-Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Frankie89

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) Rasta_Community

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.09.2008
Записей: 9
Комментариев: 0
Написано: 13





Растаманские праздники, даты, события

Четверг, 02 Октября 2008 г. 01:02 + в цитатник
Растафари отмечают, как основные христианские праздники, так и свои собственные, свойственные только религии Растафари. Христианские праздники отмечаются Растафари только по православному календарю, поскольку католицизм считается у Растафари вавилонской ложью. В христианских праздниках используются православные молебны или собственные, свойственные для данной общины.
7 января
Рождество Джа - Айсуса (рождество Христово). Как и у православной церкви отмечается 7 января. Смысл праздника такой же, как и у православных.

6 февраля
День рождения Боба Марли. Боб Марли родился в 1945 году.

11 апреля
Пасха. Отмечается как у Православной Церкви. Смысл такой же, как и у православных. По эфиопскому календарю Пасха отмечается 11 апреля и является "некочующим" праздником (дата не меняется), как у православных.

21 апреля
День вступления Его Императорского Величества на землю Ямайки (Grounation Day). В этот день в 1966 году Хайле Селассие 1 вступил на землю Ямайки. Целью приезда Хайле Селассие 1 на Ямайку была встреча с лидерами Растафарианских общин. В аэропорту его встречали тысячи дредов в белых одеждах, распевавших "Осанна Сыну Давидову!" Этот день считается днем начала распространения Растафарианства по всему миру.

11 мая
В этот день умер Боб Марли.

23 июля
Рождество Его Императорского Величества Хайле Селассие I. Он родился 23 июля 1892 года - в первый день астрологического знака Льва, что еще раз является подтверждением его Божественной сущности (Льва от колена Иудина).

6 августа
Преображение Господне. В этот день отмечается явление Джа - Айсуса в его божественной славе.

22 августа
Смерть Его Императорского Величества Хайле Селассие I. Произошло это 22 августа 1975 году. Многие Растафари считают, что Хайле Селассие I после своей смерти вознесся на небо, подобно Христу.

11 сентября
Эфиопский Новый Год.

2 ноября
День коронации Хайле Селассие I.
Hьябинги. Ритуальные собрания Растафари, имеющие целью приблизить падение Вавилона и принести освобождение всем Растафари. Собираются в дни памятных дат Растафари (у каждой общины эти даты могут различаться), а так же по особым случаям. Во время Hьябинги всегда горит костер, символизирующий Джа и Свет Его Истины, звучат специальные ритуальные барабаны (они собственно и называются Hьябинги), происходит общее ритуальное раскуривание марихуаны.


Понравилось: 13 пользователям

Марихуана — путь к Богу?

Четверг, 02 Октября 2008 г. 00:57 + в цитатник
Психоактивные вещества, содержащиеся в растениях, с давних пор использовались в религиозных практиках. Весьма примечательна история, которая связала психоделическое растение коноплю и растафарианство — религиозное движение на Ямайке (государство-остров Карибского моря). Растафарианство (движение раста) — религиозное синкретическое движение, в котором причудливым образом соединились ритуальные практики народной религии аборигенов, африканских рабов и мессианские иудео-христианские чаяния.
Последователи движения поклоняются Богу Джа (Jah — Бог). В английском переводе Библии, известном как «Библия Джеймса I» (King James Version)*, которая была издана в 1611 году по указанию короля Англии Джеймса I), говорилось: «Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Джа [Господь], и радуйтесь пред лицем Его». (Псалтирь. Глава 67. Стих 5). Таким образом, для раста Джа — одно из имен ветхозаветного Господа Бога.
Растафарианцы (или просто раста) утверждают, что они, как и вообще все африканцы Нового Света, находятся в изгнании в «Вавилоне» (Вавилон — библейский символ греха и неправды). Подобно ветхозаветным евреям, все африканцы должны вернуться в Землю обетованную, в утерянный рай, в истинный Сион — Африку.
С тех пор как в 70-х годах ХХ в. растафарианство как религия и мировоззрение получило огласку благодаря популярности музыки регги, привезенной на Запад музыкантом и представителем религиозного движения раста Бобом Марли (1945 — 1981), эта своеобразная экзотическая культура стала близкой для очень многих людей во всем мире. Возник модный стиль жизни, который порою лишь поверхностно связан с породившей его религией и культурой. Тем не менее, даже в «светском» варианте растафарианства причудливым образом отражается внутренний своеобразный протест человека против «града земного», «Вавилона» — жесткой социально-политической системы и биопрограмм звериного способа существования (правильна или нет такая форма протеста, полагаю, что многое зависит от точки зрения задающегося подобным вопросом). В любом случае, если рассматривать растафарианство как путь к живому Богу в себе, к своим духовным корням и к свободе от пут и уловок «Вавилона», а именно таким его видят все без исключения раста, то можно понять, почему культура Ямайки стала такой популярной во всем мире. Как поет Борис Гребенщиков:
Джа даст нам все,
У нас больше нет проблем;
Когда я с тобой,
Ты — мой единственный дом...

Раста легко определить по «львиной гриве» — «дредам» (Dread означает страшный, ужасный; страшиться. Loks — локоны, волосы. Dreadlocks можно перевести как «ужасающие локоны»). Дредлокс являются видимым свидетельством завета (договора), существующего между раста и Джа.
Растафарианцы считают, что единение с Богом достигается с помощью ганджи (ganja — конопля, марихуана, анаша; ямайское название сорта марихуаны, растущей на острове; производное от названия реки Ганг (Ganges); есть поверье, что именно индусы завезли ее на Ямайку). На Ямайке ганджу-коноплю-марихуану называют травой мудрости. Предание гласит, что она выросла на могиле царя-мудреца Соломона. Ямайцы верят, что ганджа — это «исцеление нации» (the healing of the nation). Они считают, что ганджа расширяет сознание и усиливает мистическое и творческое переживание.
Однако, как полагают раста, Вавилон имеет свои веские причины для запрета на выращивание и потребление конопли.
Вопреки общепринятому мнению, набожные растафарианцы не курят ганджу ради развлечения, а некоторые не принимают ее вообще, например, члены канонической Эфиопской православной церкви, а также многие из классических Старейшин религиозного движения. Однако большинство растафарианских проповедников отстаивали практику ритуального раскуривания «травки мудрости».
Раскуриваться можно частным образом, в качестве подспорья для медитации или же вместе с общиной, и тогда это уже будет «приятным Господу воскурением». Такой обычай аргументируется тем, что ганджа — это та самая «зеленая трава», одобряемая в Библии Джеймса I, и ее употребление можно считать более коротким путем к той же цели, которая достигается методами традиционного аскетизма. Эфиопская православная церковь, конечно же, выступает против этого. Православные монахи считают, что эти пути в лучшем случае опасны, а в худшем приводят к духовной гибели.


* БИБЛИЯ КОРОЛЯ ЯКОВА, также носит название Авторизованная версия , английский перевод Библии, изданный в 1611 году под покровительством английского короля Якова I. Библия короля Якова оказала заметное влияние на английский язык и считается классической англоязычной Библией уже на протяжении более трех веков.

Растафарианство во многом обязано своим распространением на Западе музыке ска и регги (реггей), и в особенности музыке ямайского музыканта Боба Марли.

Из "КМ"

МАРЛИ БОБ (Marley Bob) (полное имя Роберт Неста Марли, Robert Nesta Marley) (6 февраля 1945, Сант-Энн, St. Ann — 11 мая 1981, Майами), ямайский музыкант и исполнитель музыки реггей.
Отец - британский морской офицер (вскоре оставил семью), мать - коренная ямайка, певица госпел. В конце 1950-х гг. Марли был отчислен из школы и начал работать сварщиком. В свободное время он вместе со своим другом Банни (Невиллом О'Райли Ливингстоном, Neville O'Riley Livingston) занимался вокалом. Тогда же он познакомился с Питером Макинтошем (Peter McIntosh), который в 1962 вместе с Банни войдет в первую группу Боба Марли Wailers. Дебютный сингл группы Simmer Down (1965) держался на первой строчке ямайских хит-парадов в течение двух месяцев.
В 1966 Марли женился на Рите Андерсон и уехал вместе с ней и своей матерью в США. В 1967, вернувшись на Ямайку, он оказался вовлеченным в общественно-религиозное движение растафари (основная идея — освобождение и объединение всех чернокожих жителей мира, возврат к африканским этнокультурным корням). В ряде песен отразилась идеология движения: Soul Rebel («Мятежная душа»), Duppy Conqueror («Даппи-завоеватель»), Small Axe («Маленький топор») и др.
Группа записала два диска Catch a Fire (1972; первый в мире реггей-альбом) и Burnin' (1973). В 1974 Банни и Макинтош начали сольные карьеры, а Марли, переименовав группу в Bob Marley and The Wailers, включил в его состав женское трио. В середине 1970-х гг. вышли альбомы Natty Dread (хит No Woman No Cry), Rastaman Vibration и Exodus, сделавшие певца всемирно известным. За год до своей смерти Марди записал ставший впоследствии «культовым» альбом Uprising (с песней Could You Be Loved).
В 1981 «король реггей» скончался от злокачественной опухоли, образовавшейся вследствие не долеченной травмы.
Боба Марли можно смело назвать одним из самых знаковых фигур «черной культуры». Его песни исполнялись и исполняются многими музыкантами по всему миру.

СКА (англ. ska — народная вест-индская музыка), более архаичная, нежели реггей, форма фольклора Ямайки. В 60-е годы 20 века была известна как блю-бит и вместе с мигрантами из Вест-Индии попала в Великобританию. Оставаясь на протяжении 60—70-х годов чисто «расовой», музыка ска стала популярна в конце 70-х годов вместе с фольклором других этнических меньшинств, с появлением интеррасовых групп, связанных с независимой манчестерской фирмой «2-Тоун» (Selector, Specials, Beat), что позволило ей добиться успеха на мировом уровне. Сегодня одной из наиболее близких к традициям ска-групп являются UB-40. В нашей стране пионерами ска стали ленинградские «Странные Игры». Позже элементы ска успешно ассимилировали в своем творчестве и другие группы

..................!

Четверг, 02 Октября 2008 г. 00:55 + в цитатник
ВАВИЛОН - понятие абстрактное. Символизирует индустриальный мир как скопище пороков, бездушия и корысти. Для ямайских растаманов воплощение Вавилона - Америка
JAH LIVE! - растаманское приветствие, в котором они отрицают факт смерти Джа Растафарая

История Растафарианства

Четверг, 02 Октября 2008 г. 00:49 + в цитатник
Православие появилось в Новом Свете вместе с иммигрантами из Восточной Европы. Однако в отношении Аляски и островов Карибского моря это не так. О том как крестили исконное население Аляски рассказано много, в то время как невероятная история появления на Ямайке Эфиопской православной церкви до сих пор не рассказана.

Африканская православная церковь гарвиитов
(The Garveyite African Orthodox Church)

Родившийся на Ямайке Маркус Гарви (Marcus Garvey) был лидером основанной им Всемирной ассоциации негритянского развития (Universal Negro Improvement Association - UNIA), которая в 20-х годах нашего столетия стала самой влиятельной в США негритянской организацией . Хотя сам он был католиком, Гарви настаивал на том, чтобы его последователи представляли себе Христа негром и основали свою церковь. Эта новая церковь не была ни католической ни протестантской, что и было подчеркнуто в ее названии - 'православная' (orthodox), а в службе была опущена filioque (фраза, которая в раннем средневековье была добавлена к латинской версии символа веры и впоследствии отвергнута теми, кто с тех пор стал именоваться православными христианами).

Комментарий растафарианца:

Гарви активно распространял идею Христа-негра. Когда Его Величество Хайле Селассие I взошел на престол Эфиопии, именно эта идея, а также указание Гарви на Восток, откуда следовало ожидать пришествия Великого Царя, убедило многих из тех, кто в глубине души сомневался в африканской идее в том, что время освобождения уже пришло. Нельзя забывать, что в то время Ямайка по-прежнему оставалась британской колонией и свобода для чернокожих существовала лишь на бумаге, несмотря на "официальную" отмену рабства за сто лет до описываемых событий.

Африканская православная церковь вступила в переговоры с русской метрополией о своем формальном признании, однако они не увенчались успехом в связи с тем, что метрополия потребовала неприемлемую степень административного контроля, а гарвииты желали провозглашать все, что им вздумается. Гарвиитам по прежнему был необходим статус действующей христианской церкви и они продолжили свой поиск. В итоге, африканский "православный" епископ принял посвящение в сан у "американских католиков" - церкви отвергшей авторитет римского папы, но в остальном схожей с Римской католической церковью. Это означало появление у Церкви гарвиитов официального статуса.

Церковь гарвиитов насчитывала тысячи прихожан на трех континентах и в свое время являлась символом борьбы против колониализма в Кении и Уганде. В этих странах Африканская православная церковь вскоре порвала отношения со своим центром в Нью-Йорке и напрямую примкнула к Александрийской патриархии, став таким образом православной по праву. Та же история повторилась совсем недавно в Гане, где брат Квами Лабе, выпускник Семинарии Св. Владимира в Нью Йорке, построил сплоченную православную общину на заложенных гарвиитами основах . Многие из них, к сожалению, сейчас стыдятся своего "еретического" прошлого и всячески отмежевываются от него.

В настоящее время Африканская православная церковь как таковая не существует, хотя приход Св. Джона Колтрэйна в Сан-Франциско процветает. [John Coltrane - недавно умерший саксофонист, канонизированный гарвиитами]

Черные дети Израиля

Чернокожие рабы всегда ощущали очевидную близость с порабощенными иудеями. Некоторые из них развили эту симпатию до своего логического завершения, заявив о том, что они на самом деле и есть евреи, упомянутый в Библии народ. Приверженцы этой идеи жили в США еще во времена рабовладения, по крайней мере известно об одном чернокожем, принявшим иудаизм и жившем в синагоге Антебел (Чарлестон). Весть о том, что в Эфиопии существует иудейское меньшинство Фалаша,безусловно повлияло на рост Черного Иудаизма в конце ХIX века, и в северных штатах бок о бок с мусульманскими сектами в гетто появлялись еврейские. Многие из них активны и поныне наряду с другими схожими им по духу сектами , появившимися позже.

Комментарий растафарианца:

Некоторые (среди них есть и антисемиты) придерживаются того мнения, что евреи и библейские израильтяне - разные народы. Некоторые исторические факты наводят на мысль о том, что существует более тесное родство между евреями-сефардами и африканцами, чем та связь, которая существует между ашкенази (европейскими) и сефардами (средиземноморскими) евреями. Есть свидетельства и тому, что многие библейские патриархи в действительности были чернокожими. Однако более всего евреев и растафарианцев роднит - общая для тех и других судьба народа-изгнанника, ведь описываемая в Библии горькая доля израильтян - наша реальность.

Секты, исповедующие эту идею (некоторые из них в своих претензиях на то, что они являются "настоящими евреями", дошли до рьяного антисемитизма) зачастую являются "христианскими", хотя и с упором на Ветхий Завет. Нередко они утверждают, что белые исказили текст Библии и хорошо известны их попытки "восстановить" текст Святого Писания.

Одной из таких попыток, непосредственно относящейся к нашему рассказу, является так называемая Holy Piby - оккультная библия, якобы переведенная с амхарского, в которой делается упор на разрушение белого Вавилона и возвращение израильтян в Африку - истинный Сион. Holy Piby была принята растафарианцами в качестве источника литургических текстов.

Гарви - пророк

В исторических пособиях Маркус Гарви является нам как политический лидер, ратовавший за экономическое равноправие черных и белых. Однако в устной традиции он предстает пророком и провозвесником Хайле Селассие I. Ему приписываются многие чудеса и сбывшиеся пророчества, главным из которых безусловно является предсказание о том, что в Африке взойдет на престол "могущественный царь", призванный принести освобождение от Вавилонского ига всем униженным и угнетенным . Когда эфиопский Принц Рас-Тафарай был с помпой коронован Императором, многие на Ямайке сочли это событие очевидно сбывшимся предсказанием Маркуса Гарви. Так родилось Растафарианское движение.

Комментарий растафарианца:

Здесь совершенно отсутствует сверхнимание всех тех обстоятельств, которые явились причиной развития растафарианства. Мосайа Гарви стал катализатором процесса, который развивался в течении полных 300 лет, а коронация Эфиопского Царя явилась для нас пришествием Мессии. Тем более, что взошедший на трон был прямым потомком Царя Давида по линии Царя Соломона и Царицы Савской. Многим было предельно ясно, что Иисус Христос никак не относился к африканцам, так как всегда рисовался белым, а якобы принадлежащие ему изречения даже послужили моральным оправданием порабощения африканцев.

"И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему" - это и стало обоснованием еретической по тому времени идеи чернокожего Христа. Многим и поныне не нравится эта мысль, скорее всего потому, что слово "черный" используется в Библии исключительно в негативном контексте; и наоборот - слово "белый" упоминается лишь в положительном смысле. Ратсафарианство никогда не было неким "ударом под-дых" в сфере политической демагогии, а было проявлением честного стремления африканцев обрести корни своего самосознания на Африканском континенте и в конечном итоге вернуться домой.

Гарви тогда еще был жив. Его движение к тому времени потерпело крах, а сам он попал в тюрьму по обвинению в мошенничестве (впоследствии выяснилось, что обвинение было ложным). Гарви не признал в Хайле Селассие I предсказанного им ранее Спасителя, отметив в частности то, что в Эфиопии до сих пор существовало рабство. Растафарианцев Гарви назвал безумными фанатиками и ни раз высказывался против них. Они, тем не менее продолжали относиться к нему с почтением, простив ему его слепоту, ссылаясь на Иоана Крестителя, который тоже сомневался в Христе!

Комментарий растафарианца:

Существовавшее в Эфиопии рабство во многом отличалось от того, которое было известно в Новом Свете. Это была система принудительного труда с элементом двустороннего договора, качественно отличавшаяся от оголтелого рабства, практиковавшегося в Западном Полушарии тем, что "рабы" имели свои неотъемлемые права. Имеется в виду то, что рабы никогда не были неким имуществом вроде домашнего скота как то было в Новом Свете. Указом Императора рабство было отменено в 1942 году несмотря на общественное недовольство, хотя в отдаленных регионах страны оно продолжало существовать после этого еще много лет.

Гарви был несправедливо осужден за почтовое мошенничество, оправдали его лишь спустя 50 лет. Хотя Daily Gleaner (старейшая в Западном Полушарии ежедневная газета) возможно и цитировала Гарви, назвавшего раста фанатиками, нельзя забывать, что Geaner была рупором консерваторов и, если судить по редакторским выступлениям, не чествовала ни Гарви ни Раста. Gleaner с радостью использовала эту возможность дискредитировать Растафарианцев, ведь из двух бед, Гарви был меньшей. Гарви изображался преступником и мошейником, по их мнению, он был бы эффективно нейтрализован. В то время как Растафарианцы самим своим существованием досаждали властям, ведь они побуждали иначе "послушных" людей критически осмыслить привычную систему стереотипов. Таким стереотипом, например, является представление об африканцах как о расе, представители которой никогда не смогут добиться чего либо значительного. Поэтому неудивительно то, что власти стремились "раздавить крокодильчика до того, как он вылупился". Что касается Daily Gleaner, то как показали дальнейшие события, газета была целиком на стороне консерваторов, громогласно поддержав политику правительства Александра Бустаманте, расправившегося с Растафарианцами методом грубой силы. Удивительно то, что эта необъявленная война против Раста разворачивалась на фоне молчаливого одобрения всех церковных авторитетов, это продолжалось до тех пор пока дело не дошло до таких крайностей, о которых уже было трудно умалчивать. Не смотря на то, что память Маркуса Мосайя Гарви свято хранится и в Африке и в среде африканской диаспоры, и даже то, что он посмертно признан национальным героем Ямайки, тем не менее, ямайкский эстаблишмент отказывается поддерживать популяризацию его идей, которые, как известно, направлены на то, чтобы улучшить долю африканского большинства на острове.

Классический период

С 1930 по середину 60-х годов, Растафарианство было местным ямайкским религиозным движением с незначительным присутствием за пределами острова. Некоторые лидеры гарвиитов утверждали, что в лице Хайле Селассие I сбылось предсказание Маркуса Гарви. Растафарианское движение оставалось под руководством независимых Старейшин, придерживавшихся самых разнообразных убеждений. Всеямайская растафарианская церковь в то время не была еще сформирована, и даже не существовало согласия по поводу основной доктрины и общего для всех канонического писания; некоторые из Старейшин пользовались Holy Piby и вариантом Библии Джеймса I, ничтоже сумняшеся дополняя их и "исправляя".

"Сверхнимание" (OVERSTANDING)

Классические растафарианцы видели в такой "анархии" и в беспорядке положительную сторону своего учения. Растафарианство не было религией, организацией или философией, растафарианство было активной попыткой распознать волю Джа и действовать сообразно с ней. Раста того времени были в основном необразованными крестьянами нищего Третьего Мира, однако они обращались к Растафарианству в чуть ли не талмудичеком духе, собираясь на свои "разумения" (отчасти теологические дебаты, отчасти коллективные моления), в ходе которых они пытались найти Истину.

Их подход отличался от того, как толковали Библию протестанты. Они были абсолютно уверены в том, что под божественным руководством придут к сверхниманию Истины, которую нельзя постичь лишь человеческими усилиями, Джа-Джа должен сойти на я-да-я и тогда люди становятся сопричастны Единому, который и есть Истина.

Мистицизм

Ранний растафарианский мистицизм ставил ударение на непосредственное присутствие Джа в "убоявшемся Бога" (dread). Божественная доктрина растафарианцев была тщательно разработана (хотя и не все из Старейшин правильно отличали сущность от энергии). Через единение с Джа убоявшийся становится тем, кем он является в действительности, но никогда не имел возможность быть. Этот процесс самопознания возможен только через покаяние. По этой же причине Раста никогда не пытаются обратить других в свою веру, а полагаются на ниспосланное Джа раскаяние. Мистический союз выражается местоимением "Ian'I" (я-да-я), которое может означать "я", "мы" или даже "ты" - все это в присутствии Джа.

Комментарий растафарианца:

Ian'I ("я и я" - каждый в растаман в отдельности и все раста) не привлекают неофитов по той причине, что только Джа может обратиться к сердцу человека. Следовательно Ian'I не может тратить свое время на попытки спасти чью-то душу. Человек должен медитировать на Джа и непосредственно прислушиваться к Его словам ради спасения своей души. Джа - личное переживание, а не карманный допинг.

Община

Многие Раста жили и живут в джунглях, в лагерях, руководимые Старейшинами. В некоторых из таких лагерей существует разделение полов., и они напоминают монастыри (вплоть до гонга у ворот). Гораздо чаще - это восстановленные западно-африканские деревни. Убоявшиеся соблюдают предписания "диеты ital", основанной на Пятикнижии с различными добавлениями, и ведут духовный образ жизни. Мужчины в этих общинах обычно отращивают бороду (что редко можно было увидеть на Ямайке в тот период, о котором идет речь, так как тогда это могло стать причиной социальной и религиозной дискриминации и тем раста, кто имел рабочее место приходилось скрывать свою принадлежность и быть "гололицыми" (baldfaces).

Знаменитые "dreadlocks" ( локоны убоявшихся) в классический период были лишь у малой части раста, в основном у тех, кто принял обет Назаретянина (oath of Nazirite). Совсем недавнее историческое исследование указывает на то, что dreadlocks стали популярны благодаря монашескому движению, противостоявшему неограниченной власти Старейшин, изначально несущей в себе зачатки коррупции. Эти "Воины Ниябинги" (nyabinghi warriors), принявшие обет безбрачия, почти пуритане, особенно осуждали "языческие пережитки" в Растафарианстве, а именно, продолжавшие существовать в среде убоявшихся ритуальные практики, относящиеся к похожей на "вуду" народной религии сельского населения Ямайки.

Комментарий растафарианца:

Следовательно следует различать разные школы, объединенные под общим названием: Растафарианство. Вот некоторые из них: новообращенные православные, которые пытаются увязать Растафарианство и Эфиопское Православие; Двенадцать Колен Израиля, которые видят в Хайле Селассие I воплощенного Христа; Бобо Дредс, которые видят Христа в Принце Имануэле I; и наконец Ниябинги - это исключительно те, кто дал Обет назорейства.

Индуизм.

Одним из языческих влияний на среду растафарианцев была религия многочисленных восточно-индийских рабочих, завезенных на Ямайку после отмены рабства. Классический Индуизм имеет значительное влияние на всех островах Карибского моря, особенно на Тринидаде, однако его влияние на Растафарианцев мало кем было отмечено. Патлатый, курящий "ганджу" бродячий аскет "саддху" в Индии - хорошо известная фигура. Живут саддху зачастую в лагерях - точь-в-точь как растаманы, и курят марихуану в формально освященных общинных трубках-челумах (chalice pipes). Индуистская доктрина реинкарнации имеет своих приверженцев и среди растаманов, хотя нередко с тонким различием, например, раста говорят, что сегодняшние ямайкцы - это переродившиеся израильтяне, а такое высказывание как: "я сам чувствую на себе плеть надсмотрщика", для многих из них означает не то, что они жили раньше, а то что их солидарность с предками настолько велика, что существует "единение чрез века".

Комментарий растафарианца:

Это не исключительно индуисткая философия. Огромный пласт Африканской Традиции обращается к той же теме. Человек не отрезан от своих корней, а скорее является звеном в цепи, тянущейся от начала времен.

Репатриация

Среди немногих вещей, по поводу которых между Старейшинами не существовало разногласий, было то, что Хайле Селассие I - "божественного происхождения", хотя и было много споров вокруг того, что именно это означало. Кроме того, все без исключения были уверены в том, что он имел намерение вернуть негров из Нового Мира в Африку. Хотя мистическая интерпретация "возвращения на родину" и являлась передовой, нет никаких сомнений в том, что все ранние Старейшины, а также большинство современных, ожидали также и буквальной, физическй репатриации. Это придало Растафарианству очевидный политический характер: все без исключения растафарианцы желали незамедлительно иммигрировать в Эфиопию. За исключением сионизма, это положение не имело аналогов в мире, и ямайкские власти оказались неспособными справиться с ситуацией. Революционеры - это еще ничего, а тут вместо "Вся власть народу!" - растафарианский клич: "Отпустите мой народ!" Шло время, это требование не выполнялось и их беспокойство по этому поводу становилось взрывоопасным.

Ситуация стала особенно напряженной после 1954 года, когда правительство разогнало растафарианское крошечное государство Пиннакл (Pinnacle), которым управлял Старейшина Леонард Хоуэл точь-в-точь, как типичный западно-африканский вождь. Последователи Хоуэла мигрировали в трущебы Кингстона и его движение, бывшее деревенско-сепаратистским, продолжало развиваться теперь уже по типу гетто в столице. В конце 50-х начале 60-х годов некоторые растафарианцы в отчаянии отвергли принцип ненасилия, которого придерживались все настоящие Старейшины, и подняли ряд буйных восстаний, достигших апогея в кровавой перестрелке между растафарианцами и британскими солдатами.

Эти беспорядки принесли растафарианцам не лучшую славу. Спустя несколько лет, когда станет популярна танцевальная музыка Реггей, они произведут совсем другое впечатление. Классический период изоляции и отчуждения подходил к концу.

Комментарий растафарианца:

Репатриация была делом растафарианцев, Гарви и африканской диаспоры вообще. Гарви предложил и отстоял замысел физическое возвращение африканцев на родину, по примеру эксперимента в Либерии и Новой Шотландии, где африканцам было предоставлена возможность вернуться на родной континент. Для этой цели Маркус создал Black Star Line Steamship Company, чья деятельность и стала поводом для скандала и обвинения в мошенничестве.

Всемирная Эфиопская Федерация

Упоминаемая в Библии, единственная африканская страна, отстоявшая свою независимость перед лицом мирового колониализма, Эфиопия всегда стояла особняком в сознании негров Нового Света, однако связь с ней почти отсутствовала вплоть до начала Второй мировой войны. В 1937 году правительство Хайле Селассие I в изгнании основало ВЭФ с целью собрать средства в помощь Эфиопии, воюющей с итальянцами, и организовать политическую поддержку негритянских националистов на Западе. ВЭФ продолжала существовать и после окончания войны, и хотя многие из ее филиалов находились под полным контролем активистов на местах, все они обеспечивали минимальную связь с Абиссинией.

Тринидад и Тобаго

В 1940 году гарвиитский священник по имени Эдвин Коллинз объявил об учреждении, по его словам, легитимной коптской церкви, напрямую относящейся к Александрийской епархии. Однако копты-гарвииты гораздо больше относились к Африканской православной церкви, чем к Египту, и многие сомневались в каноническом статусе церкви. В 1952 году епархия коптов-гарвиитов на островах Тринидад и Тобаго откололась и провозгласила свою принадлежность к Аддис-Абеба. На острова из Африки были присланы священники, и в результате была основана каноническая церковь. Тринидад и Тобаго стали большой победой Эфиопской Православной церкви. Вскоре были посвящены в сан священники из местных жителей (среди них были и гарвиитские вожди). Были открыты приходы по всей стране и в Гуайане.

Абба Лаике Мандефро (Abba Laike Mandefro)

В 1959 году церковь коптов-гарвиитов в Нью-Йорке попыталась улучшить свой канонический статус. В Эфиопию отправился их архиепископ, где его по его словам его повысили в сане, и вернулся он не один, а с группой молодых эфиопских священников: им предстояло поступить в американские университеты. Вновь прибывшие почти немедленно порвали с гарвиитами и основали приходы более ориентированные на потребности эфиопских эмигрантов. Спонсировавшая их приезд церковь пришла в непоправимый упадок. Один из приехавших молодых людей вскоре стал главным представителем Эфиопской православной церкви за пределами своей страны, имя его - Лаике Мандефро, экзарх Западного полушария, многие добавят: Апостол Карибского моря.

ВЭФ на Ямайке

Все вышеописанные события происходили вне связи с растафарианским движением, которое пока еще ограничивалось пределами острова. Отделение ВЭФ открылось на Ямайке еще в 1938 году и незамедлительно попало под контроль растафарианцев, в частности таких людей как выдающиеся Старейшины Joseph Hibbert и Archibald Dunkley. Оба они были мистиками, основателями чисто негритянской "Коптской" масонской ложи в Коста Рике, и многим может показаться парадоксальным то, что именно они более чем кто-либо причастны к прибытию на Ямайку Эфиопского православия.

Grounation Day
(День , когда Его Величество ступил на землю Ямайки)

Считается, что в связи с успехом Эфиопской православной церкви на островах Тринидад и Тобаго, Хайле Селассие I получил приглашение посетить эту страну в 1966 году. В это время Ямайка переживала социальный кризис. Ямайкский эстаблишмент видел в растафарианцах революционную угрозу, которую необходимо было нейтрализовать. Группа ученых социологов посоветовало правительству, в качестве одного из способов достижения этой цели, укрепить отношения с Эфиопией. Правительство прислушалось к их совету и предложило Императору сделать остановку на Ямайке.

21 апреля Хайле Селассие I прибыл в аэропорт Кингстона. Отныне этот день будет называться у растафарианцев - "Grounation Day", "День вступления Его Величества на землю Ямайки". Вопреки широко распространенному мнению о том, что Император был "изумлен, узнав" о существовании растафарианцев. Есть достаточно много свидетельств тому, что самой целью приезда Хайле Селассие I на Ямайку была встреча с лидерами растафарианцев. В аэропорту его встречали тысячи дредов в белых одеждах, распевавших "Осанна Сыну Давидову!" Хайле Селассие принял делегацию известных Старейшин, среди которых были Mortimo Planno и, возможно, Joseph Hibbert. Точные детали этой исторической встречи восстановить невозможно, так как существует бесчисленное множество ее версий в ямайкской устной традиции. Почти нет сомнений в том, что Его Величество призвал их принять православие, а также пообещал предоставить переселенцам из Ямайки земельные участки в Южной Эфиопии. В большинстве версий этой встречи подчеркивается то, что Его Величество передал Старейшинам тайное послание, вполне соответствующее его политике по отношению к развитию стран Третьего Мира: "Сначала постройте Ямайку".

Комментарий растафарианца

Хотя у правительства Александра Бустаменте, учитывая его отношение к растафарианцам до и после этого события, и были тайные мотивы для приглашения Его Величества на Ямайку, однако всякий контроль над ситуацией сразу же перешел от правительства к собравшимся массам дредов и "гологоловых" (baldheads), т.е. "не-раста", которые устроили Его Величеству потрясающий прием. Его Величество встречали боем барабанов и пением Niahbingi с пальмовыми ветвями (кокосовыми за неимением финиковых) и гимнами, напоминающими воскресное пение.

Этот торжественный эпизод прежде всего утвердил растафарианцев на ямайкской общественной сцене. За 30 лет движение выросло, вобрав в себя значительное число преданных раста, если судить по количеству решивших отращивать волосы, и еще большее число людей, относившихся к растафарианцам с терпимостью и симпатией, а также соглашавшихся с основными ценностями Растафарай. Этот раста-центризм был впоследствии использован Манли и PNP, подготовив почву для того взрыва музыки Реггей, который за этим последовал.

Шешаман, земля выделенная в Эфиопии для переселенцев дождалась лишь немногих растафарианцев. Причиной тому - высокие транспортные расходы, сделавшие это путешествие недосягаемым для простых растафарианцев, однако тот факт, что эта земля существует остается важным связующим звеном раста с их родиной. В дальнейшем, политические беспорядки в Аддис-Абебе еще больше осложнили задачу переселения на подаренную Его Величеством землю.

Миссионерская деятельность на Ямайке

В 1970 году, приехав по приглашению Хибберта, Абба Лайк Мандефро стал крестить растафарианцев одного за другим. За год он окрестил 1200 дредов, заложив тем самым основы дальнейшему росту церкви. Его деятельность вызвала яростное сопротивление со стороны тех Старейшин, которые учили, что Хайле Селассие I является Джа по сути, и призывали крестить "во имя Рас Тафари". В Монтего Бэй лишь один дред принял Православие, и Лайк Мандефро окрестил его Анаду (Один Человек).

Вселенский кризис

Большой кризис поразил молодую церковь в 1971 году, когда в Кингстоне прошла межконфессиональная праздничная служба по случаю девятой годовщины независимости Ямайки, в которой участвовали духовные наставники от Англиканской, Римской католической и Православной (греческой и эфиопской) церквей. Растафарианцы были шокированы тем, что православные молятся с представителями "лже-религий"; сотни крещеных отступили от Православной веры, и был потерян целый приход. Многие из них, несомненно, присоединились к возникавшим в то время Растафарианским церквям, которые пришли на смену традиционной системы Старейшин. В разной степени, однако все эти церкви подверглись влиянию Эфиопской православной церкви.

Комментарий растафарианца

Как уже было сказано раньше, многие духовные лица из тех, кто присутствовал на той знаменательной встрече, молчаливо поддерживали политику правительства Ямайки, начатую Александром Бустаменте, продолженную Дональдом Сангстером и тогдашним премьер-министром Хугом Шерером, а именно политику непрестанных нападок на раста и попыток обуздать нашу "лохматость". Духовенство молча наблюдало за происходящим. Год спустя это стало одной из причин сокрушительной победы социалистической PNP под предводительством Майкла Манли, впервые после обретения независимости Ямайки получившей правительственный мандат. Победа Манли основана на том, что он принял символику раста, а именно: "Жезл Наказания" (маквамья - молельный жезл эфиопского духовенства), который, по свидетельствам была передана Старейшинам из рук Его Величеством Хайле Селассие I.

Комментарий для неправославных читателей
Православная теология различает несколько уровней божественности:

Лишь Несотворенный является "Божественным по сути".

Люди могут стать "божественным по причастию".

Иконы - это видимые каналы, по которым божественная энергия попадает в мир.

Вопрос о том, к какому рангу божественности отнести Императора Хайле Селассие I и является камнем преткновения между православными и неправославными. Православные говорят, что он божественен по причастию и образу (iconicity), и заслуживает "дулеи" - почитания; "Двенадцать Колен Израиля" же говорят, что Он божествен по сути и заслуживает "латреи" - абсолютного поклонения.

Реггей

В то время музыка реггей была на вершине своей популярности, причем религиозные тексты песен были нормой реггей. Многие популярные ансамбли были православными. The Abyssinians - группа с выраженными монастырскими и проповедническими мотивами. Семья суперзвезды реггей Боба Марли была в основном православной. Правда сам Марли большую часть своей жизни был членом секты Двенадцати Колен (Twelve Tribes of Israel). Последние годы его жизни ознаменовались не только неизлечимой болезнью, но и заметным духовным перерождением, которое отразилось на его музыке и выразилось в его крещении. В 1981 году десятки тысяч скорбящих пришли на его похороны, которые справлялись по православному обычаю.

Пострижение растаманов

В 1975 году пришло известие о смерти Хайле Селассие I. Многие раста не верят этому и по сей день. Эфиопская церковь, по примеру всех православных церквей под властью коммунистов пережила гонения, которые смогла несколько облегчить лишь пойдя на компромисс с гонителями. В Аддис-Абебе марксисты не были рады тому, что где-то на земном шаре процветал культ свергнутого ими царя, в то время как, по их мнению, мир уже был готов к пролетарской революции. Ставшие многочисленными на Западе эфиопские иммигранты, в основном люди среднего сословия, смотрели на растафарианцев свысока. Набожные люди из их Среды с недоверием относились к православию растафарианцев (и не зря, очень вероятно, что многие "православные" растафарианцы в тайне лелеяли еретические мысли); просто степенных эфиопов отпугивала связь растафарианцев с трущобами и со знаменитым негритянским криминалом. Последнее особенно справедливо в отношении Лондона, где в 70-х годах все формы растафарианства получили широкое распространение в среде иммигрантов из Вест-Индии. Важно отметить, однако, что эфиопская община в Англии оказала правовую и другую поддержку растафарианцам, подвергшимся в это время нападениям со стороны расистов и полиции, особенно в той части Бирмингама, которая называется Хэндсуорс.

По какой-то причине, в 1976 году всем православным растафарианцам было вменено остричься в знак формального отречения от еретического поклонения царю. Не будем давать оценку этому указу, отметим, что он заставил многих принять внезапное решение и прекратить попытки по-своему обрести сверхнимание. Этот чисто внешний акт - острижение многолетних локонов, многим казался отречением от наследия движения.

Раста-комментарий

Человек может быть мертв, хотя он и дышит, а другой может быть жив хотя его тело и похоронено. Ian'I суть больше чем плоть и, если следовать предписаниям веры, Ian'I будет жить вечно. Поэтому Ian'I будет жить вечно. Следовательно нет ничего удивительного в утверждении, что Он жив, ведь жизнь не ограничивается одной лишь плотью.

Синкретизм

Вопреки этим значительным конфликтам, своим распространением в Вест Индии Эфиопская православная церковь обязана именно растафарианцам. Хотя лишь малая часть растафарианцев стали истинно православными, почти все они остались под впечатлением православия. Используемый эфиопскими православными священниками молельный жезл - "маквамья", часто встречается у "убоявшихся". Растафарианцы часто появляются в культовых одеяниях. На раста-художников очень повлияла эфиопская иконография. Синкретизм очевиден в организованных сектах, которые отчасти вытеснили систему харизматических Старейшин.

Двенадцать Колен Израиля

Возможно самая большая и популярная из всех сект (никак не относится к различным одноименным негритянским еврейским церквям). Основана в 1968 году Верноном Каррингтоном (пророк Гад). Члены секты утверждают, что Хайле Селассие I - Иисус Христос, вернувшийся во всем своем царском величии, и Второе Пришествие уже свершилось. Связная доктрина и жесткая дисциплина обеспечили секте рост численности; кстати, в этой секте состояло большинство исполнителей реггей 70-х годов. Отголоски синкретизма поздних растафарианцев особенно видны в художественном оформлении альбома Zion Train Рас Майкла (превосходного сочинителя гимнов, одного из самых впечатляющих выразителей идеи Растафарай из ныне живущих). На обложке мы видим двух дредов в церковных тюрбанах, стоящих перед Царскими воротами иконостаса, за которыми - вид на горы на фоне красного неба.

"Принц" Эдвард Эммануэль

Основатель другой большой секты, "Принц" Эдвард Эммануэль был знаменитым Старейшиной в классический период. По его инициативе в 1958 году был созван первый Все-растафарианский синод "Ниябинги". К моменту созыва синода, Принц Эдвард уже наделал много шума, заявив, что вместе с Хайле Селассие I и Маркусом Гарви он составляет Святую Троицу. Полагают, что он рассчитывал получить признание Ниябинги, но этого не случилось. Тогда Принц занялся организацией большой группы своих последователей и созданием своей церкви со всеми полагающимися атрибутами - догматами, литургией, иерархией и подобием монашества. Жрецы церкви, некоторые из которых побывали в Эфиопии, носят православные одежды.

Раста-комментарий:

Принц Эммануэль по-прежнему является одним из самых влиятельных людей на Ямайке. Хотя его претензии на "божественность" отвергаются большинством растаманов, он и его движение были и есть растафарианскими. Бывали всякие разногласия, однако Ian'I знаем, что с разумением приходит сверхнимание, пусть даже и без полного согласия.

Коптская церковь Сиона

В 60-х годах эта отживавшая свой век гарвиитская православная церковь испытала подъем сначала благодаря притоку новообращенных белых хиппи, а затем и ямайкских негров, разочарованных в официальной церкви. Настаивая на легитимности своей православной деноминации "копты", тем не менее, позволяют себе очень сомнительные рассуждения, граничащие с гностицизмом. Их заслугой стало то, что они пошли гораздо дальше канонической церкви во внедрении в церковную жизнь всего лучшего, что дала классическая растафарианская культура, сохранив в том числе и дредлокс и барабаны ниябинги, что привлекло в лоно церкви множество народа. Успех этой церкви отразился на ее материальном богатстве, за которое ее не раз критиковали, ведь она считается крупнейшим на Ямайке землевладельцем. Один из аспектов ее "обратного синкретизма" получил большую огласку, и стал причиной конфронтации с властями, в результате которой многие члены церкви оказались за решеткой. Имеются в виду их гностические теории, обосновывающие ритуальное принятие марихуаны.

Ганджа

Вопреки общепринятому мнению, набожные растафарианцы не курят ганджу ради развлечения, а некоторые не принимают ее вообще, например, члены канонической Эфиопской православной церкви, а также многие из классических Старейшин. Однако большинство растафарианских проповедников отстаивали практику ритуального раскуривания "травкой мудрости". Раскуриваться можно частным образом, в качестве подспорья для медитации или же вместе с общиной и тогда это уже будет "приятным осподу воскурением". Такой обычай аргументируется тем, что ганджа - это та самая "зеленая трава", одобряемая в Библии Джеймса I, и ее употребление можно считать более коротким путем к той же цели, которая достигается методами традиционного аскетизма. Эфиопская православная церковь, конечно же выступает против этого. Православные монахи, имея в этом многовековой опыт, знают, что эти пути в лучшем случае опасны, а в худшем приводят к духовной гибели. Пресса, конечно же, неимоверно раздула все разногласия в угоду расистскому стереотипу представления о растаманах как об "обкурившихся преступниках".

Заключение:

Мне кажется, что растафарианцы слишком недооцениваются окружающим миром, в том числе и православными общинами. Классические раста были утонченными теологами и философами, а не какими-то сектантами, поклоняющимися газетным фотографиям африканского деспота. Они собственными силами открыли для себя множество изящных теологических концепций и отчасти вновь прошли по пути теологических дебатов, имевших место на заре христианства. Растафарианцы принесли по-настоящему богатое культурное и художественное наследие, в том числе и религиозные гимны, быть может самые волнующие из всех созданных в XX столетии.

Тем не менее, многим растафарианцам часто предлагается стать эфиопами для того, чтобы стать православными. Многие готовы это сделать - так велика их жажда Истины и так остро они ощущают свою потерю африканской культуры. Однако многие противятся такому подходу и по-своему они правы. Церковь в убытке, когда она вместо того, чтобы принять то лучшее, что дал опыт растафарианцев, постоянно подчеркивает "ересь царепоклонства" и "шаманство". При этом забывается, что само существование растафарианства - чудо.

Всеми забытые, утратившие свою культуру люди, путем "разумения" поднимают себя до уровня православия. Воистину это - сверхъестественное событие, и таковым его видят православные растафарианцы.

История Дредов

Четверг, 02 Октября 2008 г. 00:32 + в цитатник
Из всех африканских причесок, именно дреды сохранили наиболее тесную связь с породившей их субкультурой. Поклонники дредов утверждают, что это древнейшая прическа на планете, а точнее - естественное состояние волос человека - именно в такие колбаски скатываются волосы, если их не стричь и не расчесывать. По сей день дреды можно обнаружить в джунглях Индии – утверждают, что именно таким образом выглядит голова местных отшельников саду, живущие в лесу в ожидании просветления. Индийские корни дредов тянутся от Саду — людей, достигших просветления, своего понимания мира. Они часто отшельничают в горах, редко собираясь вместе. Волосы не стригут, отчего те сваливаются в колтуны — иногда длиной до нескольких метров. Однако назвать эту причёску исключительно индийской или африканской нельзя, поскольку она существовала ещё со времён мамонтов, если не раньше. В 50-х годах XX века такие локоны шокировали цивильных граждан, окрестивших их «дредлокс» (ужасные локоны). Растафари подхватили словцо, называя себя «Дредлок», «Дред» или же «Натти Дред» («натти» — искаженное английское «курчавый», презрительное прозвище чернокожего, вывернутое Растафари наизнанку). Однако в растафарианстве существует много разночтений и течений, и не все придерживаются того мнения, что «львиная грива» является обязательным для раста. Например, растафарианцам, принявшим крещение у Эфиопской православной церкви в 1976 году, было указано постричься, как подобает.

Немного о происхождении: Был такой человек, его звали - Маркус Гарви он был уроженцем теплой замечательной страны Ямайки, он был негритянским националистическим лидером, чья Всеобщая Ассоциация Улучшения Положения Негров стала самой известной организацией черной власти в двадцатые годы. Хотя сам он был англиканского вероисповедания, но последователей своих подбивал рисовать Иисуса черным и организовывать свою собственную церковь. Дабы подчеркнуть, что новая церковь не является ни католической, ни протестантской, она была названа "православной". Попытка официального признания в качестве православной организации успеха не имела, и в конце концов, "африканский православный епископ" был посвящен группой "Американский католики", которая отвергла власть папы, но тем не менее осталась сходной по вероисповеданию с римской католической церковью. Гарвеитская церковь имела тысячи членов на трех континентах и являлась символом антиколониальной борьбы в Кении и Уганде. Африканские православные в этих странах очень скоро порвали с нью-йоркской церковью, перейдя в юрисдикцию греческого патриархата в Александрии и став полностью православными. То же произошло немного раньше в Гане. Сегодня Африканская Православна Церковь как таковая практически исчезла, хотя, например, приход Святого Джона Колтрейна до сих пор очень активен. Немного о черных израэлитах. Черные рабы всегда ощущали свое очевидное сходство с обращенными в рабство древними евреями. Некоторые же довели эту мысль до ее логического завершения, объявив себя настоящими евреями. Историки говорят, что это движение возникло на принадлежащих евреям плантациях в США, где рабы перенимали веру своих господ. Подобного рода группы обычно являются христианскими. Часто они заявляют, что белые исказили текст Библии и пытаются восстановить его. И одной из таких попыток является оккультная библия, в которой говорится о разрушении вавилонии, и возврата израэлитов в Африку. Оккультная библия была принята растафрианцами в качестве источника их литургических текстов.

Маркус Гарви, судя по историческим книгам, был политическим деятелем, выступавшим за экономическое равенство черной и белой рас. Но в устной традиции он предстает перед нами как помазанник Божий, пророк и предтеча Хайле Селасси. В дополнение к многочисленным чудесам и пророчествам ему приписывают предсказание, что в Африке взойдет на престол "могущественный царь" и принесет справедливость угнетенным. Когда эфиопский принц Тафари был коронован в качестве императора, многие жители Ямайки объявили пророчество Гарви свершившимся - так родилось движение Рас Тафари. Гарви был тогда еще жив, хотя его движение в основном затухло, а сам он был заключен в тюрьму по обвинению в финансовом мошенничестве. Гарви не был поклонником Хайле Селасси, и, видя, что рабство все еще существует в Эфиопии, нападал на растафарианитов как на безумных фанатиков. Те, однако, несмотря ни на что, продолжали почитать его, замечая, что даже Иоанн Креститель сомневался насчет Христа. С 1930 г. до середины 60-х Растафари было ямайским религиозным движением, оказывавшим лишь небольшое внешнее влияние. Несколько гарвеитских лидеров независимо объявили, что Хайле Селасси исполнил пророчество Гарви, и движение таким образом было возглавлено несколькими "старцами", взгляды которых сильно отличались. Не только не возникло всеямайкской растафарианской церкви, но не было даже общей доктрины или канонического Писания - разными старцами использовались как оккультная библия, так и Библия Короля Якова, свободно, впрочем, изменяемые и "исправляемые. Эта анархия рассматривалась классическими раста как преимущество. Растафари не было религией, организацией людей или философий, но было попыткой понять в чем состоит воля Джа и исполнить эту волю. Классические раста были типичными необразованными крестьянами одной из стран третьего мира, но они постигали Растафари, участвуя в технологических дебатах, отчасти молитвенных встречах, на которых они пытались найти истину. Их позиция отличалась, однако, от протестантских интерпретаций Библии. Они были уверены, что под божественным руководством смогут достигнуть "прозрения" Истины. И немного о мистицизме. Ранний мистический опыт Раста подчеркивал непосредственное присутствие Джа внутри "дреда" (богобоязненного человека). Понятие о боге было выражено с величайшей тонкостью. Посредством союза с Джа дред становится тем, что он на самом деле есть, но никогда прежде не был, а процесс самооткрытия возможен только через раскаяние. Мистический союз с Джа выражался использованием местоимений "я", "мы" или даже "ты", но так, что в этих "я", "мы", "ты" присутствует Джа. А жили и живут многие раста в буше, в лагерях, управляемых Старцами. Некоторые из этих лагерей разделены по половому признаку и напоминают монастыри. Дреды придерживаются своеобразных правил питания, основанных на Пятикнижии, или же соблюдают какой-нибудь духовный закон. Мужчины обычно носят бороду. Это не было принято на Ямайке в классический период и становилось причиной социальной и религиозной дискриминации, так что тех раста, которые имели работу и не носили бороду, скрывая свое вероисповедание, называли "лысолицыми". Широко известные "дрэдлоки" (характерная растаманская прическа) в классический период носили лишь немногие.

Среди немногих вещей, в которых все старцы соглашались, было то Хайле Селасси является "божественным", а также что он намеревается возвратить всех негров Нового Света в Африку. Это придало Растафари открыто политическую окраску: все растафарианиты, без исключения, хотели немедленно эмигрировать в Эфиопию. Эта ситуация ни на что более не походила, кроме как на сионизм, и это уже было слишком для властей Ямайки. Однако это было не революционное движение, требующее власти для тех или иных групп людей. Девизом Расты было " отпусти мой народ ". Ситуация особенно обострилась после 1954 года, когда правительство опустошило растафарианитское мини-государство под названием Pinnacle, управлявшееся Старцем Леонардом Хауэллом в традициях западноафриканских вождей. Последователи Хауэлла переселились в трущобы Кингстона, и таким образом крестьянское сельское сепаратистское движение внедрилось в столичные гетто. В конце 50-х - начале 60-х некоторые доведенные до отчаяния раста отказались от доктрины ненасилия, мира и любви, проповедовавшейся великими Старцами. Эти воинственные дрэды устроили целый ряд восстаний, и в конце концов кровопролитные столкновения между раста и британскими солдатами исказили мирный характер истории движения. В связи с эти насилием Растафари получило известность (отрицательную) во всем мире. Более позитивный образ сложился уже позднее благодаря популярности пропагандирующей Расту танцевальной музыки рэггей. Классический период изоляции подошел к концу. Обладая "просветленным умом", они по-своему видят Ветхий Завет и традиционно употребляют термины "культура", "идентичность" и "корни". Оспаривать их суждения настолько же неразумно и бессмысленно, насколько вступать на улице в спор с родным, "доморощенным" славянофилом. Тем более что эти рассуждения очень характерны для любого нормального почвеннического движения подобного типа. Но им сильно хочется верить - до того безудержна в своем великолепии Африка, а рэггей, в свою очередь, уникален парадоксальным, на первый взгляд, но очень органичным соеднненнем Великого ритма Черного континента, его истинного духа и культуры с политическими прокламациями в духе Маркуса Гарви и Нельсона Манделы. Тем не менее, совершенно ясно, почему пролетевшая в 70-х гг. по всему миру мода на расту, затронула не столько внутренние, политико-религиозное содержание, сколько внешнюю форму атрибутику, слэнг и, конечно, в первую очередь музыка рэггей. В общинах растаманов культивировались не только музыка, но и художественные ремесла и искусства, определившие весь облик современной ямайской культуры, но лишь рэггей смогла выйти за пределы Ямайки, покорив мир и сделав "культуру Растафари" явлением поп-культуры.

С взлетом рэггей растафаризм обретает поклонников повсюду, где проживают цветные общины, т.е. не только в США и Европе, но и даже среди молодежи маори в Новой Зеландии и аборигенов Австралии. Растущая популярность рэггей была объективно связана с творчеством Боба Марли. Боб Марли (Роберт Неста Марли) родился 6 апреля (по паспорту 6 февраля) 1945 года на Ямайке. В 16 лет Марли познакомился и записал несколько своих песен с ветераном ямайской музыки Джоном Хиггсом. С этого времени Хиггс оказывает на Марли огромное влияние и, будучи его другом и, в какомто смысле, наставником, учавствует практически во всех музыкальных мероприятиях Марли. Так в 1963 году при помощи Хиггса он создал команду ТНЕ WAILERS, куда помимо него вошли Питер Тош, Банни Ливингстоун, Джуниор Брэйтуэйт и Беверли Келсо. В 1965 году THE WAILERS сократились до трио (Марли, Тош, Ливингстоун), а в 1966 году распались. Марли уезжает в Штаты, но вскоре возвращается и воссоздает THE WAILERS. К 1971 году W очень популярны на Ямайке, но практически неизвестны за ее пределами. Марли и Хиггс организуют собственную фирму грамзаписи "Tuff Gong". 1972 г - выходит альбом "Catch a Fire" - первый успех и признание в Соединенных Штатах. 1973 - гастроли по США, уход из W Тоша и Ливингстоуна, начало их сольной карьеры 1974 г - Боб Марли и все тот же Джон Хиггс набирают женское вокальное трио и в мировое турне по Европе Африке и обеим Америкам отправляется вновь созданная команда BOB MARLEY AND THE WAILERS. К середнне 7О-к г г Марли стал признанным лидером рэггей. В Великобритании практически все его новые вещи входили в ТОР 40 (No Woman No Cry 1975; Exodus, 1977; Waiting In Wain, 1977; Satisty My Soul, 1978) и в TOP 10 (Jamming, 1977; Punky Reggae Party,1977; Is This Love, 1978), а в США его альбомы неизменно занимали высокие места и пользовались невероятной популярностью в сферхинтеллектуальной элиты.

На Ямайке же Марли стал культовой фигурой, его политические и религиозные выступления публика воспринимала как откровения святого 1980 г - отмена американского турне из-за болезни рака мозга и легких 11 мая 1981 года Боб Марли, невероятно талантливый музыкант умер. Особое вннманне следует уде лить предсмертному альбому "Uprising", вышедшему в 1980 году Практически все песни, входящие в него, производят сильное впечат ление - "Uprising" стал последней вершиной музыканта Помимо Боба Марли, неискушен ному в рэггей любителю настоятель - но рекомендуются для прослушивания Peter Tosh (в первую очередь), BURNING SPEAR, ALFA BLONDY и BLACK UHURU (если параллельно вы слушаете Тома Уэйтса или Лу Рида - вам, разумеется, никто дурного слова не скажет). Заинтересовавшимся растой плотнее будет полезна статья М.Сосновского "Хайле Селассие, песенки рэггей и мифы исторического сознания" опубликованная в журнале "Иностранная литература" N 8-9 за 1992год. В своей статье М.Сосновскин совершенно справедливо отмечает, что "... характерная черта реггей - поразительная скудность тематики при огромном потоке песен... " и "... создается впечатление что это даже не просто строго каноническое искусство, но упражнение на заданную тему по жестким единообразным правилам" Это жанр который не творится, а практикуется. И действительно, в ямайском, а позже - в английском рэггей пора жало огромное, исчисляемое сотня ми количество групп и буквально тысячи пластинок. На Ямайке вы можете подойти к любому прямо на улице и спросить, как делается запись, и они все знают, они все этим занимаются. Сегодня это же явление можно легко проследить по следующей за рэггей "культуре корней" - мощному по своей энергетике стилю реп как форме художественной культуры в самой "низовой" простонародной среде. Кроме того огромная заслуга рэггей в том, что, благодаря ему вспыхнул колоссальный интерес к традиционным стилям, причем уже не ограничивающийся африканской и антильской музыкой.

И немного о Афрокосичках. Прически Древнего Египта: мода эпохи фараонов Египет - не только колыбель одной из самых древних и загадочных цивилизаций. Именно в Египте зародилось многое из того, без чего трудно представить наш быт. Возьмите любую вещь из окружающих вас - и вы найдете ее отдаленный прототип в долине Нила. Неудивительно, что искусство ухода за собой, хитрое ремесло рукотворной человеческой красоты появилась именно здесь, около 5 тысяч лет назад. Юное человечество, едва сделав свой первый разумный шаг, уже бросилось к древнейшему зеркалу - водной глади. Логика красоты, на первый взгляд, не поддается толкованию и объяснению - примерно как логика женская. Желание человека быть красивей, чем он есть на самом деле, вполне понятно. Но откуда появляются те эстетические идеалы, для достижения которых люди во все времена готовы были пойти на многое, если не на все? Откуда взялась у древних египтян любовь к геометрическим формам и строгим пропорциям, мы не знаем. Но не заметить сходства великих пирамид и головных уборов погребенных в них фараонов невозможно. Прически древних египтян отличаются парадоксальным сочетанием сложности исполнения, изощренной техники, пышности украшений и геометрической простоты конечных форм, выверенных строгих пропорций. Головные уборы знати тяготеют к трапеции (характерный пример - сфинкс), простолюдинов (воинов, земледельцев, ремесленников) - к шару.

Кстати, именно критерий "престижа" был определяющим для древних египтян. Традиционно признаком знатности, чистокровности считались волосы темные и прямые, поэтому и парики повторяли очертания на прямой пробор уложенных волос. Да, шикарные волосы Нефертити, о которых мы можем судить по дошедшим до нас статуэткам - это парик. В Древнем Египте мужчины, как правило, голову брили, женщины коротко стригли. Это имело, в том числе, и практическое значение - так египтяне спасались от жары и насекомых. Прически из своих волос египтяне древности делали очень редко, распространение их относится к более позднему периоду этой цивилизации. Парики этой древнейшей цивилизации представляют собой тщательно заплетенные и уложенные в плотные ряды тугие многочисленные косички. Подрезаны пряди были строго на одном уровне. Например, чуть ниже мочек ушей - именно эту прическу предпочитала легендарная царица Клеопатра. Таким образом, Египет является родиной знаменитого "каре". Выше челки прическу украшал золотой обруч, а по торжественным случаям - инкрустированный драгоценными камнями. Парики, как правило, изготовлялись из волос, шерсти животных, шелковых нитей, веревок, волокон растений. Они обильно пропитывались ароматическими маслами, духами или эссенциями. Помимо функций эстетических, имели они и практическую ценность - парики защищали голову от палящих лучей солнца. Некоторые прически, появившиеся, когда египтяне вспомнили о существовании своих собственных волос, показались бы весьма экстравагантными даже сегодня. Например, египетские дети, юноши и девушки брили голову, оставляя на левом виске одну или несколько прядей, которые завивали или заплетали в плоскую косу. Концы волос перехватывали заколкой или цветной тесемкой. Но и о своих любимых париках египтяне так быстро забыть не могли - и украшали прически накладными косами из шелковых цветных нитей, лент или полосок кожи, шерсти животных. Много тысячелетий спустя люди, наконец-то осуществили египетскую мечту о длинных, густых волосах - и изобрели наращивание волос.

Dreadlocks = Dread = Дред

Четверг, 02 Октября 2008 г. 00:30 + в цитатник
Dreadlocks можно перевести как "ужасающие локоны", а еще точнее - "убоявшийся Бога". У ямайских и эфиопских раста дредлокс являются частью договора, негласно существующего между раста и Богом Джа, - по легенде, когда настанет конец света, Джа протянет руку и выдернет всех верных за дреды в небо.

Индийские корни дредов тянутся от саду - людей, достигших просветления, своего понимания мира. Они часто отшельничают в горах, лишь иногда собираясь вместе. Волосы не стригут, отчего те сваливаются в колтуны - иногда длиной до нескольких метров.

Однако назвать эту прическу исключительно индийской или африканской нельзя, поскольку она существовала еще со времен мамонтов, если не раньше.

Дело в том, что дред - это естественное состояние свободных волос. Свободных - значит не знающих ни ножниц, ни расчесок, ни шампуней. В те времена у человека не было ни того ни другого, но это еще не факт, что все это нужно и сейчас. Отрастая, волосы спутываются сами собой, конечно образуя колтуны. Но стоит уделить этому процессу минимум внимания или сразу взять инициативу в свои руки - как ваши волосы приобретают неповторимую и в то же время естественную форму.

Локоны в 50е годы шокировали цивильных граждан, окрестивших их "дрэдлокс" (ужасные локоны). Растафари подхватили словцо, называя себя "Дрэдлок", "Дрэд" или же "Натти Дред" ("натти" - искаж. англ. "курчавый", презрительное прозвище чернокожего, вывернутое Растафари наизнанку).
 (220x184, 14Kb)

Damian Marley

Среда, 01 Октября 2008 г. 23:52 + в цитатник
Damian Marley, достойный сын своего отца Дэмиан Марлей умеет писать приятнейшую музыку, которая обладает свойством звучать подобно раскатам грома. Такова оказалась и судьба его нового сингла "Welcome to Jamrock", взбудоражившего сердца слушателей пейзажами Ямайки, резко контрастировавшими с бирюзовым океаном и шикарными гостиницами из рекламных проспектов турагенств. Приняв эстафету из рук возможно самого выдающегося артиста в истории реггей, Боба Марли, его сын Дэмиан начал свой путь в мир музыки еще в юном возрасте. Оказавшись в составе группы Shepherds и пережив ее раскол, Damian издал в 1996-ом дебютный сольник "Mr. Marley", а пять лет спустя записал номинированный на Грэмми альбом "Halfway Tree". На минувшей неделе свет увидел его третий альбом "Welcome to Jamrock", содержащий одноименный сингл, с которого и начался этот разговор. Все знают твою песню "Welcome to Jamrock". Она звучала в клубах и на радио все лето напролет. Но многие могли так увлечься битом, что не обратили внимание на текст. Она об условиях жизни бедняков и политической ситуации на Ямайке, так? Да, она о борьбе, которую ведут жители Ямайки. И о том, насколько эта страна отличается от того, какой ее изображают. Давай обсудим пару строчек, которые некоторые могут не понять. Ты говоришь: "To see the sufferation sicken me/Them suit no fit me/To win election they trick we/And them don't do nuttin at all". Что это значит? Невыносимо видеть чужие страдания, вот почему их порядки не подходят мне. Другими словами, программа политиков не соответствует моей идеологии. И чтобы победить на выборах они дурачат нас. Чтобы прийти к власти они многое обещают, но ничего не выполняют. Следующая строчка: "Police come inna jeep and them can’t stop it/Some say them a playboy, a playboy
rabbit/Funnyman a get dropped like a bad habit".

 (376x180, 18Kb)

Очень часто полицейские на Ямайке для решения своих проблем прибегают к насилию. И в этой ситуации лучше избегать шуточек. А так же подавить свое достоинство. Эта проблема затрагивает всех живущих на Ямайке. А что ты думаешь о политиках в Америке, например о войне в Ираке – ты за нее или против? Я не могу поддерживать никакую войну. Войны ведут за собой новые войны. Ты ударил кого-нибудь, ты объявил ему войну – так он ударит тебя в ответ. А что ты сделаешь, когда он тебе ответит? Ударишь его снова. Война несет новую войну. Я не думаю, что у войны может быть оправдание. И не может быть оправдания людям, воюющим по приказу своих правителей. Если лидеры стран не сошлись во взглядах – а ведь они учились в самых высших учебных заведениях – так скажи мне, неужели они не могут найти разумный путь, чтобы решить свои проблемы, не заставляя нас убивать друг друга? Это просто смешно. Настроение твоего альбома столь же политизированное как и сингла? Скажем так – оно смешанное. Он такой же разный, как наша жизнь. Как долго ты его создавал? Это заняло примерно два года, которые вместили в себя так же концертные туры и все такое. Пару месяцов записывались, уезжали в тур, возвращались – и снова в студию. Когда ты возвращаешься на Ямайку, что ты делаешь в первую очередь? Сворачиваю косячок. Хорошо, а во вторую? Раскуриваю! (смеется) Нее, когда мы приезжаем на Ямайку, мы останавливаемся в музее Боба Марли. Это то место, где мы обычно находимся. Но первое, что мы делаем, прибыв на родину – это встречаемся с теми, кто живет там, с нашими людьми, с нашими братьями. Какие чувства ты испытываешь, возвращаясь туда? Ты ощущаешь, как многое изменилось с тех времен, когда ты жил там? Да ты знаешь, я все еще живу там. Просто в последний раз надолго задержался в Америке. Я вижу, многое изменилось, и все же перемены эти совсем невелики. Что-то меняется – строятся новые дороги, автомобили более доступны, такие вещи. Но в основе своей все осталось по прежнему. Считаешь ли ты, что существует много заблуждений о том, как обстоят дела на Ямайке? Не говорил бы о множестве заблуждений. На Ямайке много райских уголков, где ты можешь наслаждаться жизнью, но все же жизнь большинства граждан страны – каждодневная битва. Есть какие-то позитивные стороны жизни на Ямайке, на которые ты проливаешь свет своим альбомом? Конечно - это люди. У жителей Ямайки огромное сердце. И очень пылкое – тут либо любят, либо ненавидят, не признавая полутонов. Ты описываешь свою музыку как "street music", которая ближе к рэпу. Чем на твой взгляд реггей похоже на рэп? И рэп, и реггей - все это rebel music (музыка повстанцев). И то и другое – музыка трущоб. Это одна из отдушин для молодежи больших городов, которая пытается найти выход из ситуации, в которой она оказались. Кто тебя впечатляет из числа исполнителей реггей?

Многие и многие. Когда-то меня вдохновляли большей частью dancehall-артисты, такие как Peter Metro, Shabba Ranks.

Когда ты осознал, что сам хочешь стать музыкантом? Да я почти всегда думал об этом. Еще подростком я серьезно помышлял о музыкальной карьере. Что меня по-настоящему заставляло этого хотеть, так это выступления других людей. Я вспоминаю выступления Shabba Ranks и ребят, которые были без ума от него. Тебе приятно, когда тебя сравнивают с Бобом Марли, или же ты предпочел бы, что бы о тебе говорили, как о самостоятельном артисте? Если тебя сравнивают с лучшим из лучших, то почему нет? Я не стану этому противиться. Ведь он был особенный, понимаете о чем я? Ты часто видел своего отца? Да, но он ушел из жизни, когда я еще был совсем мал...

Bob Marley

Среда, 01 Октября 2008 г. 23:45 + в цитатник
 (165x135, 12Kb)
Исключительное место, которое занимает в истории регги Боб Марли, обусловлено не только тем, что он стоял у его истоков - прежде всего оно отдано Марли в силу его уникального таланта, сочетавшего в себе безусловную музыкальную одаренность с религиозной экстатичностью. Всякому, кто слушает музыку Марли, следует сразу иметь в виду, что понять ее без хотя бы беглого ознакомления с историей растафарианского движения невозможно (краткая история растафарианства в конце рассказа); нельзя воспринимать ее как простую часть поп-культуры и слушать духовные гимны - а именно таковыми является большинство песен Марли - в отрыве от его мистического опыта, чьим продуктом они были. Проще говоря, человек, знакомящийся с песнями Марли без их контекста, рискует в лучшем случае воспринять певца как очередного политического анархиста в ряду бунтующей молодежи 60-х - тогда как он был в первую очередь духовным лидером и визионером, равных которому и сегодня рок-н-ролл не знает.

Многие пытались объяснить обаяние творчества Марли простой констатацией его талантливости. Но, думается, разгадка лежит несколько в иной плоскости: Марли имел редкий дар адекватного воспроизведения не личной, но универсальной истины, каковую дает только религия, поразительным образом балансируя между сочинением "церковных гимнов" и следованием чисто эстетическим канонам. Его музыка абсолютно земная, но не светская: он был тем самым медиумом, что разъясняет вечные законы доступным языком. И именно в этом постоянном присутствии вечности в его творчестве - его сила и обаяние.

Кроме того, он был награжден еще и удивительным пластико-ритмическим даром: умением ставить слова на свои места. Попробуйте послушать песню "War" с диска "Rastaman Vibrations" - со слуха невозможно уловить, что он исполняет прозаический текст. Этот абсолютный слух и позволял ему исполнять любые сочинения - как чужие, так и свои, - что называется, единственно возможным способом; любые последующие попытки кавер-версий натыкаются на полную исчерпанность интерпретаций.

История поп-культуры, а быть может, и современная история вообще не знает больше случаев, когда бы человек при жизни имел славу, подобную славе Боба Марли, - не по количеству поклонников, а по серьезности отношения. Легенда целого народа, личность государственного масштаба и живой пророк - и не в фигуральном смысле, как, скажем, Джим Моррисон, - а в прямом: таким был Боб Марли. И остается по сей день. Почести, возданные ему после смерти, сравнимы с королевскими; влияние, которое он имел на умы и души при жизни, - почти библейское. Притом что жизнь его была коротка и не богата на события, которые традиционно вызывают интерес - профессиональные скандалы и любовные похождения. Скорее она была подобна мистическому подвигу - хотя и со своими особенностями, обусловленными географией, историей и религиозной философией.

Роберт Неста Марли родился 6 февраля 1945 года в маленьком городе на севере Ямайки. Матерью его была черная восемнадцатилетняя Седелла Букер, отцом - белый пятидесятилетний моряк Норвал Марли. Семьи в традиционном понимании у мальчика не было - отец появлялся редко, хотя и помогал матери деньгами.

В начале шестидесятых мать с сыном переехали в столицу Ямайки - Кингстон и, как и многие им подобные, осели в Тренчтауне. Здесь подрастающий Боб обзавелся друзьями, такими же отпрысками неимущих семей; вместе они проводили время, слушая радио, которое поставляло на Ямайку народившийся рок-н-ролл. Марли бросил школу и устроился на работу в сварочную мастерскую, а все свободное время распевал песенки, тренируя голосовые связки. В этом ему помог знаменитый в Кингстоне певец Джо Хиггс, давший ему несколько уроков вокала на заднем дворе дома.

В 1962 году Боб и его друзья, Банни Ливингстон и Питер Тош, попали на прослушивание к местной антрепренерше Лесли Конг, которая записала с ними в студии несколько треков. На следующий год Боб собрал из друзей группу и назвал ее "The Wailing Wailers" ("Причитающие плакальщики"). В этом не было никакой иронии - традиции плача сильны в любой негритянской культуре.

То было время популярности ска, ямайской разновидности новоорлеанского ритм-энд-блюза, и огромных акустических систем, расставленных по улицам Кингстона (адепты регги утверждают, что именно такой способ уличного музицирования привел к появлению рейвов). Марли с товарищами, исполнявшие модную музыку, были быстро замечены и в течение последующих пяти лет стали островной знаменитостью.

1966 год был определяющим в судьбе Марли. Он женился, побывал в Америке, где жила вновь вышедшая замуж его мать, и, составив себе впечатление о Вавилоне, каковым считали Америку растаманы, вернулся в Кингстон, где за полгода до него побы- вал его императорское величество Хайле Селассие I, воплощение Всемогущего Джа - бога растафариан. Движение растаманов в этот момент здесь было на подъеме. И Марли стал его голосом. Так появилось регги.

Вплоть до начала 70-х The Wailers за пределами Ямайки были практически неизвестны. После неудачных попыток заключить контракт с рядом фирм Марли очутился на пороге знаменитого ныне Island Recrordz. Основатель студии, Крис Блэквелл, изначально ориентировался на распространение музыки Ямайки и, осев в 1962 году в Лондоне, популяризировал в Старом Свете ска, рок-стеди и регги, а впоследствии и родоначальников прог-рока Jethro Tull и King Crimson. Хорошо зная о славе Марли на родине, Блэквелл предложил ему немыслимый в истории групп, играющих регги, контракт: его поставили в равные условия с рок-группами.

Первая пластинка Марли на Island, "Catch a fire", немедленно установила новые стандарты в поп-музыке: газеты писали о явлении нового, совершенно ни на кого не похожего стиля, нового ритма и мелодии в сочетании с необычной, религиозно-протестантской тематикой песни. С этого момента группа Марли обретает интернациональную известность. В 1973 году приглашенные выступать на разогреве у Sly & The Family Stone, группа ?1 среди исполнителей черной американской музыки, The Wailers были вскоре выброшены из тура, поскольку публика принимала их теплее, чем хедлайнеров.

В последующие три года Марли стал настоящей звездой, и его песни сделались гимнами борцов за расовое равноправие. О том, что его слова имели совершенно реальный политический вес, говорит инцидент, произошедший в Кингстоне 5 декабря 1976 года.

 (525x637, 51Kb)


В это время в городе шла настоящая война в гетто, а Марли, чей авторитет здесь был непререкаем, решил дать бесплатный концерт, чтобы призвать жителей к миру. Правительство же приурочило к концерту выборы в парламент, назначенные двумя неделями позже.

Накануне концерта в дом Марли ворвались несколько человек и открыли стрельбу. Марли и трое членов его группы были ранены, тем не менее концерт не был отменен, а только сокращен: Марли вышел на сцену и спел несколько песен.

В последующие четыре года Марли жил попеременно в Англии и Америке: впрочем, как правило, он находился в турах. Группа часто бывала в Африке: в 1980 году правительство освобожденного Зимбабве пригласило The Wailers на церемонию празднования Дня независимости - таково было признание заслуг Марли перед странами третьего мира. Двумя годами ранее премьер-министр Ямайки и лидер местной оппозиции посетили его концерт; в том же году ООН вручила ему медаль мира.

В 1980 году здоровье Марли резко ухудшилось - еще три года назад, играя в футбол, он повредил палец на ноге, и у него развилась злокачественная опухоль: тогда он отказался от ампутации пальца по причине религиозных убеждений. Теперь ему пришлось отправиться в баварскую клинику, поскольку болезнь поразила мозг. Однако лечение не помогло, и в начале мая 1981-го Марли, поняв, что умирает, потребовал отвезти себя на родину. Но добраться он не успел и умер в госпитале Майами 11 мая 1981 года.

День его похорон, по свидетельству очевидцев, был самым скорбным днем во всей современной истории Ямайки. В стране был объявлен национальный траур. На траурной церемонии присутствовали все лидеры правящей партии и оппозиции. Тело Марли перевезли на место его рождения и положили в мавзолей. Ему было 36 лет. За месяц до смерти он был награжден орденом "За заслуги", правительственной наградой в признание его выдающейся роли в культурной жизни страны. Марли оставил после себя огромное количество поклонников и последователей и большое число песен. Но главное - он оставил после себя послание-призыв "освободить свой разум от гнева и проснуться к жизни". И, пожалуй, только в его случае эти затертые от частого употребления рокерами слова не кажутся банальностью


Поиск сообщений в Frankie89
Страницы: [1] Календарь