льва Денисовича Давыдова. От этого брака у неё было ещё трое сыновей и дочь.
Николай рос преимущественно в семье деда по матери, где получил домашнее воспитание и образование во французском духе (русским и французским языками он владел одинаково хорошо).
По обычаю того времени, Николая рано, в три года, зачислили на военную службу в лейб-гвардии Преображенский полк. А действительную службу он начал в 1786 году, в 14 лет. Юный гвардейский прапорщик был определён в армию генерал-фельдмаршала Григория Александровича Потёмкина — своего двоюродного деда по материнской линии.
В 1787 году началась очередная Русско-турецкая война. Гвардии поручик Раевский волонтёром отправился в действующую армию.
24 декабря 1790 года во время штурма Измаила героически погиб старший брат Александр Николаевич. Теперь Николай должен был в одиночку отстаивать честь своих славных предков. С турецкой войны он вернулся 19-летним подполковником.
В 1792 году Раевский получил чин полковника и, участвуя в польской кампании, заслужил свои первые боевые награды. Затем активно участвовал в войне на Кавказе с Персией, защищая Грузию. В конце 1796 года вступивший на престол Павел I отдал приказ о прекращении войны. Войска должны были вернуться в Россию. Одновременно с этим многие екатерининские военачальники были отстранены от командования. 10 мая 1797 года по высочайшему повелению без указания какой-либо причины был исключён из службы и Н. Н. Раевский. Столь блестяще начатая карьера неожиданно прервалась.
Только в 1801 году, с воцарением Александра I, Раевский вернулся в армию: новый император пожаловал ему чин генерал-майора. Однако всего через полгода Николай Николаевич снова оставил службу, на этот раз по собственному желанию, вернувшись к сельскому уединению и радостям семейной жизни. На рубеже веков супруга подарила ему второго сына и пять дочерей.
В феврале 1807 года генерал Раевский подал прошение о зачислении в действующую армию. Он был назначен командиром егерской бригады, которой было поручено прикрывать авангард генерала П. И. Багратиона — близкого друга Раевского. Николай Николаевич успешно справился с поставленной задачей. Раевский участвовал во всех крупных сражениях этого периода.
Вскоре был заключён Тильзитский мир, положивший конец войне с Францией, но практически сразу же начались новые войны: со Швецией (1808—1809) и Турцией (1810—1812). Раевский принимал участие в обеих.
В Отечественной войне 1812 года Раевский служил в армии генерала П. И. Багратиона. 23 июля у деревни Салтановка (11 км вниз по Днепру от Могилёва) начался ожесточённый бой. Корпус Раевского в течение десяти часов сражался с пятью дивизиями корпуса Даву. Бой шёл с переменным успехом. В критический момент Раевский лично повёл в атаку Смоленский полк. Сам Раевский был ранен картечью в грудь, но его героическое поведение вывело солдат из замешательства, и они, бросившись вперёд, обратили противника в бегство. По легенде, рядом с Николаем Николаевичем в этот момент шли сыновья: 17-летний Александр и 11-летний Николай. Имя Раевского стало известно всей армии. Он стал одним из самых любимых солдатами и всем народом генералов.
Следующим крупным сражением, в котором отличился корпус Раевского, была оборона Смоленска. А в Бородинском сражении борьба за батарею Раевского явилась одним из ключевых эпизодов этой битвы. На батарею обрушился огонь 150 французских орудий, на штурм высоты одновременно устремились кавалерия и пехота неприятеля. Батарея Раевского получила от французов прозвище «могила французской кавалерии». И всё же численный перевес врага сказался: французы всё-таки овладели батареей.
В дальнейшем Раевский был участником «Битвы народов» под Лейпцигом и взятия Парижа.
После войны Раевский жил в Киеве, где был расквартирован вверенный ему 4-й пехотный корпус. Политика, придворные должности и официальные почести его не привлекали. По семейному преданию, он отказался от графского титула, пожалованного ему Александром I.

Серия сообщений "История России-4":
Часть 1 - Всемирное культурное наследие России. Троице-Сергиева лавра
Часть 2 - Анатолий Федорович Кони в серии "Выдающиеся юристы России"
...
Часть 17 - 10 остановок на "Золотом кольце" России
Часть 18 - Букварь Истомина
Часть 19 - Герой Отечественной войны 1812 года Николай Раевский
Часть 20 - Герой Отечественной войны 1812 года Михаил Милорадович
Часть 21 - Герой Отечественной войны 1812 года Дмитрий Неверовский
...
Часть 48 - Нечаев-Мальцов, государственный деятель, меценат
Часть 49 - Русский арктический исследователь Владимир Русанов
Часть 50 - Первая мировая война 1914-1918 гг.


Писатель Леонид Андреев

Воскресенье, 07 Сентября 2014 г. 21:38 + в цитатник
101 (700x312, 39Kb)
Леонид Николаевич Андреев (1871-1919) - русский писатель. Представитель Серебряного века русской литературы. Считается родоначальником русского экспрессионизма.
Родился в Орле в семье землемера. Окончив гимназию, Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета; после смерти отца материальное положение его семьи ухудшилось, а сам Андреев начал злоупотреблять алкоголем. Отчисленный за неуплату, он поступил на юридический факультет Московского университета. В Москве, по словам самого Андреева: «материально жилось лучше: помогали товарищи и комитет».
В 1894 г., после любовной неудачи, Андреев пытался покончить жизнь самоубийством. Последствием неудачного выстрела было церковное покаяние и порок сердца, который и вызвал впоследствии смерть писателя. Перебивался случайными заработками, преподаванием и рисованием портретов на заказ. В политической деятельности не участвовал.
В 1897 успешно сдал выпускные экзамены в университете, что открыло ему дорогу в адвокатуру, которой он занимался вплоть до 1902 г. В том же году начинает свою журналистскую деятельность.
В 1898 г. был напечатан его первый рассказ: «Баргамот и Гараська». Молодого автора заметил Максим Горький, который и пригласил Андреева в книгоиздательное товарищество «Знание», объединяющее многих молодых писателей.
Настоящая слава пришла к Андрееву после издания в 1901 году его рассказа «Жили-Были».
В 1905 году приветствовал Первую русскую революцию; укрывал у себя дома скрывавшихся членов РСДРП, 10 февраля был посажен в тюрьму за то, что накануне на его квартире прошло тайное собрание ЦК (25 февраля выпущен под залог, внесённый Саввой Морозовым).
В 1906 году писатель вынужден уехать в Германию, где у него рождается второй сын, Даниил, который впоследствии станет писателем. В декабре того же года от послеродовой горячки умирает его жена.
Андреев уезжает на Капри, где живёт у Горького. После начала реакции в 1907 году Андреев разочаровывается в самой революции. Он отходит от революционно настроенного писательского окружения Горького.
Октябрьскую революцию не принял. После отделения Финляндии от России — оказался в эмиграции. Последние сочинения писателя проникнуты пессимизмом и ненавистью к большевистской власти («Дневник сатаны»).
Несмотря на патетический настрой произведений, литературный язык Андреева, напористый и экспрессивный, с подчёркнутым символизмом, встречал широкий отклик в художественной и интеллигентской среде дореволюционной России. Положительные отзывы об Андрееве оставили Максим Горький, Рерих, Репин, Блок, Чехов и многие другие. Произведения Андреева отличает резкость контрастов, неожиданные повороты сюжета, в сочетании со схематической простотой слога. Леонид Андреев признан ярким писателем Серебряного века русской литературы.


Серия сообщений "Писатели-3":
Часть 1 - Боровиковский. Портрет Г. Р. Державина
Часть 2 - Финский поэт и русский революционер Ялмари Виртанен
...
Часть 38 - Писатель Алексей Писемский
Часть 39 - Поэт Аполлон Майков
Часть 40 - Писатель Леонид Андреев
Часть 41 - Кюхельбекер
Часть 42 - Александр Бестужев (Марлинский)
...
Часть 48 - Этот многогранный Максимилиан Волошин
Часть 49 - Трагические фантасмагории и волшебные сказки Алексея Ремизова
Часть 50 - Русский поэт эпохи романтизма Николай Языков


Поэт Аполлон Майков

Воскресенье, 07 Сентября 2014 г. 19:15 + в цитатник
101 (700x330, 39Kb)
Аполлон Николаевич Майков (1821-1897) — русский поэт, переводчик.
Родился в Москве в семье известного живописца, академика императорской Академии художеств и писательницы. Детство Майкова прошло в подмосковном имении. В 1834 семья переехала в Петербург. Майков получил домашнее образование. Историю словесности им преподавал писатель Иван Гончаров. В 1837—1841 гг. учился на юридическом факультете Петербургского университета. Вначале увлекался живописью, но потом посвятил свою жизнь поэзии.
Получив за первую книгу пособие от Николая I на путешествие в Италию, уехал за границу в 1842 г. Повидав Италию, Францию, Саксонию и Австрийскую империю, Майков вернулся в Петербург в 1844 г. и начал работать помощником библиотекаря при Румянцевском музее. Встречался постоянно с Белинским, Некрасовым, Тургеневым.
В последние годы жизни был действительным статским советником. С 1882 г. председатель Комитета иностранной цензуры.
В лирике Майкова часто встречаются образы русской деревни, природы, русской истории; также отражена его любовь к античному миру, который он изучал большую часть своей жизни. Созданные в 1854—1858 годах стихотворения Майкова о русской природе стали хрестоматийными: «Весна! Выставляется первая рама», «Летний дождь» (1856), «Сенокос», «Ласточка», «Нива» и другие. Многие стихотворения Майкова были положены на музыку Н. А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским и др.
В течение четырёх лет переводил в поэтической форме «Слово о полку Игореве» (перевод окончен в 1870 г.). Также занимался переводами народного поэтического творчества Белоруссии, Греции, Сербии, Испании и других стран. Переводил произведения Гейне, Мицкевича, Гёте.
В центре поэтического интереса Майкова было столкновение христианства с язычеством. Этой теме посвящена поэма «Два мира» (1872, 1881), за которую Майкову в 1882 была присуждена Пушкинская премия Академии наук.

Серия сообщений "Писатели-3":
Часть 1 - Боровиковский. Портрет Г. Р. Державина
Часть 2 - Финский поэт и русский революционер Ялмари Виртанен
...
Часть 37 - Александр Куприн, русский писатель
Часть 38 - Писатель Алексей Писемский
Часть 39 - Поэт Аполлон Майков
Часть 40 - Писатель Леонид Андреев
Часть 41 - Кюхельбекер
...
Часть 48 - Этот многогранный Максимилиан Волошин
Часть 49 - Трагические фантасмагории и волшебные сказки Алексея Ремизова
Часть 50 - Русский поэт эпохи романтизма Николай Языков


Писатель Алексей Писемский

Воскресенье, 07 Сентября 2014 г. 13:28 + в цитатник
101 (700x321, 32Kb)
Алексей Феофилактович Писемский (1821-1881) — русский писатель.
Происходил из старинного дворянского рода. Детские годы провел в Ветлуге, где его отец, подполковник в отставке, служил городничим. С 1834 по 1840 учился в Костромской гимназии. Окончил математическое отделение Московского университета (1844). Служба в Костроме и Москве позволила ему во всех подробностях узнать чиновничий быт николаевской эпохи. Выйдя в отставку, жил и работал в имении Раменье Чухломского уезда.
Дебютировал в печати в 1848 году. Известность пришла после повести «Тюфяк» (1850). Автор повестей из жизни дворянско-чиновничьей провинции «Комик», «Богатый жених» (обе 1851), «Фанфарон» (1854), «Виновата ли она?» (1855) и других, комедий «Ипохондрик» (1852) и «Раздел» (1853), рассказов из крестьянской жизни, пьес «Ваал», «Просвещённое время», «Финансовый гений». Первый роман «Боярщина» (1846, опубликован 1858) написан в духе натуральной школы.
В конце 1850-х и начале 1860-х гг. Писемский по своему литературному весу не уступал Толстому и Достоевскому. Его сочинения переводили на европейские языки и оживлённо обсуждали в «толстых журналах». Самым значительным произведением считается роман «Тысяча душ» (1858) — редкий для русской литературы пример «делового романа», во многом предвещающий эстетику натурализма. В 1863 г. с оглушительным успехом была поставлена трагедия «Горькая судьбина», за которой закрепилась репутация «одной из лучших пьес русской драматургии».
Последнее крупное произведение Писемского — роман «Взбаламученное море» (1863) — рисует деятельность революционеров как плод дворянской праздности. Последующие сочинения, например, романы «Люди сороковых годов» (1869) и «Масоны» (1880—1881), не имели прежнего успеха. Одной из причин творческого упадка Писемского было его пристрастие к спиртному.

Серия сообщений "Писатели-3":
Часть 1 - Боровиковский. Портрет Г. Р. Державина
Часть 2 - Финский поэт и русский революционер Ялмари Виртанен
...
Часть 36 - Писатель Юрий Тынянов
Часть 37 - Александр Куприн, русский писатель
Часть 38 - Писатель Алексей Писемский
Часть 39 - Поэт Аполлон Майков
Часть 40 - Писатель Леонид Андреев
...
Часть 48 - Этот многогранный Максимилиан Волошин
Часть 49 - Трагические фантасмагории и волшебные сказки Алексея Ремизова
Часть 50 - Русский поэт эпохи романтизма Николай Языков


Александр Куприн, русский писатель

Суббота, 06 Сентября 2014 г. 20:51 + в цитатник
101 (681x493, 47Kb)
102 (690x494, 50Kb)Александр Иванович Куприн (1870-1938) — русский писатель.
Родился в уездном городе Наровчате Пензенской губернии в семье чиновника, потомственного дворянина, умершего через год после рождения сына от холеры. Мать происходила из рода татарских князей, дворянка. После смерти мужа она переехала в Москву, где прошло детство и отрочество будущего писателя. В шесть лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880 году. В том же году поступил во Второй Московский кадетский корпус.
В 1887 году был выпущен в Александровское военное училище. Впоследствии опишет свою «военную юность» в повестях «На переломе (Кадеты)» и в романе «Юнкера».
В 1890 году Куприн в чине подпоручика был выпущен в пехотный полк, стоявший в Подольской губернии (в Проскурове). Офицерская жизнь, которую он вёл в течение четырёх лет, дала богатый материал для его будущих произведений.
В 1894 году Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений.
В 1890-е годы опубликовал очерк «Юзовский завод» и повесть «Молох», рассказ «Лесная глушь», повести «Олеся» и «Кэт» («Прапорщик армейский»), в 1901 году — рассказ «Оборотень».
В 1901 году переехал в Петербург[5], начал работать секретарём «Журнала для всех». В петербургских журналах появились рассказы Куприна: «Болото» (1902), «Конокрады» (1903), «Белый пудель» (1903). В 1905 году вышло наиболее значительное его произведение — повесть «Поединок», имевшая большой успех.
Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: цикл очерков «Листригоны» (1907—1911), рассказы о животных, рассказы «Суламифь» (1908), «Гранатовый браслет» (1911). Его проза стала заметным явлением русской литературы. В 1915 году Куприн завершает работу над повестью «Яма», в которой рассказывает о жизни проституток в российских публичных домах. Повесть подверглась осуждению за излишний, по мнению критиков, натурализм.
После захвата власти большевиками писатель не принял политику военного коммунизма и сопряжённый с ней террор. Был арестован, три дня просидел в тюрьме.
Жил в Гатчине. Осенью 1919 года, с приходом белых, поступил в чине поручика в Северо-Западную армию, получил назначение редактором армейской газеты. После поражения Северо-Западной армии эмигрировал за границу.
В годы эмиграции Куприн пишет три большие повести, много рассказов, статей и эссе. Его проза заметно посветлела. Если «Поединок» сводит образ благородного царского офицера почти до уровня офицера современного, то «Юнкера» наполнены духом русской армии, непобедимым и бессмертным. «Я хотел бы, — говорил Куприн, — чтобы прошлое, которое ушло навсегда, наши училища, наши юнкеры, наша жизнь, обычаи, традиции остались хотя бы на бумаге и не исчезли не только из мира, но даже из памяти людей. „Юнкера“ — это моё завещание русской молодёжи».
Тоска по России и предчувствие близкой смерти побудили Куприна хлопотать о советском гражданстве. К мысли вернуться на родину его еще больше склоняло чувство собственной вины за то, что он оказался вдали от неё в самые тяжелые минуты русской истории. Тяжело больным, утратившим способность писать Куприн вернулся в СССР в 1937. По возвращении напечатал «Отрывки воспоминаний», где с большими умолчаниями рассказано об истории его отношений с Горьким, которого в эмиграции Куприн сурово осуждал за пособничество режиму, принесшему «ужас и рабство».

Серия сообщений "Писатели-3":
Часть 1 - Боровиковский. Портрет Г. Р. Державина
Часть 2 - Финский поэт и русский революционер Ялмари Виртанен
...
Часть 35 - Писатель Михаил Зощенко
Часть 36 - Писатель Юрий Тынянов
Часть 37 - Александр Куприн, русский писатель
Часть 38 - Писатель Алексей Писемский
Часть 39 - Поэт Аполлон Майков
...
Часть 48 - Этот многогранный Максимилиан Волошин
Часть 49 - Трагические фантасмагории и волшебные сказки Алексея Ремизова
Часть 50 - Русский поэт эпохи романтизма Николай Языков



Понравилось: 1 пользователю

Российская национальная библиотека

Суббота, 06 Сентября 2014 г. 12:55 + в цитатник
101 (700x436, 34Kb)
102 (700x308, 67Kb)
Российская национальная библиотека (до 1917 года — Императорская публичная библиотека, с 1932 года — имени М. Е. Салтыкова-Щедрина, неофициально — «Публичка»), расположена в Санкт-Петербурге. Одна из крупнейших библиотек мира. Основана 16 (27) мая 1795 года высочайшим повелением императрицы Екатерины II. Место для Библиотеки было определено в самом центре столицы Российской империи, на углу Невского проспекта и Садовой улицы, строительство здания по проекту архитектора Е. Т. Соколова началось немедленно, но продолжалось около 15 лет. Торжественное открытие Императорской Публичной библиотеки состоялось 2 (14) января 1814 года.
В 1810 году император Александр I утвердил первый российский библиотечный законодательный акт, содержавший пункт об обязательной доставке в Библиотеку двух бесплатных экземпляров любой печатной продукции, издаваемой в России.
Для размещения растущего фонда построили второе здание Библиотеки, выходящее фасадом на Екатерининский сад (архитектор К. Росси, 1832—1835 годы). Наплыв читателей потребовал создания большого читального зала, для которого был выстроен специальный корпус (архитектор В. И. Собольщиков, 1860—1862 годы), замкнувший периметр двора Библиотеки.
Принцип общедоступности окончательно восторжествовал — были отменены последние сословные преграды, еще существовавшие в середине XIX века, среди посетителей Публичной библиотеки становилось всё больше выходцев из мещанской и крестьянской среды, а также женщин. Появились женщины и среди персонала Библиотеки, правда, ещё пока в качестве не штатных сотрудников, а так называемых вольнотрудящихся.
Для растущего книжного собрания был построен рядом с существующими еще один библиотечный корпус (архитектор Е. С. Воротилов, 1896—1901 годы). К 1913 году число книг на русском языке достигло 1 000 000 экземпляров, а весь фонд Библиотеки превысил 3 000 000, она стала одним из крупнейших книгохранилищ в мире и располагала также самым богатым в России собранием рукописей.
Революции 1917 года изменили привычный уклад библиотечной жизни. Новый Устав Библиотеки, принятый в апреле 1918 года, декларировал демократизацию управления на принципах коллегиальности и выборность директора, а также подтвердил статус национального книгохранилища, от которого требовалось теперь всемерно содействовать народному образованию, распространению знаний в широких массах малограмотного населения. Далее советская власть стала предъявлять все более жёсткие требования к Библиотеке как к идеологическому учреждению, призванному выполнять социальный заказ: поддерживать официальный политический курс и пропагандировать господствующую идеологию. Основным источником пополнения фондов были книжные коллекции бывших правительственных учреждений и ведомств, монастырей и общественных организаций, а также частные книжные собрания, лишившиеся своих законных хозяев.
В 1949 году Библиотеке было передано здание бывшего Екатерининского института благородных девиц на набережной реки Фонтанки (дом 36; архитектор Д. Кваренги, 1804—1806 годы).
В середине 1980-х годов в Библиотеку поступало более 1 000 000 экземпляров документов в год (в том числе 70 % поступлений по обязательному экземпляру), посещаемость составила почти 1 300 000 человек ежегодно, книговыдача — около 10 00 000 единиц хранения.
В 1990 году были зафиксированы самые низкие показатели: немногим более 1 000 000 посещений и книговыдача чуть менее 9 400 000 единиц хранения. В 1992 году объём новых поступлений почти вдвое сократился по сравнению с 1986 годом, нарушилось поступление обязательного экземпляра.
Начало нового этапа в жизни Библиотеки было связано с возведением и пуском в эксплуатацию Нового здания РНБ на Московском проспекте (дом 165). Новое здание было официально открыто 12 апреля 2003 года.

Серия сообщений "Культура, образование, искусство-3":
Часть 1 - Декоративно-прикладное искусство России. Каслинское литье. 2012
Часть 2 - 1150 лет миссии Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в славянские страны. 2013
...
Часть 8 - Скульптор Марк Антокольский
Часть 9 - Русский скульптор Витали
Часть 10 - Российская национальная библиотека
Часть 11 - Русский скульптор-анималист Евгений Александрович Лансере
Часть 12 - Большая Российская энциклопедия
...
Часть 26 - Народная кухня на марке 2016 года
Часть 27 - 1000 лет присутствия русских на Святой горе Афон. 2016
Часть 28 - Единый государственный экзамен (ЕГЭ). 2016


"Мир искусства" Александра Бенуа (1870-1960)

Пятница, 05 Сентября 2014 г. 19:00 + в цитатник
101 (683x494, 43Kb)
Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) — русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства».
Родился в Санкт-Петербурге, в семье архитектора. Окончил гимназию. Некоторое время учился в Академии художеств, также занимался изобразительным искусством самостоятельно. В 1894 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета.
В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». В 1896—1898 и 1905—1907 г. работал во Франции. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал.
В 1916-1918 годах художником были созданы иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». В 1918 г. Бенуа возглавил Картинную галерею Эрмитажа, издал её новый каталог. Продолжал работу как книжный и театральный художник и режиссер, в частности работал над постановкой и оформлением спектаклей БДТ. В 1925 году принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже.
В 1926 году Бенуа покинул СССР, не вернувшись из зарубежной командировки. Жил в Париже, работал в основном над эскизами театральных декораций и костюмов. Александр Бенуа сыграл значительную роль в постановках балетной антрепризы С. Дягилева. Скончался в 1960 году в Париже.
Вдохновитель и лидер «Мира искусства», он многие годы играл заметную роль в художественной жизни России, сильнейшим образом воздействуя на Формирование общего духовного облика и эстетических воззрений, творческое становление и определение проблематики исканий целого круга мастеров, связанных с ним идейно-творческой близостью либо на него ориентировавшихся. Среди них Сомов и Бакст, Лансере и Добужинский, Остроумова-Лебедева и Серебрякова, Билибин. Узы дружбы и творческой общности ряд лет связывали Бенуа с Серовым, тесное творческое взаимодействие и взаимообогащение существовало между ним и Рерихом, Кустодиевым, Петровым-Водкиным, Грабарем и многими другими.



Серия сообщений "4-Русские и советские художники 19 в. ":
Часть 1 - КАСАТКИН Николай Алексеевич (1859-1930)
Часть 2 - НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич (1862-1942)
...
Часть 16 - УЛЬЯНОВ Николай Павлович (1875-1949)
Часть 17 - ЛАНСЕРЕ Евгений Евгеньевич (1875-1946)
Часть 18 - "Мир искусства" Александра Бенуа (1870-1960)
Часть 19 - Художник Александр Головин (1863-1930)


Художник Борисов-Мусатов (1870-1905)

Пятница, 05 Сентября 2014 г. 15:18 + в цитатник
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870-1905) — русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд».
Родился в Саратове, в семье Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Отец был железнодорожником. Незаурядной личностью был дедушка будущего художника, Борис Александрович Мусатов. Впоследствии художник присоединит его фамилию к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера — Борисов-Мусатов. Родители безумно любили своего сына. Когда мальчику исполнилось 3 года, случилась трагедия. Мальчик упал со скамейки, получив тяжелейшую травму позвоночника. В результате травмы у него стал расти горб. Но несчастье не отняло у ребенка ни любви к жизни, ни энергии. Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком. Этому способствовала безграничная родительская любовь. Мальчик любил мечтать, побродить в одиночестве, увлекся рисованием.
В 1890-х учился изобразительному искусству в студии Саратовского общества изящных искусств, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в петербургской Академии художеств, где его учителем был Павел Петрович Чистяков. Учился также в студии Ф. Кормона в Париже. Был близок художникам «Мира искусства». Главным мотивом, сквозь который для художника открывается «иной мир», скрытый под маревом красок, становятся «дворянские гнезда», ветшающие старинные усадьбы (обычно он работал в имениях Слепцовка и Зубриловка в Саратовской губернии).
С 1898 год жил в основном в Саратове и в имении Зубриловка Саратовской губернии. Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами. С 1903 года он жил в Подольске и Тарусе. Осень 1905 года Мусатов с семьей проводит в Тарусе на даче Цветаевых. Как и всегда, он много и плодотворно работает. Но внезапно 26 октября 1905 года Борисов-Мусатов скончался. Ему было 35 лет. За эту короткую жизнь он создал 77 картин, которые хранятся в 20-ти музеях. Борисова-Мусатова похоронили на берегу Оки, в том самом месте, которое он сам указал незадолго до смерти. Позднее на могиле поставили памятник работы его друга, А. Т. Матвеева, с изображением спящего мальчика.

На карточке с оригинальной маркой:
1. Автопортрет. 1904-1905. Бумага, прессованный уголь. Москва. Государственная Третьяковская галерея.
2. Водоём. 1902. Москва. Государственная Третьяковская галерея.
101 (700x325, 36Kb)
102 (640x551, 72Kb)
Картина «Водоём» была написана в самый счастливый период в жизни художника: его картины пользовались успехом, и девушка, в которую он долгое время был влюблён, дала ему согласие выйти замуж. Именно свою невесту Елену Владимировну Александрову (девушка, сидящая на берегу в синем платье), а также сестру Елену Борисову-Мусатову (стоящая девушка в розовом платье) художник изобразил на картине. Но при этом Борисов-Мусатов не пытался написать их портреты, а лишь передать образы двух молодых девушек.

Серия сообщений "3-Русские художники 19 в.-II":
Часть 1 - ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич (1842-1904)
Часть 2 - ЯРОШЕНКО Николай Александрович (1846-1898)
...
Часть 25 - ЧЮРЛЁНИС Микалоюс Константинас (1875-1911)
Часть 26 - РЕРИХ Николай Константинович (1874-1947)
Часть 27 - Художник Борисов-Мусатов (1870-1905)
Часть 28 - Русский живописец Алексей Кившенко (1851-1895)
Часть 29 - Художник Алексей Степанович Степанов (1858-1923)
...
Часть 41 - Борисов-Мусатов (1870-1905) - русский художник
Часть 42 - Архитектор, художник Николай Краснов (1864-1939) на марках совместного выпуска с Мальтой.
Часть 43 - РЕПИН Илья Ефимович (1844-1930) - продолжение 4


Актриса Евдокия Турчанинова

Пятница, 05 Сентября 2014 г. 12:52 + в цитатник
101 (689x496, 40Kb)
Евдокия Дмитриевна Турчанинова (1870-1963) — российская и советская драматическая актриса, мастер художественного слова (чтец), педагог. Народная артистка СССР (1943). Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1943, 1948).
Родилась в Москве; в 1891 году окончила драматические курсы при Московском театральном училище и была принята в труппу Малого театра.
Свой путь на сцене Евдокия Дмитриевна начинала как комедийная актриса и травести, при этом играла и хара́ктерные роли и роли старух. Обаяние Турчаниновой, её эмоциональность и непосредственность игры обеспечили молодой актрисе успех. Особенно удавались Евдокии Турчаниновой роли требующие умения исполнения народных песен и танцев, она обладала хорошим голосом. Успех Турчаниновой в возрастных ролях был настолько значительным, что амплуа старухи закрепилось за ней ещё со времён выпуска из училища. Значительное место в репертуаре Евдокии Дмитриевны занимали пьесы А. Н. Островского, во многих из которых она поочерёдно играла почти все женские роли.

Серия сообщений "Театр":
Часть 1 - МХАТ
Часть 2 - Малый театр
...
Часть 28 - Русская певица Надежда Обухова
Часть 29 - Режиссёр Юрий Завадский
Часть 30 - Актриса Евдокия Турчанинова
Часть 31 - Сергей Дягилев
Часть 32 - Актриса Алла Тарасова
...
Часть 40 - Театральный режиссёр Валентин Плучек
Часть 41 - Балерина XX века Галина Уланова
Часть 42 - Оперная певица Галина Вишневская


Композитор Александр Серов

Пятница, 05 Сентября 2014 г. 12:21 + в цитатник
101 (686x496, 45Kb)
Александр Николаевич Серов ( 1820-1871) — русский композитор и музыкальный критик; отец живописца Валентина Александровича Серова.
Закончил Первую Санкт-Петербургскую классическую гимназию, затем учился в Училище правоведения (1835—1840). Юрист по образованию, чиновник министерства юстиции и внутренних дел: действительный статский советник.
В семилетнем возрасте начал учиться музыке. В 1842 году Серов познакомился с Глинкой, который во многом определил художественные взгляды и вкусы Серова. Значительное влияние на формирование Серова как музыканта имело и происшедшее вскоре знакомство с Даргомыжским.
После пятилетней службы в Петербурге Серов был направлен в Симферополь. Здесь он написал свои первые оперы позже уничтоженные. Из Симферополя Серов был переведён в Псков и вскоре, наперекор воле отца, оставил службу. Переехав в 1850 году в Петербург он становится музыкальным критиком.
В 1863 году с огромным успехом прошла премьера его оперы «Юдифь». В этом же году он женился на своей ученице, одаренной музыкантше — Валентине Бергман. Затем были оперы Рогнеда» (1863—1865).
В 1868 году Серов снова прочёл цикл лекций в Москве; он пропагандировал творчество М. Глинки, А. Даргомыжского, В. А. Моцарта, Л. Бетховена и других выдающихся композиторов.
В последние годы жизни Серов писал оперу «Вражья сила» (1867—1871) — (опера закончена его вдовой В. С. Серовой и Н. Ф. Соловьевым).


Серия сообщений "Музыка-1":
Часть 1 - Чайковский
Часть 2 - Композитор Римский-Корсаков
...
Часть 44 - Жорж Бизе
Часть 45 - Композитор Направник
Часть 46 - Композитор Александр Серов
Часть 47 - Сергей Рахманинов
Часть 48 - Композитор Исаак Дунаевский
Часть 49 - Композитор Дмитрий Бортнянский
Часть 50 - Композитор Кабалевский


Писатель Юрий Тынянов

Четверг, 04 Сентября 2014 г. 22:25 + в цитатник
101 (690x501, 46Kb)
Юрий Николаевич (Насонович) Тынянов (1894-1943) - русский прозаик, литературовед, критик, переводчик.
Родился в Режице Витебской губернии (ныне Резекне, Латвия) в состоятельной еврейской семье врача большого любителя литературы. Когда он был ребёнком, семья переехала в Псков, где доктор Тынянов работал в земской больнице. Учился в Псковской гимназии (1904—1912, окончил с серебряной медалью). Окончил историко-филологический факультет Петроградского университета (1912—1918).
В 1919-20 годах Тынянов преподает литературу в школе. В 1921—30 профессор Института истории искусств. В 1920-е годы Тынянов выступает как литературовед и литературный критик. В те же годы он начинает писать профессиональную прозу (дебютировал в 1925 году под псевдонимом Юзеф Мотль в журнале «Ленинград»; затем следуют романы «Кюхля» (1925) и «Смерть Вазир-Мухтара» (1928), рассказ (фактически, маленькая повесть) «Подпоручик Киже» (1927)), переводит Г. Гейне, пишет также сценарии к кинофильмам. Постепенно писательство становится его второй профессией.
К концу 1920-х годов рассеянный склероз, которым Тынянов страдал с молодости, приводит к частичной утрате работоспособности. В 1930-х гг. прогрессирующая болезнь, наряду с гонениями на «формалистов», несколько снижают его научную активность. В это десятилетие выходят его роман «Пушкин» (1936, ч. 1 и 2), повесть «Восковая персона» (1930), рассказы «Черниговский полк ждёт» (1932) и «Малолетний Витушишников» (1933), ещё две книги переводов из Гейне. Тынянов принимает активное участие в подготовке книг из серии «Библиотека поэта», становясь после смерти Максима Горького фактическим её руководителем.
К началу войны Тынянов уже был инвалидом. Однако до конца жизни он продолжал работать над третьей частью своего последнего романа («Пушкин», незавершён) и писать рассказы.
Умер Ю. Н. Тынянов в декабре 1943 года, вернувшись из эвакуации в Москву.

Серия сообщений "Писатели-3":
Часть 1 - Боровиковский. Портрет Г. Р. Державина
Часть 2 - Финский поэт и русский революционер Ялмари Виртанен
...
Часть 34 - Расстрелянный писатель Исаак Бабель
Часть 35 - Писатель Михаил Зощенко
Часть 36 - Писатель Юрий Тынянов
Часть 37 - Александр Куприн, русский писатель
Часть 38 - Писатель Алексей Писемский
...
Часть 48 - Этот многогранный Максимилиан Волошин
Часть 49 - Трагические фантасмагории и волшебные сказки Алексея Ремизова
Часть 50 - Русский поэт эпохи романтизма Николай Языков


Международный год семьи 1994

Четверг, 04 Сентября 2014 г. 19:11 + в цитатник
101 (700x296, 28Kb)
Желая обратить внимание общественности разных стран на проблемы семьи, Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 1994 год Международным годом семьи. 20 сентября 1993 года Ассамблея приняла резолюцию, в соответствии с которой начиная с 1994 года 15 мая ежегодно стало отмечаться как Международный день семьи. Благополучные и прочные семьи, это залог процветания и прогресса государства!

Серия сообщений "Международные праздники, организации, выставки-3":
Часть 1 - 16 сентября - Всемирный день охраны озонового слоя. 1997
Часть 2 - Россия - 39-й член Совета Европы. Саммит Совета Европы. 1997
...
Часть 31 - Фестиваль "Дети Арктики"
Часть 32 - ЭКСПО-92
Часть 33 - Международный год семьи 1994
Часть 34 - Беженцы
Часть 35 - Симпозиум "Почтовая тройка - 2001"
...
Часть 44 - Уменьшение опасности бедствий. 2015
Часть 45 - 20 лет Россия в Совете Европы. 2016
Часть 46 - Петербургский международный экономический форум. 2016


Букварь Истомина

Четверг, 04 Сентября 2014 г. 18:36 + в цитатник
101 (700x336, 48Kb)
Карион (Истомин) (конец 1640-х-1722) — иеромонах московского Чудова монастыря, писатель, придворный поэт, глава Московского печатного двора (1698 -1701).
Происходил из Курска. С 1679 г. работал на Московском печатном дворе. С 1682 г. начал выполнять обязанности секретаря патриарха Иоакима. Сохранил эту должность при патриархе Адриане. В качестве патриаршего секретаря составлял слова на все важнейшие события политической жизни России: Крымские, Азовские походы, стрелецкое восстание 1698 г. и др. Известны его стихотворные приветствия царю Петру I и посвящения царевне Софье. Карион участвовал в воспитании царевича Алексея Петровича. Вскоре после смерти патриарха Адриана лишился места на печатном дворе. В 1712 г. ездил в Новгород по приглашению митрополита Иова для преподавания в устроенной им школе. Позднее он вернулся в Чудов монастырь.
Перу Кариона принадлежит иллюстрированный Букварь, ставший лучшим учебным пособием своего времени. Рукопись Букваря написана в 1691 г., а в 1692-м году Карион поднёс по экземпляру этого букваря царице Наталии Кирилловне и царице Прасковье Федоровне. В 1694 году сочинение издано на Печатном дворе с гравюрами Леонтия Бунина. В 1695 г. для царевича Алексея Петровича написан Большой букварь, изданный в 1696 г в 20 экз.

Серия сообщений "История России-4":
Часть 1 - Всемирное культурное наследие России. Троице-Сергиева лавра
Часть 2 - Анатолий Федорович Кони в серии "Выдающиеся юристы России"
...
Часть 16 - Крузенштерн
Часть 17 - 10 остановок на "Золотом кольце" России
Часть 18 - Букварь Истомина
Часть 19 - Герой Отечественной войны 1812 года Николай Раевский
Часть 20 - Герой Отечественной войны 1812 года Михаил Милорадович
...
Часть 48 - Нечаев-Мальцов, государственный деятель, меценат
Часть 49 - Русский арктический исследователь Владимир Русанов
Часть 50 - Первая мировая война 1914-1918 гг.


Писатель Михаил Зощенко

Четверг, 04 Сентября 2014 г. 15:32 + в цитатник
101 (691x495, 46Kb)
Михаил Михайлович Зощенко (1894-1958) — писатель.
Родился в Петербурге на Петроградской стороне. Отец — художник, из полтавских дворян. Мать — русская, дворянка, до замужества была актрисой, печатала рассказы в газете «Копейка».
В 1913 году Зощенко окончил 8-ю гимназию в Петербурге. Один год учился на юридическом факультете Императорского Санкт-Петербургского университета (был отчислен за неуплату).
29 сентября 1914 г. Михаил Зощенко был зачислен в Павловское военное училище юнкером рядового состава. 1 февраля 1915 г. окончил ускоренные четырёхмесячные курсы военного времени и произведён в прапорщики с зачислением по армейской пехоте. За время войны был награждён семью орденами и дослужился до звания штабс-капитана, был отравлен газами и отправлен в госпиталь. После лечения в госпитале был признан больным первой категории, но отказался от службы в запасном полку и 9 октября возвратился на фронт в свой полк.
В начале 1919 года, несмотря на то, что был освобождён от военной службы по состоянию здоровья, добровольно поступил в действующую часть Красной армии. Служил полковым адъютантом. В апреле 1919 года после сердечного приступа и лечения в госпитале был признан негодным к военной службе и демобилизован.
С 1920 по 1922 год Зощенко сменил множество профессий: был агентом уголовного розыска, делопроизводителем Петроградского военного порта, столяром, сапожником и т. д. В это время посещал литературную студию при издательстве «Всемирная литература», которой руководил Корней Чуковский.
В печати дебютировал в 1922 году. Принадлежал к литературной группе «Серапионовы братья». В произведениях 1920-х годов преимущественно в форме рассказа Зощенко создал комический образ героя-обывателя с убогой моралью и примитивным взглядом на окружающее.
В 1920—1930-е годы книги Зощенко издаются и переиздаются огромными тиражами, писатель ездит с выступлениями по стране, успех его невероятен.
Сразу после начала Великой Отечественной войны Зощенко идёт в военкомат и подаёт заявление с просьбой отправить его на фронт, как имеющего боевой опыт. Получает отказ: «К военной службе не годен». В сентябре 1941 года Зощенко в приказном порядке эвакуируют сначала в Москву, а после в Алма-Ату.
В апреле 1943 года Зощенко приехал в Москву, был членом редколлегии журнала «Крокодил».
В апреле 1946 года Зощенко в числе других писателей был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», а через три месяца, после перепечатки журналом «Звезда» его рассказа для детей «Приключения обезьяны» (опубликован в 1945 году в «Мурзилке»), оказалось, что «окопавшийся в тылу Зощенко ничем не помог советскому народу в борьбе против немецких захватчиков». Отныне «хорошо известно недостойное поведение его во время войны».
14 августа 1946 года выходит Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором за «предоставление литературной трибуны писателю Зощенко» подверглись жесточайшей разгромной критике редакции обоих журналов — журнал «Ленинград» вообще был закрыт навсегда.
Вслед за постановлением на Зощенко и Ахматову обрушился секретарь ЦК ВКП(б) А. Жданов. Его доклад изобиловал оскорблениями: «окопавшийся в тылу Зощенко» (об эвакуации во время войны), «Зощенко выворачивает наизнанку свою подлую и низкую душонку» (о повести «Перед восходом солнца») и т. д.
После постановления и доклада Жданова Зощенко был исключён из Союза писателей, лишён средств к существованию. Писателя не только перестали печатать — Зощенко был полностью вычеркнут: его имя не упоминалось в прессе, даже издатели переведённых им произведений не указывали имя переводчика. Почти все из знакомых литераторов прекратили с ним отношения.
В 1946—1953 гг. Зощенко вынужден был заниматься переводческой работой и подрабатывать освоенным в молодости сапожным ремеслом.
После смерти Сталина, был поднят вопрос о восстановлении Зощенко в Союзе писателей, выступали Симонов и Твардовский. Симонов был против формулировки «восстановление». По его мнению, восстановить — значит признать свою неправоту. Поэтому нужно принимать Зощенко заново, а не восстанавливать, зачисляя только те произведения, которые Зощенко написал после 1946 года, а всё, что было до — считать, как и прежде, литературным хламом, запрещённым партией. Симонов предложил принять Зощенко в Союз писателей как переводчика, а не как писателя.
После встречи с английскими студентами, на которой Зощенко заявил, что с оскорблениями в свой адрес он не может согласиться, он русский офицер, имеющий боевые награды, в литературе работал с чистой совестью, его рассказы считать клеветой нельзя, сатира была направлена против дореволюционного мещанства, а не против советского народа,.в газетах появляются разгромные статьи, на Зощенко валятся упрёки: вместо того, чтобы измениться, что и предписывала ему партия, он все ещё не согласен. Выступление Зощенко критикуют на писательских собраниях, начинается новый виток травли.
Лишь в июле 1958 года, незадолго до смерти, после долгих хлопот Зощенко получает извещение о назначении персональной пенсии республиканского значения.
Последние годы жизни писатель провёл на даче в Сестрорецке. 22 июля 1958 года Зощенко умер от острой сердечной недостаточности. Похороны писателя на Литераторских мостках Волковского кладбища власти запретили, Зощенко был похоронен в Сестрорецке. По свидетельству очевидца, в жизни мрачный Зощенко улыбался в гробу.

Серия сообщений "Писатели-3":
Часть 1 - Боровиковский. Портрет Г. Р. Державина
Часть 2 - Финский поэт и русский революционер Ялмари Виртанен
...
Часть 33 - Русский философ и публицист Чаадаев
Часть 34 - Расстрелянный писатель Исаак Бабель
Часть 35 - Писатель Михаил Зощенко
Часть 36 - Писатель Юрий Тынянов
Часть 37 - Александр Куприн, русский писатель
...
Часть 48 - Этот многогранный Максимилиан Волошин
Часть 49 - Трагические фантасмагории и волшебные сказки Алексея Ремизова
Часть 50 - Русский поэт эпохи романтизма Николай Языков



Понравилось: 2 пользователям

Поиск сообщений в gregoryh
Страницы: 242 ... 158 157 [156] 155 154 ..
.. 1 Календарь