Весь секрет жизни в том, чтобы подготовить хорошие воспоминания.
Живой отличается от мёртвого способностью изменяться.
Если человек знает, чего он хочет, значит, он или много знает, или мало хочет.
(М. Жванецкий)
Это невозможно! - сказала Причина, Это безрассудно - заметил Опыт, Это бесполезно - отрезала Гордость, Попробуй! - шепнула Мечта...
(из недр Интернета)
Дорогие друзья и ПП! Поздравляю Вас ! |
Самых надежных, верных и близких,
Самых родных и любимых друзей
С праздником нежным, светлым и чистым
Спешу я поздравить скорей!
Хочу, чтобы Вы никогда не болели,
Не знали проблем и забот.
Пусть только радость, большое везенье
Сопутствуют Вам круглый год.
Пусть в доме поселится счастье,
Успех и удача – в делах.
И пусть ваша жизнь станет сказкой,
О которой мечтали всегда!
|
Бедоснежка_11 !!! А-У-У-У-... |
Прежде всего - огромная благодарность за поздравление :-))
... и большое спасибо за симпочку :-))
Но Ваш "ник" не отзывается: или ошибка, или глубоко законспирированное инкогнито. А я из сил выбиваюсь. Пытаюсь быть благодарным и благородным :-)
Гюльчатай, покажи личико!!!
|
Без заголовка |
Дорогие мои подруги и ПЧ!
С любовью и уважением Поздравляю Вас с праздником весны!
Здоровья, счастья и любви Вам на многие годы!
А всё остальное мы с Вами купим на "Привозе"
|
Бай-бай! |
|
Всем друзьям и ПЧ!!! |
Дорогие друзья и ПЧ! Я не обленился и не изменился. Просто надеялся преодолеть дефицит времени.
Но человек предполагает.... Говорят : "Если хочешь рассмешить Бога - расскажи ему о своих планах".
А сначала была аттестация. Учителя, медики и не знаю кто ещё понимают, о чём речь.
Потом съездили в Болгарию в Стара Загора (город такой) и на фестивале - конкурсе взяли пять золотых медалей.
Остались только Гос. экзамены: сидел за партитурами, работал, никого не трогал, копил материальчик с огромным желанием скромно похвастаться.... И сломал ногу. Сижу в гипсе. Месяца на два. В манёвре ограничен до предела. Сегодня в первый раз добрался до компа на костылях и пишу вот это...
В общем, я не трус и не лентяй, и не бессовестный. Просто не везучий. Хотя по-прежнему Ваш друг и ПЧ!
Не обижайтесь, поймите и простите. Летом исправлюсь. Обязательно :-))
|
Поздравляю!!! |
Дорогие мои друзья и ПЧ!!
Желаю Вам всем в Новом 2012-м году крепкого здоровья, хорошего настроения, семейного благополучия, интересных дневников и умных, интересных комментариев!
С грустью отмечаю, что в последние годы Новый Год наступает всё чаще и чаще...
Но праздник остаётся! Предлагаю открыть шампанское. ПОЗДРАВЛЯЮ!!!
|
Очень коротко... |
Метки: ни о чём. |
Коротко.... |
Сегодня (6 июня) родились два небезразличных для Одессы человека: Иосиф Дерибас и Александр Сергеевич Пушкин. Правда с разницей в 50 лет...
6-е июня - может ЭТО что-то значит для Одессы??!!
Метки: знаменитости юбилей |
Мой отец (5) |
6. Агония врага
Агенты фашистской пропаганды приводят многочисленные примеры разложения оккупационных войск, их мародёрства, спекуляции, деморализации: румынские солдаты днём открыто продавали на рынке советские листовки, а немцы тайно торговали оружием.
Под мощными ударами Советских войск, под идейным воздействием патриотов-подпольщиков и стойкостью советских граждан началось бегство из оккупационных армий. Передовая их часть сознательно и решительно с оружием в руках стал переходить на сторону Советского народа и его вооружённых сил. Так, только в марте 1944 года в Кривобалковские катакомбы г. Одессы перешли с полным вооружением 88 словацких солдат и офицеров,[i] а затем вместе с советскими воинами они активно вели борьбу против фашистской Германии.
По мере приближения советских войск к Одессе, удесятерилась сила советских патриотов. Борьба становилась более опасной и ответственной. Враг был тяжело ранен, но ещё силён. Чувствуя неминуемую гибель, он применял самые жестокие меры к местному населению. Чтобы добить врага, обезвредить, необходимо было хорошо знать его намерения и расположение его сил. Исключительную роль в этом играли десантные войска. С каждым днём увеличивалось количество высаженных десантников в тылу врага.
По заданию С.Дроздова в первых числах марта 1944 года Пантелей со своим неизменным спутником баяном направился на встречу с десантником Гавшиным, который должен был передать важные документы для партизан Центральных, Кривобалковских и Усатовских катакомб. Встретились на Тираспольской остановке. Вдруг началась облава. Кольцо сужалось. Гавшин поспешно передаёт свёрток и скрывается в толпе, а Пантелей резким прыжком мгновенно оказывается в вулканической мастерской. Пакет с ценными документами был спрятан в надёжном месте, а затем доставлен по назначению.[ii]
С первых дней знакомства у Пантелея с Надеждой Самборской завязалась дружба. Теперь они работали вместе в подполье. Как-то, возвращаясь из города, они притащили корзину с гранатами. Открыв дверь в комнату, Пантелей увидел развалившегося в кресле немецкого офицера. Чтобы предупредить Надежду, он громко заговорил с офицером на ломаном немецком языке. Корзина с гранатами ловко была спрятана.
Из разговора с офицером, Пантелей узнал, что тот музыкант, что в прошлом его концерты пользовались большим успехом, а теперь солдату стало не до музыки. На другой день они отправились на охоту. Сразу за селом начиналась степь, где водилось в это время много зайцев. Офицер, вооружённый ружьём «Зауэр», пистолетом и двумя гранатами шёл впереди, а Пантелей был загонщиком. Ему было не по себе, когда он оставался наедине с вооружённым врагом. Дрожь пробегала по спине, но он не выдал себя. Не было удачи у офицера. Потеряв надежду, он передал ружьё Пантелею. Тут пригодилось мастерство, приобретённое в детские и юношеские годы. С первого его выстрела заяц летел кубарем. Под вечер они возвращались, таща на плечах 6 зайцев. Офицер подарил Пантелею пистолет с патронами, а за рюмкой водки рассказал о своей потрёпанной части, о настроениях солдат, о расположении немецких войск, о направлении их передвижения.
Ценные данные были переданы С.Дроздову.[iii]
Руководитель десантной группы Василий Дмитриевич Авдеев (Черноморский) подробно изучил расположение партизанских групп в катакомбах и их людей. На первое совещание руководителей подполья пригласили и П.П.Терещенко, являющегося начальником штаба отряда усатовских катакомб. Совещание проходило в маленькой комнатушке на Балтской улице. Присутствовало 5 человек, в том числе Авдеев, Дроздов, Овчаренко (Чалый). Дроздов представил всем Авдеева.
Он был небольшого роста, лицо худощавое, с бородкой, носил очки, одет был скромно, в кожухе, сверху подпоясанный ремнём, в сапогах и тёплых брюках. Внешне выдержанный, спокойный, по виду больше напоминал не врача-хирурга, а рабочего-железнодорожника. Был смел, бодр, любил быстро ходить. Авдеев в прошлом был чекистом.
Внимательно выслушав всех, он несколько раз акцентировал внимание на необходимость строгой конспирации. С этой целью предложил разбить партизанские группы на пятёрки, чтобы в случае провала труднее было выловить всех.[iv]Красной нитью он проводил мысль о том, чтобы объединить все группы и ещё до прихода Красной Армии освободить город.
В усатовских катакомбах партизанский отряд располагался на глубине15-20 м. с выходами на западную сторону села, где проходила центральная улица, и были основные гнёзда врага. Выходов из катакомб было более 10. Это обстоятельство создавало больше возможностей маневрировать, легче проникать во вражеские войска, сеять среди них панику, наносить им удары с разных позиций. Наряду с этим партизаны оказывали большую помощь населению: загоняли в катакомбы скот, спасали материальные ценности, оказывали поддержку молодёжи.
Фашисты прибегали к старым методам влияния на молодёжь с помощью религии, буржуазного национализма, разврата. В ряде месс тони пытались открыть дома терпимости, которые молодёжь тут же разгоняла. В школах вводили закон божий, но на занятия никто не хотел ходить. Прибегали и к различного рода провокациям. Так, фашисты расклеивали на столбах афиши о вербовке добровольцев в так называемый украинский полк «Тараса Трясило». Появились агитаторы и добровольцы, фотографии, где подставные лица изображали очередь записывающихся добровольцами в полк. Как сообщила тайная полиция, на селе не нашлось ни единого добровольца.[v]
Приближался конец фашистской оккупации. Но враг до последней минуты уничтожал и грабил население, угонял молодёжь в Германию.
Теперь задача партизанско-патриотического движения состояла в том, чтобы помочь Советской Армии уничтожить гитлеровских захватчиков, не дать им возможности вывозить богатства советского народа.
7. Освобождение
Усатовские партизаны расставили свои силы так, чтобы парализовать отступление войск противника и добить его. Являясь начальником штаба отряда, Пантелей Павлович, вместе с другими подпольщиками проводил большую агитационную работу среди населения, поднимал жителей села на борьбу с оккупантами. С помощью партизан в катакомбы было переведено десятки голов скота и много птицы.[vi] Только 5 апреля 1944 года усатовцы отбили у врага и направили в катакомбы 100 советских граждан, уничтожили свыше 30 солдат и офицеров.[vii] Регулярно они распространяли сводки Совинформбюро. Только за последнее время изготовили от руки 200 листовок и обращений к населению.[viii]
Против оккупантов поднимался весь народ. Вот один из примеров. По заданию П.П.Терещенко партизанка усатовского отряда, его связная, направилась в город с целью проникнуть к городским партизанам и договориться о совместном выступлении. Враг свирепствовал. Улицы пустовали, появляться на них было опасно.
Неонила Гришакова, пробираясь переулками и дворами, сумела обойти все явки. Обратный путь был ещё более опасным, ибо она несла с собой в отряд медикаменты и краски для обновления знамени. По пути Неонила забежала домой. Мать всё поняла и посоветовала в целях маскировки зайти в Усатово к священнику Ивану с просьбой провести её в катакомбы. Мать помнила, как он помогал красным в гражданскую. Так и случилось. Отец Иван, спрятав свёрток под рясу, провёл Неонилу до самых катакомб.
8-го, 9-го, 10-го апреля партизанский отряд вступил в бой с фашистами в с.Усатово. Партизаны не успели ещё занять улицу, где жил священник со своей семьёй, как оккупанты ворвались в его дом, убили жену. Отец Иван бросился в церковь, чтобы ударить в колокола и возвестить народу об опасности расправы, но не успел. Его расстреляли у порога церкви.[ix]
Так в решающей схватке с врагом выступили единым фронтом все советские патриоты, люди разных наций и народностей, верующие и неверующие.
После изгнания и разгрома оккупантов, партизаны, способные носить оружие, влились в войска действующей армии. П.П.Терещенко решено было оставить заместителем директора филармонии и эстрады. Много сил он отдал восстановлению культурно – просветительных учреждений, организации концертных бригад, благоустройству возвращающихся из эвакуации работников искусства. Положение было сложное, необходимо было всех обеспечить жильём, хлебными карточками, пайками.
[i] ПА ОО, ф.11, оп.45, ед.хр.59, л.36.
[ii] ПА ОО,ф.11, оп.45, ед.хр.59, л.35.
[iii] Из записей П.П.Терещенко.
[iv] М.Зотов. «Наперекор смерти», Одесса, 1966, стр.110-111.
[v] ПАОО, ф. 92, оп.2,ед.хр.52,л.10-13.
[vi] ПАОО,ф.1,оп.45,ед.хр.51,л.12.
[vii] ПАОО,ф.1,ф.45,ед.хр.51,л.№13.
[viii] Там же,л.№14.
[ix] Из воспоминаний Н.И.Лаптевой (бывшей партизанки Н.Гришаковой).
|
Мой отец (4) |
Продолжаю публикацию. Напомню, что стараюсь предельно точно изложить оригинал. Но в этой части хочу поместить сохранённые фотографии. Не все они соответствуют времени излагаемых событий. Оно и понятно: не могли же партизаны зайти в фото-мастерскую и заказать групповую фотографию личного состав партизанского отряда в оккупированной Одессе?!
И та к продолжим:
1. Одесса непокорённая
Пробираясь из Харькова, он видел разрушенные и полуразрушенные города и сёла. Он не знал их раньше, поэтому они не производили на него такого страшного впечатления, как теперь родной город. Казалось, что в нём не осталось ничего живого. Груды развалин на привокзальной площади не были убраны. В связи с разрухой отдельные кварталы улиц были непроходимыми. На местах бывших домов чернели котлованы, ямы. Особенно тяжело было видеть, как на улице им. Чкалова срывали трамвайную линию, а рельсы погружали в вагонные площадки для отправки в страну оккупантов. Много раз смотрел он смерти в глаза, но теперь не мог удержаться от слёз, глядя как увозят в Германию театральные кресла, декорации, картины и другие ценности искусства.
Чтобы меньше попадать на глаза полиции, да и знакомым, поклонникам своего музыкального мастерства, Пантелей пробирался на ул. Нежинскую, 36, к тётке Юлии Прокопьевне Губановой, глухими улицами и переулками. Среди многочисленных родственников она была наиболее осторожной и не особенно разговорчивой. Здесь он застал Надежду Самборскую, снимавшую у неё комнату. Это была 16-летняя очаровательная, застенчивая, черноглазая девушка. Её родители жили в 10 км. от Одессы, в селе Усатово. В мирное время усатовчане легко преодолевали это расстояние, добираясь ежедневно на работу в город. А в период оккупации связь была нарушена, и Надя навещала мать один – два раза в неделю.
Однажды она прибыла в село с Пантелеем. С первых минут знакомства с матерью, «Лободихою», как называли её в селе, его раздражал её чрезмерно высокий, хрипловатый голос. Казалось, ничто её не интересовало, никого она не хотела слушать, а только безудержно рассказывала о домашних заботах, о тяготах жизни, наступивших при оккупации. Особенно беспокоила Евдокию Николаевну солдатская кухня, поставленная у неё во дворе румынами. Всех кур переловили, - жаловалась она, - вещи забрали, всё хозяйство разорили. Она приглашала Пантелея приходить почаще и советовала ему называть себя племянником, которых у «Лободихи» было много.
В отличие от своей сестры, Константин Николаевич Сербулов был молчалив. С большим трудом он вытягивал из себя слова, словно тяжёлые кирпичи, которые, как хороший мастер, строго укладывал по порядку. Он расспрашивал Пантелея, внимательно выслушивал, делал паузы, а затем снова и снова задавал вопросы. Новый гость ему всё больше приходился по душе, может быть потому, что видел любовь к нему племянницы Нади.
С каждым днём увеличивался круг знакомых. В основном это были близкие и дальние родственники Сербулова, для которых он был другом и наставником. Какой-то особой силой и обаянием обладал Константин Николаевич. К нему шли за советом и помощью многие односельчане. Это были не простые разговоры за чашкой чая, а встречи подобно магниту, которые притягивали к себе всё новых и новых людей.
П.Терещенко начал понимать, что имеет дело с какой-то тайной организацией. Конец догадке положил Степан Ильич Дроздов, часто навещавший Сербулова. Это был человек средних лет, худощавый, небольшого роста, с сильно искалеченной ладонью на левой руке. С первого же дня знакомства он определил Терещенко и без каких-либо колебаний предложил ему работу. «Работа будет необычной, - сказал он, - надо идти в рестораны и бодеги (сегодня их назвали бы кафе или бар), места сборищ вражеских солдат и офицеров, прислушиваться ко всему, всё замечать и нас, советских патриотов, информировать.[i]
Пантелей редко бывал в ресторанах. Он знал, что там играют оркестры, что ему баянисту-одиночке не будет места. После знакомства с Дроздовым он начал бродить по различным бодегам, которые росли как грибы после дождя. Сначала они были открыты на каждой улице, а на другой год оккупации – почти на каждом квартале.
На первых порах без привычки Пантелею было унизительно, стыдно договариваться с хозяевами. Обычно договор сводился к тому, что в день за пятичасовую игру на баяне он получал обед из двух блюд и подачки от подвыпивших посетителей. При второй встрече Дроздов предложил проникать и в рестораны, где обычно собирались офицеры, коммерсанты, местная знать. Он разработал целую инструкцию для конспирации Терещенко: вести себя просто, среди бродяг быть бродягой, среди пьяниц – пьяницей, среди солдат – солдатом; меньше говорить самому, больше слушать других, умело поддерживать нужный разговор, ничего своего не называть, внешний вид – нейтральный, аполитичный, ко всему безразличный, принцип: мы – музыканты, а музыка превыше всего, она не знает ни границ, ни политики. Для удобства общения с посетителями он рекомендовал овладеть основными разговорными фразами не только немецкого языка, но и румынского, чешского, югославского, болгарского и др.
Обычно к концу дня в ресторанах и центральных бодегах появлялись офицеры со своими дамами. Первые тосты они поднимали за фюрера, Антонеску, Михая, за победу на фронтах, а заканчивали проклятием войны и её организаторов. Выпивки сопровождались музыкой и песнями. Пантелей с каждым новым визитом убеждался в правоте Степана Ильича о необходимости детального изучения состава посетителей ресторанов и бодег, применения более тонких и гибких методов работы среди них. Он приобрёл несколько сборников популярных немецких, чешских, румынских и других песен и танцев. По совету Дроздова партитуру, обычно, носил на видном месте в папке, а в баяне замаскированные сводки Совинформбюро, листовки – призывы к солдатам воюющих стран и маленькую гранату.
В ресторанах чаще всего приходилось выполнять заказы офицеров и их дам. Обстановка для Пантелея Павловича была тяжёлой, унизительной. Вот один из эпизодов: немецкий капитан пальцем зовёт его к себе и неумело насвистывает мелодию. Баянист не уловил её, за что и получил пощёчину. Другой случай: в зал ресторана ввалился крепко подвыпивший подполковник румынской армии с дамой. Потребовал какой-то танец. Пантелей и на этот раз не понял, чего от него хотят. Подполковник неистово бьёт сапогом по баяну, который под грохот и визг падает и разбивается.
Но не всегда были унижения и оскорбления, были и радостные минуты. Перед принятием партизанской присяги С.Дроздов вручил П.Терещенко целую пачку листовок для распространения их среди войск оккупантов, особенно среди румынских солдат. Сборищами румынских сержантов и солдат были бодеги, где изредка появлялись городские жители и крестьяне из окрестных сёл. Они шли сюда, чтобы утолить своё горе в бутылке цуйки (водки).
Баянист внимательно следил за настроениями собравшихся и подбирал нужные мелодии. Вот он затягивает на баяне «Випрягайте, хлопці, коні», за тем «Ой під вишнею, під черешнею» и многие подтягивают. Незаметно он разжигает больше и уже все присутствующие поют «Катюшу», кто на украинском, кто на румынском и чешском языках. Могуче и последовательно звучит мелодия «Священной войны», которую подхватывают со слезами на глазах местные жители. А возвращаясь домой, они обнаруживают в карманах листовки, которые зачитывают до дыр с надеждой на скорое освобождение.
Незаметно для себя Пантелей обрастал друзьями – единомышленниками. Из беседы с Сербуловым и Евдокией Самборской он узнал, что её сестра Семёнова, проживающая по Ремесленной улице, находится под большим влиянием своего зятя Анатолия Лощенко. С первого знакомства Пантелей сблизился с этим раздражительным, вспыльчивым человеком. Присутствующим при разговорах казалось, что чем больше горячился один, тем спокойнее становился другой. Уступчивость Пантелея нравилась Анатолию. Всю ночь они проговорили. Из бесед Пантелей узнал, что Анатолий – инженер-химик, по званию майор, что под Севастополем был тяжело ранен. Не скрывал он, что коммунист и глубокий патриот Советской власти. Они начали действовать сообща.
После принятия партизанской присяги П.Терещенко познакомили с руководителями партизанских групп: Д.Овчаренко, И.Кирсановым, С.Кравченко и др. От Дроздова он получил новое задание по усилению работы среди чехов. В Одессе чешских солдат и офицеров было много. Они легко сближались с местным и с ненавистью относились к фашистским оккупантам. Одесситы видели, что это свободолюбивый народ. С самого начала оккупации между чехами и немцами происходили частые стычки.
С большим сочувствием чехи относились к советской молодёжи. Рискуя жизнью, отдельные из них снимали немецкие посты и выручали юношей и девушек, согнанных для отправки на рабский труд в Германию.
Чешский полк был переброшен в Одессу из Николаева в октябре 1943 года. Он был крепко потрёпан под Майкопом, его остатки по существу из боевой единицы были превращены в часть по охране складов. И всё же в его составе ещё насчитывалось 370 солдат, сержантов и офицеров. Значительная часть их была расквартирована на частных квартирах, что способствовало сближению с местным населением.
Установлением связи с военнослужащими чешского полка занимались партизанские группы, действующие под руководством С.Дроздова, А.Овчаренко, Тимофеева и др.[i]
Среди чехов выделялся Михаил Кончиты, который проживал у П.А.Андрюшиной. Из её рассказов известно, что он установил в своей комнате радиоприемник, периодически слушал Москву, записывал сводки Информбюро и объединял вокруг себя солдат и сержантов, настроенных против оккупантов.[ii] Большую работу по разложению войск проводил и солдат 3-й роты Павел Гайдучка.
9 декабря 1943 года в доме №71 по Малороссийской улице (ныне улица Лазарева) П.Гайдучка вместе с другими подпольщиками приняли партизанскую клятву и начали проводить агитацию среди солдат за переход на сторону партизан.[iii] К ним примкнул Иосиф Киш, Владимир Лавчик, Крошлак Ян и многие другие. Они убеждали чешских солдат не выполнять приказов немецкого командования, оставаться в городе до прихода Советской Армии.
Участники партизанского подполья, расположенного в селе Усатово, испытывали большую нужду в оружии. П.Терещенко вместе с юными партизанами – комсомольцами: 16-летними Николаем Бодникевичем и Валентином Шевичем взялись за это ответственное задание по добыче и доставке оружия в катакомбы. Сложность заключалась в опасности быть обнаруженными, за что грозила смертная казнь без суда. В ночное время передвижение по городу без пропусков было категорически запрещено. Пришлось теперь выступать по бодегам всем троим: Пантелей играл на баяне, а его юные друзья – на ударных инструментах. Пользуясь этим, В.Шевич и Н.Бодникевич на рассвете направлялись с Нежинской улицы в Усатовские катакомбы. Пантелей на пролётке вёз какой-то длинный ящик, стянутый проволокой, а Валентин и Николай с забинтованной ногой, которая не сгибалась, ибо в ботинке находился ствол винтовки, а под рукой – приклад. Ночью партизаны с большим удовлетворением приняли три винтовки, патроны и гранаты, доставленные за 10 километров отважными юношами.[iv]
В начале 1943 года Усатовские партизаны усиленно готовились ко дню Советской Армии. Было распространено более 100 листовок Совинформбюро, написанных от руки. Многие из этих листовок попали к солдатам оккупационных войск, в сумки и карманы крестьян, возвращавшихся из города домой. Более 100 юношей и девушек, которым угрожала фашистская каторга, нашли себе убежище в катакомбах.[v]
Отряд готовился к принятию новых людей в свои ряды. Назрела необходимость в приобретении знамени отряда. Однажды Пантелей с баяном в руках и в сопровождении Валентина Шевича, проходя по Тираспольской площади, увидел на углу, где дислоцировалось подразделение оккупационных войск, красное знамя с белой фашистской свастикой. Пантелей посмотрел на знамя, а Валентин всё понял без слов. Договорились, что при появлении фашистов Пантелей начинает играть на баяне. Через несколько секунд Валентин взобрался на деревянную подставку (был ремонт помещения) и знамя оказалось в его руках.[vi] Свастика была отпорота, а на красном полотнище партизанка Тамара Кравченко вышила: «Первая центральная партизанская группа с. Усатово».[vii] Это знамя в своё время демонстрировалось на партизанской выставке Украины.
С каждым днём усиливались панические настроения среди войск сателлитов фашистской Германии. Ложь и провокации фашистской пропаганды оказывали уже обратное действие. Значительная часть войск славянских народов направлялась против нашей страны через Одессу. По заданию фашистского командования здесь был создан отдел пропаганды армейских войск группы «А», в распоряжении которого находились 666-я и 698-я роты, несколько отрядов и групп пропаганды, пресса, радио.[viii]
Агенты фашистской пропаганды были одеты в гражданскую одежду. Все они хорошо владели русским и украинским языками. Располагая соответствующими документами, полученными от германского командования, они могли в течение суток проникать во все гражданские учреждения.
Излюбленными местами фашистских лазутчиков были пункты массового скопления населения: те же бодеги, рестораны, базары, где легко можно было выйти на явку, встречу более или менее опытному разведчику или связному. Для этого у Пантелея всегда через правое плечо висел его спутник – баян («Партизан»), в котором были всегда спрятаны в левой, басовой клавиатуре, под крышкой замаскированные листовки, воззвания, в которых разоблачалась ложь и провокации фашистской пропаганды об их успехах на полях сражений, а также о силе их воинских частей, которые возвращались в глубокий тыл для переформирования после разгрома нашими войсками.
В первых числах ноября 1943 года Пантелею пришлось пойти на явку; он пошёл с баяном на базар «Привоз». День был ясный, солнечный, было много народа. Вдруг он заметил движущийся ему навстречу силуэт Степана Дроздова, вслед за ним увидел идущих поодиночке Константина Сербулова, Николая Некрасова, Валентина Шевича, Николая Бодникевича, художника отряда Петра О.Кравченко с дочерью Тамарой, а там ещё дальше – Самборская Надежда, Клейн Полина Павловна, Анна Николаевна Михайленко, Гришакова Нила: чуть-ли не весь отряд партизан. Пантелей сразу же понял обстановку сегодняшнего дня. По возможности переговорили со всеми, ознакомили с организационными вопросами о переходе в катакомбы, о начале проведения открытой работы по разъяснению членам отряда и населению правды о приближении Советских войск к Одессе и по сохранению жителей с. Усатово и членов отряда, об опасности коварного врага, который всё сметал на своём пути: убивал, сжигал, разрушал.
Перед спуском в катакомбы Пантелей вспоминал слова своего комиссара отряда Николая Никифоровича Некрасова командиру Сербулову Константину Николаевичу, где он был ком. отряда. Комиссар командиру говорил так:
Дорогой Костя!
Забудь сегодня слово жалость,
И ненависть зажги бойцам в груди,
Враги сильны и их осталось
Ещё немало впереди.
Так бей врага без сожаленья,
Не пощади и не прости,
К несовершённым преступленьям,
К ещё не тронутым селеньям
Орду убийц не допусти.
Партизанская клятва наша одна:
Скорей уничтожай фашистскую свору,
Не дай гитлеровскому псу живому
Даже доползти до дому.
А ведь гитлеровским оккупантам
Хотелось жить в Одессе, как в раю.
Но здесь они получили
Навечно могилу свою.
Их сюда никто и никогда не приглашал,
Поэтому-то каждый партизан
Их свинцом угощал.
И тогда, в это время суровое,
Мой баян ещё громче звучал.
Он о Родине пел песни новые
И на подвиги всех призывал.
[i] ПА ОО, ф.11, оп.45, ед.хр.51, л.27.
[ii] ПА ОО, ф.11, оп.45, ед.хр.53, л.34.
[iii] Там же, оп.45, ед.хр.53, л.40.
[iv] ПА ОО, ф.11, оп.45, ед.хр.51, л.1.
[v] «Одесская область в Великой Отечественной войне». Одесса, стр.275.
[vi] Из воспоминаний В.Шевича.
[vii] Там же.
[viii] ПА ОО, ф.92, оп.2, ед.хр.54, л.23.
|
Реплика. Ау-у-у! |
|
Мой отец (3). |
4. Харьков, дорога домой
На рассвете П.Терещенко настойчиво расспрашивал харьковчан, где находится мастерская по ремонту баянов. Такой вопрос вызывал удивление у прохожих, людям было не до музыки. Но среди них нашлись и такие, которые знали Петра Капылова, местного актёра, работавшего в мастерской. Состоялась встреча. Пётр Капылов долго присматривался к пришельцу, молча ходил из конца в конец своей маленькой комнаты. Он понял, что Терещенко нужна не только работа по специальности, но и прописка. А это было трудно. Кому нужны были театр и музыканты, когда вокруг горела земля.
Пантелей был голоден. От паров горячей картошки закружилась голова. Они разговорились. П.Капылов рассказал, что тоже бежал из плена и что в Харькове фашистские порядки с каждым днём становятся всё более нетерпимыми. Надо искать другое убежище. Узнав из газеты «Молва», что Одесса является румынской территорией, Терещенко решает добираться до родного города. Но как? Как пройти всю Украину без пропуска и хлеба?
П.Капылов предложил план: составить дуэт баянистов в образах Петра и Павла и направиться с концертами на юг. Пантелей боялся пробираться через сёла Полтавщины, где перед войной он выступал почти во всех населённых пунктах с памфлетами и частушками в адрес лодырей и кулаков. Многих из них называл настоящими именами, что вызывало у тружеников смех, а у последних – озлобление. Теперь они не простят. Да и баяна не было.
Вечером «апостолы», как они себя стали величать, были у известного в Харькове мастера по баянам Мищенко. Он хорошо знал Капылова через своих сыновей, которые теперь сражались на фронте против фашистской Германии, поэтому без всяких оговорок вручил Терещенко баян при условии, что он после войны возвратит.
Теперь важно было раздобыть документы. П.Капылов решил любыми путями ввести Терещенко в состав эстрадного ансамбля, комплектовавшегося в Харькове с согласия оккупационных властей. Его возглавляла малоизвестная балерина «Верочка» (фамилия не сохранилась). Через своего шефа она договорилась о выдаче пайков для актёров, об освобождении их от мобилизации на работы, добывала пропуска для свободного хождения по городу до 22 часов. Пётр и представил ей Терещенко, как лучшего музыканта, взяв на себя полную ответственность за его политическое и моральное благосостояние.
Через неделю, как и договорились с Верочкой, они прибыли со своими инструментами и подготовленным репертуаром. За столом сидел шеф, переводчиком была Верочка. Она до войны изучала немецкий язык, а теперь усердно тренировалась в произношении ряда фраз. Шеф постепенно усваивал русский язык. Пётр и Пантелей исполнили песню «Ти, чабане, сватай мене». Запевал Капылов:
Ти, чабане, сватай мене,
А ти, мати, видай мене.
За чабаном добре жити
Є що їсти,є що пити.
Второй куплет продолжал Терещенко:
Чабан зварить мамалигу
Та й повісить на гарлигу
Не вдалася мамалига
Бо зламалася гарлила.
Верочка переводила. Но к её неожиданности шеф спросил: «Что такое – гарлига?» Она объяснила, что это кривая палка с утолщением на конце. Теперь баянисты пели одновременно:
Ой ти, дівко, будь весела,
Бери торбу, йди на села.
Бери торбу величеньку
Щоб улізло багатенько.
Шеф снова спросил у неё о значении слова «мамалыга». Терещенко не выдержал и выпалил: это румынский хлеб.
Шефу понравилось. Он пальцами рук поаплодировал и тут же заявил, что с этой песней они будут выступать среди румынских солдат.
В наступившем оживлении ведущий объявил другую песню: «Пийте люди горілочку, а ви гуси воду». Шефу не понравилась тяжёлая, заунывная мелодия. Верочка объяснила ему, что это украинская народная песня. Вдруг он просветлел, его осенила «идея» переработать песню, сделав её шуточной и весёлой: «Пийте гуси горілочку, а ви люди – воду». За обработку текста взялся он сам. Исполнение затем отрывка из произведения Н.Левицкого «Баба Параска и баба Палажка» решило судьбу Пантелея. Его зачислили в передвижную концертную труппу. Через два дня «апостолы» должны были выступать с концертом в двух отделениях.
Тем временем П.Терещенко с помощью библиотекаря Ивана Лапинского купил у румынского офицера пропуск на въезд в Одессу. Не доезжая до Винницы, поезд остановили и выгрузили всех пассажиров. Из разговоров стало ясно, что в Виннице находилась резиденция Гитлера, и поэтому проезд через город категорически запрещён.
Обходными путями, на попутных автомашинах и гужевым транспортом Пантелей за неделю добрался до Жмеринки. Баян и теперь в пути выручал. В сентябре 1942 года он добрался до Одессы.
|
Мой отец (2) |
Продолжаю публикацию.
3.Плен, побег
Только на третий день Пантелей очнулся. Он никак не мог понять, где находится. Постепенно возвращалось сознание. Ныли бока от ржавого железа, заменявшего матрац, болела голова от кирпича, служившего подушкой. Пантелей узнал, что его с группой контуженных товарищей схватили фашисты и доставили в помещение Харьковской тюрьмы, превращённой в лагерь военнопленных.
С военнопленными обращались как с рабами. Каждому из них одели определённый номер, который служил их кличкой. Питание скорее носило символический характер. В лучшем случае пленным выдавали на сутки кружку подсолнуха и пол-литра воды. Фашистская «медицина» усиленно работала над вопросом замены хлеба древесными опилками. Авторы «учёных трактатов» утверждали, что желудок русских, как низшей расы, в состоянии переработать любые отходы, в том числе и древесные опилки. От такого «питания» появлялись массовые желудочно-кишечные заболевания. Ежедневно их лагеря вывозили на кладбище по 25-30 человек. Для их транспортировки была создана специальная команда из наиболее выносливых пленных. Двое из них становились в конную упряжку, 4-6 человек по бокам и в сопровождении 2 фашистских автоматчиков вывозили трупы. За малейшее неповиновение пленных расстреливали на месте, без какого-либо предупреждения.
В числе военнопленных было много актёров одесских театров, филармонии, эстрады. Когда об этом стало известно немецкой пропаганде, в лагерь направили специалистов различных жанров искусств для отбора наиболее способных актёров. Фашисты поставили цель создать ансамбль, который бы, с одной стороны поднимал дух немецких оккупантов, а с другой – деморализовывал население захваченной территории. В тюрьме начали проверку певцов и музыкантов. Отбором руководил довольно опытный музыкант Фриц Фишер. В его распоряжении были обширные данные о каждом актёре. Об этом своевременно побеспокоилась фашистская разведка.
Когда П.П.Терещенко с поникшей головой стоял перед комиссией, Фишер на ломанном русском языке докладывал: «Пантелей Терещенко. Баянист, он же солист». Затем к Терещенко был обращён вопрос, в каком жанре он желает работать. «Я совсем потерял голос – говорил Пантелей – да и руки совсем огрубели в вязи с тяжёлым физическим трудом». «С благодушием надо кончать, как говорит ваш фюрер Сталин. Баян мы достанем – продолжал Фишер – а чтобы руки не грубели, побольше шевелите пальцами».
После такого разговора П.Терещенко задумался. Что делать? Играть для немцев, значит поднимать их дух.… Нет! Этого не будет. Лучше в общей могиле, чем на фашистских подмостках. Всю ночь Пантелей не спал. Перебирал различные варианты, как выбраться из тюрьмы, ограждённой колючей проволокой, крупной охранной солдат и сворой голодных собак.
На другой день Пантелей снова налаживал шлею, чтобы поудобнее стать за своим другом Вячеславом Шостаком в коренной упряжке по вывозу людей на кладбище. Он был на целых 20 см. выше коренастого крепыша Вячеслава, а шест, к которому крепилась телега, был довольно длинный и нужно было для удобства приспосабливать постромки шлей. Теперь в упряжке стояли не по 2, а по 4 человека, так как тягловая сила с каждым днём слабела.
Как оккупанты ни следили за тем, чтобы заключённые не разговаривали между собой, всё же Пантелей сумел передать В.Шостаку и Е.Шахбендеру разговор с Фишером и своё намерение при их помощи бежать из лагеря. Проходили дни. Но привыкнуть к ежедневной отправке трупов и массовым расстрелам он не мог. Особенно тяжело было смотреть, как голодные собаки разрывали на куски заключённых. Такими демонстрациями фашисты стремились показать свою силу и уверенность в том, что ни одному узнику не удастся бежать.
Фишер ежедневно проводил 2-3 часовые репетиции. Хотя участников ансамбля и не освободили от физического труда, но для них подбирали более лёгкие работы. При выборе репертуара узники в один голос заявили, что кроме народных песен, произведений русской и украинской классики, они ничего исполнять не будут. Не помогли фашистам самые страшные угрозы. Пока репертуар не был одобрен начальством, готовили такие произведения как «Эхо», «Дубинушка», «Вечерний звон», «Бородино», «Однозвучно звенит колокольчик», «Ой, закувала та сива зозуля» и др. Почти все песни исполнялись без сопровождения.
Через два месяца ансамбль уже выступал перед немецкими, румынскими и другими солдатами. Даже самые оголтелые фашисты, слушая хор, казались добрее и мягче. Все ощущали в песне силу, мощь, красоту и величие. Когда хор выступал перед чешскими солдатами с песней «Бородино», все стоя продолжительно аплодировали. С исключительным подъёмом приняли они Нищинского «Ой, закувала та сива зозуля». Для присутствующих немцев было не понятно, почему несколько раз под гром аплодисментов хор снова и снова повторял её. Оказывается, что многие хористы тянули слова не «в турецкой неволе», а в «немецкой». Это хорошо уловили чехи, испытавшие на себе всю тяжесть неволи и тоску по Родине.
После такого успеха Фишер не ходил, а летал. Эти скифы, как он называл русских, с каждым днём всё больше раскрывали свои дарования. Теперь начальство стало замечать ансамбль, увеличилось число заказов.
Фишер очень любил музыку. Он мечтал о музыкальной карьере, о консерватории, но война все планы спутала. Теперь он обдумывал план дальнейшей работы. Резко ощущалась нужда в хорошем баянисте. Вновь вызвали П.Терещенко. Теперь его привели под руки. Он был до предела истощён и болен. Трудно было верить, что прошло только несколько месяцев, когда Пантелей, играючи, носил стокилограммовые мешки, наполненные золотой пшеницей. Да, это было тогда, в счастливую пору, в перерывах между концертами, на колхозных токах. Без передышки он мог подняться на самую высокую лестницу Одесского порта, разгибал подковы лошадей. А теперь он едва передвигался, ко всему ещё началась цинга.
На этот раз Фишер не спрашивал, а заявил, что через два дня ему выдадут баян, что он должен регулярно являться на репетиции. Что делать? Как поступить? Эти мысли не давали ему покоя. Выступать с баяном, тем более солистом – означало помогать врагу, воодушевляя его на новые убийства и зверства. Два дня Пантелей Павлович не появлялся на работах. Изредка, украдкой его навещали друзья, подкармливая макухой и очистками картофеля. На третий день снова вызвали в комендатуру, и снова он не явился. Фельдшер сообщил коменданту, что Терещенко болен дизентерией. С такими больными немцы остерегались вступать в контакты. На четвёртый день на подводы складывали очередную партию трупов. Последним бросили Пантелея. Подошёл фельдшер. На двухметровом расстоянии он посмотрел на очередную партию жертв и, махнув рукой, дал сигнал удаляться. Подвода тронулась. Впереди шёл пожилой немец с автоматом через плечо, а завершал процессию молодой, болезненный юноша, в одной руке которого тоже был автомат, а другой он прикрывал рот, чтобы не раскашляться. В глубокую и обширную яму трупы складывали штабелями. Пантелея положили крайним, присыпав сверху тонким слоем земли.
|
Мой отец.(1) |
Приближается великий праздник - День Победы!
Наши народы встречают его уже в 65-й раз. К сожалению с каждым годом ветеранов становится всё меньше и меньше и боюсь, что следующий юбилей Великой Победы мы (если сами доживём) будем праздновать уже без этих героических старичков, которые так и не насладились плодами своего героического подвига: сломили хребет мировому фашизму!
Мой отец умер в 1985-м году в полной уверенности, что уж оставшиеся ещё увидят хорошую, обеспеченную и спокойную жизнь...
Пару лет назад, наводя порядок в документах, я наткнулся на записи воспоминаний моего отца, литературно обработанные таким же ветераном, его другом. Записки практически были готовы к печати, но...
В прочем, и сейчас я не смогу издать их, но смогу разместить в своём дневнике. Это воспоминания одного из миллионов, принявшего участие в этой страшной войне и своими записками очевидца пытающегося передать это потомкам.
Я рад, что в последние годы жизни отца имел возможность возить его на встречи друзей - партизан и однополчан. 10-е апреля (день освобождения Одессы) и 9-е мая были его любимыми праздниками. Я привозил его на место встречи и слушал беседы старичков (они были тогда чуть старше, чем я сегодня!) и удивлялся: как они всё ЭТО вынесли! И не обиделись на страну. И надеются на лучшее (нет, уверенны в этом!).
Вот так мой отец выглядел в 60 лет (1907 - 1985 г.г. жизни).
И так к делу: я специально ничего не менял в тексте. Пусть сохранится атмосфера мемуарной литературы 70-х, 80-х годов прошлого века.
Чайчук Роман Данилович
С БАЯНОМ В РАЗВЕДКЕ
(из воспоминаний Терещенко Пантелеймона Павловича)
1. Начало
В родословной Пантелея Павловича Терещенко из поколения в поколение передавалась любовь к охоте. Прадед его, Фёдор Кириллович, вручая своему внуку, двухметровое курковое ружьё утверждал, что оно приобретено ещё во времена Екатерины Ⅱ и передаётся по мужской линии. Отец его Павел всю зиму охотился на зайцев, лисиц и волков. Иногда он брал с собой и Пантелея в качестве загонщика. В 12 лет мальчик уже метко стрелял по птицам, зайцам, но зарядить ружьё ещё не мог: не знал мерки, да и руки были коротковаты. Он наблюдал как отец обычно насыпал в руку порох и забивал его пеньковой паклей, а затем в ту же руку набивал дробь, засыпал её в длинный ствол и, только потом, подняв курок, медленно, осторожно спускал его. Пантюша не скоро схватил это ремесло. Он знал, что отец стрелять не торопился. Бывало, сорвётся из-под самых ног заяц, отец положит ружьё на колено, перекрестится, ну, а затем берёт на прицел и стреляет. Заяц, обычно, после его выстрела летел кубарем.
Пантелей любил охоту. Никто из парней села не мог победить его в меткости стрельбы. В 15 лет он уже был лучшим стрелком Константиновки Гарбузинского района на Николаевщине. Всё же постепенно верх брала любовь к музыке. За 10 – 15 км ходил он по соседним сёлам, чтобы послушать игру на баяне и пение Захария Кушковенко. Тяга к музыке возрастала неудержимо, и Пантелей не переставал думать о баяне. А средств на приобретение его не было. Далеко не залечены были раны, нанесённые гражданской войной и интервенцией.
В засушливый голодный1921 год Пантелей остался сиротой. К тому времени беда постигла и любимого музыканта. Попав в железнодорожную катастрофу, Захарий потерял зрение. Горе сблизило музыканта и его поклонника. Между ними был заключён негласный договор: на протяжении пяти лет Пантелей будет помогать З.Кушковенко вести домашнее хозяйство, а музыкант обучит его игре на баяне. И вот наступил 1926 год. В переполненном зале Гарбузинского райсельбуда состоялся концерт в двух отделениях: учителя и ученика. Играли они на одном и том же инструменте. Оба пели под собственный аккомпанемент. В первом отделении выступал Захарий Кушковенко, во втором – Пантелей Терещенко. Под гром аплодисментов ученику за замечательную игру в награду преподнесли баян. Наконец, сбылась его мечта.
2. Война
С баяном Пантелей никогда не расставался. Много раз он выходил победителем в художественной самодеятельности. С ним он прошёл по конкурсу в Одесскую эстраду, а затем и в филармонию. С этим же баяном застала его Великая Отечественная война на гастролях в глубинных районах Полтавской области. В своих воспоминаниях П.П.Терещенко писал: «Война застала меня во время гастролей на Полтавщине. На меня, как на специалиста была наложена «бронь», которая освобождала от мобилизации в армию. А фронт звал всех молодых и сильных. Шли по призыву, шли добровольно. Я тоже был молодым и сильным. Умел отлично стрелять, грудь украшал значок «Ворошиловский стрелок». Но мою «бронь» после настоятельной просьбы сумел снять только прокурор».[i]
В сложной обстановке начального периода Отечественной войны, когда наши отступали на всех участках фронта, П.П.Терещенко был направлен в 270-ю стрелковую дивизию, формировавшуюся в г. Мелитополе, а затем переведен в армейский ансамбль песни и пляски, которым руководил мужественный, отважный, находчивый организатор Борис Михайлович Краснов.[ii]
В условиях непрерывных бомбёжек и обстрелов, когда наша армия вела тяжёлые оборонительные бои, ансамбль ежедневно выступал на передовых позициях, поднимал дух бойцов. «Мы со своим ансамблем на открытых площадках, составленных из 2-3 машин, - вспоминает П.П.Терещенко, - давали концерты. Хотя наши губы обжигались ледяными инструментами, дыхание у певцов перехватывало от холодного воздуха, а выступления наши нередко проходили под аккомпанемент бомбёжек или миномётного обстрела, мы не прерывали концертов».[iii]
Ансамбль перебрасывали в различные части и, прежде всего те, которые находились в наиболее тяжёлом положении. Так мы попали в мешок «Изюм – Барвенково» Харьковского направления. Завязалась неравная битва. Участники ансамбля вместе с бойцами днём занимали оборону, а поздними ночами продвигались к реке Донцу. Всё чаще и чаще приходилось менять музыкальные инструменты на гранаты, автоматы, пулемёты и противотанковые ружья.
Вражеское кольцо сжималось. В ходе тяжёлых боёв редели не только отряды бойцов, но и ряды ансамбля. Несмотря на исключительные организаторские способности начальника Б.М.Краснова, удержать ансамбль в его прежнем составе (35 человек) было невозможно. Многие его участники сражались на передовой. В одной из горячих схваток начальник ансамбля дал П.Терещенко задание разыскать солиста Евгения Шахбендера, который несколько дней не появлялся на концертах. Оказалось, что Евгений находился на переднем крае, в траншее. Оставить траншею – означало сдать её противнику. Пантелей пробивается туда и вместе с Шахбендером продолжает отбиваться от фашистов. Внезапно появились два танка. Подпустив их на близкое расстояние, П.Терещенко бросил две гранаты. Танк, охваченный пламенем, продолжал двигаться прямо на него. Противотанковая граната, брошенная из соседней траншеи, остановила танк, но своей взрывной волной контузила и солиста и баяниста.
[i] Одесский областной партийный архив, ф.11, оп.45, ед.хр.51, л.27.
[ii] ПАОО, ф.11, оп.45, ед.хр.51,л28.
[iii] Там же, ф.11, оп.45, ед.хр.51, л.38.
Метки: мемуары ветеран вов партизан |
Чудо рядом... |
Это, по современным меркам, совсем рядом с Одессой.
Сначала услышал по местному ТВ, затем по республиканским каналам. Потом вышел на этот сайт, посмотрел, почитал и решил, что моим друзьям тоже будет интересно
|
Это, скорее, реплика... |
|
Дорогим подругам по ЛиРу!!! |
В этот чудесный праздник весны, любви и красоты поздравляю!!
Будьте Вы все здоровы, а любовь, красота и счастье
всегда сопутствуют Вашему жизненному пути
долгие и долгие годы!!!
Всегда Ваш друг и ПоЧитатель
Терещенко Ф.П.
|
Одесса и её не парадные памятники (с улыбкой)! |
ПРОГУЛКА ПО ДЕРИБАСОВСКОЙ
В Одессе много памятников и архтектурных шедевров. Но есть памятники, которые одесситы поставили не царям и государственным деятелям, а просто поэтам, писателям и даже их литературным героям. А то и просто известным гражданам Одессы, которую они прославили уже тем, что жили в ней, любили её, защищали её и даже отдавали за неё свою жизнь.
Дерибасовская. Всего четыре квартала - и всемирная известность. А для меня она - малая Родина, как начали говорить со времён Горбачёва.
Родился я 31 мая 1949 гола в роддоме на Куликовом поле (это рядом с ЖД вокзалом), который вскоре снесли, а на его месте отстроили четырнадцатиэтажную башню облисполкома. Но в 49-м он был! Ну а через недельку (как водилось в советские годы) мама принесла меня сюда.
На Дерибасовскую, 3. Это второй дом от Польского переулка, самое начало Дерибасовской. Только уж очень любознательные туристы забредают сюда. Делайте выводы: целый квартал выпадает из туристического маршрута!
Мои дедушка и бабушка жили в конце двора, на втором этаже, а дворик выглядел приблизительно так:
Ну вот. Проживание в доме, где до этого жил легендарный разведчик Гефт и стоит памятник (бюст) человеку, который изобрёл эсперанто, к чему-то обязывает?!
Но выйдем на улицу и посмотрим направо:
Вот самое начало Дерибасовской! И в подтверждение этого факта стоит памятник Иосифу Дерибасу. Маленький памятник... И остроумные одесситы прозвали его "Дерибасик". Маленький, но любим!!
Ну а теперь пойдём вверх по улице. Первый перекрёсток - ул. Пушкинская. Когда-то её называли Итальянской, но после знаменитого визита и проживания в течение тринадцати месяцев А.С.Пушкина в нашем городе (вот это ссылка!), одесситы улицу переименовали. Не могу удержаться, свернём налево и пройдём полтора квартала. Вот он, дом №13.
Домик остался практически в том самом первозданном виде. Ну, разумеется, музей - квартира: всё, как тогда! А с левой стороны - памятник ему, Александру Сергеевичу, в человеческий рост, с тросточкой.
Ой!! А тросточки как раз и нет! Спёрли! Очередная новая традиция - поверье: спереть тросточку у Александра Сергеевича - на счастье (?!). Её периодически восстанавливают, ругают вандалов в печати и на ТВ, но намертво не закрепляют: чтобы не повредили памятник в очередной раз (который уж по счёту!?), когда чересчур захочется кому-то счастья...
Вернёмся на Дерибасовскую: останавливаться на каждом углу я больше не буду! Пересекли Ришельевскую, Екатерининскую, подходим к Городскому саду. Любимое место отдыха горожан и приезжих. Я и сам люблю это место (столько воспоминаний!). Но это - материал будущих сообщений (если соберусь). А сейчас - памятник легендарному лётчику Уточкину:
Место для памятника подобрали удачно: на ступенях кинотеатра имени его.
Ну, название немного подправили... Зато сразу видно, что и кинотеатр и Уточкин - вместе на все времена!
А теперь очень симпатичный памятник Леониду Осиповичу Утёсову:
Он такой домашний, уютный... А как сделан! На лавочке есть место, где можно присесть рядом со знаменитым земляком и сфотографироваться с ним: очень демократично и никакого официоза! Мне с трудом удалось дождаться момента, когда Леонид Осипович остался один!
А вот ещё феномен:
Памятник Гамбсовскому стулу, тому самому, из гарнитура тёщи Кисы Воробьянинова!! Тоже милицией не охраняется: подходи, присаживайся, отдыхай, фоткайся на память!
Вот и вся Дерибасовская (я же говорил - четыре квартала!). В начале - "Дерибасик", а в конце - Соборная площадь. Здесь есть одно место, которое я очень хочу показать:
Величественный Собор! Не правда ли? Но речь сегодня не о нём: это реконструкция взорванного в 1936 году.
А знаменитый академик Филатов (скольким людям он подарил полноценную жизнь, вернув им зрение!) не побоялся возможных последствий (а они могли быть в те годы!) и за свой счёт установил на месте алтаря взорванного Собора фонтан: чтобы ногами не попирали Святое место! Вот это поступок!
А в 2000-м году, когда начали реконструкцию Собора, решили сохранить то, что осталось от фонтана. А сохранилась чаша из цельного куска мрамора! Вот она:
Находится вся эта красота на площади Соборной, которой и заканчивается улица Дерибасовская.
Ну а по дороге домой я покажу ещё один памятник:
В детстве я зачитывался книгой В.Катаева "Белеет парус одинокий". Догадались? Да, это памятник Пете и Гаврику! Ну не прелесть?!
Вот теперь я уже почти дома: улица Еврейская. Ага, ещё один памятник!
Это памятник погибшим на боевом посту одесским милиционерам, образ собирательный. Но одесситы и ему дали имя: памятник Гоцману! Вот так герой фильма "Ликвидация", талантливо сыгранный Машковым, обрёл памятник в Одессе!
P.S. Это всего лишь короткая зарисовка. При этом я не пользовался справочниками, старался передать колорит Одессы и не претендую на Пулитцеровскую премию: я не профессионал - фотограф и не литератор. Я просто люблю свой город и хочу, чтобы и вы, мои друзья по ЛиРу, почувствовали и поняли мои чувства к нему. Всем привет!
P.P.S. А тросточку Александру Сергеевичу ВОССТАНОВИЛИ! (Интересно, на долго ли?!)
Метки: одесса_город_памятники_маленькие |
100 слов - и вся жизнь. |
Метки: черный юмор. |
Это интересно! |
|
Обовсём понемногу... смешно, иногда - очень! |
Такое вот необычное произведение искусства находится в Испанском городе Кадис. Как Вы думаете, каким образом кран висит в воздухе и с него течёт вода? Всё очень просто, под потоком воды спрятана труба.
|
С П А С И Б О ! |
|
БЛАГОДАРНОСТЬ. |
|
Дневник fyodor490531 |
|
Страницы: [1] Календарь |