-ћетки

 -–убрики

 -я - фотограф

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в gold-a

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 30.04.2009
«аписей: 5115
 омментариев: 26221
Ќаписано: 40775


«агадки Ќ≈‘≈–“»“»

ѕонедельник, 28 —ент€бр€ 2009 г. 08:02 + в цитатник

Ќ≈‘≈–“»“»
(конец XV - начало XIV века до н.э.)

ƒревнеегипетска€ царица, жена фараона јменхотепа IV, известного в истории под именем Ёхнатона. ¬ 1912 году в јмарне были найдены поэтичные, тонкие скульптурные портреты Ќефертити, созданные мастером “утмесом. ’ран€тс€ в музе€х  аира и Ѕерлина.

ќстаетс€ только удивл€тьс€ необычности исторической судьбы царицы Ќефертити. “ридцать три века ее им€ было в забвении, а когда гениальный французский ученый ‘. Ўампольон в начале прошлого столети€ расшифровал древнеегипетские письмена, то о ней упоминали довольно редко и лишь в специальных академических работах.

XX век, словно демонстриру€ причудливость человеческой пам€ти, вознес Ќефертити на вершину славы. Ќакануне первой мировой войны немецка€ экспедици€, закончив раскопки в ≈гипте, по обыкновению представила находки дл€ проверки инспекторам "—лужбы древностей". ("—лужба древностей" - ведомство, основанное в 1858 году дл€ контрол€ археологических экспедиций и охраны пам€тников прошлого.) —реди предметов, выделенных дл€ немецких музеев, находилс€, ничем не примечательный оштукатуренный каменный блок.                    читать дальше...

 огда его привезли в Ѕерлин, он превратилс€ в голову Ќефертити. –ассказывают, будто археологи, не желавшие расстатьс€ с замечательным произведением искусства, обернули бюст серебр€ной бумагой, а затем покрыли гипсом, правильно рассчитав, что незаметна€ архитектурна€ деталь не привлечет внимани€.  огда это обнаружилось, разразилс€ скандал. ≈го затушила только начавша€с€ война, после окончани€ которой немецких египтологов лишили на некоторое врем€ права проводить раскопки в ≈гипте.

ќднако бесценное художественное достоинство бюста стоило даже этих жертв. «везда Ќефертити восходила столь стремительно, будто женщина эта была не древней египетской царицей, а современной кинозвездой. —ловно много веков красота ее ждала признани€, и наконец, пришли времена, эстетический вкус которых возвел Ќефертити на вершину успеха. Ёто ее очаровательной головке, длинной стройной шее, пр€мому нежно очерченному носу мы об€заны стремительно возросшему интересу к египетскому искусству, к тому далекому мистическому прошлому с его культом жрецов и таинственными эзотерическими знани€ми. ј может, наоборот, наш иррациональный век, чувству€ какую-то бессознательную близость к египетской грандиозной культуре, выделил Ќефертити как символ подлинной женской красоты?

 ем же в действительности была знаменита€ Ќефертити? ѕо общественному статусу своего времени - всего лишь одной из жен многочисленного царского гарема. ≈гипетские женщины владели секретами необычных косметических рецептов, которые в тайне передавались от матери к дочери, искусны они были и в делах любви, особенно если учесть, что учитьс€ они начинали в совсем еще юном - шести-семилетнем - возрасте. —ловом, недостатка в красивых женщинах в ≈гипте не было, наоборот, вс€ древн€€ элита знала - достойную жену следует искать на берегах Ќила. ќднажды вавилонский правитель, посватавшийс€ к дочери фараона, получил отказ. –аздосадованный, он написал несосто€вшемус€ тестю обиженное письмо: "ѕочему ты так со мной поступаешь? ¬ ≈гипте есть достаточно прекрасных дочерей. Ќайди мне красавицу по твоему вкусу. «десь (имелась в виду ¬авилони€. - јвт.) никто не заметит, что она не царской крови".

—реди такого количества достойных претенденток восхождение Ќефертити кажетс€ неверо€тным, почти сказочным. ќна, конечно, происходила из знатного рода, €вл€лась близкой родственницей кормилицы своего мужа, а ранг кормилицы в египетской иерархии был достаточно высок. —упруг кормилицы Ёхнатона числилс€ первым вельможей государства, был начальником колесничего войска, а после смерти фараона даже короткое врем€ занимал пост правител€ ≈гипта. ќднако в царском дворце в гаремы предпочитали брать самых ближайших родственниц - плем€нниц, сестер и даже собственных дочерей, чтобы сохранить "чистоту крови".

Ќефертити же стала женой фараона вопреки сложившимс€ традици€м, да и все ее царствование складывалось отнюдь не по канонам, осв€щенным древними культами. ¬идимо, где-то здесь и таитс€ ответ на вопрос: почему в столь короткий срок р€дова€ наложница безраздельно завладела сердцем всесильного фараона.

Ќадо сказать, что и супруг Ќефертити выдел€лс€ из длинного р€да царской династии. ѕравление јменхотепа IV вошло в историю ≈гипта, как врем€ "религиозных реформ". Ётот незаур€дный человек не побо€лс€ сразитьс€ с самой мощной силой своего государства - жреческой кастой, котора€ посредством своих мистических, таинственных знаний держала в страхе и элиту, и народ ≈гипта. ∆рецы, использу€ сложные культовые обр€ды многочисленных богов, постепенно захватывали лидирующее положение в стране. Ќо јменхотеп IV оказалс€ вовсе не из тех правителей, которые отдают свою власть. » он объ€вил войну касте жрецов.

≈диноличным приказом он, ни много ни мало, отменил прежнего бога јмона и назначил нового - јтона, а заодно перенес столицу ≈гипта из ‘ив на новое место, построил новые храмы, увенчав их скульптурными колоссами јтона-–а, и переименовал себ€ в Ёхнатона, что означало "угодный јтону". ћожно только предполагать, какие огромные усили€ потребовались новому фараону, чтобы переломить сознание целой страны, чтобы выиграть эту опасную войну со служител€ми культа. », конечно, как в любой битве, Ёхнатону был необходим надежный союзник. ¬идимо, такого союзника - верного ему, умного, сильного - он и нашел в лице своей жены - Ќефертити.

»стори€ не оставила нам пр€мых свидетельств помощи Ќефертити мужу, но мы рискнем оперетьс€ на знание психологии человека.

ѕосле женитьбы на Ќефертити царь забыл свой гарем, он не на шаг не отпускал свою юную жену. ¬опреки вс€ким правилам приличи€ женщина впервые стала посещать дипломатические приемы, Ёхнатон не стесн€лс€ прилюдно советоватьс€ с Ќефертити. ƒаже выезжа€ провер€ть заставы вокруг города, фараон брал с собой жену, и караул теперь отчитывалс€ не только перед владыкой, но и перед его супругой. ѕоклонение Ќефертити превзошло все пределы. ≈е огромные, величественные изва€ни€ украшали каждый египетский город.

¬р€д ли только искусством любви и неотразимой красотой можно объ€снить безмерное вли€ние Ќефертити на фараона. ћожно, конечно, предположить колдовство... Ќо мы предпочтем более реалистическое объ€снение успеха египетской царицы - ее поистине царска€ мудрость и фанатическа€ преданность мужу, при этом отметим, что по нашим пон€ти€м всесильна€ Ќефертити была по возрасту совсем юна, а проще сказать - совсем девочка.

Ѕыли, пон€тно, и интриги, и зависть, и козни тех, кто никак не мог вз€ть в толк: отчего женщина управл€ет государством и замен€ет фараону сановных советников. ќднако большинство вельмож, как и во вс€кие времена, предпочитало не ссоритьс€ с женой властител€, и на Ќефертити как из рога изобили€ посыпались дары и подношени€ просителей. Ќо и тут прекрасна€ женщина про€вила мудрость и достоинство. ќна хлопотала лишь за тех, кто, по ее мнению, мог принести пользу любимому мужу, кто мог оправдать доверие фараона.

 азалось, счастье Ќефертити безмерно, но судьба не благоволит бесконечно даже к редким избранникам. Ѕеда пришла с той стороны, откуда ее не ждали. ƒревнеегипетска€ женщина рожала, присев на двух кирпичах. јкушерки придерживали ее за спину. —читалось, что родильные кирпичи помогут облегчить роды и принести счастье. Ќа каждом из них высекалась голова богини ћешенит, котора€ помогала младенцу по€витьс€ на свет. ¬с€кий раз, присажива€сь на кирпичики, Ќефертити молила јтона даровать им наследника. Ќо в таком деле, к сожалению, ни гор€ча€ любовь к мужу, ни мудрость, ни всесильные боги помочь не могли. Ўесть дочерей родила Ќефертити, а долгожданного сына все не было.

“ут-то и подн€ли голову завистники и враги несчастной царицы. „еловеческий век в ƒревнем ≈гипте был короток - 28-30 лет. —мерть могла унести фараона в любой миг, и государство тогда оставалось без пр€мого наследника власти. Ќашлись доброхоты, познакомившие Ёхнатона с красивой наложницей -  иа.  азалось, власти Ќефертити пришел конец. Ќо не так просто забыть свою прежнюю любовь, даже если хочетс€ чего-то новенького, более острых ощущений. Ёхнатон мечетс€ от одной женщины к другой: то и дело он из покоев  иа направл€етс€ к бывшей любимой и каждый раз его ожидает радушный теплый прием. Ќо Ќефертити, видимо, будучи волевой самолюбивой женщиной, не смогла простить предательства. ¬нешн€€ любезность не могла обмануть фараона, он-то знал, на что способна истинна€ любовь. » он снова возвращалс€ к  иа. “ак продолжалось недолго. Ѕолтовн€ новой наложницы вывела наконец Ёхнатона из себ€ - ему было с кем сравнивать соперницу.

 иа была возвращена в гарем. ќна пыталась сопротивл€тьс€, призывала мужа вернутьс€, впадала, видимо, в обычные женские истерики. “олько после того, как евнух сурово наказал ее плетьми, она успокоилась, пон€в, что царским милост€м пришел конец.

ќни уже больше никогда не будут в прежних отношени€х - Ќефертити и Ёхнатон. ѕрошлую любовь склеить не удалось, но и в этой ситуации Ќефертити придумала выход, продемонстрировав поистине государственный ум. Ќам поступок Ќефертити покажетс€, конечно, диким, но не забывайте, что речь идет о ƒревнем ≈гипте. Ќефертити предложила в жены Ёхнатону их третью дочь - юную јнхесенамон и сама обучила ее искусству любви, той любви, котора€ всегда так зажигала фараона.

»стори€, конечно, грустна€, но обсто€тельства оказываютс€ сильнее человека. „ерез три года јнхесенамон овдовела. ≈й шел одиннадцатый год, и ее снова выдали замуж за великого “утанхамона. —толица вновь была возвращена в ‘ивы, страна оп€ть стала поклон€тьс€ богу јмону-–а. » только Ќефертити, верна€ прежним пристрасти€м, осталась в јхенатоне, из которого медленно и постепенно уходила жизнь.

÷арица умерла, город опустел окончательно, а похоронили ее, как она и просила, в гробнице с Ёхнатоном.

» через тридцать веков ее образ словно восстал из пепла, тревожа наше воображение и заставл€€ еще и еще раз задумыватьс€ о тайне красоты: что это - "сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

источник: http://gorod.tomsk.ru/index-1179387868.php

–убрики:  истори€
басни, притчи, сказки
люди
ћетки:  

ѕроцитировано 26 раз



 раснофлотец   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 28 —ент€бр€ 2009 г. 09:06 (ссылка)
√рустна€ истори€ из веков.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
√алина60   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 28 —ент€бр€ 2009 г. 11:24 (ссылка)
ќчень интересна€ истори€!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila_Bond   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 28 —ент€бр€ 2009 г. 11:40 (ссылка)
39967186_339313d7b6b81 (650x476, 92Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
klassika   обратитьс€ по имени ¬торник, 24 Ќо€бр€ 2009 г. 20:51 (ссылка)
—пасибо!
49679523_006230b6b3d1 (191x191, 25Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јноним   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 31 ќкт€бр€ 2010 г. 02:13 (ссылка)
Ѕольшое спасибо!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
Hatshepsoot   обратитьс€ по имени —реда, 22 јвгуста 2012 г. 16:57 (ссылка)
Ѕлагодарю!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку