-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в gLauk

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 21.01.2015
«аписей: 17
 омментариев: 22
Ќаписано: 123


Ўабтай ÷ви: как лжемесси€ обманул всех евреев ≈вропы

¬оскресенье, 07 январ€ 2018 г. 12:07 + в цитатник

Ќарод »зраил€ испокон веков жил в ожидании ћессии. » вот в середине XVII столети€ в ќсманской империи €вилс€ человек, которого, казалось бы, предсказывали пророчества. ќднако ново€вленный месси€ не только не оправдал надежд, но и в конце концов сменил веру.

ѕредназначение

Ѕудущий месси€ Ўабтай ÷ви (1626-1676 гг.) был родом из небольшого города турецкой јнатолии —мирны (ныне »змир). ”же в юности он про€вл€л незаур€дные лидерские качества, объединив вокруг себ€ молодежный кружок. ≈диномышленники вместе изучали “алмуд и каббалу, размышл€ли и медитировали.

 расива€ внешность, мелодичный голос и эрудированность привлекали к Ўабтаю большое количество людей.   двадцати годам он успел дважды женитьс€. Ќо оба брака закончились разводом, так как женщины не смогли ужитьс€ с излишне целомудренным мужем.

Ўабтай ÷ви часто страдал перепадами настроени€. ¬спышки возвышенно-экзальтированного состо€ни€ у него чередовались с периодами глубокой депрессии. — точки зрени€ современной психиатрии это расстройство вполне согласуетс€ с маниакально-депрессивным психозом. Ѕолее того, молодого человека нередко посещали странные фантазии, видимо, сопровождавшиес€ галлюцинаци€ми.

∆ела€ излечитьс€ от своего душевного недуга, Ўабтай отправл€етс€ в √азу к раввину и целителю Ќатану ’азати. ќднако Ќатан, сам впадавший в состо€ни€ мистических экзальтаций, увидел в Ўабтае цар€-мессию. ќн убедил пациента в отсутствии у него вс€ких болезней и призвал его следовать мессианскому призванию.

Ўабтаю много и не нужно было. ќн быстро уверовал в свою богоизбранность и попыталс€ донести эту идею до своих приближенных. ¬рем€ дл€ этого было самое подход€щее. »менно в 1648 году (5408 по еврейскому календарю) многие каббалисты ожидали ћашиаха (ћессию), который должен был избавить еврейский народ от многовековых страданий.

Ётот год был омрачен кровавыми еврейскими погромами, которые устроил украинский гетман Ѕогдан ’мельницкий. Ђ¬ сознании евреев того времени наказание ’мельницким и мессианство Ўабта€ тесно переплелись друг с другом, стали как бы двум€ сторонами одного великого процесса мессианского искуплени€ї, Ч отмечает религиовед ћихаил  равцов (кто это такой?).

¬прочем, достаточной поддержки у своих почитателей Ўабтай не получил. “огда он решаетс€ на отча€нный шаг: публично произносит четырехбуквенное »м€ Ѕога, что разрешалось лишь первосв€щеннику. ¬озмущенные раввины изгон€ют наглеца из местной общины, и он вынужденно отправл€етс€ в многолетнее странствие.

ћесси€

Ѕлизилс€ 1666 год, в котором, согласно предсказани€м, должны были произойти перемены в жизни еврейского народа: или €витс€ еврейский ћесси€, или же все евреи примут христианство. “акой шанс Ўабтай ÷ви упустить не мог. ¬ернувшись в —мирну 31 ма€ 1665 года, он публично провозгласил себ€ ћессией Ч наместником Ѕога на «емле.

’ронисты того времени сообщают, что евре€ми —мирны овладело какое-то мистическое беснование. ћногие уверовали в богоизбранность Ўабта€, и каждое действие своего спасител€ рассматривали как чудо.

Ќе только бедные, но и обеспеченные люди бросали свои ремесла и готовились к наступлению нового царства. Ќекоторые подвергали себ€ телесным ист€зани€м, постились, не спали, купались в холодной воде, другие предавались безудержному ликованию и устраивали бесконечные празднества.

Ќатан из √азы, ранее пророчивший мессианство Ўабта€, воспользовалс€ моментом и подчинил разрозненные массы единому движению, которое вошло в историю под названием саббатианства. ќчень скоро саббатианство преодолело границы ќсманской империи и широкой волной распространилось по всей ≈вропе, охватив города »талии, √ермании, јвстрии, √олландии, ¬енгрии, ѕольши.

’ристианин из Ћондона √енрих ќльденбургский взволнованный этими событи€ми писал своему другу философу Ѕаруху —пинозе: Ђ«десь все говор€т о возможности возвращени€ евреев на свою родину. Ќемногие этому вер€т, но многие этого желают. я хотел бы знать, что об этом говор€т амстердамские евреи. ≈сли эти надежды сбудутс€, то это произведЄт переворотї. ћы не знаем ответа знаменитого философа, но суд€ по его трудам, он допускал возможность восстановлени€ еврейского царства.

ќдним из немногих, кто решительно выступил против мессианства Ўабта€, был раввин из √амбурга яаков —аспортас. ќн неутомимо рассылал письма в еврейские общины ≈вропы, в которых утверждал, что нет никаких оснований верить в богоизбранность Ўабта€, и призывал всеми средствами боротьс€ с лжемессией.

ѕерелом

ќшеломл€ющий успех саббатианской агитации сподвиг Ўабта€ на новые свершени€. » вот уже в наступившем апокалиптическом 1666 году Ђћашиахї в сопровождении четырех раввинов двинулс€ в  онстантинополь, чтобы свергнуть султана и стать царем Ёрец-»сраэл€.

  счастью, султана в столице не оказалось. —хваченный власт€ми Ўабтай не был казнен: его заточили в крепости јбидос, где ему была предоставлена частична€ свобода. Ўабтаю позвол€лось принимать у себ€ еврейские делегации, распростран€ть постановлени€, давать советы.  ак пишут хроники, к нему пот€нулись тыс€чи паломников еврейских общин ≈вропы, јфрики и Ѕлижнего ¬остока.

√ор€ща€ Ђјльталенаї в порту “ель-јвива

¬ сент€бре 1666 года в  онстантинополь вернулс€ султан Ч Ўабтаю пришлось предстать перед судом. Ќа вопрос султана, верно ли, что он и есть ћашиах, Ўабтай ÷ви ответил, что не он так говорит, но так наход€т окружающие его люди. “огда ему предоставили выбор: либо он будет казнен, либо обращен в ислам. Ўабтай без колебаний выбирает второй вариант, и вместо царской короны на голове Ђћашиахаї оказываетс€ мусульманский тюрбан.

¬месте с Ўабтаем ислам принимают его жена —ара и небольшое число приближенных людей. —ултан щедро пожаловал Ўабтаю нескольких жЄн дл€ гарема, должность капиджи-баши (камергера) и приличное жалование. ¬ письме в —мирну Ўабтай, как бы оправдыва€сь, писал: ЂЅог сделал мен€ мусульманином, он приказал, а € выполнилї.

Ќовоиспеченный мусульманин ревностно изучал  оран, но периодами на него накатывала тоска: ночи напролет, рыда€, он пел псалмы ƒавида.

¬есть об отказе от иудейства, без сомнени€, поразила евреев, и многие из них отмежевались от своего кумира. ќднако ревностные приверженцы Ўабта€ утверждали, что не он сам прин€л магометанство, а лишь его тень. —ам же ћесси€ ушел на небо и скоро €витс€ снова дл€ исполнени€ освободительного дела. Ѕольше всех старалс€ Ќатан из √азы, создава€ различные концепции, оправдывающие поступок Ўабта€.

¬ конце жизни Ўабтай ÷ви снова сблизилс€ с евре€ми. ќн даже издал брошюру, в которой доказывал, что переход в ислам есть каббалистическа€ тайна, которой он лишь содействует установлению мессианского царства. Ќо теперь несосто€вшийс€ месси€ мало кого интересовал.

Ђ»скра Ѕожи€ была в нЄм, но —атана поймал его в ловушку гордыниї, Ч писал о Ўабтае основатель хасидизма Ѕаал Ўем.

‘еномен

 ак могло случитьс€, что почтенные и вли€тельные раввины ¬остока и «апада не смогли оказать сопротивлени€ саббатианству и его одиозному основателю? ѕо мнению историков, во многом этому способствовала массова€ эйфори€, вызванна€ ожиданием ћессии, ча€нием евреев освобождени€ от многовекового унизительного существовани€ в изгнании.  ультуролог ћенахем яглом среди важнейших причин называет страх перед еврейскими массами, которые страстно желали избавлени€ здесь и сейчас и были готовы физически расправитьс€ с противниками ћашиаха.

¬добавок ко всему “ридцатилетн€€ война серьезно подорвала благососто€ние многих еврейских общин. ¬ »спании, јвстрии, √ермании евреи испытывали серьезное притеснение, а в ѕольше, Ћитве и ”краине прокатилс€ мощна€ волна еврейских погромов.

Ќемаловажную роль сыграло и оба€ние личности Ўабта€ ÷ви, который имел дар убеждать людей. —овременники отмечают, что одна из его самых знаменитых проповедей Ч в —мирне в 1665 году Ч привела в чрезвычайное возбуждение весь город, причем не только евреев, но также турок и европейцев.

¬ еврейской среде этот период отметилс€ ростом доморощенных пророков и повышенным интересом к мистике, оккультизму и каббале. ≈вреи, как никогда, жаждали подлинной духовной свободы и уверенности в своих силах. Ќарод ждал чудесного избавлени€.

ќднако после национально-религиозного подъема еврейскому народу суждено было пережить горькое разочарование и крушение надежд. ѕредательство Ўабта€ отразилось на мироощущении евреев: от сдержанного взгл€да на мессианство до полного его отрицани€. ѕольско-еврейский религиозный де€тель XVIII века яков ‘ранк не уставал повтор€ть: Ђћесси€ никогда не придет, а »ерусалим никогда не будет отстроенї.

источник




 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку