"Даже если люди слушают грустную музыку, они светлеют" «Из всех искусств только музыка никогда не...
SHAMAN - РЕКВИЕМ 22.03.24 (музыка и слова: SHAMAN) - (0)SHAMAN - РЕКВИЕМ 22.03.24 (музыка и слова: SHAMAN) Мы скорбим о погибших и молимся о здравии выжи...
Наш родной,когда чирикает-сердце радуется - (0)Спасибо,Лиз.Что-то и воробьи у нас куда-то подевались...одни голуби Наш родной,когда чирикает-с...
СЕГОДНЯ, 20 марта - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ВОРОБЬЯ - (0)СЕГОДНЯ, 20 марта - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ВОРОБЬЯ Всемирный день воробья отмечается 20 марта каж...
Штайн-ам-Рейн. ч. 2. - (0)Штайн-ам-Рейн. ч. 2. Мы находимся в центре города на Рыночной площади. Посередине неё - ...
Учитель – профессия дальнего действия, Главная на Земле! |
В семью Пушкина обычно приглашали гувернёров, которые почему-то надолго не задерживались. Граф Монфор, благодаря своему общению с детьми на родном языке, позволил юному гению в совершенстве изучить французский язык. После него не только французский, но ещё латынь преподавал в семье учитель Русло, которого сменили Шендель и Лодж.
До поступления в Царскосельский лицей Пушкин воспитывался дома. В семье никто всерьез не занимался образованием детей. Юрий Лотман писал, что «Из домашнего обучения Пушкин вынес лишь прекрасное знание французского языка».
В дом приглашали гувернеров из Европы, которые сменялись один за другим. Среди них был француз граф Монфор, он много общался с детьми на родном языке: рассказывал детям истории о рыцарях, играл с ними в шарады и другие словесные игры. Благодаря этому Пушкин выучил иностранный язык в совершенстве, даже свои первые стихи писал на французском. После Монфора латинский и французский в семье Пушкина преподавал учитель по фамилии Русло, его сменил Шедель, затем — Лодж. Английскому языку учила гувернантка мисс Бейли. Русским языком и математикой с детьми занимался священник Мариинского института Александр Беликов. Он был одним из лучших учителей того времени, несколько раз удостаивался наград императрицы Марии Федоровны, занимался переводами на русский язык проповедей зарубежных духовников, принимал участие в издании русско-латинского словаря.
Михаил Лермонтов провел детство в фамильном имении Тарханы Пензенской губернии. Его воспитывала бабушка Елизавета Арсеньева. К образованию внука она отнеслась серьезно: оборудовала в усадьбе классную комнату для занятий, наняла лучших учителей, среди которых были как российские, так и европейские педагоги. Первым гувернером-учителем стал француз Жако, он был и «дядькою», то есть воспитателем будущего поэта. Позже Арсеньева пригласила Жана Капэ — французского учителя из Петербурга. Помимо них, в усадьбе жили ученый Леви, гувернер Винсо и немка Христина Ремер, религиозная женщина строгих правил, которая занималась с мальчиком немецким языком.
Лермонтов любил учиться. В одном из своих писем тетушке он сообщал: «Я думаю, что вам приятно будет узнать, что я в русской грамматике учу синтаксис и что мне дают сочинять; я к вам пишу это не для похвальбы, но, собственно, оттого, что вам это будет приятно; географию я учу математическую; по небесному глобусу градусы, планеты, ход их и прочее; прежнее учение истории мне очень помогло».
Первым воспитателем будущего поэта стал француз Жако, позже его сменил Жан Капэ. Затем Лермонтовым занимались учёный Леви и Христина Ремер, преподававшая немецкий, а воспитание было доверено гувернёру Висо. Перед поступлением в Московский пансион русским и латинским языками, географией и историей с будущим поэтом занимался Алексей Зиновьев, педагог из университета, ставший и первым читателем юного поэта.
Целый класс для удовольствия Лермонтова
Современники вспоминали, что «в доме Елизаветы Алексеевны все было рассчитано для пользы и удовольствия ее внука». Чтобы Лермонтову не было скучно, бабушка стала приглашать в дом и учеников среди соседей-ровесников Лермонтова. В итоге получился почти целый класс — вместе с внуком уроки посещали примерно 10 мальчиков. Вместе они занимались грамматикой, историей, математикой, географией, иностранными языками. Также Лермонтов рисовал, играл на скрипке и фортепиано. Всех учителей оплачивала Арсеньева.
Продолжил учиться Лермонтов в Московском пансионе. К поступлению его готовили основательно: почти год с 12-летним мальчиком занимались университетские педагоги. Один из них, Алексей Зиновьев, преподавал ему русский и латинский языки, историю и географию. Своему наставнику молодой поэт показал первые стихи.
Домашние уроки Лермонтову давал и Алексей Мерзляков — профессор и декан отделения словесных наук Московского университета, литературный критик, поэт и переводчик. Мерзляков всю жизнь посвятил изучению и преподаванию словесности. В начале XIX века он открыл публичные бесплатные курсы, на которых любой желающий мог послушать лекции об истории и теории поэзии. Эти лекции были очень популярны в Москве: их посещали не только студенты, но и светская общественность.
Толстой не проникся к педагогу симпатией. Литературовед Павел Басинский в книге «Лев Толстой: бегство из рая» описывает такой случай. Однажды Сен-Тома решил наказать маленького Льва за плохо выученный урок, заперев его в чулане, и пригрозил ему розгами. У будущего классика это вызвало шок: «Едва ли этот случай не был причиною того ужаса и отвращения перед всякого рода насилием, которое испытываю всю свою жизнь».
Совсем иные чувства у мальчика вызывал другой учитель — немец Федор Россель — прототип Карла Ивановича из повести «Детство», немец «с добрым лицом». Человеку с несчастной судьбой Толстой сочувствовал с самого раннего возраста. Этот немец пошел на военную службу вместо брата, попал в плен, бежал из страны и был вынужден покинуть свою родину. «Бедный, бедный старик! Нас много, мы играем, нам весело, а он — один-одинешенек, и никто-то его не приласкает», — писал Толстой.
Позже место учителей заняли братья Драшусовы: Николай учил французскому, Александр – математике, Владимир – словесности.
Младший брат Достоевских Андрей вспоминал, что к ним в дом приходил еще приглашенный учитель — дьякон, преподававший братьям Слово Божье. Дьякон был прекрасным рассказчиком и, бывало, часами рассказывал сюжеты Святого писания так, что даже «маменька, оставив свою работу, начинала не только слушать, но и глядеть на воодушевляющегося преподавателя».
Поступив в Московский пансион Вейденгаммера, он продолжил домашние занятия с педагогами, большинство из которых трудились в пансионе. Один из них — Иван Клюшников — преподавал мальчику русскую историю. Клюшников был известным поэтом и членом литературного кружка Станкевича. Белинский ставил его творчество в один ряд с поэзией Лермонтова и Кольцова, считая одним из выдающихся поэтов эпохи. Тургенев с большим уважением относился к своему учителю и продолжил общаться с ним, уже повзрослев.
После того, как Ивану исполнилось девять лет, Тургеневы вернулись из Европы, где жили, в Россию и наняли учителей по русскому, французскому и латыни, танцам, математике, истории, географии и рисованию. Но наибольший след в памяти и душе будущего писателя оставил Иван Клюшников, педагог Московского пансиона Вейденгаммера, который преподавал не только в учебном заведении, но ещё и приходил давать уроки домой к Тургеневым. Он знакомил Ивана Тургенева с русской историей и стал не только наставником, но и старшим товарищем для Ивана Сергеевича. Их общение продолжалось много лет.
Я поэтов видел в бронзе и граните,
И царей встречал на медных скакунах.
Имена великих в позолоте литер
Ярко полыхают в солнечных лучах.
Я – за справедливость!
Надо бы поставить
Где-нибудь на улочке скромный пьедестал –
Памятник Учителю… И на нём бы надпись:
"Без него бы Пушкин Пушкиным не стал"
Источники:
https://www.culture.ru/materials/254680/pervye-uchitelya-russkikh-klassikov'/
https://kulturologia.ru/blogs/131219/44914/
стихи Владимира Евплухина
Рубрики: | Исторические портреты |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |