-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Giovenetta

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.12.2009
Записей: 3
Комментариев: 3
Написано: 5


Без заголовка

Четверг, 14 Января 2010 г. 17:52 + в цитатник
Билет 13.

Церковный раскол стал одним из самых существенных явлений в истории российской духовной культуры XVII в. Как широкое религиозное движение он зародился после собора 1666-1667 гг., наложившего клятвы на противников греческих обрядов, введенных в практику русского богослужения, и запретившего использование литургических книг, отпечатанных до начала систематического исправления богослужебных текстов по греческому образцу. Однако истоки его восходят к более раннему времени, к периоду патриаршества Никона. Вскоре после возведения в сан (1652) патриарх провел церковную реформу, которая, по общему мнению исследователей, сразу же вызвала резкий протест ревнителей старины . Первоначально недовольство исходило от узкого круга лиц, многие из которых прежде были единомышленниками Никона. Самыми видными фигурами среди них были протопопы Иван Неронов и Аввакум Петров.
Так как в церковном кризисе ссора царя с патриархом неуловимыми узами сплелась с церковной смутой, то ее действие на политическое значение духовенства можно признать косвенной услугой раскола западному влиянию. Раскол оказал ему и более прямую услугу, ослабив действие другого препятствия, которое мешало реформе Петра, совершавшейся под этим влиянием. Подозрительное отношение к Западу распространено было во всем русском обществе и даже в руководящих кругах его, особенно легко поддававшихся западному влиянию, родная старина еще не утратила своего обаяния. Это замедляло преобразовательное движение, ослабляло энергию нововводителей. Руководители преобразовательного движения, еще колебавшиеся между родной стариной и Западом, теперь с облегченной совестью решительнее и смелее пошли своей дорогой. 
     Особенно сильное действие в этом направлении оказал раскол на самого преобразователя. В 1682 г. вскоре после избрания Петра в цари, старообрядцы повторили свое мятежное движение во имя старины (спор в Грановитой палате 5 июля).  Это движение, как впечатление детства на всю жизнь врезалось в душу Петра и неразрывно связало в его сознании представления о родной старине, расколе и мятеже: старина - это раскол; раскол - это мятеж; следовательно, старина - это мятеж. Понятно, в какое отношение к старине ставила преобразователя такая связь представлений.

Первоначально Никон повелел креститься тремя перстами («сими тремя персты подобает всякому православному христианину изображать на лице своем крестное знамение; а кто крестится двумя перстами – тот проклят!»), повторять возглас «Аллилуйя» три раза, служить литургию на пяти просфорах, писать имя Иисус, а не Иисус. Собор 1654 г. (после принятия Украины под власть Алексея Михайловича) оказался «коренным переворотом» в русской православной жизни – он одобрил новшества и внес изменения в богослужение. Константинопольский патриарх и другие восточные православные патриархи (Иерусалимский, Александрийский, Антиохийский) благословили начинания Никона. Имея поддержку царя, даровавшего ему титул «великого государя», Никон вел дело торопливо, самовластно и круто, требуя немедленного отказа от старых обрядов и точного исполнения новых. Старорусские обряды предавались осмеянию с неуместной запальчивостью и резкостью; грекофильство Никона не знало предела. Но оно имело в основе не преклонение перед эллинистической культурой и византийским наследием, а провинциализм патриарха, выбившегося из простых людей и претендовавшего на роль главы вселенской греческой церкви. 
 Более того, Никон отвергал научные знания, ненавидел «еллинскую мудрость». Так, патриарх пишет царю: «Христос не учил нас диалектике ни красноречию, потому что ритор и философ не может быть христианином. Аще кто от христиан не истощит от своего помышления всяку премудрость внешнюю и всяку память еллинских философов, не может спастися. Премудрость еллинская мати всем лукавым догматам»1. 
 Широкие народные массы не восприняли столь резкого перехода к новым обычаям. Книги, по которым жили их отцы и деды, всегда считались священными, а теперь - проклятыми?! Сознание русского человека не было подготовлено к подобным переменам, и не понимало сущности и коренных причин проводимой церковной реформы, а им, конечно, никто ничего не удосужился объяснить. Да и возможно ли было какое-либо объяснение, когда священники в деревнях не обладали большой грамотностью, являясь плоть от плоти и кровь от крови такими же крестьянами (вспомним слова новгородского митрополита Геннадия, сказанные им еще в XV в.), а целенаправленная пропаганда новых идей отсутствовала? Поэтому низы встретили нововведения «в штыки». Старые книги частенько не отдавали, прятали их, либо крестьяне бежали с семьями, скрываясь, в леса от никоновых «новин». Иногда старые книги местные прихожане не отдавали, поэтому кое-где применяли силу, происходили драки, заканчивавшиеся не только увечьями или ушибами, но и убийствами. 
 Усугублению ситуации способствовали ученые «справщики», порой прекрасно знавшие греческий язык, но в недостаточной степени владевшие русским. Вместо грамматического исправления старого текста, они давали новые переводы с греческого языка, незначительно отличавшиеся от старых, усиливая и без того сильное раздражение у крестьянской массы. 
Например, вместо «дети» теперь печаталось «отроци»; слово «храм» заменили на слово «церковь», и наоборот; вместо «ходив» - «пешешествовав». Ранее говорили: «Запрещается ти, диаволе, Господь наш Исус Христос, пришедший в мир и вселивыйся в человецех»; в новом варианте: «Запрещает тебе Господь, диаволе, пришедый в мир и вселивыйся в человецех». 
 Оппозиция Никону сформировалась и при дворе, среди «лютчих людей» (но весьма незначительная, поскольку более чем подавляющая часть староверов «комплектовалась» из простонародья). Так, в некоторой мере олицетворением старообрядчеству стала боярыня Ф.П. Морозова (во многом благодаря знаменитой картине В.И. Сурикова), одна из самых богатых и знатных женщин в русском дворянстве, и ее сестра княгиня Е.П. Урусова. Про царицу Марию Милославскую говорили, что она спасла протопопа Аввакума (по меткому выражению русского историка С.М. Соловьева, «богатырь-протопоп») – одного из наиболее «идейных оппозиционеров» Никону. Даже когда почти все пришли «с повинной» к Никону, Аввакум остался верен себе и решительно отстаивал старину, за что и поплатился жизнью – в 1682 г. его вместе «со союзники» заживо сожгли в срубе (5 июня 1991 г. в родном селе протопопа, в Григорово, состоялось открытие памятника Аввакуму).
Организатор реформы, Никон, недолго пробыл на патриаршем престоле – в декабре 1666 г. его лишили высочайшего духовного сана.
Светская власть одержала победу над духовной.
Староверов сжигали в срубах, мучили в темницах, но не смогли сломить их воли и заставить их отступить от своей веры. Староверы не смогли выиграть эту битву и им пришлось уйти.
Русские люди не хотели признавать «нововведения», происходившие от греков. Изменения и дополнения, внесенные переписчиками в богослужебные книги, и обряды, доставшиеся им по наследству от предков, настолько укоренились в сознании людей, что принимались уже за истинную и священную правду.
Нелегко было проводить реформу в условиях сопротивления большой части населения. Но дело осложнилось, главным образом, тем, что Никон использовал церковную реформу, в первую очередь, для усиления собственной власти. Это также послужило причиной для возникновения его ярых противников и раскола общества на два враждующих лагеря.
Для устранения поднявшейся в стране смуты, был созван Собор (1666-1667 годов). Этот собор осудил Никона, но признал–таки его реформы. Значит, не таким уж патриарх был грешником и предателем, каким старались его выставить старообрядцы.
Тот же Собор 1666-1667 гг. вызвал на свои заседания главных распространителей Раскола, подверг их \"мудрствования\" испытанию и проклял как чуждые духовного разума и здравого смысла. Некоторые раскольники подчинились материнским увещеваниям Церкви и принесли покаяние в своих заблуждениях. Другие - остались непримиримыми.
Таким образом, религиозный Раскол в русском обществе стал фактом. Определение собора, в 1667 году положившего клятву на тех, кто из-за приверженности неисправленным книгам и мнимо-старым обычаям является противником Церкви, решительно отделило последователей этих заблуждений от церковной паствы... Раскол долго еще тревожил государственную жизнь Руси. Восемь лет (1668 – 1676 гг.) тянулась осада Соловецкого монастыря, ставшего оплотом старообрядчества. По взятии обители виновники бунта были наказаны, изъявившие покорность


Билет 14.

