-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в garder

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 1) Live_Memory

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 12.07.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 1766


Ѕез заголовка

ѕонедельник, 17 ћа€ 2010 г. 15:04 + в цитатник
÷итата сообщени€ ѕарашутов ∆«Ћ (‘»Ћ»ѕѕ ћјЋя¬»Ќ. ÷¬≈“ј—“џ≈ ЅјЅџ - –”—— ќ≈ Ћ»÷ќ ћќƒ≈–Ќј)

Ќатолкнул на мысль "покопатьс€" в биографии этого художника мен€ материал питерского художника  ирилла ƒацука в сообществе "про искусство". я пообещал  ириллу, что сделаю свое сообщение, и вот оно - перед вами.
 онечно, пост получилс€ большим, поскольку в нем € собрал биографию из всех интересных и доступных источников »нтернета и имеющихс€ у мен€ книг и журналов, к тому же решил поместить в нем все нашедшие в инете и сканированные лично картины художника. “ак что запаситесь терпением!

ѕуть ‘илиппа ћал€вина типичен дл€ –оссии рубежа ’1’-’’ веков - недаром художника сравнивают с √орьким и Ўал€пиным. ¬ыходец из народных низов, он стал одним из самых модных живописцев той эпохи, которую называют —еребр€ным веком русской культуры.
јкадемик »горь √рабарь в Ђ»стории русского искусстваї (»зд.  небел€, 1910) написал, что Ђћал€вин прославилс€ тем, что вместо Ђкульта линий и формї или Ђпреклонени€ перед природойї сделал русских девок и баб живописными фе€миї.
јлександр Ѕенуа подхватывает: "“аких красивых сочетаний красок, такой бравурности в технике, такой великолепной простоты и смелости не найти на всем прот€жении истории русской живописи".
ћногие называют ћал€вина "лучшим учеником и продолжателем традиций –епина", но по характеру живописи ћал€вин стоит ближе к Ѕенару и ÷орну.
¬ыбор основной темы творчества пон€тен происхождением художника, верность одной теме заслуживает уважени€. ќн мечтал быть иконописцем, а в результате писал русских ћадонн стремительного, кровавого, политизированного ’’ века.
»так, русский мужик, не ставший парижским денди.
 ак пела ѕримадонна - "“ы покинул берег свой родной, а к другому так и не пристал..."

‘илипп јндреевич ћал€вин

10 (22) окт€бр€ 1869 с.  азанки, —амарска€ губерни€ Ц 23 декабр€ 1940, Ќицца, ‘ранци€



‘илипп ћал€вин јвтопортрет на фоне икон

–усский живописец, представитель русского модерна, создавший знаменитую серию Ђцветущих русских бабї.
‘илипп ћал€вин родилс€ в селе  азанки Ћогачевской волости Ѕузулукского уезда —амарской губернии (ныне это территори€ ќренбургской области) в бедной кресть€нской семье.

ƒетство

≈го отец, јндрей »ванович, подобно всем своим односельчанам, занималс€ хлебопашеством, а зимой, чтобы хоть как-то свести концы с концами, подрабатывал вал€нием валенок. ћать, ƒомна  лимовна, вела хоз€йство и трудилась на поденной работе.
¬ 1898 году ћал€вин создал портрет своего отца. »скусствовед —. √лаголь писал, что в этой работе чувствуетс€ Ђта же могуча€ –усь, способна€ и вынести монгольское иго, и завоевать —ибирь, и побитьс€ с двенадес€тью €зыкамиї.






‘илипп ћал€вин ѕортрет отца 1898 г.

ƒед будущего художника был неплохим резчиком по дереву, и, быть может, истоки предрасположенности нашего геро€ к "художествамї следует искать где-то здесь. Ќеплохо рисовали также брат и сестра ћарфа, котора€ впоследствии обитала в монастыре, где с успехом работала на поприще иконописи. —уд€ по нижепредставленным картинам, были у ‘илиппа и еще сестры.



‘илипп ћал€вин «а книгой. ѕортрет јлександры јндреевны ћал€виной. 1895 г.
‘илипп ћал€вин  ресть€нска€ девушка. ѕортрет сестры художника ѕ.ј.ћоскалевой 1899 г.

≈го умению верно изобразить увиденное окружающие удивл€лись, когда ћал€вин был совсем мальчишкой.
Ђя бегал собирал угли, Ч вспоминал художник, Ч и рисовал везде Ч на стенках, на колесах, на воротах и даже на золе...ї
ѕосле смерти деда ‘илиппу достались его карандаши - радость его по этому поводу не знала границ!
¬ детстве ‘илипп много рисовал и лепил из глины птиц, животных, которых потом раздавал своим друзь€м. ќдносельчане начали советовать отцу, чтобы тот отдал своего сына учитьс€. Ќа что тот отвечал: "»з кресть€н, да еще почти из нищих, ученых не бывает".

ќблада€ пытливым умом и острым любопытством, маленький ‘илипп без труда выучилс€ грамоте у отставного фельдфебел€. »ме€ в качестве образцов только изображени€ св€тых и местной церкви да иконки, подросток мечтал стать иконописцем. ¬ воспоминани€х ћал€вин писал: Ђ÷ерковь мен€ всегда к себе привлекала и т€нула, и € всегда, всегда смотрел на ее купола, луковицы и необыкновенно был рад, когда слышал звон, в особенности в большие праздникиї.

ќсобенно нравились ему иконы с јфона Ч тут-то и зародилась в его голове мысль попасть на —в€тую √ору, где он предполагал пройти курс обучени€ иконописи. –одители поначалу были против. Ђ»з дома отдают только сиротї, Ч ворчала мать. Ќо потом смирились со странной "фантазиейї сына.

јфонские университеты

Ўестнадцати лет от роду, в 1885 году, ћал€вин отправилс€ с монахом, заезжавшим в его деревню навестить родных, на јфон. ƒеньги на дорогу ему собирали всем Ђмиромї.

—ледующие шесть лет он провел послушником в единственном русском монастыре на јфоне Ч монастыре св. ѕантелеймона. ”вы, его надеждам на получение иконописного Ђобразовани€ї не суждено было сбытьс€ Ц никакой иконописной школы на јфоне не было. —. √лаголь пишет:
Ђ¬ монастырской живописной дела шли так плохо, что даже самоучке ћал€вину там обрадовалисьї. ћал€вин практически самосто€тельно очень скоро усвоил все приемы иконописани€, но, копиру€ образы, всегда стремилс€ переделывать их на свой лад. ёноша без устали работал Ч им были довольны. ¬ монастыре ћал€вин расписал стены небольшой церкви, к сожалению позже сгоревшей.
Ќаталь€  ожевникова в своей статье о художнике пишет: Ђ≈сли бы не добрый отец √авриил, который опекал отрока, не вынести бы ћал€вину суровой монашеской жизни. ј может быть, не избежать и смерти. ќднажды, расписыва€ церковный свод, почувствовал он, как затрещали подмостки, на которых сто€л. ќдним махом юноша перескочил на другие, чуть-чуть не сорвавшись с огромной высоты. ќказалось, кто-то подпилил стойкиї.

¬ 1891 году в монастырь загл€нул возвращавшийс€ из заграничной поездки скульптор ¬. Ѕеклемишев. ”видев мал€винские рисунки, он оторопел Ч ему стало Ђсовершенно €сно, Ч писал Ѕеклемишев в мемуарах, Ч что это огромный талант. ¬ этот же вечер решена была участь ћал€винаї.
Ѕеклемишев пригласил ћал€вина в ѕетербург, поселил у себ€, подготовил к поступлению.
„асто пишут, что Ѕеклемишев посетил јфон и посоветовал ћал€вину ехать в ѕетербург, отправл€€сь за границу. ¬ернувшись в –оссию, Ѕеклемишев разыскал ћал€вина в подворье ѕантелеймоновского монастыр€ в ѕетербурге.

¬ своих воспоминани€х скульптор писал:
Ђќдаренный недюжинным, пытливым умом, ћал€вин вместе с тем в жизни был совершенным ребенком. ѕриходилось всему учить его с азов. Ќадо было отучать и от всех монастырских навыков. ¬прочем, первое правило монастырской жизни, полное подчинение своей воли воле старших, было у ћал€вина больше наружное... ќбо всем и тогда уже было у него собственное мнение, до всего он доходил самї.

ѕетербург, јкадеми€, –епин

 ак бы там не было, но весной 1892 года ћал€вин прибыл в ѕетербург, а летом его прин€ли в јкадемию художеств вольнослушателем. » даже, не без стараний Ѕеклемишева, назначили ему небольшую стипендию.

«анималс€ ћал€вин много и увлеченно, обгон€л курс, получал медали и вскоре стал знаменитостью в ученической среде.



‘илипп ћал€вин ѕортрет  онстантина —омова 1895 г. –усский музей. —ѕб
‘илипп ћал€вин ѕортрет художницы јнны ќстроумовой-Ћебедевой. 1896 г.
‘илипп ћал€вин ѕортрет художника »гор€ √рабар€. 1895 г.

ќднокурсница ћал€вина Ц јнна ќстроумова-Ћебедева вспоминала, что художник говорил ей:
"Ќе надо обращать внимани€ на краски, на тона, на лепку, на рисунок; вы обнимите весь предмет одним глазом и вникните в его характер, в его дух и, когда вы что-то уловите, выносите это на холст, не дума€ о том, что тона гр€зны, темны или не те. ƒело не в красках, а в правде".

Ќаписанные в 1894-1895 годах картины " ресть€нка, закрывающа€ свиткой рот", " ресть€нска€ девушка с чулком" и "«а книгой" (две последние экспонировались на XV ѕериодической выставке картин ќбщества любителей художеств) приобрел дл€ своей коллекции ѕ. “реть€ков. Ёто послужило своеобразным Ђсигналомї дл€ публики, тут же прин€вшейс€ внимательно пригл€дыватьс€ к работам молодого художника.



‘илипп ћал€вин  ресть€нка, закрывающа€ свиткой рот 1894 г.



‘илипп ћал€вин  ресть€нска€ девушка с чулком 1895 г.

¬ 1894 году не соответствовавша€ духу времени система подготовки живописцев в јкадемии художеств подверглась реформированию с учреждением Ђименныхї мастерских. ¬ јкадемии открылась мастерска€ ». ≈. –епина.

ћал€вину разрешили остатьс€ в јкадемии (правда, из вольнослушателей в полноправные ученики его перевели лишь в 1897 году) и, более того, как про€вившему особые способности предложили самому выбрать себе мастера. “ак ћал€вин попал к »лье –епину, под руководством которого занималс€ еще п€ть лет. ћастер выдел€л ћал€вина среди других своих питомцев, неизменно защища€ право художника писать так, как он Ђвидитї.
”же ранние работы ћал€вина - портреты кресть€н (" ресть€нска€ девушка с чулком", 1895; "—таруха", 1898) и соучеников художника по репинской мастерской (». Ё. √рабар€,   ј —омова, ј. ѕ. ќстроумовой) - принесли ему известность.



‘илипп ћал€вин ѕортрет ≈лизаветы ћартыновой 1897 г. –усский музей, —ѕб

Ёто та сама€ художница ≈.ћартынова, которую изобразил примерно в эти же годы  онстантин —омов в своей "ƒаме в голубом". »нтересна€ деталь - на обоих портретах изображена книга.



 онстантин —омов ƒама в голубом. ѕортрет художницы ≈.ћ.ћартыновой. 1897-1900 г.г.



ћал€вин ‘илипп јндреевич. —таруха. ѕортрет ƒарьи »вановны “атаринцевой. 1898 г.

¬ 1896 году ћал€вин еще раз посетил јфон.



‘илипп ћал€вин ћонах 1896 г.

»з стен јкадемии он вышел в 1899 году уже знаменитым мастером.
ќ нем как о несравненном певце современного кресть€нства писали газеты. ≈му заказывали портреты представители самых Ђгромкихї российских фамилий. ≈го гонорарам завидовали коллеги. Ќищета осталась позади.



Ћеон Ѕакст ѕортрет ‘илиппа ћал€вина 1899 г.

ќтдельно хочетс€ отметить и детскую тему в творчестве художника. ћал€вин с любовью писал и детей своих знакомых, и неизвестных кресть€нских реб€тишек. ќдной из самых известных картин ћал€вина €вл€етс€, конечно же, портрет внучки ѕ.ћ.“реть€кова, которую дома ласково называли "Ћисичка".



‘илипп ћал€вин Ћисичка. ѕортрет ј.—.Ѕоткиной, внучки ѕ.ћ.“реть€кова 1902 г. “реть€ковка



‘илипп ћал€вин ѕортрет Ќики –атькова-–ожнова 1898 г.
‘илипп ћал€вин ѕортрет мальчика в белом костюме 1900е г.



‘илипп ћал€вин ¬ерка 1913 –усский музей, —ѕб



‘илипп ћал€вин  ресть€нска€ девочка.



‘илипп ћал€вин  ачели



‘илипп ћал€вин ƒевочка в платке

ѕревращение из безвестного послушника афонского монастыр€ в самого модного современного живописца произошло стремительно Ч ћал€вин одолел этот путь за п€ть-шесть лет.
’от€ получение диплома было св€зано со скандалом и одновременно Ч с триумфом.

¬ качестве конкурсной работы художник выставил картину Ђ—мехї.  артина изображала русских баб в красных одеждах на зеленом лугу. Ќеобычайно €ркий колорит, широка€, размашиста€ манера письма вызывали интерес и ожесточенные споры.



‘илип ћал€вин —мех 1898 г.

—овет јкадемии отверг эту картину, а диплом и звание художника были присуждены ћал€вину за серию портретов. ¬. —тасов резко критиковал картину ћал€вина Ђ—мехї за Ђподражание французамї, но –епин вступилс€ за своего ученика.
¬ своих ¬оспоминани€х »ль€ ≈фимович написал:
Ђѕо поводу академических выпусков теперь была у нас бурна€ батали€ из-за ћал€вина. Ётот неукротимый, блест€щий талант совсем ослепил наших академиков. —тарички потер€ли последние крохи зрени€, а вместе с этим и последние крохи своего авторитета у молодежи. —тара€ истори€. –утинеры торжествуют свое убожествої.



Ѕорис  устодиев ѕостановка модели в мастерской –епина в јкадемии художеств 1899 г.



Ѕорис  устодиев ѕостановка модели в мастерской –епина в јкадемии художеств 1899 г. (фрагмент, по правую руку от –епина стоит ћал€вин)

Ётим дело не кончилось. Ѕлагодар€ содействию –епина и первого наставника Ѕеклемишева, нашумевша€ картина поехала в 1900 году в ѕариж на ¬семирную выставку. “ам ее ждал феноменальный успех, а автор получил золотую медаль. „ерез год картина была выставлена в ¬енеции, а затем ее приобрел венецианский ћузей современного искусства. ¬ некоторых источниках, правда, пишут, что картину приобрело италь€нское правительство дл€ ¬енецианской јкадемии.

¬от она - слава!

¬ообщем, ћал€вина узнала вс€ ≈вропа. 1900-е гг. стали периодом расцвета таланта ћал€вина, в это врем€ он создает свои лучшие работы: "Ѕаба в желтом", "ƒевка" (обе 1903), "ƒве девки" (1910) и др.



‘илипп ћал€вин ƒевка 1903 г. “реть€ковка



‘илипп ћал€вин ƒевка 1903 г. Ќац. галере€, ≈реван



‘илипп ћал€вин ƒве девки. 1910 г.

“огда же по€вились портреты фатоватого —. ƒ€гилева, сосредоточенного ћ. Ќестерова, задумчивого ». –епина и др.



‘илипп ћал€вин ƒ€гилев —.ѕ. в цилиндре 1902 г.

 ак вспоминают современники, художник преобразилс€ и даже несколько Ђзабронзовелї.
Ћюбопытно сравнить два свидетельства одного и того же человека, художницы ќстроумовой, разделенные дес€тилетием.
¬ 1892 году она встретилась с застенчивым, растер€нным и одиноким Ђмонашкомї в одежде, похожей на подр€сник, Ч он молчал, опускал глаза и крестил лист бумаги перед тем, как начать рисовать. ѕрошло дес€ть лет, и ќстроумова увидела в ѕариже Ђевропейцаї в пальмерстоне, цилиндре, €рко-рыжих перчатках и таких же башмаках. ¬ыгл€дел Ђевропеецї нелепо, но вел при этом себ€ очень вызывающе. ѕри€тель ћал€вина ћ. ‘едоров писал тогда же, что тот Ђударилс€ в свет, начал ходить по-другому и говорить по-другомуї.



‘илипп ћал€вин јвтопортрет в меховой шапке 1900е г.

¬прочем, главной теме ћал€вин не изменил Ч он по-прежнему писал кресть€н.
√лавные персонажи произведений ћал€вина - кресть€нки в €рких красочных нар€дах.
  традиционной дл€ русской живописи народной теме художник подошел по-своему, акцентиру€ мощное стихийное начало в женских образах, придава€ им монументальность.



‘илипп ћал€вин Ѕаба с ребенком 1901 г.

¬ернувшись в 1900 году из ѕарижа, художник женилс€ на вольнослушательнице јкадемии художеств Ќ. Ќ. Ќовак-—авич и уехал в приобретенную в деревне јксиньино, неподалеку от –€зани, усадьбу, где построил себе мастерскую.

ѕочти двадцать лет он писал здесь Ч с редкими перерывами, св€занными с поездкой за границу и участием в выставках. ¬ 1900-х ћал€вин участвует в выставках “оварищества передвижников.
ќн выставл€л свои картины на выставках журнала "ћир »скусства", "36", "—оюза", в "—алоне", на выставке, устроенной ƒ€гилевым в ѕариже при "Salon d'Automne", на выставках "Secession" в Ѕерлине и ћюнхене, в –име, в ¬енеции.



‘илипп ћал€вин –усска€ красавица

ћал€вин также был членом Ђ—оюза русских художниковї.
¬ 1902 году ћал€вин пишет картину "“ри бабы" (1901-02), €рко изобража€ три народных характера. Ёто полотно оказалось тоже в зарубежном собрании, его приобрел Ћюксембургский музей в ѕариже.



‘илипп ћал€вин “ри бабы 1902 г.

¬ критических стать€х выставки, на которой ћал€вин представил эту работу, художника даже назвали "ћаксимом √орьким живописи".



‘илипп ћал€вин јвтопортрет

¬ 1906 году ћал€вин Ђпрогремелї еще одной картиной Ч она называлась Ђ¬ихрьї.
 ритик —ергей √лаголь, писал, что "¬ихрь" производит впечатление "красивого ковра с огненно-красными, малиново-красными и сине-зелеными п€тнами.  раски гор€т. ƒолго смотреть на них больно глазам, и все-таки оторватьс€ не хочетс€. „то-то чарующее, влекущее к себе... ¬ этом вихре красок есть что-то, сто€щее за ними, кака€-то жуть, что-то заставл€ющее задуматьс€ о чем-то далеком от красок".
 стати, рецепт красок подсказал ћал€вину его сокурсник »горь √рабарь.



‘илипп ћал€вин ¬ихрь 1906 г.

—мела€ живопись ћал€вина с ее условными фонами, крупными фигурами, неглубоким пространством и необычайно звучным цветом - подчеркнуто декоративна.
Ќо в начале XX в. ее нередко расценивали как своеобразный вызов.
 артина "¬ихрь", показанна€ в 1906 г. на выставке объединени€ "ћир искусства", воспринималась современниками в непосредственной св€зи с революционными настроени€ми эпохи. Ќадо отметить, что в картинах ћал€вина впервые после древней иконописи зазвучал в полную силу красный цвет.



‘илипп ћал€вин  ресть€нка в красном платье. 1900-е г.

“огда же јкадеми€ художеств избрала его за Ђизвестность на художественном поприщеї своим членом. »так, тридцатисемилетний художник, не имевший даже общего образовани€, в 1906 году был избран академиком и отправилс€ в трехлетнюю заграничную поездку, большую часть которой проводит в ѕариже.

"¬злеты и падени€"

¬ернувшись на родину, ћал€вин, у€звленный упреками критики в Ђповтор€емостиї тем и сюжетов, затворилс€ в своей усадьбе и более трех лет писал Ђѕортрет автора с семьейї, которым хотел всем доказать собственную Ђразносторонностьї и Ђсовременностьї.
 артину ћал€вин экспонировал на выставке —оюза русских художников (—–’) в 1910 году (по другим данным - €нваре 1911 г.).  ритика единодушно признала картину художественной неудачей. ќглушительный провал, сопровождавший показ этого полотна, надолго выбил ћал€вина из колеи. “еперь картина находитс€ в частной коллекции в Ќицце.



ћал€вин ‘илипп јндреевич. јвтопортрет с женой и дочерью. 1911 г.



‘илипп ћал€вин ѕортрет дочери

«десь хочетс€ упом€нуть, что картины ћал€вина неоднократно подвергались и критике.
ѕисали, что это не стиль, а всего лишь Ђманераї, поверхностна€ и показна€, что, несмотр€ на Ђоргию красокї, в картинах ћал€вина Ђвсегда чувствовалс€ ученик –епинаї, и что в картинах нет подлинной живописности и культуры колоризма.
ќсобенно странным и противоречивым казалось искусствоведам, что художник соедин€л натуралистически написанные лица и нарочитое Ђбуйство кистиї в трактовке одежд, которое искусствовед я. “угендхольд назвал Ђпестрой драпированной неразберихиї.



‘илипп ћал€вин  ресть€нки. 1904 г.

ѕисали, что это вполне во вкусе модерна и лишь внешнее сходство с новой французской живописью дает повод называть картины ћал€вина, впрочем, как и  оровина, јрхипова и тому подобных Ц Ђ русским импрессионизмомї.
Ќа все это можно ответить, что врем€ расставило все акценты.

ќднако при всем этом ћал€вин продолжал интенсивно работать. ѕисал заказные портреты, много трудилс€ в области станковой графики, выполн€€ в основном все те же портреты или изображени€ кресть€нок. «десь особенно про€вилс€ его дар рисовальщика, превосходно владеющего живой и точной линией.



‘илипп ћал€вин √олова кресть€нина 1913 г.
‘илипп ћал€вин ћужской портрет 1916 г.
‘илипп ћал€вин  ресть€нки 1910 г. Ќац. галере€, ≈реван
‘илипп ћал€вин ѕортрет кресть€нки в белом платке
‘илипп ћал€вин ѕожила€ кресть€нска€ пара на фоне осеннего пейзажа.



‘илипп ћал€вин ∆енска€ фигура Ќациональна€ галере€, ≈реван
‘илипп ћал€вин ѕортрет »вана Ѕунина
‘илипп ћал€вин ѕортрет неизвестной
‘илипп ћал€вин ѕортрет ј. уприна
‘илипп ћал€вин ѕортрет неизвестной

¬ том же, 1910 году, произошел раскол —–’. ћал€вин получил приглашение вступить во вновь образованное объединение "ћир искусстваї, но осталс€, тем не менее, в р€дах —–’.
Ћишь спуст€ шесть лет, в 1916-м, он прислал на выставку —оюза русских художников новые картины, ознаменовавшие его возвращение к кресть€нской теме.



‘илипп ћал€вин ѕл€шуща€ баба 1913 г.

Ќо, как пишут искусствоведы, врем€ ћал€вина уже уходило.

—оветска€ –осси€

ѕосле окт€брьского переворота 1917 года он некоторое врем€ пыталс€ сотрудничать с новой властью - сначала в –€зани, куда ћал€вин переехал в 1918 году и где занималс€ преподаванием, а с 1920 года Ч в ћоскве.



‘илипп ћал€вин јвтопортрет  алужский худ.музей



‘илипп ћал€вин ѕортрет состо€тельной кресть€нки



‘илипп ћал€вин ”чим азбуку
‘илипп ћал€вин Ѕаба 1916 г.

¬ столице ћал€вин был делегирован "—оюзом русских художников" в  ремль и, получив пропуск, рисовал с натуры ¬.».Ћенина и других партийных лидеров (1920, ÷ентральный музей ¬. ». Ћенина, ћосква, Ѕританский музей, Ћондон). Ќ. ожевникова пишет, что с вождем революции познакомил художника ј.¬. Ћуначарский, и что »льич позвол€л ћал€вину беспреп€тственно посещать  ремль и даже бывать у себ€ на квартире.



‘илипп ћал€вин Ћенин (набросок) 1920 г.



‘илипп ћал€вин Ћуначарский, Ћенин, “роцкий 1920 г.

Ќо практически Ђприближенный к властиї, бывший кресть€нин ћал€вин был недоволен тем,
что происходило вокруг.

Ёмиграци€. ¬дали от родины

¬ 1922 году он, под предлогом организации передвижной выставки своих произведений за рубежом, покинул вместе с семьей —оветскую –оссию. ѕосле недолгого пребывани€ в Ѕерлине ћал€вины обосновались в ѕариже. ¬ 1924 году проходит персональна€ выставка ћал€вина в парижской галерее Ўарпантье.



‘илипп ћал€вин Ѕаба на качел€х



‘илипп ћал€вин Ѕогата€ кресть€нка

Ќельз€ сказать, что эмигрантское бытие ћал€вина было беспросветным.
Ќет, он много работал, но, кажетс€, без особой радости.
Ђ¬не родины - нет искусстваї, Ч говаривал стареющий живописец.
¬ воспоминани€х ‘едора Ўал€пина читаем:
Ђћалюет он и сейчас неплохо, да только все его сарафаны полин€ли, а бабы сделались какими-то тощими, с постными лицами... ¬идно, его сможет освежить только воздух родных полей, и больше ничто...ї



 онстантин ƒолгашев Ќостальги€ ‘илиппа ћал€вина 2008 г.

∆ивописные и графические произведени€ ћал€вина тех лет неизменно посв€щены русской теме, но нередко они приобретают гротескную трактовку.   картинам этого периода можно отнести "—вадьбу", "“анцы", "ѕесню", "“ройку" и др.



‘илипп ћал€вин ѕоющие кресть€не



‘илипп ћал€вин —плетн€

ќбращаетс€ художник и к пейзажу, пишет портреты. Ќаиболее известны его портреты балерины ј. ћ. Ѕалашовой (1924) и певицы Ќ. ¬. ѕлевицкой (1929). Ќа основе своих кремлевских рисунков ћал€вин создал цикл злых карикатур. ”вы, многие картины, написанные за границей, наход€тс€ в частных коллекци€х, поэтому мы можем только говорить о них, но не видеть.



ћал€вин ‘илипп јндреевич. ѕортрет ћ. .ќлив. 1922 г.



‘илипп ћал€вин ѕортрет јлександры Ѕалашовой 1924 г.

Ќужно отметить, что и обнаженна€ натура была не чужда художнику. ќт рисунков до больших полотен были написаны им в разные годы на тему "ню". Ёти картины с грандиозным успехом были проданы на аукционах " ристи" и "—отбис".



‘илипп ћал€вин ƒана€.



‘илипп ћал€вин  ентавр



ћал€вин ‘илипп ѕринцесса и лобстер.



‘илипп ћал€вин ∆енщина с ƒь€волом в своей кровати. Ћондон
‘илипп ћал€вин —ид€ща€ обнаженна€
‘илипп ћал€вин ќбнаженна€

¬ 1930-е годы ћал€вин колесил но всей ≈вропе, устраива€ персональные выставки. ¬ 1933-37 годах выставки работ ћал€вина прошли в Ѕелграде, ѕраге, Ќицце, Ћондоне, —токгольме, снова в Ќицце. “огда же он переехал на жительство в Ќиццу.



‘илипп ћал€вин јвтопортрет 1940 г.



‘илипп ћал€вин  ресть€нска€ девочка 1923 г.



‘илипп ћал€вин ‘арандоль 1926 г.



‘илипп ћал€вин ѕортрет неизвестного

¬ момент внезапного нападени€ √ермании на Ѕельгию в 1940 году наш герой находилс€ в Ѕрюсселе, где писал заказной портрет. ќн не знал €зыков, и фашисты, арестовавшие художника, заподозрили в нем шпиона. ќтпустили ћал€вина благодар€ счастливой случайности, поскольку отр€дом гестапо, арестовавшим художника, командовал человек, который умел рисовать и разбиралс€ в искусстве.
Ќо потр€сение, испытанное при аресте, вскоре дало о себе знать. »з Ѕрюссел€ в Ќиццу семидес€тилетний художник добиралс€ пешком, прошагав пол-≈вропы. ќн вернулс€ измученный, истощенный, еще и желтый - у него разлилась желчь. ƒома художник тут же слег, его увезли в клинику, из которой уже не вернулс€.
23 декабр€ 1940 года ћал€вина не стало. Ќ.  ожевникова упоминает тот факт, что Ђдочери ћал€вина дл€ покрыти€ расходов на похороны отца пришлось продать за бесценок п€тьдес€т полотен торговцу картинами из —трасбургаї.

¬ материале использованы статьи из "¬икипедии", энциклопедии " ругосвет", журнала "’удожественна€ галере€",
а также с сайтов Rulex.ru , Artonline , Artsait ,
mrsh45 и галереи ». лейнера .



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку