Мы стараемся бороться со всяким расточением человеческой силы и
материала. Мы не терпим расточительности в наших производствах. Нам не
приходит в голову возводить пышные постройки, как символ наших успехов.
Строительные и ремонтные расходы означали бы только ненужное отягощение
наших продуктов, подобные памятники успехов часто превращаются, в конце
концов, в надгробные монументы. Большое здание для управления, может быть,
иногда и необходимо, но во мне при виде его всегда просыпается подозрение,
что здесь имеется избыток администрации. Мы всегда считали ненужным сложный
административный аппарат и предпочитали приобрести известность нашими
продуктами, а не зданиями, в которых они изготовляются.
Нормализация, связанная с большой экономией для потребителя, дает
производителю такие огромные прибыли, что он едва в силах поместить свои
капиталы. Но его стремления должны быть искренни, добросовестны и
бесстрашны. Отпроектировать полдюжины моделей -- еще не значит провести
нормализацию. Это может, напротив, повести к ущербу для предприятия, как
нередко и случается, ибо, если при продаже руководятся обычной политикой
прибыли, т. е. стараются взять с потребителя как можно больше денег, то он,
по крайней мере, желает иметь право на больший выбор.
Нормализация представляет, следовательно, конечную фазу в процессе
развития. Этот процесс начинается с потребителя и ведет через план к
производству в собственном смысле. Производство становится таким образом
средством общественного служения.
Важно сохранить в памяти эту последовательность. До сих пор на нее не
обращали достаточного внимания. И к зависимости цен относились
невнимательно, не понимая ее. Слишком прочно укоренилась гонка цен. Но успех
в делах, хороший сбыт -- все зависит от понижения цен.
Здесь мы подходим к новому вопросу. Наша работа должна быть возможно
лучшего качества. Считается искусной деловой политикой, даже вполне
приличной политикой, по временам менять чертежи, чтобы сделать прежние
модели устарелыми и заставить покупать новые, потому или что уже нет
запасных частей для старых, или потому, что новые модели соблазняют публику
выбрасывать старый товар и приобретать новый. Это называется искусной,
разумной политикой. Задачу предпринимателя видят в том, чтобы подстрекать
публику к постоянно новым покупкам; считается даже дурной политикой в делах
изготовлять что-нибудь прочное, так как покупатель, запасшись раз навсегда,
уже более покупать не будет.
У нас совершенно обратная деловая тактика. Мы хотим удовлетворить
нашего покупателя, предлагая ему, поскольку это в наших силах, то, чего
хватит ему на всю жизнь. Мы охотно построили бы машину, которая держалась бы
вечно. Нам вовсе не доставляет удовольствия, когда автомобиль нашего
покупателя изнашивается или становится устарелым. Мы хотим, чтобы
покупатель, который приобрел один из наших продуктов, никогда уже не имел
надобности покупать себе второй. Мы принципиально никогда не вводим
усовершенствований, которые сделали бы устарелыми прежние модели. Части
каждого автомобиля могут быть заменены не только частями других экипажей
того же типа, но и всяких вообще автомобилей старых и новых систем.
Автомобиль, купленный десять лет тому назад, можно во всякое время, купив
фабрикуемые теперь части с весьма малыми издержками, превратить в совершенно
новый современный экипаж. Такова наша цель, и рядом с ней идет понижение цен
под высоким давлением. С тех пор, как мы вступили на путь этой твердой
политики дешевизны, давление всегда существует по временам сильнее, по
временам слабее!