Русское государство середины XVI - середины XVII в.в.являлось сословно-представительной монархией. Сословно - представительной называется централизованная феодальная монархия,в которой относительно сильный монарх, осуществляя свою власть, вынужден привлекать для решения важнейших вопросов в качестве совещательного органа собрание представителей господствующих сословий.
Что такое было на самом деле Московское государство в XVIв.? Это была абсолютная монархия,но с аристократическим управлением,т.е.правительственным персоналом.Не было никакого политического законодательства,которое определяло бы границы верховной власти,но был правительственный класс с аристократической организацией, которую признавала сама власть. Эта власть росла вместе,одновременно с другой политической силой,ее стеснявшей. Таким образом,характер этой власти не соответствовал свойству правительственных орудий,посредством которых она должна была действовать.Бояре возомнили себя властными советниками государя всея Руси в то время,как государь пожаловал их как дворовых слуг своих в звании холопов государевых. Обе стороны очутились в неестественном положении.В государстве создалась ситуация,при которой бояре не были заинтересованы в дальнейшем укреплении власти монарха и стремились ограничить ее Боярской думой.
функции сословно - представительного органа выполняли Земские соборы.Сословно - предствительная монархия ведет свое начало от созыва первого Земского собора в 1549г.,когда Иван IV,ведя борьбу с реакционной частью боярства за укрепление централизованной власти,вынужден был опереться на растущее поместное дворянство и верхушку городского населения,призвав их к участию в специально для этого созданном госудаственном органе.Новой особенностью общественного строя стало появление на политической арене двух новых социальных сил - дворянства и горожан.
Переход к сословно- представительной монархии ознаименовался принятием великим князем московским царского титула. 16 января 1547г. Иван IV официально \"венчался\" на царство.Венчание на царство не только содействовало укреплению власти самодержавца,но и означало политическую независимость,а также подчеркивало особое положение церкви в государстве.Царь приступил к осуществлению реформ,направленных на укрепление государства и его главной опоры - дворянства,а также на ослабление княжеско - боярской знати. В 1550г. была проведена частичная отмена местничества,а в 1555 - 1556 г.г. кормлений и уложения о службе.Постепенно власть царя крепнет.
Главным правительственным учреждением в России XVI - XVII в.в. была Боярская дума.Она явилась совещательным органом при Царе.
Земские соборы не были представительными органами всех сословий,а носили узкоклассовый характер.Ведущая роль в них принадлежала дворянству
В период сословно-представительной монархии центральными органами отраслевого управления были приказы.Система приказов складывалась постепенно.Сначало существовала дворцово- вотчинная система система управления. Но она постепенно перестала отвечать потребностям централизованного государства
Приказы были организованы в основном по функциональному признаку и обладали определенной компетенцией.В их ведении сосредотачивались важнейшие государственные дела.Ведущее место по численности и по значимости занимали военные приказы
Все преобразования,происходившие в госудастве (Земские соборы, приказы,органы местного самоуправления) говорят о новом витке в развитии России.Сословно - представительная монархия - закономерный этап в развитии феодального государства,которая наступила после феодальной раздробленности.
   Во второй половине XVII в. произошло постепенное становление абсолютной монархии - новой форме правления господствующего класса дворян.

Билет 15.
Россия начала XVII в. - централизованное феодальное государство. Основой хозяйства оставалось земледелие, в котором было занято подавляющее большинство населения. К концу XVII века происходит значительное расширение посевных площадей, связанное с колонизацией русскими людьми южных районов страны. Господствующей формой землевладения было феодальное поместное землевладение. происходило дальнейшее закрепощение крестьян.
В ведущих отраслях производства видное место начинают занимать более или менее крупные предприятия, в основном государственные: Пушечный двор, Оружейная палата, Городовой приказ и Приказ каменных дел с его кирпичными заводами и т.д. Создание и развитие крупных предприятий способствовало росту разделения труда и усовершенствованию техники. Характерной чертой развития городского ремесла являлось появление новых, все более узких специальностей.
Увеличивалось торгово-промышленное население России. В Москву стекались иностранные специалисты и купцы, что привело к возникновению в Москве Немецкой слободы, торговых дворов - Английского, Панского, Армянского. Это свидетельствует о все возраставшей роли торговли в экономике России того времени.
Рост ремесла и торговли был первым признаком зарождения капиталистических отношений в России
В России не было единого национального рынка, товарно-денежные отношения основывались на продаже избыточного продукта феодального натурального хозяйства.
Начало XVII века в истории России историками было названо Смутой. Последствием был мощный регресс экономического и социально-политического положения. Тем не менее русские люди достаточно быстро справились с бедствиями, и к середине XVII века жизнь стала входить в прежнее русло.

Основная задача экономики страны первой половины XVII в. состояла в преодолении последствий «великого московского разорения».
Решение этой проблемы затруднялось следующими факторами:
1)тяжелыми людскими и территориальными потерями, понесенными страной в результате «смуты»;
2)низким плодородием почв Нечерноземья, где до середины XVII в. размещалась основная масса населения;
3)укреплением крепостничества, которое не создавало у крестьян заинтересованности в результатах своего труда
4)потребительским характером крестьянского хозяйства, сложившимся под влиянием православно-общинной традиции, ориентировавшей на простое удовлетворение потребностей, а не на расширение производства в целях получения дохода и обогащения;
5)усилением налогового бремени.


В Европейской России господствующей системой земледелия было трехполье. Но в лесных районах Замосковного края, Поморья, да и в северных районах южной окраины применялись подсека, перелог, двухполье, пестрополье. В Сибири на смену перелогу во второй половине века постепенно пришло трехполье.
В натуральном сельском хозяйстве господствовало мелкое производство.
В процессе восстановления экономики страны важное место занимало ремесло. Возрастал его удельный вес в экономике страны, увеличивалось количество ремесленных специальностей, заметно повышался уровень квалификации работников. Ремесленники все больше стали работать на рынок, а не заказ, т.е. производство становилось мелкотоварным. Феодалы предпочитали покупать ремесленные изделия на городских рынках, нежели использовать не очень качественные изделия своих сельских мастеровых. Все чаще и крестьяне покупали городские изделия, что приводило к росту внутреннего спроса и предложения. Увеличилось число мануфактур - крупных предприятий, основанных на разделении труда, остающегося по преимуществу ручным, и применении механизмов, приводимых в движение водой. Это свидетельствует о начале перехода к раннекапиталистическому промышленному производству, сильно еще опутанному крепостническими отношениями.



Крепостных ремесленников и крестьян заставляли работать на предприятиях в порядке феодальной повинности, заработная плата им почти не выплачивалась. К мануфактурам нередко приписывались целые села и тогда крепостные крестьяне становились крепостными рабочими.
В этот же период развивалась рассеянная мануфактура (мануфактура на дому). Появилась новая фигура - скупщик, то есть торговый посредник между ремесленниками и рынком. Заказчики-скупщики снабжали изготовителей сырьем, орудиями труда, нередко в долг, под будущие изделия
XVII век - важнейший этап в развитии рыночных торговых связей, начало формирования всероссийского национального рынка. Понимая, что внешняя торговля - важный источник доходов, правительство Алексея Михайловича всячески поощряло ее развитие. Это благотворно сказалось на развитии торговли с европейскими (Швецией, Англией) и азиатскими странами (Ираном, Индией, Китаем). Россия вывозила пушнину, лес, деготь, поташ, кожи, канаты, холсты. Ввозила (для феодальных верхов) вина, пряности, зеркала, сукна, оружие, металлические изделия, бумагу, краски и другие товары. На внутренних рынках России во второй половине XVII в. сложилось засилье иностранного капитала. Испытывая трудности конкуренции, русские купцы неоднократно обращались к царю Алексею Михайловичу с просьбой об ограничении доступа иностранных торговцев на российские рынки. В связи с этим в 1667 г. был принят Новоторговый устав, который предусматривал для иностранцев ряд ограничений: им не разрешалось производить торговые операции во внутренних городах России; они могли торговать только в пограничных городах: Архангельске, Новгороде, и Пскове и только во время работы ярмарок. Образование всероссийского рынка означало преодоление экономической замкнутости отдельных территорий и слияние их в единую экономическую систему.

Билет 16.
Традиционное общество — общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется (особенно в странах Востока) жёсткой сословной иерархией и существованием устойчивых социальных общностей, особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество - аграрное общество.

Для традиционного общества, как правило, характерны:
традиционная экономика
преобладание аграрного уклада;
стабильность структуры;
сословная организация;
низкая мобильность;
высокая смертность;
высокая рождаемость;
низкая ожидаемая продолжительность жизни

Современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его
преобразований. Спор продолжался и позже. В XVIII в. М. В. Ломоносов славил Петра,
восторгался его деятельностью. А немного позже историк Карамзин обвинял Петра в измене \"истинно русским\" началам жизни, а его реформы назвал \"блестящей ошибкой\".

Петровские реформы носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства. Люди XI века, не можем в полной мере оценить взрывной эффект Петровских реформ в России.

Предпосылки петровских реформ

Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа.
Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран.
Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый приказной
государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал
потребностям страны.
Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не
проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.
Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока
Следует отметить, что к этому времени истории нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии.
Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли кустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля сельхозпродуктами. Непрерывно возрастало общественное и географическое разделение труда - основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. Город отделялся от деревни. Выделялись промысловые и земледельческие районы.
Развивалась внутренняя и внешняя торговля.
Во второй половине XVII века начинает изменяться характер государственного строя на Руси, все более отчетливо оформляется абсолютизм.
Получили дальнейшее развитие русская культура и науки: математика и механика, физика и химия, география и ботаника, астрономия и \"рудознатство\". Казаки-землепроходцы открыли ряд новых земель в Сибири.

В О Е Н Н А Я Р Е Ф О Р М А

Происходит коренная реорганизация вооруженных сил.
В России создается мощная регулярная армия и в связи с этим ликвидируется поместное дворянское ополчение и стрелецкое войско. Основу армии стали составлять регулярные пехотные и кавалерийские полки с единообразным штатом, обмундированием, вооружением, осуществлявшие боевую подготовку в соответствии с общеармейскими уставами. В армии было впервые произведено соединение холодного и огнестрельного оружия - к ружью был примкнут штык, что значительно усилило огневую и ударную мощь войска.

В начале XVIII в. впервые в истории России на Дону и на Балтике был создан военно-морской флот, что по значению не уступало созданию регулярной армии. Строительство флота осуществлялось невиданно быстрыми темпами на уровне лучших образцов военного кораблестроения того времени. В основу была положена рекрутская система, обладавшая несомненными преимуществами перед другими имевшими в то время формами комплектования. Дворянство освобождалось от рекрутской повинности, но для нее обязательна была военная или гражданская служба.

Р Е Ф О Р М Ы О Р Г А Н О В В Л А С Т И И У П Р А В Л Е Н И Я

Был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления. Их сущностью было формирование дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма.
С 1708 года Петр I начал перестраивать старые учреждения и заменять их новыми, в результате чего сложилась следующая система органов власти и управления.
Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после окончания Северной войны получил титул императора. В 1711 году был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями.
Взамен устаревшей системы приказов было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение. Кроме коллегий было создано известное число контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были также четко разграничены.
В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения.
Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор.
Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе
провинции стоял воевода с провинциальной канцелярией при нем. Провинции в свою очередь делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. После введения подушной подати были созданы полковые дискриты.

Ц Е Р К О В Н А Я Р Е Ф О Р М А
Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата абсолютистского государства. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематически изымалась значительная их часть на нужды казны.
Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра ликвидировать немыслимую при самодержавии Петровского времени \"княжескую \" систему церковной власти. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию.
Более того, он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на
исповеди священнику в своих грехах. Священник, также согласно закону, был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшим известным на исповеди. Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа, впоследствии так равнодушно смотревшего и на ее гибель под обломками самодержавия, и на разрушение ее храмов.

Р Е Ф О Р М Ы В О Б Л А С Т И К У Л Ь Т У Р Ы И Б Ы Т А
Стали открываться светские школы, образование начало приобретать светский характер. Потребовалось создание новых учебников, пришедших на смену церковным. Развитие книгопечатания сопровождалось началом организованной книготорговли, а также созданием и развитием сети библиотек. С 1702г. систематически выходила первая русская газета \"Ведомости\".
С развитием промышленности и торговли были связаны изучение и освоение территории и недр страны, что нашло свое выражение в организации ряда крупных экспедиций.
В этот период написан ряд важных работ по истории, а созданная Петром I Кунсткамера
положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей,
оружия, материалов по естественным наукам и т.д

Билет 17.
Основной момент и в том, что дворянство жаждало этих переворотов.
Здесь еще уцелели остатки старой боярской знати, образовавшие довольно тесный кружок немногих фамилий. Из общего политического возбуждения здесь выработалась своего рода политическая программа, сложился довольно определенный взгляд на порядок, какой должен быть установлен в государстве.
В условиях политической, правовой и экономической несвободы всего российского общества, в том числе и высших его кругов проблема ограничения власти монарха, то есть создания конституционной монархии, приобретает, казалось бы, своих сторонников во всех сферах российского общества. Думается, что первым из самодержцев это хорошо осознал Петр I. Создание им Сената есть не что иное, как начало работы по созданию основ конституционного строя. Как ни парадоксально это звучит, но Россию следует считать единственным государством, где данный процесс происходил не под революционным натиском, а являлся весьма обдуманным и нужным для государства и общества шагом со стороны и по инициативе самого монарха.
Как бы там ни было, а результатом Петровских преобразований, проходивших в условиях ликвидации остатков и зачатков сословно-представительной демократии, подавления демократии казачьего круга и выжимания сока из народа стала великая военная держава, выплавлявшая больше стали отличного качества, чем передовая Англия.
Но с течением времени властвующему классу, которого азиатский способ производства тоже заставляет трудиться в поте лица, надоедает лезть из кожи, и когда основные задачи были выполнены, а кнут выпал из рук реформатора, «верха» занялись устройством собственных дел. Наступило время застоя, при всей внешней динамичности «эпохи дворцовых переворотов». По инерции работали заводы, посылались экспедиции, маршировали полки, но понемногу всё приходило в упадок.
  Не стоит думать, что в ходе дворцовых переворотов 20-х-40-х гг. Шла только беспринципная борьба за власть и лишь переворот 1741 г. частично выделялся из этого ряда, поскольку проходил под ясно выраженными патриотическими лозунгами возвращения к политике Петра Великого и борьбы против иностранного засилья. Деятельность Верховного Тайного Совета не может трактоваться однобоко. Однако, мы не станем утверждать, что вся его деятельность была положительной и исключительно благотворной. На противоречивых вопросах деятельности этого органа мы подробно остановились в главе третьей.
Вопрос о кондициях 1730 г. является дискуссионным. Одни ученые считают, что принятие кондиций привело бы к торжеству своекорыстной олигархии и нанесло бы России большой вред. Другие полагают, что ограничение самодержавия, пусть даже олигархическое, могло бы способствовать утверждению правовых начал в российском обществе и государстве. Что еще раз косвенно подтверждает мысль, обозначенную нами выше.
Тем не менее последний из переворотов завершился воцарением Екатерины, век которой многими историками был назван золотым.

Билет 18.
Просвещённый абсолютизм — политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений.
Смысл \"просвещенного абсолютизма\" состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение.
Развитие и воплощение начал \"просвещенного абсолютизма\" в России приобрело характер целостной государственно - политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями.Сама Екатерина II активно участвовала в государственной жизни. Любовь к России, её народу и всему русскому являлись существенным мотивом ее деятельности. Политика Екатерины II по своей классовой направленности была дворянской.

Задачи \"просвещенного монарха\" Екатерина II представляла себе так:
\"1.Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.
2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 
3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 
4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 
5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям\".
Екатерина решила созвать выборных представителей от сословий и поручить им выработать новое Уложение. В течении двух лет она трудилась над программой своего царствования и предложила ее в 1767 г. в форме \"Наказа\", в котором впервые в истории России были сформулированы принципы правовой политики и правовой системы. \"Наказ\" торжественно провозглашал, что цель власти состоит не в том, \"чтобы у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действие их направить к получению самого большего ото всех добра\". Свобода в ее представлении вполне сочеталась с неограниченным самодержавием. Гарантией от превращения такого монарха в деспота должны были послужить органы управления, стоящие между народом и верховной властью и действующие на основе законности. Идея была заимствована у Монтескье, но при этом - совершенно искажена. Французский философ представлял эти \"посредующие власти\" относительно независимыми от престола, а у Екатерины они создаются и действуют исключительно по воле монарха.
Она отвергала пытки, лишь в исключительных случаях допускала смертную казнь, предлагала отделить судебную власть от исполнительной. Вслед за гуманистами просветителями Екатерина провозглашала: \"Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели наказывать\"
Указы 1765 и 1767 гг. еще больше усилили зависимость крепостных от их господ.
И все же Екатерина видела в крепостном праве \"несносное и жестокое иго\" чреватыми серьезными потрясениями для государства.
При Екатерине полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия свой суд. Дворян судили верхний земской суд в губернских городах и уездный суд - в уездных. Горожан - соответственно губернский и городовой магистраты, государственных крестьян - верхняя и нижняя судебная расправы. В губерниях создавался совестный суд из представителей трех сословий, который выполнял функции примирительной или третейской инстанции. Все эти сословные суды были выборными. Более высокой судебной инстанцией являлись создаваемые в губерниях судебные палаты - гражданская и уголовная, члены которых не избирались, а назначались. Высшим судебным органом империи был Сенат.
Екатерина II начала работать над жалованными грамотами дворянству, городам и государственным крестьянам. Грамоты дворянству и городам получили законную силу в 1785 г. Жалованная грамота дворянству закрепила за каждым потомственным дворянином свободу от обязательной службы. Они освобождались и от государственных податей, от телесного наказания. За ними сохранялось право собственности на движимое и недвижимое имущество (даже в случае осуждения владельца, дворянские имения не конфисковывались), а также право судиться только равными (т.е. дворянами), вести торговлю, \"иметь фабрики и заводы по деревням\". Дворянское общество каждого уезда и
каждой губернии закрепляло за собой право периодически собираться, избирать сословных предводителей, иметь собственную казну. Правда, императрица не забыла поставить дворянские собрания под контроль генерал- губернаторов.
При Екатерине была создана Российская Академия, Вольное экономическое общество, основано множество журналов, создана система народного образования, основание Эрмитажа, открытие публичных театров, появление русской оперы, расцвет живописи.
Ряд мероприятий эпохи \"просвещённого абсолютизма\" имел прогрессивное значение. Так, например, основанный по почину Шувалова и Ломоносова в 1755 году Московский университет сыграл огромную роль в развитии просвещения, русской национальной науки и культуры, выпустив большое число специалистов по разным отраслям знаний. В 1757г. начала обучение Академия художеств.

Билет 19
1. Россия и Польша
После смерти в 1763 г. польского короля Августа III в Польше началась борьба между магнатами - сторонниками разных кандидатов на престол. При поддержке России королем стал Станислав Понятовский, бывший во время своей дипломатической службе в Петербурге фаворитом Екатерины II, тогда еще жены наследника престола.
В XVIII в. Польша являлась ограниченной монархией. Реальная власть принадлежала сейму, избираемому шляхтой. Действовало правило \"liberum veto\":принятым считалось лишь единогласное решение. В результате работа сейма оказалась парализованной и в политической жизни Польши царил хаос. Накануне выборов короля в 1764 г. группа магнатов добилась, чтобы решения принимались большинством голосов. Но соседи Польши - Россия и Пруссия - стремились сохранить \"liberum veto\", позволявшее им контролировать раздираемую борьбой шляхетских группировок страну.
Военное давление России заставило Польшу вернуться к прежнему порядку. В качестве предлога для введения войск был использован вопрос о правах \"диссидентов\" (не католиков). России и Пруссии добились предоставления православным и протестантам равных прав с католиками. В ответ противники равноправия диссидентов и \"liberum veto\" объединились в г. Баре в конфедерацию и вступили в борьбу с русскими войсками. Конфедератов поддерживала Франция, боровшаяся с Россией за влияние в Польше.

2. Русско-турецкая война 1768-1774 гг.
Франция подталкивала к войне против России и Турцию. Турки, обеспокоенные ростом русского влияния в Польше, потребовали от России вывести войска из Польши. Получив отказ, Порта в конце 1768 г. объявила России войну.
10 июля 1774 г. в болгарской деревне Кючук-Кайнарджи был подписан мир. Россия получила полоску черноморского побережья между устьями Днепра и Южного Буга с крепостью Кинбурн, Керчь и Еникале в Крыму, Кубань и Кабарду. Крым был признан независимым от Османской империи. Молдавия и Валахия фактически перешли под российское покровительство. Турция уплатила также контрибуцию в 4 млн. руб.

3. Первый раздел Польши
Успехи России в войне против Турции беспокоили европейские державы. Стремясь разрушить австро-турецкий союз, русское правительство согласилось на раздел Польши, который предлагали Екатерине Австрия и Пруссия.
В 1772 г. три державы, совершив неприкрытую агрессию, разделили часть польских земель. Австрия присоединила Галицию, Пруссия - Поморье и часть Великой Польши, Россия - Восточную Белоруссию и польскую часть Лифляндии. Польша потеряла территорию в 3800 кв. миль с населением 4 млн. человек.

Присоединение Крыма
Объявление независимости Крыма от Турции стало первым шагом к его подчинению России. В 1777 г. русские войска вторглись в Крым и обеспечили избрание на ханский престол российского ставленника Шагин-Гирея. Однако власть его была непрочной. В 1783 г. после сложных переговоров с Потемкиным Шагин-Гирей передал ханство России и отрекся от престола. За этот дипломатический успех Потемкин был удостоен титула \"князя Таврического\".

Русско-турецкая война 1787-1791 гг.
В 1787 г. Турция, стремившаяся вернуть Крым и обеспокоенная заключением русско-австрийского союза, объявила России войну. Турки пытались внезапным ударом захватить крепость Кинбурн, но был отбиты войсками А.В. Суворова.
Главным событием кампании 1790 г. стало взятие крепости Измаил, считавшейся неприступной. Суворову удалось взять крепость, хотя его войска численно уступали гарнизону Измаила.

6. Второй и третий разделы Польши
В 1791 г. в Польше была принята новая конституция. Была отменена выборность короля, уничтожено \"liberum veto\", открыт доступ в сейм для городской верхушки. Однако некоторые магнаты, недовольные ограничением своих привилегий, обратились за помощью к России, гаранту неприкосновенности старого порядка.
В 1792 г. русская армия заняла Варшаву. Следом в Польшу вошли прусские войска. В 1793 г. произошел второй раздел Польши. Пруссия захватила Гданьск (Данциг), Торунь и Великую Польшу с Познанью, Россия - центральную Белоруссию с Минском и Правобережную Украину.

7. Итальянский и Швейцарский походы Суворова
В 1798 г., уже при Павле I, Россия вступила в антифранцузскую коалицию вместе с Англией, Австрией, Турцией и Неаполем. Цель коалиции заключалась в изгнании французов из Италии.
В 1799 г. русско-турецкая эскадра под командованием Ф.Ф. Ушакова изгнала французов с Ионических островов. Русско-австрийская армия под командованием А.В. Суворова вступила в Северную Италию. Суворов отказался от предложенного австрийцами плана действий, предусматривавшего оттеснение французов до р. Адды. Он заявил: \"Я начну с Адды!\".
В апреле 1799 г. войска Суворова с боями вышли к р. Адда и успешно форсировали ее. Французская армия генерала Шерера не смогла помешать этому. Вслед за тем русские войска одержали победу в трудном сражении на Адде, где французами руководил новый командующий - талантливый генерал Моро. Французы вынуждены были оставить Милан.
Отказавшись от осады крупной крепости Мантуи, на чем настаивали австрийцы, Суворов вторгся в Пьемонт и овладел Турином.
8. Павел I и Наполеон. Русско-французский союз
Павел I, расценивший поведение английских и австрийских союзников как предательство, отозвал русскую армию в Россию. Вскоре (уже после того, как Наполеон Бонапарт, вернувшийся из египетского похода, совершил государственный переворот и провозгласил себя первым консулом) Павел разорвал союз с Англией и Австрией и заключил союз с Францией. Первый консул увлек российского императора перспективой совместного похода в Индию. Однако союз с Францией был крайне непопулярен в России, поскольку дворянство видело в Наполеоне наследника революции и узурпатора трона Бурбонов. Резкий поворот внешнеполитического курса стал одной из причин свержения и убийства Павла I в результате дворцового переворота 11-12 марта 1801 г. Новый царь Александр I разорвал союз с Францией.

Билет 20.
Во внешней политике Павел поначалу старался воплотить в жизнь свою мечту о ведении «лишь оборонительных» войн и потому заявил о нейтралитете в отношении революционной Франции. В то же время он оставался непримиримым противником французских революционных идей. Дружественные отношения были установлены с Пруссией, Данией, Швецией, что привело в итоге к постепенному формированию второй антифранцузской коалиции в составе России, Англии, Австрии, Неаполитанского королевства. Русский экспедиционный корпус в Италии возглавил великий полко¬водец А. В. Суворов. В короткий срок (с апреля по сентябрь 1799 г.) он сумел разбить французские войска в Италии и, перейдя Альпы через неприступные перевалы Сен-Готарда, выйти в Швейцарию для соединения с корпусом генерала А. М. Римского-Корсакова.
Политика нового императора, направленная на ограничение привилегий дворян с одной стороны, и меры по некоторому смягчению положения крестьян, привели к тому, что против Павла возник заговор, во главе которого стояли П. А. Пален, занимавший в то время пост военного губернатора Петербурга, братья Зубовы и другие. Косвенным образом сын Павла, наследник Александр, также поддерживал заговорщиков.
Правление Павла было связано и с открытыми репрессивными мерами. После вступления на престол он объявил амнистию, под которую попали Н. И. Новиков и А. Н. Радищев.
Другим важным направлением внутренней политики стало ограничение дворянских прав и привилегий. По существу, серию актов в этом направлении можно охарактеризовать как «Разжалованную грамоту» дворянству. Вместо «свободы от обязательной службы» Павел приказал явиться в полки всем записанным в них дворянским детям. Был запрещен свободный переход из армейской службы в гражданскую без специального разрешения Сената, утверждаемого царем. Вместо «свободы от податей и повинностей» дворяне были обложены новыми налогами на содержание местной администрации.
В интересах крестьян Павел провел одно из крупнейших преобразований — ограничил барщину тремя днями в неделю и запретил привлекать крестьян к работам в выходные и праздничные дни.
Был введен запрет на продажу дворовых людей и крестьян без земли. За жестокое обращение с крестьянами царь вменил губернаторам в обязанность без огласки арестовывать виновных и препровождать их в монастырь. В то же время Павел был искренне уверен в том, что крепостному крестьянину живется лучше, чем «бесхозному» (государственному).



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку