-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в franky_boy

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

ѣ вѣра православная власть самодержавная ё і народъ русскій

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) pravoslavie srpski_jezik

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.01.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 5883

РПЦ и власовское движение (Приложение)

Вторник, 30 Декабря 2008 г. 22:45 + в цитатник

Часть I
Часть II
Часть III

№1 [1]
18 ноября 1944 г., Берлин. Слово священника Александра Киселева [2]
на торжественном собрании, посвященном обнародованию
манифеста Комитета освобождения народов России

Православные люди! Представители дорогого
Отечества нашего!

В сегодняшний ответственейший и светлый день объединения сил народных мое немощное слово будет о Том, в имени Которого мы, верующие люди, видим центр и источник всего светлого и лучшего, что только знаем... о Боге, о Боге христианском.

Существует не только классовая правда, и не она занимает высшее нравственное положение, как учили нас эти четверть века, но существует правда Божественная, которая всегда, при всех условиях и для всех правда. Нет одного нравственного требования для рабочего, а другого — для интеллигента, но для всех один нравственный закон и одни для всех нравственные требования и права. «Каждый бо от своих дел или прославится, или постыдится». Социальные деления временны, но перед правдой Божией предстанем мы все равными получить то, что заслужили за земные свои дела. Жить так, чтобы не страшно было умереть, чтобы не стыдно было дать ответ за прожитое, – вот то, к чему зовет нас Церковь Христова, Церковь православная.

Чем была для Отечества, чем служила своему народу Церковь от времени зарождения нашего историко-государственного бытия до дней последних? Она была началом, преображающим человеческую личность и общественную жизнь, указующим путь жизни, вдохновляющим к милосердию и творчеству. Православная Церковь не случайное явление в жизни русского народа, но основное, ведущее. Она всегда вдохновляла лучших наших людей на борьбу с теми, для кого наша земля, наша Родина, наш народ были не самоцелью, а лишь средством для своих злобных целей.

Кто, как не св. Сергий Радонежский, в нужный момент благословил князя Дмитрия Донского на свержение татарского ига, и кто же, как не он, сберегал народную душу, напоминая ему о человеческом достоинстве и не позволяя мириться с произволом и насилием во время векового татарского порабощения. Вспомним св. благоверного князя Александра Невского, этого белого рыцаря, неустанного защитника родной земли и святой веры. Вот подвижник, который почти не слезал с боевого коня, который и своих бивал, когда это бывало нужно (вспомним несвоевременное восстание новгородцев), и даже это прощал ему русский народ, понимавший, что это было наименьшим злом в тот исторический момент. Принимал его и шел за ним народ, ибо видел в нем служителя правды Христовой, которая сияла во всех поступках его и была его последней и единственной целью. На экранах кино мы видели лишь его внешне исторический и притом весьма приблизительный облик, но там из него была как бы вынута душа, которую сейчас я обрисовал пред вами.

За это-то душу — делание дел своих чисто и светло — и почитается он святым, за это-то и дорог он нам на протяжении веков.

А святые митрополиты Московские: митрополит Алексий, строивший российскую государственность и благословлявший ее, пока она [шла] по добрым путям, и митрополит Филипп, восставший против этой государственности, когда она в лице грозного царя Ивана Васильевича стала истязать свой собственный народ. А святой основоположник нашего национального бытия — равноапостольный великий князь Владимир Киевский Красное Солнышко, как прозвал его народ. Этот первый весенний луч тепла и милосердия Христова на родной земле. А святой Михаил Черниговский, жизнь отдавший, но Христу не изменивший. А труженики Новейшего времени, в Христовом духе трудившиеся ради пользы общей, - Ртищев, Суворов, Сперанский. Достоевский, Хомяков, Владимир Соловьев, Столыпин, митрополит Вениамин и бесконечные ряды древних, новых и новейших тружеников и подвижников, которых вдохновляло в их трудах имя Господне и Его вечная правда.

Такова внутренняя связь Церкви и жизни нашего народа. Церковь Христова указывает путь, раскрывает смысл, обновляет наши духовные силы. Нация творит, создавая быт и устои, входящие в плоть и кровь народа. И в безумстве своем жалки те правители, которые хотели изъять то, что в наших жилах и крови, - искание правды подлинной, правды, которая есть Христова правда.

Исключительно тяжел нынешний исторический момент — Родина наша в нищете и развалинах, десятки миллионов сынов ее скитаются на чужбине, кругом кровь и неисчислимые мучения. У нас нет сейчас возможностей прекратить это бедствие, этот страшный бой. Но есть возможность пресечь то, что, как дрова костер, питает общее несчастье. И эта возможность сегодня декларирована пред нами. Много хороших слов и добрых намерений высказано в декларации, но нашлись в ней и слова золотые, небесные слова. Вот они: «Никакой мести и преследований». Вот в этих словах, словах христианского милосердия заключено пресечение нынешнего нашего бедствия. Они знамя нашей силы и мощи, ибо «все, что вечно,- человечно». Мы отвыкли слышать подобное, нас звали все к отмщению, разоблачению и искоренению, а вот эти слова открывают новые горизонты, в них залог прекращения ужасной бойни нынешнего дня! В них поворотный момент хода событий и образа мыслей многих людей.

Много доброго декларировано сегодня, но самое драгоценное — это призыв и обещание прекратить вражду, отпустить узников на свободу, дать свободный труд и не вменять во грех происхождение и прежний образ мыслей. Нашей движущей силой должна быть любовь к измученному и обманутому соотечественнику, любовь в противовес тем, кто идет во имя зла и ненависти. Помоги Бог, чтобы намерения эти осуществились. Ведь только при их осуществлении возможно спасение Родины. Дело наше должно быть чистым, белоснежным, а не грязно-серым, и только тогда оно даст то, что ждем мы от него. Святое дело спасения Родины может делаться лишь чистым сердцем и чистыми руками!

У кого из нас не болит сердце при мысли, что святое дело спасения Родины связано с необходимостью братоубийственной воины - ужасного дела. Каков ответ, каков выход? Выход в том, что чем чище, чем белее будут дела наши, чем больше будет проведено в жизнь из того, что декларируется сегодня, тем меньше будет пролито братской крови. Чем больше милосердия и человеколюбия с нашей стороны, тем кратковременнее бой. Чем полнее осуществление обещанного у нас, тем меньше сил у врага, поработителя нашего народа. Война есть зло, но она бывает злом наименьшим и даже благим. Именно таково положение в сегодняшний исторический день.

Обращаясь сегодня к вам по благословению святителей местной православной Церкви, я имею полную возможность говорить свободно то (не будучи вынужден петь кому-либо хвалебные гимны или кого-либо анафематствовать), что может послужить к вашему назиданию в этот ответственный момент. Вы, глубокочтимый генерал Андрей Андреевич [3], вы, члены Комитета спасения народов России, и мы все, рядовые работники своего великого и многострадального народа, станем единодушно и смело на святое дело спасения Отчизны. Не гордо, потому что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», но мужественно и смело, потому что «не в силе Бог, а в правде». Помните, как говорил отец былинного богатыря Ильи Муромца в своем наставлении сыну: «На добрые дела благословение дам, а на худые дела благословения нет». Так и ныне благословение Того, в руках Которого судьбы мира, да пребудет с теми, которые хотят творить правду Его, вечную Христову правду!

№2 [4]
19 ноября 1944 г., Берлин.— Слово
митрополита Анастасия (Грибановского) в православном
кафедральном соборе Воскресения Христова

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

На Русской земле искони существовал такой обычай, по которому на всякое доброе дело, особенно дело общее, всегда прежде всего начинания испрашивали благословенье Божье. И вы, дорогие братья и соотечественники, вы, деятели и вдохновители русского национального движения, и вы собрались здесь, показывая этим историческую связь великого дела освобождения России с деяниями наших отцов и прадедов.

Мы принадлежим к разным поколениям. Не все мы одинаково мыслим, не все мы одинаково чувствуем. Но мы должны думать сейчас не о том, что нас разделяет, а о том, что нас соединяет. А нас соединяет ныне всех одно чувство — смертельная непримиримость к большевистскому злу и пламенное желание искоренить его на Русской земле. Ибо мы знаем, что до тех пор, пока оно царит там, невозможна никакая разумная человеческая жизнь, никакое духовное продвижение вперед. Пока это зло угрожает как нашему Отечеству, так и всей Европе, — повсюду будет утверждаться смерть и разрушение.

И поскольку вы, дорогие братья и сестры, стремитесь сокрушить это страшное зло, поскольку вы боретесь за торжество света против тьмы, свободы против насилия, христианства и культуры против надругательства и уничижения человеческой личности, вы творите подлинно патриотическое, даже более того, мировое дело, и Церковь не может не благословить вашего великого и святого начинания. Это движение подлинно заслуживает названия освободительного, ибо оно стремится не только освободить человечество от самого страшного ига, но и человеческую душу от самого лютого гнета. Никогда человеческое достоинство не было унижено так глубоко, человеческая личность поругана так беспощадно, как в наши дни под властью большевиков.

Русская Церковь никогда не могла и ныне не может равнодушно смотреть на страдания пасомого ею народа. Она сама дала миру тысячи и тысячи мучеников — погибших в большевистских ссылках и тюрьмах православных пастырей и архипастырей, невинная кровь которых не перестает вопиять к Небу. Она молит Господа, чтобы Он сократил нам дни этих испытаний. Нам неведомы сроки Господни. Однако есть знамения времени, по которым мы можем с уверенностью утверждать, что урочный час уже приблизился и стоит перед дверями.

Дорогие вдохновители и деятели Русского освободительного движения! Вам, богатырям духа, исполненным сил, вам суждено свершить великое дело освобождения Родины, если только вы пойдете путем чести, правды и самоотверженного подвига. В тягчайшие времена истории порой из народных недр начинают бить какие-то творческие струи, и тогда общее народное воодушевление подымается на невиданные высоты подвига. Эти творческие струи воспламеняют святым огнем человеческие силы и движут человеческую волю на совершение великих дел. И тогда мысль невольно ищет вождей, которые бы воплотили в себе мысль и волю всего народа. И эти вожди, если они подлинно народные вожди, воспринимают духом своим какую-то особенную силу, которая и ведет их до тех пор, пока они не совершат своего великого и святого дела.

Дорогие братья и сестры, объединимся же все вокруг этого нашего национального освободительного движения, будем каждый подвизаться на своем пути и содействовать общему великому делу освобождения нашей Родины, пока не падет это страшное зло большевизма, пока не восстанет со своего одра наша измученная Россия и пока в ней не засияет новая благословенная заря жизни, исполненной свободы, разума и радости во славу нашей Родины и всех населяющих ее народов! Аминь [5].

№3 [6]
29 ноября 1944 г., Грац. — Письмо группы православных священников
митрополиту Анастасию (Грибановскому)

Ваше Высокопреосвященство! Группа православного духовенства, эвакуированного в августе сего года ввиду наступления большевиков из Риги в Германию и проживавшего первоначально в Шендарфском лагере, что в Саксонии, обратилась 14 сентября сего года по указанию Высокопреосвященнейшего Серафима, митрополита Германского [7], к генералу Добровольческих отрядов (Berlin, Bendlerstr, Kurierstelle) с прошениями о назначении на должности священников в Русскую освободительную армию. При прошении были приложены присланные Высокопреосвященпейшим Серафимом и заполненные нами анкеты. В конце октября сего года нами, все еще в Шендарфском лагере, было получено от управления Добровольческими отрядами за №__ извещение, что прошения наши получены и в дальнейшем мы должны ожидать особых распоряжений.

В начале ноября сего года мы были переведены из Шендарфского лагеря в пересылочный лагерь в гор[оде] Граце, где покамест проживаем до нынешнего времени. Желая от всей души послужить и со своей стороны великому делу освобождения Родины от большевизма, мы с нетерпением ждем решения по упомянутым выше нашим прошениям, тем более что со времени подачи их прошло уже 2,5 месяца, но такового до сих пор все еще пока не имеем.

28 ноября сего года мы случайно узнали из газеты «Русское дело» [8], № 72/147 от 22 ноября, что 18 ноября в берлинском кафедральном соборе состоялось совершенное Вами, в сослужении многочисленного духовенства в присутствии генерал-лейтенанта А. А. Власова и других представителей РОА, торжественное молебствие о даровании русскому воинству победы над большевиками. Событие это, возбудившее в наших сердцах живейшую радость и самое глубокое сочувствие, в то же время указало нам, что духовное окормление РОА приняли на себя именно Вы, Ваше Высокопреосвященство, а не Высокопреосвященнейший владыка Серафим. Если суждение это правильно, то мы покорнейше просим Вас, Высокопреосвященнейший владыко, принять нас под Ваше архипастырское водительство и вместе с тем не отказать в возможном содействии Вашем к скорейшему назначению нас для служения в доблестной, родной нам РОА. Сведения о нас и, в частности, краткие автобиографии наши имеются у Высокопреосвященнейшего владыки Серафима.

При сем прилагаем поименный наш список. Почтительнейше просим Вашего архипастырского благословения и святых молитв Ваших,

По поручению группы Вашего Высокопреосвященства покорнейший слуга и богомолец протоиерей Димитрий Кратиров [9].

Список духовенства, подавшего прошения о назначении в РОА,

1. Митрофорный протоиерей Димитрий Кратиров.
2. Протоиерей Виктор Колиберский.
3. Священник Арсений Колиберский
4. Священник Владимир Толстоухов.
5. Священник Герман Жегалов.
6. Священник Николай Рождественский.

Подано прошение 22 сего ноября в лагере в городе Граце. С подлинным верно.

Протоиерей Д. Кратиров [10].

№4 [11]
8 декабря 1944 г., Егер [12]— Слово
митрополита Анастасия (Грибановского)
на собрании участников власовского движения

Дорогие братья и сестры!

Приветствуя Вас всех, здесь собравшихся, я, как представитель Церкви, буду говорить только от лица и во имя Церкви. Церковь, как носительница вечной Христовой истины и правды, как провозвестница евангельской любви, братства и самоотверженного служения ближним, никогда не переставала бороться с коммунизмом и особенно его крайней формой — большевизмом, видя в нем смертоносное начало не только для религиозной, но и для всякой здоровой и нормальной жизни в нашем Отечестве вообще. Она не переставала обличать ложь и неправду, пронизывающую насквозь все его существо, и вместе внушать всем, что на этом безнравственном основании, на основе лжи, насилия и крови, нельзя создать царство общего благополучия.

Там, где провозглашается лозунг «братство или смерть», там может быть только братство Каина. Путь, обозначенный тюрьмами, расстрелами и виселицами, не может вести в рай, обещанный коммунистами человечеству на земле. Большевизм должен быть уничтожен, пока он не уничтожил наш народ и всю христианскую культуру, которую он разрушает повсюду. Исходя из этого, Церковь поощряла всякую силу, направленную к его искоренению в России. Тем более она благословляет представителей возникшего ныне нашего мощного национального движения, поставившего своею целью непримиримую, решительную борьбу с этим злом и нашедшего для себя достойного возглавителя в лице генерала Андрея Андреевича Власова.

Во всякой борьбе побеждает дух. Торжество его над материей видно даже в нынешней механизированной войне, где получила столь широкое применение так называемая техника. Наиболее красноречивым доказательством этого служит тот факт, что один боец выступает против огромной движущейся машины смерти, какими являются современные танки. Он выходит против этого страшного врага, как Давид против Голиафа, и сокрушает его. Чем побеждает он это чудовище, сделанное из железа и стали? Конечно, не малою бомбою, какую держит в своих руках, а прежде всего крепостию духа, силою своего несокрушимого нравственного мужества, побуждающего его не страшиться такой опасности и презирать смерть. Еще в большей степени нужна непоколебимая твердость духа в борьбе с коммунизмом, представляющим из себя не только определенную хозяйственную или политическую систему, но и целостное мировоззрение, стремящееся заменить для человека все, даже религию.

Источник силы и могущества нашего нынешнего освободительного движения и состоит прежде всего в одушевляющем его духе истины и правды, которых жаждет ныне весь мир и который им противопоставляется большевизму, который надругался над ними. Дыхание этого духа мы чувствуем ныне в этом зале. Веяние его сказывается в единодушных восторженных чувствах, какие выливаются здесь при имени вождя движения и Русской освободительной армии Андрея Андреевича Власова и выражающих наше тесное нравственное соединение с ним и между собою.

Мы все ощутили себя неразрывной частью русского народного организма, возрождающегося к новой жизни, и в этом служении мы почувствовали источник праздничного настроения и залог грядущей победы. Это чувство не обманывает нас. Мы все должны влиться в великое национальное движение за свободу Родины, чтобы подвизаться вместе за торжество попранной христианской и общечеловеческой правды. А кто борется за правду, за того поборает Сам Бог, Который и да благословит всех деятельных участников освободительного движения и всех вас Своим небесным благословением.

№5 [13]
25 декабря 1944 г., Карлсбад.— Письмо
митрополита Анастасия (Грибановского) председателю Комитета
освобождения народов России генерал-лейтенанту А. А. Власову

Глубокоуважаемый Андрей Андреевич!

Граф Ю. П. Грабе [14], посетивший недавно Вас в Берлине, сообщил мне о принятом Вами решении ввести в состав Комитета освобождения народов России особого представителя от Церкви, указать которого Вы предлагаете мне. Я очень признателен Вам за такое предложение, которым Архиерейский Синод не замедлит воспользоваться. В ближайшие дни состоится заседание Синода с участием митрополита Берлинского Серафима, на котором будет избрано соответствующее лицо для участия в Комитете, о чем я не замедлю поставить Вас в известность.

Тот же гр. Граббе передал мне о Вашем предположении создать при Комитете особый отдел исповеданий, чему я придаю также большое значение для установления должных отношений Комитета и Церкви. Принимая во внимание, что этому отделу чаще всего предстоит иметь дело с православною Церковью, чрезвычайно важно, чтобы во главе его поставлено было лицо, хорошо осведомленное в наших церковных делах и расположенное к Церкви.

Призывая на Вас Божие благословение, остаюсь Вашим усердным слугой.

[Митрополит Анастасий.]

№6 [15]
4 января 1945 г., Карлсбад, — Письмо
митрополита Анастасия (Грибановского)
генерал-лейтенанту А. А. Власову

Достоуважаемый Андрей Андреевич!

Долгом почитаю принести Вам свое духовное приветствие с праздником Рождества Христова вместе с новолетними благословениями. Как солнце, восходя на небе, приносит с собою для всей природы животворящий свет и тепло, так и этот великий праздник оживляет всегда исстрадавшиеся сердца русских людей светлою надеждою на спасение Родины.

Эта надежда окрыляет их особенно в нынешние дни в связи с народившимся в недавнее время нашим национальным освободительным движением. Взоры наших соотечественников отовсюду обращены на Вас, генерал, как на основателя этого движения и вождя Русской освободительной армии, в ожидании момента, когда Вы вместе с Вашими доблестными сподвижниками мощною и решительною рукою сокрушите большевицкое иго, угнетающее русский народ, как и все другие народности, обитающие в нашем Отечестве, и введете в обетованную землю всех рассеянных сынов России, томящихся ныне в изгнании.

Да поможет же Вам Всемогущий Господь оправдать лучшие чаяния своего народа. Да облачит Он Ваш патриотический призыв такою силою, чтобы голос Ваш услыхала вся Русская земля и, собравшись воедино под Вашим знаменем, обрела себе полную свободу, вошла в мир и покой свои, преуспевая во всех сторонах своей жизни, восхваляя Бога и благословляя Ваше имя наряду с другими достопамятными именами своей истории.

Призывая на Вас Божие благословение, с совершенным уважением и преданностью имею честь быть Вашим усердным слугою.

[Митрополит Анастасий.]

№7 [16]
6 января 1945 г., Карлсбад.— Письмо
митрополита Анастасия (Грибановского)
генерал-лейтенанту А. А. Власову

Глубокоуважаемый Андрей Андреевич!

В дополнение к письму от 12/25.12 уведомляю, что Синод признал наиболее подходящим кандидатом для представительства Церкви в Комитете освобождения народов России архимандрита Нафанаила (Львова) [17]. Отец архимандрит Нафанаил состоит в братии обители преп. Иова Почаевского, которая в ближайшее время должна прибыть из Братиславы в Берлин. Ему примерно 40 лет. Высшее богословское образование он получил в Харбине, где и проходил службу до 1939 г., когда поступил в братство названной выше обители, в коем с исключительным успехом работал по части миссионерском литературы.

[Митрополит Анастасий.]

№8 [18]
21 января 1945 г, Берлин.— Приложение к письму
заместителя председателя Совета по делам вероисповеданий при КОНР
А. К. Свитича [19] митрополиту Анастасию (Грибановскому)

При Комитете освобождения народов России учрежден Совет по делам вероисповеданий, имеющий своею задачей оказание максимального содействия всем вероисповеданиям освобожденных народов России как в целях осуществления действительной свободы совести, свободы религий и вероисповеданий, так равно и в целях религиозно-нравственного воспитания и образования освобожденных народов России в соответствии с духом исторических традиций России и чаяниями ее народов. Наряду с этим Совет по делам вероисповеданий будет принимать все зависящие от него меры к устранению тех вредных течений и влияний, которые могли бы иметь место в деле религиозно-нравственного воспитания освобожденных народов России.

Ближайшей очередной своей задачей Совет по делам вероисповедании ставит оказание, по соглашению с подлежащими духовными властями, содействия в деле духовного окормления как воинских частей Российском освободительной армии, так и лагерей военнопленных и рабочих. В этих целях Совет по делам вероисповеданий производит регистрацию всех священно- и церковнослужителей как православного, так и других вероисповеданий, находящихся ныне на территории Великогермании и готовых внести свой личный труд в великое дело освобождения России и ее народов от большевицкого ига.

Совет по делам вероисповеданий предлагает таким лицам незамедлительно прислать в Совет (фельдпост № 67295) нижеследующие о себе данные:
1. Фамилия, имя и отчество.
2. Сан и должность.
3. Год и место рождения.
4. Образовательный ценз: а) общее, б) специально богословское.
5. Время рукоположения в священный или принятие иноческого сана.
6. Краткое жизнеописание и предшествующая церковнослужительская работа.
7. Последняя должность.
8. Дата прибытия на территорию Германии.
9. Семейное положение.
10. Местожительство и точный почтовый адрес.

№9 [20]
2 февраля 1945 г., Карлсбад.— Письмо
митрополита Анастасия (Грибановского)
генерал-лейтенанту А. А. Власову

Ваше превосходительство глубокоуважаемый Андрей Андреевич!

С чувством глубокого удовлетворения и радости узнал я о том, что за Вами признана германским командованием вся полнота прав, принадлежащих Вам как главнокомандующему всех русских вооруженных сил, борющихся за освобождение русского народа от большевицкого ига [21]. Призванный на этот высокий пост волею Божиею и народным доверием, Вы являетесь отныне полномочным и общепризнанным вождем нашего национального освободительного движения и соединенных вооруженных сил всех народностей России, слившихся под Вашим высшим командованием в одну могучую Освободительную русскую армию.

Вам предстоит совершить возложенный на Вас Провидением высокий и ответственный долг перед Родиной, тяжесть которого усиливается тем, что Вы вступаете на поприще своей славной борьбы уже в одиннадцатый час. Но герои умеют побеждать все, и самое время. Как бы ни грозны казались противостоящие Вам вражеские силы, Вы имеете в своих руках несокрушимое для них оружие - правду, попранную ими, и жертвенную любовь к порабощенной ими Родине. Это оружие таит в себе лучший залог победы. Церковь будет подкреплять Вас и Ваших доблестных соратников своими молитвами, как это делала она во все исторические моменты, когда на поле брани решался жребий нашего Отечества. Она не перестает просить Господа, чтобы Он помог Вам, как некогда св. Георгию Победоносцу, сокрушить главу страшного дракона и вырвать из-под его власти обреченную жертву — нашу несчастную Россию. Бога браней благодатью да будет запечатлен Ваш великий подвиг, от исхода которого зависят не только последующие судьбы нашего Отечества, но отчасти и всей Европы.

Призывая на этот подвиг, на Вас самих и Ваших сподвижников благословение Божие, с глубоким почтением остаюсь Вашим усердным слугой.

Митрополит Анастасий.

№ 10 [22]
17 февраля 1945 г., Берлин.— Доклад Совета по делам вероисповеданий
при КОНР генерал-лейтенанту А. А. Власову

Господину председателю Комитета освобождения народов России.

Учрежденный при Комитете освобождения народов России Совет по делам вероисповеданий одной из главных своих задач ставит работу о духовном окормлении по соглашению с высшей церковной властью формируемых воинских частей возглавляемого Вами освободительного движения. В частности, в самое ближайшее время является необходимым назначение не только полковых и дивизионных священников и благочинных, но также выбор и назначение облеченного высокой иерархической степенью лица, которое могло бы быть поставлено во главе всего военного духовенства формируемых ныне частей Освободительной армии. Само собой разумеется, что такая работа Совета по делам вероисповеданий требует постоянного и тесного контакта с военным командованием и должна проходить в центре формирования воинских частей Освободительной армии.

Совет по делам вероисповеданий, учитывая всю серьезность данного момента, как с военной, так и с политической точек зрения, принял все меры к направлению в места формирования воинских частей РОА опытных и не обремененных семьями священнослужителей, в результате чего в места этих формирований прибыла группа священнослужителей во главе с настоятелем Братства имени преподобного Иова Почаевского архимандритом Серафимом [23] и приступила к своей работе, получив благословение на эту работу также со стороны главы Русской Зарубежной Церкви Высокопрсосвященного митрополита Анастасия.

Здесь Совет по делам вероисповеданий считает необходимым отметить что, поскольку возглавляемая митрополитом Анастасием Русская Зарубежная Церковь связала свою дальнейшую судьбу с возглавляемым Вами освободительным движением, постольку и владыка митрополит Анастасий вместе со всем Архиерейским Синодом полностью разделяет высказываемые Советом по делам вероисповеданий соображения и со своей стороны возбуждает ходатайство о перенесении центра деятельности Архиерейского Синод Русской Зарубежной Церкви в район формирования воинских частей Освободительной армии.

В последнее время Совету по делам вероисповеданий стало известно, что кроме объединившейся вокруг братства преподобного Иова Почаевского возглавляемой архимандритом Серафимом группы православных священнослужителей в место формирования воинских частей РОА прибыл также и глава автономной Православной Церкви на Украине Высокопреосвященным Пантелеимон [24], архиепископ Киевский, и вместе с ним 12 священнослужителей. Последнее обстоятельство открывает широкие возможности для реализации давно уже намеченного объединения православных церковных группировок, пребывающих ныне на территории Великогермании.

По всем этим соображениям Совет по делам вероисповеданий считает крайне необходимым и целесообразным с точки зрения не только необходимости духовного окормления формируемых частей Освободительной армии, но, главным образом и в интересах политических, перенести центр деятельности Совета по делам вероисповеданий в район расположения формируемых ныне частей РОА. Такое перемещение имело бы исключительно важно значение и в связи с последними церковными событиями на территории СССР (Собор в Москве, выборы Патриарха и предание анафеме всех пребывающих за рубежом «изменников» Родины [25]).

Представляя все вышеизложенное на Ваше, господин председатель, утверждение, Совет по делам вероисповеданий считает необходимым доложить, что штат сотрудников Совета в настоящее время состоит всего лишь из 6 лиц, так что перемещение его в другой район не представило бы особых затруднений и не вызвало бы никаких осложнений с технической стороны.

Председатель Н. Будзилович.
Заместитель председателя А. Свитич.

№11 [26]
19 февраля 1945 г., Карлсбад.— Письмо
митрополита Анастасия (Грибановского)
генерал-лейтенанту А. А. Власову

Глубокоуважаемый Андрей Андреевич!

Общее военное положение заставляет меня задумываться над вопросом о перемене местопребывания Архиерейского Синода, переселив его в такой город, расположение коего обеспечивало бы продолжение работы Синода и при возможных осложнениях военного характера, позволяя нам при всех условиях осуществлять свою миссию в русском освободительном движении, которое в ближайшее время может перейти в совершенно новую стадию. Издоклада отца архимандрита Серафима мне известно, что такой удобный пункт может быть найден в районе, где находится он с братией своего монастыря. Туда кроме монастыря уже прибыл и архиепископ Киевский Пантелеймон, что делает этот пункт очень удобным и для ведения нашей работы по церковному объединению, тем более что и иерархи из Белоруссии тоже постараются прибыть в этот район.

Для осуществления нашего намерения нам может потребоваться помощь русских военных властей. Я поэтому усердно прошу Вас оказать Синоду содействие к переезду путем сношения с соответствующими германскими властями и выдачи мне, как председателю Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей, документа на немецком языке, в коем было бы сказано, что для организации духовного обслуживания Русской освободительной армии требуется прибытие Архиерейского Синода в Мюнзинген. Позвольте мне в заключение еще высказать и пожелание, чтобы туда же прибыл и Совет по делам вероисповеданий при Комитете освобождения народов России, что очень облегчило бы нашу совместную работу.

Призывая на Вас Божие благословение, с глубоким почтением остаюсь Вашим усердным слугой.

Митрополит Анастасий.

№ 12 [27]
Выписка из протокола заседания Архиерейского Синода
Русской Православной Церкви за границей от 13/26 февраля 1945 г.

Слушали: Телеграмму настоятеля Типографского братства преп. Иова Почаевского архимандрита Серафима о принятии им на себя по предложению генерала Власова, как старшим из наличного духовенства, обязанностей протопресвитера военного духовенства и с просьбой о преподании ему на сие благословения, а также устный доклад председателя Архиерейского Синода о том, что он имел по сему вопросу беседу с главнокомандующим Вооруженными силами народов России. Генерал Власов при этом заявил, что, будучи сам на месте формирования воинских частей, он оценил по достоинству пастырско-миссионерскую работу среди воинских чинов архимандрита Серафима и его сотрудников, и, считая его деятельность очень полезной для религиозного воспитания воинских чинов, просит о назначении архимандрит Серафима протопресвитером военного духовенства, с тем чтобы под его руководством развивалось дело дальнейшей организации духовного окормления Освободительной армии.

Постановили: Согласно представлению главнокомандующего назначить архимандрита Серафима протопресвитером духовенства Вооруженных сил народов России с сохранением за ним обязанностей настоятеля Типографского братства преп. Иова Почаевского.

№ 13 [28]
Положение о военном духовенстве Вооруженных сил КОНР [29]

Утверждено. Заседание Комитета освобождения народов России от 27 марта 1945 года.

I. Общие положения

1. Церковь, согласно манифесту Комитета освобождения народов России, отделена от государства, а поэтому отправление религиозных обрядов чинами ВС КОНР есть дело добровольное и необязательное.

2. Никакие богослужения и церковные обряды в обязательном порядке в соединениях и подразделениях Вооруженных сил совершаться не могут.

3. В соответствии с этим и духовные чины и лица вводятся в штаты соединений и частей с учетом желания верующих.

4. Военным священнослужителям, назначенным в соединения и части Вооруженных сил, обеспечивается свобода религиозной работы в войсках: устройство богослужений, духовных бесед, посещение больных и умирающих и т. п., причем военное начальство им в этом содействует.

5.Так как в составе Вооруженных сил КОНР могут и служат представители различных народностей России и различных вероисповеданий, то и в штатах соединений и частей ВС могут быть священнослужители различных вероисповеданий. В зависимости от наличия в составе соединения и части представителей той или иной религии и в штатах этих соединений и частей вводятся соответствующие священнослужители. Если в части большинство магометан, то и священнослужитель в эту часть назначается мулла.

6. Для религиозного обслуживания других религиозных меньшинств в том или ином соединении или части при главном штабе ВС КОНР при духовном отделе содержатся священнослужители различных вероисповедании в зависимости от потребности.

7. Священнослужители обязаны проводить беседы (проповеди) среди верующих на религиозные темы, по вопросам этики и по другим вопросам, способствуя поднятию боевого духа и морального состояния части. Вопросы бесед, проповедей священнослужители должны увязывать с отделами пропаганды соединений, частей. Беседы проводятся лишь в помещениях, отведенных для священнослужения.

8. В помощь священнослужителям при отправлении священнослужения назначаются низшие религиозные служители в соответствии с правилами и порядками той или иной религии,

9. Дивизионный священнослужитель содержится на правах офицера не выше майора, полковой же — не выше капитана и низшие религиозные служители — в унтер-офицерском званиях.

10. Прохождение службы священнослужителем проходит соответственно с «Положением о прохождении службы офицерами» или унтер-офицерами.

11. Священнослужители носят форму, соответствующую их духовному сану или же присвоенному им военному чину или званию (по их желанию), но без погон.

12. Дивизионный священнослужитель аттестует своих подчиненных и с краткими выводами по аттестациям своих военных начальников представляет аттестацию в духовный отдел, последний через начальника штаба ВС предоставляет со своими заключениями главкому на утверждение. Для дивизионных священнослужителей аттестация составляется командиром дивизии и представляется начальнику духовного отдела.

II. Духовный отдел штаба ВС КОНР

1.Во главе военного духовенства в армии стоит духовный отдел штаба Вооруженных сил КОНР.

2.Начальник духовного отдела назначается из штаб-офицеров главкомом по представлению начальника штаба Вооруженных сил. Он подчиняется непосредственно начальнику штаба ВС и его заместителю.

3. Начальник духовного отдела представляет начальнику штаба ВС для назначения в части священнослужителей в зависимости от количества верующих и состава последних по вероисповеданию. Для обеспечения религиозных отправлений религиозных меньшинств в частях Вооруженных сил при духовном отделе содержится штат священнослужителей соответствующих вероисповеданий. Подбор священнослужителей для религиозного обслуживания верующего состава Вооруженных сил производится начальником духовного отдела через Русский Архиерейский Зарубежный Синод (пока вне пределов России) и через высшие духовные власти других соответствующих религий.

4. Духовный отдел руководит всей деятельностью священнослужителей, не вмешиваясь, однако, в порядок отправления религиозных богослужений. Отдел снабжает священнослужителей религиозной литературой и священными книгами, принимает меры к обеспечению священнослужителей всем необходимым для отправления ими религиозного богослужения и заботится о материальном обеспечении самих священнослужителей сообразно их чину и званию.

№ 14 [30]
3 апреля 1945 г., Карлсбад.— Письмо
митрополита Анастасия (Грибановского)
генерал-лейтенанту А. А. Власову

Глубокоуважаемый Андрей Андреевич!

В соответствии с выраженным Вами через председателя Совета по делам вероисповеданий пожеланием мною был командирован в район Мюнзингена один из служащих Синода для подыскания вместе с заместителем председателя названного Совета г. А. К. Свитичем помещения для Архиерейского Синода. Ныне они возвратились из своей поездки, увенчавшейся полным успехом: помещение найдено в непосредственной близости от Мюнзингена. Оно удобно еще и тем, что находится всего в 18 верстах от местожительства епископов Украинской автономной Церкви, что облегчит нам сношения с ними для будущего сотрудничества и совместного решения важнейших общецерковных вопросов.

Ныне мы подошли к вопросу осуществления нашего переезда, но тут встретили известное затруднение. Представители германских властей при Вашем управлении (СС Хауптамта и СД) первоначально выразили согласие на скорейший переезд Архиерейского Синода. Но недавно приезжал сюда представитель нейтрального управления СД, ведающего церковными делами [31], который задержал решение по этому делу под предлогом созыва собора всех существующих юрисдикции, который, однако, здесь сейчас невозможен, а мог бы состояться только в районе Мюнзингена, где уже находятся епископы Украинской автономной Церкви.

Между тем, вследствие промедления мы можем лишиться найденного помещения, которое не может долго стоять пустым. Вместе с тем задерживается наше участие в деле организации обслуживания армии и миссионерская работа среди формируемых частей, желательность которых была признана Вами. Необходимость скорейшего нашего прибытия подтверждается приехавшим сюда по поручению о. архимандрита Серафима дивизионным священником 2-й дивизии о. игуменом Иовом [32]. Мы не можем упускать из вида и того обстоятельства, что чем далее, тем труднее может оказаться и практическое осуществление нашего переезда.

Имея в виду все вышеизложенное, я усердно прошу Вас со своей стороны оказать нам помощь, обратившись к центральным германским властям с настойчивым представлением о необходимости удовлетворить наше желание и оказать содействие к скорейшему переезду нашему в найденное для нас место. Невдалеке оттуда можно было бы найти помещение и для белорусских Преосвященных и в скором времени созвать собор, который ныне представляется желательным не только нам, но и германским властям. Позволяю себе надеяться, что Вы не откажете в обещанной Вами помощи и в осуществлении самого переезда, т. е. в получении нами вагона как для нас самих, так и для находящегося здесь склада миссионерской литературы [33].
[Митрополит Анастасий.]

Шкаровский М.В.
Вестник церковной истории, 1(5)/2007, стр. 231-246


ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Синодальный архив Русской Православной Церкви за границей в Нью-Йорке (далее - СА), д. 51/44. Копия. Документ частично опубликован в книге; Киселев Л., прот. Облик генерала Власова: (Записки военного священника). Нью-Йорк, 1975, С. 187-189.
[2] См. примеч. 9 к статье.
[3] А. А. Власов.
[4] СА, д. 51/44. Раджмапиеь, копия.
[5] Приведенный здесь текст выступления митрополита Анастасия существенно отличается от опубликованного (см.: Сообщения и распоряжения Высоконреоеиящгн-нейпкто Серафима, митрополита Берлинского и Германского и Среднеевропейского митрополичьего округа. Берлин, ноябрь 1944. С. 1а-2).
[6] СА, д. 53/44. Заверенная копия.
[7] Митрополит Серафим (Ляде), см. примеч. 11 к статье.
[8] Газета издавалась отделом пропаганды КОНР.
[9] Кратиров Димитрий Дмитриевич (1875-1952), протоиерей. Родился в г. Кадникове Вологодской губ., окончил Санкт-Петербургскую Духовную академию. Служил и храмах Ленинграда, с 1928 г. являлся активным участником иосифлянского движения. Трижды подвергался арестам. В 1941 г. оказался в оккупированном Новгороде, в 1942-1943 гг. служил в церкви с. Большое Водское Новгородского района. В ноябре 1943 г. эвакуирован в Латвию, в 1944 г. — в Германию. В 1945-1947 гг. настоятель собора Воскресения Христова в Берлине в юрисдикции Русской Православной Церкви.
[10] В ответе Синодальной канцелярии о. Димитрию Кратирову от 15 января 1945 г. говорилось, что вопрос об обеспечении частей РОА духовенством еще практически не разрешен.
[11] СА, д. 53/44. Копия.
[12] В г. Егер (Германия) был эвакуирован из Белграда Русский кадетский корпус.
[13] СА, д. 53/44. Копия.
[14] См. примеч. 17 к статье.
[15] СА, д. 53/44. Копия.
[16] Там же. Копия.
[17] См. примеч. 5 к статье.
[18] СА, д. 53/44. Копия.
[19] См. примеч. 2 к статье.
[20] СА, д. 53/44. Копия.
[21] 28 января 1945 г. генерал А. А. Власов был признан Гитлером и официально объявлен главнокомандующим Вооруженными силами КОНР.
[22] СА, д. 53/44. Копия.
[23] Серафим (Иванов), см. примеч. 7 к статье,
[24] Рудык, см. примеч. 14 к вступительной статье.
[25] Поместный Собор 1944 г.
[26] СА, д. 53/44. Копия.
[27] Там же. Копия.
[28] СА, д. 51/44. Копия.
[29] Положение было разработано Советом но делам вероисповеданий КОНР в противовес проекту положения, написанному но поручению Архиерейского Синода архимандритом Никоном (Рклицким).
[30] СА, д. 53/44.
[31] Имеется в виду штурмбаннфюрер СС К. Нейгауз, доктор теологии; в 1944 — мае 1945 г. возглавлял ведавший религиозными делами реферат Главного управления имперской безопасности.
[32] Иов (Леонтьев), см. примеч. 19 к статье.
[33] Вагон был выделен, и в середине апреля члены и служащие Архиерейского Синода на поезде, а митрополит Анастасий на штабном автомобиле Власова уехали.

Рубрики:  Исторія
Православіе
©



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку