-ћузыка

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Galina63

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 2) Live_Memory  луб_ расоты_и_«доровь€

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.11.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 10132

ѕравославна€ инквизици€

„етверг, 22 »юл€ 2010 г. 12:01 + в цитатник
ѕравославна€ инквизици€



¬ дореволюционной исторической литературе высказывалась, правда очень робко, мысль, что православна€ церковь, так же как и католическа€, использовала инквизиционные методы расправы с теми, кто выступал против религиозной идеологии и феодального гнета, и имела дл€ этого особый аппарат. »сторики считали, что начало инквизиции в восточной церкви было положено еще во времена императора ‘еодоси€ в  онстантинополе ( IV в. н. э.).

ќни доказывали также, что инквизици€ существовала не только в древней –уси, но и в начале XVIII в., при ѕетре I . "ѕетр I , - писал один историк в журнале "–усский вестник" в 1891 г., - создал у нас инквизицию и инквизиторов, и нет возможности отрицать, что все гражданское и церковное управление при нем и долгое врем€ после него было проникнуто инквизиционным настроением".



    



’ристианство, каким бы оно нибыло, католическим или почти православным, пролило немало крови и все это в угоду своему господу, который, по словам церковников, претендует на роль самого люб€щего и прощающего бога. ј что же на самом деле? ј на самом деле мы все знаем о крестовых походах, о крещении –уси, в ходе которой наше население сократилось с 12 миллионов человек до 3 миллионов (если мне пам€ть не измен€ет), ну и, конечно же, об инквизиции, котора€ не гнушалась жечь людей заживо.







Ќо, говор€ об инквизиции, на ум приход€т воспоминани€, из школьного курса истории о средневековой инквизиции и ни слова не говоритс€ о том, что и у нас на –уси инквизици€ имела место. “ак, в древней –уси ведовские процессы возникли уже в XI в., вскоре после утверждени€ христианства. –асследованием этих дел занимались церковные власти. ¬ древнейшем юридическом пам€тнике — «”ставе кн€з€ ¬ладимира о церковных судах» ведовство, чародейство и волхвование отнесено к числу дел, которые разбирала и судила православна€ церковь. ¬ пам€тнике XII в. «—лово о злых дусех», составленном митрополитом  ириллом, также говоритс€ о необходимости наказани€ ведьм и колдунов церковным судом. ѕо примеру своих католических соратников православна€ инквизици€ разработала в XIII в. методы распознавани€ ведьм и чародеев огнем, холодной водой, путем взвешивани€, протыкани€ бородавок и т. п. ¬начале церковники считали колдунами или чароде€ми тех, кто не тонул в воде и оставалс€ на ее поверхности. Ќо затем, убедившись, что большинство обвин€емых не умели плавать и быстро тонули, изменили тактику: виновными стали признавать тех, кто не мог держатьс€ на воде. ƒл€ распознани€ истины широко примен€ли также, по примеру испанских инквизиторов, испытание холодной водой, которую капали на головы обвин€емых.

ѕоддержива€ веру в дь€вола и его могущество, представители православной церкви объ€вл€ли еретичеством вс€кое сомнение в реальности дь€вола. ќни преследовали не только лиц, обвиненных в сношени€х с нечистой силой, но также и тех, кто высказывал сомнение в ее существовании, в существовании ведьм и чародеев, действовавших при помощи дь€вольской силы.

ќсобым зверством отличилс€ новгородский архиерей лука ∆ид€та, живший в XI в.  ак отмечает летописец «сей мучитель резал головы и бороды, выжигал глаза, урезал €зык, иных распинал и подвергал мучени€м» “ак же сурово Ћука расправл€лс€ и с принадлежавшими ему кресть€нами. ’олопу ƒудику, не угодившему чем-то своему феодалу, по приказанию Ћуки ∆ид€ты отрезали нос и обе руки. ¬ летописи за 1227г говоритс€ о казни четырех волхвов, которых сначала доставили на двор архиепископа, а затем предали огню. ќколо того же времени в —моленске духовенство требовало казнить монаха јвраами€, обвин€€ его в ереси и чтении запретных книг – предложенные виды казни – пригвоздить к стене и поджечь или утопить. ¬ 1284 г. в русской « ормчей книге» (сборнике церковных и светских законов) по€вл€етс€ мрачный закон: «≈сли кто будет еретическое писание у себ€ держать, и волхованию его веровать, со всеми еретиками да будет прокл€т, а книги те на голове его сжечь » ¬идимо, следу€, данному закону, в 1490 году новгородский архиепископ √еннадий велел сжечь на головах осужденных-еретиков берест€ные грамоты. ƒвое наказанных сошли с ума и умерли, архиепископ √еннадий же причислен к лику св€тых.

¬ 1411г. киевский митрополит ‘отий разработал систему меропри€тий борьбы с ведьмами. ¬ своем послании духовенству он предлагал отлучить от церкви всех, кто будет прибегать к помощи ведьм и чародеев. ¬ том же году по наущению духовенства в ѕскове сожгли 12 колдуний за €кобы насланный на город мор. ¬ 1444 г. по обвинению в чародействе в ћожайске всенародно был сожжен бо€рин јндрей ƒмитрович с женой. ¬ XVI в. преследование волхвов и колдуний усилилось. —тоглавый собор 1551 г. прин€л против них р€д суровых постановлений. Ќар€ду с запрещением держать у себ€ и читать «богомерзкие еретические книги», собор осудил волхвов, чародеев и кудесников, которые, как отметили отцы собора, «мир прельщают и от бога отлучают».

¬ «ѕовести о волхвовании», по€вившейс€ под вли€нием церковной агитации против ведьм и чародеев, их предлагалось «огнем жечи». Ќар€ду с этим церковь воспитывала народ в духе непримиримой вражды к медицине. ѕроповеду€, что болезни посылаютс€ богом за грехи людей, церковь требовала, чтобы народ искал исцелени€ в молитвах, испрашива€ «божьей милости» в «чудотворных» местах. Ќа знахарей, лечивших народными средствами, церковь смотрела как на посредников дь€вола, пособников сатаны. Ётот взгл€д нашел отражение в пам€тнике XVI в. — «ƒомострое». ѕо «ƒомострою», грешники, оставившие бога и призывавшие к себе чародеев, кудесников и волхвов, уготовл€ют себ€ дь€волу и будут мучитьс€ вечно.

ќбобщив весь накопившийс€ опыт по борьбе с ведовством и чародейством, правительство по насто€нию духовенства издало в 1653 г. специальный указ, повелевавший никаких богомерзких дел не совершать, не держать отреченных, гадательных и еретических книг, не ходить к вороже€м и ведунам. ¬иновных лиц велено как врагов божьих жечь в срубах. Ёто не было одной угрозой. “ак, √.  .  отошихин рассказывает, что за «волховство, за чернокнижество мужиков жгли живыми, а женщинам за чародейство отсекали головы».

¬едовские процессы часто очень разрастались, чему способствовала примен€вша€с€ тогда практика сыска вины пытками и казн€ми. —ветские и духовные власти не стремились установить истину. ќни заранее осуждали привлеченных по этим «винам» людей, признани€ нужны были им дл€ оправдани€ суровых наказаний. ¬ 1630 г. по делу одной «бабы-ворожейки» было привлечено 36 человек; по делу “имошки јфанасьева, возникшему в 1647 г., судили 47 «виновных». ¬ 1648 г. вместе с ѕервушкой ѕетровым, обвиненным в чародействе, «пытали» истину у 98 человек. «а јленкой ƒарьицей, привлеченной к суду в 1648 г. за тот же грех, последовали 142 жертвы. — јнюткой »вановой (1649 г.) судили за чародейство 402, а по процессу ”ма€ Ўамардина (1664 г.) -1452 человека10.

¬едовские процессы продолжались и при ѕетре I, причем дл€ борьбы с колдовством привлекалс€ весь административно-полицейский аппарат феодально-крепостнического государства. ¬ 1699 г. в ѕреображенском приказе велось следствие по обвинению в колдовстве аптекарского ученика ћаркова. «десь же пытали кресть€нина Ѕложонка за его сношение с нечистой силой. ¬ 1714 г. в городе Ћубны (”краина) собирались сжечь за чародейство одну женщину. ќб этом узнал ¬. Ќ. “атищев, находившийс€ в этом городе проездом из √ермании, автор «»стории российской». ќн критиковал реакционную роль церкви и стремилс€ освободить «вольные науки» от религиозной опеки. ѕоговорив с обвин€емой, “атищев убедилс€ в ее невиновности и добилс€ отмены приговора. ∆енщину все же отправили на «смирение» в монастырь.

јктивную роль служителей культа в организации и ведении ведовских процессов отмечает и царский указ 25 ма€ 1731 г. ѕо этому указу епархиальные архиереи должны были наблюдать, чтобы борьба с чародейством велась без вс€кого снисхождени€. ”каз напоминал, что за волшебство назначаетс€ смертна€ казнь сожжением. —ожжению подвергали и тех, кто, не «бо€сь гнева божьего», прибегал к колдунам и «знахар€м» за помощью. ѕеред сожжением их еще били кнутом.

ѕоследнее известное сожжение произошло в 70-е гг. XVIII в. на  амчатке, где в дерев€нном срубе сожгли колдунью-камчадалку. –уководил казнью капитан “енгинской крепости Ўмалев.

»сточники:

1) ≈. ‘. √рекулов «ѕравославна€ инквизици€ в –оссии»

2) —тать€ ≈.Ўацкого «–усска€ православна€ церковь и сожжени€»

3) —тать€ « »стори€ греха. ѕравославна€ инквизици€ на –уси»



ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



pyotr2   обратитьс€ по имени —уббота, 11 јвгуста 2012 г. 23:14 (ссылка)
ѕравославна€ церковь ,таким образом,выходит всегда шла в ногу со временем и была за бога,цар€ и отечество,как и сейчас ,но только пусть это делает без нас.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку