Екатерина Андреева. «В царстве строгих фигур» (20 мая – 20 июня 2011 года) |
В 1968-м Петров пишет картину «Воспоминания о будущем», где красный советский колер погружается в закатные гаммы Р. Мандельштама, растворяющие силуэт пятиконечной звезды, которая маячит за постаментом кого-то из коммунистических тиранов. В правой части композиции красный закат гаснет и наступает льдистое сияние, источаемое сонмом лиц, среди которых различимо лицо жены Петрова, художницы Иоанны Куней. Этот почти иконный мотив – так изображали ангельские хоры – и эти же персонажи в живописи Петрова встречаются еще в композициях «Лица друзей»

Марк Петров. Портрет друзей, 1968 г., слева направо - Иоанна Петрова (жена художника), Александр Арефьев, Анри Волохонский. Картон, смешанная техника, 50х40
и «Зоопарк» (обе 1968 года, первая выстроена вокруг портрета Арефьева).
Впрочем, жизнь, написанная Петровым, радикально отличается от той, что фиксировали нищенствующие живописцы. Витальная энергия в «Воспоминании о будущем» трансформирована в энергию вечности. Такую недвижную динамику, потенциальную переходность, когда тело и материальная фактура присутствуют, являясь давно уже посмертно сущими в бытии, запредельном для своей естественной истории, Р.Мандельштам открыл в образе петербургских соборов:
Луна лелеет кафедралы
Как кости мамонтов – ледник.
В искусстве Петрова нет формальной границы между абстракцией и фигуративностью, как этому учил последователь Казимира Малевича Владимир Стерлигов. В 1963 году Петров написал в сущности стерлиговский по приему «натюрморт»: картину «Двое». В отличие от всегда небесного, бестелесного по-ангельски, Стерлигова, он акцентирует присутствие человеческого – мужского и женского в божественном: в мире его царственных линий неизменно воплощаются познающиеся только здесь и сейчас любовь и смерть. И опять-таки в противовес яростному и витальному Арефьеву, в честь которого Петров напишет его второй посмертный портрет, любовь и смерть Марка Петрова отличаются сюрреальностью. Взгляд художника притягивает пограничная зона перехода. Здесь, где властвует незримость перемены качества, Петров стремится удержаться в абстрактной строгости линий, в аскетической отстраненности, чтобы удержать летучее тело события, энергию со-бытия. Об этом одна из самых сильных его работ – написанный в 1955 году портрет Куней «Торс в черном платье». Зритель наблюдает трансформацию торса в пейзаж летейских вод и вечного небосклона,
сменяющийся новым рождением тела из неодушевленных черной и белой красок. Так, Марк Петров еще в юношестве сумел воплотить традиционно считающееся незримым, чтобы потом всю жизнь размышлять над судьбой царящей в Петрополе Прозерпины. В своей творческой медитации он стал не похож ни на кого и одновременно близок самым ярким звездам петербургского искусства ХХ века.Другие материалы из рубрики Багет в газете Германия Плюс
| « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |