У
Dabu:
Мне иногда кажется, что жизнь многих православных зациклена на исполнении каких-то внешних ритуалов. Обязательное посещение церкви, обязательное соблюдение поста - чем строже, тем лучше, - обязательно хмурое (типа "постное") выражение лица и многое тому подобное.
Но я думаю, что все это - вещи второстепенные. Мне кажется, что в православии есть один кит, очень важный кит, являющийся самым центральным и самым важным моментом всей православной жизни. Без него все православие теряет смысл, превращается в бутафорию и становится вредным и даже опасным явлением, что мы можем видеть достаточно регулярно в новостных сюжетах о разных псевдоправославных организациях. Кит этот - любовь.
Все, абсолютно все без исключения, по моему разумению, вытекает из любви, в том числе и молитва, и пост. Мы должны в первую очередь учиться любить окружающих и Бога, учится принимать людей такими, какие они есть, видеть в них лучшее и хорошее и прощать их ошибки и слабости. И любовь эта наша должна проявляться прежде всего через наши молитвы о ближнем. Ведь, по большому счету, все наши потуги наставить ближнего на путь истинный, чем так часто хочется позаниматься в новоначальном состоянии, бесплодны. Что мы можем сказать человеку? Что мы можем исправить в нем? Да, по существу, ничего. Только Бог может все исправить и потому нам нужно учиться доверять судьбу ближнего Господу. И молиться Ему за себя и за всех тех, кто нас окружает. Ведь любящее сердце прежде всего ищет не своего спасения, думаю, а спасения ближнего.
Вот простая задачка, которая однажды пришла мне в голову. Предположим, что Вы и еще один человек оказались у ворот Царствия Божьего, но войти туда может только один человек. Что мы сделаем? Войдем сами и оставим этого человека без Царствия, или пропустим его, но сами пойдем на мучения? Думаю, ответ для любящего сердца очевиден.
Но посмотрите, как народ буквально дерется за возможность первым приложиться к святыне, первым взять освященной водички или еще чего-нибудь. Посмотрите на давку, когда в храме что-то раздают или когда появляется возможность приложиться ко святыне. Каждый хочет ухватить "кусочек благодати", не пропуская к ней других. А ведь забывают, что больше благодати достанется тому, кто будет последним. Да и вообще забывают, что Бог может все - и даже если человек не приложился к святыне, Он может сподобить человека благодати только потому, что тот пропустил ко святыне всех, кто хотел приложиться. А когда народ устраивает давки, когда лезет напролом ко святыне, наплевая на других людей - что такой народ может преобрести себе? Разве так можно сподобиться благодати? Я думаю, что нет.
И будет считаться молитвой слова человека, который не любит ближнего? Если он читает слова молитвы "Отче наш", но не прощает ближнего своего? Если он просит помиловать себя, а при этом к ближним пытается относится "по справедливости"? Разве будет полезен пост, который причиняет боль и вред окружающим нас людям? Разве будет польза от поста, которым мы решаемся осуждать ближнего только за то, что он что-то ест, в то время, когда мы "говеем"? Будет ли польза, если наш пост будет только для показа, а не тайной для Бога?
Вот поэтому и думаю, что прежде всего нам (здесь я разумею прежде всего себя самого) учиться любить друг друга. Потому что без любви - все остальное просто пшик. И наша молитва, и наш пост - все теряет смысл без любви, все превращается в бутафорию, в пародию на православие. Любовь - она должна быть прежде всего.