-–убрики

 -

Ѕыстрый переход по страницам блога FTG:

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Feodora-24

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.03.2011
«аписей: 5953
 омментариев: 1260
Ќаписано: 8010


ќткуда у первома€ ноги растут?

¬оскресенье, 01 ћа€ 2011 г. 18:50 + в цитатник

 

 

€1 (389x499, 37Kb)


Ёто сейчас 1 ма€ ƒень ¬есны и “руда. “радици€ праздновать эту дату пришла к нам из далекого прошлого. ƒревние –имл€не посв€тили этот день ћайе - богине плодороди€ - в ее честь устраивали торжества в надежде, что она дарует хороший урожай. ≈е именем назвали и последний мес€ц весны. ј в —редние века 1 ма€ св€зывали с шабашами ведьм.

»так, откуда же у ѕервома€ ноги растут?

ѕраздник плодороди€

ƒревние –имл€не посв€тили этот день ћайе - богине плодороди€.  стати, ее именем и назвали последний мес€ц весны. 1 ма€ устраивали торжества в честь богини, в надежде, что она дарует хороший урожай.


— XVIII столети€ в католических странах праздник получил религиозную окраску, его посв€тили Ѕогородице. ќднако с ним были св€заны и разнообразные суевери€. “ак, в середине ’I’ столети€ в английском графстве ’ерефордшир над входными двер€ми, сара€ми и на гр€дках делали кресты из ветвей березы и р€бины. —читалось, что они принос€т удачу и защищают от колдовских чар. ¬ том же ’ерефордшире некоторые кресть€не первого ма€ срубали высокую белую березу и устанавливали ее напротив дверей конюшни, украша€ белыми и красными лентами. ≈е называли «майским деревом» или «майским шестом». —читалось, что такой обр€д предохранит лошадей в конюшне от болезней, а также от набегов со стороны местных ведьм и злых фей.



¬ –оссии обычай праздновать 1 ма€ был введен ѕетром I, который, в свою очередь, позаимствовал его у немцев.



ѕо указу ѕетра в ћоскве, а затем и в ѕетербурге стали проводить первомайские гул€нь€ с торговлей, балаганами, катанием на качел€х и карусел€х.



ѕолитическую окраску праздник обрел в конце позапрошлого века. 1 ма€ 1886 г. состо€лась забастовка чикагских рабочих, закончивша€с€ массовыми столкновени€ми с полицией и гибелью людей. ¬ 1890 г. ѕервомай был объ€влен ƒнем ћеждународной солидарности труд€щихс€ и стал отмечатьс€ революционно настроенной частью населени€ во многих европейских государствах, в том числе и в –оссии.   первомайским гул€ни€м революционеры и пролетарии обычно приурочивали свои сходки - так называемые маевки. ј после революции ѕервомай стал официальным государственным праздником.

¬рем€ ведьм

ќднако есть у праздника и еще одно значение. Ќочь с 30 апрел€ на 1 ма€ носит название ¬альпургиевой. »менно в эту ночь, как

€2 (398x600, 28Kb)

 гласило поверье, на горе Ѕроккен в √раце (√ермани€) скандинавские ведьмы устраивали ежегодный шабаш. ƒамы отрывались по полной программе: летали на метле, пл€сали вокруг костров, пировали и, конечно, предавались сексуальным орги€м. “ем не менее «¬альпургиевой» ночь на 1 ма€ зоветс€ отнюдь не в честь какой-нибудь ведьмы или колдуньи, а по имени св€той ¬альпурги - благочестивой английской монахини, в 748 г. основавшей в √ермании монастырь. 1 ма€ - ее праздник по римскому католическому календарю.

“радици€ праздновать ¬альпургиеву ночь сохранилась в некоторых местах до сих пор. ¬ √ермании и —кандинавии в ночь с 30 апрел€ на 1 ма€ проход€т театрализованные молодежные фестивали. ¬ последнее врем€ эту традицию перен€ли и жители ѕрибалтики.

ƒень любви и цветов

¬ разных странах существуют свои традиции праздновани€ 1 ма€. Ќапример, в јнглии и Ўотландии в этот день устраивают массовые шестви€. ¬ Ћондоне дети ход€т по домам и продают цветы, а потом собранные деньги бросают в «колодец желаний» или отдают на благотворительность.

¬о ‘ранции это праздник ландышей. ¬ этот день прин€то дарить друг другу букетики ландышей или веточки бо€рышника, дуба, топол€.

¬ √ермании существует такой обычай: если девушка хочет избавитьс€ от веснушек, она должна встать 1 ма€ на рассвете, умытьс€ росой и сказать: «ƒоброе утро, ¬альпурги€! я принесла тебе свои веснушки. ќни должны к тебе прийти, а у мен€ пропасть!» ¬ √ермании и Ўвейцарии девушки также сажают перед окном сосновое дерево.


¬ Ќидерландах в последнюю неделю апрел€ и первую неделю ма€ проходит ‘естиваль тюльпанов. ¬ голландских деревн€х 1 ма€ молодежь распредел€етс€ по парам, и составл€етс€ список пар, который вывешиваетс€ на видном месте.

¬ »спании 1 ма€ считаетс€ праздником влюбленных. ћолодые люди дар€т девушкам цветы, те, в свою очередь, надевают на головы венки из роз и гвоздик.

ј на —ицилии прин€то в первомайские дни собирать на лугу желтые ромашки: по поверью, это приносит счастье.

 стати, помимо Ѕельтайна и ∆ивина дн€, 1 ма€ похожий финский праздник - ƒень богини (или, по некоторым источникам, бога) –ауни, св€занного с р€биной или горным €сенем, по традиции считающимс€ ведьмовским деревом. ¬ ‘инл€ндии по сей день считаетс€, что ветки р€бины предохран€ют от злых духов.

¬ √ермании и —кандинавии наступающа€ ночь - ¬альпургиева.

“радиционно в ≈вропе 1 ма€ - ћайский день, когда выбирают майскую королеву и вод€т хороводы вокруг ћайского дерева.

„то же касаетс€ –оссии, то у нас особых первомайских традиций пока нет. –азве что массовые выезды на шашлыки - если погода позвол€ет.

€4 (340x448, 24Kb)

” слав€н был аналогичный €зыческий праздник - ∆ивин день, праздник, посв€щЄнный богине ∆иве.

∆ива, ∆ивена - Ѕогин€ жизни, весны, плодороди€, рождени€, жита. ƒочь Ћады, супруга ƒажьбога. Ѕогин€ ¬есны и ∆изни во всех ее про€влени€х; подательница ∆изненной —илы –ода, делающей все живое собственно живым.

ќна - Ѕогин€ ∆ивотвор€щих —ил ѕрироды, весенних бурл€щих вод, первых зеленых побегов; покровительница юных девушек и молодых жен.

Ёто интересное отличие ∆ивина дн€ от Ѕельтайна - там сделан акцент на любовные отношени€ Ѕога и Ѕогини, на мужское и женское и их взаимодействие, здесь - практически только женский аспект, праздник Ѕогини-ћатери.

—огласно древним поверь€м, воплощением ∆ивы зачастую воспринималась кукушка. —лав€не верили, что богин€ ∆изни превращалась в птицу и предвещала продолжение всего живого.  укушка прилетает из далЄкого »ри€, небесного ра€, куда унос€тс€ души умерших, где пребывают девы судьбы, и указывает нам магические часы. ¬се мы с детства помним рассказы о том, что кукушка отсчитывает часы нашего рождени€, жизни и смерти. ќтсюда пошЄл обычай спрашивать у кукушки, сколько жить осталось. ј ещЄ кукушка предвещала начало лета и сопутствующих ему гроз. ѕоэтому ритуал "похорон кукушки" символизировал прощание с тЄплой порой. ѕо еЄ голосу гадали о том, насколько удачным будет замужество, удастс€ ли собрать хороший урожай. » никто не задавалс€ вопросом, откуда же ей всЄ известно, а не ошибаетс€ ли вездесуща€, почему она знает о будущем и может на него повли€ть…  укушка, вместе с синей сойкой и аистом - птица-пророчица. »звестен и древний народный обр€д чествовани€ кукушки. ƒевушки крестили еЄ, кумились между собой и завивали венки на берЄзе. “акие действи€ были св€заны с пробуждением сил природы, с расцветом весны… “аким образом, честву€ кукушку, слав€не боготворили и прин€вшую еЄ облик славную ∆иву. ќни обращались к ней с молитвами, просьбами о долголетии, процветании, крепком здоровье. Ћюди верили, что если богин€ смилуетс€, то она может изменить судьбу человека и даровать ему более долгую жизнь.

¬ стремлении оказать уважение ∆иве, слав€не устраивали особые праздники в еЄ честь. ¬ лесах, на лугах и пол€х организовывались широкие гул€ни€, дабы поблагодарить прекрасную ∆иву, создательницу всего молодого и живого. ∆енщины вооружались мЄтлами и совершали обр€довую пл€ску вокруг костра, водили хороводы и пели песни, тем самым, они очищали место от нечисти. –аду€сь приходу весны, по обычаю все желающие прыгали через костЄр, вер€, что с помощью огн€ можно очиститьс€ от наваждений после утомительной зимы. ¬ народе по этому поводу говорили, «кто прыгнет высоко – у того и смерть далЄко».

€5 (200x296, 31Kb)

Ќа той же высокой горе затевали весЄлые игрища и хороводы вокруг костра:

« оло €ри светом зарим

ћару борем, благодарим

ярило, ярило, €ви свою силу!»

»грали сказку, повествующую о путешествии в мир Ќави и возвращении в явь. — наступлением утра угощаютс€ печеньем в виде жаворонков, отпускают живых птиц из клеток на волю, призыва€ весну:

«∆аворонушки, летите!

Ќам зима-то надоела

ћного хлебушка поела!

¬ы летите и несите

¬есну красную, лето жаркое!»


 

 

 

FTG.

—ери€ сообщений " алендарь, солнцеворот":
„асть 1 - ¬оскресенье первой седмицы ¬еликого ѕоста
„асть 2 -  алендарь ћай€. ∆изнь в ƒругом ¬ремени.
...
„асть 12 -  расна€ горка - первое воскресенье после ѕасхи
„асть 13 -  расна€ горка /‘омино воскресенье
„асть 14 - ќткуда у первома€ ноги растут?
„асть 15 - »сследование энергетики человека в —олнцесто€ние
„асть 16 - ќбр€д на исполнени€ желани€ 22 ма€ - день Ќикола€ летнего
...
„асть 24 - ѕ–ј«ƒЌ»  јѕјћ-Ќјѕј“ј
„асть 25 - «имний солнцеворот
„асть 26 - 10 сент€бр€

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз

 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку